Первая публикация в Интернете, посвященная личности игумена Андрея (Машкова) появилась в 2001 г. на сайте библиотеки «Православие и мир» . В следующей публикации (03.10.2007): «Сестры посетили места подвигов глинских старцев» в разделе «Мудрый послушник» кратко рассказано об игумене Андрее (Машков) - «одном из духовных чад отца Андроника (Лукаша)». Наиболее полно, правда в свободной литературной форме, биография «одного из последних пострижеников Глинской пустыни» была изложена (11.12. 2009) в статье Полины Тимаковой «Вы есте соль земли» (Мф. 5: 13) Памяти игумена Андрея (Машкова)» . Во всех этих публикациях, отсутствуют ссылки на какие-либо источники, есть вымыслы и расхождения в датах, но более существенным является то, что в них не отражен период пребывания Андрея (Машкова) в Свято-Успенском мужском монастыре на окраине Одессы. Известно, что именно здесь, в 1970 году митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров) рукоположил Андрея (Машкова) в сан иеромонаха. Именно к этому периоду времени относится эта выдержка: «В беседах и проповедях отец Авраам часто упоминает о своем духовнике - игумене Андрее (Машкове) (изображение 8)» Игумена Андрея своим духовником называет также и архимандрит Гедеон (Харон, 1960 г.р.), со старших классов школы несший послушание пономаря в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Усатово. «Потом, когда я стал совершеннолетним (1978 г. - В.Корн), я должен был пойти в армию. Мы тогда уже не могли ездить в Усатово, потому что ужесточился контроль, и потому стали ходить в Успенский собор. У нас появился духовник - игумен Андрей (Машков)... У отца Андрея я был на послушании до ухода в армию» . 25 января 1978 г. о. Андрей подает прошение Владыке Сергию: «Состояние моего здоровья тяжелое и мне необходимо лечиться и так как здесь нет условий прошу отпустить меня из монастыря. По состоянию здоровья не могу нести монастырское послушание и вынужден искать место лечения» . Нет сведений о том, что в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе нес послушание иеромонах Андрей. Иметь же в те годы приходящих в монастырь «чад», было опасно - могли быть неприятности, вплоть до тюремного наказания. Особенно это касалось, протекающей на виду, монашеской жизни и, как рассказывают насельники монастыря со стажем, о. Андрей не раз пытался избавиться от одного, особенно назойливого, «чада», даже облив его однажды чернилами.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Кротость не есть добродетель слабых, наоборот, в Писании - это добродетель людей сильных, например Моисея и Давида. Думаю, что в борьбе против гнева лучше вспоминать эти библейские образы, а не кусать свой язык. И, конечно, очень важно обращаться к Богу с молитвой. Это правило применимо для избавления от всех страстей. - В мире, где слишком много различных влияний, очень тяжело сохранить свою православную идентичность, также есть искушение подменить ее чем-то другим. Какие способы сохранения именно православной аутентичной идентичности? - Этот вопрос мне часто задают, особенно здесь, на Западе. В своем монастыре я принимаю многих людей, в основном уроженцев Украины , Молдавии. И недавно мне задавали этот же вопрос. Большое количество матерей, вынужденных воспитывать своих детей на Западе, волнуются, ведь живут не в православном окружении. Но мы не должны забывать, что в подобном положении Церковь существовала в начале своего пути и при этом не только сохранила свою аутентичность, но и во многом выиграла. Ведь до эдикта Константина христиане были вынуждены жить во враждебном им обществе не только со стороны властей, но и простого люда. У них было 1001 причина отречься от христианской веры, но истинные боголюбцы этого не сделали. Недавно мне посчастливилось прочесть несколько житий, описывающих подвижников времен СССР . Знакомиться с этими свидетельствами веры, например Андроника (Лукаша), очень интересно. Когда его отправили в лагерь, он все раздал отбывающим срок преступникам, всем помогал. Видя это, заключенные начали его защищать. Литургия совершалось без книг, старцы знали все наизусть. Я читаю с большим интересом эти истории коммунистического периода и удивляюсь, как вера не угасла и более того - возродилась спустя 70 лет. Даже монашество смогло сохраниться без монастырских стен. Читая и изучая примеры ваших отцов и дедов, важно понять, как сейчас в этом секулярном и враждебном мире можно сохранить свою веру. Итак, Православие - это не абстрактная идея, а нечто глубинное в жизни каждого человека. И если оно укоренено в нас, ничто не в силе соблазнить нас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

В годы настоятельства И. Глинская пуст. ежегодно принимала ок. 50 тыс. паломников, к-рые селились в странноприимнице (на содержание ее выделялось ок. 6 тыс. р.). Паломники бесплатно обеспечивались питанием, лекарствами, одеждой, обувью, иногда получали и денежную помощь. В случае необходимости жителям окрестных деревень И. благословлял безвозмездно выдавать хлеб, а при бедствиях (пожаре, голоде, падеже скота) - пособие. В 1890 г. И. открыл «Дом трудолюбия» для крестьянских детей-сирот, где они обучались грамоте и ремеслам. В 1891 г. И. организовал издание религиозно-нравственных книг и листков, собрал прекрасную б-ку, учредил миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова. В обязанности членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, а также среди народа в гостиницах, в столовых, на монастырских дворах. И. установил обычай читать кроме положенных по уставу соборных акафистов (в воскресенье - Спасителю, в субботу - Матери Божией) перед ранней обедней и др. акафисты: во вторник - вмц. Варваре, в четверг - свт. Николаю Чудотворцу. По свидетельству схиархим. Андроника (Лукаша) , И. оказал влияние на мн. подвижников, в числе которых - настоятель Глинской пуст. архим. Нектарий (Нуждин), схиигум. Антоний (Ветер) , прп. Серафим (Амелин) , иеросхим. Никодим (Калиуш) и др. Насельники пустыни часто становились настоятелями др. монастырей. Только за первые 5 лет управления И. обителью численность братии возросла вдвое, к концу его настоятельства - почти втрое (в 1909 в обители было 598 чел.), хотя И. не принимал в обитель всех желающих. Будущих насельников он обычно предупреждал: «Живем мы бедно, и послушания у нас тяжелые». Опытные в духовной жизни подвижники также стремились жить в руководимой И. обители: в Глинскую пуст. хотел уйти на покой ученик прп. Амвросия Оптинского настоятель Псково-Печерского монастыря архим. Мефодий. Заботясь о духовной жизни братии, И. призывал учеников непрестанно работать в своей «мысленной мастерской», отсекать греховные помыслы. Сдержанность в разговоре и бдительное отношение к собственной речи считал необходимыми условиями для успешной борьбы с помыслами, т. к. «высказанные неуместные слова ослабляют собранность ума и расточают духовное сокровище, которое собирается постепенно духовным деланием». Свт. Феофан Затворник, с к-рым И. вел переписку, называл его «старцем многоопытной мудрости» и всегда просил его молитв. Пройдя строгую школу отречения собственной воли и частого откровения помыслов, И. старался поддерживать этот обычай и среди братии. С 1888 г. был введен следующий порядок: при поступлении в обитель каждому иноку назначался старец (по своему желанию избрать старца было нельзя), которому ежедневно следовало открывать свои мысли и поступки и находиться у него в полном послушании.

http://pravenc.ru/text/577946.html

В послужном списке монаха Мелетия ошибочно указан год пострига 1954 г. 2019 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21. АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1961 г. 2035 Иеромонах Даниил родился 3 ноября 1923 г. в с. Новая Слобода Путивльского района, окончил 5 классов средней школы. В 1942 г. он поступил в Глинскую пустынь. В 1947 г. был пострижен в монашество, в 1948 г. епископом Сумским и Ахтырским Иларионом был рукоположен во иеродиакона, а в 1954 г. епископом Евстратием – во иеромонаха. С 1954 г. по 1958 г. о. Даниил был настоятелем Покровского молитвенного дома села Олешня Ахтырского района Сумской области. С 1958 г. и до закрытия обители жил в Глинской пустыни. В 1959 г. Святейшим Патриархом Алексием награжден наперсным крестом. Архимандрит Феоген отзывался о нем как об «усердном в церковной службе, смиренном, скромном, послушном иеромонахе» (АСЕУ. Послужной список иеромонаха Даниила (Новикова)). После закрытия обители сначала он нигде не служил, затем с 1963 по 1971 г. служил на приходах Псковской епархии; с 1971 по 1978 г. был настоятелем Вознесенской церкви г. Лебедина Сумской области. В 1972 г. о. Даниил был возведен в сан игумена, 2 июля 1979 г. он ушел за штат по болезни и жил у сестры в г. Ромны Сумской области. После тяжелой болезни по принятии Св. Христовых Таин он скончался 16 сентября 1980 г. Похоронен о. Даниил на кладбище при Всехсвятской церкви г. Ромны Сумской области (АСЕУ. Послужной список игумена Даниила (Новикова). Некролог, посвященный памяти игумена Даниила). 2040 Там же, л. 67–68. Глинские старцы предсказали, что архиепископ пострадает за то, что не отстоял святую обитель. Вскоре после закрытия Глинской пустыни он был осужден за свои проступки на пять лет тюремного заключения. После освобождения закончил свою жизнь в Псково-Печерском монастыре (на епископскую кафедру уже не вернулся). 2042 В архиве уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Сумской области сохранилась записка старца Андроника (Лукаша) , которую обнаружили во время закрытия монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Вот о таковых, которые уходят на страну далече, следует усердно молиться, и Господь, видя наше молитвенное ходатайство о них, подаст вскоре Свою всесильную помощь. За Александра нужно заказывать молебен мученику Вонифатию. Святой угодничек поможет ему. Хорошо было бы, чтобы молились еще о нем в Почаеве. Передайте от меня моим родным и возлюбленным чадам, болящим матушкам, благословение. Да хранит Вас Господь во все дни жизни Вашей. Архимандрит Иоанн 10/Х-80 г. Журнал «Русский инок» ноябрь 2007 г. Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам Исполняется 95 лет со дня утверждения архимандрита Нектария (Нуждина) настоятелем Глинской пустыни (1912) Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 году в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан. Шестнадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь. Сначала молодой послушник проходил различные общие послушания, которые назначаются новоначальным: на мойке, в кухне, в хлебопекарне, затем был записчиком в храме. Трудясь неленостно и внимательно, он своей кротостью и благонравием скоро привлек к себе внимание настоятеля и был назначен келейником игумена Исайи (Гомолко), впоследствии схиархимандрита Иоанникия, – «строгого ревнителя правил церковных и жизни иноческой». Под руководством такого опытного наставника Николай прошел строгую школу духовного делания. Потрудившись в обители почти пятнадцать лет, он был пострижен игуменом Исайей в монашество с именем Нектарий. В мае 1904 года он был командирован для исполнения священнических обязанностей в 271-й Льговский полк, где был награжден набедренником, и затем возвратился в обитель. В декабре 1912 года отец Нектарий указом Святейшего Синода был утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. Он стал достойным преемником богомудрых Глинских настоятелей. Отец Нектарий продолжил строительство новых зданий в монастыре. При нем в обители было построено четыре братских корпуса, начато строительство прачечной и гостиницы. Монастырское хозяйство, как и прежде, было образцовым. Землевладение пустыни, оставаясь самым большим в епархии, приносило наибольший доход. Но главное, чем, как и в прежние годы, славилась обитель, – это высокодуховная жизнь ее иноков. Строгий Афонский устав соблюдался при игумене Нектарии столь же ревностно, как и при его предшественниках. В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. По свидетельству схиархимандрита Андроника (Лукаша) , при игумене Нектарии были великие старцы: иеромонахи Феоктист (Бородин), Софроний (Юденков), Йулиан (Гагарин), монах Герасим (Рунский). Старчествовал и сам отец Нектарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Как ни бодрился о. Серафим, как ни старался не обращать внимания на свои недуги и немощи, но годы трудов, лишений, переживаний не могли не сказаться на его здоровье, да и возраст напоминал о предстоящем переходе в вечность. Старцу шел уже 90-й год. Митрополит Сухумский Илия (позже ставший патриархом Грузии Илией II) возвел о. Серафима в сан архимандрита (до этого в 1960 г. патриарх Алексий I возвел старца в сан игумена). До конца дней о. Серафим сохранил бодрость духа и ясность ума. В декабре 1975 г. во время всенощной о. Серафим почувствовал себя плохо, пришлось лечь. Все время (это 2 недели) старец читал вслух молитву Иисусову, причащаясь ежедневно Святых Христовых Таин. Когда уставал, просил читать других. В полном сознании видел многих собратий по духу, которые пели стихиру Божией Матери «Совет превечный», затем и он запел слабеющим голосом: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа». После видения сказал: «О чем я молился всю жизнь и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить». Последние его слова: «Теперь я буду умирать». 31 декабря старец закрыл глаза и больше уже ничего не говорил, ни на что не реагировал. 1-ого января 1976 г. он мирно скончался. Похоронили его на Михайловском кладбище г. Сухуми. Теперь душа его «во благих», успокоилась от трудов своих, но окончательное ее умиротворение и радость придет тогда, когда многие, вспоминая сказанное, написанное им в назидании, научатся жить по заповедям Божиим, а те, кто не могли знать его, найдут в его примере, его научении для себя ориентиры в жизни, особенно трудной в духовном отношении теперь. С Богом нет невозвратных потерь, и обращение к образу о. Серафима может помочь многим желающим знать верный путь спасения, тем более что он, как и другие старцы Глинской пустыни жил в не менее трудное время, сравнительно недавнее, знал и пережил сам многое и, «быв искушен, может и искушаемым помощи». «Печальник душ». Жизнеописание отца нашего Андроника, схиархимандрита Глинского (Лукаша)

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

В 2000 году были прославлены трое преподобномучеников Алма-Атинских: 1 . Серафим (Богословский, 1921); 2 . Феогност (Пивоваров, 1921); 3 . Анатолий (Смирнов, после 1930). В начале XX столетия они были приглашены из Рождество-Бого- родицкой Глинской пустыни Курской епархии в Свято-Троицкий иссык-кульский монастырь Туркестанской епархии, служили также в г. Верный (ныне г. Алма-Ата). Теперь на месте мученической кончины преподобномучеников Серафима и Феогноста находится Серафимо-Феогностовская мужская пустынь в 30 км от города Алматы, в Аксайском ущелье. Они были причислены клику святых Новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года. Их память совершается 29 июля/11 августа. Выл еще канонизован и преподобный Макарий, иеромонах Глинский, Ефремовский (21.02.1893), который прославлен в составе Собора Тульских святых (соборная память 22 сентября ст.ст./5 октября н.ст.). Также на рубеже XIX и XX столетий в Глинской пустыни подвизались: схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель Глинской пустыни; схиархимандрит Андроник (Лукаш) , прозорливый старец; схиархимандрит Серафим (Романцов), духовник братии Глинской пустыни; митрополит Зиновий, в схиме Серафим (Мажу- га), после закрытия пустыни удостоившийся святительского сана в Уделе Матери Божией Иверии (Грузии). Последний в течение своей жизни пользовался заслуженным уважением и любовью пяти Грузинских Патриархов: Калистрата, Мелхиседека, Ефрема, Давида и ныне здравствующего Илии II (Гудушаури-Шиолашвили, р. 1933), которые любили егоза святую жизнь и благочестивый нрав. Он являлся связующим звеном между Русской и Грузинской Церквами в деле примирения двух Поместных Православных Церквей, став благочинным всех русских приходов в Грузии и Армении 1 . Он старчески окормлял людей на территории не только Грузии, но и всего нашего многонационального государства. 21 августа 2010 года за Божественной литургией в Глинской пустыни был совершен чин прославления трех подвижников XX века – схимитрополита Серафима, схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша) , которые несли монашеское послушание в этой обители. Преподобный Серафим (Амелин) был прославлен в лике святых годом ранее. Эти подвижники, переняв старческий опыт и сохранив традиции Глинской пустыни, несли его в мир в условиях трудного времени. После закрытия монастыря, даже в сложных условиях гонений, а затем и приходской жизни в разных уголках нашей многонациональной страны, они поддерживали между собой связь, подогревая и сохраняя теплоту сердечного огня, полученную в великой Глинской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1998 году митрополит Владимир освятил храм-часовню в честь Праведных Иоакима и Анны; в 1999 году – вновь построенный надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери; в 2001 году – Спасо-Преображенский храм, подворье Глинского монастыря в поселке Ямполь, построенный на месте разрушенного; в 2001 году – вновь построенный Никольский храм; в 2002 году – источник с часовней в честь Преображения Господня. С 2005 года наместником ставропигиальной Богородице-Рождественской Глинской пустыни являлся епископ Лука (Коваленко), который 8 мая 2008 года был назначен на Конотопскую кафедру с оставлением за ним настоятельства Глинской пустыни. 23 декабря 2010 г. исполняющим обязанности наместника Глинской пустыни был назначен архимандрит Антоний (Крипак), а 14 июня 2011 г. – наместником обители. 8 мая 2012 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира было принято решение назначить епископом Бородянским, викарием Киевской митрополии, архимандрита Антония, наместника Глинской Рождество- Богородицкой пустыни. Стараниями архимандрита Антония были собраны мощи восьми из 13 первых канонизованных старцев и старцев Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) . А также были перенесены в Глинскую пустынь останки некоторых глинских подвижников из мест их первичного захоронения на территорию Глинской пустыни. Святые отцы о старчестве Как корабль, имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией, безбедно входит в пристань, так и душа, имея доброго пастыря,удобно восходит на небо, хотя и много грехов сделала. Преподобный Иоанн Лествичник «Без доброго внутреннего устроения монаха, – говорит авва Исаия , – тщетны молитвы и подвиги его»... Ни выстаивание долгих служб церковных, ни труд и самый строгий, даже чрезмерный, пост сами по себе не могут дать человеку доброго внутреннего устроения. Он и при них может в душе оставаться таким же, как был и до вступления на путь подвижничества. А все дело, и не иноческое только, но и всякого самоисправления, самосовершенствования, вообще заключается именно в изменении своего внутреннего устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Синодальная коммиссия УПЦ по канонизации предложила канонизировать трех глинских старцев Москва, 29 декабря 2008 г. В пятницу 26 декабря в помещении Киевской Митрополии под управлением архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна состоялось очередное заседание Синодальной Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви. Члены Комиссии рассмотрели документы, представленные правящими архиереями для канонизации местночтимых святых, сообщает Патриархия.ru . После изучения и обсуждения дел Комиссия сочла возможным передать для рассмотрения Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины и Священному Синоду Украинской Православной Церкви материалы для канонизации: — от Черниговской епархии — подвижника благочестия архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) (+9.08.1866); — от Симферопольской епархии — подвижницы благочестия бывшей настоятельницы Топловского монастыря игумении Параскевы (Родимцевой) (+3.12.1928); — от Херсонской епархии — подвижницы благочестия блаженной Домники Ивановны Ликвиненко (+10.06.1967); — от Свято-Рождества Пресвятой Богородицы ставропигиальной Глинской пустыни — подвижников благочестия, которые подвизались в Глинской пустыни: схимитрополита Серафима (Мажуги); схиархимандрита Андроника (Лукаша); схиархимандрита Серафима (Романцова); — от Конотопской епархии — подвижников благочестия, которые подвизались в Софрониево-Молченском Рождества Пресвятой Богородицы Печерском мужском монастире: В лике преподобных: архимандрита Феодосия (Маслова); иеромонаха Серапиона; старца Софрония (Батоврина). В лике Христа ради юродивых: послушника Сергия Тихонова. Также на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви были направлены рапорты об установлении местного празднования Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста и о внесении в святцы Украинской Православной Церкви имени святого благоверного князя-мученика Иоанна Путивльского. День памяти — 20 сентября/3 октября. 29 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28849.html

В М. и С. е. особо почитаются святые, подвиг мученичества и исповедничества к-рых связан с Колымским краем: протоиереи священномученики Михаил Околович , Василий Агафоников , Димитрий Неведомский , священники священномученики Елеазар Спиридонов, Петр Богородский, Димитрий Казанский, Иоанн Козырев, Василий Козырев, Василий Крылов , мч. Иоанн Малышев , мц. Анна Шашкина , преподобноисп. Мария (Корепова) . Синодом УПЦ к лику местночтимых святых были причислены отбывавшие заключение в Северо-Восточном ИТЛ схиархим. преподобноисп. Андроник (Лукаш) и архим. преподобноисп. Иов (Кундря); их почитают и в М. и С. е. В Свято-Духовском храме находятся почитаемые списки Албазинской, Почаевской и Иверской икон Божией Матери, ковчег с мощами мн. святых, иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, сщмч. Харалампия, свт. Иннокентия Московского, блж. Матроны Московской, патриарха свт. Тихона, а также св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Святыни Троицкого собора: ковчег с частью мощей свт. Иннокентия Московского, почитаемый список иконы Божией Матери «Всецарица» из афонского мон-ря Ватопед , образ блж. Матроны Московской с частицей ее мощей, полученный в дар от Патриарха Кирилла при освящении им собора, рака с частью мощей местночтимого преподобноисп. Андроника (Лукаша), доставленная 13 апр. 2013 г. в Магадан из Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . В университетской Татианинской ц. имеются икона и ковчег с частицами мощей мц. Татианы. В Серафимовской ц. пос. Эвенск Северо-Эвенского р-на находится почитаемая Казанская икона Божией Матери, возвращенная Церкви местным краеведческим музеем в февр. 2006 г. (в XVIII-XX вв. образ хранился в семье эвенов Хабаровых). О святынях магаданского Покровского монастыря см. в статье об обители. С 2001 г. проводится рождественский крестный ход от магаданской Свято-Духовской ц. к часовне во имя вмч. Георгия. С 2011 г. в Северо-Эвенском р-не 13-14 июля совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение» из с. Гарманда в пос. Эвенск. Архиереи

http://pravenc.ru/text/2561166.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010