Подпишитесь на наш Телеграм «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Поэта неба и земли» — так можно было бы перевести Символ веры. Обзор христианской поэзии надо начинать с Библии, которая вся наполнена стихами. А уж «Библейские мотивы в поэзии» вообще отдельная тема — смотрите сборник , посвященный этому вопросу. Следущий большой раздел поэзии — богослужение. Среди авторов богослужебных песнопений встречаются подлинно великие поэты, например, Роман Сладкопевец и Андрей Критский . О церковных песнетворцах читайте отдельное исследование . Кроме того, христианская древность знала много поэтов-богословов — вспомнить хотя бы стихи Григория Назианзина , или « Книгу скорбных песнопений » Григора Нарекаци — подлинный шедевр. Но наш сегодняшний обзор посвящен христианской поэзии Возрождения, Нового времени и современности. Классика   «Божественная Комедия» Данте Это великое произведение принадлежит одновременно Средневековью и Ренессансу. «Божественная Комедия» вобрала все лучшее, что было в средневековом христианстве и порывах Возрождения: это и пламенная молитва Богу, и проникновенная любовная поэма; дань уважения Античности и гимн святым; воплощение смирения и достоинства человека. Этот чрезвычайно наполненный текст вызывает не только эстетическое восхищение, но и провоцирует работу богословского и философского разума. Данте писал и прозу . «Новая жизнь» — его мемуары: история любви к Беатриче, автокомментрий к стихам, посвященных ей. Здесь Данте пишет о еще не созданной Комедии: « После этого сонета явилось мне чудесное видение, в котором я узрел то, что заставило меня принять решение не говорить больше о благословенной, пока я не буду в силах повествовать о ней более достойно. Чтобы достигнуть этого, я прилагаю все усилия, о чем она поистине знает. Так, если соблаговолит Тот, Кем все живо, чтобы жизнь моя продлилась еще несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине». Не менне интересны трактаты и письма Данте.   «Фауст» Гёте

http://blog.predanie.ru/article/30_khris...

Преполовение Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в установлениях апостольских правил (37) и собора антиохийского (20) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным Церковью . В V веке Анатолий константинопольский, в VII преподобный Андрей критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан исповедник – воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь Церковь восхваляет Господа в Преполовение Пятидесятницы. Праздник этот посвящен воспоминанию учения Иисуса Христа в преполовение ветхозаветного праздника кущей ( Иоан. 7:14–36 ). Последний, восьмой, день этого праздника сопровождался замечательнейшим обрядом. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуйя, то есть шесть псалмов (112–117). От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Однако ни в Церкви восточной, ни в древней русской этот праздник, надо полагать, не имел никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда других церковных праздников. Праздничные службы этого дня совершались с отличиями, свойственными всем средним праздникам: «В среду Преполовения вечер и утро благовест и звон с реутом, а поют по уставу, на 9 песни благовест в реут же немного. В Преполовениев день на литургии задостойник Чужде матерем, и на отдание той же, а до отдания святейший (патриарх) петь не указал». Так было в Москве до начала XVII века. В самом начале этого века ко дню Преполовения были присвоены воспоминания из русской жизни и приурочены молитвословия, отвечавшие тогдашним потребностям. Начало XVII века было временем тяжелых испытаний для Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Приятно и полезно прославлять все то, что Спаситель наш Христос, как Богочеловек, совершил ради нас, поскольку все сие исполнено чуда и изумления. И как же может быть иначе? Бог является среди людей и познается ими, всему подчиняется, как человек, исполняет заповеди закона и возвещает о сем исполнении, – дабы взамен дать и свой закон, исполненный благодати и истины. Достойно удивления и то, о чем говорит настоящее слово, то есть обрезание Христа по плоти, по прошествии восьми дней после Его безсеменного рождения. И это событие исполнено чудес и должно быть прославлено. Ибо как возможно не считать величайшим и важнейшим чудом того, что Христос исполнил закон и притом для нашего спасения? Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается. По нареченному Ему имени Он не только называется Сыном, подобно тому как Отец именуется Отцем вследствие того, что родил Сына, а Дух именуется Духом вследствие своего исхождения от Отца (поскольку оные Три суть един Бог и в них едино Божество), но вместе с тем неложно назван и действительно есть Сын Девы; в сем отношении Он и может быть постижим для нас и является пред нами кротким. И я, как беглец, нашедши дверь спасения открытою, дерзновенно приступаю к Господу и Создателю. Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии: «Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» ( Лук. 2, 21 ). Великий Лука изъясняет здесь нам великие тайны. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» ( 1Кор. 15, 1 ; Рим. 14, 24 ). Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве?» Это он сам изъясняет, разсказывая о явлении Деве Марии ангела, который говорит: «Се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» ( Лук. 1, 31–32 ). О том же говорит и святой Матфей, рассказывая о явлении ангела Господня во сне Иосифу ( Матф. 1, 18–21 ), причем добавляет: «Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» ( Матф. 1, 22–23 ; Ис. 7, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Разделы портала «Азбука веры» П.Ю. Малков Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы ( Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55 ; Мк. 3:31–35 ; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21 ; Ин. 2:1–12; 19. 25–27 ; Деян. 1:14 .). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский , прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Антонин (Капустин) Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалим (1870–1892) " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Наставление поклонникам Святого Гроба по прочтении Великого Канона Благодатию Божиею, и на сей год, и на сей пост, мы сподобились выслушать Великий Канон покаянный, так премудро предлагаемый ежегодно Святою Церковию, в послушание и научение кающимся. Ни в каком месте отечества нашего вы, временные и блаженные обитатели Святого Града, не пользовались при этом тем неоцененным преимуществом близости всему, что содержится в Великом Каноне, каким пользуетесь здесь. Начнем с того, что богомудрый писатель Канона, св. Андрей Критский , сам был питомец Иерусалима, и то, что писал в старости лет, — писал, без сомнения, по сладким воспоминаниям благочестивого чувства, одушевлявшего его в юности, под наитием всех благочестивых внушений священной местности Палестины. Хвала ему и урок нам! И вы, пребывши здесь, если не 6 лет, как он, то 6 месяцев более или менее того, — унесите с собою на далекую родину память одушевляющего здесь вас чувства и, если не письмом, то словом учите других покаянию, рассказывая им и об Адаме, и об Аврааме, и о царе Давиде, и о всех, о ком говорится в Великом Каноне, — так, как бы вы их сами видели, видевши те места, где они жили, грешили, каялись и спасались. Преступил «первозданный Адам», а мы его «преступлению ревнуем», сказано в Великом Каноне. «Первая Ева и видела зле и уязвилася горце, и коснулася древа и вкусила дерзностно». А наша «мысленная Ева» — страсть — продолжает дело праматери, «показует нам сладкая и заставляет присно вкушать» одно «горькое напоение». Первый человек и первый урок нам! Первозданный Адам, близкий всему человечеству свойством плоти и крови и началом — бытием жизни, ближе всех других к нам, здесь живущим. Его гроб долгое время показывался в Хевроне поклонникам и, без сомнения, до сей минуты стоит там, скрытый, к сожалению, от взоров наших.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1й седмицы Великого поста Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй. Кондак покаянного канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы слышали с вами сегодня одно из самых умилительных и трепетных церковных песнопений, которое всегда звучит в начале Великого поста на вечерних Богослужениях, чтобы подвигнуть нас на духовные подвиги и напомнить о скоротечности земной жизни: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй». Кто автор этих взволнованных строк? Кающийся грешник, взывающий со слезами к своей погибающей душе? Нет, прекрасный кондак сей написал величайший угодник Божий, подвижник веры, учитель покаяния, преподобный Андрей Критский. Тот, кто еще при жизни сподобился чистоты ангельской… Уж если он так скорбит о душе своей, чистой и святой, постоянно бодрствующей на страже спасения, то что говорить нам, грешным и непотребным, на каждом шагу творящим всяческие беззакония?! Как часто, обремененные житейской суетой, различными земными проблемами и хлопотами, мы с вами забываем о самом главном – о спасении своей души. Не помышляем о часе смертном, не радеем о благочестии. Вот и спит наша душа, погрязшая в греховном забвении и мирских искушениях. Спит и не желает просыпаться. Тем не менее, конец приближается … Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Настоящее есть грань, передвигающаяся безостановочно… грань между будущим и прошедшим». И далее: «Что значит земная жизнь человека? Она – тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Сердце царя – в руке Господа… В боковом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу иконы – надпись: «В память чудесного избавления их Императорских Величеств Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Феодоровны, всей их Августейшей семьи при крушении царского поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи – благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой благоверный князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, святая блаженная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще: мученики бессребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху – икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведенную в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 года в районе станции Борки в 49 верстах от Харькова произошла одна из самых серьезных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельсов царский поезд, в котором император Александр III с семьей возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другие пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую

http://azbyka.ru/parkhomenko/serdce-cary...

Разделы портала «Азбука веры» файл в pdf (в сокращении) 1 В своем исследовании «Св. Иосиф песнописец и его творческая деятельность» прот. Владимир Рыбаков постарался выяснить причины исчезновения второй песни из песенного канона. Работая с рукописями, он убедился, в неосновательности расхожего мнения, будто эта песнь исключена из-за своего непраздничного характера. Прот. В. Рыбаков подтвердил выводы проф. А. И. Пападуполо-Керамевса: предание, идущее от Зонары и Продрома — первых толковников песенных канонов, есть предание ложное и с XIII в. до нашего времени воспроизводится некритично 2 . На материале найденных им вторых песен различных канонов автор показал, что содержание этих песен соответствует празднуемому торжеству и что практика девятипесенного канона до XI века была обычной для многих гимнографов и своего расцвета достигла в творчестве св. Иосифа Песнописца († 883 г.). Девятипесенная традиция нашла отражение и в древней Грузинской Церкви и сохранялась, судя по памятникам, до X и отчасти XI вв. Прот. В. Рыбаков указывает, что практику девятипесенного канона ввел св. Андрей Критский , а после него, в VIII веке, Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский исключили из канона вторую песнь. Но чем же все-таки было вызвано опущение второй песни? «Мы не знаем причины этого явления», — признает исследователь 3 , однако делает предположение: «IX век был временем, если можно так выразиться, полного насыщения церковных служб разными трудами песнотворцев. Отсюда являлась необходимость редакционного сокращения богослужебного материала. В этих целях и канон стали употреблять в большинстве случаев только один, но его стали брать именно в том сокращении, какое сделали в свое время Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский, т. е. без вторых песен. Переписчики, эти почти единственные составители и редакторы церковных сборников, помещая в последних восьмипесенные каноны, стали и прежде составленные девятипесенные каноны писать уже без вторых песен». 4 Окончательный вывод исследователя таков: «Во-первых, песнописцы VIII и главным образом IX века, особенно Иосиф Гимнограф, писали девятипесенные каноны среди многих восьмипесенных на торжественные христианские праздники и памяти святых всего года, не наблюдая того, чтобы во вторых песнях канонов непременно сохранить характер ветхозаветного прототипа. Во-вторых, вторые песни были исключены из канонов по неизвестной нам пока точно причине, может быть, ради порядка и экономии времени и примера великих иерусалимских песнописцев — Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского, но не потому, что они не подходили своим содержанием, будто всецело печальным и скорбным, к торжественности и радости христианских праздников. И, наконец, втретьих, нам неизвестно точно время смены одной практики другой» 5 .

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-vtoroj-pesn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 сложных цитат из Великого покаянного канона 10 мин., 26.02.2023 Великий покаянный канон Андрея Критского — самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания. Мы отобрали для вас 10 особо сложных цитат из текста Великого покаянного канона с их переводом на русский язык и пояснениями. «Лествица, юже виде древле великии в патриарсех» Когда читается: понедельник первой недели Великого поста Песнь 4 Церковнославянский текст : «Лествица, юже виде древле великии в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися» (Быт 28:12). Перевод : «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит, душа моя, указанием на восхождение делами и равно также на возвышение разумом; посему, если желаешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, обновляйся». Толкование : Ветхозаветныи патриарх Иаков, одновременно скрываясь от гнева брата Исава и желая наити праведную невесту, совершал путь в Харран, где проживали родственники их семеиства. Взять хорошую жену было очень важно для Иакова: получив благословение отца, он становился следующим патриархом рода, в котором должен будет родиться Спаситель мира. Во время привала Иакову открылось таинственное видение: он увидел чудесную лестницу, по которои поднимались и спускались ангелы. Во время этого откровения к праведнику обратился Сам Бог, Он одобрил деиствия Иакова и подтвердил обетование, данное его деду Аврааму. «Якоже Дафан и Авирон» Когда читается: понедельник первой недели Великого поста Песнь 6 Церковнославянский текст : «Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон; но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет» (Чис 16:32).

http://foma.ru/10-slozhnyih-tsitat-iz-ve...

священник Иоанн Туркин Вступительное замечание. «Многими завесами до времени», по выражению св. Иоанна Златоустог о, «сокрываемо было рождение Христово» 1 , и святая тайна воплощения Сына Божия открывалась с великой постепенностью. Таинственно приуготовлялась избранница Дева, имеющая по пророку родить Сына Божия ( Ис. 7:14 ); совершилось чудное Ее рождение от престарелой четы – праведных Иоакима и Анны. По действию Всемудрого Промысла Божия началось дело воспитания новорожденной Отроковицы «Введением Ее во храм» и продолжалось до законного Ее совершеннолетия. Но и по выходе из храма Богоизбранная Мария водительством того же Промысла Божия вручается на хранение Ее девства праведному Иосифу, не как мужу, а как хранителю Ее девической чистоты и непорочности. Все это совершилось при таинственной, известной только одному Богу, обстановке до тех пор, пока не настало время явления миру спасения, не настал день и час исполнения того райского обетования, которое дано было Богом нашим прародителям Адаму и Еве ( Быт. 3:15 ). Но вот приблизился и сам день, нетерпеливо ожидаемый, в который, по словам царственного Пророка Давида, «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» ( Псал. 84:11 ). «Бог, говорит св. Андрей Критский , с сожалением взирая на род человеческий, уже растленный грехопадением, вспомнил о творении рук Своих, и не хотя видеть его навсегда погибшим, сначала вручил Моисею письменный закон, начертанный на каменных досках. Поскольку же писанный закон не производил спасительных действий, то Он посылал Богодухновенных мужей, т. е. прозорливых Пророков, чтобы они показывали все правые пути к Богу. И после, когда те, к которым они были посылаемы, закрыв свои чувства, нимало не сделались лучшими от их уроков, Творец не презрел еще Своего создания, но из преблагих и пренепорочных недр Своих послал в конце веков Сына Своего, равного Себе и по власти, и по силе, и по благости» 2 . Ко времени пришествия Христа Спасителя на землю стали исполняться и пророческие вещания: скипетр от Иуды был отнят ( Быт. 49:10 ), седьмины Данииловы приходили к концу ( Дан. 9:24–27 ). Оставалось только совершиться самому таинству воплощения Сына Божия. Но от кого именно родится обетованный Избавитель, сей вожделенный Свет языков и слава Израилева? Какая Богоизбранная Дева, во исполнение пророчества Исайи, во чреве зачнет, и родит Сына Еммануила ( Ис. 7:14 )? Какое место будет избрано Всемогущим Промыслом Божьим для благовестия о приблизившемся рождении Сына Божия? Эта тайна еще была покрыта непроницаемой завесой неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010