молитв за меня немощного и недостойного во арх. нижайшего инока Андроника. Стал очень ногами слабеть. О.Н., я получил ваше письмецо и 2 карточки. Очень благодарю за вашу любовь ко мне. О. И., я на вас маленько обиделся, что вы совсем меня забыли, ничего о себе не извещаете. Писал 25 декабря и ваше письмо получил 25 декабря. С. Арх. Андроник Радуйся мой родной и дорогой сыночек о.И.! Очень и премного благодарю тебя за заботу. Подарок получил, Спаси тебя, Господи. Поблагодари от меня и о. К. за гостинец. Передай от меня поклон сыночкам моим Н., М. С земным поклоном поблагодари вашего ректора, за моего сына М., что принял его учиться. Крепись, родной мой сыночек. Имена Ваши всегда записаны в сердце моем и пред лицом Бога всегда молюся о вас. Усердно прошу тебя поблагодари о.М. за переданную им через мою внучку икону – «Святцы». Он меня этим очень утешил и обрадовал. Передай от меня поклон и о.М. Может, скоро помру, то поручаю вас всех Божией Матери. С отцовской любовью к вам, всем сыночкам моим – ваш папа. С. А. Андроник Слава Богу за все! Сердечно, с отцовской любовью поздравляю вас, родные мои деточки и отцы: И., Н., М., М. иМ., со светлыми и спасительными днями св. Рождественского поста и великим праздником Введения во храм Богом избранной Отроковицы, Пречистой Девы Марии. Молю Бога и Его Пречистую Матерь, да даруют они и обогатят вас многими дарами и милостями небесными. Да поможет вам Щедродавец Господь и Сама Царица Небесная преуспевать в премудрости Божией и науке познания самого себя, ибо это есть наука из наук и академия из академий. За многим не гонитесь, чтобы не возгордиться, а малого не опуская, да четочку всегда читайте. Помоги вам, Царица Небесная, молитвами всех отцов наших преуспевать и преуспевать во спасительных подвигах Ваших. Да сохранит вас Господь на всех путях жизни вашей, да покроет Сама Царица Небесная вас, Своим честным омофором от всех бед, зол, напастей и врагов видимых и невидимых. Сподоби же, Господи, вас родные мои сыночки, купно со мною достичь и поклониться Рождшемуся Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Еф 4, 25 Ложью является намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Источником лжи является диавол: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говоритсвое, ибо он лжец и отец лжи Ин 8, 44. Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость. На страницах Священного Писания довольно часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: лжесвидетели (см.: Мф 26, 59–60), лжепророки (см.: Мф 7, 15), лжеучители (см.: 2 Пет 2, 1–2), лжебратья (см.: 2 Кор 11, 26), лжеапостолы (см.: 2 Кор 1, 13), лжехристы (см.: Мф 24, 24). Глубоки и точны слова святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению». Приведем несколько записей преподобного Андроника о грехе лжи: «Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека». «Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть (из патерика)». «Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших». «Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших». «Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, — и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое — и страх Божий вселится в тебя». Из книги " Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни " Рейтинг: 7.5 Голосов: 218 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии наталья 2 декабря 2014, 17:58

http://pravoslavie.ru/74423.html

    4. «Глинский Патерик» был сброшюрован автором в трех томах машинописного текста, поэтому публикуемый текст также поделен на три тома в соответствии с авторским замыслом.     5. В соответствии с авторским текстом сокращение имени автора дано в виде букв «А.И.» — архимандрит Иоанн. О том, что автор был схимником, стало известно после его кончины.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 52.    Там же, д. 89.    Там же, д. 109, л. 52.    Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись (1966).    Глинская... общежительная пустынь. С 92.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    Там же, д. 3, л. 2.    ЦГИА, ф. 796, оп. 194, л. 1399.    Подробнее о патриотической, благотворительной и просветительной деятельности Глинской пустыни в 1912—1922 гг. см. в докторской диссертации: Иоанн (Маслов), архимандрит. «Глинская пустынь: История обители и ее духовнопросветительная деятельность в XVI—XX веках». (Издана в Москве, в 1994 г. — Примеч. издат.).    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 499; ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 2.    Личный архив автора. Воспоминания игумена Глинской пустыни Афанасия (Александра Степановича Кошелева).    Там же.    Точное время открытия обители по архивным данным восстановить сложно. По одним источникам это было в мае—августе 1942 г. (АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра (Харина) от 12 ноября 1956 г.). По другим — в сентябре 1942 г. (АУПЦ. Сведения о Глинской пустыни, переданные уполномоченному при Сумском облисполкоме по делам Русской Православной Церкви 6 мая 1944 г.). По воспоминаниям игумена Глинской пустыни Афанасия (Кошелева), первую литургию архимандрит Нектарий служил в обители в неделю святых жен-мироносиц. В списке регистрации церквей Сумской епархии за 1945 г. указан лишь год открытия пустыни — 1942 (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 4).    АУПЦ. Сведения о Глинской пустыни, переданные уполномоченному при Сумском облисполкоме по делам Русской Православной Церкви 6 мая 1944 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Там же. Список священнослужителей с указанием наград. Декабрь 1957 г.    АСЕУ. Дело иеромонаха Симеона (Нестеренко).    Там же. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия архиепископу Черниговскому и Нежинскому Андрею от 23 апреля 1958 г.    Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Терицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58. По данным послужных списков Глинской пустыни за 1918 г. митрополит Зиновий родился в 1895 г. в семье мещанина (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 76).    ГАСО, ф. 454. оп. 1, д. 3, л. 76; ГАКО, ф. 750, оп. 1. д.266, л. 3 об.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 75 об. — 76.    ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 4. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16—17 марта 1921 г.).    Там же, л. 6. В книге архиепископа Мануила «Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897—1957)». Чебоксары, 1959. Ч.Ш на с. 68 ошибочно указано, что митрополит Зиновий принял постриг в монашество в 1917 г.    Личный архив автора. Письмо игумена Исаии (Коровая).    Там же. Письма митрополита Зиновия архимандриту Иоанну (Маслову).    До 1960 г. Владыка Зиновий был епископом Степанаванским, затем Тетрицкаройским.    Православный церковный календарь, 1980. Издание Московской Патриархии, 1979. С. 150.    Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) архимандриту Иоанну (Маслову).    Там же. Письма митрополита Зиновия (Мажуги) архимандриту Иоанну (Маслову).    Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский//ЖМП, 1985, 6. С. 59.    В архиве Сумского епархиального управления сохранилась справка о крещении Ивана Сергеевича Маслова. Его крестным отцом был Симеон Котляров, а крестной матерью — Евфросиния Никифорова.    Отец Иоанн с детства был очень болезненным, а в армии болезненность сильно обострилась. Он девять месяцев лежал в больнице с диагнозом ревматизм.    Махно Лев, прот. Светлой памяти моего друга игумена Марка (Лозинского). Машинописный текст. Книга игумена Марка (Лозинского) «Отечник проповедника» издана в Москве в 1996 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. По свидетельству схиархимандрита Андроника (Лукаша), при игумене Нектарии были великие старцы: иеромонахи Феоктист (Бородин), Софроний (Юденков), Иулиан (Гагарин), монах Герасим (Рунский). Старчествовал и сам отец Нектарий.    Он управлял обителью в один из самых сложных периодов истории России. Это и первая мировая война, и революция, и гражданская война. В те годы Глинская пустынь принимала самое деятельное участие в помощи бедствующему народу и в этом велика заслуга ее настоятеля.    При о. Нектарии благотворительная деятельность Глинской пустыни была самой разнообразной. Обитель по-прежнему содержала странноприимницы для приходящих богомольцев и странников. Ежегодно в пустыни бывало не менее 60 тыс. богомольцев. Пустынь помогала вдовам, сиротам и погорельцам дровами, лесом, мукой и прочим.    Богомольцы пользовались в Глинской пустыни бесплатным лечением, больница и аптека пустыни считались лучшими в епархии. По-видимому, до самого закрытия обители существовал и Дом трудолюбия, где обучалось от 30 до 50 мальчиков (в основном бедных сирот).    Большую помощь оказывала Глинская пустынь армии и народу во время войны с Германией в 1914—1918 гг. Для окормления воинов о. Нектарий отправлял в действующую армию иеромонахов с ризницами, богослужебными книгами, облачениями и денежными средствами. В 1915—1916 гг. на защиту Отечества из Глинской пустыни было отправлено 75 послушников.    Под руководством о. Нектария в обители устроили лазарет для увечных и раненых воинов. При пустыни был санаторий для воинов, а также приют для детей погибших.    В 1915 г. в Глинской пустыни побывало около 60 тыс. беженцев. Они жили в монастырской гостинице и получали бесплатно еду, одежду, обувь, лекарства.    Глинская братия посылала на фронт воинам продукты, одежду, обувь, белье.    В обители до самого закрытия неопустительно совершались все положенные богослужения, не прекращалось «непрерывное чтение Псалтири», совершались постриги в монашество и в великую схиму.    Отец Нектарий руководил всей многотрудной и многогранной деятельностью Глинской пустыни вплоть до ее закрытия в 1922 г. и проявил себя рассудительным, рачительным и благочестивым настоятелем. В 1914 г. он был награжден наперсным крестом, а в 1918 г. — представлен к награде «по обстоятельствам военного времени»: возведен в сан архимандрита и награжден палицей . После закрытия обители ему удалось сохранить незначительную часть имущества монастыря. По Промыслу Божию он не был ни арестован, ни сослан, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах строгого поста, богомыслия и молитвы. Тайно принимал духовных детей на исповедь, каждую ночь неопустительно служил литургию. Все находили особое духовное утешение в том, чтобы молиться вместе с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Архивные документы    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. л. 29 об,—30.    Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указанных и неуказанных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109, л. 26 об.—27.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 40 об.—41.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 32 об,—33.    Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 40 об,—41.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, л. 3 л, л. 34 об.—35.    Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ИУЛИАН     Иеромонах Иулиан (в миру Иосиф Гагарин) родился в 1853 году в семье мещан г. Мещовска Калужской губернии. Утвердившись в намерении посвятить свою жизнь иноческим подвигам, в 1882 году он поступил в Глинскую пустынь . После общих послушаний он был назначен на послушание при больнице, которое проходил с большим усердием . В монашество Иосиф был пострижен в 1889 году с именем Иулиан. В 1893 году его перевели в Курский Знаменский монастырь, где в 1896 году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1897 — во иеромонаха. В 1902 году отец Иулиан был награжден набедренником, а в 1907 году по прошению переведен на покой в Глинскую пустынь . По отзывам современников отец Иулиан был ревностным хранителем истинно монашеских заветов и вел строго подвижнический образ жизни.    Настоятель обители вверял его попечению многих новоначальных и новопостриженных. Отец Иулиан убеждал их в том, что чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь. Чтобы безбедно шествовать по этому пути, иноку необходимо вручить себя руководству опытного наставника. Старец советовал живущим в монастыре отсекать свою волю и навыкать послушанию. Сам опытно постигший этот трудный, но безопасный путь монашеского делания, отец Иулиан много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения, он искоренял самочиние. Старец требовал от учеников полнейшего отречения от своей воли, чем успешно достигал исцеления их душ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

иеромонах Феоген был назначен настоятелем Ильинской церкви села Ковенки , в 1952 г. он был награжден наперсным крестом, а затем возвращен в Глинскую пустынь для исполнения той же должности казначея. Однако уже в марте 1953 г. о. Феогена опять направили на приход. Теперь уже настоятелем церкви села Хмелово Смелковского района Сумской области. Здесь он ревностно подвизался в пастырском служении и в 1955 г. — «за усердие и примерные труды на пользу Церкви Божией» был возведен Святейшим Патриархом Алексием в сан игумена.    Однако обитель нуждалась в нем, и сам о. Феоген всем сердцем стремился в Глинскую пустынь, где прошла большая часть его подвижнической жизни. Благочинный Глуховского района писал о нем: «О. Феоген любит свой монастырь и много в нем потрудился, умереть желает в монастыре» . Еще летом 1957 г. архимандрит Таврион и старцы обители просили епископа Евстратия вернуть о. Феогена в обитель. Поводом к этому послужило прошение схиигумена Андроника (Лукаша) об освобождении его по болезни от обязанностей благочинного монастыря. Своим преемником он хотел бы видеть о. Феогена, и все старцы обители поддерживали его в этом . Но епископ Евстратий ответил, что не может оставить благоустроенный трудами о. Феогена приход без священника. В июне 1958 г. уже архимандрит Серафим (Амелин) возобновил прошение , и 27 июля игумен Феоген вернулся в Глинскую пустынь, где стал благочинным обители .    Почти с первых дней иноческой жизни о. Феоген делал все только по совету о. Серафима, чтил его как мудрого старца, ни на йоту не отступал от его воли и питал к отцу настоятелю самую преданную, искреннюю и самоотверженную любовь. Каждое слово отца архимандрита воспринималось им как повеление свыше. Все силы прикладывал он, чтобы исполнить слово старца, от которого получил и первые уроки монашеской жизни, и глубокие наставления о пастырском служении. Вместе с о. Серафимом претерпел он тяжелые годы после закрытия Глинской пустыни и был его ближайшим помощником при восстановлении обители .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Этот человек явился для меня примером живой веры, благочестия, хранения церковной традиции Книги, которые он мне рекомендовал, очень мне помогли, я наконец получил ответы на волнующие меня вопросы. Я был ещё прихожанином, но уже изучал православное богослужение, и благодаря Константину, его трепетной любви к службе, к Церкви, его личному примеру у меня появилась любовь к православному Богослужению, любовь к храму. Константин очень мне помог на пути воцерковления, на пути становления меня как христианина, помог мне в избрании священнического пути, помог в служении в сане священника. Все в нем было чинно, упорядоченно, безыскусно, традиция церковная в нем была жива. Слава Богу, что я имел возможность общения с таким праведным человеком, как Константин! Долгие годы Константин Алшибая был неотъемлемой частью нашей Александро-Невской церкви, одним из тех, без кого уже не представляешь нашу жизнь. В храме Александра Невского он был с 1973 года. Костантин застал всех глинских старцев – митрополита Зиновия (Мажугу) , схиархимандрита Андроника (Лукаша) , схиархимандрита Виталия (Сидоренко) . Именно от них он перенял святоотеческую традицию веры, любовь к богослужению, и при этом – евангельское смирение перед всем тем, что посылает Господь. Он проработал в магазине при храме около 15 лет. Зная все книги наперечет, всегда мог подсказать, какую лучше выбрать, что следует прочитать на нужную тему, что лучше выбрать для духовного чтения детей, подростков. Он сам до самого последнего времени много читал, любил узнавать что-то новое о вере и подвижниках, интересовался новыми книгами. Но самым главным делом его жизни были богослужение и участие в нем. В церкви он всегда стоял на одном месте; зная всю службу наизусть, тихо подпевал хору. Также он знал множество тропарей, молитв, песнопений. Вообще, к литургии Константин относился очень благоговейно, и, несмотря на то, что ему из-за слабого здоровья и возраста подчас трудно было выстаивать службы, он старался их не пропускать и никогда во время литургии не садился. А ещё обязательно старался каждое воскресенье причаститься.

http://pravoslavie.ru/153747.html

Старец Софроний постоянно ободрял, поддерживал пасомых духовно, водворял в их сердца стремление к небесной жизни, побуждал их к высшим подвигам и мужеству. Сам будучи строгим исполнителем церковных установлений, отец Софроний старался внедрить церковность в сердца всех, кто к нему обращался. И это старцем делалось с той целью, чтобы привить вопрошавшим любовь к церковным установлениям и приучить их быть послушными сынами Церкви. Кроме духовного окормления братий и богомольцев, старец Софроний совершал чредное священнослужение в Спасо-Илиодоровском скиту. Последний раз сведения о нем встречаются в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 934 . Время кончины его неизвестно. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,–20. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 17 об.–18. Послужные списки настоятеля с братиею Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.–19. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 14 об.–15. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.–22. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ФЕОКТИСТ, СКИТОНАЧАЛЬНИК Иеромонах Феоктист (в миру Филипп Бородин) родился в в семье мещан г. Козлова Тамбовской губернии. В Глинскую пустынь он поступил при игумене Иннокентии в 1866 году. С первых дней жизни Филиппа в монастыре проявились такие его качества, как беспрекословное послушание, молчаливость, скромность и самоукорение. В обители, благодаря правильному духовному руководству, эти добродетели получили дальнейшее развитие. Через 8 лет после поступления в монастырь настоятель отец Иннокентий (Степанов) постриг его в мантию с именем Феоктист и поручил послушание пономаря, которое считалось в Глинской пустыни весьма ответственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. МОНАХ ГЕРАСИМ Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему. Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решился остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую обитель. В монастыре подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких известных Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других. Воодушевленный их подвигами, Гавриил внимательно заботился о своем спасении, ревностно исполнял послушания и под руководством старцев постигал науку из наук – монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов – вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа. В 1878 году после 17 лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного 948 . Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита 949 . Более 20 лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим, входя всегда в храм первым и выходя из него последним. Для отдыха у него почти не оставалось времени. Такая подвижническая жизнь вошла у него в привычку, стала его жизненной потребностью. Храм – дом Божий, в нем все Божие, все святое, все имеет глубокий духовный смысл. Отец Герасим с ревностной ненасытностью жил и дышал постоянно атмосферой церковных песнопений, молитвенных воззваний, сделавшихся стихией его души. Подвиг непрерывного внимания себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010