О воскресении мертвых и загробной жизни Откр.20:4 . На этом худо истолкованном месте основывала свои заблуждения секта хилиастов, или тысячелетников, которые ожидали возвращения Иисуса Христа на землю и воцарения Его на 1000 лет среди праведников. Но как во всем Апокалипсисе, так и здесь – речь переносная, 1000-летнее царствование Христа не на земле и не во плоти, но на небе и в духе. Самое воскресение праведников есть соединение в загробной жизни со Христом: Фил.1:23 . С Ним они и царствуют, т. е. наслаждаются блаженством, хотя не в полной мере. Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного и только в день всеобщего воскресения плотию восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второю смертию: 20:14. Откр.20:6 . Немного пройдет времени после разрешения диавола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова: «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кессарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть, вечное мучение: Мф.25:46 . Первое воскресение – оживотворение от мертвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53 . О воздаянии по делам Откр.20:12, 15 . По изъяснению того же толкователя, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела или умерщвленные преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали дела мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10 . Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их ради грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5 ; Лк.10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Популярная тема апокрифов - девство И. Б.: о нем говорят «Вопросы Варфоломея» (2. 3; 2. 14), «Деяния Иоанна» (113), «Легенда о Симоне и Феонии» (5). Панегирик И. Б. девству, восходящий к «Деяниям Иоанна» (113), приводится в апокрифическом «Послании Тита» (13. 11-38) (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 1160-1162). Об И. Б. речь идет в «Откровении Ездры» (1. 19), где Бог говорит Ездре: «Я хочу, чтобы ты был у Меня, как Павел и Иоанн» (Ibid. 1997. P. 559). В апокрифических «Деяниях Фомы» (1) И. Б. стоит на 4-м месте в списке апостолов; в «Послании апостолов» (2) - на 1-м (Ibid. P. 365; о списках апостолов с И. Б. на 1-м месте см.: Hills. 1990. P. 87-88). В списке благословляемых апостолов в «Книге воскресения Варфоломея» (18. 7) И. Б. стоит на 3-м месте, после Андрея и Иакова (Écrits apocryphes chrétiens. 1997. P. 542). В «Книге петуха» (3. 13) Иисус Христос омывает И. Б. ноги 3-му, после Петра и Иакова (Ibid. 2005. P. 165). Некоторые рукописи указывают на И. Б. как на автора «Евангелия о Рождестве Марии и детстве Спасителя», обычно приписываемого Матфею (Ibid. 1997. Vol. 1. P. 107). В «Учении Аддая» (88) в своей последней речи Аддай приводит следующий список библейских книг для чтения в Церкви: «Закон, Пророки и Евангелие… Послания Павла, которые Симон Петр послал нам из Рима, Деяния двенадцати апостолов, которые Иоанн Зеведеев нам послал из Эфеса», по-видимому, И. Б. здесь приписываются канонические Деяния св. апостолов. Именем И. Б. надписаны 2 греч. апокрифических Откровения (CANT, N 331-332) и одно коптское (CANT, N 333). На латинском Западе Ап. Иоанн Богослов сходит в могилу. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 68) Ап. Иоанн Богослов сходит в могилу. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 68) Из лат. авторов сведения об И. Б. первым привел Тертуллиан . По его свидетельству, апостол был девственником ( Tertull. De monog. XVII 1), основал ряд Церквей в Асии ( Idem. Adv. Marcion. IV 5. 2 - автор выражается неопределенно), назначил сщмч.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Я - по легкомыслию молодости - тоже пытался - но никак не считать! - а лишь протолковывать существенные и более доступные места из Откровения (в Симферополе); но и то старался держаться литературы (Сборник Барсова, Толк. св. Андрея Крит. и нек. прочим, есть очень содержательная брошюра Л. А. Тихомирова (ред. " Моск. вед. " ): " Апокалиптические судьбы мира (приблизительно таково заглавие). Раскрывать печати - дело не наше, а Самого же Господа (см. Откр. 5, 4-5; 6, 1-3). Поэтому не только отдельным членам, но и всей Церкви (Откр. 5, 2-3) не под силу раскрывать заранее - закрытое. А только история, руководимая Самим Господом (а следовательно, Он Сам - в действиях истории), раскрывает эти печати с тайн... Но и опять - не с лет, а лишь с событий. Поэтому если бы и целый Собор стал касаться этого предмета, то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные и общие вопросы (хилиазм, отношение к " арифметическому богословию " новоизмышленному и т. п.), а никак не детали текста, и уж тем более не дерзнул бы " считать " сроки,- если только он был бы под руководством Святого Духа и хотел слушать Главу Своего Христа Господа. Поэтому и Вы неправильно думаете, пиша: " Такие вопросы могут быть решаемы лишь соборно, всею Церковию " ... Не будет она заниматься грешным и запрещенным делом. Тем более, что этот вопрос уже был в Церкви,- и ею ОТВЕРГНУТ. А основной Закон Церковных постановлений: НЕ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ И НЕ ПЕРЕРЕШАТЬ ПРОШЛОГО (и именно догматического, вероучительного), что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора. 2. Об этом (это есть о голосе Церкви) я хочу немного написать еще. Если некоторые из отцов и дозволяли себе нечто подобное (Папий, Иустин, Ириней), то замечательно, что большей частью это учение прививалось к еретикам и сектантам: - философское учение, стремившееся примирить язычество с христианством.)Керниф, - со 2 века иудействующие христиане, продолжавшие держаться Моисеева закона и отвергавшие проповедь ап. Павла о свободе язычников от ига этого закона и авторитетность новозаветных сочинений.), - еретики, осуждавшие Церковь за снисхождение к падшим, отвергали брак, вино, мясо.), - по учению Аполлинария Лаодикийского выступали против никейского символа, (во Христе сочетались две сущности - совершенное Божество и совершенное человечество), - в новое время - меннониты - последователи Шторха, Фомы Мюнцера и Иоанна Лейденского; отвергая крещение младенцев, перекрещивают приходящих к ним.) с социалистическим оттенком, теперь - - секта, проповедующая скорое второе пришествие Спасителя. Основана в Америке в 1833 году Миллером, фанатичным исследователем пророчеств, который точно назначал и время кончины мира - сначала в 1843 г., а затем в 1847 г.). Уж это одно должно заставить относиться не только подозрительно, а и прямо отрицательно: " Скажи мне: с кем ты знаком (или дружишь, соглашаешься), и я тебе скажу: кто ты таков " ,- говорит пословица.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для анализа деяний Всероссийских миссионерских съездов были избраны статьи, опубликованные в изучаемый период в «Церковных ведомостях» и Прибавлениях к ним, в ряде « Епархиальных ведомостях», в журнале внутренней миссии «Миссионерское обозрение», некоторых журналах и газетах начала XX в. Использовались ссылки на Правила Гангрского Поместного собора (ок. 340–376 г.), Определения и Циркулярные указы Св Синода РПЦ, документы Церкви [например, 123], документы Отчетов Обер-Прокурора Св Синода. В ряде случаев привлекались документы Архиерейских соборов и официальные документы Церкви, принятые в конце XX – начале XXI вв. В необходимых случаях (в том числе для анализа состава участников монашеских съездов и Поместного Собора) использовались статистические (учетные) данные, опубликованные в разных изданиях. Много сведений было почерпнуто из работ чиновника особых поручений при Обер-Прокуроре, действительного статского советника Скворцова В.М. (†1932), посвященных истории развития миссии, деяниям миссионерских съездов, носящих документальный характер и опубликованные им в разных изданиях, например Петроградского епархиального миссионера Айвазова И. Г. (†1964) а равно и других авторов того исторического периода. Источниками послужили опубликованные воспоминания и издания документального характера архиереев и священнослужителей, касающиеся изучаемого периода, например, митр. Евлогия (Георгиевского, †1946) еп. Андрея (Ухтомского, †1937) [в частности, 46,49,50], Сщмч. прот. И.М. Громогласова (†1937) Сщмч. прот. Иоанна Восторгова (†1918), прот. И. И. Троицкого († не установлено), прот. Николая Бортовского (†1920), иером. Серафима (Кузнецова, †1959) [например, 157], свящ. Иннокентия Орфеева (†1938) и ряда других. В качестве материалов, задающих направления поиска литературы были задействованы современные исторические справки и краткие статьи, в частности Были изучены серьезные научно-монографические исследования авторов изучаемого периода, и современных ученых-историков, в частности: д.истор.н. Фирсова С.Л. д.истор.н. Шарафутдинова Д.Р. к.филол.н. Кравецкого А.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В воспоминаниях о Боговидце для святого Андрея поучительна каждая деталь: ковчежец, волнами речными носимый, становится словно бы ковчегом, помогающим избежать гибели от горького совета фараонитска, убийство египтянина и уход в пустыню – повод для размышлений о преодолении пустыни страстей посредством покаяния; в Моисеевом жезле, рассекающем море, видит преподобный Андрей прообраз Креста Христова, которым христианская душа творит дела чудные К исходу из Египта, странствиям народа Божия в пустыне, чудесам пророка Моисея вновь и вновь обращается Критский пастырь: Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное писание…(ВК 9:2). Известны удивительной красоты миниатюры, словно иллюстрирующие это «миробытие» Моисея, изложенное преподобным Андреем: это и море Чермное, вздымающееся волнами прегрешений, и народ, предпочитающий страстей объядение Божественной манне Христова учения, и затхлые колодцы хананейских помыслов, к которым стремится душа больше, нежели к чистым родникам, источающим токи богословия; это, наконец, и ударяющий в камень жезл Моисея, образно прообразующий животворные ребра Христовы. И хотя находятся эти миниатюры не в рукописях Великого канона, но, несомненно, отражают восприятие древнерусским художником Ветхого Завета как своего рода «учебника покаяния». «Все примеры из Ветхого Завета привел я тебе, душа: подражай же боголюбивым деяниям праведников, а грехов людей порочных – избегай» (ВК 8:12). Во все времена, говорит преподобный Андрей, страстные помыслы порождали любострастную жизнь. В духовном смысле всякий смертный грех человека повторяет человекоубийство Каиново и Ламехово: убивает советь и дух человека, разобщая их с благодатью Духа Святого; поэтому грешник не может приносить приятных Богу жертв непорочной жизни по примеру праведников Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя (ВК 1:3–6; 2:3–5). Преподобный Андрей на протяжении всего Канона обращается к мыслям новозаветным в контексте основного ветхозаветного повествования. Примеры Древнего и Нового двоих вкупе Заветов (ВК 4:19) использует Критский пастырь для последовательного выстраивания своего богословия – об оставлении прегрешений и приобретении духовного разума Но с каждой новой песней все громче и выразительнее звучат слова Новой Благодати, но пред кающейся душой, как звезды ночью, продолжают сиять светлые лики ветхозаветных праведников, – продолжают сиять своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением Кто из них особенно дорог Критскому пастырю? – Да все дороги, и да не смущает нас то, насколько часто упоминает преподобный Андрей того или иного ветхозаветного праведника; здесь он руководствуется убедительностью примера.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Сына Отцу единосущна проповедал яснейше, славне, и Дух Святой исходящий, яко Богослов и друг Христов . Говоря о богословии, важно указать, что для преподобного Романа оно не является результатом обычного человеческого обучения – сверхъестественным воспитателем становится Сам Господь Иисус Христос. Мирская наука, и в частности философия, оказывается даже враждебной подлинному богословию: От груди Учителя, к ней же припал ты, блаженне, почерпнул ты премудро богословия учения. И философов языковредье потопил ты, как прежде египтян, И верный Израиль воистинну православия К земле наставил . Если мы обратимся к событийной стороне кондаков преподобного Романа Сладкопевца, то увидим некоторые новые черты и по отношению к Священному Писанию и Священному Преданию. Так, в кондаке на Пятидесятницу содержатся весьма интересные сведения о его проповеди: Как увидели их языками глаголющих всеми отвсюду сошедшиеся Воскликнули, дивяся: «Что это значит?» Галилеянами апостолы являются, И как же видим что для всех народов Теперь они соотечественники? Когда Египет созерцал Петр Кифа? Когда Андрей же обитал посредине рек? Сыновья Зеведея когда видели Памфилию? Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте . Известны «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора . Возможно, под «городом парфян» имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела – экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим . Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» .

http://pravoslavie.ru/64758.html

Столпы храма имеют пять граней и так же, как и стены, расписаны сюжетами. Грани восточных столбов, обращенные в пространство алтаря, составляют с ним единое композиционное целое, и роспись на них продолжает сюжетную линию, символически выделяющую это самое значимое место в храме. В частности, только на этих гранях в нижнем ярусе присутствуют образы святителей, скомпонованные так же, как и на стенах, по несколько фигур на одной плоскости. Вероятно, среди трехфигурных композиций здесь присутствуют образы ярославских святых, благоверных князей Федора, Давида и Константина. Сейчас можно только предполагать их местоположение на одной из алтарных граней восточных столбов. Основанием для этого предположения является то, что эти святые были предками Андрея Курбского, чем тот, несомненно, гордился и считал их своими покровителями. Пасхальный цикл также переходит со второго яруса стен на второй ярус граней столпов, обращенных в пространство алтаря. Грани восточных столбов, развернутые в центральную часть храма, не содержат росписей, поскольку были закрыты иконостасом. Западные столбы имеют отличную от восточных столбов логику расположения росписей. Они были доступны для обозрения молящихся. Наверное, поэтому нижние ярусы западных столбов содержат значимую для храма с посвящением Казанской иконы Божьей Матери историю обретения иконы. В верхних частях западных столбов росписи посвящены деяниям пророков Иезекииля, Иеремии, Ионы, Захарии, Соломона. Во втором ярусе - циклы «Заповеди блаженства» и «Дела милосердия». Условное деление пространства храма на правую и левую, то есть мужскую и женскую стороны, поддержано разными по содержанию христологическими и богородичными композициями, а также образами святых жен, размещенных на откосах окон в левой части храма (среди них в настоящее время хорошо читается только имя Св. Фомаиды). Богородичный цикл поддерживается также образами прославленных икон Богоматери, размещенными в сводах арок оконных проемов. Здесь можно видеть икону Богоматери Смоленской, Толгской, Донской, Балыкинской, Трубчевской (?), а также икону Богоматери «Взыскание погибших». Особое внимание привлекают иконографические образы, особо характерные для времени создания храмовой декорации. Так, например, на своде арки одного из окон помещено изображение иконы «Богоматерь Балыкинская». Это достаточно редкий образ, имеющий, однако, свою историю почитания в Ярославской земле.

http://sobory.ru/article/?object=06024

( Иер. 38:6) Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися. [Иона побежал в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не оказалось ложным.] ( Иона 1:3) Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий. [Ты слышала, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты узнала, как юноши, бывшие с Азариею, верою угасили разожженный пламень печи.] ( Дан. 14:31; 3:24) Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов. [Из Ветхого Завета всех я привел тебе в пример, душа; подражай богоугодным деяниям праведных, и избегай грехов людей порочных.] Слава, Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя. [Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель благий, Дух правды, Родитель Бога Слова, Слово Безначальное Отца, Дух Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.] И ныне, Богородичен: Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. [Мысленная порфира – плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу.] Песнь 9 Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. [Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, безмужной Матери нетленен Плод, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем.] Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Перед началом концерта-открытия выступили наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий и генеральный директор ПАО " Россети " - генерального партнера фестиваля Олег Бударгин. Владыка Панкратий зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Кирилла гостям и участникам фестиваля, а Олег Бударгин - приветственное слово президента России Владимира Путина. Программа концерта-действа, специально разработанная для фестиваля, была посвящена жизни и деяниям великого князя Владимира, прославлению святого в русском церковно-певческом наследии, в духовной концертной музыке XIX-XXI веков и в традиционной фольклорной памяти русского народа. В основу литературного либретто, написанного драматургом Людмилой Разумовской, положены летописные свидетельства о жизни князя Владимира и художественные произведения Древней Руси.  Духовные стихи и былины, рассказывающие о святом князе, прозвучали в инструментальном обрамлении русских традиционных инструментов: гуслей, колесной лиры, этнических духовых инструментов. Завершила концерт премьера хоровой мистерии Андрея Микиты " Князь Владимир " , в исполнении которой приняли участие все певческие коллективы фестиваля - сводный хор " Академии православной музыки " , оперный хор Мариинского театра (главный хормейстер Андрей Петренко), хор насельников Великой Лавры Святой горы Афон (Греция), хор Киевской православной духовной академии и семинарии (Украина), хор грузинского патриархата " Басиани " (Грузия), праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря (Белоруссия) под управлением монахини Иулиании (Денисовой), сербский византийский хор " Моисей Петрович " (художественный руководитель Никола Попмихайлов), Дивна Любоевич и хор " Мелоди " (Сербия). Россия была представлена коллективами, возрождающими монастырские, аутентиченые и академические хоровые традиции: мужской хор " Древнерусский распев " под управлением Анатолия Гринденко, праздничный хор Валаамского монастыря (регент Алексей Жуков), мужской хор Вологодской филармонии (художественный руководитель Альберт Мишин), ансамбли " Знамение " и " Ключ разумения " Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова. В программе также приняли участие Сергей Старостин, Дмитрий Парамонов, Марина Крюкова, Андрей Котов, Егор Стрельников и ансамбль гусляров " Живая вода " . Украсили певческую программу колокольные перезвоны русской концертной звонницы " София " (звонари - Михаил Иванов, Александр Чайка). Вел концерт народный артист России Валерий Ивченко.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В остальном сведения о богословии и практике Е., к-рые содержатся в творениях Оригена, соответствуют тому, что известно по сочинениям др. авторов II-III вв. Он применяет слово «Е.» для обозначения Св. Даров ( Orig. Contr. Cels. VIII 57); цитирует повествование о Тайной вечере в форме, известной и др. церковным писателям ( Idem. Comm. ad Joh. 32. 24; Idem. In Ier. hom. 12; см.: Bradshaw. 2004. P. 22); говорит о том, что ни одна мельчайшая частица Св. Даров не должна упасть на землю ( Orig. In Exod. hom. 13. 3), и даже упоминает, что алтари освящаются Кровью Христовой ( Idem. In Ios. 2. 1; см. ст. Освящение храма ). Само по себе евхаристическое богословие Оригена не оказало существенного влияния на святоотеческую традицию (за исключением некоторых авторов IV в.), но опосредованно и учение о Е., и нек-рые др. аспекты системы Оригена (напр., учение о телах воскресения) были восприняты рядом позднейших евхаристических концепций, так или иначе противоречащих учению Церкви. В апокрифических Деяниях II-III вв. Е. описывается или упоминается в 4 из 5 «больших» апокрифических Деяний апостолов (см. ст. Деяния апостолов апокрифические ), исключение составляют «Деяния Андрея». Христианская трапеза. Роспись катакомб Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Христианская трапеза. Роспись катакомб Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. В «Деяниях Иоанна» Е. описана дважды: в связи с совершенным ап. Иоанном чудом на гробнице обращенной им в христианство Друзианы (Acta Ioannis. 72, 85-86) и в рассказе о кончине самого апостола (Ibid. 109-110; в папирусном отрывке P. Oxy. VI 850, IV в. сохр. еще одно фрагментарное описание Е., см.: CCSA. Vol. 1. P. 119). Во всех 3 случаях приведены и евхаристические молитвы, произнесенные, согласно повествованию, ап. Иоанном. Слово «Е.» в «Деяниях Иоанна» обозначает Св. Дары, тогда как о самом евхаристическом богослужении говорится описательно - посредством выражения «преломлять хлеб». Евхаристическая Чаша не упоминается. Это позволило нек-рым исследователям предположить, что «Деяния Иоанна» отражают практику совершения Е. только на хлебе (тогда как в позднейшем прибавлении к «Деяниям Иоанна», объединенном в первом издании этого памятника с древнейшими частями (гл. 10), упоминается чаша с ядом (φρμακον), о к-рой ап. Иоанн молится, чтобы она сделалась для него «как Чаша Евхаристии» (ς ποτριον εχαριστας) - Ibid. Vol. 2. P. 875).

http://pravenc.ru/text/348067.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010