Говоря о деятельности движения " Анонимных алкоголиков " , священник Алексий Бабурин определил их методические разработки, как не соответствующие православному пониманию " истин веры " . " У этого метода много достоинств, но все положительное перечеркивается попыткой внедрить в сознание пациентов представление о Боге, отличное от православного: организаторы групп оперируют понятием какой-то абстрактной " высшей силы " . Мне приходилось беседовать с профессионалами, работающими в этом движении, убеждать их в том, что, если они хотят получить благословение Святейшего Патриарха на свою деятельность, необходимо согласовать ее с миропониманием православных людей, причем сделать это можно без всякого ущерба для методики. Однако организаторы групп анонимных алкоголиков отвечают, что этого не позволяют условия патента (методика разработана в США); с их точки зрения, речь идет о " пустяке " который вряд ли помешает человеку быть православным и ходить в храм " . (Е. Житинева Избави нас от страстей и горьких болезней, — Журнал Московской Патриархии, 1996, N2, с. 32–36.) (5) Тургенев И, С. Литературные и житейские воспоминания. Казнь Тропмана. — Тургенев И. С. Собр. соч. М., Гос. изд. худ. лит., 1956. Т. 10, с. 395–419. (6) В этой связи, вероятно, можно было бы упомянуть и о канонизированной Русской Православной Церковью в 1988 г. блаженной Ксении, подвизавшейся в начале XIX века в Санкт–Петербурге в подвиге юродства, которая носила не только мужское платье, но и мужское имя. См. В. Кузьминский. Блаженная странница. Журнал Московской Патриархии, 1996, N2, с. 69–74.   Данная статья напечатана в альманахе " Диа–Логос. Религия и общество. " , М., 1997, " Истина и жизнь " . Се возвещаю вам великую радость О Рождестве Христовом Ясно, что Иисус родился во времена правления императора Августа — «Аугусту монархэсантос эпи тэс гэс», то есть «Августу единоначальстующу на земле», как поется во время рождественского богослужения, и начал свою проповедь в 15–й год правления Цезаря Тиберия, пасынка уже тогда умершего Августа, то есть в 29/30 году н. э. И о том, и о другом прямо свидетельствует Евангелие. А родился в тот год, когда Квирин проводил в Иудее перепись. Когда именно это было? Квирин (как известно из исторических источников) был легатом в Сирии только в течение 6 года н. э. Именно тогда согласно свидетельству историка Иосифа Флавия, жившего в Палестине, в Иудее была проведена перепись (no–лamыhu census). Однако согласно Евангелию от Матфея Иисус родился ещё при жизни царя Ирода или Герода Великого, который скончался в 750 году от основания города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Высказывается ли Церковь об охране окружающей среды? Ди Фалько: Конечно, беда была бы, если б не высказывалась: ведь речь идет о защите жизни! Церковь регулярно организует собеседования, большие собрания, тема которых – уважение к Творению. Бегбедер: Так для чего молиться? И что это дает? Мы подкидываем Богу топлива? Ди Фалько: Если топливом называть любовь, то да. Отвечаю на твой вопрос: молитва может принимать много разных форм. Она может быть и криком веры, и протестом непонимания. Иногда это спор и всегда – обмен. Это постоянный диалог, который поддерживают с Богом монахи. Это их жизнь, посвященная Богу и людям. Молитва служит очищению их самих и очищению всего человечества от «шлаков», тем самым с каждым днем освобождается все больше места для Бога. Бегбедер: Иногда стихи напоминали мне молитву. Аполлинер с его «Рейнскими стихами» из сборника «Алкоголи» или Уитмен с его «Благодарением» за горы, леса, облака, – полагаю, они молятся, сами того не зная. Это стихотворения-молитвы. Ди Фалько: В требнике – книге для священников, дьяконов, монахов, монахинь и для желающих присоединиться к их молитвам мирян – в воскресной утренней службе есть песнь, взятая из Библии (Второзаконие, 3), называемая «Гимн вселенной», – она близка к стихотворениям, которые ты вспомнил. Не собираюсь заниматься апологетикой или прозелитизмом, но мне хотелось бы предложить тебе позвонить в «SOS–Moлumby». Как известно, SOS – это начальные буквы слов «Save Our Souls», «спасите наши души». Так вот, во Франции существует «SOS–Moлumba» – как бы развитие того, что заложено в сигнале бедствия. Люди, посвятившие жизнь ближним, взяли на себя миссию поддерживать молитву. Возможно, мне следует дать тебе их координаты, чтобы ты почувствовал, насколько хорошо они понимают, что молиться – значит также слушать другого. Молитва – это зов человека к Богу. Любая молитва, будь то просьба, заступничество, благодарение или хвала. Молитва – не бегство от мира: напротив, это борьба. Она всегда предполагает усилие, ибо это прежде всего духовная битва. Битва с самим собой.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Почему принципиально? - А как вообще возможно для христианского сознания заниматься фантастикой, в смысле ее писать? Это же мечтание. И какая может быть фантастика в мире, определенном тем, что он Богом создан, Богом одобрен (это хорошо, - приговаривал Творец во дни творения), Богом управляется и устремлен к Богу? Я не хочу сказать, что все в мире жестко детерминировано, но места для произвольных или тем более тенденциозных домыслов в этой системе нет или почти нет. Тварный мир абсолютно реален - как в видимой, так и в невидимой своей части. А если начнутся домыслы, то христиане должны знать, что это мечтания, а мечтания - вещь чрезвычайно вредная, потому что уводят разум из мира Божественной реальности в мир непонятно чего; это - блуждание разума. Правда, есть в христианской литературе жанр видений, или снов, довольно обширный (самый известный сейчас пример этого жанра - " Расторжение брака " К. С. Льюиса), но авторы его честно предупреждают о том, что излагают порождения своего воображения. И, кстати, существует множество признаков того, от кого видение - от Бога или от противоположной стороны. Научная фантастика возникла в конце XIX века. Это была песня, гимн торжествующей науке. Вообще XIX век человечество прожило в некотором угаре, с одной стороны - вооруженной борьбы за социальную справедливость (это только сейчас, после кровавых проб и роковых ошибок, некоторые стали постепенно догадываться, что это дело ни к чему хорошему не ведет), а во-вторых - твердой уверенности, что наука все развивает, все превозмогает, все скорби человеческие снимает, что существует научно-технический прогресс и этот прогресс ведет людей к какому-то необозримому счастью. Но уже более полувека назад один очень грустный человек, юморист Илья Ильф, заметил, что в фантастических романах самбе главное было изобретение радио, при нем ожидалось всеобщее счастье человечества. Радио уже давным-давно есть, а счастья все еще нет. Могу добавить, что знаю замечательный юмористический фантастический рассказ, где всеоб щее счастье человечества связано с уничтожением не только радио, но и электричества, без которого человечество возвращается к более-менее пристойному существованию в небольших городах - без скоростей, без телевидения, без рекламы, без этой сумасшедшей гонки. Вместо того, чтобы смотреть телевизор и при этом пить какие-то сверхжуткие алкоголи, люди в этих маленьких городах собираются по вечерам и музицируют при свечах, у них маленькие камерные оркестры. Вообще проводят время осмысленно и приятно и не пьют ничего крепче домашнего вина и пива. Это, кстати, уже чистая фантастика, потому что самогон изобрели без всякого электричества и спирт тоже гнали без него...

http://foma.ru/mozhet-li-xristianin-chit...

Некоторые вещества, напр., алкоголи с низким весом частицы, не переходят в твердое состояние даже при весьма низких температурах; – для них известно только жидкое и газообразное состояние; для других тел известно состояние жидкое и твердое, – но они лишены способности превращаться в пар, – улетучиваться без разложения; третьи соединения существуют только в твердом виде и не могут ни плавиться, ни испаряться (121); некоторые тела, наконец, способны являться во всех трех видах: твердом, жидком и газообразном; расстояние температуры плавления или застывания от температуры кипения, у этих веществ, бывает весьма различно, – и нет возможности указать на определенное отношение между ним и составом; зависимость температуры кипения веществ от их состава представляет правильности довольно определенные, – но и здесь еще не открыто общего закона (122). Если сравнивать аналогичные тела, то одинаковому различию состава или химического строения (123), соответствуют одинаковые разности точек кипения, – однако же, правила эти приблизительно справедливы не для всех органических веществ. Число подобных примеров», -говорит химик (64), – «легко может быть размножено: но и сказанного достаточно, чтобы предостеречь от слепого доверия к нынешним теориям, за пределами тех фактов, из которых они выведены». «Все явления природы, – читаем в популярных лекциях Джона Тиндаля 274 , -тяжесть, всякого рода движения, химическое сродство, теплота, свет, электричество, магнетизм имеют единственной и последней причиной взаимодействия между центрами сил или динамических атомов, те действия, которые, в конце концов, приводятся к притяжению. Требование, чтобы сущностью (116) материи были абсолютное протяжение и абсолютная непроницаемость, не подтверждается ни рассуждением, ни фактами, даже противоречит фактам. Можно говорить только о монадах соединенных, весомых, и монадах свободных, невесомых. Различаются ли существенным образом (119) весомые монады от невесомых? Нет, потому, что несомненное действие мнимых невесомых тел на тела весомые совершенно подобно действиям весомых тел друг на друга: свет производит очевидное механическое действие, теплота удаляет молекулы твердых тел друг от друга, плавит, превращает в пары и проч.; молния раскалывает камни и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Участники семинара обсудили так называемый «метод Шичко» - широко известный, но спорный метод помощи зависимым людям. Геннадий Шичко (1922-1986) - российский биолог, психолог и физиолог. В Ленинградском институте экспериментальной медицины Шичко изучал воздействие слова на человека. Энтузиасты, применяющие метод Шичко на практике, используют дневники самонаблюдения, то есть трезвящиеся алкоголи записывают свои чувства, мысли, переживания и затем их обсуждают. Правда, пока официального церковного отношения к методу Шичко нет, объяснил руководитель направления Синодального отдела Валерий Доронкин. Ведущие в стране специалисты - главный нарколог России Евгений Брюн и директор института реабилитации национального научного центра наркологии Тарас Дудко – относятся к нему положительно. Однако духовник екатеринбургского общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин считает, что научного метода Шичко не существует. «В методе Шичко нет ничего уникального, - считает Валерий Доронкин. – Такую методику применяют в реабилитационных центрах во всем мире». Сам Шичко, по мнению Валерия Доронкина, был харизматичной личностью, поэтому его метод получил широкое распространение в России. Но поскольку разработанной и утвержденной Минздравом методологии нет, его последователи не находились под строгим контролем медицинского сообщества и многие из них дискредитировали метод. Сам же Шичко был материалистом и известны его критические высказывания о вере. «Думаю, что критикуют православные люди не метод Шичко, а его как человека, выступавшего против веры», - отметил руководитель направления Синодального отдела. Он добавил, что при разработке церковной методологии помощи зависимым людям необходимо будет описать метод помощи по Шичко и сформулировать церковное отношение к нему. «Но факт, что сотням, если не тысячам людей в нашей стране, такой метод помог», - подытожил Валерий Доронкин.  2 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/45065.html

2661 Возможность двоякого понимания их в таком случае может быть оправдана одинаково, остановим ли мы внимание на одном только слове «jus», взятом отдельно от стоящих при нем определений, или положим в основу своих выводов лексикологические данные, позволяющие смотреть на «jus divinum et humanum», как на устойчивое выражение, которого нет надобности расчленять, чтобы доискаться до его условного смысла. Как ни разнообразны подмечаемые специалистами оттенки в значении термина jus (см. dr. Ch. F. Glück " a – Ausführliche Erläuterung der Pandecten, Bd. I, S. 3–13, Erlangen 1797, где указано четырнадцать разновидностей понимания его в источниках римского права; сн. анонимн. Kurze theoretisch-praktische Erläuterung der Pandekten, II Th. 1 Abth, S. 6–10, Leipzig 1797), тем не менее в конце концов они сводятся, соответственно филологическому производству этого слова (от санскр. корня ju, откуда греч. ζυγν и лат. jumentum, jungere) к двум основным, а именно: jus в объективном смысле есть норма права, – «то, что связывает всех, на всех налагает обязанность, относительным образом доставляет право на что-либо»; jus в субъективном смысле – те правомочия, какие возникают для отдельных лиц или для изв. группы лиц вследствие связанности воли других упомянутой нормой (Р. Иеринг, Дух римского права на различных ступенях его развития, ч. 1, стр. 187–188, СПБ. 1875; проф. Чиларж, цит. соч., стр. 8). Разумеется, для точной передачи смысла модестиновой фразы и для реального комментария к ней отнюдь не безразлично, как именно будет понято в ней «jus»; но оставаясь на почве общих соображений, нет достаточных причин предпочесть здесь одно из только что указанных пониманий этого термина другому. Нетрудно предугадать, что этот же результат должен получиться и при попытке истолковать «divinum et humanum jus» при помощи внешнего сопоставления данного фрагмента бракоопределительной формулы с лексическими параллелями из других источников. Правда, одни из них, и притом наиболее важные, содержащиеся в юридических памятниках, совершенно определённо говорят об употреблении выражений: «jus divinum» и «jus humanum» в качестве терминов, указывающих определительными словами при главном на различные субъекты правообладания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Юстиниана, изданному в 527 г. в случае разногласия разноверных родителей в вопросе о религиозном воспитания детей решающий голос должен принадлежать той стороне, которая стоит за воспитание в православной вере (σχιροτραν εναι κα τος λοις πικρατεστραν τν γνμην προστττομεν το πρς τν ρϑοδξαν πστιν τος παδας γοτνος, – l. 12, Cod. I. 5). Другая, более поздняя конституция (529 г.) решает вопрос о том, в какой вере следует воспитывать детей от смешанного брака, уже без отношения к воле родителей: ε τις νρ αρετιλς ρϑοδξ γυναικς συνοικοη τοναντον αρετικ γιν, ρϑοδξον νδρα χοι, ττοτων τεκνα πσι τρποις ρϑοδξα γινεσϑαι προστττομεν (l. 18, Cod. I. 5). 2877 К этому нужно присоединить ещё и ссылку на многовековую практику как греко-восточной, так и русской церкви, представляющую далеко не малочисленные примеры браков православных христиан не только с последователями других христианских исповеданий (еретиками), но и с нехристианами. См. Zhishman " a, o. c., S. 511–512, 533–536; проф. Павлова Номок. при Б. Требн., стр. 182–183; ст. анонимн. автора «О браке православных с неправославными» в Прав. Соб. за 1863 г., ч. I, стр. 6307, и др. 2878 L. 20 Cod. V, 3; сн. юстин. Nov. CXIX, с. I, Относительно donationis ante и propter nuptias, кроме цит. специальной монографии А. Гуляева. см в курсах проф. Чиларжа (стр. 294–296), проф. Митюкова (стр. 326) и др. 2881 Русские однако не звали того очень важного обстоятельства, что в латинской Венеции в то время жило очень много православных греков, которые имели свои церкви, свой православный клир и свои православные типографии, в которых они, т. е. православные венецианские греки, и печатали свои церковные книги. Значит, хотя греческие книги и печатались в латинской Венеции, но печатались православными греками и в их собственных типографиях. Конечно, были и исключения, почему в то время и в самой Греции к венецианским греческим изданиям относились с осторожностью. 2882 Челобитная палеопатрасского митрополита Феофана 1645 года была нами напечатана в полном виде в журнале общ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1132 Рус. Стар. 1906, 5, с. 420. Вест. Ebp. 1878, II, 180, 183 . – Но Рабле осмеивал астрологию и разные гадания, между прочим по Виргилию (185, 196). Предсказаниям Нострадамуса († 1566) верили также Екатерина Медичи и Карл IX, который сделал его придворным доктором. Темные, б. ч. пессимистические предсказания его излагались в варварских стихах. Он издавал их в свет, а в новейшее время их напеч. Уард (Oracles of Nostradamus), с новыми комментариями (Ист. Вестн. 1892, 4, 295) 1137 См. летописи под 1064, 1102, 1113, 1161 г. Так, на Западе появлению комет приписывали или признак божьего гнева, призывающего к покаянию, или предвестие голода, чумы и т. п. См. Vita S. Hludovici imperatoris у Pertz " a, Monum., II, 607; Лиутпранда, Antapodosis, кн. V, в Monum. Germ. III; Титмар, Хроника, IV, у Pertz " a, III Русские летописи стоят на той же точке зрения 1139 Вивлиофика, т. XIV, 129, 130, 132, и 3-е послание Игнатия Тобольского, Прав. Соб. 1855 г. кн. I, 72 и отд. 1141 Wiszniewsiki, Hist, liter pols., IV, 172 и след. – Литература и наука при Петре В., Пекарского, I 1146 Сказания соврем. о Димитрии Самозванце, II, 55, 56. Для новорожденного Петра В. был составлен гороскоп (Москвит. 1842, I) 1150 Опис. рукоп. Рум. муз., с. 371. О близости Коперника к кардин. Николаю Шонбергу (Уэвелль, I, 474, 584). Коперник был в Италии одновременно (с 1495 г.) с М.Греком. О Николае Шонберге, Пекарский, Литер при Петре В. I, 277 и далее; А.Архангельский (Уч. зап. Каз. унив. 1900 г., 9, с. 41) 1163 Пыпин, Очер. литер. ист. повести и сказ. рус., Учен. зап. Ак. Н., кн. IV, 199–201. О тетрадях лживых молений и заговоров. Будде (Уч. зап. Казан. унив. 1898, 1166 Арх. истор. юрид. свед., II, ч. 1, с. xxvi. О различии Лунника астрологического и календарного, обличения против него анонима (XV в.), Филофея и М.Грека. См. В.Н.Перетц, К истории апокрифа и легенды. К ист. Громника и Лунника (Изв. Ак. Н. 1901, III и IV, исследов. и тексты); также о влиянии обличений на индекс запрещен. книг (Лет. зап. Арх. ком., кн. I, 43–44). Подробно об увлечении лунником в анонимн. поучении (Лет. Тихонравова, V, 99–100). О календарях и планетниках (Соболевский, Перев. литер. 132–133). Библиотека Моск. Синод. типогр. I, в. V. Календари и святцы, А.Покровского, М. 1911

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

26  –  Св. прпмц. Параскевы + Феофана. 27  –  Св. вмч. Пантелеимона (1 октоих) + 2 кан. + Феофана – II и VI гл. 28  –  Свв. апп. Прохора и Никанора. 30  –  Свв. апп. Силы и Силуана. 31  –  Св. прав. Евдокима.       –  Св. мч. Иоанна, Стратилата. АВГУСТ 3    –  Св. прп. Исаакия, Далмата и Фавста. 4    –  7 Ефесских отрок + Климента. 5    –  Св. мч. Евсигния. 7    –  Св. отца нашего Доната. 9    –  Св. Ксиста, вероятно, Сикста, папы Римского. 11  –  Св. мч. архидиакона Евпла (2 канона) + Феофана + анонимн. 12  –  Св. мчч. Фотия и Аникиты + анонимн. 14  –  Предпразднество Успения + Феофана + Иоанна Дамаскина + Феодора + Андрея.       –  Св. мч. Урсикина воина. 17  –  Св. мч. Мирона. 18  –  Свв. мчч. Фрола и Лавра + анонимн. 19  –  Св. мчч. Андрея Стратилата + Феофана + Иоанна Дамаскина . 20  –  Св. прор. Самуила + Иоанна монаха. 21  –  Св. ап. Фаддея.       –  Св. мц. Вассы + Феофана. 22  –  Св. мч. Агафоника + Феофана + анонимн. 23  –  Св. мч. Луппа. 24  –  Св. сщмч. Евтихия, ученика Иоанна Богослова. 25  –  Св. ап. Варфоломея + Barptolomaei. 30  –  Св. мч. Филика.       –  Св. Фантина чудотворца. 31  –  Положение честного пояса Богородицы + Феофана. СЕНТЯБРЬ 3    –  Сщмч. Анфима, еписк. Никомидийского + Иоанна. 5    –  Св. Кирилла, еписк. Гортинского. 6    –  Чудо Арх. Михаила в Хонех (два канона). 7    –  Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы + Феофана + Георгия.       –  Св. мч. Евдоксия. 9    –  Св. мч. Севериана. 10  –  Свв. мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. 12  –  Св. мч. Короната или Корнута. 13  –  Предпразднество Воздвижения Креста Господня.       –  сщмч. Корнилия. 18  –  Прп. Евмения, еп. Гортинского.       –  Св. мч. Пипериона. 19  –  Св. мч. Трофима, Савватия и Доримедонта.       –  прп. Сусанны. 20  –  Св. вмч. Евстафия + Феофана. 21  –  Св. ап. Кодрата. 22  –  Сщмч. Фоки. 23  –  Св. Евсевия исповедника. 25  –  Прп. Евфросинии + анонимн.       –  Св. мч. Пафнутия. 26  –  Св. ап. Иоанна Богослова (октоих) + Феофана + Игнатия. 27  –  Св. мч. Каллистрата + Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4    –  Св. мц. Дросиды и св. прп. Зосимы. 5    –  Св. мч. Феодула и Агафопода Солунских и др. + Феофана.       –  Св. мч. Клавдия, Диодора, Виктора, Викторина, Паппия, Никифора и Серапиона.       –  Св. прп. Феодоры Солунской.       –  Св. мц. Фервы девы, сестры ея и служанки. 6    –  Св. мч. Иринея (Ермия) Сирмийского. 7    –  Св. мч. Каллиопа. 8    –  Свв. апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта и Ерма .       –  Св. мч. Павсилиппа. 9    –  Св. мч. Евпсихия + анонимн. 10  –  Св. мч. Терентия, Помпия, Максима, Макария, Африкана и др. + Георгия.       –  Св. Ипомоны + Феофана. 11  –  Св. сщмч. Антипы, еп. Пергамского + Феофана, Георгия.       –  Св. прп. Трифены Кизической. 12  –  Св. мч. Дима и Протиона. 14  –  Св. сщмч. Мартина, папы Римского.       –  Св. Кира. 15  –  Св. мч. Крискента (у Серг. – 13 апр.).       –  Св. ап. Аристарха, Пуда, Трофима. 16  –  Свв. мцц. Агапии, Ирины и Хионии + Георгия.       –  Св. мч. Саввы Готского. 17  –  Св. прп. Симеона Персидского.       –  Св. прп. Акакия, еп. Мелитинского. 18  –  Св. сщмч. Иакова пресвитера и Аза диакона.       –  Св. прп. Афанасии. 19  –  Свв. мчч. Леонида, Хариессы, Ники, Галины, Каллиды, Нунехии, Василисы и Феодоры.       –  Св. прп. Иоанна пресвитера Палеолаврита + Феофана. 20  –  Св. препод. Феодора Трихины + Феофана. 21  –  Св. свящ. мчк. Ианнуария и с ним: Прокула, Зосса, Фавста диакона, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона.       –  Св. свящ. мчк. Феодора, иже в Пергии + Феофана.       –  Св. мчч. Дорита и Дорипиана. 22  –  Св. препод. Феодора Сикеота (2 кан.) + Георгия. 23  –  Св. вел. мчк. Георгия Победоносца (10 кан.) + Феофана, Космы + анонимн. + Андрея. 24  –  Св. мчч. Саввы Стратилата.       –  Св. препод. Елизаветы. 25  –  Св. Апост. и Евангел. Марка + Феофана. 26  –  Св. свящ. мчк. Василия Амасийского + анонимн. 27  –  Св. свящ. мчк. Симеона, епископа Иерусалимского, Сродника Господня + Космы + Георгия. 28  –  Св. Апост. Иасона и Сосипатра + анонимн.       –  Св. мчч. Дады, Максима и Кинтилиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002