Например, блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Напомню вам, когда Августину было уже за 30, он изучал христианство, он уже был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду и услышал голос, как бы детский: «Толе леге, толе леге» - бери и читай. Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но детей не было. И тогда он понял, что ему Бог говорит: «Бери и читай». А что читать? А он оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст. И наугад прочел: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Это из послания к Римлянам. И когда он закончил читать, он понял, что это лично ему Бог говорит. И какой-то, как он пишет, свет убежденности влился в его сердце. И он отныне решил поменять свою жизнь. Антоний Великий мне вспоминается. Когда он еще жил в миру, он зашел как-то в храм. Священник читал Евангелие, известное место: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за мной». И вот каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос в данный момент с ним говорит. Понимаете? И вот он раздал имущество и, действительно, ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, был такой святой, ученик Антония Великого, услышал однажды, как Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. И не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний его спросил: «Где ты был?». Он говорит: «Учился не ходить на совет нечестивых. Давай, что там дальше». Много очень случаев можно приводить. Вот фундаментальный вопрос – такие вещи бывают только со святыми? Или так должно быть со всеми христианами? Так вот, по-моему, ответ очевиден – так должно быть со всеми христианами.

http://radonezh.ru/2023/09/29/missioner-...

Не бойтесь – Бог не отнимет у вас того, что Он дал вам» 34 . В Елоховском соборе более тридцати лет трудился регентом Виктор Степанович Комаров (†1974). Однажды он оставил свой хор, но, придя на службу во Всесвятский храм на Соколе, он услышал Евангелие, в котором говорилось о добром Пастыре и наемнике ( Ин.10:10–13 ). «Слова Евангелия потрясли Комарова – он одумался, тут же вернулся к своему хору и без конца повторял: «Я не наемник! Я не наемник!..» 35 . Приведённые примеры побуждают нас к благоговейному чтению Священного Писания. Чтение Священного Писания очищает нашу душу, направляя нас ко спасению. Случаи особого действия благодати происходят и в жизни простых людей, но они только остаются менее известными в истории. Православная Церковь и посты Из-за непонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост – это что-то неважное по отношению к Православной вере. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средство на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост – время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал – души и тела, которые должны взаимодействовать, поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой ( Суд.20:26–27 ), при всенародном бедствии и покаянии ( 1Цар.7:6 ). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» ( Иоил.2:12–13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Никто не любил Христа больше, чем Она. К Успению Божией Матери. 26.08.2016 06:58:48 Сергей Комаров   О Богородице говорить трудно, и даже страшно - по причине Ее исключительной духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери, признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что говорить о нас? Но – любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить Богоматерь. Церковь называет Успение всемирным торжеством и приглашает поучаствовать в нем всякую верующую душу: «Приидите, всемирное Успение всенепорочныя Богородицы празднуем1… Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере»2. Давно замечено, что в Писании величие Девы Марии как бы скрывается за славой Ее Сына. Евангелие говорит о Ней мало, но вместе с тем дает почувствовать постоянное присутствие Девы в Священной истории. До выхода на проповедь Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце Своем все, сказанное Сыном, и все то, что другие сказали о Нем. Затем Богородица вместе со Христом переселяется в Капернаум. Евангелисты рассказывают, как однажды Она подходит к дому, где проповедует Христос, и спрашивает о Нем. Потом мы видим Марию возле Распятия, а после Воскресения Христова – в общине первых христиан. Она всегда рядом с Иисусом, потому что Иисус - Ее жизнь.   Богоматерь не ищет славы, Она смиренна. Но в то же время мы читаем в Евангелии Ее слова: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Неужели желание похвалы? Нет - это пророчество. Библейское пророчество о том, что миллионы христиан во всем мире будут превозносить и хвалить Ту, Которая родила Спасителя всех народов. Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога, как и Сама Мария об этом свидетельствует дальше в своей чудной песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1,49-50). Хвалящий Божию Матерь хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; и Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. К Ней, как ни к кому другому, подходит библейское выражение: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1,31).

http://radonezh.ru/analytics/nikto-ne-ly...

Новейший пик торговой кабалы, её ужасающая кульминация апокалипсического свойства: «венец творения», созданный по образу и подобию Божию, должен стать маркированным товаром, уподобиться бездушному предмету с его непременным штрих-кодом или бессловесному заклеймённому скоту – принять электронный документ с чипом, клеймо, метку, штрих-код в виде сатанинского начертания числа 666 на лоб или руку: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откровение. 13: 16). Иначе  –  властное устрашение  буквально по Апокалипсису: «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откровение. 13: 16 – 17). А без этого, уверяют нас сегодня, якобы остановится нормальная жизнь. Несогласные продать душу сатане окажутся «вне антихристианского, электронно-крепостного закона»; станут исторгнутыми из всеобщего торгового оборота гонимыми изгоями. Господь же – напротив – торговцев изгонял из храма, уподоблял их разбойникам: « И вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих, говоря им: написано: “дом Мой есть дом молитвы”; а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19: 45–46).     Лесков пророчески утверждал: «Не знаем мы, когда прорвётся этот отвратительный круговорот опошления русского торгового люда, а думаем, что не скоро». Алла Анатольевна Новикова-Строганова - доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва), историк литературы     Н.С. Лесков. Торговая кабала   Мальчик был он безответный: Всё молчал, молчал; Всё учил его хозяин — Да и доканал… А. Комаров    Грустное и тяжёлое чувство налегает на сердце по прочтении заметки, помещённой в одном из московских периодических изданий , об угнетённом положении московских гостинодворских мальчиков и приказчиков. Это живо сохранившийся остаток кабального холопства древнекабальных времён нашего Отечества . Варварское обхождение хозяев-гостинодворцев с приказчиками и особенно с мальчиками, отдаваемыми им в кабалу, под видом приучения торговому делу, мы думаем, ни для кого не новость; но странно, что оно до сих пор как-то ускользало от внимания прессы и тех лиц, которые нашли нужным учреждение контроля над содержанием учеников фабрикантами и ремесленниками.

http://radonezh.ru/2020/02/07/kabalnyy-k...

Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра. 08.09.2016 08:02:25 Сергей Комаров Общительность – хорошо или плохо? Перечитывая Шопенгауэра. Делая уборку в домашней библиотеке, натыкаешься иногда на книги, которые последний раз читал то ли в школьные, то ли в студенческие годы. Бывает, приоткроешь книжку, глянешь, улыбнешься - и спрячешь в самый дальний ряд. Но случается, что прочтешь абзац, затем еще один, потом и всю страницу, да так и застынешь на полдня с томиком в руках, среди книжных развалов. В этот раз уборка прервалась «Афоризмами житейской мудрости» Шопенгауэра. «Людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, — т. е. самих себя» - пишет немецкий философ. Здорово сказано. Пожалуй, в данном случае христианину можно согласиться с совсем не христианским мыслителем. Действительно, есть общение - и есть общение. Об одном пишет Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин.12). Таково общение от полноты сердца, как и сказано: «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12,34). Но бывает желание общения и от пустоты сердца. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» - говорил Богу блаженный Августин. Бездна человеческой души жаждет бесконечности Божества. Не об этом ли пел Давид: «Бездна бездну призывает»? (Пс.41,8) Если глубина сердца не заполняется водами богопознания, бедный человек пытается заменить их тем или иным суррогатом духовности. В лучшем случае место богообщения займет искусство – театр, музыка, литература. В худшем варианте в жизнь человека войдет бессмысленное времяпровождение вместе с подобными ему, заблудившимися душами. Там будет много «словесной руды», глупого смеха, поверхностных эмоций, жадного внимания к «новостям». Впрочем, о худшем пишет далее Шопенгауэр. «Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят их в общество, на чужбину или в путешествия. Их дух не имеет силы привести себя в движение и сил этих они ищут в вине, причем нередко становятся пьяницами».

http://radonezh.ru/analytics/obschitelno...

Он предопределил всех нас призвать на Свой Страшный суд, воздать каждому по делам ого и для того всех воскресит из мертвых в предопределенное Им время, и это непременно сбудется в свое время. Небо и земля прейдут, а вещания Господа не прейдут. К чему же пытливость нашего разума? Зачем нам усиливаться постигнуть тайны премудрости и разума Божия там, где нам и не нужно их разуметь? Наше дело – верить несомненно в откровенные нам тайны премудрости Божьей, верить всем своим сердцем, ожидать исполнения обетований Божьих, готовиться встретить исполнение их и благодарить Бога за Его к нам неизреченную милость. Чрез меру трудного для тебя не ищи, – говорит премудрый сын Сирахов, – и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. ( Сир.3:21–22 ). Поэтому будем, братья, тверды в своем уповании на будущее воскресение из мертвых, утвердившись верой в славное Воскресение нашего Спасителя. Аминь. Поучение в четверток Святой Пасхи 48 Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ) Мы привыкли на многоразличные явления природы смотреть как на нечто самое обыкновенное, обыденное, не стоящее нашего особенного внимания и потому в явлениях природы не усматриваем ни премудрости и благости Божией, ни назидательных для себя образов. А между тем немного бы с нашей стороны внимания к явлениям природы, и перед взорами нашими явились бы не одни картины природы, а как бы целые книги, в которых перстом Всемогущего начертаны следы присутствия премудрости и благости Божьей во вселенной и назидательные для нас образы. Вот, например, теперь у нас открывается весна. Всмотримся хорошенько в окружающие нас весной явления природы, и сколько мы увидим в них самых явственных следов неистощимой благости Божией и бесконечной Его премудрости! Какие прекрасные образы нашего будущего воскресения являет нам весенняя природа! Вот, например, перед нами появляются ранней весной насекомые: мухи, муравьи, целые рои летучих комаров и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Пасха 02.05.2023 14:52:12 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/04/22/21-00 С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Рад вас приветствовать, поздравить с самым великим праздником, Торжеством из торжеств. Мы не найдем более актуальной темы, чем Пасха Христова. Хочу поговорить о том, почему этот праздник такой важный, почему мы празднуем воскресение не только на саму Пасху, но и 52 воскресения в году, почему Пасха - даже не двунадесятый праздник, а выше того. Пасха имеет неописуемый статус, Пасха - это Пасха. Суть нашей веры – Пасха. В Пасхе Страстей и Пасхе Воскресения сходятся все учения Церкви о спасении. Так в древности праздновали Пасху до того, как практика была унифицирована. Во всех поместных церквях праздновали по-разному, порой в разные дни. Сейчас у нас два этих цикла выражены в Страстной седмице и уже в пасхальном периоде. Что же такого произошло, что мы празднуем это уже 2000 лет, что это самое главное для всех христиан всех времен и народов, для всех апостолов? Воскресение – суть проповеди. Если посмотреть самую первую проповедь апостольскую на Пятидесятницу, то увидим благовестие Воскресения Христова. Апостолы не проповедуют о нравственном учении Христа, хотя это важно и в посланиях об этом сказано. Они не проповедуют о Рождестве Христовом, хотя это великая благочестия тайна. Церковь в последующие века много богословствовала по тому поводу, Кто такой Христос, как в Нем соединяется божественная природа с человеческой. Древняя Церковь благовествует достаточно просто о том, что Христос воплотился, умер за нас и воскрес. Это суть апостольской проповеди. Глава 2, первая проповедь Петра: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 5.4 Когда в сердце нет зависти, все люди кажутся ангелами 76. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение…» (1Кор. 6:3). Если гневаться Если резко поднять даже пушинку, легко надорваться, Если резко надломить даже соломинку, можно пораниться. Если нервничать, то даже пробуя сладости можно расстроиться, Если гневаться, то даже милостыня не приведет к добру. 77. «…И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.» (1Кор. 7:31). Если бы ты знал Если бы ты знал, что тебе осталось жить столько, сколько горит свеча, какую бы свечу ты поставил? Если бы ты знал, что следующий твой вдох будет последним, каким бы он был? Как быстро прошло твое прошлое, так же быстро пролетит и настоящее. Пытаться удержать здесь свою жизнь, все равно, что рукой пытаться удержать дым. 78. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога…» (Иак. 1:5). Непросто найти Непросто найти Того, кто везде успевает, но никогда не торопится, Того, кто все делает, а никто этого не видит, Того, кто все знает, а никто об этом не догадывается, Того, кто всем помогает, но никому об этом не говорит. 79. «…На [всю] жизнь благоволение Его…» (Пс. 29:6). Когда сама Жизнь открывается Ты пробуждался от того, что первые лучи солнца проникали в твою комнату? Ты пробуждался когда-нибудь от раскатов весенней ночной грозы? Ты пробуждался от того, что счастье переполняло твое сердце? Если – да, то все это лишь очень слабое подобие того, когда сама Жизнь открывается в тебе. 80. «…Любовь не завидует…» (1Кор. 13:4). Когда в сердце нет зависти Когда нет комаров, летний вечер еще красивее, Когда нет городского шума, весеннее утро еще прекраснее, Когда в сердце нет гнева, терпение становится радостью, Когда в сердце нет зависти, все люди кажутся ангелами. 81. «…В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…» (Рим. 12:11). Утренние тучи Один юноша должен был срочно доставить лекарства пастухам высоко в горы. Он проснулся рано утром. Над горами клубились темные тучи и угрожающе рокотал гром. Сомнения стали закрадываться в сердце юноши. Он подумал: «Может быть, сегодня идти не стоит?» Но потом заставил себя собраться, взял плащ на случай сильного ливня и решительно двинулся в путь. Начал понемногу накрапывать мелкий дождик. Но чем выше из-за гор поднималось солнце, тем больше светлело небо. Когда юноша поднялся уже достаточно высоко, он увидел, что солнце разогнало последние тучи. На небе не было видно ни облачка.

http://isihazm.ru/1/?id=128

Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. 16 февраля 1972 Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Евангелие от Луки Очень давно, еще до Рождества Христова, в Иудее был установлен обычай, по которому родители приносили в храм своих новорожденных детей, чтобы Господь принял их как своих детей. Детей приносили на сороковой день после их рождения. Богатые отдавали при этом в жертву ягненка, а бедные — пару голубей. И вот, когда Иисусу исполнилось сорок дней от роду, Дева Мария и Иосиф принесли его в Иерусалимский храм. Для жертвы Богу было у них два голубя… Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа Людей, находившихся там постоянно Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял Младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, В то утро, затеряны в сумраке храма. В один из теплых дней августа 1961 года четверо молодых ленинградских поэтов: Евгений Рейн, Анатолий Найман, Иосиф Бродский и Дмитрий Бобышев, сели в пригородную электричку и отправились в Комарово, на дачу, где жила Анна Ахматова. В этот же день второй советский космонавт, Герман Титов, полетел осваивать просторы шестого океана. Поэтому настроение людей было праздничным, звучала бодрая музыка.

http://pravmir.ru/sretenie-iosif-brodski...

Правоверие никогда не заменит любви 19.05.2017 10:56:16 Сергей Комаров Всякий верующий человек, когда-то встретившись со Христом на своем жизненном пути, пережил чувство первой любви к Господу. Эти моменты справедливо можно сравнить с яркими ощущениями первой влюбленности, или блаженством медового месяца молодоженов. При встрече с Иисусом было такое же явное переживание счастья, чувство близкого присутствия Жениха человеческой души. В этот период человек летает, как на крыльях. Он живет в атмосфере радости, он действительно обретает новое бытие.  Время счастливого неофитства спустя годы вспоминается с теплотой и тихой грустью. С теплотой, потому что было очень хорошо, сердце постоянно горело желанием богопознания, и хотелось всему миру рассказать о своей вере. С грустью, ибо как первозданное брачное ликование неизбежно претерпевает охлаждение, так и радость Встречи понемногу теряется в рутине будней, и поддерживать былое горение становится труднее и труднее. Молитвенный порыв заменяется «чтением правила», посещение храма становится привычным, евангельские страницы переворачиваются лениво, без искры. Но так бывает нужно - Бог промыслительно отходит от человека, чтобы тот учился искать Господа. Здесь есть опасность «застыть» в состоянии охлаждения, и забыть о своей первой любви так, как будто ее не было. Иногда это называется «выгоранием», иногда – унынием. По сути, «выгорание» означает жизнь в Церкви без Христа, медленное угасание души без восстаний и прорывов. Заботливый Христос предупреждает нас об угрозе духовного охлаждения в книге Апокалипсис: Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Отк.2,4-5). С годами жизни в Церкви человек начинает понимать, почему Христос поставил на первое место любовь к Богу, почему это есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22,38). Действительно, все в ней, в любви. Она - Альфа и Омега, начало и конец христианства. Даже и покаяние, с которого должна начинаться духовная жизнь, имеет корни в той же любви. Только во имя любви к Богу, к чистоте и святости начинает человек трудиться над изменением себя, и ставит черту между своей прошлой жизнью и настоящей. Покаяние есть явление положительное, а не отрицательное. Насколько любишь Христа, настолько искренне будешь каяться. Если действительно любишь Бога, убоишься грешить. Полюбишь Бога очень-очень сильно, как святые – совсем грешить перестанешь (осознанными грехами). Как и пишет Иоанн Богослов, апостол любви: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1Ин.3,9).

http://radonezh.ru/analytics/pravoverie-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010