Дионисий Колофонский, лицо неустановленное VI 100 Дионисий NepeбeжчukVII 166, 167; V 93; VII 23, 37; Ср. Ук. ист. Дионисий I Сиракузский, тиранн Сиракуз в 405–367 гг. II 66, 67, 69, 73; 75–83; III 18, 21; VIII 85 Дионисий II Сиракузский (367–344), наследник предыдущего, отличался жестокостью и самодурством, был изгнан в 357 г. Дионом и в 344 г. – Тимолеонтом II 63; III 21, 23. 25, 61; IV 8, 11; VI 50; VIII 79; ср. Ук. ист. Дионисий (I или II) II 61; III 9, 34, 36; VI 58 Дионисий Халкедонский, философ мегарской школы, учитель Феодора Безбожника, первый назвал своих коллег диалектиками. См. Ук. ист. Дионисий, философ мегарской школы, возможно, идентичен предыдущему II 98 Дионисий, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Дионисий, грамматик, учитель Платона III 4 Дионисий, раб Платона III 42 Дионисий, отец Диоскурида V 57 Дионисий, стоик из Кирены, ученик Антипатра Тарсийского, математик, учивший в Афинах во время молодости Цицерона. См. Ук. ист. Дионисий, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Дионисий, автор комментариев к Гераклиту Эфесскому IX 15 Дионисий, эпикуреец, третий в преемстве X 25 Дионисодор, беотийский историк. См. Ук. ист. Дионисодор, флейтист IV 22 Диоскурид Кипрский, скептик, ученик Тимона Флиунтского IX 115, 144 Диоскурид, литератор, ученик Исократа. См. Ук. ист. Диоскурид, свидетель по завещанию Феофраста V 57 Диоскурид, отец стоика Зенона Тарсийского, ученик Хрисиппа VII 190, 197, 198, 200, 202 Диотел, один из душеприказчиков Аристотеля V 12 Диотим, стоик втор. пол. II в., сочинивший 15 подложных писем Эпикура, чтобы его опорочить. См. Ук. ист. Диофант, отпущенник Стратона V 63 Диофант, друг Ликона, возможно, скульптор V 71 Диохет, отец пифагорейца Аминия IX 21 Дифил Боспорский, философ мегарской школы, ученик Евфанта II 113 Дифил Вифинский, стоик, отец Деметрия, ученика Панэтия V 84 Донак, раб Феофраста V 55 Досиад, считается отцом Эпименида I 109 Драконт, афинский законодатель VII в., чьи законы отличались большой суровостью I 55, 81 Дромон, отпущенник Стратона V 63 Дропид, родственник (брат?) Солона III 1

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Когда Диоклетиан овладел верховной властью, он, по словам Дж. Бейкера, «находился в самом расцвете своих жизненных сил; судя по портретам, это был ничем не примечательный человек с мелкими чертами лица, коротко подстриженными волосами и мягким взглядом. В повседневной жизни, – пишет Бейкер, – мы часто встречаемся с такими людьми – довольно упитанными бледными блондинами» (Бейкер Джордж. Константин Великий . Первый христианский император. М., 2004, с. 43). Следуя примеру Кара, Диоклетиан не утруждал сенат прось­бой о его утверждении императором. Достигнув верховной вла­сти, он решил переломить тенденцию, пагубную для государства и совсем уже печальную для самих императоров. За предшество­вавшие полстолетия «средняя продолжительность жизни импера­тора, (если не считать соправителей, узурпаторов и неудачливых претендентов на престол) составляла около двух лет» (Азимов, цит. изд., с. 220). Собственноручное совершенная им казнь Апера должна была произвести впечатление на офицеров и солдат, склонных к легко удававшимся мятежам, внушить им мысль о го­товности императора защищать свою жизнь, а значит, и свою власть самым брутальным образом и тем самым напомнить им о том, что император как народный трибун в соответствии с древ­ней правовой традицией Рима особа священная и неприкосно­венная, sacrosantus, хотя, впрочем, большинство воинов не осо­бенно чтили и даже, вероятно, плохо знали римские традиции и законы, имея, по большей части, варварское происхождение. Римляне и италики давно уже избегали воинской службы, препо­ручая ее поверхностно романизованным галлам и германцам, ил­лирийцам и фракийцам или совершенным варварам без римского гражданства, которое они как раз и добывали для себя службой. Параллельно с этим сдвигом, с превращением нации кресть­ян и воинов в нацию рантье и бездельных пролетариев, живущих засчет казны, падало политическое значение Рима. Центром вла­сти в империи стала преторская палатка императора, перемещав­шаяся из одной пограничной провинции в другую, а не сенатская курия, как это было в давние времена. И способный к смелым, но при этом продуманным, трезвым решениям Диоклетиан сделал имевший колоссальные исторические последствия вывод из сло­жившейся ситуации. Своей резиденцией он выбрал не столичный Рим, а незначительный город Вифинской провинции Никомидию, которую он украсил помпезными постройками; там рас­полагался его дворец, а также штаб вооруженных сил, в окрест­ностях города сосредоточены была значительная часть армии, откуда ее можно было оперативно перебрасывать в подкрепле­ние войскам, расквартированным на границе с Ираном и на Бал­канах, где лимес подвергался постоянной угрозе со стороны го­тов и сарматских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1947. 4. С. 284) Дион Хрисостом Греческий оратор и философ Дион Хрисостом (ок. 40 – ок. 120 гг. н. э.) происходил из вифинского города Прусы, снискал популярность как философ кинико-стоического толка. Произнес и издал множество речей на социально-этические, политические и философские темы, из них до нас дошло 78 речей. Огромную источниковую ценность для изучения истории Северного Причерноморья представляет собой XXXVI речь под названием «Борисфенитская речь, прочитанная в отечестве» (произнесена ок. 100 г.), поскольку передает личные впечатления Диона от посещения северочерноморского города Ольвии. Издания: Dionis Chrysostomi Orationes/Recogn. et praefatus est L. Dindorfius. Vol. II. Lipsiae, 1857; Dionis Prusaensis, quem vocant Chrysostomum, quae extant omnia/Vol. I–II. Ed. H. von Amim. Berolini, 1893–1896 (Nachdruck 1962); Dio Chrysostom: Orations VII, XII, XXXVI/Ed. by D. A. Russel. Cambridge, 1992; Dion von Prusa: menschliche Gemeinschaft und göttliche Ordnung: Die Borysthenes-Rede/Eingeleitet, übersetzt und mit interpretierenden Essays versehen von H.-G. Nesselrath, Balbina Bäbler u.a. Darmstadt, 2003. Литература: Браунд 1999. С. 271–282; Латышев 1887; Подосинов 1979. С. 19–32; Подосинов 2005. С. 9–16; Трофимова 1959. С. 151–162; Arnim 1898; Bäbler 2002. S. 311–327; Hupe 2006. S. 165–234; Jones 1978; Russel 1992; Treu 1961. S. 137–154. XXXVI. Борисфеническая речь, прочитанная в отечестве 1.      Случилось мне летом 473 быть в Борисфене 474 , когда я после изгнания прибыл [туда] морем, имея в виду, если можно будет, пробраться через Скифию к гетам, чтобы посмотреть, что там делается 475 . И вот я в рыночный час прогуливался по берегу Гипаниса 476 . Надо знать, что, хотя город и получил название от Борисфена вследствие красоты и величины этой реки, но как ныне лежит на Гипанисе, так и прежде был выстроен там же немного выше так называемого Гипполаева мыса 477 , на противоположном [от него] берегу. 2. [Мыс этот представляет собой] острый и крутой выступ материка в виде корабельного носа, около которого сливаются [обе] реки; далее они представляют уже лиман вплоть до моря на протяжении почти 200 стадиев; и ширина рек в этом месте не менее. Большая часть лимана представляет мели, и при безветрии поверхность воды там постоянно гладка, как на озере. Лишь с правой стороны заметно течение воды, и плывущие с [моря] по течению заключают о глубине; отсюда-то [река] изливается в море вследствие силы течения; если бы его не было, вода легко могла бы быть задержана сильным южным ветром, дующим в устье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О чрезвычайно-подозрительном отношении Домициана к Церкви Христовой, без понимания сущности ее учения, красноречиво говорит факт вызова к себе родственников Христа Спасителя, как потомков Давида. Когда же они к нему были приведены и он узнал, что имущество их состоит из небольшого участка земли, который они обрабатывают своими собственными руками, увидел мозоли на их руках, а также узнал о Христе и Его Царствии, – каково оно будет, когда и где откроется, – Домициан понял, что подобные претенденты не опасны и не только даровал им свободу, но и прекратил гонение 142 . Взгляд на отношения Домициана к Христовой Церкви показывает, что преследования при нем были результатом чрезмерной его подозрительности и религиозного характера не имели. Правительство по-прежнему считало христиан не более, как иудейской сектой. И только лишь после того, как христиане отказались платить иудейский фиск, наложенный Домицианом на иудеев с обрезания, и «было выяснено, что многие из христиан были не семитического происхождения» 143 , их начали преследовать, как особое от иудейства общество. Это случилось в последние дни Домицианова царствования. Возможно, что в эти дни его правления, а скорее всего в первые годы (последние первого века) царствования Траяна (98–117) против христиан уже велись особые судопроизводства. К такому заключению может привести следующее обстоятельство. Когда в 99 г. император Траян издал указ против тайных обществ (христиан он не имел в виду) 144 , и ревностный исполнитель императорских повелений Вифинский проконсул Плиний Младший стал приводить его в действие, перед проконсулом предстало великое множество христиан, обвиненных в нарушении указа. Не зная как применить к ним эдикт, Плиний, за разрешением своих недоумений, письменно обратился к Траяну. В своем письме он писал (что для нас и важно): «Я никогда не был при дознаниях и производстве дел о христианах, поэтому не знаю, что и в какой мере подлежит наказанию или следствию... Казнить ли за одно имя, хотя бы оно не было соединено с преступлениями или за преступления, оказывающиеся в связи с именем?» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ducang. 148 Беатриче, супруга Вильгельма VI, маркграфа монтеферратского, сына Вильгельма, правителя монтеферратского и фессалоникского, и мать Иоланты или Ирины, второй супруги имп. Андроника, была дочь Альфонса, короля Кастеллы или Испании. Ducang. 149 В вифинский город Прусу (см. Пахим. кн. 7, гл. 11). После же рассуждения, о котором здесь говорится, Векк был отправлен в вифинскую крепость, лежавшую на правой стороне при входе в залив Астакинский и называвшуюся по имени св. Григория. 151 Северо-восточный ветер. На восьмигранной башне ветров, которую выстроил в Афинах Андроник Киррест, он изображен был в виде бородатого старика с полным блюдом оливок в руках. Афинянам он был очень приятен, потому что от него зависел урожай у них оливок. Этот ветер имеет свойство не разгонять, а нагонять облака. Отсюда составилась поговорка: mala ad se trahens, ut Caecias nubes. Hofm. lexic. 153 См. Пахим. кн. 9, гл. 3. 6. Она называлась Риктой, а греки называли Ксенией или Марией. Она была сестра Айтона II, царя Армении, дочь Льва II. Ducang. 155 Протовестиарит был не то же, что протовестиарий. Протовестиарий начальствовал над вестиариями, лицами, на руках, которых был царский гардероб. А протовестиарит заведовал государственной казной и отличался от протовестиария самой одеждой. Meurs. Glossar. 156 Пахимер пишет (кн. 9, гл. 8), что многие, не вынося господства на Крите латинян или венецианцев, оставляли отечество и переходили к императору; получив же от него пристанище и средства содержания, они доставляли грекам верную помощь. Vid. Gloss. med. Graecit. in. v. Προικοι. Ducang. 158 Σφενδοσθλβ . У Пахимера не раз он называется, Οσφενδοθλβος, а латиняне это имя переделывают в Венцеслава. Ducang. 160 Димами – δμοι назывались иногда ступени ипподрома, на которых обыкновенно садились δμοι или толпы народа. Boivin. Читать далее Источник: История ромеев=Ρωμακ στοα/Никифор Григора ; [пер. с греч. Р.В. Яшунского]. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2014-2016. (Quadrivium : издательский проект)./Т. 1. : Книги I-X. - 2017. - xxxvii, 433 с. : ил.; ISBN 978-5-7164-0711-4 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По требованию Помпея Тигран передал себя в его волю и уже свое царство получил назад от Помпея, который присвоил ему звание «друга римского народа», что означало утрату суверенитета и вассальную зависимость – отказ от самостоятельной внешней политики и ведения войн без разрешения из Рима. Предпринятый Turpahoм II опыт создания великого Армянского государства провалился, и зона влияния Рима впервые соприкоснулась с территорией Парфянского царства, могущество которого было тогда на взлете. Из Армении Помпей вернулся в Понтийское царство, после чего большая часть его территории была включена в состав Вифинской провинции, которая с этих пор стала называться Вифинией и Понтом. Каппадокию, вместе с Софеной и Гордиеной, ранее присоединенными к Армении, Помпей вернул ее изгнанному царю Ариобарзану. В 64 г. армия Помпея двинулась из Малой Азии в Сирию, которую после ухода оттуда Тиграна раздирала междоусобная вражда. Несколькими годами ранее Лукулл восстановил на троне Селевкидов Антиоха Азиатика, но тот не сумел навязать свою власть ни туземным княжествам, ни греческим полисам Сирии, ни соперничавшим с ним родственникам из Селевкидской династии. Помпей не признал законности распоряжений Лукулла, рассматривал Сирию как владение Тиграна и по праву победителя армянского царя включил ее в состав владений римского народа. Позже, в 63 г., была образована Сирийская провинция. Вмешавшись во внутрисирийские дрязги, Помпей провозгласил себя защитником прав и привилегий греческих полисов Сирии. Антиох Азиатик и другие Селевкиды наравне с рядом туземных князей были низложены, другие династы, владения которых примыкали к  Сирийской провинции, признаны друзьями римского народа, самоуправление греческих полисов было подтверждено и укреплено, но, разумеется, в границах высшего суверенитета над ними со стороны Рима, который в Сирии представлял Помпей. К Помпею с выражением покорности приходили посланцы из Сирии и других близлежащих царств, из Иудеи пришли послы соперничавших братьев Гиркана и Аристовула, принадлежавших к Маккавейской, или Асмонейской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Для сего, прибыв на поле Элейское, читаем у Созомена, близь Геллеспонта, где могила Аякса и где воевавшие против Трои ахеяне имели, говорят, корабельную пристань и лагерь, обозначил там форму и величину города и на возвышенном месте поставил ворота, которые плавателям и теперь видны с моря. Когда он занимался этим, однажды ночью явился ему Бог и повелел искать другого места для города, указав на фракийскую Византию, по ту сторону Вифинского Халкидона: там приказано ему построить город и назвать его именем Константина». Мысль о чудесном построении Константинополя – Нового Рима была высказываема и всеми другими греческими историками и хронистами. – «На 28 году своего царствования, читаем у Филосторгия. Константин перестроил Византию в Константинополь и. определяя окружность его шел пешком с копьем в руке. Когда же следовавшим за ним людям показалось, что он обходит большее пространство, чем какое требовалось, и когда один из спутников подошел к нему и спросил: «Далеко ли еще владыка?» То он в ответ прямо сказал: «до того места, где остановится тот, кто идет впереди меня», показывая этим, что им предводила какая-то небесная сила и научала его, что надлежало делать». Император Юстиниан I-й замечает о Константинополе, что он «основан милосердым Богом со многими предзнаменованиями». Константин отстроил Константинополь совершенно на подобие древнего Рима: разделил подобно Риму на 14 кварталов, построил точно такие же здания, как в Риме, и в правах совершенно уравнял его с этим последним. Но сходствуя во всем по наружности с древним Римом, Константинополь отличался от него так сказать христианским отпечатком. Этот отпечаток, который лежал на всем Константинополе, ясно свидетельствовал, что Константин при созидании себе новой столицы прежде всего имел в виду религиозные мотивы: прославление религии христианской. Вместо языческих капищ воздвигаемы были великолепные храмы мученикам, вместо статуй из мира языческой мифологии, по местам были поставлены изваяния, изображающие события из священной библейской истории 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Священному же Афанасию писал, чтобы тот письменно изложил ему во всей точности непорочную веру, что он и сделал в послании, в котором означил все православие. Иовиан тем еще более утвердился в православии, даровал исповедывающим Единосущного многие права и освободил их от податей. Акакий, злейший из Кесарийских армянских епископов, тоже явился, вместе с другими епископами, в Антиохию с сочинением, написанным в духе православия, исповедуя Единосущного и Никейский собор, из страха к благочестивому царю, а не по Богу. Самодержец Иовиан вступил в Антиохию в месяце гиперверетее (декабрь). За городскими воротами, в так называемом Трипилоне, у одного сельского садовника родилась девочка по седьмом месяце о двух головах, совершенно образовавшихся и от шеи разделившихся; но она родилась мертвая в месяце дие, по нашему ноябре. Из Антиохии Иовиан отправился в Константинополь, и на этом пути, в Анкире Галатской, консул с сыном своим, Аранианом, встретил его и был почтен титулом светлейшего, однако без облечения в багряницу. В том же году Иовиан, христианнейший император, скончался в Дадастанах, вифинском городке, царствовав девять месяцев и пятнадцать дней. На его место войско провозгласило императором Валентиниана Августа, так как он известен был за христианина по собственному исповеданию: правление его продолжалось одиннадцать лет. Он поспешно отправился в царствующий град Константинополь, где объявил брата своего, Валента, соправителем, отдав ему восточную часть, а себе предоставив западную. л. м. 5857, Р. Х. 357. Первый год правления Валентиниана, императора Римского. В сем году Валентиниан Август провозгласил сына своего Грациана, Августом и, вместе с тем, участником престола и консулом, оставя царем и Валента, как сказано, самого ревностного арианина, крещенного Евдоксием. Православные поручили Ипатию, епископу Ираклийскому, просить Валентиниана позволить им созвать собор для определения догмата о Единосущном. Валентиниан отвечал им: «Мне, начальнику войска, не следует слишком заниматься этим, а потому вы, иереи, как лучше знаете, так и рассуждайте!» Тогда они собрались в Ломпсаке, совещались целых два месяца и наконец отвергли все, поставленное Евдоксием и Акакием в Константинополе, но положили держаться исповедания, которое одобрено было в Селевкии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Другой римский историк, живший с 70 по 121 годы по P. X., Светоний, говоря об императоре Клавдии, в числе мудрых мероприятий его отмечает изгнание из Рима иудеев, постоянно волновавшихся, по его словам, «под влиянием Христа» 663 . Очевидно, Светоний, отождествляя христиан с евреями, виновником их несогласия считает некоего Христа. Но что это был за «Христос», и что это была за секта – ’’христиане», ни Клавдий, ни Светоний не давали себе труда узнать. Осталось свидетельство по данному вопросу и от Плиния Младшего, Вифинского проконсула, современника Тацита, которому император Траян поручил произвести расследование относительно христиан в Малой Азии. В письме своём императору Траяну, писанному около 107–110 г. по P. X. Плиний свидетельствует о быстром распространении христианства в Малой Азии в то время во всех классах общества, о нравственной чистоте их исповедников и, говоря о богослужении христиан, замечает, что «они (христиане) имеют обыкновение собираться в определённый день на заре и воспевать гимн Христу, как Богу». В этом свидетельстве мы имеем несколько важных для нас сообщений. Первое – что христианство в то время распространялось не среди только черни, но и во всех классах общества, второе – что существование Иисуса Христа для современников Плиния было вне всякого сомнения, и третье – ко Христу обращались с молитвой, как к Богу. Во втором веке христианство стало уже столь сильным и заметным, что на него обращают особое внимание языческие писатели того времени. В это время появляется сочинение, специально направленное против христианства и озаглавленное «Логос алифис», написанное римским писателем Цельсом. Хотя Цельс имел в виду принести вред христианству своим сочинением, но им он оказал огромнейшую услугу. Это сочинение опровергает теперешнее лжемудрствование о том, что Христа будто бы не существовало, и что евангельская история о Нём – миф. Если бы действительно Иисуса Христа не было, то Цельсу, который жил во времена учеников Апостольских, совершенно нетрудно было доказать, что история о Христе – миф, и тем принести огромный вред христианству. Но Цельс не только не отрицает существование Иисуса Христа, но и рассказывает о том, что Он родился от Девы, о поклонении волхвов, об избиении младенцев Иродом, бегстве Иисуса в Египет, пребывании Его в Назарете, о крещении Его, об исцелениях и воскрешении мёртвых, об измене Иуды, отречении Петра и проч. Вообще, приводятся им все важнейшие обстоятельства из жизни Иисуса Христа, сообщаемые Евангелиями; достоверность их он не отрицает, но даёт им своё языческое и враждебное христианству освещение. Так, Цельс не отвергает чудес Иисуса Христа, но, подобно иудеям, объясняет их действием злого духа, представляя Иисуса Христа волшебником и обманщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В силу всех этих обстоятельств учительство, которому ап. Павел усвоял предпочтительное значение в ряду других духовных дарований, не только не поддержало своего прежнего положения в дальнейшей истории, но все больше и больше стеснялось в своем приложении, теряя характер живого собеседования членов общины и принимая вид церковной проповеди. Так прошел первый период ее истории. Он стоит одиноко и имеет очень своеобразную терминологию, оригинальные черты которой уже значительно видоизменились в следующем ее периоде, который мы назовем периодом литургического процветания проповеди. Пределы этого периода гораздо шире, черты устойчивее и сохраняются в продолжение 4–5-ти веков. Проповедь этого периода тесно связывается с церковным ритуалом, входит в систему богослужения и занимает в нем строго определенное место. В этом именно состоянии изображают перед нами после-апостольскую проповедь письменные памятники той эпохи. Разумеем литургические отрывки из Иустина Мученика , Тертуллиана , Киприана, Апостольских Постановлений и друг. Первое место в ряду этих свидетельств должно быть дано известному донесению Плиния Младшего о вифинских христианах. Это–древнейший из письменных памятников рассматриваемого нами периода и еще отражает в значительной степени условия, в которых находилась проповедь коринфской общины. Плиний доносил Траяну, что христиане, которых он допрашивал на суде, собираясь для богослужения до свету, пели сначала гимны в славу Христа и потом давали клятву и убеждали друг друга не нарушать различные христианские обязанности. В этом состоял характер перво-христианской проповеди, если только можно приложить этот уже довольно искусственный термин, созданный позднейшею церковною практикою, к взаимному назиданию христиан в вере и нравственности. У Иустина Мученика , в его кратком описании современной ему литургии, проповедь отходит к содержанию первой, предварительной части богослужения, литургии оглашенных или к части гомилетической. „В день солнца бывает у нас общее собрание, на которое сходятся живущие по городам и селениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010