Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси… — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме. Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

http://pravmir.ru/svyataya-blagovernaya-...

Св. Юлия Карфагенская — мученица дева Иулия пострадала в 440 или в 613 г. Она происходила из знатного рода в Карфагене. При взятии города была захвачена в плен и продана в рабство одному богатому сирийскому купцу. Своим кротким характером, смирением, добросовестным отношением к делу и целомудрием она заслужила не только расположение, но и уважение своего господина. Однажды, будучи на острове Корсика по торговым делам, купец принял участие в языческом празднике; св. Иулия, оставаясь на корабле, обличала заблуждения язычников. Язычники вздумали отомстить ей за это. Они, напоив купца вином до опьянения, били ее, рвали ей волосы, резали тело и затем распяли. Тело бросили на острове. Иноки похоронили его. На месте, где нашли тело, вскоре забили два чудотворных источника, которые действуют и поныне, являясь местом паломничества на о. Корсика. В 763 г. чудотворные мощи ее были перенесены в г. Брешию (совр. Италия), в основанный лангобардским королем Дезидерием женский монастырь. До XX в. св Иулия считалась покровительницей города, ныне ее мощи вынесены из кафедрального собора, а в посвященной ей церкви св. Джулии устроен музей религиозной живописи. На данное время мощи святой нашли приют к северу от Брешии, в местечке Вилладжиа Преальпино. День памяти 16/29 июля. FbAutId_3 Св. Анна Кашинская. — Св. благоверная великая княгиня Анна родилась в конце XIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Ее мужа и сына убили в Орде, а самой ей пришлось скрываться с детьми и внуками от татарского гнева. Блгв. кн. Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности — целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином. 2/15 октября 1368 г. она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 г., во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля/3 августа 1649 г. были обретены ее нетленные мощи, а 12/25 июня 1650 г. княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего ее имя в своих целях. В 1909 г. 12/25 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Ныне мощи св. Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе г. Кашина. FbAutId_5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Благоверная княгиня Анна, как показывают сохранившиеся в истории события из ее жизни, равно крайне печальный эпизод прекращения чествования ее доселе, является поистине многоскорбной праведницей, которая при высоких своих качествах и подвигах богоугодной жизни понесла тяжелый крест испытаний не только при жизни, но и по блаженной кончине своей, после того как прославление ее Богом ознаменовано нетлением мощей и даром чудесных заступлений и исцелений. Княгиня Анна была старшая дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, по мужской линии правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) ростовского и по женской линии правнучка святого благоверного князя Михаила черниговского. С юных лет она воспитана в страхе Божием и отличалась благотворительностью убогим и несчастным, и по прекрасным свойствам ума и сердца была хорошо известна в окрестных княжествах. Княжна Анна Димитриевна 8 ноября 1294 года вступила в брак с тверским великим князем Михаилом Ярославичем, сыном Ярослава Ярославича , великого князя владимирского и тверского, родным племянником святого благоверного великого князя Александра Невского, при чем принесла ему как вено (в качестве приданого) город Кашин, до того времени принадлежавший к Ростовскому княжеству. Отчасти уже отсюда благоверной княжне Анне усвояется название «Кашинской», укреплено же за ней на вечные времена в особенности потому, что последние годы своей жизни она подвизалась в городе Кашине и здесь в обители блаженно почила и погребена. При всей любви и уважении благоверного супруга князя Михаила Ярославича, молодая княгиня Анна не раз испытала тяжкие удары для любвеобильного сердца своего вследствие многих и великих несчастий, имевших место в Тверском княжестве и особенно в семействе своем. Истребление города Твери страшным пожаром в 1295 году, сильный мор скота и великая засуха в 1296 году, пожар в самом дворце, уничтоживший все княжеское имущество, при чем князь и княгиня едва успели выбежать из пламеневшего дворца, также тяжкая болезнь молодого Михаила Ярославича – вот какие бедствия переживала эта благоверная чета княжеская. Родное семейство ее составляли сыновья Димитрий, Александр, Константин и Василий и дочь Феодора. Но семейное счастье и спокойствие князя и княгини не были продолжительны при современных им исторических обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь. В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество – на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва , воздержание – были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым. Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество; молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606–1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его. После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины ее супруга. В 1325 г. ее старший сын, князь Димитрий Грозные Очи, встретил в Орде, в присутствии хана, князя Юрия Даниловича и убил его, за что и был казнен ханом. А через два года в Твери вспыхнуло самое большое восстание против татар, какое только было на Руси, и Тверь была страшно разгромлена татарами. Тогда княгине Анне пришлось скрываться неизвестно где, и она вернулась в Тверь только после разгрома города. Сын ее, князь тверской Александр, бежал сначала во Псков, потом, когда татарская рать подступила к Пскову, то, чтобы спасти хотя бы этот полюбивший его город от разгрома, — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и немедленно поехал в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. И все просили его не ехать. Александр отвечал, что ему ехать надо, даже и на смерть, потому что, по Писанию, надо душу свою полагать за друга своя и многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное. Тогда окружавшие сказали: «Воля Господня да будет». Сохранилось в Царственной Летописи изображение св. Анны, провожающей сына. Она плачет. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Итак, говорит летопись, тверское княжение до конца опустело. Постриг св. княгиня Анна приняла, по преданию, в тверском Софийском монастыре, с наречением имени София, но в схиме ей было возвращено ее мирское имя — Анна. Скончалась она в кашинском Успенском монастыре, судя по летописи — в 1338 г. Кашинским князем был младший сын ее Василий. Возможно, что он взял мать к себе после чумного поветрия в 1334 г., когда Тверь совершенно обезлюдела. Двести лет пребывала гробница св. благоверной княгини Анны в древнем деревянном Успенском соборе и пришла в совершенное забвение. Наконец в 1611 г. она, в схимническом одеянии, явилась во сне болящему пономарю Георгию, назвала себя Анной и обещала ему исцеление, но сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него, и никто им этого не возбраняет. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Затем она велела сказать духовенству, чтобы гроб ее держать «честнее» (т. е. достойно) и чтобы зажгли перед гробом свечу, «пред образом Спаса Нерукотворенного».

http://sedmitza.ru/lib/text/437723/

Позже Юлия поняла, что ей предназначен иной путь. Мирские занятия были оставлены. Она подолгу молилась в соборах и храмах Твери, а затем приняла постриг в Ивановском Введенском женском монастыре с именем Анна – в честь святой Анны Кашинской. Благоверная княгиня Анна Кашинская – удивительная святая. Ростовская княжна Анна родилась в 1278 году, в 17 лет вышла замуж за тверского князя Михаила и всю свою жизнь посвятила Тверскому княжеству и его людям. Княгиня была замечательной женой и матерью и вырастила четырех сыновей, глубоко преданных своей Родине. В неспокойное время ордынского владычества ее супруг Михаил был вынужден пожертвовать собой, отправившись к татарскому хану на верную смерть. Только так он мог спасти свое княжество от разграбления. Анна прощалась с мужем, понимая, что больше никогда его не увидит. В Дербенте святому князю вырезали сердце, а в Тверь только год спустя привезли его тело. Впоследствии в Орде погибли и два сына княгини Дмитрий и Александр и внук Федор. Однако Анна не роптала на свою судьбу и всеми силами пыталась сохранить благоденствие в Тверском княжестве. Через некоторое время княгиня передала правление своим младшим сыновьям Константину и Василию, приняла монашество и удалилась в свой удельный город Кашин. Почти 30 лет княгиня провела в посте и молитве и преставилась в 1368 году, постригшись незадолго до своей кончины в схиму. В Смутное время княгиня Анна чудесным образом явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора города Кашина и посетовала, что гроб с ее телом хранится недостойно. Когда пономарь рассказал об этом видении, было решено обновить обветшавший собор и привести в порядок гробницу. Кашинцы принялись служить панихиды, и княгиня стала являть чудеса своего заступничества. О местночтимой подвижнице узнали в Москве и начали готовиться к ее прославлению. Из Кашина была подана челобитная царю Алексею Михайловичу, и святой составили службу и житие. В это же время произошло обретение мощей святого благоверного князя Михаила Тверского, что ускорило приготовление к прославлению его супруги Анны. В Кашине был возведен новый Воскресенский собор, и 25 июня 1650 года царь Алексей Михайлович торжественно отправился в город на богомолье. Царя сопровождал огромный крестный ход, к которому присоединялись шествия с хоругвями из всех окрестных мест. Однако через несколько лет после перенесения гробницы и прославления святой Собор 1666–1667 годов неожиданно постановил запретить почитание Анны Кашинской и положить ее мощи под спуд. Причиной стало двуперстное благословение десницы княгини и участие в составлении ее жития одного из главных идеологов старообрядцев диакона Игнатия Соловецкого.

http://pravoslavie.ru/30202.html

В истории этой можно было бы поставить точку, ведь очень скоро княгиню забыли, да и к гробнице ее относились с небрежением. Если бы не видение Анны Кашинской тяжело болящему пономарю Герасиму в 1611 году. Это было Смутное время и Кашину разорением угрожали поляки. Буквально чудом город продолжал стоять. В видении Герасим увидел святую Анну, которая сказала ему, что непрестанно молиться о родном ее сердцу городе и его жителях. Наутро сам Герасим был здоров. Слух о произошедшем исцелении и видении быстро распространился. И вот уже к гробнице княгини начинает стекаться народ, а случаев исцелений становится все больше. Происходящее стало известно царю Алексею Михайловичу. По его повелению в 1649 году духовенство освидетельствовало гроб и письменно зафиксировало чудеса. Еще чуть позже на Поместном соборе, организованном патриархом Никоном, схимонахиня Анна Кашинская была причислена к лику святых. Также было определено вскрыть гроб княгини. При большом стечении народа и в присутствии царя гроб открыли и обнаружили нетленные останки. Службу святой Анне по повелению царя составил Епифаний Славинецкий. Память ее совершается 15 (2) октября (в день кончины) и 3 августа (21 июля) (в день обретения мощей). Год спустя, 12 июня 1650 года в Кашин для перенесения останков святой из ветхого Успенского собора в новый, каменный Воскресенский собор, приехал царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Вместе со своими боярами царь нес гроб княгини. А покров на гроб вышивала сама царица и царевны. Как говорят документы, процессия была столь пышной, а событие так торжественно и значительно для всех присутствовавших, что трудно в истории найти другой подобный случай. Что такое деканонизация, или Как стать святым во второй раз Точка просится и здесь. Но нет, не получается ее поставить. Ведь не прошло и тридцати лет, как в 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была деканонизирована. Прежде всего, это было связано с эпохой борьбы со старообрядчеством. Дело в том, что благословлявший жест святой княгини, раскольники трактовали как двоеперстие. Да и саму святую сделали символом своей борьбы. Поэтому раку с мощами закопали, святую Анну вычеркнули из списка святых, житие предали анафеме, а церкви, возведенные в ее честь, переименовали. Запрещено было служить молебны святой Анне, только панихиды. Ничего подобного Русская Православная Церковь прежде не знала. Но почитание Анны Кашинской в Твери не прекратилось. Вера была крепка. Поэтому продолжали писаться ее иконы, совершаться крестные ходы до Нерли, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. Вплоть до 1769 года продолжали вестись записи исцелений от ее гроба. Именно поэтому в 1818 году решением Святейшего Синода святая Анна Кашинская вновь была внесена в месяцеслов.

http://foma.ru/imya-anna-edinozhdyi-knya...

Чудо 29 Кашинскаго уезду села Ламонова девица Параскева одержима была болезнию, и ума отступила, и не знала никого из своих домашних, бесновалася и нелепая глаголаше многое время, овогда замертво лежаше. И по мнозех днех в тонце сне явися ей преподобная великая княгиня Анна со аггелы, и несоша пред нею два аггела свещи возженныя, и два ведоша преподобную княгиню Анну. И прииде к девице, и рече к ней преподобная: «Параскево, что страждеши? Пойди в Кашин в соборную церков и помолися преподобней княгине Анне с верою. Аще же мене не послушаешь, и ты мучима будешь злою болезнию». Она же возбнув от видения, и никогоже виде, кроме домашних своих, и поведа им видение, и повеле, себя отвести вскоре в Кашин в соборную церковь к мощам преподобныя. И приидоша к литургии, и певше молебен Воскресению Христову и преподобной благоверной княгине-инокине Анне панихиду. Она же моляся со слезами у гроба преподобныя о исцелении своем. И по окончании молебнаго пения и панихиды приложися Воскресения Христова образу и ко гробу преподобныя, и в тот час совершенное исцеление получи молитвами преподобныя благоверныя великия княгини-инокини Анны. И отъиде в дом свой здрава, радуяся и славя Бога. Чудо 30 Кашинскаго уезду столника Феодора, Иванова сына, Лазарева жена его вдова Анна одержима была зелным недугом, и в том своем недузе ума отступила, и бесновалася, кричаше, и нелепые глаголы испущаше, и простоволоса бегаше, гонима бесом, и одежду на себе раздираше, еяже не можаху многие людие держати, аможе устремляшеся. Смиряше же ея домашнии и прилежаху о ней, но ничтоже успеваху, она же паче от духа нечистаго мучима. И привождаху в дом свой врачев, искаху исцеления, и имения много раздаяху, и не можаху ни от единаго их исцеления получити, но паче в горшая прииде. И в той болезни бысть пять лет. И по днех неких в тонце сне явися ей преподобная княгиня Анна, по Пасхе в неделю разслабленнаго в четверток, и рече ей: «Анно, пойди в Кашин в соборную церковь к заутрени в пятницу и помолися преподобней благоверной великой княгине-инокине Анне с верою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Круг произведений, посвящённый Анне Кашинской 3455 Служба Анне Кашинской 3456 Служба преподобной благоверной великой княгине-иноке Анне, иже бе в Кашине На малей вечерни. Стихиры, глас 1. Подо‹бен›: О, дивное чюдо. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от благаго корени произошла еси, преподобная, и, яко красноцветущая ветвь, израстила еси. От юности своея избранный сосуд Богу начася быти добрыми своими детелми 3457 : постом и молитвою, воздержанием, чистотою душевною и телесною и милостынею с любовью и со смиренномудрием. Тем и Христос вселися в тя, преподобная, и просветися от него божественым его светосиянием, емуже ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от младых ноготь своих страх Божий имела еси в сердцы своем, и внутреннима очима от Христа Бога просветився, яже зрети к горнему Иеросалиму и помышляти всегда будущая, егоже си получила еси, преподобная, и ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, чюдная преподобная великая княгиня-инокиня Анно, чистая душа твоя, яко зерцало, является очищенно добродетелми твоими многими, воображающи всем душевное спасение и к Творцу нашему и Богу присвоение, и ныне молися даровати душам наши мир и велию милость. Слава, глас 5. Возсия весна – приидите, людие, возвеселимся. Приближается лето благоплодное – обьемлюще плоды его, насытимся. Творится память преподобный матере великия княгини-инокини Анны – почетше ю 3458 , и восприимем ползу душевную, како угоди Христу Богу многими своими труды и подвиги и показа нам путь ко спасению, и ныне моли Христа Бога даровати нам мир и велию милость. И ныне.. Бого‹родичен›, глас той же: Блажим тя, Богородице Дево. На стих‹овне› стих‹ер›ы, глас 2. Подобен: Доме Ефрантов. Дом и жилище Пресвятому Духу была еси, блаженная мати Анно, тем и Христос в тебе живяше и ум твой и душу просвещаше. Стих: Честна пред Господем. Дом и подателнице нищим и всем неимущим явилася еси, достохвалная, тем и приобрете себе богатество неистощимое на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми и весь город плакали о них горько и долго.  Итак, говорит летопись, тверское княжение до конца опустело. Постриг св. княгиня Анна приняла, по преданию, в тверском Софийском монастыре,  с наречением имени София, но в схиме ей было возвращено ее мирское имя — Анна. Скончалась она в  кашинском Успенском монастыре,  судя по летописи — в 1338 г.  Кашинским князем был младший сын ее Василий. Возможно, что он взял мать к себе после чумного поветрия в 1334 г., когда Тверь совершенно обезлюдела.  Двести лет пребывала гробница св. благоверной княгини Анны в древнем деревянном Успенском соборе и пришла в совершенное забвение. Наконец в 1611 г. она, в схимническом одеянии, явилась во сне болящему пономарю Георгию, назвала себя Анной и обещала ему исцеление, но сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него, и никто им этого не возбраняет. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Затем она велела сказать духовенству, чтобы гроб ее держать «честнее» (т. е. достойно) и чтобы зажгли перед гробом свечу, «пред образом Спаса Нерукотворенного».  Это явление и исцеление повели к обретению нетленных мощей св. благоверной княгини Анны.  Последовали другие чудеса, всего 26 исцелений. С тех пор и до наших дней город Кашин чтит св. благоверную княгиню Анну как свою небесную покровительницу.  За XVIII в. записано было 40 чудес. Но только в 1909 г. св. благоверная княгиня Анна была  окончательно прославлена  и причислена к лику святых. Перед ее прославлением (с 1899 по 1909 г.) было записано 30 чудес. Особенность их та, что прп. Анна являлась часто в тонком сне (20 случаев) в образе монахини лет пятидесяти, высокой и благообразной, и именовала себя Анной благоверной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010