Бржетислав II, кн. чешский (1092–1100) VI, 360 Бржетислав, кн. оломоуцкий (1189– прежде 1201 [?]) VI Бруно, см. Григорий V Бруно, см. Лев IX Бруно, гр. брауншвайгский (ум. до 1012 г.) II, III, 338 Бруно, гр. брауншвайгский, внук предыдущего (уб. в 1057) II, 329 Бруно, гр. кверфуртский, дед св. Бруно Кверфуртского 69 Бруно, гр. кверфуртский, о. св. Бруно Кверфуртского (ум. после 1009 г.) 69, 69 Бруно, архиеп. кёльнский (953–965) II, 181 Бруно, еп. ферденский (962–976) 70 Бруно, еп. аугсбургский (1006–1029) II, 57,57, 88, 163 Бруно (Бонифаций) Кверфуртский, св., миссийный архиеп. (1004–1009) 39, 48, 55–62, 64, 69, 70, 74, 83, 85, 85–86, 88, 88–92, 163–164, 228, 228, 234, 235, 269, 278, 278, 328 Бруно (возможно, тождествен следующему), саксонский историограф (поел. четв. XI в.) 154–155, 232 Бруно (возможно, тождествен предыдущему), магдебургский схоластик 154 Бруноны, знатный род в Саксонии с родовым центром в Брауншвайге (кон. X – кон. XI в.) 231 Брячислав Изяславич, кн. полоцкий (1001–1044) IXa, 170 «Будская хроника» (втор. пол. XIV в.) 353–354, 358, 371 Бурхард, гр. локкумский (уб. в 1130 г.) 339–340, 339, 342 Бурхард, настоятель собора св. Симеона в Трире, с. Иды из Эльсдорфа (ум. после 1075 г.) II, 120–121, 120–121, 340, 340 «Бытия книга» 215 Бьёрн, ярл Восточной Мерсии, б. датского кор. Свена II Эстридсена (уб. в 1049 г.) VII, 134, 134 Бьондо Флавио (Блонд Флавий), итальянский историограф, гуманист (ум. в 1463 г.) 54 Вагон, еп. ольденбургский (ок. 980 г.) 270 «Вайнгартенская история Вельфов», см. «История Вельфов» Вайц Г., см. Waitz G. Вала(х)фрид Страбон, аб. м-ря Райхенау, церковный писатель (ум. в 849 г.) 17 Вальгар, воспитатель сыновей англо-саксонского кор. Эдмунда Железнобокого 195 Вальдемар I, кор. датский (1157–1182) VII, IXa, 271, 271, 343 Вальдемар II, кор. датский (1202–1241) VII, 343 «Вандомские анналы» (XII в.) 102 Варвара, св. (умучена ок. 306 г.) 198 Варвара, ж. киевского кн. Святополка Изяславича, д. византийского имп. Алексея I Комнина (вероятно, ошибочно) 198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

108. Соколов И. И.Избрание патриархов в Византии с noлobuhыIXbeka до noлobuhыXVbeka (843—1453): Ист. очерк. СПб., 1907. 109. Соколов И.Состояние монашества Византийской Церкви с noлobuhыIXдo haчaлaXIIIbeka (842—1204). Казань, 1894. 110. CmahojebuhCm.Гpuropuje Горшачки, Горньак, Метеори//Народна ehцukлoneдuja. Загреб, 1928. Т. 1. С. 520,449, 742. 111. CmahojebuhCm.Cepckuй митрополит Иаков//Annales de Kondakov=Анналы института имени Н. П. Кондакова. Прага, 1938. С. 95—98. 112. Сырку П. А. К.истории исправления книг в Болгарии в XIVbeke. СПб., 1899. Т. 1, вып. 1: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. 113. Сырку П. А.Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов bXIV—XVIIbekax//Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1902. Т. 71. 114. ТахиаосА.-Э.Возрождение православной духовности старцем Паисием Величковским (1722—1794): Богословие и духовность Русской Православной Церкви: Вторая Междунар. науч. церков. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11—18 мая 1987 г. Машинопись. 115. Тахиаос Ahmuhje-Eмuл.Ucuxacmuчku-muxobameльcku покрет у последнем дeцehujaмaXIVbeka//Теолошки погледи. 1975. 3. С. 161—174. 116. Титтель Б.О практике исихастской молитвы в Церквах Востока и Запада: Богословие и духовность Русской Православной Церкви: Вторая Междун. научн, церков. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11—19 мая 1987 г. Машинопись. 117. ТихомировΜ. Η.Исторические связи России со славянскими странами и Византией: (Россия и Византия bXIV—XVcm.). М., 1969. 118. Тодоров Н.Славянские культуры и Балканы. София, 1978. Ч. 1:XI—XVIIbeka. 119. Тодоров Т.Търновската школа//Духовна култура. 1972. Март—април. Кн. 3—4. С. 1—28; Май—юни. Кн. 5—6. С. 15—30. 120. Трифунович Б.Кратак nperлeдjyrocлobehckux кньижевности средньега века: (Записи са предаваньа). Београд, 1976. 121. Трифунович Б.Писац и преводилац инок Ucauja. Крушевац, 1980. 122. УспенскийΛ.Исихазм и “гуманизм”: палеологовский расцвет//ВРЗЕПЭ. Париж, 1967. 58. 123. Успенский Ф.О некоторых славянских и по-славянски писанных рукописях, хранящихся в Лондоне и Оксфорде//ЖМНП. Ч. 199. Сентябрь. 1878. С. 1—21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

415 Истории Т.Ливия сохранилось немало рукописей, но в них, как известно, небольшая часть труда (из 142 прибл. книг 1–10 и 1–45 сохранились вполне). 416 Цицерона сочинение de repuЫica в 6 книгах, из которых сохранилась едва ли одна треть. 8 Boecker Historiarum совсем неизвестны. Из исторических трудов его есть известия о сочинениях относительно своего консульства, Тайной истории (Geheimgeschichte) – Ανχδοτα и Admiranda. Ничего не сохранилось. Брат М. Туллия Квинт Цицерон писал анналы, также не дошедшие до нас. Клоссиус указывает одно известие, что в 1581 г. волынский дворянин Войнусский имел у себя это Цицероново творение (Leipziger Literatur Zeilung 1824 г., 5, стр. 39). Отзыв об этом лице Лор. Мюллера (1595 г.) см. у Адлунга в «Обозрении путешественников по России» т. 1, стр. 226. 418 Тацита Historiae. Из 14 книг уцелели 4 и начало 5-й. Главная рукопись Медицейская II, однако интерполированная. Другие хуже и зависят от нее. 419 Вергилия Аеп. Энеиды рукописей много. Произведение, которое бы начиналось слогом Ith, неизвестно. (Может быть следует признать догадку проф. Клоссиуса, который, докаучивая. Ithyphaloica, сближает с приписываемым Вергилию произведением Priapeia (не дошедшим)? Другая его догадка Idyllia. 420 Calvi sine Orationes et Poem. Cajus Licinius Calvus – соперник Цицерона в ораторском искусстве, сын анналиста Лициния Макра (С. Licinius Macer), был также поэтом. До нас ничего не дошло. 421 Sallust. sin. Jugurth. Krieg. Лучших рукописей две: Парижская и Мюнхенская, представляющие два класса: более древние и более новые. (Первые исправнее, но имеют пропуск). Publilius Syrus (в 672/82–717/33 гг.) был сценическим автором. Сочинял мимы, собранные из которых изречения с примешанными к ним в позднейшее время сентенциями из других источников, существуют под названием Sententiae (Publ. Syri) во многих рукописях; изданы. Сатиры Сира неизвестны. 422 Caesar – Bellum gallicum. Лучших рукописей 4. Codrus. В числе приятелей Вергилия был Cordus (м. б. Cordus) по-видимому писатель элегий. Поэты Codrus и Cordus (отличные от историков Кордов), о которых сохранились лишь упоминания, не могут вообще быть различены. У Ювенала (Sat. I, 3 и III, 203. 28 в кн.) назвавы и Cordus, как автор Тезеиды, вероятно эпической поэмы и Codrus, как бедный поэт. Автор элегий мог написать Epithalamia. замечает: «не поэт ли Codrus, которого имя встречается у Ювенала и Вергилия. Или Antonius Urceus Codrus, который умер 1500 г. в Болонии?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   Попытку изобразить Иисуса, как религиозного деятеля, как искупителя и примирителя делает А. Ревиль в своем сочинении «Jesus de Nazareth». I-II. Paris 1897. По воззрению Ревиля, Иисус был «великий мистик», который осуществил «взаимное проникновение самой интенсивной религии и возвышенной морали…» Личность Иисуса Христа сделалась предметом такого почитания, что не замедлили увидеть в Сыне Человеческом существо большее, чем человек. Его постепенное обожествление началось! Таким образом, взгляд Ревиля на Иисуса Христа типично-рационалистический, стоящий под сильным влиянием Ричлианской школы.    Вот вкратце история рационалистических воззрений на лицо Иисуса Христа. Перейдем к определению и изображению Его подлинного Лика.     Источники жизни Иисуса Христа делятся на библейские и вне-библейские.    Вне-библейские источники незначительны по количеству и объему, и о них скажем прежде всего.    Важнейшим мы считаем свидетельство Тацита, родившегося в 56 г. христианской эры и писавшего свои Анналы в 115—117 г. Следовательно, Тацит в своей юности мог вращаться среди поколения людей, видевших Иисуса Христа. Так, в XV кн. своих Аннал, в главе XLIV, описывая гонение христиан при Нероне (54—68 г.), кратко замечает: «ductor nominis ejus (scilicet christiani) Christus Tiberio imperante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat» (Виновник этого имени (христианского) Христос был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия, прокуратором Понтием Пилатом). Тацит, по времени своей жизни, имел полную возможность удостовериться в действительности личности Иисуса Христа, и он положительно удостоверяет Его.    Хронологически несколько более раннее, но менее определенное упоминание о Христе делает историк Светоний в «Vita Claudii», с. 25: «Judaeos impulsore Chresto assrdue tumultuantes Roma expulit», т. е. император Клавдий (41—54 г.) «иудеев, непрестанно возмущавшихся по подстрекательству Хреста, изгнал из Рима». Это событие относится к началу 50-ых годов. Замечательно, это свидетельство Светония подтверждает Лука, грек по происхождению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Комментарии к вступительной статье Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов К предыдущей статье 1 В мировой научной традиции закрепилось несколько форм этого uмehu-Beda, Bede, Baede и др. Мы употребляем форму, наиболее близкую к англосаксонскому произношению. 2 См. с. 193. 3 См. с. 6. 4 Б. Колгрейв насчитал в тексте «Истории» всего 32 ошибки, из них 22 встречаются в цитатах из других источников. 5 Bede. The Ecclesiastical Hismory of the English people. Oxford, 1969. P. XVII (далее Bede, 1969). Другими книгами были «Утешение философией» Боэция, «Пастырское правило» папы Григория и «История» Павла Орозия. 6 См. с. 27. 7 English Historical Documents. Vol. 1. London, 1968. P. 358, 365. 8 Ibid. P. 701. 9 Ныне этот так называемый Codex Amiatianus хранится во Флорентийской библиотеке. 10 См. с. 193. 11 См. с. 206. 12 Bede. Ecclesiastical History of the English People. London, 1990. P. 33 (далее Bede, 1990). 13 По легенде ослепший Беда попросил ученика отвести его к людям, чтобы он мог проповедовать им. Вместо этого ученик привел его на берег моря, и слепец долго читал проповедь волнам. Когда он закончил, волны по Божьему велению ответили «аминь». 14 Bede,1969. P. XXIV. 15 Ibid. P. XXVII. 16 Тацит. Анналы, III, 65. В кн.: Тацит, Корнелий. Соч. в 2 тт. Том 1. М. 1993/Пер. А.С. Бобовича. Беда почти дословно цитирует эти слова в предисловии к «Истории». 17 Bede, 1990. P. 26. 18 См. с. 11. 19 English Historical documents Vol. 1. P. 363. 20 См. с. 54. 21 См. с. 43. 22 См. с. 87. 23 См. с. 144. 24 См. с. 140. 25 См. с. 66. 26 См. приложение. 27 Существуют факсимильные издания этих манускриптов: The Moore Bede/Ed. P. Hunter Blair. Copenhagen, 1959; The Leningrad Bede/Ed. O. Arngart. Copenhagen, 1952. 28 Baedae Opera Historica. Vol. 1-2. Oxford, 1896 (repr. 1956). 29 Bede. The Ecclesiastical History of the English people/Ed. and tr. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxford, 1969. 30 Les martirologies historiques du Moyen Age/Ed. H. Quentin. Paris, 1908. 31 Bedae Opera de temporibus/Ed. C. W. Jones. Cambridge (Mass.), 1943. 32 Wallace-Hadrill J. M. Bede’s Ecclesiastical History: a Historical Commentary. Oxford, 1988. 33 Webb J. F., Farmer D. H. The Age of Bede. London, 1988. 34 Blair P. H. The World of Bede. London, 1970; Blair P. H. Venerabilis Bede. London, 1979. Продолжение Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/440472/

Заметки на полях статьи М. П. Погодина «Об участии Годунова в убиении царевича Димитрия» ... VII 567 Заметки на полях статьи П. А. Вяземского «О жизни и сочинениях В. А. Озерова» ... VII 547 Заметки по русской истории ... VIII 138 Заметки по русской истории XVIII в. ... VIII 121 Заметки при чтении книги М. Ф. Орлова «О государственном кредите» ... VII 539 Заметки при чтении «Нестора» Шлёцера ... VIII 141 Заметки при чтении «Описания земли Камчатки» С. П. Крашенинникова ... IX 465 Замечания на Анналы Тацита ... VIII 127 Замечания о бунте ... VIII 351 За нею по наклону гор (Таврида) ... II 108 За Netty сердцем я летаю ... III 98 Записи в альбомы ... VIII 83 Записи устных рассказов (Приложение) ... VIII 359 Записка к Жуковскому (Штабс-капитану, Гёте, Грею) ... I 404 Записка к Жуковскому (Раевский, молоденец прежний) ... I 366 Записки бригадира Моро-де-Бразе (касающиеся до Турецкого похода 1711 года) ... VIII 396 Записки молодого человека ... VI 576 Записки П. В. Нащокина, им диктованные в Москве 1830 ... VII 227 Записки Чухина, сочинение Фаддея Булгарина ... VII 325 Запись в альбоме Ушаковых ... VIII 73 Запись о 18 брюмера ... VIII 88 Запись со слов Н. Свечина ... VIII 369 За старые грехи наказанный судьбой ... I 384 Заступники кнута и плети ... II 314 За ужином объелся я ... I 433 Заутра с свечкой грошевою ... I 177 Зачем безвременную ... II 10 Зачем, Елена, так пугливо ... III 153 Зачем, забывши славу (Кн. П. А. Вяземскому) ... I 412 Зачем из облака выходишь (Месяц) ... I 207 Зачем кричишь ты, что ты дева (На Пучкову) ... I 232 Зачем твой дивный карандаш ... III 58 Зачем ты, грозный аквилон (Аквилон) ... II 214 Зачем ты послан был и кто тебя послал? ... II 179 Зачем я ею очарован ... III 397 Здесь Пушкин погребен (Моя эпитафия) ... I 138 Здорово, Юрьев именинник (Юрьеву) ... I 380 Здравствуй, Вульф, приятель мой! (Из письма к Вульфу) ... II 185 Земля и море ... II 24 Земля недвижна — неба своды (V подражание Корану) ... II 207 Земли достигнув наконец (Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной) ... III 20

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

38 Diehl Ch., Marcaise L. Le monde orientale de 395 a 1081. Histoire sous la direction de Gustave Glotz. Section hist du Moien Age. T. III. Paris, 1936; Diehl Ch., Guilland R. Etc. L " Europe orientale de 1081 a 1453. Paris, 1945. Специально социальным вопросам посвящена статья: Diehl Ch. La societe byzantine a 1 epoque des Comnenes//Revue historique du Sud-Est europeen. 1929. N 6 ets.; Diehl Ch. he grand problemes de l " histoire byzantine. Paris, 1943. 39 Мутафчиев П. Войнишки земли и войници в Византия през XIII-XV вв.//Списание ВАН. 1923. Кн. XXVII. Кл. ист-фил. 40 Проблеме развития пронии посвящена статья: Мутафчиев П. Пронията в Византия и отношението к нъм военная служба//Известия на истор. Дружество. 1924. 41 Ostrogorsky G. 1) Die landische Steuergemeinde des byzantinischen Reiches im X Jh.//WfSWG. 1927. Bd 20; 2) Die Wirtschaften und socialen Entwicklungs-grundlagen des Byzantinischen Reiches//WfSWG. 1929. Bd 29. 43 Основная работа, в которой приводятся выводы исследователя по аграрно-правовым вопросам византийской истории: Bratianu G. Etudes byzantines d " histoire economique et sociale. Paris, 1938. 45 В этой работе исследователем были вскрыты многие специфические черты поздневизантийского землевладения, раскрыто содержание терминов «хорафий», «стась» и др. Основные его статьи по византийским социально-экономическим отношениям см.: Успенский Ф. И. 1) Социальная эволюция и феодализация Византии//Анналы. 1922. С. 2.; 2) Центробежные и центростремительные силы в истории Византии//Известия АН СССР. 1931. Сер. VII. С. 457. 46 Соколов И. И. 1) Крупные и мелкие властители Фессалии в эпоху Палеологов//ВВ. 1926. Т. 24. С. 35–39; 2) Материалы по земельно-хозяйственному быту Византии//Известия АН СССР. 1931. Сер. VII. С. 45–68. -В этих исследованиях И. И. Соколов высказал предположение о полной феодализации Византии к XIII в. и рассматривал феодализм как социально-экономический строй, а не только как систему политических отношений. 47 Основная работа: Вишнякова А. Ф. Хозяйственная организация Лемвиотиссы//ВВ. 1928. Т. XXV. С. 33–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. ets), позволили точно датировать походы ассирийских царей с IX-ro века до половины VII-ro века и, следовательно некоторые важные события из истории Израиля. Вот несколько достоверных дат, могущих служить вехами; 854. Битва при Каркаре. Ахав, царь Израиля, участвовал в ней (Монолит Салманассара II, кол. II, I. 91–92; Keilinschriftliche Bibliothak, Berlin, t. I, p. 172–173. 842. Дань, заплаченная Ииуем, царем Израиля, Салманассару II (черный обелиск Салманассара II, объяснительная легенда на одном из барельефов, Keilinschrif. Bibliomek, t. I, р. 150–151). Кроме того, из одного эстампажа, находящегося в Британском Музее, мы узнаем, что Ииуй платил эту дань во время похода Салманассара II против Азаила из Дамаска. А этот поход против Азаила произошел на восемнадцатом году царствования Салманассара II, т. е. в 842 году (черный обелиск, I. 97, 98, Keil Bibl., t. 1. р. 140–141). 734–732. Походы Теглатфалазара III против филистимлян и против Дамаска (Список Б Эпонимов). —770— 722/21. Взятие Самарии (Анналы Саргона). 701. Сеннахериб осаждает Иерусалим и берет дань с Езекии (Призма Тайлора, col III, I. 11–41, Keil Bibl. t. I. р. 94–97). 605. Битва при Гаргамише: восшествие на престол Навуходоносора. 587. Взятие Иерусалима, 19-й год царствования Навуходоносора по II кн. Царств, XXV, 8, 18-ый год по Uep. LII, 29 . 539. Взятие Вавилона Киром. Главным документом для вавилонской хронологии является плитка 33, 332 в Британском музее. Это – список царей Вавилонии, начиная с первой династии до ново-вавилонского периода. «Имена царей написаны колонками, по одному имени на каждой строчке: перед именем каждого царя – число, обозначающее в годах и месяцах продолжительность его царствования. В конце каждой династии колонка перерезана поперечной линией, и подсчет дает сумму лет продолжительности династии, число царей и наименование этой династии» (Книг). Эта важная плитка, испорченная с двух концов, представляет пробелы, которые могут быть заполнены по большей части другими документами, хотя не вполне (список первой династии, который совершенно исчез, известен из других мест).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 Предание о антиохийском происхождении Луки сохранилось в Антимаркионовском прологе, документе IIbeka. Из Деян. 16:10-11 можно заключить, что Лука присоединился к Павлу в Троаде. Правда в тексте Безы (V-VI bb.) местоимение «мы» появляется уже в Деян. 11:28 . Однако большинство экзегетов считает это поздним исправлением текста. 5 В отличие от настоящих прозелитов (евр. герим цадоким, прозелитов праведности) такие не принявшие обрезание обращенные назывались прозелитами врат (см.: J. Jeremias. Jerusalem in the time of Jesus. London, 1969, p. 320 ff.). Иосиф Флавий рассказывает, как некто Анания убеждал неофита, что тот «может поклоняться Господу, и не принимая обрезания... Такое поклонение, по его мнению, будет гораздо важнее принятия обрезания» (Древн., XX, 2, 5). 6 См.: Вавилонский Талмуд, Нидда 61в, где сказано, что в мессианскую эру («в будущем веке») старые мицвот (установления, заповеди) будут отменены. 7 Гал. 5:6 ; 6:15 . 8 Слово christianoi или, как его иногда произносили римляне, chrestiani, имеет латинский суффикс. См.: И.М. Тронский. Chrestiane и Chrestus. — В кн.: Античность и современность. М., 1972, с. 37. 9 Слово христианин (христиане) встречается в Новом Завете всего три раза: когда Лука отмечает, что учеников Христовых стали называть в Антиохии христианами ( Деян. 11:26 ), в словах царя Arpunnы II ( Деян. 26:28 ) и в 1 Петр. 4:14-16 , где опять-таки говорится об отношениях между верными и внешним миром. 10 Забота о неимущих предусматривалась еще Законом Моисеевым (ср., наприм., Втор. 10:17-19 ). В эпоху Второго Храма возник специальный институт сборщиков и раздатчиков халуки, вспоможения бедным. См.: А.А. Глаголев. Древнееврейская благотворительность. Киев, 1903, с. 57 сл. 11 О голоде в правление Клавдия (ср. Деян. 11:27-28 ) сообщает Светоний (Клавдий 18, 2), Тацит (Анналы, XII, 43), Дион Кассий (История, IX, 11). Флавий пишет, что в Иудее голод наступил при прокураторах Куспии Фаде (44-46) и Тиберии Александре (46-48); см.: Древн., XX, 5, 2. Поэтому посещение Иерусалима посланниками Антиохийской церкви можно отнести примерно к 46 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Попытку изобразить Иисуса, как религиозного деятеля, как искупителя и примирителя делает А. Ревиль в своем сочинении «Jesus de Nazareth». I-II. Paris 1897. По воззрению Ревиля, Иисус был «великий мистик», который осуществил «взаимное проникновение самой интенсивной религии и возвышенной морали…» Личность Иисуса Христа сделалась предметом такого почитания, что не замедлили увидеть в Сыне Человеческом существо большее, чем человек. Его постепенное обожествление началось! Таким образом, взгляд Ревиля на Иисуса Христа типично-рационалистический, стоящий под сильным влиянием Ричлианской школы. Вот вкратце история рационалистических воззрений на лицо Иисуса Христа. Перейдем к определению и изображению Его подлинного Лика. Источники жизни Иисуса Христа делятся на библейские и вне-библейские. Вне-библейские источники незначительны по количеству и объему, и о них скажем прежде всего. Важнейшим мы считаем свидетельство Тацита , родившегося в 56 г. христианской эры и писавшего свои Анналы в 115-117 г. Следовательно, Тацит в своей юности мог вращаться среди поколения людей, видевших Иисуса Христа. Так, в XV кн. своих Аннал, в главе XLIV, описывая гонение христиан при Нероне (54-68 г.), кратко замечает: «ductor nominis ejus (scilicet christiani) Christus Tiberio imperante per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat» (Виновник этого имени (христианского) Христос был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия, прокуратором Понтием Пилатом). Тацит, по времени своей жизни, имел полную возможность удостовериться в действительности личности Иисуса Христа, и он положительно удостоверяет Его. Хронологически несколько более раннее, но менее определенное упоминание о Христе делает историк Светоний в «Vita Claudii», с. 25: «Judaeos impulsore Chresto assrdue tumultuantes Roma expulit», т. е. император Клавдий (41-54 г.) «иудеев, непрестанно возмущавшихся по подстрекательству Хреста, изгнал из Рима». Это событие относится к началу 50-ых годов. Замечательно, это свидетельство Светония подтверждает Лука, грек по происхождению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010