Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу 4. Купно­стоящии (стоящии с верными) Участво­вали в богослу­жениях вместе с верными, но не сподобля­лись причастия Святых Таин. 3. Припа­дающие Стояли внутри врат храма и выходили из него вместе с оглаше­нными до Литургии верных, повергаясь прежде оставления храма перед епископом и всеми верующими, прося прощения, отчего и произошло и их название – припадающие. 2. Слуша­ющие Стояли внутри врат в притворе и могли находи­ться здесь до молитвы об оглашенных. 1. Плачу­щие Стояли вне дверей храма часто во вретище, с посыпанной пеплом головой, и просили входящих в храм верных помолиться за них, исповедая при этом свое преступление. Одни из плачущих могли стоять под кровом, другие же стояли под открытым небом, подвергаясь всем климати­ческим превра­тностям (почему и назывались обуреваемые). Правила Анкирского собора (314 г.) говорят о трех разрядах кающихся: «слушающих», «припадающих» и «предстоящих». Наиболее развитая система церковного покаяния включала в себя четыре этапа. В случае серьезных преступлений – идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния – к вышеперечисленным трем этапам в некоторых епархиях присоединяли четвертый этап «плача». Кающихся обычно отделяли от верных (согласно словам апостола Павла – 1Кор.5:9-18 ), лишали права участвовать в агапах (вечерях любви), они должны были строго поститься для ослабления греховных порывов. Им надлежало бодрствовать, воздерживаться от удовольствий, молиться в течение долгого времени коленопреклоненно или падши ниц. Продолжительность прохождения каждой ступени определяется священноначалием на основании Церковных канонов (Правил) . В настоящее время канонические нормы на практике значительно смягчаются и указанные степени покаяния не используются. Только после более или менее продолжительного прохождения этих степеней покаяния согрешивший допускался до причастия Святых Таин, что означало полное примирение с Церковью. Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 148  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/shemy/razryadi-kajuschi...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Сокращения Апост. Правила Святых Апостолов. Ap. c. I Всел. Правила Первого Вселенского Собора. 1st C. II Всел. Правила Второго Вселенского Собора. 2nd C. III Всел. Правила Третьего Вселенского Собора. 3rd C. Трет. посл. Послание Третьего Вселенского Собора. Epistle of 3 C. IV Всел. Правила Четвертого Вселенского Собора. 4th C. VI Всел. Правила Шестого Вселенского Собора. 6th C. VII Всел. Правила Седьмого Вселенского Собора. 7th C. Агк. Правила Анкирского Собора. of Ancyra Неок. Правила Неокесарийского Собора. of Neoces. Гангр. Правила Гангрского Собора. of Gangra Ант. Правила Антиохийского Собора. of Antioch. Лаод. Правила Лаодикийского Собора. of Laodic. Сард. Правила Сардикийсного Собора. of Sardica Карф. Правила Карфагенского Собора. of Carthag. Карф. к Келест. Послание Карфагенского Собора к Келестину, Папе Римскому. of Carth. To Celest. Конст. Правило Константинопольского Собора, 394 года. of Constant. Двукр. Прав. Константинопольского Собора, называемого Двукратного. 1st & 2nd Премудр. Правила Собора, бывшего в храме Премудрости Слова Божия. Temple of Holy Wisdom Дионис. Каноническое послание святого Дионисия Александрийского . of Dionis. Петр. Алекс. Правила святого Петра Александрийского . of Peter Григ. Неок. Каноническое послание святого Григория Неокесарийского . of Gregory Neoces. Афан. Послание святого Афанасия Великого . of Athanasius Васил. Правила святого Василия Великого . of Basil Григ. Нисс. Каноническое послание святого Григория Нисского . of Gregory of Nyssa Григ. Богосл. Стихи святого Григория Богослова . of Gregory Theolog. Амф. Стихи святого Амфилохия Иконийского . of Amphil. Тимов. и Стихи святого Тимофея Александрйского. of Timothy Феоф. Правила Феофила, Архиепископа Александрийского. of Theophilus Кирил. Правила святого Кирилла, Архиепископа Александрийского. of Cyril Геннад. Окружное послание Геннадия Патриарха Константинопольского. of Gennad. Тарас. Послание Тарасия, Патриарха Константинопольского. of Tarasius Примеры В русском тексте сначала собор, потом номер правила В английском тексте сначала номер правила, потом название собора 3 Апостольское правило Апост. пр. 3 Ap. c. 3 4 и 7 правила VI Вселенского Собора VI Всел. пр. 4 и 7 cc. 4 and 7 of 6th C. Васил. пр. 5 c. 5 of Basil 6 правило Карфагенского собора Карф. пр. 6 c. 6 of Carth. Читать далее Источник: Каноны Православной Церкви/епископ Григорий (Граббе) – Канада : Свято-Троицкая Православная Миссия (Holy Trinity Orthodox Mission), 2001. - 555 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Климент, епископ Краснослободский и Темниковский (Родайкин Виктор Тимофеевич) Дата рождения: 9 февраля 1971 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2009 г. Дата пострига: 24 августа 2003 г. День ангела: 5 февраля Страна: Россия Биография: Родился 9 февраля 1971 г. в с. Старое Шайгово Республики Мордовия в крестьянской семье. В 1978-86 гг. обучался в Старошайговской средней школе, в 1986-90 гг. — в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова по классу скрипка-альт. В 1990-92 гг. — иподиакон у архиепископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова). В 1992-95 гг. обучался в Московской духовной семинарии . В 1995-99 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии , где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Символика знамений в Евангелии от Иоанна». 11 сентября 1999 г. архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом (Тихоновым) рукоположен в сан диакона, а 12 сентября того же года — в сан пресвитера. 24 августа 2003 г. принял монашество с именем Климент в честь мч. Климента Анкирского. В Пензенской епархии нес послушания: настоятеля храма блгв. кн. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы, настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецка, и.о. ректора Пензенского духовного училища. В 2006 г. возведен в сан игумена. В июне 2009 г. перешел в клир Саранской епархии и назначен наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска. 9 августа 2009 г.  архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от  10 октября 2009 г.  избран викарием Саранской епархии с титулом Рузаевский ( журнал 84 ). Наречен во епископа 27 ноября 2009 г. в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 2 декабря за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 41 ) назначен правящим архиереем новообразованной Краснослободской епархии . Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 95 ) освобожден от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 110 ) утвержден в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. Образование: 1995 г. — Московская духовная семинария. 1999 г. — Санкт-Петербургская духовная академия. Епархия: Краснослободская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: krasnoslobodsk@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.krasnoslobodsk-eparhia.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198627...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ Климент (Родайкин), еп. Краснослободский и Темниковский. Фотография. 2014 г. Климент (Родайкин), еп. Краснослободский и Темниковский. Фотография. 2014 г. (Родайкин Виктор Тимофеевич; род. 9.02.1971, с. Ст. Шайгово Старошайговского р-на Мордовской АССР), еп. Краснослободский и Темниковский. Из семьи служащих. В 1978-1986 гг. учился в старошайговской средней школе, в 1986-1990 гг.- в Саранском муз. уч-ще им. Л. П. Кирюкова. В 1990-1992 гг. нес послушание иподиакона у Пензенского архиеп. Серафима (Тихонова) . В 1995 г. окончил Московскую ДС, в 1999 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия за дис. «Символика знамений в Евангелии от Иоанна». 11 сент. 1999 г. архиеп. Серафимом был рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. 24 авг. 2003 г. пострижен в монашество с именем Климент в честь сщмч. Климента Многострадального, еп. Анкирского. Служил настоятелем храма во имя св. Александра Невского при Пензенском артиллерийском инженерном ин-те, настоятелем Вознесенского кафедрального собора в г. Кузнецке, был ректором Пензенского ДУ. В 2006 г. возведен в сан игумена. В июне 2009 г. перешел в клир Саранской епархии, постановлением Свящ. Синода от 27 июля того же года был назначен наместником саранского Макаровского во имя ап. Иоанна Богослова муж. монастыря . 9 авг. 2009 г. возведен в сан архимандрита. 10 окт. того же года по представлению архиеп. Саранского и Мордовского Варсонофия (Судакова ; ныне митрополит С.-Петербургский и Ладожский) Свящ. Синодом РПЦ избран быть епископом новообразованного Рузаевского вик-ства Саранской епархии. 27 нояб. в Троицком соборе Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение К. во епископа Рузаевского. 2 дек. в московском храме Христа Спасителя Патриарх возглавил хиротонию К. Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 30 мая 2011 г. К. был назначен на вновь образованную самостоятельную Краснослободскую и Темниковскую кафедру. 27 июля 2011 г. освобожден от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мон-ря. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. утвержден в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. Соч.: Прот. Владимир Лесниченко: Некролог//ЖМП. 2005. 9. С. 51-52. Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2009. 9. С. 13; 11. С. 8; 2011. 7. С. 6; 9. С. 11; Наречение и хиротония архим. Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии//Там же. 2010. 1. С. 25-29. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1841367.html

Правило 2 Василия Великого Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго, у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поскольку жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их в общение, по исполнении десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния. ( Ап. 65 ; Трул. 91 ; Анкир. 21 ; Василия Вел. 8 , 33 , 52 ). В настоящем правиле Василий Великий повторяет предписание 21 прав. анкирского собора, подтвержденное затем и на трулльском соборе (прав. 91), причем напоминает, что относительно данного преступления в христианской церкви не делается различие, получил ли плод в утробе человеческий облик или нет; этим он оттеняет предписание ветхозаветной церкви, в которой различение делалось, а потому и о преступлении иначе судили. В книге Исход сказано: Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу ( Исх.21:22–23 ). В первом случае виновник должен был уплатить денежную пеню, во втором – подлежал смерти. В христианстве денежная пеня не требуется, но жена, умертвившая зачатый в утробе плод, осуждается наравне с убийцей, во-первых за то, что умертвила плод, и во-вторых за то, что подвергла себя смертельной опасности, так как женщины по большей части и сами от этого умирают 27 . Подобных преступниц Василий Великий подвергает десятилетней епитимии, допуская притом сокращение срока в случае, если таковые искренно и от сердца покаются в своем грехе. В 8-м своем правиле Василий Великий подвергает наказанию и тех женщин, которые дают лекарства для того, чтобы произвести выкидыш (см. толкование 21 Анкир. правила). Данное преступление считается бракоразводной причиной. Если муж узнает, что жена его намеренно умертвила плод в утробе, то он имеет право требовать, чтобы брак с нею был расторгнут. Это предписано было еще императором Юстинианом, а впоследствии повторено специальною новеллою (XXXI) императора Льва Мудрого , которую упоминает Вальсамон в толковании 91 трулльского правила 28 . Эта бракоразводная причина имеет силу и ныне в православной церкви. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 81 Василия Великого Поскольку, во время нашествия варваров, многие соделали преступления против веры в Бога, клявшись языческими клятвами и вкусив некоторых оскверненных снедей, с волхвованием принесенных в жертву идолам: то с таковыми да будет поступаемо, по изданным уже отцами законам и правилам. Те, которые претерпев тяжкое изнурение мучениями, и не вытерпев страдания, доведены были до отречения от Христа, три лета да будут непринятыми в церковь , по истечении коих, два лета да слушают писания, три да припадают, и тогда могут приняты быти к общению. Без великия же нужды веру в Бога предавшие, и коснувшиеся трапезы бесовския, и клявшиеся языческими клятвами, три лета да будут изверженными из церкви, два слушающими писания, три лета да молятся в припадании, другия три да стоят во время молитвы с верными, и тогда уже могут быти приняты к приобщению святых таин . ( Ап. 62 ; I Всел. 10 , 11 , 12 ; Анкир. 1 – 9 ; Петра Алекс. 2 и сл.; Василия Вел. 73 , 82 ). Относительно отступников, которые каются и обращаются к церкви, Василий Великий предписывает, чтобы имели силу распоряжения, которые уже изданы отцами (παρ τν πατρων), а именно: правила анкирского собора, в которых сказано подробно, как поступать с теми, которые во времена гонений поклонились идолам. Отступники, о которых говорит святой Василий в настоящем правиле и для которых и он, наряду с анкирскими правилами, предписывает соответствующую епитимью, это суть те, которые подверглись жестоким мучениям и по слабости своей уступили насилию, хотя бы и не великому, ибо для отступников, по собственному произволению и без насилия со стороны мучителей отрекшихся от Христа, тот же Василий Великий , в своем 73 правиле, предписал, что они должны в течение всей жизни каяться и только перед смертью могут быть удостоены св. причастия. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ I предыдущая статья следующая статья печать библиотека 8 , С. 564-565 опубликовано: 20 апреля 2010г. ВИТАЛИЙ I Патриарх Антиохийский (ок. 314 - ок. 320), преемник Тиранна. Сведений о В. сохранилось мало. В его Патриаршество началось восстановление древней, или апостольской, ц. в старой части Антиохии. Закончена она была уже при Патриархе Филогонии (319-324). Скорее всего, В. был председателем Анкирского Собора (314), на к-ром присутствовали малоазийские, палестинские и сир. епископы. Лит.: Devreese R. Le patriarcat d " Antioche. P., 1945. P. 115; Downey Gl. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 336, N 82; Курбатов Г. Л. Ранневизант. город (Антиохия в IV в.). Л., 1962. С. 260-261. П. И. Жаворонков Рубрики: История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ) История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). Епископат Антиохийская Православная Церковь Антиохийская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Антиохийской Православной Церкви Виталий I, Патриарх Антиохийский (ок. 314 - ок. 320) См.также: АГАПИЙ (I) († 960), Патриарх Антиохийский АГАПИЙ I (II) I (II) († 997), Патриарх Антиохийский АЛЕКСАНДР I († 424), Патриарх Антиохийский с 414 АЛЕКСАНДР II (кон. VII в.), Патриарх Антиохийский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/158842.html

Решением Священного Синода архимандриту Клименту (Родайкину) определено быть епископом Рузаевским, викарием Саранской епархии 10 октября 2009 г. 18:55 Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании, состоявшемся 10 октября 2009 года  в Санкт-Петербурге, постановил избрать наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска архимандрита Климента (Родайкина) викарием  Саранской епархии с титулом «Рузаевский» ( журнал ). Наречение и хиротония архимандрита Климента (Родайкина) во епископский сан буду совершены Москве. Справка Архимандрит Климент (Виктор Тимофеевич Родайкин) родился 9 февраля 1971 года в с. Старое Шайгово Республики Мордовия в крестьянской семье. С 1978 по 1986 гг. обучался в Старошайговской средней школе. С 1986 по 1990 гг. обучался в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова по классу скрипка-альт. С 1990 по 1992 гг. был иподиаконом у архиепископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова). С 1992 по 1995 гг. обучался в Московской духовной семинарии . С 1995 по 1999 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии , где защитил кандидатскую диссертацию по Новому Завету на тему: «Символика знамений в Евангелии от Иоанна». 11 сентября 1999 года архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом (Тихоновым) был рукоположен в сан диакона, а 12 сентября того же года — в сан пресвитера. 24 августа 2003 года принял монашество с именем Климент, в честь св. мч. Климента Анкирского. В Пензенской епархии нес послушания: настоятеля храма Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы, настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецк, и.о. ректора Пензенского духовного училища. В 2006 году возведен в сан игумена. В июне 2009 года перешел в клир Саранской епархии и назначен наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска. 9 августа  2009 года архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/810760.htm...

867– 872 гг. . В данном контексте нельзя не упомянуть том, что в созданной Василием I Новой церкви хранился рог помазания царя Давида, а само миропомазание библейских царей было со всеми церемониальными подробностями изображено на миниатюрах, датируемых 880–883 гг. . Наконец, известное синодальное решение Константинопольского патриархата 969 г., «коего текст сохранился в архивах», как указано Феодором Вальсамоном в его комментарии к 12-му канону Анкирского собора, подтверждает факт инаугурационного миропомазания Иоанна Цимисхия патриархом Полиевктом . Копия этого синодального документа была найдена в 1845 г. архим. Порфирием (Успенским) в архиве Ватопедского монастыря на Святой горе Афон, где в одной из рукописей упоминается о совершении царского миропомазания (τò χρσμα τς βασιλεας) над Иоанном Цимисхием в 969 г. . Данный источник был привлечен в XII в. Вальсамоном именно в связи с толкованием на 69-е правило Трулльского собора и на 12-е Анкирского , что разобрано в отношении царского и епископского миропомазания в работе Г. Дагрона . К сожалению, незнание истории вопроса подчас приводит некоторых современных авторов к ошибочным утверждениям, что будто бы «только с XII века, в результате деятельности Вальсамона, практические притязания василевсов на главенство в Церкви получают свое теоретическое обоснование. Именно Вальсамон создал новую теорию о получении права верховной церковной власти императором при помазании на царство» . Насколько устарели подобные взгляды, показывает пример Никиты Хониата, работавшего ок. 1210 г. над своей хроникой, где уже упоминается миропомазание при коронации Мануила Комнина (1143), Исаака II, Алексея III Ангела, Николая Канавоса, Бодуэна (1204) и Генриха, что ставит под сомнение широко распространенную точку зрения, что Византия заимствовала обычай инаугурационного миропомазания у Запада лишь после завоевания Константинополя крестоносцами . Примечателен в этом отношении синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171 г.

http://bogoslov.ru/article/6170901

Из изгнания В. вернулся по эдикту имп. Юлиана Отступника (362). Последний раз его имя встречается в 363 г., когда он подписался под петицией омиусиан, направленной имп. Иовиану. В ней омиусиане требовали вернуть отнятые у них кафедры, аннулировать касающиеся веры решения, принятые в последние годы правления Констанция, и созвать новый Собор для восстановления спокойствия Церкви ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Петиция омиусиан не имела успеха. По крайней мере В. не удалось вернуть себе Анкирскую кафедру, на к-рую сторонники Акакия Кесарийского возвели в 360 г. некоего Афанасия ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). Более упоминаний о В. не сохранилось. По нек-рым намекам у Сократа Схоластика (Ibidem) можно предположить, что В. скончался в изгнании. Сочинения В. считается автором 2 основных документов, к-рые были изданы от имени омиусиан: постановления Анкирского Собора 358 г. и «Памятной записки (Υπομνηματισμς) Василия и Георгия и их приверженцев». Оба сочинения известны через Епифания Кипрского ( Epiph. Adv. Haer. 73. 2-11; 12-22). Авторство В. в отношении «Памятной записки» считается несомненным: она оканчивается описанием событий в Сирмии в 359 г., а представителем омиусиан в это время там выступал именно В. Сходство стиля, терминологии и лексики «Записки» и постановления Анкирского Собора свидетельствует, что В. можно приписать авторство (или по крайней мере окончательную редакцию) соборного постановления. «Памятная записка» - своего рода оправдание уступок, сделанных В. при подписании «датированной веры». Признавая, что слово «сущность» (οσα) отсутствует в Свящ. Писании, В. указывает, что им тем не менее пользовались древние отцы. Основной богословский интерес это сочинение представляет тем, что здесь проведено четкое разграничение понятий «сущность» и «ипостась». Термин «ипостась» употребляется, по заявлению автора, для того, чтобы выразить действительно существующие свойства лиц: «Отец есть дух, Сын - дух и Дух Святой - дух, однако же ни Отец не мыслится Сыном, ни Сын Отцом или Духом, но существуют самостоятельно.

http://pravenc.ru/text/150685.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010