Спали матушки в отдельной комнатке, Надежде досталось место на полу. Жалея ее, Михаил принес с базара на своих плечах топчанчик, а себе сколотил спальное место из дерева, застелив его тонким одеяльцем. Женщины тоже решили позаботиться о Михаиле и подарили ему на именины матрац. А тот взял матрац и отнес его болящей монахине Евлампии, которая жила по соседству. Так и заботились друг о друге. Михаил подал документы в Московскую духовную семинарию. Узнав об этом, власти тут же прислали повестку из военкомата Через какое-то время Михаил подал документы в Московскую духовную семинарию в Загорске. Узнав об этом, власти тут же прислали повестку из военкомата, приглашая в армию на переподготовку. Отказаться было невозможно, и время для поступления в семинарию было упущено. Тогда Михаил вместе с матушкой Модестой решили съездить к старцу схиархимандриту Андронику (Лукашу) в Грузию. Перед отъездом они посетили Троице-Сергиеву Лавру. Там Михаил вызвался помочь разгружать машину досок. При этом он поранил ногу гвоздем, в рану попала инфекция, пришлось ложиться в больницу. Матушка Модеста, поехав навещать больного, сама вывихнула ногу. «Да, покрутил сатана им ноги», — сказал по этому поводу схиархимандрит Андроник. Михаил в молодости В Грузии Михаил пробыл полгода. Старец Андроник постепенно приобщал его к монашеской жизни. Старец вставал на молитву в три часа ночи, но не требовал этого от юноши. «Хлопнет меня, бывало, по спине, — рассказывал Михаил позже, — и скажет: “Рано тебе еще, спи”. Старец требовал, чтобы духовный рост происходил без излишнего напряжения, в меру сил. Считал, что плоды духовные должны созревать постепенно». Через полгода отец Андроник благословил юношу снова ехать в Загорск, и в 1967 году Михаил поступил в Московскую духовную семинарию. 23 марта 1970 года он был зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры, 10 мая принял монашеский постриг с именем Кронид в честь святого мученика Кронида. 28 июня того же года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин рукоположил его во иеродиакона. 12 февраля следующего года, в день памяти Трех святителей, тот же владыка рукоположил отца Кронида в сан иеромонаха. После окончания семинарии иеромонах Кронид поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия.

http://pravoslavie.ru/148107.html

328 Но и то не полностью, т.к. по его же словам «целый ряд лиц пишет, ничуть не завися от моих желаний и соображений». Цит. по: Андроник (Трубача), игумен. Священник Павел Флоренский , профессор МДА и редактор «Богословского вестника». М., 1987, с. 309. 330 Игумен Андроник на с. 309 делает примечание 6 к словам свящ. П.А. Флоренского о скучнейших статьях иных профессоров, что, «по всей вероятности, здесь имеется в виду работа М. Тареева «Критика экономического учения Маркса». Во-первых, П.А. Флоренский говорит о нескольких профессорах; во-вторых, почему именно Тареев и его эта работа? На с. 307 он утверждает, что редакторство о. П. Флоренского привело к росту числа подписчиков. Для таких заявлений нет твердых оснований. Некоторый рост в течение 1913–1914 гг. мог быть чисто случайным процессом, так же как и в 1915–1916 гг. небольшой спад. В последнем абзаце статьи, говорящем о периоде редакторства М.Тареева , игумен Андроник позволяет себе совершенно беспардонные выражения: «о разнузданном протестантизме Тареева», о превращении «Богословского вестника» в общественно-политический орган буржуазии». Очевидно, для игумена Андроника любой идейно несогласный с его дедом, о. Павлом Флоренским, является буржуа? К ним относятся, очевидно, и все те, кто проголосовал против дальнейшего пребывания еп. Феодора на посту ректор» – архим. Илларион, проф. С.С. Глаголев и проч.? 337 На наш взгляд могли быть и другие причины. В частности, И.В.Попов с лета 1906 года вошел в состав Предсоборного Присутствия в столице и времени у него значительно поубавилось. Кроме того, и С.И. Смириов, и И.В.Попов помышляли тогда о переходе в университет, чувствуя непрочность своего положения в академии. Еще одна причина: оба они стали издавать осенью 1906 года в Сергиевом Посаде полулегальную газету «Послух» (– «свидетель») прогрессивного направления, которую весной 190? года прикрыли. 338 Лавра соглашалась, в частности, печатать лишь такой материал, на котором будет разрешение духовной цензуры (редактор» или др.); за печатный лист (в 16 страниц обычного формата журнала) назначалась цена 8 руб. 75 коп., крупным шрифтом и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

826 ...побол Зоровавелски душею... – Зоровавель – предводитель евреев, возвратившихся из вавилонского плена на родину. Имя этого библейского персонажа употреблялось применительно к лицам, выступавшим в роли заступников, защитников интересов народа. 827 ...князя Дмитрея Михайловича Пожарсково... – Д. М. Пожарский отличился еще в 1608 г., активно участвуя в обороне Москвы против войск Лжедмитрия II, затем боролся с интервентами в Рязанской земле. В марте 1611г. стал одним из руководителей Первого ополчения, был тяжело ранен. Князь Пожарский возглавил и войско Второго ополчения, созданного по инициативе К. 3. Минина, сыграв решающую роль в освобождении Москвы осенью 1612 г. 828 ...аки древний Гедеонъ... – легендарный библейский герой, имя которого традиционно использовалось в средневековой русской литературе для характеристики удачливого полководца. 829 ...под Москву приде... – Ополчение подошло к Москве в июле 1612 г. В августе оно отбило атаку войск гетмана Ходкевича, шедшего на выручку засевшему в Кремле польскому гарнизону. Осада продолжалась до конца октября. Ополчение торжественно вступило в Москву 1 ноября 1612 г. 830 ...Фетку Андронова... –Федор Андронов – ярый сторонник Сигизмунда III; его предательское поведение вызвало резкое осуждение у современников-патриотов. Человек незнатного происхождения, «мужик», Андронов начал свою служебную карьеру в Тушине у Лжедмитрия II. В январе 1610 г. был направлен Филаретом в составе посольства М. Г. Салтыкова под Смоленск, где, перейдя на сторону Сигизмунда III, получил от него в награду чин думного дворянина. 19 августа 1610 г. прибыл под Москву в стан С. Жолкевского с приказом Сигизмунда III приводить москвичей к присяге самому королю. В ноябре 1610 г., по требованию короля, получил от правительства «Семибоярщины» в полное распоряжение государственную казну (став главным казначеем Казенного двора) и ведение челобитных дел, т. е. фактически обрел неограниченную власть, позволявшую ему вместе с М. Г. Салтыковым и думным дьяком Иваном Грамотиным вершить государственные дела в интересах Сигизмунда III. Регулярно через гетмана Льва Сапегу Ф. Андронов доносил королю о московских событиях. В 1613 г., после завершения следствия о его преступлениях, был повешен «по многом истязании».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестный Лосев Алексей Федорович Лосев (в монашестве – Андроник) — крупнейший русский философ XX века. Мы публикуем беседу с доктором филологических наук, профессором филфака МГУ Азой Алибековной Тахо-Годи, многолетней помощницей Алексея Федоровича и автором вышедшей в серии «ЖЗЛ» книги «Лосев». 10 сентября, 2011 Алексей Федорович Лосев (в монашестве – Андроник) — крупнейший русский философ XX века. Мы публикуем беседу с доктором филологических наук, профессором филфака МГУ Азой Алибековной Тахо-Годи, многолетней помощницей Алексея Федоровича и автором вышедшей в серии «ЖЗЛ» книги «Лосев». Алексей Федорович Лосев (в монашестве – Андроник) — крупнейший русский философ XX века. Мы публикуем беседу с доктором филологических наук, профессором филфака МГУ Азой Алибековной Тахо-Годи, многолетней помощницей Алексея Федоровича и автором вышедшей в серии «ЖЗЛ» книги «Лосев». Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893, Новочеркасск, – 24 мая 1988, Москва), советский философ и филолог, профессор, доктор филологических наук. Окончил в 1915 г. историко-филологич. ф-т Московского университета. В 1930-33 гг. необоснованно репрессирован. С 1944 г. профессор МГПИ им. Ленина. В работах 20-х гг. под влиянием Платона, неоплатоников, Гегеля, Шеллинга и Гуссерля стремился построить методами идеалистической диалектики универсальные модели бытия и мышления, а также художественного творчества. В эти же годы исследует античное восприятие мира в его структурной целостности. В дальнейшем Лосев переходит на марксистские позиции… (Философский Энциклопедический словарь, М., 1989). – Вся образованная Россия знает Лосева как выдающегося философа и филолога советских лет, автора грандиозных исследований по античности. Однако личная, духовная жизнь Алексея Федоровича до последних лет оставалась загадкой… – Да, конечно, все, что было связано с его верой – тщательно скрывалось. Умер Алексей Федорович 10 лет назад в день святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в год Тысячелетия Крещения Руси. Только потом стало возможным о чем-то говорить. Например, о том, что он тайно принял монашество.

http://pravmir.ru/neizvestnyj-losev-2/

1072. Священник Павел Флоренский. Вступительное слово… Сергиев Посад. 1914, с. 9–10 (см. наст. изд., с. 822). 1073. очищение, расчистка (греч.). 1074. научение (греч.). 1075. действо, деяние (греч.). 1076. Вероятно, имеется в виду неопубликованная поэма 1904 г. «Эсхатологическая мозаика». 1077. Иеродиакон Андроник (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. — «Журнал Московской Патриархии», 1982, 4, с. 17. 1078. Игумен Андроник (Трубачев). «75 лет «Столп и утверждение Истины» П. А. Флоренского. — В кн.: 1989. Памятные даты. М., 1989. С. 56. 1079. «Столп…». М., 1914. С. 5. 1080. См.: П. А. Флоренский. Воспоминания. — «Литературная учеба», 1988, 6. С. 144–145, 158. 1081. См. о нем: Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад. 1909. 1082. См. о нем: Сборник, посвященный памяти Сергея Семеновича Троицкого. † 2 ноября 1910. Тифлис. 1912. 1083. Иеродиакон Андроник (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. — «Журнал Московской Патриархии», 1982, 4. С. 16. 1084. См.: Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины (Письма к Другу). — В кн.: Вопросы религии. Выпуск 2. 1908. С. 226—384. То же. Отд. оттиск. М., тип. Вильде . 163 с. 1085. Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. Письмо восьмое: тварь. — В кн.: Религия и жизнь. Со. статей. М., 1908, с. 36—61. То же. Отд. отт. М., печатня А. И. Снегиревой. 1908. 26 с. 1086. См.: Глаголев С. Отзыв о сочинении студента Флоренского Павла на тему: «О религиозной истине» — В кн.: Журналы собраний Совета имп. Московской Духовной Академии за 1908 г. Сергиев Посад, 1909. С. 129—135. Сохранился один из экземпляров кандидатского сочинения П. Флоренского: оттиски напечатанных глав «Столпа» 1908 г. были переплетены вместе с машинописью X–XII разделов. 1087. Глаголев С. Отзыв о сочинении… С. 134—135. При публикации отзыва указание на оценку было снято, однако она имеется в официальном рукописном оригинале.

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

И вот этот громадный папочный архив лег в основу труда «Путь к Богу». – Но как это все написано и оформлено: это же на грани гениальности! – Но ведь отец Андроник Историко-архивный институт закончил, это ведь его профессиональное дело! Он знал, как это делается! Я допускал много ошибок, а он просто знал, что делается это вот так, что правила – такие-то. А сохранили они очень много. Дед понимал, что он – непростой человек, берег все о себе, и чудом все это сохранилось. И все это было сбережено, и отец Андроник, с присущим высокому профессионалу умением (да и школа владыки Питирима тут пригодилась) все это отработал, обработал и опубликовал. Успел! Причем удивительно: он издал по сути дела последний том – и покинул нас. Так что эта работа и держала его. А сейчас издали небольшую его книжку «Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников», уже 2021 год, только что выщла. Издательство «Общество памяти игумении Таисии». – Отец Андроник остается с нами, мы его помним и любим, и, конечно, он являет собой нечто большее, чем просто насельник Троице-Сергиевой Лавры или преподаватель Московской духовной академии: он был представителем какой-то старой жизни, которая соединяла нас со всем тем, что мы потеряли в прошлом. – Дорогие друзья, все-таки отодвиньте от меня Андроника как какого-то великого человека! Оставьте мне моего брата! Позвольте мне быть рядом с ним, спорить с ним – на грани ссоры (но побеждал всегда он, морально и по уму), оставьте мне его таким, каким он был для меня! Конечно, это громадная утрата для меня лично и для всей семьи тоже! Мы осиротели… Что будет дальше? Не знаю что. Может быть, кто-то выйдет из нашей семьи и займет его место в алтаре у престола. По крайней мере алтарники в семье Флоренского среди потомков есть. Все может быть. Никто не ожидал, что он – болельщик «Спартака» – станет игуменом. Вечная ему память, вечный покой! Создание морального и физического памятника ему в нашей семье нам еще предстоит. Он живой был – мы так его и воспринимали! Только девять дней ему будет, может быть, он и сейчас нас слышит!

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААК II АНГЕЛ [Исаакий; греч. Ισακιος Β Αγγελος] (сент. 1156 - 28/29.01.1204, К-поль), визант. имп. (12 сент. 1185 - 8 апр. 1195, с 19 июля 1203). И. А.- представитель визант. военной аристократии; сын Андроника Дуки Ангела и Евфросинии Кастамонитиссы, внук Константина Ангела и Феодоры Комнины, дочери визант. имп. Алексея I Комнина . Согласно хронике Псевдо-Бенедикта из Питерборо (Роджера из Ховедена), в молодости он изучал в Париже латынь, богословие и перенял мн. обычаи Зап. Европы ( Benedict of Peterborough. 1867. Vol. 1. P. 256). Предположительно родители готовили его к духовной карьере. Согласно историку Никите Хониату , во время мятежа Андроника I Комнина в 1182 г. И. А. вместе с отцом и братьями возглавил войско, посланное против восставших из К-поля. После поражения близ крепости Харакс и возвращения в К-поль от Андроника Дуки Ангела потребовали возврата средств, выделенных на проведение военной операции. Опасаясь обвинения в содействии мятежу, он покинул вместе с семьей столицу и примкнул к Андронику Комнину ( Nicet. Chon. Hist. P. 245-246). В 1183 г. И. А. вместе с отцом и братьями принял участие в мятеже против взошедшего на престол Андроника Комнина. Во время осады Никеи, где укрылись мятежники, Андроник приказал доставить из К-поля и привязать к одному из осадных орудий мать И. А., однако благодаря ночной вылазке ее удалось освободить. После гибели своего предводителя, Феодора Кантакузина, мятежники советовали И. А. возглавить восстание, но он отклонил их предложение. После сдачи Никеи Андроник простил И. А. и отправил его в К-поль (Ibid. P. 282-286). Богородица на престоле. Исаак II Ангел с ангелом. Иперпер. Аверс, реверс. 1185-1195 гг. Богородица на престоле. Исаак II Ангел с ангелом. Иперпер. Аверс, реверс. 1185-1195 гг. Приход к власти К концу лета 1185 г., во время репрессий имп. Андроника против знати, положение Византии серьезно ухудшилось. Сицилийские норманны захватили Диррахий и Фессалонику и готовились к нападению на К-поль. Великий жупан Сербии Стефан Неманя (см. Симеон Мироточивый ) в союзе с венг. кор. Белой III занял Перник, Зету, Скопье и осадил Рагузу (см. Дубровник ). Часть провинций не подчинялась императору. По сообщению Никиты Хониата, имп. Андроник I не раз обращался к прорицателям, желая узнать свою судьбу. В авг. 1185 г. он получил предсказание о том, что следующим императором должен стать человек с именем на букву И, к-рый свергнет Андроника в сент. того же года. Император, однако, не внял предсказанию, решив, что речь идет о правителе Кипра Исааке Комнине.

http://pravenc.ru/text/674141.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Внешняя политика при последних двух Комнинах, Алексее II и Андронике I А.А.Васильев. История Византийской империи «Пятилетний период, обнимающий царствование двух последних Комнинов, Алексея и Андроника, — пишет Ф. И. Успенский, — любопытен именно как период реакции и государственных реформ, которые имели вполне народную основу и вызывались совершенно справедливо понятыми недостатками прежней системы управления.» Как было уже сказано выше, после смерти Мануила на престоле оказался его двенадцатилетний сын Алексей II (1180— 1183); правительницей была объявлена его мать Мария Антиохийская; всеми делами государства распоряжался любимец последней протосеваст Алексей Комнин, племянник Мануила. Ожесточенная борьба придворных партий и продолжавшееся латинское засилье привели к тому, что в столицу был призван знаменитый Андроник, давно уже исполненный честолюбивых замыслов овладеть императорским престолом и выступивший теперь в роли защитника слабого, окруженного злыми советниками императора Алексея II и греческих национальных интересов. Незадолго до его вступления в столицу там разыгралась резня латинян 1182 года. Интересно отметить, что венецианские источники совершенно умалчивают об избиении 1182 года. Тем не менее и венецианские купцы пострадали немало. В том же 1182 году Андроник вступил в Константинополь и, вопреки торжественным обещаниям, стал явно стремиться к единодержавию. По его приказанию, правительница Мария Антиохийская и немного времени спустя несчастный император Алексей II были задушены. Правитель Алексей Комнин был схвачен и ослеплен. В 1183 году шестидесятитрехлетний Андроник сделался полновластным государем империи. Для укрепления своего положения он женился на вдове Алексея II, Агнессе (Анне) Французской, которой в момент смерти своего фиктивного (так как он имел тогда всего около 14 лет) супруга было лишь 12 лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/434313/

В 1859 году возведен в звание соборного иеромонаха Донского монастыря. Возведенный митрополитом Филаретом в Троице-Сергиевой лавре 25 сентября 1861 года в сан архимандрита, он 30 декабря того-же года переведен на должность инспектора в Московскую духовную семинарию. Определенный, для поправлении здоровья в 1863 году, настоятелем Московского Знаменского монастыря, что на старом Государевом дворе, он оставался в этой должности и после того, как в 1866 году состоялось назначение его на должность ректора Вифанской духовной семинарии. Должность ректора семинарии архимандрит Сергий проходил около 8 лет и за это время, по отзыву его бывшего воспитанника С. Соколова, «стяжал себе полную любовь своих питомцев, какую, обыкновенно, дети питают к своим добрым родителям». А его глубокие познания во всем, что клонилось к образованию юношества, и всегдашняя готовность поделиться своими познаниями в пределах юношеского понимания еще более укрепляли к нему эту любовь и уважение. В 1874 году архимандрит Сергий, по своему прошению, перешел в епархиальную службу, оставаясь сначала настоятелем Знаменского монастыря, а с 1880 года состоя настоятелем тоже Московского Спасо-Андрониева монастыря, – и исполнял лежавшие на нем с 1866 года обязанности члена Московского комитета духовной цензуры, а также с 1876 года – должность члена Московской духовной консистории. В семнадцатилетнее управление Знаменским монастырем он немало сделал к устроению этого монастыря: ветхие здания его исправлены, выстроены два новых каменных корпуса, арендные статьи возвышены, вследствие чего доходы монастыря возросли вчетверо. Вместе с тем архимандрит Сергий не переставал заниматься наукой. Так в 1865 году он написал и издал в свет сочинение под заглавием: «Историческое описание Московского Спасо-Андрониева монастыря», в следующем 1866 году – «Историческое описание Московского Знаменского монастыря», а в следующем 1867 году – «Несомненная истинность Евангельской и Апостольской историй». В 1875 году из-под его пера вышел I-й том капитальнейшего его сочинения под заглавием: «Полный месяцеслов Востока, том I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

СПб.: РХГИ, 1996 (2-е изд. – 2001). В Кн. опубликованы биографические и аналитические материалы. Приводится библиография работ о жизни и творчестве Флоренского; Иеромонах Андроник (Трубачев) . Теодицея и антроподицея в творчестве свящ. Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998; Игумен Андроник (Трубачев) . Жизнь и судьба. Вступ. ст. к Собр. соч. священника П. Флоренского . Т. 1. М., 1994; Кравец С.Л. О красоте духовной (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М., 1990; Воронкова Л. П. В поисках истины и красоты (Культурология П.А. Флоренского). М., 1992; П.А. Флоренский и культура его времени/Материалы конференции в Бергамо (Италия), 10–14.01.1988. Marburg: Blaue Hoerner Verlag, 1995. П.И. Новгородцев Существо русского православного сознания Впервые: Православие и культура: Сб. статей/Сост., вступ. ст. В. В. Зеньковского . Берлин: Русская книга, 1923. С. 7–23. Печатается по первой публикации. Новгородцев Павел Иванович (1866–1924) – правовед, философ, социолог, теоретик неолиберализма. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1902 г. совместно с П. Струве П.И. Новгородцев опубликовал сб. «Проблемы идеализма», ставший предшественником «Вех» (1909). С 1904 по 1906 г. ординарный профессор Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. С 1906 г., после увольнения из Московского университета по политическим мотивам, директор Московского коммерческого института. Участвовал в основании Конституционно-демократической партии, в 1906 г. избран депутатом Первой Государственной Думы; был членом ЦК кадетской партии, но отказался от места во Временном правительстве, считая последнее неспособным к активной политической практике. В 1918 г. участвовал в издании сб. «Из глубины», в котором солидаризировался с идеями Струве, изложенными в «Вехах». В том же году, из-за угрозы ареста, связанного с работой в антибольшевистских организациях, переехал на юг, откуда эвакуировался с остатками Белой армии. В 1920 г. эмигрировал, жил в Берлине, принимал участие в издании газеты «Руль».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010