Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы. История вторая. Московская Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву. Василий Блаженный Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой. Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого. Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

рассказывается, как был наказан великий князь Ubah III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи  РНБ, собр. Титова, нач. XVI b. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции — на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа–го Росиа–бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV — начала XVI b., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в  ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI b.). Ч. 1. А—К. С. 280—284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи  ВМЧ Макария,  РНБ, Софийское собр., лл. 404 об. —406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям  РНБ, Софийское собр., 1361, 1369, XVI b.   Память святого Сидора, юродивого… по прозвищу Твердислов…     14 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ, ПО ПРОЗВИЩУ ТВЕРДИСЛОВ, РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА Твердислов справедливо этим именем назвался, ибо укрепил твердостью ум вместе со словом, как обещал Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=917...

ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. СПРАВКА: Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховский чудотворец (+ 1395, память 12/25 сентября), издревле почитался, как местночтимый святой Московской епархии. Преподобный Василиск Сибирский (+ 1824, память 29 декабря/11 января) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима (Верховский; 1768 - 1833, память 24 октября/6 ноября) в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 году. Христа ради юродивый блаженный Андрей (Огородников; + 1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря) прославлен в лике местночтимых святых Симбирской епархии в 1998 году. Преподобные жены Дивеевские схимонахиня Александра (Мельгунова; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахиня Марфа (Милюкова; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября) и монахиня Елена (Мантурова; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня) прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в декабре 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429541/

Таким же был и святой Андрей Блаженный. Однажды одна благочестивая дева Варвара смотрела из окна своего дома на многолюдную базарную площадь. Внезапно духовными своими очами она увидела некий светлый сияющий столп, идущий сквозь толпу. Это был блаженный Андрей. Люди толкали и били его, демоны тому радовались, но святые Ангелы дарили ему райские цветы… Святость всегда находится за гранью земного понимания, ибо принадлежит она миру горнему. Мы же почитаем о начале этого великого и святого пути. Глава 2. Начало святого пути Период времени, в который жил блаженный Андрей, вызывает у историков много поводов для дискуссий. Автор жития отец Никифор в начале повествования указывает на то, что святой жил в Константинополе в период правления императора Льва Великого. Одни ученые считают, что это Лев 4 Мудрый, правивший Византией в 886–912 годах, другие – Лев 1 (457–474). Кроме того, в тексте указано, что во время одного страшного бедствия святой Андрей молился о горожанах Константинополя и был Божией силой перенесен на место подвига другого святого – Даниила Столпника, где они вместе молились о народе. А Даниил Столпник умер в 493 году. В пользу же историков, придерживающихся первого мнения, свидетельствует тот факт, что отец Никифор говорит о том, что блаженный Андрей является достойным последователем преподобного Симеона Эмесского Христа ради юродивого, который жил в VI веке. Кроме того, при анализе текста ими был сделан вывод о том, что он принадлежит к памятникам поздневизантийской литературы X–XI веков. Но нам, православным христианам, главное, что блаженный Андрей реально существовал, что Господь явил миру столь удивительного духовного светоча. Еще одним интересным свидетельством является национальность святого. В греческом оригинале жития Андрея юродивого называют скифом, в русских Четьих Минеях – славянином. Вполне возможно, что верно последнее, так как византийцы долгое время не могли различить скифов, славян и другие народы Северного Причерноморья друг от друга, называя их общим именем «скифы».

http://pravoslavie.ru/97822.html

Чудеса Исидора, занимающие значительное место в памятнике, представляют собой довольно живые литературные новеллы, соприкасающиеся с новгородскими легендами, – чудо о купце напоминает эпизод из былины о Садко, чудо о князе совпадает с одним из чудес святого Николы Качанова, а запрет тревожить могилу Исидора при всей своей традиционности находит аналогию в летописи, где под 1462 г. рассказывается, как был наказан великий князь Иван III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи РНБ, собр. Титова, 2059, нач. XVI в. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции – на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа-го Росиа-бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, 23). Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV – начала XVI в., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К. С. 280–284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи ВМЧ Макария, РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 404 об.–406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям РНБ, Софийское собр., 1419, 1361, 1369, XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы настраивались на два-три года борьбы. Однако всё разрешилось намного раньше. Под «железным» и убедительным натиском адвокатов и при мощной поддержке верующих города вдруг, внезапно для всех нас, правоохранители сочли за благо для самих себя поставить на моём «деле» жирную точку. Как они написали в Постановлении – «по отсутствию состава преступления». Кто не в курсе – для судейской Системы завершить рассмотрение «дела» оправдательным приговором, это не шутка. Принудить её к этому!.. В общем, судья скороговоркой зачитала итоговый документ и пулей выскочила из зала – лишь её чёрная мантия прощально и жалобно взметнулась в дверях. Судьёй она с того дня уже больше не работала. Расстался со своим местом и следователь прокуратуры. Ожидаемый протест Ленинской районной прокуратуры областной суд также ожидаемо решительно «отфутболил». Поистине, это был наш общий триумф! Мы ликовали – Господь принял наши общие молитвы и даровал победу! Андрей блаженный Симбирский День обретения мощей святого Андрея. 1998 г. Когда же я очнулся от горячки борьбы и взглянул на церковный календарь, то многое стало понятным – ведь это было 3 июня, день пятой годовщины прославления и обретения в Ульяновске святых мощей блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца, небесного покровителя нашего града! К тому же, так совпало, что это был и день памяти Царицы Елены – святой моей жены. Как стойко и мужественно держалась она весь тот год, знаю лишь я один. Отмечался 3 июня и праздник Владимирской иконы Божией Матери. Так случилось, что за несколько лет до этого кто-то из прихожан принёс в Неопалимовскую церковь нашего города старинный храмовый образ Владимирской Богородицы. Все богоборческие годы его спасали в этой семье от поругания. Однако от времени его фона совершенно почернели и прекрасные эмалевые узоры едва просматривались. Поэтому священники поставили икону не в храмовом зале, а у себя в алтаре. Но примерно за полгода до завершения суда надо мной образ стал обновляться – словно по мановению чьей-то руки чернота на фоновой эмали стала постепенно исчезать и перед удивлёнными священниками икона всё более и более представала в своём ярком первозданном виде.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/11/...

http://www.citywalls.ru/house5057.html Церковь блаж. Андрея, Христа ради юродивого при Доме призрения Тименкова-Фролова Дом призрения для 500 купцов и мещан, при котором было две школы для сирот и неимущих мальчиков и девочек. Является памятником щедрой благотворительности в Петербурге XIX века. Купец 1-й гильдии Андрей Иванович Тименков, „движимый ревностью своей о славе Божией и самоотверженною любовию к бедной и неимущей братии своей“, пожертвовал для устройства Дома призрения все свое состояние и завещанные ему состояния своих друзей: купцов Василия Александровича Фролова и Михаила Назаровича Солодовникова – всего более 4 млн. руб. Во дворе своего дома Тименков начал в 1870 г. постройку богадельни, но в следующем году он скончался, и дело продолжили его душеприказчики. Споры о наследстве затянули исполнение воли покойного, и только 16 января 1877 г. митрополит Исидор освятил здание богадельни, выстроенное по проекту А.Х. Пеля, и отдельно стоящий храм в „византийском стиле“, автором которого был акад. К.К. Вергейм. Главный придел церкви на 1300 человек носил имя святого покровителя Тименкова, а боковые, освященные соответственно 23 и 30 января 1877 г., по воле учредителя получили имена святых патронов его друзей: пресвитера Василия Анкирского и Архистратига Михаила. Перед ликами этих угодников горели неугасимые лампады; имена жертвователей были начертаны на мраморной доске при входе, а их прах, перенесенный с Большеохтинского кладбища, положен в мраморных гробницах под алтарем, в подвальном этаже. Панихиды по благодетелям служились каждое воскресенье, и на них пел хор из школ при Доме. Трехъярусные золоченые иконостасы вырезали на петербургской фабрике Шредера; образа написали акад. П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаментальную роспись по эскизу Плешанова исполнил Н.В. Розанов. Запрестольным образом в храме было известное „Моление о чаше“ Ф.А. Бруни в копии того же Плешанова. Храм был полон света: днем его освещали многочисленные окна, в сумерки – красивые канделябры и люстра из бронзы, сделанные на фабрике Шопена.

http://sobory.ru/article/?object=35673

Так, когда душа состоит вне жизни в Боге, то она или мрачна, как ночь темнейшая, если кто угождает страстям и им служит; или сера, как неопределенный туман, когда кто хотя и не слишком предан страстям, живет, однако же, в суете, во многих попечениях, забывая о Боге. И если совести есть в чем укорить нас, что мы нечисты, в чем-то отступили от Бога, то мы бываем видимы темными. Потому, по словам святых, если бы мы могли, поднявшись на небо, воспринять ангельское зрение, то, взглянув на землю, мы увидели бы вместо великого множества людей некие тени светлые, полусветлые, туманные, мрачные. В житиях святых можно встретить немало тому свидетельств. Так, при жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, стремившийся к уединению и молитве. Все его чтили. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью «змея сребролюбия». Вот какова была душа его! А, между тем, этого никто не видал. Увидели лишь просвещенные духовные очи святого Андрея. А у небожителей они еще просвещеннее. Таким образом, тогда, как нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей: Сколько звезд на небе! А очей, на нас обращенных, еще больше. Видят нас всегда Ангелы-хранители: кого темным, кого светлым, смотря по внутреннему настроению, состоянию, расположению Такими видят нас небожители и, в зависимости от того, какими видят, радуются о нас или скорбят. Но ближе видят нас всегда Ангелы-хранители: кого темным, кого светлым, смотря по внутреннему настроению, состоянию, расположению – постоянному, ставшему уже нам свойственным по греховным привычкам, или случайному, возникшему по причине временной сиюминутной недоброй увлеченности. Кроме Ангелов и святых невидимо для нас смотрят на нас и темные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на нее, боясь света, а взирают на нее, обращают взгляд к ней, лишь тогда, когда она начинает помрачаться, затемняться. Они всюду, как только заметят где потемневшую душу, тотчас нападают на нее и начинают смущать, колебать, тревожить ее недобрыми, греховными помыслами, страстными желаниями и волнением чувств.

http://pravoslavie.ru/115185.html

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов, и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для своей самости, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Неслучайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками — там, где открывается невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремится душа. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и своего ума. Стал безумным Христа ради, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотою, обрести подлинное видение вещей. В последние времена единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру, говорят святые отцы, будут страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — многими скорбями. Почему история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими? Сколько морей крови пролилось, и неужели еще предстоят гонения? Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире, и рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить, как угодно. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить. Во времена антихриста гонения могут стать последним знаком истинности христианства. Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную веру христианскую. Может наступить эпоха, уже наступила, когда мы увидим Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, не имеющею «ни вида, ни доброты», — все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя. И от мучеников потребуется, как сказал один епископ-исповедник, прежде чем телесно умереть за Христа, отказаться, к радости властей предержащих, исповедать перед лицом мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его Святейшее Имя бесчестию и поруганию. Не таким ли было молчание Самого Христа перед судом Пилата? «Ты безумствуешь, — скажет христианину окружающий его мир, — потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть, как все».

http://moral.ru/omophor/

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности, и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, необманности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для самости своей, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Не случайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками, там, где открывается этот невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремилась душа. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и мудрости, и своего ума. Стал безумным Христа ради, с тем, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотствующего, обрести подлинное видение вещей. Святая Церковь предупреждает нас, что, в конце концов, единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру будут ее страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — скорбями и страданиями. Событие, празднуемое сегодня нами, произошло в начале Х века, когда не было еще Церкви Христовой в русской земле. И оно связано с той опасностью, которая угрожала столице Византии в лице наших предков — воинов-скифов, славян. Неминуема была гибель византийской столицы, если бы Божия Матерь Своим покровом не заступилась за этих людей, молящихся Ей. Наши соотечественники потерпели поражение. И вот дивное дело! Это событие осталось малозамеченным, по крайней мере, оно не выделилось в отдельный праздник в византийской Церкви, а в памяти русского народа это крепко осталось и стало одним из самых дорогих воспоминаний, которое благоговейно хранит наш православный народ.

http://moral.ru/покров-божией-матери/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010