составитель Л.В.Филимонова Скачать epub pdf Предисловие Список святых жен с именем Анна открывают святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. О первой из них мы узнаем из Ветхого Завета, о второй – из Нового Завета. Имя Анна носила и святая родительница Божественной Отроковицы, которая была особенно почитаема на Руси с древнейших времен. Во имя ее было построено большое количество церквей и создано множество монастырей. Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий наложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять светильником горящим и светящим ( Ин. 5, 35 ), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (см.: Мф. 5, 15 ). Для X – первой половины XVI века содержанием женского религиозно-нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения во власти. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала с середины XVI – первой четверти XVII века. Эта идея послужила основой для жития преподобной княгини Анны Кашинской. В Житии образ святой княгини Анны Кашинской отражает исповеднический подвиг ее супруга князя Михаила Александровича и иноческое служение, сопряженное с политическим наставничеством сыновей. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга великого князя Ярослава – Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блаженная Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Октябрь 2 Анна Кашинская, благоверная княгиня – преставление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 г. Память 22 ноября/5 декабря). После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына кашинского князя Василия Михайловича перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Святая Анна имела кроме Василия еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг своего отца, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович , князь тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года. Преподобная скончалась 2 октября 1338 года и погребена в Успенском Кашинском монастыре. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 г. патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 г., 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Кассиан Угличский, преподобный Преподобный Кассиан был знатный грек и происходил из рода князей Мангунских. В мире он назывался Константином. О родителях князя Константина, о его жизни в детском и юношеском возрасте ничего не известно. Вероятно, еще в юных летах Константин отправлен был в Константинополь. Затем, когда в 1453 г. Константинополь взят был турками, он мог искать убежища в Италии, подобно Фоме Палеологу, князю морейскому, брату последнего византийского императора Константина, погибшего на стенах греческой столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Круг произведений, посвящённый Анне Кашинской 3455 Служба Анне Кашинской 3456 Служба преподобной благоверной великой княгине-иноке Анне, иже бе в Кашине На малей вечерни. Стихиры, глас 1. Подо‹бен›: О, дивное чюдо. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от благаго корени произошла еси, преподобная, и, яко красноцветущая ветвь, израстила еси. От юности своея избранный сосуд Богу начася быти добрыми своими детелми 3457 : постом и молитвою, воздержанием, чистотою душевною и телесною и милостынею с любовью и со смиренномудрием. Тем и Христос вселися в тя, преподобная, и просветися от него божественым его светосиянием, емуже ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от младых ноготь своих страх Божий имела еси в сердцы своем, и внутреннима очима от Христа Бога просветився, яже зрети к горнему Иеросалиму и помышляти всегда будущая, егоже си получила еси, преподобная, и ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, чюдная преподобная великая княгиня-инокиня Анно, чистая душа твоя, яко зерцало, является очищенно добродетелми твоими многими, воображающи всем душевное спасение и к Творцу нашему и Богу присвоение, и ныне молися даровати душам наши мир и велию милость. Слава, глас 5. Возсия весна – приидите, людие, возвеселимся. Приближается лето благоплодное – обьемлюще плоды его, насытимся. Творится память преподобный матере великия княгини-инокини Анны – почетше ю 3458 , и восприимем ползу душевную, како угоди Христу Богу многими своими труды и подвиги и показа нам путь ко спасению, и ныне моли Христа Бога даровати нам мир и велию милость. И ныне.. Бого‹родичен›, глас той же: Блажим тя, Богородице Дево. На стих‹овне› стих‹ер›ы, глас 2. Подобен: Доме Ефрантов. Дом и жилище Пресвятому Духу была еси, блаженная мати Анно, тем и Христос в тебе живяше и ум твой и душу просвещаше. Стих: Честна пред Господем. Дом и подателнице нищим и всем неимущим явилася еси, достохвалная, тем и приобрете себе богатество неистощимое на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА КАШИНСКАЯ (София) (ок. 1280 - 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича ; в тверском Спасском соборе их венчал еп. Андрей. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги кн. Михаила Ярославича - Анна - приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339). Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия ( Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II . После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отрочь мон-рь , А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича . В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Икона святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской ЖМП 10 октябрь 2018 /  19 ноября 2018 г. 15:05 Город Кашин и его святая княгиня Тверская земля в октябре и в начале декабря отмечает сразу две значимые даты в своей истории — 700 лет со дня мученического подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650 лет преставления его супруги — святой благоверной княгини Анны Кашинской. Муж и жена и после смерти остались неразрывно связаными в восприятии потомков. К ним обращаются (как и к святым благоверным Петру и Февронии) за помощью в устроении семьи. Они являются небесными покровителями Твери и Кашина. В городе, где княгиня Анна Кашинская провела последний год своей жизни, побывал корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя . Протоиерей Димитрий Кунченко, Кашинский благочинный, сегодня служит настоятелем Вознесенского собора города Кашина, где покоятся мощи святой княгини Анны Кашинской. А 18 с лишним лет назад, когда он еще служил в городе Зубцове и духовник спросил его, не хочет ли он поменять место жительства, отец Димитрий засомневался. Но духовник был тверд: надо ехать в Кашин. «Я ни разу там не был». — «Вот и побываешь». Сегодня отец Димитрий говорит, что город стал ему родным: «Это особенный, таинственный город, здесь все по-своему идет. Здесь и время более размеренно течет, чем в других маленьких городах российской провинции. И мироощущение здесь свое». Он уверен, что Кашин всегда будет оставаться одним из духовных центров России, каким он и был многие века. Неслучайно с XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С городом связаны имена таких святых, как Макарий Калязинский, Савва Вишерский, Дорофея Кашинская, Ефрем Перекомский. Но, конечно же, Кашин в первую очередь для многих связан с именем святой княгини Анны, хотя она прожила здесь только последний год своей жизни. После мученической кончины в 1318 году в Орде ее мужа великого князя Михаила Тверского княгиня проживет еще 50 лет. Ей предстоит перенести гибель двух сыновей и внука от рук ордынских татар, после чего она примет монашеский постриг с именем София. Перед самой смертью, в схиме, к ней снова вернется данное при рождении имя Анна.

http://e-vestnik.ru/history/gorod_kashin...

прот. Иоанн Козлов Анна Кашинская Старообрядцы неправильно обвиняют православную церковь , будто она исключила Анну Кашинскую из лика святых. Это неправда, ибо всенародное ее прославление в 1909 году говорит как раз обратное. А если чествование и было патр. Иоакимом временно приостановлено, то на это были свои причины и из истории канонизации святых видно, что некоторых святых то прославляли, то приостанавливали почитание. Патр. Иоаким не исключал Анну Кашинскую из святых, о чем свидетельствует соборное постановление: «Великий собор 1678 г., подтвердив запрещение малого собора 1677 г. – икон не писать и отдельной службы не отправлять, – не сделал прямого запрещения чествования Благоверной Анны. Распечатав запечатанную малым собором церковь имени преподобной Анны Кашинской, великий собор посвятил ее всем святым: «да будет в оном храме и тоя имя вочтено купно со всеми святыми» («Житие и чудеса Анны Кашинской» свящ. Архангелова, стр. 64, изд. 1909 г. ). Что постановление собора 1678 г. «не состоялось окончательно, и не было надлежаще обнародовано в Кашине, подтверждение этому нельзя не видеть в дальнейшем чествовании Благоверной княгини Анны Кашинской. Замечателен в этом отношении, в Кашинском Воскресенском соборе, дар от князя Ивана Григорьевича Куракина – серебряные, позлащенные сосуды на имя Благоверной, причем на потире надпись: 1678 г. месяца апреля 20 приложил сия сосуды в соборную церковь благоверной княгини Евфросинии» ( у Архангелова стр. 75 ). «Со времени Московских соборов 1677–78 г.г.. в течение 230 лет, хотя и не была уже совершаема отдельная церковная служба в честь благоверной княгини Анны, тем не менее молитвенное почитание ее местное, имело обширные размеры и сохранилось в ясных и многочисленных памятниках. В 1728 году, по ходатайству бурмистра Леонтия Сысоева с товарищи Преосвященнейшим Феофилактом, архиеп. Тверским и Кашинским, в неделю Всех Святых разрешено крестное хождение из Воскресенского собора, где почивают мощи благоверной княгини Анны, по всем обителям и храмам г. Кашина. В сем крестном ходу постоянно носится икона благоверной княгини Анны, по преданию писанная на гробовой ее доске. Сей крестный ход жителями и приходящими богомольцами особенно чтится. Повсегодно мы видим усердствующих в крестном хождении, всякого возраста и звания, по нескольку тысяч человек» ( там же стр. 77–78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Часть 1 Памяти протоиерея Александра Куликова Протоиерей Александр Куликов «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Эти слова, которые так любил повторять протоиерей Александр Куликов († 29 апреля 2009 г.), настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке (Москва), очень точно характеризуют дух целого поколения людей, живших совсем недавно. Гонимые и презираемые обществом, они подвизались в молитве и благодарении Богу и в этом обретали духовную радость, которой делились с ближними. Они стали связующим звеном между новомучениками и нами. Они воплотили в своей жизни Евангелие во времена гонения на Церковь, когда казалось, что все вокруг рушится и вокруг торжествует зло. От их маленькой, ярко горящей свечи веры возгорелось пламя возрождения Русской Церкви. Истоки Александр Сергеевич Куликов родился 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Тверской области и был крещен в честь благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября/6 декабря). Вот как он сам и его родные сестры Мария Сергеевна и Серафима Сергеевна Куликовы рассказывали о своей маме и о той атмосфере веры, которая их окружала в детстве. Протоиерей Александр: Наша мама, Анна Васильевна, была глубоко верующей. Рано утром встанет в праздник, напишет нам записку: «То-то сделайте, напоите корову, подоите ее…» – все подробности, перекрестит и уедет в церковь молиться. Мария Сергеевна: Тогда закрыли храм Троицы в Рамешках! Он был подворьем Троице-Сергиевой лавры, иеромонах там служил когда-то. Протоиерей Александр: И вот мама уезжала, исповедовалась, причащалась. А мы все сами делали. Вот какая была сила веры у мамы удивительная! Приходит бригадир: «Где Анна? Опять богомолка уехала?» Серафима Сергеевна: Ее называли колхозники «Анна Кашинская». А папа был очень против религии, стеснялся, что мама такая… Протоиерей Александр: …горящая! И всегда все хорошо было, всё мы успевали сделать. Мама приезжала довольная, окрыленная, как бы летала духовно.

http://pravoslavie.ru/32974.html

Конечно, отец Андрей — мученик, мученик за веру, это борец за правду Божью, тот человек, трудами и подвигом которого и возрождалась наша Россия. Хотелось бы отметить, что наша деревня, село спивается и морально деградирует, и это самое страшное… Святейший Патриарх Московский и всея Руси  Алексий II направил архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, клиру и пастве Тверской епархии, соболезнование в связи с гибелью священника Андрея Николаева и его семьи. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Виктору, Архиепископу Тверскому и Кашинскому Ваше Высокопреосвященство! Болью в сердце отозвалась страшная весть о гибели в огне пожара настоятеля Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской епархии священника Андрея Николаева и его семьи. Выражаю глубокое соболезнование Вам, клиру и пастве Тверской епархии, прихожанам, родным и близким семьи отца Андрея. Погиб православный священнослужитель — человек, которому Богом было поручено «полагать душу свою за други своя», который исполнял свои пастырские обязанности добросовестно и ревностно. Погибли супруга отца Андрея матушка Ксения и их малолетние дети: Давид, Анна и Анастасия. Всех нас посетило тяжелейшее испытание. В такие минуты невольно задумываешься о хрупкости человеческой жизни. Задумываешься о том, что наша жизнь — бесценный Дар Божий, но его очень легко лишиться, этот дар легко отнять. Отнять по неосторожности или злому умыслу. И если гибель о. Андрея Николаева и его семьи стала результатом злодеяния, и было совершено преднамеренное убийство, выражаю надежду на то, что правоохранительные органы проявят профессионализм и настойчивость в расследовании причин этого страшного преступления, а виновные получат заслуженное воздаяние. Будем молиться о упокоении душ погибших отца Андрея и членов его семьи в селениях праведных. Пусть Господь дарует всем нам силы с христианским достоинством пережить боль постигшей нас тяжелой утраты. Вечная им память! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ www.st-tatiana.ru В связи с появившимися во многих средствах массовой информации материалами о трагической гибели священника Тверской области Андрея Николаева с семьей возникло множество противоречивых мнений об отношении к отцу Андрею местного населения, в частности жителей села Прямухино, в котором служил священник.

http://pravmir.ru/gibel-svyashhennika-an...

Мощи святой благоверной Анны Кашинской в храме Вознесения Господня в Кашине ЖМП 1 январь 2023 /  12 января 2023 г. 13:00 Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году.  PDF-bepcuя.  Святая благоверная княгиня инокиня Анна Дмитриевна Кашинская (ок. 1280 — 2 октяб­ря 1368) просияла своей святостью в тяжелейшую эпоху русской истории — во время монголо-татарского ига. Достойная жена своего святого супруга благоверного великого князя Михаила Тверского, как и он, имела высокое устроение души, желая послужить в Русской земле народу Божиему, измученному гнетом жестокого врага — кровопролитными набегами и поборами, смертями и потерями близких, имущества. Повесть об убиении благоверного христолюбивого великого князя Михаила Ярославича, написанная спустя всего несколько лет после кончины святого, по всей видимости, духовником князя и очевидцем его подвига игуменом тверского Отроча монастыря Александром, разошлась в Русской земле во множестве списков. С глубоким сочувствием и состраданием внимали современники князя Михаила и их потомки рассказу о страдании святого и свидетельству духовника о его последней исповеди: «Если я куда-нибудь уклонюсь, а отчина моя вся в полоне перебита будет, — ведь мне же умирать после этого; так лучше мне ныне положить душу свою за многие души» 1 . Святая княгиня пережила мужа на долгие полстолетия, стала свидетельницей широкого народного почитания его подвига и его памяти, являясь неотъемлемой, всеми признанной участницей и того, и другого. Много испытаний выпало на ее долю. Она не только похоронила мужа, но и потеряла двух сыновей, Дмитрия и Александра, а также внука Федора, тоже жестоко убитых в Орде. Скорби не сломали княгиню. Анна приняла монашеский постриг, впоследствии схиму и преставилась в 1368 году. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

http://e-vestnik.ru/analytics/anna_kashi...

Определением Святейшего Синода от 11 апреля 1909 года снова открыт в городе Кашине Тверской губернии тот временно находившийся под спудом светильник Божией благодати, который задолго до официального соборного в 1649 году поставления на свешнице ( Мф. 5, 15 ) в древней России духовно освещал и животворно согревал ту ближайшую обстановку, в которой находился. Мы здесь разумеем только что совершившееся восстановление полного всероссийского почитания преподобной благоверной княгини Анны Кашинской по надлежащему церковному чинопорядку. Глубоко трагические обстоятельства окружают светлую историческую личность благоверной княгини – праведницы как при жизни ее, так и по блаженной кончине – с тех пор как состоялось временное, однако же в течение 230 лет имевшее свою силу определение Московского собора в феврале 1678 года о прекращении церковного чествования ее мощей «впредь до усмотрения». Поистине весьма печальное явление, беспримерное в истории канонизации святых Русской Церкви, представляет это обстоятельство, что благоверная княгиня Анна, прославленная свыше нетлением мощей и чудесными от них знамениями, спустя 28 лет после торжественного причисления к сонму святых Божиих и подобающего во всей Российской Церкви почитания, суровым определением Московского собора как бы изглажена из светлого лика чтимых в России святых. Однако, как оказывается из ближайшего рассмотрения определений Московского собора 1678 года, это прискорбное, совершившееся по некоторым недоразумениям того времени событие не было развенчанием святой княгини Анны, и как бы подтверждением этого служит последующая история непрерывного и глубокого почитания благоверной княгини Анны среди жителей города Кашина и его окрестностей. Эта историческая замечательная живучесть или устойчивость внушаемого, очевидно, голосом христианской совести почитания святой Анны Кашинской, притом бесстрашного при внешне грозном определении соборном, представляет выразительное свидетельство истинной веры в благомощное предстательство преподобной пред Всевышним, и она-то преимущественно служила для большинства русских агиологов 1 некоторым побуждением к обстоятельному исследованию и уяснению исключительных перипетий канонизации благоверной княгини Анны – в целях разрешения тех оказавшихся в последней четверти XVII века недоумений о личности ее, месте и времени кончины, равно о самом состоянии честных мощей, которые имели доселе как бы роковое значение для преподобной в отношении церковного чествования ее. Но теперь, с надлежащим уяснением этих вопросов и с утверждением всеобщей веры в святость благоверной княгини Анны чудодейственными знамениями и исцелениями по молитвенному ее ходатайству, снова, не без воли Бога тайной, воздано ближайшей покровительнице города Кашина преподобной Анне то, что вполне заслуженно было дано ей 260 лет назад на Московском соборе 1649 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010