II. Но так ли празднуем мы? Смех праздники Христианские! Когда празднуется, на пример, воздержание Иоанново, тогда наши празднолюбцы утопают в вине. Когда празднуется блаженной Девы чистота, тогда приносится богатая жертва плотским склонностям. Когда прославляем Апостольские смертные подвиги, тогда всюду гремят сладострастные увеселения. Когда почитаем страдания мученические, тогда домы наши наполняются ласкательными и лицемерными поздравителями. Когда празднуем носивших чрез всю жизнь терпения крест; тогда властвует роскошь и своевольствует праздность. Ах! Изрядные Христиане! пусть послушают, что Бог таким празднователям некогда сказал: праздников ваших ненавидит душа моя: вы мне стали в сытость: к тому не стерплю грехов ваших. 283 Том Т. стр. 327, 328. В сердцах у многих простывает священный благочестия жар. Часто с горестью видим, что во дни воскресные, во дни праздничные, то есть, в такие дни, которые уставлены для отправления церковного и величайшего долгу нашего, иные в домах остаются в праздности, иные бездельно шатаются по торжищам, иных ненасытная сребролюбия алчба гонит искать прибытков, и с расслаблением духа и тела своего мучатся над работою, иные в то время бегают по домам, и под видом поклонов в непостоянстве человеческом ищут себе покровителества; иные в веселостях препровождают те часы, и зрелищем смехотворных и соблазнительных представлений услаждают суетные мысли свой; а иные, о несчастие времен наших! есть и такие, которые и презирают сии собрания, и служба Бога нашего в их мечтательном мудровании никакова уважения не заслуживает. Торжище многолюдно, корчемницы пиянственные преисполнены, зрелища утеснены: но Церковь рыдает, лишаясь чад своих, рыдает не видя их в матерних недрах своих. До того дошло развращение наших нравов, что в самые величайшие Церкве праздники, когда всенощные совершаются бдения, и Церковь оглашаема бывает торжественными пениями, в церковь мало кто приходит, но на ложах своих спокойно, не терзаясь совестью, в то время опочивают. И если кто приходит, то некоторые из простого народа; с ними-то мы совершаем праздники Божии; сии-то суть наши сообщники в хвалах Господних; сии-то люди исправляют тот долг, который на всякого человка безотрицательно возложен, и тем заслуживают почтены быть именем благодарства духовного. Воистинну, по Евангельскому слову, премудрость Божия скрыта от премудрых и разумных; а открывается она младенцам 284 . Том II. стр. 411, 412. IX. Повреждение нравов

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Петр скрылся и всю остальную жизнь провел в рабском уничижении и трудах. Скончался он в Царьграде в VI в. Пр. Iohы Яшезерского (Яшеозерского), основателя на (Яшеозерй) пустыни (см. Олон. еп.) в конце XVI в. (1589–1592 г.) и первого настоятеля этой пустыни. 23 . З. + Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня ( Лк.1:5–25 ). См. 7 янв., 24 июня и 5 сент. Тропарь, гл. 4. Первее нераждающая неплоды возвеселися: се бо зачала еси Солнца светильники яве, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую; ликуй Захарие, вопия со дерзновением: пророк Вышняго есть, хотяй родитися. Кондак, гл. 1. Веселится светло Захария великий, со всеславною Елисаветою сопружницею, достойно зачинающе Иоанна Предтечу: егоже Архангел благовести радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати. Ап. (см. 9 сентября. Ев. Лк.1:5–25; 2 зач.). Мучч. Андреа, и чад Иоанновых: Петра и Они были родом из города Сиракуз (в Сицилии) и пострадали за Христа в Африка от одного Сарацинского владетеля в IX в. при имп. Василия Македонянине. Муч. девы. Она была родом из г. Александрии, где и подвизалась в одной из обителей. Увидя однажды множество узников-христиан, веденных на мучения, она добровольно присоединилась к ним и была первой обезглавлена по прибытии в г. Антиноэ (в Египте), около 308 г., при Максимиане. Она воспоминается вторично с именем Раисы 5 сент. Препп. жен и учениц апостольских. Обе они много потрудились над обращением язычников ко Христу и скончались мирно в Испании. Св. Ксанфиппа была женой правителя той страны, а св. Поликсения всю жизнь сохраняла девство. Кончину св. Поликсении относят к 109 г. 24 . † Св. первомученицы и равноапостольной еклы. Дочь знатных и богатых родителей, отличавшаяся красотой, обрученная с одним знатным юношей, св. Фекла, от ап. Павла «научившися пути истины», была обращена им ко Христу на 18 году своей жизни и утверждена в вере ап. Петром. «Оставивши земную любовь» и «чистоту возлюбивши», она решилась быть девственницей, и отказалась от своего знатного жениха. Посвятив себя Богу, она вся отдалась новой вере, была спутницей ап. Павла и проповедью о Христе обратила в христианство многих язычников, за что и получила название равноапостольной. По наветам своей матери, она много страдала за веру от градоправителя Иконийского. В г. Антиохии. св. Феклу предавали огню и на растерзание диким зверям, но она оставалась невредимой от огня и звери не коснулись ее. Спасая девство от развратных язычников, св. Фекла удалилась в пределы Селевкии Исаврийской, где и скончалась, имея 90 лет от рождения. Св. Церковь прославляет ее как «жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Как свидетельствует дальнейшая история Российской Церкви от Поместного Собора 1917–1918 годов до наших дней, опасения противников патриаршества по поводу возможных церковных разделений действительно подтвердились. Многие «патриархисты» выражали надежду на то, что введение патриаршества поможет в разрешении всех проблем церковной жизни, накопившихся за период синодального управления, станет своего рода панацеей, «волшебной палочкой». Между тем, многие члены Собора подчеркивали, что внешние формы церковной организации относительны и сами по себе не могут исправить всех недостатков церковной жизни. «Главное в истории и жизни – не форма, а личность, – говорил священник В.И. Востоков, – …Формы жизни только могут быть более или менее благоприятны для развития человека» . Не следует, считал протоиерей Николай Добронравов, всю вину за развитие в Русской Церкви цезарепапизма, «цареславия» возлагать на учрежденный Петром Святейший Синод. Когда князь Василий Иоаннович пожелал развестись с законной женой Соломонией Сабуровой, а Иоанн Грозный потребовал от Собора признать законным его 4-й брак, «Обер-Прокуроров, прославившихся бракоразводными делами, еще не существовало». В том, что образовался цезарепапизм, считал отец Иоанн, виноваты мы сами – «тем, что нет у нас святого дерзновения, что мы раболепствуем перед властью... Виновата низость человеческая, пресмыкательство. И до Синода… перед царями " землю мели бородой " . Пока низость человеческая будет давать знать о себе, раболепство перед сильными мира сего не будет искоренено» . Защитник патриаршества архимандрит Матфей (Померанцев, преподобномученик, †1918) связывал удаление от Бога интеллигенции и простого народа с тем, что с уничтожением патриаршества стал умолкать авторитетный голос Церкви в жизни ее чад: «За 200 лет не было ни одного Патриарха Ермогена в Святейшем Синоде, а были большей частью ласкосердствующие исполнители велений представителей государственной власти» . Думается, что сегодня, в эпоху церковных реформ, к этим словам участников Собора следует внимательно прислушаться: без внутреннего преображения и очищения церковной жизни, без роста в глазах простого народа духовного авторитета Церкви и ее иерархов, без дистанцирования Церкви (в разумных пределах) от «власть предержащих» одно лишь изменение внешних форм организации церковной жизни не даст желаемых результатов. С другой стороны, как справедливо указывалось многими членами Собора, нужно стремиться «создать такую форму церковного устройства, которая бы на всех ступенях церковной лестницы способствовала проявлению живых церковных сил» (П.П. Кудрявцев) .

http://bogoslov.ru/article/2271021

Бог и Царица Небесная послали ей и силы, и чудесную помощь в создании Леушинского монастыря За годы своего 34-летнего мудрого настоятельства она превратила нищую обитель в процветающий первоклассный женский монастырь, самый большой в истории Русской Церкви, который, наряду с Дивеево и Шамордино, называли «женской лаврой» России. Удивительно, как смогла слабая здоровьем инокиня, при отсутствии денежных средств, воздвигнуть среди болот и лесных дебрей величественный монастырь с 5-ю храмами, 17-ю двухэтажными корпусами, с гостиницей для паломников, с иконописной, чеканной, рукодельной, ткацкой, башмачной и швейной мастерскими. Игуменья Таисия основала при обители больницу на 10 мест для монашествующих, приют для сирот и престарелых вдов, 2 школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую. При монастыре существовала богатая библиотека. Накануне 1917 года в обители проживало 700 насельниц. Истинны слова Евангелия: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор.12, 9–10). В Леушинской обители игуменья Таисия установила уникальный чин – чтение сестрами Неусыпающего акафиста перед иконами Пресвятой Богородицы. Подобной традиции не имел ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне. Игумения Таисия с о. Иоанном Кронштадтским. Из Леушинского монастыря вышли 2 схиигуменьи и 10 игумений, большинство из которых стали первыми настоятельницами основанных игуменьей Таисией монастырей. За свои труды она была одарена вниманием и подарками Императора Николая II и его Августейшей Семьи. В 1904-м году игуменья Таисия была представлена Императрице Александре Федоровне. До этого, в 1885-м году, она удостоилась высшей церковной награды – золотого наперсного креста с украшениями из кабинета Его Императорского Величества. Сама же она, по своему смирению, не считала себя достойной подобной почести и награды, во всех делах видя только славу и силу Божию. Игуменья Таисия – духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского , который увидел в ней великую подвижницу. С праведным Иоанном она познакомилась в 1873-м году и со временем стала одним из любимых и верных его духовных чад, на протяжении 35 лет была с ним в духовном общении и состояла в переписке. В их духовном соработничестве было открыто и восстановлено 10 монастырей и еще большее число подворий, среди которых следующие: старинный Ферапонтов монастырь в Кирилловском уезде Новгородской губернии; Благовещенский Воронцовский монастырь в Псковской губернии; Иоанно-Богословский Сурский монастырь в Архангельской губернии, на родине праведного Иоанна Кронштадтского; Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, где ныне в храме-усыпальнице покоятся мощи этого святого угодника, и ряд других. «Все храмы и обители пропитаны обильно слезами моими», – писала она в своем духовном завещании.

http://pravoslavie.ru/154696.html

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Находящаяся в Исаакиевском Соборе чудотворная икона Богоматери, именуемая Тихвинскою, представляет собою точный список с первоначальной, чудесно явленной, находящейся в г. Тихвине. По неисповедимым путям Провидения Божия, часто и списки с чудотворных икон Сияют Божественным светом чудес и исцелений, как светильники, зажженные от первой свещи. Скажем прежде о дивном явлении первоначальной Тихвинской иконы Богоматери, а потом о происхождении нашей Иконы и о чудотворениях, совершившихся от нее. I. Явление Тихвинской иконы Божия Матери Странно чудо явления образа Твоего, Владычице, и несказанно (Стихир. на мал. веч.). Как солнце пресветлое воссияла над северными пределами земли Русской икона Богоматери, именуемая Тихвинскою. Как любящая Мать, Царица Небесная посещала сею иконою земнородных чад своих, освящая воздух Своим шествием, благословляя грады и веси земли Русской. Это дивное явление иконы было в 1383 г., при державе великого князя Димитрия Иоанновича Донского. На великом Ладожском озере рыбаки закидывали свои сети. Вдруг осиял их необычный лучезарный свет. Взглянув к небу, они увидели, что над водою по воздуху шла икона Богоматери с Предвечным Богомладенцем на левой руке Ее. Икону со всех сторон обливал свет, подобный солнечному сиянию. Рыбаки бросили свое занятие и с удивлением и радостью смотрели вслед иконы, желая видеть: куда она идет и где остановится? Но икона сокрылась от очей их и явилась за 30 верст от озера, на месте Смольнове. Здесь поставили для нее часовню; многие болящие получили от нее исцеление, но скоро святая икона невидимо скрылась оттуда. Ее увидели версты за две от Смольнова, близ села Вымочениц: она и здесь стояла на воздухе и сияла неизреченным светом. Со всего села стеклись жители и усердно молились Царице Небесной. Икона спустилась на землю, народ с благоговением поклонялся ей, многие получили от нее исцеления. Скоро тут поставили часовню, а потом и церковь , но святая икона не долго оставалась в новом храме. Она преславно явилась за 19 верст от Вымочениц над горою Куковой, осенила сие место своим прехождением и остановилась за версту оттуда, на месте Кожела, за 20 верст от Тихвина. По молитвам жителей святая икона ниспустилась на землю; тотчас же для нее построили часовню, а вскоре и храм; но и здесь пребывание иконы было краткое. Вскоре, как легкое облако, носимая по воздуху невидимою силою, она явилась на горе близ г. Тихвина. Стеклось множество народа, из соседних сел прибыли священники со святыми крестами и иконами и вместе с народом взывали к иконе Богородицы: «Пириди к нам, Царице! Прииди к нам, Владычице! Призри на нас, недостойных рабов Твоих, посети нас свыше и светозарным Твоим пришествием просвети нас, омраченных грехами!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Как далеко простиралась дальновидность Феофана, видно из следующего случая: После коронации Петра II в Москве было получено известие, что у Анны Петровны, герцогини Голштинской (тетки Петра II), которая, по проискам Меншикова, была выслана из Петербурга в Голштинию, родился сын, названный Петром (будущий император Петр III). В Москве это событие прошло незамеченным. Но Феофан, не смотря на юность цветущего здоровьем государя воспользовался случаем заискать в Голштинской семье. Его письмо звучит тем боле фальшиво, что не мог же он не знать, как несчастлива в браке Анна Петровна, и какой малолюбящий ее супруг. Он сперва поздравляет, а потом поносит Меншикова, с которым у него были тогда нелады. Он пишет: „Присланный вами вестник, принесший сюда уведомление о рождении у вас сына пресветлейшего князя Петра, исполнил меня такой радостью, что я не нахожу слов для ее выражения. Чтобы я ни сказал, все будет слабее моих чувств. Впрочем, скажу, что могу, если не в состоянии высказать, что хотелось бы. Родился Петру Первому внук, Второму брат; августейшим и державнейшим сродникам и ближним краса и приращение; российской державе опора, и, как заставляет ожидать его кровное происхождение – великих дел величайшая поддержка. А, смотря на вас, счастливейшие родители, я плачу от радости(!) как невольно плакал от печали, видя вас пренебрегаемых, оскорбляемых, отверженных, уничиженных и почти уничтоженных нечестивейшим тираном (т. е. Меншиковым). Теперь для меня очевидно, что вы у всеблагого и великого Бога находитесь в числе возлюбленнейших чад, ибо Он посещает вас наказаниями, а после печалей возвеселяет, как и всегда делает с людьми благочестивыми“ – и так далее. Когда по кончине Петра II, верховный Тайный Совет, избрал на престол Герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, отправили депутацию в Митаву с предложением Анне Иоанновне короны с тем условием, чтоб она управляла в подчинении верховникам, Феофан – так предполагали, по крайней мере, современники, со своей стороны отправил гонца в Митаву к новоизбранной императрице, которую он раньше знал и милостями которой пользовался, и предложил ей помочь, когда она захочет стать самодержавной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому Иоанново крещение по своему происхождению несомненно было с небесе, явилось учреждением Божественным, чем, впрочем, признавали его и сами иудеи ( Мк. 11, 30–33 ); обряд же этого крещения, сам по себе простой, был только приспособлен к обычаям и понятиям иудейского народа, который обычно представлял внутреннее очищение под образом омовения телесного. И Сам Спаситель наш в ответ Иоанну, удерживавшему Его – Святейшего и Чистейшего – от назначенного для грешных крещения, говоря: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3, 15 ), указывает, что крещение Иоанново, будучи обязательным для всякого иудея, представляло собой теперь как бы предписание Закона Божия, и таким образом признает крещение Предтечи за одно из таких Божественных учреждений, которое входило в план Божественного дела искупления людей. Что касается значения крещения покаяния для иудеев сравнительно с обрядовыми их очищениями и вообще, то оно отчасти зависело от самой личности Крестителя и определялось самым существом и характером высокой миссии его как Предтечи Христова. Прежде всего, не следует опускать из вида ту особенность Иоаннова крещения, что оно совершаемо было им лично, непосредственно. Между тем в древности так высоко было мнение о святости лица, известного своими добродетелями, что почиталась священной та вода, к которой он прикасался. Верили также, что присутствие такого добродетельного человека в воде при общих омовениях было знаком особенного его доверия и доказательством дружеского расположения. Отсюда-то происходило верование, что омовение, произведенное мужем высокой святости, имело особую действенность для удостоенных того. Соответственно этому верованию и твердо сложившемуся у иудеев представлению о необыкновенной святости Иоанна Крестителя становится понятным то, что вода, которой Иоанн совершал крещение иудеев своими руками, как соприкасавшаяся с телом его почиталась имеющей особенную действенность, великую силу, способную очищать от прегрешений; к тайному же и искреннему исповеданию их, без сомнения, много располагало само знаменательное присутствие столь святого мужа в воде при крещении. И если у иудеев в некоторой степени очистительная сила приписывалась законным омовениям, которые делали человека достойным принять участие в жертвоприношениях, то требуемое святым Иоанном крещение или погружение в воду должно было иметь значение высшее для чад Авраама и, несомненно, было более действительным средством получить прощение грехов, чем даже жертвы законные. Крещение Иоанново потому уже было выше всех обрядовых очищений, что не требовало по себе разнообразных жертв и не делало такого различения между грехами, по которому одних из них могло бы оно очищать, в отношении же к другим было бы бессильно; и однако же для того, чтобы проявить свою силу, крещение имело нужду во вспомогательном средстве, каковым и было искреннее исповедание грехов как приготовительный к крещению акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В грамоте патриаршей, поданной Архимандритом Царю Борису Феодоровичу, Софроний, посылая ему и всему его семейству благословение от Св. гроба, писал: «молим всегда и благодарим Всецаря нашего Бога, что тебя сподобил и вознес на сие царствие, содержать тут христоименитых людей, и да даст тебе, с сыном нашим Царем и Государем Феодором Борисовичем, утвердиться на святом царствии во веки, здравым и многолетним, мирным и безмятежным, во облегчение души и тела и для одоления варварских врагов, чтобы все сильные и борящие нашу веру покорились под твоя ноги, на хвалу и утверждение всех православных Христиан, и на обновление святаго живоноснаго гроба, и да сподобишься небеснаго царствия. Ведомо да будет державе твоей, что мы послали святому твоему Царствию своих иноков, рабов и сослужебников святаго и живодаровнаго гроба, чад наших о Христе возлюбленных нашего смирения: преподобнаго священноинока и духовнаго отца, Господина Феофана, великаго Архимандрита патриаршества нашего, архидиакона Феодосия и преподобнаго старца и келаря Иоакима, да приимешь их любезно, вместо нашего лица, и сотвори им ради Святаго гроба, по обычаю, милостыню от святаго царства, так как давали и прежде блаженные православные Цари, имена коих всегда воспоминаются нами. Ты ведаешь, благочестия любительный Царь, что у нас вседневные, неисчетные расходы, и что мы терпим напрасное поношение от Агарян, здесь во святых местах, ради Христа, а кроме Бога инаго помощника не имеем, и заступника и покровителя, во днях сих, как тебя единаго святаго Царя Государя нашего, и на тебя возлагаем все наше упование и надежду, и к тебе прибегаем. Да еще, в нынешних последних годах, возстали везде великия войны, и оттого ни откуда не бывает ни малейшей милостыни, и задолжал Св. гроб более десяти тысяч золотых. В таком великом убожестве и нужде пребываем, что и пищею скудны, ведает то Бог, и все то терпим для имени Христова, как прежние мученики, но те только день или два или три, а мы на всяк день мучимся для святых мест. В прошлых годах, христолюбивый Царь, посылали мы своих мнихов, при блаженном Царе, Государе Князе Феодоре Иоанновиче всея Руси, да примут святую вашу милостыню для Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

333 Не один Димитрий Иванович, но и «вси князья великодержавнии, ко святому велию веру от души стяжасте, понеже велику пользу и утшение духовно от него приемлюще». Житие преп. Сергия. Дмитрий Иоаннович призывал преп. Дмитрия Прилуцкаго к себе«благословения ради, и умоли его да просветить от благородных чад его банею св. крещения». Троицкаго игумена Паисия (1479) великий князь «держал в чести велицей» и просил его быть воспреемником своего сына. Великий князь Василий Иванович обращается к преп. Корнилию Комель-скому за молитвою „во еже дароватися ему и княгин его чадородию, в наслдие рода самодержавства их», а потом – за благословением новорожденному сыну. Воскресенская летопис. П. С. Л. VIII. 272, 274. О почтении князей к подвижникам, ср. В. Сокольский. Участие русск. духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия вМосковском государствв. Киев. 1902. 334 Житие преп. Феодосия (Яковлев.Памятники), стр. 41–55, и Патерик печерский: Никола Святоша, князь, раздавший все имение свое бедным, и Агапит, врач безмездный («никако же николи же ни от кого что взях»); Григорий «ничто же имея, разве книг, продав их раздаст убогим». (Яковлев.Памятники. 136, 137, 138); Алипий иконописец, отдававший бедным заработок свой 176 и т. д.; Варлаам Хутынский, все свое раздавший, сделал благотворительность заповедью своего монастыря. 340 Об институт вкладничества, существовавшем уже в домонгольский период (Голубинский Ист. рус. Ц. 1, 2, 604 сл.), – подробно у Никитского: Очерки внутренней истории Пскова. Спб. 1873, 233 сл. и Серебрянский. Очерки по истории псковского монашества. М. 1908, 226 сл.; 334 сл. О вкладчиках-мирянах, весьма многочисленных, не отрывавшихся от мира и мирских занятий, но в то же время обеспечивавших себе получение содержания от монастыря, см. Никитский, Очерк внутр. истории церкви в Вел. Новгороде. Спб. 1879, 88. 348 Жития Иосифа Волоколамского, изд. Невоструева в Чтен. Общ. Люб. Дух. Просвещ. 1865, 36–38, 53. 351 Кроме историй церкви, см. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. Спб. 1868. Архангельский; Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. 1. Спб. 1881, а из источников – жития Иосифа, изд. Невоструевым, и полемические сочинения Вассиана: Правосл. Собеседник 1863. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Важность этого свидетельства открывается из важности самого вопроса со стороны синедриона Иоанну, из значения самого лица Иоаннова, о котором весь народ думал: не Христос ли он ( Лк.3:15 ), и сами первосвященники и старейшины признавали его пророком ( Мф.21:23–26 ); наконец, из указаний на него Самого Христа, как на свидетельство об истине ( Ин.5:33 ) и как на единственное, которое было доступно его современникам. По свидетельству Иоанна, грядущий Мессия, в противоположность самому Иоанну, должен будет крестить верующих Духом Святым и огнём. Это крещение Христово не есть только сообщение даров Духа Святого в большей или меньшей степени, а есть полное, всеобъемлющее, обильное и в высшей степени животворное излияние Божественного Духа, которое по Апостолу, омывает, освящает и оправдывает верующих ( 1Кор.6:11 ), и, проникая в самое существо человека, возрождает его, делает новою тварью, даёт пакибытие ( Тит.3:5,6 ), или же делает людей – чад гнева – чадами Божиими, причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ). Вместе с тем, по самому свойству Духа Бога, Который есть огнь потребляяй ( Втор.4:24 ; Евр.12:29 ), крещение Христово будет огненное, потребляющее и очищающее всякую скверну, согревающее и возжигающее в душе пламенную ревность к жизни святой и Богоугодной, и, наконец, крещение, очень часто сопровождающееся тяжёлыми страданиями, испытаниями и всякого рода несчастьями ( Мф.20:22,23 ; Лк.12:49,50 и след.). Святой Иоанн Златоустый (беседа на Мф.11:5 ) и другие святые отцы в этом указании Предтечи на крещение Духом Святым и огнём видят пророчество о двух действиях Христа – Искуплении, когда Он сообщит верующим Духа Святого, и всеобщем Суде, когда Он подвергнет грешников огню неугасающему. Крещение Господне (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22; Ин.1:29–34) Своё свидетельство о Мессии Иоанн запечатлел крещением Его. О Нём он проповедовал и через Него получил освящение своему служению. Когда к Иоанну приходили принять крещение из Иерусалима, всей Иудеи и со всей окрестности Иорданской, тогда явился к нему на Иордан и Иисус из Назарета Галилейского и требовал от него крещения. Иоанн удерживал Его, считая себя недостойным крестить Его, хотя и не знал ещё, что Он есть Мессия, а только судил о Нём по Его безупречной жизни – может быть, по рассказам о Нём своей матери, по слухам – наконец – о Его возрастании и о преуспеянии во всякой мудрости и любви у Бога и людей ( Лк.2:52 ), что, конечно, делало излишним для Него крещение Иоанна, назначенное для покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010