Кажется, это почти ничему не будет противоречить. Житие было написано Никифором, иереем Софийским, современником Андрея юродивого и патриарха Епифания, но уже после смерти Епифания, т.е. после 535 г, как отмечено в конце жития. Все эти сопоставления могут быть, впрочем, уничтожены одним ударом: житие Андрея юродивого могло быть написано и гораздо позже от имени его современника, – потому-то и прославлен был Андрей значительно позже. Не отвергая этого, тем более, что кое-что в житии может наводить на это, позволяю себе заключить вопросом: не было ли и это житие, как многие другие, написано два раза: раз в VI веке, и затем переделано и разукрашено прибавками разного рода в X в.». См.: Сборник отделения русского языка и словесности, с. 157. 216 Патерики византийские издавна составляли любимое чтение наших предков, конечно, в церковно-славянском переводе. Эти назидательные произведения в форме старинных сборников и повестей, разделенные на небольшие главы, предлагают самое занимательное и разнообразное содержание в отдельных, иногда не связанных между собою рассказах о подвижничестве древне-христианских отшельников и пустыннослужителей, как они в молитве и безмолвии спасаются в необозримых песчаных степях, приютившись в тесных пещерах, каждый сам по себе, в одиночку, в дальнем расстоянии от других; как иногда они сходятся между собою и беседуют, но больше пребывают в сообществе с дикими зверями, укрощают их и берут себе на служение и в товарищество; как изредка встречаются с проезжими купцами целого каравана или с беглыми разбойниками, и от тех и других узнают, что делается на белом свете; как исповедуют приходящих к ним грешников или утешают несчастных, – а то приводят язычников в христианскую веру, причем иногда за отсутствием воды совершают таинство крещения сыпучим песком. Вестник Европы, 1892, февраль, с. 582. Буслаев Ф.Н. Мои воспоминания. 217 Казанский П.С. История православного монашества на Востоке, ч. 1, с. 23. Преподобный Аврамий Смоленский (живший XII – XIII в.) «изо всех любичасто почитати учения преподобного Ефрема (Сирина) и великого вселенныя учителя Иоанна Златоустаг о».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

314 Два чуда и похвала блаженному Николаю в рукописных сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. 6, См. «Русские святые» Филарета Черниговского . В Прологе, равно как и в Чет.-Мин. только сказано: «В тот же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новеграде», но жития его нет. «В Минее июльской (М., 1646 г.) помещена служба праведному Николаю, – говорит преосвященный Филарет, – но служба та самая, которая сочинена праведному Андрею, Христа ради юродивому (2 октября), с историческими событиями жизни Андрея. В нашей Минее ему службы нет». 315 В древних синодиках Новгородских: Софийского собора, Михаило-Клопского. Кирилло-Белозерского и других монастырей и градских церквей записаны имена родителей блаженного Николая. Там сказано: «Помяни, Господи, род Николы Кочанова, Максима и Иулианию». См. Николо-Кочановская церковь в Новгороде, 2-е изд, Новгород, 1865, с. 3 примеч. 316 Так, в часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 г. устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом». Память праведной Иулиании 21 декабря (день смерти), когда ежегодно совершается над гробом ее общая панихида. См. «Русские Святые», «Святая Русь», с. 52, «Рассказы из Истории Русской Церкви» графа Толстого, с. 190, и «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 34. 317 Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Новгородского чудотворца. М, 1891, с. 10 – 11. 319 «Распри между двумя сторонами Новгорода Софийскою и Торговою нередко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту, соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили владыки, чтобы предупредить или прекратить битву» (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марково. Церковь Вознесения Господня. Церковь Вознесения в селе Марково Карта и ближайшие объекты Церковь села Маркова воздвигнута в 1800 году иждивением московских купцов Корзинкиных. Престолов в ней три: Вознесения Христова, св. Андрея Христа ради юродивого и Покрова Пресвятой Богородицы. Земли при церкви 36 десятин. В приходе 4 селения: Марково, Покрошитово, Новое сельцо и Краснораменье. Всего домов 69, душ муж. пола 192, жен. пола 245. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». - Ярославль. В типографии Германа Фалька. 1861 г. Марково. " Церковь зданием каменная, приходская, прочная. Престолов в ней три: в холодной во славу Вознесения Господня, в алтаре оной на южной стороне в честь Блаженного Андрея Христа-ради Юродивого (2 окт.) и в тёплой Покрова Пресвятой Богородицы (1 окт.). Церковь построена в 1800 году иждивением московских купцов Карзинкиных при участии прихожан. Земли 36 дес. 1451 с. Церковных домов два: для священника и псаломщика. Церковный капитал 425 р. билетами. Прихожан 199 м. и 266 ж.: в селе Маркове 68 м., 87 ж.; в д. Покромитове 66 м., 95 ж.; в 1/2 версте, в д. Новое сельцо 59 м., 76 ж., в 2 в.; в д. Краснораменье, Угличского у., 6 м., 9 ж., в 3 в. Село расположено на равнине, при ручье. Почт. адр.: Вощажниковское почт.-телегр. отделение, Рост. уезда. В приходе церковно-приходская школа, содержится средствами прихожан, отпускающих ежегодно 200 рублей на жалованье учителю и 100 рублей на содержание дома. Штатн. состав причта священ. и псал. Причтового капитала 10338 руб. " . Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, 1908. Церковь в селе Маркове существовала с XV - XVI веков. Ныне существующая каменная церковь построена в 1800 году на месте двух сгоревших деревянных церквей XVII века: Вознесенской и Покровской. Заказчиком церкви был московский купец Андрей Исидорович Карзинкин, уроженец соседней деревни Труфаново. Потомки А.И. Карзинкина стали впоследствии владельцами Ярославской Большой Мануфактуры. 

http://sobory.ru/article/?object=06814

6 февраля, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, очередь к часовне которой не иссякает до позднего вечера, как всегда, иду на могилку ее любимого мужа Андрея Петрова на Смоленском кладбище. И как не пойти, если без него не было бы у нас такой удивительной святой?! Проживи Андрей и Ксения долго и счастливо, мир мог никогда не узнать об удивительной истории любви, которая не может не тронуть самое огрубевшее сердце. Но внезапная смерть мужа, не успевшего перед смертью покаяться в грехах, круто изменила жизнь 26-летней женщины. Часами молясь Господу в чистом поле о том, чтобы Он простил нераскаянные грехи ее любимого Андрея Федоровича, молодая вдова берет себе его имя, надевает его одежду, раздает все свое имущество и полностью отрекается от мира. И если на могиле Андрея Федоровича мы просим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего Андрея, прости все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное», то о Ксении Петровой мы не молимся. Мы молимся ей – святой блаженной Ксении Петербургской, взявшей на себя подвиг юродства из любви к почившему без покаяния мужу. Здесь, у могилы Андрея Федоровича, со мной произошла удивительная история, связанная с двумя юродивыми Христа ради – русской Ксенией Блаженной и грузинским старцем Гавриилом (Ургебадзе), дни памяти которого отмечаются 22 февраля и 2 ноября. Началась она 5 февраля 2021 года, когда ночью я слушала акафист святой блаженной Ксении Петербургской. А уже утром по Промыслу Божьему я впервые в жизни оказалась возле часовни Блаженной Ксении в поселке Шушары Ленинградской области. Увы, часовня была закрыта. Но вскоре приехала группа крестоходцев, человек 15. Я взяла у ее организатора Александра икону и присоединилась к участникам ежегодного крестного хода, посвященного дню памяти всеми любимой петербургской юродивой. Прочитав акафист Блаженной Ксении возле закрытой часовни, крестный ход отправился на Смоленское кладбище. Пожилые люди шли так быстро, что уже через 2–3 часа я сильно отстала, потеряла их из виду в городской толкотне и поехала на кладбище на метро (крестоходцы добрались сюда поздно вечером).

http://pravoslavie.ru/150839.html

и пр. Вот жизнь то Христа св. юродивые и воплотили в себе, и, помня Его слова: «образ дах вам, да яко же Аз сотворих вам и вы творите» 151 , и наставления св. апостола Павла: «бывайте подражатели Богу и ходите в любви, якоже и Христос» 152 , они со всем усилием воли подражали Ему, подобно св. апостолам 153 , и на деле осуществили слова апостола – Христова подражателя: «мы юроди Христа ради» 154 . Принимая на себя этот трудный подвиг, св. юродивые исходили из мысли св. апостола Павла: «стойте в вере, мужайтеся, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити... и облецытеся во вся оружия Божия, да возможете вся стрелы лукавого разженные угасити 155 . Стремление к царствию небесному путем борьбы с диаволом и со всеми соблазнами, в мире от него происходящими, – вот главная причина «юродства». Это подтверждается случаем из жизни св. юродивого Андрея. Однажды он видел во сне такое видение между дьяволами и ангелами происходили состязания, супостаты с гордостью вызывали ангелов выслать против них борца для того, чтобы сразиться с их борцом. Из среды ангелов отделился прекрасный юноша с тремя венцами, из которых один был чистого золота и украшен дорогими камнями, другой-жемчужный, а третий – массивнее тех, от всякого цвета червлена и бела, и от ветвий Божия рая исплетен, и неувядаемый никогдаже». Очень желая приобрести один из дорогих венков, св. Андрей обратился к ангелу с вопросом: за сколько и как он может купить венец. Ангел ответил ему, что и за все богатства мира невозможно приобрести венца, и только за борьбу с супостатом можно получить все три венца. Св. Андрей выступил на борьбу с супостатом и после долгой и упорной борьбы, наконец, победил его. Прекрасный юноша, вручая св. Андрею три венца, сказал ему: «иди с миром, и отселе буди наш друг и брат: тецы убо на добрый подвиг, наг буди и юрод Мене ради, и многому добру причастник будеши в день царствия Моего». После этого видения св. Андрей, сотворися юрод Христа ради» 156 . Вот первый Момент вступления св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь обратимся подробнее к упомянутому выше монаху Николаю, турку. Явление его в скит было таинственно. Он пришел в Шамордино к старцу Амвросию в 1891 году и все ему рассказал о себе. Тот прислал его к отцу Анатолию (Зерцалову) . Молчаливый, смиренный, уже пожилой человек (за шестьдесят лет) начал в скиту подвижническую жизнь. Ни к кому не заходил, ни с кем не беседовал. «Мы все его как-то невольно любили», – сказал отец Варсонофий С.А. Нилусу (которому пересказал и более подробно обо всем, что узнал в связи с монахом-турком). Старец Анатолий призвал как-то отца Павла (будущего старца Варсонофия) и сказал: «Знаешь ли ты, что у нас в скиту, по великой милости Божией, есть свой Андрей Христа ради юродивый?» – «Как это так, батюшка?» – «Да, есть у нас такой человек, который в теле ли, или не в теле – Бог знает, но был восхищен в небесные обители. Это наш “турок”. Я благословил ему прийти к тебе в келию, а ты его расспроси хорошенько да и запиши с его слов, что от него узнаешь. Только держи все это в тайне до его смерти». Отец Николай не умел говорить по-русски, но знал хорошо французский язык, и отец Павел, также знавший его, бывал у него переводчиком. «В летнюю лунную ночь, – передает речь отца Варсонофия С.А. Нилус, – зашел ко мне по послушанию этот раб Божий. Что это было за дивное сказание! Сердце мое трепетало от нечеловеческого прилива неизреченной радости... А речь лилась из уст Николая, и лицо его светлело и светлело, пока не стало прямо-таки сиять каким-то необычайным внутренним светом. И жутко мне было, и страшно, и по-неземному радостно. Что говорил он мне, все это найдете в житии преподобного Андрея Христа ради юродивого». Мы приведем ниже рассказ отца Николая, после того, как опишем по недостатку сведений кратко жизнь Оптинского Андрея Христа ради юродивого. Его имя было Юсуф Абдул-оглы. Он родился в Турции и был офицером турецкой армии. Каким-то образом, несомненно только, что по Божиему произволению, принял он всем сердцем правду Православия и решил оставить магометанскую веру, в которой возрос. Мало того, едва узнав новые для себя истины, он стал горячо их проповедовать, еще не будучи крещеным. Родные его, начальство, товарищи по полку изумились и пришли в негодование. Так как он упорно повторял свое, то его прозвали «гяуром», то есть чужим, неверным человеком, и стали гнать от себя. Родные отвернулись от него. Наконец его схватили, начали бить и терзать, причем даже вырезали ему ремни из спины. Его ждала смерть. Однако ему удалось бежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Предисловие Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 1 октября по старому стилю (14 октября н. ст.). По церковному Уставу он хоть и не входит в число двунадесятых, но является великим праздником, отмечающимся очень торжественно и благоговейно. Кроме того – это один из любимейших церковных праздников нашего народа. Потому что славяне всегда очень почитали Божью Матерь как самую главную свою Молитвенницу и Заступницу пред Господом. Тому свидетельством является факт существования на Украине трех центральных крупнейших монастырей-лавр, основанных в честь Девы Марии. Это Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская Святогорская Лавра. Но не только монахи, но и воины-казаки почитали своею Покровительницею Пресвятую Богородицу. Православный храм в Запорожской Сечи был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник всегда считался также и Днем казачества. Кто, как не монахи, ведущие духовную брань с невидимыми силами зла, и кто, как не воины, слишком часто смотрящие в глаза смерти, могли ощутить этот Покров Пресвятой Богородицы, который Пречистая Дева распростерла над людьми, молясь за их грешные души, ежедневно совершая дивные и милосердные чудеса? В церковном предании часто высказывается мысль о том, что Божья Матерь умолила Своего Божественного Сына, чтобы Он разрешил Ей невидимо пребывать на земле, помогая всем страждущим и жаждущим утешения. Однако мало кто знает житие блаженного Андрея Юродивого, которому, собственно говоря, и было Господом даровано увидеть во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, раскрывающую свой омофор над молящимися людьми… Ведь именно в сочинении «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого ради Христа», созданном неким священником храма Святой Софии Никифором предположительно в X веке, описано видение блаженным Андреем во Влахернском храме Девы Марии, окруженной сонмом святых. Именно это житие послужило основанием для установления праздника в честь Покрова Пресвятой Богородицы на святой Руси…

http://pravoslavie.ru/97822.html

И смотри: угроза, что гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду (Мф. 5:22), и следующие затем Его заповедания — се врачевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг покушается низвратить внутри посредством помыслов любопрительства?, злопамятства и зависти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сложить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, отбросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божиему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невниманию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные заповеди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (преподобного Филофея Синайского «40 глав о трезвении»). Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого...     Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, составленного Никифором, священником Софийской Константинопольской церкви, очевидцем 1. Святой Андрей такое видел сонное видение в начале своего подвига. «Вижу я себя, говорил блаженный, в царских палатах, и Царь, увидев меня, подозвал к Себе и сказал: «Хочешь служить Мне всею душою? И Я сделаю тебя знатным вельможею при Моем дворе». Я ответил Ему: «Кто же отказывается от добра, Владыко мой. Я сильно сего желаю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Скачать epub pdf Житие святого Андрея, Христа ради юродивого Память 2 октября В царствование греческого императора Льва Великого – Мудрого 6264 , сына императора Василия Македонянина 6265 , жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился один отрок, славянин родом, по имени Андрей 6266 . Сей отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим довереннейшим слугою и отдал его для обучения священным книгам. Изучив Священное Писание, Андрей часто ходил по церквам, молился Богу и читал священные книги. Однажды ночью, когда он стоял на молитве, злокозненный диавол, видя сие, позавидовал сему доброму делу и стал сильно ударять в двери той комнаты, где находился юноша. Андрей пришел в ужас, перестал молиться, поспешно лег на постель и оделся козлиною шкурою. Увидав сие, сатана обрадовался и сказал другому диаволу: – Видишь ли ты сего юношу: недавно еще он вкушал бобы, а теперь вот он уже вооружается на нас! Проговорив сие, сатана исчез. Блаженный же от страха крепко уснул и во сне имел следующее видение. Ему казалось, будто он был на большой площади, по одну сторону которой стояло множество эфиопов, а по другую множество святых мужей в белых одеждах. Между обеими сторонами происходило как бы состязание и борьба. Эфиопы, имея на своей стороне одного черного исполина, с гордостью предлагали облеченным в белые одежды, чтобы те представили из своей среды такого борца, который был бы в силах бороться с их черным эфиопом, тысяченачальником их бесчисленного легиона. Черновидные эфиопы хвастались своей силой, но белоризцы ничего им не отвечали. Блаженный Андрей стоял там же и смотрел, желая узнать, кто решится вступить в борьбу с сим страшным противником. И вот он увидал спустившегося с высоты прекрасного юношу, который держал в руках три венца: один из них был украшен чистым золотом и драгоценными камнями, другой крупным, блестящим жемчугом, а третий – наибольший из венков – сплетен был из неувядаемых белых и красных цветов и ветвей Божия рая. Сии венцы были столь чудной красоты, что ее и ум человеческий не может постигнуть, и нельзя описать ее на языке человеческом. Увидав сие, Андрей помыслил, как бы ему получить хотя бы один из тех трех венцов. Подойдя к явившемуся юноше, он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

День обретения мощей святого Андрея, 1998 г. Когда же я очнулся от горячки борьбы и взглянул на церковный календарь, то многое стало понятным – ведь это было 3 июня, день пятой годовщины прославления и обретения в Ульяновске святых мощей блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца, небесного покровителя нашего града! К тому же так совпало, что это был и день памяти царицы Елены – святой моей жены. Как стойко и мужественно держалась она весь тот год, знаю лишь я один. Владимирская икона Божией Матери из Неопалимовского храма Отмечался 3 июня и праздник Владимирской иконы Божией Матери. Так случилось, что за несколько лет до этого кто-то из прихожан принес в Неопалимовскую церковь нашего города старинный храмовый образ Владимирской Богородицы. Все богоборческие годы его спасали в этой семье от поругания. Однако от времени фон иконы совершенно почернел и прекрасные эмалевые узоры едва просматривались. Поэтому священники поставили икону не в храмовом зале, а у себя в алтаре. Но примерно за полгода до завершения суда надо мной образ стал обновляться – словно по мановению чьей-то руки чернота на фоновой эмали стала постепенно исчезать, и икона все более и более представала в своем ярком первозданном виде перед глазами удивленных священников. Мои друзья, памятуя, что на 3 июня пришелся и этот праздник, купили на подмосковном заводе в Софрино для нее прекрасный крест. С той поры и по настоящий момент образ Владимирской Божией Матери с тем крестом висит в притворе храма над исповедальным аналоем. Укор святого Андрея Памятник блаженному Андрею в Ульяновске. Скульптор: Игорь Смиркин Прошло примерно дней десять, как закончился суд. Мои православные друзья решили также отблагодарить и святого Андрея за такую явную помощь, оказанную мне. Они собрались заказать нашим местным резчикам по дереву красивый наперсный крест с украшениями и повесить на раке святого. Начали сбор денег. И вот в один из дней спешу я по городу к своим друзьям, а навстречу торопливо идет один из сборщиков – Олег.

http://pravoslavie.ru/158652.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010