Изъяснение псалма 73-го. «Разума Асафу». Пророческое слово, предвозвещая будущую конечную гибель Иерусалима, повелевает читающим узнать и уразуметь смысл псалма. Иные, не вникнув в историю и не выразумев с точностию пророчества, содержащагося в псалме, применяли оный к событиям при Антиохе Епифане. Псалом говорит о сожжении божественнаго храма, о разрушении домов, о конечном разорении города, но не дознаем из истории, чтобы сие было при Антиохе. Не применим также псалом и к осаде города Вавилонянами, потому что тогда имели многих Пророков: Иеремию, Урию сына Самеова, Иезекииля, Даниила; а псалом говорит: «несть ктому Пророка, и нас не познает ктому» ( Пс. 73, 9 ). Если же не применим псалом ни к Вавилонянам, ни к Македонянам, то явно, что предвозвещает конечную гибель Иудеев, какой подвергли их Римляне, после которой не было уже им возвращения, потому что несут наказание за нечестие против Спасителя. Достойна же удивления несказанная благость Владыки, потому что, и вполне провидя их непокорность, пророчеством о будущих бедствиях предприемлет отвратить от нечестия. Впрочем и самое начало псалма дает видеть, что таково содержание предречения. Пс.73:1 .  Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? «Вскую, Боже, отринул еси до конца?» Ибо не седмьдесять лет определил им на рабство, как при Вавилонянах, и не седмь с половиною годов, как, по пророчеству Даниилову, при Антиохе, но до конца отринул и осудил на конечную гибель. «Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея». Непреложно негодование Твое на овец Твоих. Пс.73:2 .  Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился. «Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва». Издревле и от начала назывался Ты нашим Богом, а мы именовались народом Твоим, Владыка. «Избавил еси жезлом достояния Твоего». Твоею воспользовавшись помощию, избавились мы от египетскаго рабства. Достоянием же ( κληρονομα) назвал их и блаженный Моисей. Ибо говорит: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия ( κληρονομα) Его Исраиль» ( Втор.32:9 ). А жезлом Пророк наименовал царский скиптр, как бы так говоря: от начала были мы Твоим уделом, именовались Твоим жребием, к Твоему принадлежали царству. Так и в сорок четвертом псалме царский скиптр назвал жезлом. Ибо сказал: «жезл правости жезл царствия Твоего» ( Пс.44:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава X Воцарение Александра и заискивание его соперника Димитрия перед иудеями получившими большие льготы ( 1Мак.10:1–14 ). Щедроты Александра Ионафану: первосвященство, порфира и золотой венец ( 1Мак.10:15–21 ). Новые обещания Димитрия иудеям, не встретившие доверия последних ( 1Мак.10:22–47 ). Победа Александра, гибель Димитрия, союз с египетским царем, благоволение обоих царей к Ионафану ( 1Мак.10:43–66 ). Столкновение Ионафана с Аполлонием, военачальником Димитриевым, поражение последнего, новые милости Александра (ср. Antt. XIII, 2, 1–3 и д.) ( 1Мак.10:67–89 ). 1Мак.10:1 В сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха Епифана, и овладел Птолемаидою: и приняли его, и он воцарился там. «В 160-м году» (э. Селевк.), т. е. – 152 г. до Р. X. Александр называется здесь το Αντοχου – «сын Антиоха». По Liv. Epit. 52 – он был homo ignotus et incertae stirpis, и по Diodor. (у Muller, Fragm. hist. Graec. ll praef. p. XII, п. 14) жил в Смирне мальчик, по имени Валас (Balas), который был очень похож на умершего царя Антиоха Евпатора и одинакового возраста с ним, и выдал себя за сына Антиоха Епифана, хотя был в действительности низкого рода (ср. у Ios. Antt. XIII, 4, 8 – Αλεξανδρος ο Βαλας λεγμενος). – Этого мнимого сына Антиоха Епифана – Аттал II, царь пергамский, выставил в претенденты сирийской короны, и – через бывшего казначея при Антиохе Епифане – Гераклида – представил молодого человека с некоей девицей Лаодикеей (действительной или мнимой дочерью Антиоха Епифана) римскому сенату, чтобы признанием их здесь за детей Антиоха и исходатайствованием помощи придать вес и силу их мнимым правам на сирийский трон. После этого Аттал Пергамский с помощью Птоломея Египетского и Ариарата Каппадокийского собрал для Александра особое войско, с которым этот и направился на Димитрия, ставшего ненавистным как для названных царей за постоянные интриги и воинственные предприятия, так и для своих подданных за надменность и небрежное ведение дел правления (Иос. Фл. Antt. XIII, 2, 1, ср. Polib. Hist. XXXIII, 14 и 16, 7–14, Иуст XXXV, 1, Appian Syr. 67). – Птолемаидою Александр овладел – по словам Иосифа – κ προδοσας των νδοθεν στρατιωτν (через предательство воинов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Одна книга толкований на пророка Даниила Против пророка Даниила написал двенадцатую книгу Порфирий, утверждая, что книга эта написана не тем, именем коего надписывается, а неким, жившим в Иудее во времена Антиоха, называвшегося Епифаном, и что не столько Даниил предсказал будущее, сколько тот описал прежде бывшее. Поэтому все то, что он сказал до времен Антиоха, содержит действительную историю, дальнейшие же гадания его, вследствие незнания им будущего, были де вымышленными. Ему весьма умно отвечали Евсевий, епископ Кесарийский, в трех книгах, то есть в восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой, и Аполлинарий в одной большой книге, то есть в двадцать шестой, а прежде них отчасти Мефодий. Но так как задачею нашею служить не ответы давать на клеветы противника, что потребовало бы длинных рассуждений, а изъяснять то, что сказано пророком для наших, то есть для христиан; то я в предисловии напомню о том, что никто из пророков не говорил столь ясно о Христе. Ибо он не только пишет об имеющем быть пришествии Его, в чем он не отличается от прочих [пророков], но также сообщает, в какое время придет Он, и располагает царей по порядку, и перечисляет годы и предуказывает самые ясные признаки. Видя, что все это исполнилось, и не имея возможности отрицать этого, как не совершившегося, Порфирий, вынуждаемый несомненностью событий, обратился к другого рода клевете, утверждая вследствие сходства некоторых событий, будто бы то, что говорится об антихристе, как имеющее быть при конце мира, исполнилось при Антиохе Епифане. Но его нападение служит свидетельством истины. Ибо сказанное пророком столь достоверно, что неверующим людям кажется, будто бы он не будущее предсказал, а прежде бывшее описал. Впрочем, если при изъяснении этой книги представится где-либо случай, то я постараюсь коротко ответить на эту клевету и противопоставить простое изъяснение хитросплетениям философии или, вернее, мирской злобы, чрез которую он старается ниспровергнуть истину и как бы посредством фокусов лишить глаза возможности ясно видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Содержание    Против пророка Даниила написал двенадцатую книгу Порфирий, утверждая, что книга эта написана не тем, именем коего надписывается, а неким, жившим в Иудее во времена Антиоха, называвшегося Епифаном, и что не столько Даниил предсказал будущее, сколько тот описал прежде бывшее. Поэтому все то, что он сказал до времен Антиоха, содержит действительную историю, дальнейшие же гадания его, вследствие незнания им будущего, были де вымышленными. Ему весьма умно отвечали Евсевий, епископ Кесарийский, в трех книгах, то есть в восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой, и Аполлинарий в одной большой книге, то есть в двадцать шестой, а прежде них отчасти Мефодий. Но так как задачею нашею служить не ответы давать на клеветы противника, что потребовало бы длинных рассуждений, а изъяснять то, что сказано пророком для наших, то есть для христиан; то я в предисловии напомню о том, что никто из пророков не говорил столь ясно о Христе. Ибо он не только пишет об имеющем быть пришествии Его, в чем он не отличается от прочих [пророков], но также сообщает, в какое время придет Он, и располагает царей по порядку, и перечисляет годы и предуказывает самые ясные признаки.    Видя, что все это исполнилось, и не имея возможности отрицать этого, как не совершившегося, Порфирий, вынуждаемый несомненностью событий, обратился к другого рода клевете, утверждая вследствие сходства некоторых событий, будто бы то, что говорится об антихристе, как имеющее быть при конце мира, исполнилось при Антиохе Епифане. Но его нападение служит свидетельством истины. Ибо сказанное пророком столь достоверно, что неверующим людям кажется, будто бы он не будущее предсказал, а прежде бывшее описал. Впрочем, если при изъяснении этой книги представится где-либо случай, то я постараюсь коротко ответить на эту клевету и противопоставить простое изъяснение хитросплетениям философии или, вернее, мирской злобы, чрез которую он старается ниспровергнуть истину и как бы посредством фокусов лишить глаза возможности ясно видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава XIV Димитрий – царь сирийский. Возбуждение его к войне с иудеями отставным первосвященником Алкимом. Отправление в Иудею Никанора ( 2Мак.14:1–14 ). Столкновение иудеев с врагами; мирный договор Иуды с Никанором ( 2Мак.14:15–25 ). Интриги Алкима, недовольство царя Никанором, попытки захватить Иуду ( 2Мак.14:26–36 ). Подвиг старейшины Разиса ( 2Мак.14:37–46 ). Содержание обеих последних глав книги соответствует 1Мак.7 , с некоторыми, как и прежде, отличиями, имеющими то же объяснение. 2Мак.14:1 Спустя три года дошел слух до Иуды и бывших с ним, что Димитрий, сын Селевка, приплыл в пристань Трипольскую с сильным сухопутным и морским войском «Спустя 3 года…», т. е. после XIII: 1 – похода Евпатора на Иудею. Это выражение надо понимать как евангельское «по триех днех», т. е. считая и неполные годы; отсюда – спустя три года – не 149†3, но – 149-й, 150-й и 151-й, что и приводит к показанию 4-го стиха: «в сто пятьдесят первом году…» (согласно с 1Mak VII: 1 ). – Триполис – финикийский приморский город севернее Сидона между Библом и Арадом, лежит при подножии самой высокой части Ливана и назван так потому, что составился из трех колоний, выселившихся сюда из трех соседних городов – Сидона, Тира и Арада ( Strab. XVI, 754). 2Мак.14:2–3 и, овладев страною, умертвил Антиоха и опекуна его Лисия. Алким же некто, бывший прежде первосвященником, но добровольно осквернившийся в смутные времена, размыслив, что никаким образом нет ему спасения и нет доступа до священного жертвенника, Об Алкиме – см. к 1Мак.7:5 . – «В смутные времена…» Здесь разумеется время от удаления первосвященника Онии Иасоном при Антиохе Епифане до казни Менелая. – «Нет ему спасения…» С представлением Иудеям религиозной свободы при Антиохе Евпаторе, Алким не мог более опираться на поддержку сирийских друзей своих, не мог заслужить себе и должного уважения и признания Иудеев за свой полуязыческий образ жизни и убеждения. – «Нет ему спасения…», οκ αυτ σωτηρα – не «ему», или «не для него спасение», т. е. возможность занять первосвященническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Иез.5:1 . И ты сыне человечь, возми себе мечь остр, как бритву стригущаго 8 и притяжи его себе, и возложи на главу твою, и на браду твою: и возми превес весов, и размериши я. Меч дает разуметь карательную силу, отъятие волос на голове и бороде – лишение благолепия, а превесы и весы – правдивость Божия приговора, потому что в неизследимых судах Божиих все бывает строго взвешено. Иез.5:2–3 . Четвертую часть да сожжеши на огни среди града по исполнению дней затворения твоего. И да возмеши четвертую часть, и сожжеши ю среде града, четвертую же часть содробиши мечем окрест его, и четвертую часть разсыплеши ветром: и меч извлеку в след их. Чрез несколько слов сие истолковывает Сам Бог, огнем называет голод и смерть; почему две четвертые части повелел предать огню, потому что и голод и смерть истребляют людей подобно огню. А мечем означил нашествие врагов и убийства, какие произведут они, и рассыпанием – пленение и будущее рассеяние, о которых присовокупил: «и меч извлеку в след их», потому что, после того как соделались пленными, потерпели тысячи видов смертей. Иез.5:4 . И возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я в одежду твою. И от техже возмеши еще, и ввержеши я среде огня, и сожжеши я на огни: и от того изыдет огнь на весь дом Израилев. Сим означает Бог оставшихся в Иудее, которых архимагир Навузардан оставил вместе с Годолиею, и которые также различным образом были истреблены, то будучи умерщвляемы друг другом, то спасаясь бегством в Египет, и не оставляя там нечестия. И о семь ясно дает нам знать пророчество Иеремии. Сказанное же: «от того изыдет огнь на весь дом Израилев», дает разуметь, как тогдашнее раздражение царя вавилонского, так и гибель, постигшую их в Египте, а равно предозначает также мятежи, бывшие по возвращении из плена при Антиохе Епифане, по причине которых впали они в тысячи бедствий, преимущественно же возвещает неистовство на Владыку Христа и конечную их гибель, и рассеяние по целой вселенной после креста. Сделав это, говорит Бог Пророку, скажи и причины наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава IV Дальнейшие происки Симона и противодействие им Онии ( 2Мак.4:1–6 ). Иасон посредством подкупа занимает первосвященство и вводит эллинистические обычаи в св. городе ( 2Мак.4:7–22 ). Менелай вытесняет Иасона, дав большую взятку царю, и расточает церковные сокровища. Убиение Онии за обличение беззаконий Менелая. Самосуд народа над убийцами Онии. Менелай одерживает верх и становится жестоким врагом народа ( 2Мак.4:23–50 ). 2Мак.4:1 А вышеупоминаемый Симон, сделавшись предателем сокровищ и отечества, клеветал на Онию, будто он сам поощрял Илиодора и был виновником зол. «Вышеупоминаемый Симон…» – III: 4 и д. 2Мак.4:2–4 Благодетеля города, попечителя о соплеменниках и ревнителя законов дерзал он называть противником правительства. Когда же вражда дошла до того, что чрез одного из доверенных людей Симона стали совершаться убийства, тогда Ония, видя, что борьба опасна, что Аполлоний , как военачальник Келе-Сирии и Финикии, неистовствует, увеличивая злобу Симона, 2Мак.4:5–6 отправился к царю не как обвинитель сограждан, но имея в виду пользу каждого и всего народа, ибо он видел, что без царской попечительности невозможно мирно устроить дела, и Симон не оставит своего безумия. О последствиях путешествия Онии к царю ничего неизвестно. Из упоминания в 7 ст. о смерти Селевка и удалении Онии в антиохийский город Дафну (33 ст.) – обыкновенно полагают, что он более не возвращался в Иерусалим. Но это предположение очень произвольно, так как убиение Онии последовало не ранее 4–5 года по смерти Селевка, а равно и устранение его от должности Иасоном едва ли последовало тотчас по воцарении Антиоха Епифана. 2Мак.4:7 Но когда умер Селевк, и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии, Об Антиохе Епифане – см. к 1Mak I: 10 . – Иасон Ισων – грецизированная форма еврейского имени Йешуа – Ιησος – Иисус, и это изменение имени, по Иос Археол XII, 5, 1 – всецело принадлежит самому Иасону. 2Мак.4:8 обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О второй Книге Маккавейской Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV     О второй Книге Маккавейской Известная под именем 2-ой Маккавейской – книга сама заявляет себя, как краткое начертание или изложение пяти книг некоего Иасона Киринейского (II:24) – в их повествовании «о делах Иуды Маккавея и братьев его…», а также «о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора…». Следуя этому плану, книга делится на 2 ясно разграниченных части, из коих 1-я (III:1-X:9) повествует о событиях в Иерусалиме при Селевке IV и Антиохе Епифане, а 2-я (X:10-XV) – о событиях при сыне его Антиохе Евпаторе, кончая смертью Никанора (в 151 г. э. Сел. – 161 г. до Р. Х.). Этому сокращенному изложению Иасона Киринейского предшествуют 2 письма Палестинских Иудеев к Египетским (I:1-II:19), а также вставлены 2 кратких замечания автора – одно в начале (после писем, II:20–33), и другое – в конце (XV:37–39) труда. Так как начальные события книги (III-я глава) имели место в последний или предпоследний год царствования Селевка IV, умершего в 176 г. до Р. Х., то можно с точностью установить, что 2-я книга Маккавейская обнимает своим повествованием исторический период в 15 лет (176–161 г. до Р. Х.). Возникает вопрос, в какой степени этот период в изложении 2-ой Маккавейской книги совпадает с изложением 1-ой, в которую он также входит, как часть, – в чем сходствует и в чем представляет особенности и различия, в чем пополняет параллельный ему рассказ или сам в чем пополняется им? По сравнению с 1-й Маккавейской книгой, ведущей свой рассказ с Антиоха Епифана ( 1Mak. I:10 ), – вторая Маккавейская книга захватывает несколько более ранних событий (III:1; IV: 6) и более подробно описывает бедствия Иудеев, постигшие их с отступничеством первосвященника Иасона ( 1Mak. IV:7-VII: 42 – 2Mak I:10–64 ). С VIII гл. рассказ идет параллельно 1Mak III-VII гл. с некоторыми более или менее значительными и важными отличиями и неточностями, находящими себе объяснение отчасти в более религиозно-дидактических, нежели строго научных исторических целях книги, – а отчасти в неизбежных недосмотрах при сокращении первоисточника и приспособлении его к указанным предвзятым целям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 267 Гр. τ βρει – крепости; в рус. син. престольном городе, т. е. столице древнего Персидского царства. 269 Слав. на восток нет нигде соотв. ни в евр., ни в гр., ни в лат. т. Следовало бы опустить, в мефод. спп. небыло, появилось в симеон. спп. 273 ν τ ρμη τς σχος, букв. со стремительной силой, т. е. быстро и сильно, слав. в силе крепости. 276 Под воинством небесным, согл. 24 ст., толковники, начиная с Ефрема Сир. и Феодорита, разумели Еврейский народ и поражение его при Антиохе Епифане. 290 Слав. вин. пад. имуща соотв. по гр. им. п. χων, вероятно, в слав. это – позднейший перифраз, ибо в древне-слав. было имущий или имущ (им. п.). 291 Слав. Мидский и Персский соотв. Μδων κα Περσν – XII, text. recept., лук., исих. спп., а в алекс. и ват. Περσν κα Μδων. 294 Προβλματα – рус. проблема, задача. Слав. гаданий мало соотв. рус. „гаданию“, а потому уклоняемся, в рус. син. коварстве. У Феод. хитрость. 296 Гр. θαυμαστ – удивительно, изумительно, поразительно, слав. чудесно, т. е. произведет опустошения в невероятных размерах. 298 Крепко, твердо, без уступок будет сохранять свою власть над народами. Слав. ярем вериг своих исправит не соотв. гр. ζυλς κλοιου ατου κατευθυνει – ярмо (подл.) цепей будет исправно, т. е. власть его будет крепка и успешна. 302 Гр. σφργγισον – слав. назнаменай. „Запечатай видение, потому что оно исполнится после многих лет и чтобы сыны народа твоего не почли исполнения близким и не отказалась возвратиться в землю свою“. Ефр. Сир. Здесь противоположность Апокалипсическому запрету печатать откровение, яко время близ есть. ( Апок. 22, 10 ). 304 Пророчество 23 – 26 стт. толковники, вслед за Ефремом Сир., Феодоритом и др., относят к Антиоху Епифану и исполнение его видят в 1Мак. 1, 10 – 17 . Но, как замечал и Иероним, гонения Антиоха христианами считались прообразами гонений антихриста. И здесь тоже нужно видеть, по аналогии с 7. 11 и 12 главами, в коих нередко видно почти дословное сходство с этою главою (напр. 7, 24 – 25. 11, 36. 44). 305 κοιμθη – слав. успох контексту не соответствует и глаг. κοιμο значит не только: спать, но и: лежать. Читать далее Источник: Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста : С введ. и примеч./[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1912. - 62 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иосиф Флавий Иудейские древности О древности еврейского народа Аудио   Флавий Иосиф, его жизнь и творчество Предисловие автора Книга 1 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Книга 2 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Книга 3 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Книга 4 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Книга 5 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Книга 6 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Книга 7 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     I книга начинается с рассказа о событиях при Антиохе Епифане (175–164 гг. до Р. Х.) и дает историю до смерти Ирода Великого (4 г. до Р. Х.). Содержание II-й книги знакомит нас с эпохою от 4 года до Р. Х. вплоть до начала Иудейской войны и захватывает также первый (66–67) год ее. В III-й книге подробно повествуется о войне в Галилее (67 г.). В конце IV-й книги мы видим приготовления Тита к осаде Иерусалима. V и VI книги дают историю осады и взятия Иерусалима, а последняя посвящена рассказу о дальнейших событиях до полного уничтожения последних вспышек иудеев и взятия Масады. Флавий Иосиф, его жизнь и творчество Г.Г. Генкель Страшную во всех отношениях картину представляла Иудея в первой половине I века по Р. Х. Терзаемая внутренними неурядицами, борьбою партий, грабежами разбойничьих шаек, ежеминутно дрожа пред кинжалами наемных убийц – сикариев, угнетаемая множеством прямых и косвенных налогов, страдая от хищничества собственных первосвященников и стеня под гнетом непопулярных царей, готовых продать свою страну за ласковое слово римского императора, – Иудея была воистину несчастна. Сюда присоединялись еще жестокое иго римских прокураторов, послушных орудий сумасбродных безумцев на троне (Тиверий, Гай Калигула), грубость легионеров, вражда и доносы самарян, вечная борьба с сирийским населением страны, отсутствие личной безопасности в дороге, на улице, даже дома; все это делало тогда жизнь иудеев ужасною. Посягательства римлян на юридические и главным образом религиозные права населения также не могли особенно способствовать процветанию избранного народа, который именно теперь, быть может более чем когда-либо раньше, чувствовал свое великое умственное превосходство над грубыми завоевателями. Вечные насмешки и глумление над самым священным, что есть у иудея, над его Богом и верою, постоянно служили предметом раздоров. Пробудившаяся под влиянием эллинизма потребность в философском мышлении, в стремлении к созерцательной жизни, постоянно нарушаемой чисто внешними вторжениями грубых римлян, наконец, органическое отвращение иудеев от занятий искусством и военным делом, в чем их угнетатели достигли такого совершенства, – все это вело к развитию обособленности иудейского населения маленькой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010