Кондак, глас 4: Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово родшую. Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Амрафема, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену — Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства не только от соперницы своей — Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом чтобы рукою первосвященника Илия приносить жертву Господу Богу Вседержителю И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешении своего любящего мужа (1 Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет: — Господи Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его. Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

10 . Женщины, воззрите на свидетельство Анны и подражайте ему! Если случится вам потерять мужей своих, исполните то, что сказано об Анне: достигла она «глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» ( Лк.2:36 ) и прочее. Поэтому она и стала пророчицей; Святой Дух пребывал в ней отнюдь не случайно. Самое ценное – когда женщина обладает благодатью девства; если же она не может сохранить девства, но потеряет своего мужа, пусть остается вдовой. Вообще говоря, ей следует держать эту мысль в голове не только после смерти мужа, но даже тогда, когда он еще жив, чтобы затем, если то, к чему она стремится и чего желает, не сбудется, Господь возвеличил ее, и она сказала бы: «Обещаю, что если выпадет мне судьба, которую я не желаю, то, став вдовой, сохраню себя в чистоте». Однако ныне в Церкви встречаются люди, вступившие в брак во второй, третий, четвертый раз, – я уж молчу о большем числе браков, и нам не следует забывать, что подобные союзы извергнут нас из Царствия Небесного. Ибо не только разврат, но даже второй брак не позволяет занять положение в Церкви – вступивший во второй брак не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вдовицей. Возможно, из-за подобного союза он будет извергнут из собрания «первенцев… и [духов] праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:23 ), из Церкви, не имеющей «пятна или порока» ( Еф.5:27 ), – он не будет ввергнут в огонь неугасимый, но и не получит места в Царстве Божьем. 11 . Помню, когда я объяснял написанное коринфянам, а именно «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.1:2 ), то сказал, что существует разница между «Церковью» и «призывающими имя Господа». Ибо мне думается, что человек, состоящий в одном браке, девственник и живущий в воздержании, принадлежит Церкви Божьей, а тот, кто женился дважды, даже если он – человек высокой нравственности и преуспел в других добродетелях, не в «Церкви» и не относится к тем, кто не имеет «пятна или порока, или чего-либо подобного». Он, скорее, из второго ряда, с «призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа». Они спасены во имя Господа, но не возвеличены Тем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 18. Евангелие от Луки 2:40–49. На отрывок от слов «Младенец же возрастал и укреплялся» до того места, где говорится: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

            В акафистах и в канонах всегда — там, по-моему, седьмая песнь или восьмая — вспоминаются отроки. Практически во всех. Почему именно седьмая песнь всегда закрепляется за ними?             У меня умерла бабушка и мне кажется, что священник, который её отпевал, был из раскольничьей церкви. Что с этим делать, как быть?             — Вы узнайте, если вдруг бабушку отпевал раскольник, то совершите заочно отпевание в каноническом храме. А когда будете на могилку приезжать, земличку отсвящённую высыпьте на могилу. Сначала узнайте, действительно ли это правда. Продолжайте за неё молиться. На поминание заупокойное это не влияет. На Литургии поминание, на панихидах — это не влияет, поминайте бабушку. А если узнаете, что отпевал раскольник, пусть отпоёт её потом канонический священник.             Отроки благочестивые в пещи, которых Рождество Богородиче спасло есть — это седьмая и восьмая песнь любого канона. Но здесь нужно понять, что это песни Священного Писания, из которых первая — это песнь Моисея при переходе через море, вторая, которая только в посту читается — это песнь Моисея обличительная, третья — это песнь пророчицы Анны, четвёртая — это песнь Аввакума, пятая — песнь Исаии, шестая — молитва Ионы, седьмая и восьмая — песни отроков, девятая — песнь Богородице. Это библейские песни, лёгшие в основу всех канонов, структура их одинакова для всех канонов, слова меняются, смысл остаётся. Зная смысл этих песен, вы можете с любовью и вниманием слушать любое песнопение в церкви, потому что будете знать, что поют. Так что нужно будет почитать соответствующую богослужебную литературу, чуть больше вникнуть и всё.             По Марку. Девятая глава Евангелия от Марка: 38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. В традиции иудеев были экзорцисты и изгонятели бесов.

http://radonezh.ru/text/27-03-2015g-prya...

Анна Прор., мать пророка Самуила - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Анна Прор., мать пророка Самуила - житие Эта страничка относится к разделу   Анна Прор., мать пророка Самуила Святая Анна Пророчица, мать пророка Самуила (память 9 декабря по старому стилю) «Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, — повествует Библия. — У него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей». Вот однажды, придя в Силом для поклонения святой скинии, Анна про себя помолилась ко Господу, дав обет, что если Бог пошлет ей сына, она отдаст его в храм. Бывше же на ступенях храма и священник Илий. Видя, как женщина стоит у дверей и шевелит губами, не произнося ни слова, он сначала подумал, что она пьяна. «Нет, я не пьяна, — сказала Анна, — но изливаю душу свою Господу». «Иди, даст тебе Господь по слову твоему», — сказал Илий. И вскоре Анна зачала сына. И назвали его Самуил, что означает «испрошенный у Бога». Выкормив его, она пришла вновь в Силомский храм и, обращаясь к священнику Илию, сказала: «О сем дитяте молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое. И я отдаю его Господу на все дни жизни его». Самуил стал последним судией израильским и пророком. Анна же родила мужу еще трех сыновей и двух дочерей. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Анна Прор., мать пророка Самуила " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1781

Благочестивая старица Анна также вышла на встречу Христа. Она после этого события говорила о Нем (Иисусе Христе) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:38 ). Эту весть Анны-пророчицы символически изображает свиток, который она держит в левой руке. Правая рука в молитвенном жесте воздета вверх — душа ее в радостной хвале изливается в молитве к Богу. Икона призывает нас к личной встрече со Христом, встрече, которая определит весь путь нашей жизни, — к бессмертию или к смерти. 23. Двенадцатилетний Иисус Иисус Христос со Своей Матерью, Девой Марией, и старцем Иосифом, исполнявшим роль отца, жили в Назарете. Это небольшой город в Галилее, на севере Палестины. Иосиф и Мария каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу было двенадцать лет, они, по обычаю, пришли в Иерусалим для поклонения Богу в храме. Возвращаясь обратно, остановились на привал отдохнуть. Богородица стала искать Иисуса между родственниками и друзьями, но нигде не могла найти. Дева Мария с Иосифом возвратились в Иерусалим и через три дня нашли Его. Двенадцатилетний Иисус сидел вместе с образованными людьми, учителями и рассуждал с ними о воле Божией и Священном Писании. Эти учителя и знатоки Божиего Закона были в удивлении. В Галилее, откуда пришел в Иерусалим Иисус, не было школ и училищ, в которых изучали бы Священное Писание и древнееврейский язык, на котором была написана ветхозаветная часть Библии. И вот эти мудрые люди сидят и разговаривают на равных с двенадцатилетним ребенком о Законе Божием и его смысле. Необыкновенный разум и ответы Галилейского Мальчика приводили их в изумление. Они были не в состоянии Ему ни на что возразить. Матерь Божия навсегда запомнила это событие. Она сказала Своему Сыну: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? ( Лк.2:48–49 ). Отрок Иисус говорит не о человеке, которого все считали Его земным отцом, не об Иосифе, а об Отце Небесном. Он ясно знает и понимает, что Он не только Сын Девы Марии по Своей человеческой природе, но что Он и Сын Божий. Поэтому Ему и открыто Священное Писание Ветхого Завета. Он Сам как Бог давал заповеди Израильскому народу и Сам внушал святые мысли составителям священных книг Библии.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

В восьмой день по рождении, по закону, Младенец был обрезан, и Ему дано имя Иисус; а в сороковой день Его принесли в храм иерусалимский. В это время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон, которому обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Симеон пришел в храм, взял к себе на руки Предвечного Младенца и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо очи мои видели спасение, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля!» От этого события Симеон получил название Богоприимца. Тут же находилась и престарелая 84-х летняя вдова, пророчица Анна, которая стала прославлять Господа, явившегося во плоти. Обрезание Господа празднуется 1 января, Сретение – 2 февраля, а память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы – 8 февраля. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы или мудрецы, которые, увидав на небе необыкновенную звезду, решили, что явление ее должно означать рождение Спасителя и пошли по пути, указанному движением звезды. Придя в Вифлеем, волхвы с радостью заметили, что звезда остановилась над одним домом. Они вошли в него, увидали Божественного Младенца, пали перед Ним на колена и с благоговением поднесли Ему дар: золото как Царю, ладан как Богу и смирну (растение, из которого приготовлялось драгоценное масло, миро) как человеку, который должен умереть за грехи всего мира. Избиение вифлеемских младенцев Ирод, правитель Иудеи, приказал волхвам, в бытность их в Иерусалиме, известить его, когда отыщут родившегося Мессию; но волхвы, по повелению Божию, отправились в свою страну иным путем. Тогда разгневанный Ирод, не зная, как отыскать Младенца-Христа, велел умертвить всех детей мужеского пола от двух лет и ниже, как в Вифлееме, так и в его окрестностях. В это время Иосиф, по повелению Ангела, явившегося ему во сне, бежал с семейством своим в Египет и пробыл там до конца жизни Ирода; возвратившись же в Иудею, поселился в своей родине Назарете. Иоанн Креститель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

В своей хвалебной песни по случаю рождения богодарованного сына ( Лк.1:67 и дал.) священник Захария с восторгом говорит о посещении и спасении Богом Своего народа от руки всех ненавидящих его, а целью общественного служения Мессии он ставит служение пред Богом в святости и правде, прощение грехов и руководительство народом по пути мира и справедливости. А какой искренней и сердечной представляется благодарность престарелого Симеона за исполнение его надежды, когда он от всей глубины сердца восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля!» ( Лк.2:29–32 ), Как согласно звучало с этими словами Богоприимца Симеона и похвальное слово пророчицы Анны, этой восьмидесятичетырехлетней вдовы, когда она прославляла Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:36 и далее). И таких благочестивых, верующих, надеющихся душ, было, конечно, немало среди иудейского народа; на основании ветхозаветных пророчеств они твердо держались того убеждения, что уже должно быть близко к ним время спасения не только государственного, но и душевного, а что Ожидаемый ими должен явиться среди Своего народа как Искупитель, как Спаситель, как Свет мира и Слава людей Своих – Израиля! Знатные, каким был, например, «благообразный» советник Иосиф Аримафейский ( Мк.15:43 ), ожидали приближающегося Царствия Божия так же, как и представители простого народа – позднейшие ученики Иисуса Христа. И если от имени апостолов Петр торжественно исповедует своего Учителя: «Ты – Христос, Сын Бога живого!» ( Мф.16:13 и далее; ср. Мк.8:27 и далее; Лк.9:18 ), то этим высказывается лишь общая уверенность учеников, что уже исполнилось в лице их Учителя то, чего они давным-давно ожидали (Ср. Мф.14:33 ). Подобным образом Марфа ( Ин.11:27 ) и Нафанаил ( Ин.1:49 ) также исповедуют Господа как Христа, как Сына Божия, Царя Израилева. Даже когда искуситель в пустыне и изгоняемые демоны ( Мф.4:3, 6 ; Мк.3:11 и др.) говорят об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то этим они доказывают также только ту мысль, что таковым в то время ожидали Мессию многие из иудеев; они пользуются в этом случае лишь выражением, которое было тогда в народном употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В центре, в самом средоточии этого поистине космического Сретения старец Симеон говорит свои памятные слова. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – «Сейчас, в этот самый момент, когда я держу Тебя, неведомым образом Ставшего Младенцем, Владыко, Господи, Ты отпускаешь меня, раба Твоего» – так говорит Симеон которому «было предсказано, Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Старец знает, что пришло его время умереть, но он совсем не печалится, т.к. именно ради этого момента он и жил. Он как путник, совершивший долгий и трудный путь по пустыне и достигший наконец зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться. Его путешествие завершено. По глаголу Твоему с миром; – «Как Ты и обещал, я ухожу с миром». О каком обещании идет речь? Пророк Исаия, рассказывая о будущих мессианских временах писал: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис. 55,12). Симеон радостно ощущает в себе Божественный мир. Он явственно видит, что пророчество исполнилось, и наступила мессианская эпоха. Яко видеста очи мои Спасение Твое, – «Так как я, не во сне, не в видении, а своими плотскИми глазами, увидел Спасение Твое». О каком Спасении идет речь? Интересно, что в Евангелии слова об ожидании Спасения как бы обрамляют Песнь старца Симеона. Перед ней о самом Симеоне говорится, что он «чаял утешения Израилева». После слов старца повествуется о проповеди пророчицы Анны «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». «Утешение», «Спасение», «Избавление» – именно об этом рассказывается в одном из песнопений праздника: «Сей же первовечное Слово Отчее воплощенное понесе, и языкам откры Свет, Крест и Воскресение ; и Анна-пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедующи». Будучи пророком, Симеон провидел, какую страшную цену придется заплатить за Спасение Израиля Младенцу, которого он держит, и Его Матери. Не случайно, обращаясь к Марии, он произносит следующие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Отец Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета» пишет: «Маленькое слово – союз «и», но от него многое зависит; оно здесь почти лишнее, складнее было бы без него. Но это « и Тебе» означает, что Он будет пронзен копием на Кресте и Ей, стоящей у Креста, это копие пройдет сквозь душу. Вот что здесь за этим союзом «и»». Симеон уже знает про Крест, но он также знает и то что «печаль в радость будет» (Ин. 16,20), он провидит Воскресение.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin...

Господь Сам низойдет на Сион, и тогда не только «цари будут наказаны», но «покраснеет луна, и устыдится солнце» ( Ис. 24:21–23 ). Суд совершится в Иерусалиме, но Бог явится сюда не только для иудеев, но и для язычников. Он «сделает на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей» ( Ис. 25:6 ). Люди будут судимы по делам их – кара ждет нечестивцев, награда – праведников. Но что это за кара, и что за награда? Ведь большая часть людей, живших на земле со времен Адама, уже умерли – все равно, были они добрыми или злыми. Очевидно, множество праведников должно погибнуть и в последние дни, которые описывает пророк. И Книга Исаии дает ответ на этот вопрос: тот, кто был предан Господу, кто жил праведной жизнью, – они воскреснут для новой жизни: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела… и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ). Но силам зла уже не подняться – они останутся в преисподней, в мрачном Шеоле: «Мертвые не оживут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них» ( Ис. 26:14 ). Апокалипсис Исаии – очевидно, первое место в Библии , где ясно сказано о воскресении мертвых. Во всем Пятикнижии об этом нет ни слова; псалмы, говорящие об этом, позднего происхождения, и только в 1 Книге Царств пророчица Анна, мать Самуила, произносит в молитве: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» ( 1Цар. 2:6 ). Но вера Анны в то, что Бог может воскресить умершего, – это еще не обетование всеобщего воскресения праведников, которое мы находим у Исаии. Вообще, о Шеоле, месте обитания мертвых, в Ветхом Завете говорится чрезвычайно скупо. Это место скорее напоминает греческий Аид, как он изображен, например, в гомеровской «Одиссее» – тени людей пребывают здесь, не претерпевая мучений, но и не зная радостей; эту загробную жизнь и нельзя, собственно, назвать жизнью. О преисподней не говорится и в Книге Исаии; однако весть о грядущем воскресении должна была вызвать в душах людей желание узнать, что ждет человека сразу после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35)... Участие Божией Матери в событии Сретения Господня столь велико и значительно, что сам этот праздник является наполовину Богородичным. Уже по строю богослужения он более приближается к двунадесятым праздникам в честь Божией Матери, чем к Владычным праздникам. К Божией Матери обращаемся мы в тропаре праздника, Ей посвящены прокимны на утрене и Литургии, Ее же призываем мы и во многих других песнопениях этого дня. Особенно большое место занимают обращения к Божией Матери в припевах на 9-й песне канона: из 14 припевов - 6 посвящены Божией Матери. Обращаясь к Ней, Чистой Голубице и Нескверной Агнице, мы просим Ее покрыть и соблюсти нас от всякие нужды и печали и просветить наши души, омраченные люте житейскими сластъми. Однако Матерь Божия является не единственной участницей праздника Сретения; вместе с Ней в нем участвуют праведный Симеон и пророчица Анна. Евангелист Лука рассказывает, как по внушению Святого Духа они пришли в Иерусалимский храм, чтобы встретить принесенного туда Богоматерью Младенца Христа. И поскольку и Церковь земная и Церковь Небесная составляют единую Церковь, живущую единой же жизнью, то и в наши дни мы обращаемся к живущим на Небесах святому Симеону Богоприимцу и святой Анне пророчице, призывая их принять участие в великом празднике Сретения Господня. Богоносе Симеоне, - обращаемся мы к святому Симеону Богоприимцу, - прииди, подыми Христа, Его же роди Дева Чистая Мария. А святую Анну пророчицу мы призываем: О дщи Фануилева, прииди, стони с нами, и благодари Христа Спаса, Сына Божия. Участие святых праведных Симеона и Анны в событии Сретения Господня и встреча ими Христа в Иерусалимском храме не были случайными. Симеон и Анна были подготовлены к тому состоянием своих душ, посвященных неукоризненному служению Богу. Евангелие говорит, что Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этом многолетнем ожидании утешения Израилева, то есть пришествия Мессии, заключались смысл и средоточие сокрытой от человеческих взоров внутренней жизни святого старца. Чистота его сердца, привлекшая к нему Духа Божия, дала ему возможность познать Его же под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, Младенца бывша, закону повинующася (Служба Сретению Господню, на Господи, воззвах, стихира 2-я).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010