«Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. 17 октября, 2010 Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним. Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы. 17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности. Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал. Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-andreya-...

     О Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читают в начале Великого поста. Святые отцы часто говорят о трех состояниях человека в его отношениях с Богом: раба, наемника и сына. Раб исполняет заповеди и борется с грехом, чтобы избежать наказания, наемник — ради награды, а сын — по любви к Господу. Христианин проходит в своей жизни эти состояния, как степени духовного возрастания: сначала он боится вечных мук, потом желает получить воздаяние за труды, и затем, при правильном духовном развитии, он доходит до состояния сына, когда начинает делать добро, движимый любовью к Богу. Святые подвижники познали это не теоретически, а через видение собственного духовного состояния. От лица своей души, рыдающей о грехах, преподобный Андрей Критский написал Великий покаянный канон. Автор его проникновенных строк искренне любит Господа, стремится к Нему, желает быть в единстве с Ним. Но вместе с тем он видит, насколько несовместимо с Богом его внутреннее состояние, как глубоко в нем укоренились и бушуют те страсти, которые препятствуют богообщению. Сознавая, что избавиться от них своими силами он не может, он плачет и рыдает о действии в себе этих страстей, потому что они мешают ему быть с Богом, мешают достичь той цели, к которой он стремится. Если мы не можем воздохнуть от души с таким же покаянием, с каким обращается к Богу преподобный Андрей Критский, будем читать его канон. Постараемся вникнуть в написанные им слова, понимая, что и мы должны двигаться в том же направлении, стремиться стать такими, как он, и в меру своих сил воспринимать то, о чем говорится в его творении. Покаянный канон настолько велик, настолько обширен, что, пожалуй, каждый, даже мало воцерковленный, человек найдет в нем нечто свое, уловит отголосок своих душевных страданий, внутренних переживаний, увидит их причину и поймет, что надо делать для того, чтобы от них избавиться. О чем рыдает преподобный Андрей Критский? О падшей душе. Он как бы со стороны наблюдает свою душу — образ Божий, которая погрузилась во тьму бессловесия, тьму страстей. «Душа, воздержись, наконец, от прежнего бессловесия жизни и принеси Богу в покаянии слезы», — взывает он в одном из первых тропарей канона (песнь 1, тропарь 2). Но что значит это «бессловесие», от которого надо воздержаться? Наверное, это нечто более опасное, нежели утрата способности говорить и слышать?

http://pravoslavie.ru/101502.html

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

В селе Новопавшинская слобода (ныне Новое Павшино), находящемся в Алексинском уезде тульской губернии, в последней половине прошлого века был священник Иван Поликарпович. Того же прихода пономарь Иван Иванов, сын (второй) священника, жил с родителем в одном доме; жена его – Наталья Семеновна. У них родился, в 1784 г. 17 октября, третий сын Андрей, так названный в честь празднуемого в этот день св. преподобномученика Андрея Критского . Над младенцем в самый день его рождения совершено дедом-священником таинство крещения. На шестом году жизни Андрей лишился матери. Пономарь, отец его, через несколько времени вступил снова в брак и от второй жены, Марфы Петровны, имел детей – шесть человек (четыре сына, из коих один глухонемой, и две дочери). Какую же бедность терпел Андрей в детстве! Неудивительно, что в тогдашнее время, скудное просвещением, он не получил вовсе школьного образования; впрочем родитель, или кто нибудь другой обучил его не только чтению и письму, но еще церковному уставу. В 1799 году, на 16-м от рождения, он определен был причетником к Успенской церкви – в селе Расине, Одоевского уезда, тульской губ. Тогда же посвящен и в стихарь преосвященным Мефодием, епископом коломенским и тульским, жившим в Коломне, которая в то время еще не была причислена к московской епархии 207 . В бытность свою в Коломне, Андрей Иванович гостил в доме родственника – соборного дьякона, впоследствии протоиерея Михаила Феодоровича Дроздова, родителя высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита московского. На новом месте жительства, т.е. в селе Расине, бедность не отставала от него: но трудолюбием и бережливостью он отчасти вознаграждал недостаток материальных средств жизни. Через несколько лет он вступил в брак, но жена его недолго жила, оставив ему четверых детей. Вдовец, покорный воле Божией, один нес на себе всю тягость заботы о воспитании сирот, сам шил сорочки детям, зимой ходил с бельем на речку. В 1826 г. ему удалось, по милости преосвященного Дамаскина, отличительную черту которого составляло сострадание к бедным, в особенности к сиротам 208 , пристроить двух дочерей за причетников, из которых одному сдал свое дьяческое место, другой же сделан пономарем в том же селе. Пристроив дочерей, Андрей Иванович, согласно давнему желанию, решился поступить в монастырь. Преосвященный не советовал ему идти в дальний монастырь 209 , чтобы дети, особенно сыновья не стали скорбеть о нем, или он о детях, и благословил ему быть в числе послушников Тульского архиерейского дома 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Великий канон святого Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Житие Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых. Паремии Страстной Субботы. Великий пост — время очень важных богослужений. В первые четыре дня Великого поста читается Великий канон Андрея Критского. В эту книгу канон включен с параллельным переводом на современный русский язык. На пятой неделе, в среду вечером, — особое богослужение, называемое Мариино стояние: канон Андрея Критского читается полностью и, как образ совершенного покаяния, — житие святой Марии Египетской. Евангелия Святых Страстей Христовых читаются в Великую Пятницу, в Великую Субботу — Паремии Страстной Субботы. Все эти службы включены в книгу. Впервые публикуются пояснения к тексту канона, составленные Владимиром Лучаниновым. Книга полезна всем тем, кто Великим постом ходит в храм на службы, по книге удобно следить за всем, что читается и поется в храме в эти дни. Полезно это издание будет и тем, кто в суете и спешке современной жизни не успевает на великопостные богослужения. Главная особенность издания — пояснения к тексту Великого канона. Святой Андрей Критский приводит множество примеров благочестия и греха из Священной Истории, которые не понять, не зная глубоко Писание. В текстах пояснений каждый пример или имя, упомянутое в каноне, доступно объясняются, что выявляет скрытые смыслы этого молитвенного чтения. Текст снабжен отсылками к Библии. Лучанинов Владимир Ярославович, автор пояснений к Канону, — выпускник Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На протяжении нескольких лет был алтарником храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. С 2008 г. — главный редактор и один из учредителей издательства «Никея», вдохновитель и разработчик большинства издательских проектов, автор нескольких книг. Женат, отец пятерых детей. Купить книгу можно на сайте издательства «Никея» . Переводы, исполнения и толкования Канона Андрея Критского на одной странице

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Разделы портала «Азбука веры» В понедельник первой седмицы Великого поста на повечерии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Великий канон преподобного Андрея Критского является необыкновенной, возвышенной, богомудрой проповедью покаяния и образцом высочайшего богомыслия. Преподобный Андрей на многочисленных примерах из Ветхого и Нового Заветов показывает нам, как, размышляя над Священным Писанием, мы находим бесконечное число образцов покаяния и возвышенных уроков деятельной и созерцательной жизни. Но ради нашей немощи, ради того даже, что мы не совсем правильно понимаем церковно-славянский язык, мы остановим свое внимание только на некоторых тропарях из канона преподобного Андрея Критского и попытаемся объяснить их душеполезный смысл. Во второй песне Великого канона преподобный Андрей говорит: «Согреших паче всех человек, един согреших Тебе, но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое». Когда святые отцы, подражая апостолу Павлу, говорят, что они грешнее «паче всех человек», то есть более всех людей, то это вызывает у нас некоторое недоумение, конечно, если мы искренне и просто подходим к таким их мыслям и чувствам, их душевному состоянию. «Как может человек праведной жизни, — думаем мы, — иногда даже творящий великие чудеса (как апостол Павел и многие преподобные отцы), считать себя грешным более всех людей?» Невозможно, чтобы такая мысль, такое чувство пребывали в нем по-настоящему. Он говорит это, как нам кажется, не от чистого сердца, но лишь использует литературный прием. Человек не способен искренне полагать, что согрешил один только он и больше никто нигде не грешил. Однако вспомним поучения святых отцов, вспомним их душевное состояние. Они понуждали себя к тому, чтобы на самом деле иметь в душе такое ощущение, ибо понимали, что считать себя худшим всех и даже единственным грешником на земле есть величайшая и нужнейшая для нашего спасения добродетель. Всем вам известно, что отцы говорили о необходимости понуждать себя к этой мысли. Конечно, не всякий способен сразу поднять столь тяжелый груз, и к этому нужно подходить постепенно.

http://azbyka.ru/o-tom-chto-svyatye-iskr...

Скачать epub pdf Статья написана на основании текстов, относящихся к греческой христианской литературе IV-V вв., – базе данных TLG on-line. Для менее известных авторов или произведений указывается век. В повествовании о входе Господнем в Иерусалим лейтмотивом звучит слово «Осанна», которое с древнейших времен имело особый смысл. В византийских лексиконах его первоначальное значение, как правило, не раскрывается, и оно просто обозначает «гимн» 1 , «славу», «мир» или, ближе к еврейскому оригиналу, «спаси в самом деле» 2 , в соответствии с ‏‎, hóšî ‘h-nâ «спаси теперь» 3 , или «спаси, мы молим». Предварительно отметим, что согласно статистике TLG слово σανν встречается в греческой христианской литературе 349 раз. Среди самых частых авторов первое место занимает свт. Андрей Критский как гимнограф и прп. Иоанн Дамаскин как богослов: 1 . Андрей Критский , свт. – 24 раз; 2 . Иоанн Дамаскин , прп. – 23; 3 . Септуагинта – 19; 4 . Ориген – 19; 5 . Иоанн Златоуст , свт. – 19; 6 . Леонтий 19; 7 . Епифаний Кипрский , свт. – 13; 8 . Исихий, прп. – 12; 9 . Евсевий – 11; 10 . Евхологии – 11; 11 . Феодорит Кирский – 10. К самым частым произведениям относятся труды свт. Андрея Критского 4 , прп. Иоанна Дамаскина 5 , прп. Исихия 6 и ряда других 7 , в основном посвященные празднику Входа Господня в Иерусалим. По хронологии слово «Осанна» начинает использоваться в греческих текстах Священного Писания Ветхого Завета, начиная с III в. до Р. Х. (всего 19 использований). В распределении по векам самым ключевым оказывается ΙV «золотой век» святоотеческого богословия, когда слово «Осанна» использовалось греческими авторами 83 раза. В Евангелии от Матфея, от Марка и от Иоанна говорится о входе Господнем в Иерусалим со своими особенностями. Так, например, в Евангелии от Матфея говорится о «ветвях дерев», которыми встречавшие Спасителя устилали дорогу, а в Евангелии от Марка – о «листьях, которые срезали на полях» (στιβδας 8 κψαν­τες κ τν γρν 9 ), если следовать дословно греческому тексту 10 . Но и в том, и в другом Евангелии звучит жизнеутверждающая хвала: «Осанна!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Тамбич-Лахта. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская часовня Карта и ближайшие объекты Деревня Тамбич-Лахта находится в конце залива Тамбич-лахта в южной части Долгого озера. Южнее деревни – часовня Пресвятой Богородицы с " небом " , 1804 г., священная роща. Деревня в XIX в. именовалась Тамецкая лахта. В 1843 г. в одиннадцати крестьянских хозяйствах числилось 96 чел. Сейчас в Тамбич-Лахте стоит несколько домов, часть из них полуразрушена. В целых избах живут только во время сенокоса. Часовню построили местные крестьяне без разрешения духовных властей. Часовня находится в Священной роще, примерно в 1 км от деревни. Высокие сосны стоят близко к часовне. Звонница стремится ввысь вслед за соснами, ее столбы подчеркивают взлет часовни, а сама площадка звонницы еще приподнята над опорным четвериком. " Небо " в часовне предположительно создано во время ремонта в 1883 г., о чем есть запись на косяке двери. Сохранилось полностью. Состоит из 15 граней и четырех парусов. На гранях - четыре архангела, евангелисты, распятие с престоящими и святые Андрей Критский и Федор Стратилат. На парусах - трубящие ангелы. В медальоне - Вседержитель. Специалисты предполагают, что Андрей Критский и Федор Стратилат были духовными покровителями крестьян деревни. Еще одно предположение специалистов: это " небо " расписывали те же иконописцы, что расписали " небо " в Немяте (а возможно и в Рыжково). И называют даже, что это артель Катиновых: отец и два сына. Сейчас часовня, особенно колокольня, требует хорошего ремонта. Священная роща выделяется издалека и доминирует над заливом Тамбич-лахта. Тропа к ней начинается за деревней, уходит влево, в кустах переходит через ручей и затем направляется к роще. Дорога в деревню – по озеру. Источник: сайт kenozerjelive.ru Деревня Тамбич-Лахта расположена на мысе в южной части залива Тамбичлахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В 19 в. она именовалась Тамецкая Лахта. В 1804 г. крестьяне деревни построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Существующий архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 г. (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновленный вид значительно отличается от первоначального, в 1804 г. Компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединенных двускатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молельное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.

http://sobory.ru/article/?object=11233

Предисловие «Восхвалим Единаго от Отца Христа Спасителя, который во дни своя утверди Церковь , не дом ветхозаветным сени и гаданий, но дом благодатнаго Царства Христова, обители подвижников благочестия, восхвалим и благодетельного отца архимандрита Антония и сим посильным похвалением сделаем воззрение на достохвальную жизнь его, да подражаем вере его» (25, л.1,1об.). Такими словами начинается одно из жизнеописаний наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева), который, благодаря своим исключительным способностям и неутомимой деятельности, достиг еще во время земной жизни «такой известности, что его знала и уважала не только вся Россия, но и многие знатные особы за границей, как на Востоке, так и на Западе» (2, с. 3). Жизнь в миру Архимандрит Антоний родился 6 октября 1792 года и назван в Святом Крещении Андреем в честь преподобного Андрея Критского . Его отец Гавриил Иванович и мать Ирина Максимовна Медведевы 1 были вольноотпущенными графини Екатерины Ивановны Головиной. Гавриил Иванович служил у князя Егора Александровича Грузинского вольнонаемным поваром в его поместье в известном хлебной торговлей селе Лыскове Нижегородской губернии. На пятом году жизни Андрей лишился отца, о нежных ласках которого сохранилось у него полное любви воспоминание (4, с. 48). Мать Андрея была женщиной строгой. Оставшись вдовой с малолетними детьми, Ирина Максимовна «продолжала жить в Лыскове, где муж ее успел уже приобрести свой дом, и кормилась трудами рук своих» (3, с. 268). Она умерла на 95-м году жизни. По словам жизнеописателя архимандрита Антония, Андрей был «воспитан не в преучительных мудрости века сего словесех 2 , но в страхе Божием, рождающем истинную мудрость разумети доброе и лукавое» (25, л. 1 об.). После обучения грамоте Андрей был отдан матерью в ученики к аптекарю Полидорову при больнице в Лыскове. В то же время, обладая прекрасным альтом, он пел в церковном хоре. Домашний врач князя Грузинского француз Дебше полюбил Андрея, взял его к себе и научил прислуживать больным и некоторым медицинским навыкам. Умирая, он завещал ему все свои книги. Живой и восприимчивый юноша скоро так успешно стал лечить больных, что когда пришедший вместо Дебше врач не понравился князю, он поручил заведование больницей Андрею Медведеву (3, с. 268). Прикомандированный за недостатком врачей к готовившемуся в 1812 году Нижегородскому ополчению, Андрей получил формальное разрешение на врачебную практику (4, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Николай Погребняк Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский! Не престай моляся о воспевающих тя… Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов . Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов . Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1й и 5й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского . Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон “представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви“ 3 . Состоящий из 250 тропарей, Великий канон “велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений“ 25 . Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: “Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников” (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны 27 . Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе “Нового сборника”, Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографам и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010