Разделы портала «Азбука веры» Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания. Если епископ, пресвитер или диакон в дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь ими, а не ради подвига, да будет извержен, как сожженный в своей совести и ставший причиной соблазна для многих. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, δικονος, ν τας μραις τν ορτν ο μεταλαμβνει κρεν, κα ονου, βδελυσσμενος κα ο δι σκησιν, καθαιρεσθω, ς κεκαυτηριασμνος τν δαν συνεδησιν, κα ατιος σκανδλου πολλος γινμενος. Толкования Зонара . Постановлено правилом не поститься в субботы, кроме одной великой субботы , а также в воскресные и праздничные дни. Но некоторые святые отцы, случалось, вкушали пищу через 10, или 20 дней и более, а некоторые продолжали пост даже до 40 дней. Но как они, соблюдая пост в субботы, не были почитаемы нарушителями канонов, так не будет почитаем нарушителем канонов и всякий другой, кто захочет воздерживаться определенное число дней, и не вкушать в продолжение сих дней пищи, хотя бы случилась в числе сих дней и суббота или другой какой праздничный день. Если же кто по одним субботам постится, воздерживается от мяса и вина и не вкушает их даже в праздники, потому что гнушается ими, таковый не только не будет почитаться за воздержника, но будет сочтен достойным извержения, ибо подает мысль, будто вредны творения Божии, которыя, напротив, все добры и не должны быть отвергаемы. И 14-ое правило Анкирского собора постановляет, чтобы клирики, воздерживающиеся от мяс, касались их, то есть отведывали, и, таким образом, снова воздерживались; если же не делают так, – предписывает извергать их. Аристен . Священник, не вкушающий вина и мяса не ради подвига воздержания, извергается. Вальсамон . Всякий день воскресный и всякий праздник мы не постимся, потому что празднуем. Но и во все субботы, кроме одной субботы, то есть великой, разрешаем пост, дабы не показаться субботствующими по-иудейски. И так постящийся в сии дни епископ, или пресвитер, или диакон подлежит извержению, если при сем гнушается тем, что дано нам в пищу от Бога и сим соблазняет народ. Если же ради подвига воздерживается от сего, получит снисхождение. Прочти еще толкование на 51е правило (Апостольское) и 14е правило Анкирского собора . Мирянин, соблюдающий таковый недобрый пост и плачущий с еретиками-маркианистами , отлучается на основании последних слов 51-го правила .

http://azbyka.ru/pravo/53-apostolskoe-pr...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете брака монахам и «девам, посвятившим себя Богу». Деве, посвятившей себя Владыке Богу, а равным образом и монашествующим не позволено вступать в брак. Если все же найдутся творящие подобное, да будут лишены общения. Впрочем, мы определили, чтобы местный епископ имел полную власть оказывать им человеколюбие. Παρθνον ναθεσαν αυτν τ δεσπτ Θε, σατως δ κα μονζοντας, μ ξεναι γμ προσομιλεν. Ε δ γε ερεθεεν τοτο ποιοντες, στωσαν κοιννητοι. ρσαμεν δ χειν τν αθενταν τς π ατος φιλανθρωπας τν κατ τπον πσκοπον. Толкования Зонара . Это правило хочет, чтобы те, которые дали обещание хранить девство, будут ли это мужи или жены, как принесшие себя в дар Богу, хранили сие обещание, и не оказывались преступниками обещанного. Ибо если обещания, даваемые людьми друг другу, по богословскому гласу, утверждает  Бог призываемый в посредники, то сколь велика опасность оказаться нарушителями тех обетов, которые дали мы Ему самому? А если бы оказалось, что некоторые после обещания вступили в брак, таковым правило повелевает быть лишенными общения, то есть отлученными. А власть оказать человеколюбие, может быть совсем разрешить им епитимию, или облегчить, и сократить им время епитимии правило предоставило местному епископу. 19е правило Анкирского собора говорит: « давшие обет девства и нарушившие его да исполнят епитимию двоебрачных ». А 44е 6го собора Трулльского говорит: « монах, обличенный в любодеянии или поемлющий жену для брака да подлежит епитимии блудодействующих ». 60е правило Василия Великого  содержит следующее: « обещавшаяся пребыти в девстве и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за  грех  прелюбодеяния, с распределением смотря по ея жизни. Тожде и для монахов падших ». А в 19 правиле своем он осуждает на епитимию любодействующих тех монашествующих, которые после своего обещания совратятся к плотоугодному и сладострастному житию. Аристен . Монахи, или монахини не должны вступать в брак; иначе да будут вне общения. Они подлежат лишению общения, если нарушат свои обещания, и отложат свои обеты. А 60е правило Василия Великого  подвергает таковых епитимии прелюбодеяния.

http://azbyka.ru/pravo/chetvertyj-vselen...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете вступать в брак клирикам (и иподиаконам) после поставления. Поскольку в апостольских правилах сказано, что из производимых в клир безбрачных только чтецы и певцы могут жениться, то и мы, соблюдая это, определяем, чтобы отныне ни в коем случае иподиакону, или диакону, или пресвитеру после рукоположения не было позволено вступать в брачное сожительство, а если он дерзнет это сделать, да будет извержен. Если же кто-либо из вступающих в клир хочет сочетаться с женой по закону брака, то пусть делает это прежде рукоположения во иподиакона, или диакона, или пресвитера. πειδ παρ τος ποστολικος κανσιν ερηται, τν ες κλρον προαγομνων γμων, μνους ναγνστας, κα ψλτας γαμεν κα μες τοτο παραφυλττοντες, ρζομεν π το νν μηδαμς ποδικονον, δικονον, πρεσβτερον, μετ τν π ατ χειροτοναν, χειν δειαν, γαμικν αυτ συνιστν συνοικσιον. Ε δ τοτο τολμσοι ποισαι, καθαιρεσθω. Ε δ βολοιτ τις τν ες κλρον προερχομνων, γμου νμ συνπτεσθαι γυναικ, πρ τς το ποδιακνου, διακνου, πρεσβυτρου χειροτονας τοτο πρατττω. Толкования Зонара . Об этом дает законоположение 16е Апостольское правило , следуя которому и отцы сего собора постановляют то же самое, определяя, чтобы из клириков, после производства в клир, вступали в законные браки одни чтецы и певцы, но не пресвитеры, или диаконы, ни даже иподиаконы. Ибо сим последним правило дозволяет брать жен прежде рукоположения, а после рукоположения повелевает пребывать в целомудрии, или, если преклонятся к браку, подвергаться извержению. Аристен . Рукоположенный, если сопрягается браком, извергается; ибо, если хочет, должен вступить в брак прежде рукоположения. 10е правило Анкирского собора повелевает, чтобы имеющий быть пресвитером или диаконом и засвидетельствовавший при самом рукоположении, что он не может оставаться безбрачным, но желает взять жену, вступал в брак и после рукоположения и оставался в своем служении. А настоящее правило, следуя 26-му Апостольскому правилу , отменяет таковое правило и совершенно возбраняет пресвитеру, диакону и иподиакону, после рукоположения, устроять себе брачное сожитие, – и определяет подвергать извержению того, кто дерзнет сделать это после рукоположения, представляя каждому право сочетаваться законным браком с женою прежде рукоположения.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете пребывания женщин в архиерейских домах и мужских монастырях. He подавайте соблазна и внешним, говорит божественный апостол. А пребывание женщин в епископиях или монастырях – повод для всякого соблазна. Итак, если кто-нибудь будет уличен в том, что имеет в епископии или монастыре рабу или свободную для выполнения какого-либо служения, да подвергается епитимии, а если упорствует, да будет извержен. Если же случится, что в загородных имениях будут женщины и епископ или игумен захочет совершить по тем местам путешествие, то в присутствии епископа или игумена женщина в то время да не исполняет совершенно никакого служения, но пусть находится в другом месте, пока епископ не удалится, чтобы не было нареканий. πρσκοποι γνεσθε κα τος ξωθεν, φησν θεος πστολος· Τ δ γυνακας νδιαιτσθαι ν πισκοπεοις, μοναστηροις, παντς προσκμματος ατιον. Ε τις ον δολην, λευθραν ν πισκοπε κτμενος φωραθεη, ν μοναστηρ, πρς γχερησιν διακονας τινς, πιτιμσθω· πιμνων δ, καθαιρεσθω. Ε δ κα τχοι ν προαστεοις γυνακας εναι, κα θελσοι πσκοπος, γομενος, πορεαν ν τς κεσε ποισασθαι, παρντος πισκπου, γουμνου, μηδλως γχερησιν διακονας ποιεσθω κατ κενον τν καιρν γυν, λλ διαζτω ν τρ τπ, ως ν τν παναχρησιν ποισηται πσκοπος, δι τ νεπληπτον. Толкования Зонара . И 3 правило 1го Собора и 5е 6го ведут речь о сожительствующих женщинах. И это правило запрещает в епископии, или в мужском монастыре жить женщине, и повелевает подвергать епитимии того, кто держит для какого-либо дела женщин в епископии, или в монастыре; а если не изгонит их, то посвященных лиц подвергать и извержению. Но правило хочет, чтобы и в загородные домы, где есть в услужении женщины, епископ или игумен приходили не иначе, как если оне удаляться в другое место, пока не возвратятся оттуда епископ, или игумен. Должно прочитать еще 19е правило Анкирского собора. Аристен . Женщинам не должно пребывать в епископиях, или монастырях. Итак, если кто дерзнет на это, да подвергнется епитимии; а если упорствует, да будет извержен. Но и там, где проходит мимо епископ, или игумен, ни одна женщина не должна служить и являться, но должна удаляться в особое место до отбытия.

http://azbyka.ru/pravo/sedmoj-vselenskij...

Маркелл Анкирский А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Торжествующие «евсевиане» (Евсевий Никомидийский теперь был главным вождем их) решили после Афанасия добить и выдающегося соратника его Маркелла, маститого епископа Анкирского. Маркелл уже за 10 лет до Никеи стал епископом. B Анкире сначала намечалось и собирание I собора. B Никее, в союзе с римскими легатами, он играл выдающуюся роль. И после Никеи Маркелл выступил с обширным опровержением ариан. Арианство нашло себе доктринера — агитатора Астерия. Он был из Каппадокии, ритор, т.е. учитель словесности. Во время Диоклетианова гонения оказался в числе lapsi, поэтому не был принят в клир. Теперь он объезжал Восток с публичными лекциями в защиту ариан. На его лекции собирались и язычники и со злорадством осведомлялись, как «расцапались» между собой христиане. Кроме лекций Астерий издал и книжку «Синтагматион» («Сводка») с подбором противоникейских цитат из Оригена, Павлина Тирского, Евсевия Никомидийского и др. Маркелл в своих опровержениях лжи арианской не щадит старые авторитеты, раз они не доросли, не доразвились до новой фазы раскрытия догматов. Маркелл не консерватор. Он смелый эволюционист, и от имени раскрывшихся в церкви догматических истин он громил людей отсталых. Он пишет: «Ваш Павлин (т.е. Тирский) едва ли оправдается на том свете за те урезки, с какими он приводит выдержки из Оригена. Да если бы y Оригена и действительно говорилось так, то что за авторитет Ориген? Из первых же строк его Περ αρχν так и видно, что он только что оторвался от страниц Платона. Он даже и начинает свое сочинение фразой Платона.» Маркелл, как мыслитель, с самого начала условливается ο принципе и методах его богословствования. Он отбрасывает механическое нанизывание на нить хронологии мнений церковных авторов, т.е. метод Евсевия Кесарийского в его труде, характерно озаглавленном: «Церковное богословие.» Лишенный мыслительной силы и оригинальности, этот ученый-коллекционер Евсевий стеснял и отталкивал неукротимого философа-мыслителя Маркелла. Маркелл отбрасывает путы Евсевиевых цитат из церковных авторитетов и опирается только на тексты Священного Писания. Болотов остроумно сравнивает Маркелла методологически с Лютером: в основе только Священное Писание, a затем сразу — я сам.

http://sedmitza.ru/lib/text/434987/

Разделы портала «Азбука веры» О невозможности падшим (отрекшимся) находиться в священном сане. Если были произведены в клир некоторые из числа павших, по неведению или с ведома произведших их, то это не ослабляет силы церковного правила. Когда об этом станет известно, такие подлежат извержению. σοι προεχειρσθησαν τν παραπεπτωκτων, κατ γνοιαν, κα προειδτων τν προχειρισαμνων, τοτο ο προκρνει τ καννι τ κκλησιαστικ· γνωσθντες γρ, καθαιρονται. Толкования Зонара . Не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Исуса Христа, и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается святых Таин, разве только при смерти. А если удостоится священства, не знал ли рукополагающий о препятствии, или знал, настоящее правило предписывает извергнуть такового, если после сего будет о сем узнано. Ибо выражение: « незаконно сделанное не ослабляет силы правила » поставлено вместо: « не препятствует, не вредит ». Аристен . Падшие и произведенные во священство, по незнанию или и со сведением о том рукоположивших, должны быть извержены. Не знали ли рукоположившие о падениях рукоположенных, или, и зная о них, пренебрегли сим, – чрез это не подвергается осуждению церковное правило. Но когда и после сего о рукоположенных будет узнано, что они впали в грех, они должны быть извержены. Вальсамон . Богоотступников, чистосердечно раскаявшихся, мы принимаем; а посвящать не позволяем, но если они и клирики, извергаем, как говорит об этом 62е Апостольское правило. Итак, если некоторые из них рукоположены, по неведению рукоположивших, или и со сведением, таковые по дознании должны быть извержены, дабы не имели никакой пользы от рукоположения, хотя бы оно совершилось и со сведением рукоположившего. Ибо, может быть, сказал кто-нибудь, что они получили пользу, потому что рукоположены такими людьми, которые знали  грех их, и разрешили его рукоположением. Это должно относить к священникам, диаконам и прочим; но не к епископам: о них ищи 12е правило Анкирского собора, и что там написано.

http://azbyka.ru/pravo/pervyj-vselenskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

Разделы портала «Азбука веры» О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин. Великий Собор решительно воспретил епископу, пресвитеру, диакону или кому бы то ни было из клириков иметь в доме сожительствующую женщину, за исключением разве только матери, или сестры, или тетки, или тех лишь лиц, которые вне всякого подозрения. πηγρευσε καθλου μεγλη σνοδος, μτε πισκπ, μτε πρεσβυτρ, μτε διακν, μτε λως τιν τν ν κλρ, ξεναι συνεσακτον χειν, πλν ε μ ρα μητρα, δελφν, θεαν, μνα πρσωπα πσαν ποψαν διαπφευγεν. Толкования Зонара . Это правило хочет, чтобы посвященные были безупречны, и чтобы никто не имел даже предлога к подозрению против них. Посему всем посвященным оно запретило жить вместе с женщинами, кроме упомянутых лиц. И это запрещено не только сказанным (то есть посвященным) лицам, но и всем находящимся в клире. И Василий Великий в послании к Григорию пресвитеру упоминает об этом правиле, и повелевает ему удалить от себя живущую с ним женщину. « Аще же, говорит, не исправив себя, дерзнешь коснуться священнодействия, то будешь анафема пред всем народом ». И 5е правило Вселенского собора Трулльского постановляет то же самое, присовокупляя и следующее: « сие же самое да соблюдают и скопцы, предохраняя себя от порицания. А преступающие правило, аще будут из клира, да будут извержены, аще же мирские, да будут отлучены ». То же самое, что сии священные каноны, узаконяет и новелла, помещенная в третьей книге Василик . А 18 глава седьмого собора не позволяет епископу, или игумену входить и в загородные домы, где прислуживают женщины, если женщины не будут удалены оттуда, пока находятся там епископ, или игумен. А 19е правило Анкирского собора под конец говорит: « девам, соединяющимся жительством с некиими, аки с братьями, мы сие возбранили ». Аристен . Никто не должен иметь сожительствующую женщину, кроме матери сестры и лиц, которые удаляют всякое подозрение. Кроме лиц, которые не могут подавать никакого подозрения в нецеломудрии, то есть матери, сестры, тетки и подобных, иному лицу не дозволяет настоящее правило жить вместе с кем либо из посвященных, а также не дозволяют сего 5е правило шестого собора Трулльского, 18е и 22е правила второго Никейского собора и Василий Великий , предписывавший пресвитеру Григорию разлучиться с сожительствовавшею с ним женщиною, хотя он был семидесятилетний, и нельзя было думать, чтобы он жил с нею страстно.

http://azbyka.ru/pravo/pervyj-vselenskij...

Кунгур. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор - самый первый каменный храм, построенный в г. Кунгуре. В 1700 году была собрана необходимая сумма для постройки каменного храма. Средства на постройку собирали с местных жителей: по 25 копеек с каждой души. В 1704 году собор был освящен. Собор был построен холодным, т.е. не отапливаемый. Колокольня у храма была высокой и на ней было 10 различных колоколов. Внутренне убранство собора было самым богатым в городе. Он был внутри весь расписан и украшен очень красивой живописью. Иконы для иконостаса были написаны в Москве. В 1857 году во время грозы от молнии пострадал иконостас храма, в 1862 году был поставлен новый иконостас. Многие купцы жертвовали деньги на содержание храма. Купец И.Е. Симаков выделил деньги на пол в храме, А.С. Губкина – на украшение храма. Также много жертвовали для собора В.Е. Фоминских, А.М. Понаморев и братья Семовские. В 1931 году советским правительством было решено снести собор в целях использования его в качестве строительного материала. 8 лет храм стоял разоренным и обезглавленный. В одну из ночей храм был взорван. http://kungur-online.ru/ Благовещенский собор – самый первый каменный храм Кунгура. Он был основан в 1700 году при императоре Петре Великом с благословления Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского. Возведён собор на средства, собранные по приказанию воеводы Ивана Михайловича Коробьина с жителей города и Кунгурского уезда, по 25 копеек с души. Освящение собора было совершено 23 января 1704 года в день памяти св. мученика Климента Анкирского, по благословлению Дионисия. Вначале Благовещенский собор был построен холодным, а для постоянной службы в зимнее время использовалась деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы, которая служила тёплым храмом до 1740 года. Благовещенский собор не был беден. Из церковных приходно-расходных книг видно, что от каждого года было не менее 200 рублей остаточной суммы, а в некоторые годы до 700 и более рублей.

http://sobory.ru/article/?object=35390

Правило 13 Первого Вселенского Собора, Никейского О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. Если же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары 445 . ( Ап. 52 ; I Всел. 11 , 12 ; Анкир. 6 , 22 ; Неокес. 2 ; Карф. 7 ; Василия Вел. 73 ; Григория Нисск. 2 , 5 ) . Никейский Собор, издав в 11-м и 12-м правилах предписание о времени покаяния, которому подлежат все, отрекшиеся от веры, в данном правиле имеет в виду тот случай, когда кто-либо из кающихся находился бы при смерти, не исполнив еще времени покаяния, и предписывает в таких случаях дать св. причастие без всяких отговорок. При этом собор ссылается на древний канонический закон ( παλαις κα κανονικς νμος, antiqua et canonica lex), установивший этот обычай, и придает этому закону общеобязательное значение. Этим древним законом является 6-е правило Анкирского Собора и правила некоторых других поместных западных соборов 446 . Ссылаясь в данном случае на древний канонический закон, предписывающий находящегося при смерти кающегося удостоить святого причащения, этого последнего и нужнейшего напутствия ( το τελευταου κα αναγκαιοττου φοδου, ultimo et maxime necessario viatico), Никейский Собор, как справедливо замечает в своем толковании Вальсамон, издает общее правило ( κανν γενικς). Это правило предписывает удостоить доброго напутствия святым причащением каждого, состоящего под епитимией или под воспрещением принятия святых тайн ( τς αγας μεταλψεως), если он находится при последнем издыхании, но, конечно, после испытания со стороны епископа или, за отсутствием последнего, со стороны священника, чтобы не оставить умирающего без напутствия. И правило прибавляет, что если таковой и возвратится к жизни, он может молиться с верными, так как причастился, но ему опять нельзя давать св. причащения, пока не окончится срок его покаяния. По предположению Вальсамона, находящийся под епитимией, после выздоровления, может быть допущен к молитвенному общению с верными, т.е. к четвертой степени покаяния, если он был на ней до болезни; если же он был на другой какой-либо степени, то должен по выздоровлении опять на нее возвратиться 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010