Данный центр воистину уникален. Он безмерно выходит за пределы Вселенной, соединяя своей природой трансцендентное и имманентное, сверхбытие и бытие, несотворенное и тварное. Священное Писание указывает, что Бог есть первопричина всего существующего, то есть Он – Истина всякого бытия: «А Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Сын Божий, Богочеловек, Сын Человеческий, Иисус Христос, Своей Крестной Жертвой освятил единую природу всего человечества и Самим Собою даровал ей сверхкосмическое бесконечное бытие. А через эту Жертву и каждому принявшему Его человеку. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:9 ). В богоборческих кругах водится мнение, что якобы вовсе не Вселенная, Галактика, Солнце и Земля приспособлены к сохранению жизни и человечества. Они утверждают, что жизнь сама, столь умело, адаптируется к условиям среды. Но, в первых, она, все-таки, должна была как-то возникнуть. А материализм уже оказался в исследовании этого вопроса абсолютно несостоятельным и, более того, к сожалению, научно нечистоплотным. Серьезная и честная наука знает, что самозарождение жизни нереально. Во вторых, несмотря на внутривидовые способности к модификациям, жизнь сильно ограничена в этих своих возможностях (так как всегда используются лишь уже существующие гены). В частности, нынешнее ухудшение экологической обстановки привело к тому, что сейчас каждый день на Земле безвозвратно исчезает три вида живых существ. А ведь в биосфере любые виды также важны, как органы в нашем организме. Кроме того, на Марсе и Венере жизни, как выяснилось, скорей всего нет. И из Космоса сигналы от иных цивилизаций не обнаружены, несмотря на многолетние, дорогостоящие и тщательные поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Для более углубленного ознакомления с темой настоящего раздела рекомендуется книга: Васильев Н.В., Смирнов С. М., Федоров И.Г. Наша вера. – М.: Ковчег, 2003. 4.7. Древние христиане о двух путях В заключение этого раздела приведем фрагменты из раннехристианского произведения « Дидахи – учение двенадцати апостолов (Учение Господа чрез двенадцать апостолов народам) ». «1) Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями. И вот путь жизни : во-первых возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас… Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага. Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто возьмет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твое, не требуй назад, ибо ты не можешь. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен… Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства… не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо это порождает прелюбодеяния… Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений и не желай даже смотреть на это, ибо все это порождает служение идолам… не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство… удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследят землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр… не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твое к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжкие обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает…

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Духовно опасно азартное влечение страстно бороться за подобные неизбежно исторически ограниченные естественнонаучные толкования перед людьми, стоящими на иных позициях, пусть и явно противоречащих православию. Известно, что если истина и рождается в споре, то там же она и погибает. Если сама наука (в том числе богословие) вечно молода, так как питается из источника естественного Откровения, то даже православно ориентированные околонаучные идеологии быстро устаревают. «Мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» ( 1Кор.8:1–4 ). «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» ( Ис.40:28–31 ). 4.6. Религиозные организации христианской ориентации 4.6.1. Католицизм Католицизм является крупнейшим по численности современным направлением мирового христианства. Эта религиозная организация объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют главным образом в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки. Практически все специалисты по религиям относят католицизм к культуро-созидательным и государственно-образующим религиям. Католичество преимущественно состоит из духовных орденов, мужских и женских ассоциаций: иезуитов, бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев и т.д. Существуют также религиозные общины: пассионарии, редемптористы, винцентиане, мариане и т.д. Некоторые католические движения активно, хотя зачастую и потаенно, участвуют в политике (в том числе и российской), например, иезуиты и «Опус Деи». В России католичество исторически существует преимущественно на этнической основе: немецкие, польские и иные этнические группы. Для этих групп католичество, безусловно, играет позитивную роль. Однако тема католичества в нашей стране становится сейчас актуальной также и для правоохранительных органов в связи с интенсификацией и расширением их деятельности, усилением их противостояния с традиционными для нашей страны религиозными течениями, прежде всего, православием. Определенные противоречия наблюдаются между католичеством и протестантизмом. Это зачастую порождает социальную напряженность. Необходимо знать, что расхождения между католицизмом и православием (а во многом и с протестантизмом) носят не конъюнктурный политический характер, но вызваны серьезными и глубокими различиями в вере. Поэтому в настоящем разделе сделан акцент на тех вероучительных и иных особенностях католицизма, которые вызывают означенные негативные явления в российском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изощренное зло маскируется, его носители предпочитают обман, правдоподобие, чтобы внешне не отличаться от добра. Человек с ослабленной и больной духовностью живет в духовной тьме и поэтому не способен вовремя почувствовать опасность. В своем добровольном заблуждении он не ведает, что на самом деле есть добро, а что – зло, что есть стремление к созиданию и любви, а что – к разрушению и ненависти. Он путает веру с суеверием и убежденностью, истину с правдоподобием и ложью, любовь с заботой и привязанностью, человеческую сущность с животным и биологическим бытием, цель со средствами и методами. Такой человек, даже если первоначально имеет добродетельную естественную нравственность, постепенно становится духовно всеядным и погибает от духовного отравления. Это выражается, прежде всего, в отрицании веры, в духовном безразличии или духовном цинизме. Поэтому первоочередная задача настоящего пособия – способствовать развитию у человека правильного духовного видения для выявления духовных болезней, для различения тысяч религиозных культов, объединений, организаций и групп, из которых многие духовно смертельно ядовиты, а зачастую безнравственны и криминальны. Духовное видение имеет решающее значение при позитивном формировании мировоззрения, идеологии, а также этического, научного, правового и политического сознания. Без верного духовного видения невозможно полноценно освоить, осознать и оценить культуру, нереально сформировать здоровый образ жизни. Особенности духовного противоборства злу требуют высокой, чистой, сознательной и деятельной веры, а значит – непрерывного, кропотливого и напряженного труда над самим собой, активной духовной жизни. Ибо настоящая вера весьма динамична. На воюющих против духовного зла возложена особая ответственность перед собой и миром. Например, православие считает, что они, согласно их свободной воле, избраны Богом для того, чтобы стать соработниками Духа Святого, проповедниками Слова Божия. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор. 2, 14–17 ). Православие учит, что, желая себе и всем людям уподобления Господу Иисусу Христу – Истине, Любви и Свету, нужно стремиться основывать свою деятельность в мире на нескольких внешне простых, но трудно выполнимых в современной суетной жизни правилах:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иисус Христос не осуждался судом за уголовно наказуемые деяния, не совершил противоправных и бесчестных поступков, что подтверждается документально и научно достоверными священными книгами. Он учил высоким позитивным нравственным принципам, любви ко всем и уважению к власти. Одновременно сам этим неуклонно руководствовался. В настоящем разделе показана разнообразность систем классификации религиозных объединений по религиозным признакам. Поэтому еще раз подчеркнем, насколько важно всем, кто сталкивается с проблемой сект, в первую очередь, служащим органов государственной власти и местного самоуправления, вовремя обращаться к соответствующим специалистам, к священнослужителям традиционных созидательных религий. 3.3.2. Противосектантская подборка стихов из Библии с пояснениями СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДАНИЕ И ПИСАНИЕ «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф. 7, 15 ) «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» ( Лк. 21, 8 ) «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим. 6, 20–21 ) В мире активно орудуют тысячи внешне крайне разнообразных религиозных объединений. Каждое из них заявляет об истинности своего вероучения. Они возникают по разным, в том числе по указанным в предыдущих главах, причинам, однако подлинное, часто тщательно скрываемое назначение их – война с единственной, цельной и не расчленяемой Истиной. Эта тотальная борьба осуществляется уже более 2000 лет по нескольким направлениям: спекуляции на «свободе совести», ереси, расколы, оккультизм, экуменизм, неоязычество, социально-политическая и финансовая сферы. В глубине подобных якобы непохожих друг на друга культов, между их амбициозными, самовольными и самоуверенными основателями и лидерами существуют тесные духовные связи и своя многовековая скрытная преемственность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Петр.1:10–12 ). Для нашего вразумления Бог явил через естественное откровение внятные факты, подтверждающие библейское описание творения мира. Однако горделивое безверие создает ложное мнение о доступности тайн конца мира, о сущности настоящего, и искажает правду о днях творения. Поэтому миссионеры должны твердо знать ответы на три этих важнейших вопроса – о будущем, прошлом и настоящем. Вначале рассмотрим проблему будущего. Значительное количество деструктивных вероучений нагнетают апокалипсические настроения, утверждая о близком конце света, стимулируя массовые духовные экзальтации и психозы. Иногда, к сожалению, и в православной среде попадаются схожие панические настроения. Встречаются псевдо-христианские культы, утверждающие, будто Иисус Христос уже пришел, Второе Пришествие якобы уже состоялось. Между тем в Новом Завете однозначно указано на внезапность прихода Господа Иисуса Христа, на связанные с этим событием грандиозные разрушительные глобальные явления и всеобщие преображения. Таким образом, любые рассуждения о конкретном близком наступающем или уже наступившем конце света есть спекуляции и состояние духовного прельщения. Другое дело, что верные христиане должны воспринимать каждый день, как, предположительно, последний в своей земной жизни, и всегда держать себя в духовно-нравственной чистоте и глубоком покаянии, во всеобъемлющей любви и непрерывной молитве. Напомним кратко главнейшие признаки второго Пришествия и кончины мира: · Распространение Евангелия Христова во всем мире, «и проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ; Мк.13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ко второму по значению источнику сведений об Иисусе Христе относятся, друг от друга неотделимые, Священное Предание и Священное Писание. Первое из них – Священное Предание все насыщено благой вестью об Иисусе Христе, ибо оно есть живое слово Божие, жизнь и сознание Тела Христова в Духе Святом. В Библии – письменном слове Божьем существует множество мест, посвященных Мессии, имеются сотни точных свидетельств об Иисусе Христе: пророчества, прообразы, описания жизни и деяний Его, а также апостолов. Научная обоснованность и достоверность текстов Библии чрезвычайно высока (большая, например, чем у подавляющего количества текстов античной литературы). Эти письменные источники легко доступны для всех сомневающихся. Почти две тысячи лет назад один внешне простой человек в Палестине решительно заявил людям, что Он есть Мессия, которого ожидают народы. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» ( Ин. 4, 25–26 ). Он подтвердил сказанное Своим Воскресением, Вознесением и многими иными чудесами. Но главное – Он принес людям живое слово Божие, Священное Предание и зажег в них огонь веры. Он создал Тело Христово – столп и утверждение Истины, Свою Православную Церковь . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение Истины» ( 1Тим. 3, 15 ). Он зажег в ней вечную жизнь и сознание, послал от Отца в нее Духа Святого. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Часто можно услышать вопрос: «Почему Он пришел в то время и на это место?». Очевидно, что точный и всеобъемлющий ответ знает только Он и Тот, кто Его послал. Но мы можем в меру нашу почувствовать истину, если вспомним, что «Бог есть любовь». «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4, 8 ). Любящий Бог дал нам свободную волю и бесконечно уважает ее. Поэтому Он явился лишь тогда, когда люди по свободной воле смогли выбрать или отвергнуть любой вариант из того, что им предложил Бог. В Новом Завете описано, как и что люди выбирали. Одни смогли свободно отвергнуть пришедшего к ним Мессию, другие – свободно предать Его, несмотря на все Его чудеса. Третьи – дать приказ казнить абсолютно невиновного и святого. Четвертые – свободно в чистоте своего сердца полюбили Его как Бога и стали Его верными учениками. Пятые – без принуждения остались мертвенно равнодушными.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Люди ищут разум во Вселенной, забывая о разуме в них самих, а иногда и отказываясь от него ради привычек, выгоды, славы и т.п. В мирской суете неудобно помнить о том, что: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Аналогичные спекуляции популярны и в других направлениях богоборчества. Например, поразительно точное совпадение событий Нового Завета с сотнями ясных пророчеств Ветхого Завета ненавистники Христа толкуют как якобы результат сознательных фальсификаций при написании апостольских книг. Авторы сиих «гипотез», игнорируя науку, очевидно, судят об иных по себе. Действительно, широко известно, сколько подделок состряпали слишком ретивые приверженцы так называемой «теории эволюции», фальсификаторы истории православия, самочинные толкователи Библии и другие враги Бога. Воистину, ложь, вторгаясь в любую сферу человеческой деятельности, не ведает своих границ. Это касается, в частности, интерпретаций фактов астрофизики, биологии, библеистики и иных наук. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» ( 1Кор.3:19 ). «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Использованная литература для раздела 4.5.1.: Васильева Н. Жизнь во Вселенной сложна и опасна. Научно-популярный журнал «Человек и наука» апрель 2002. Изд.-во ЗАО ИД «Комсомольская правда – Воронеж», С. 8 – 10. Валова В.Д. Основы экологии. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. – 220 с. Путеводитель по цифрам и фактам. 2003. – М.: РИПОЛ/КЛАССИК, 2002. – 768 с. Бердышев С. Законы космоса. – М.: РИПОЛ/КЛАССИК, 2002. – 384 с. Кизель В.А. Физические причины диссимметрии живых систем. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. – 120 с. Мухин Л. Мир астрономии: Рассказы о Вселенной, звездах и галактиках. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 207 с. Белянин В., Романова Е. Жизнь, молекула воды и золотая пропорция//Научно-популярный журнал «Наука и жизнь», 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия – самые главные приметы наступления мессианских времен». «Это общая и характерная черта мировосприятия иудаизма, для которого истинная духовность всегда реализует себя в материальном: для того и создан человек, чтобы одухотворить и освятить, возделать окружающий мир – и себя вместе с ним». Иудеи обвиняют христиан в том, что они «подогнали» пророчества и конкретные факты жизни Иисуса Христа, а не применяют к его деятельности определения и критерии, переданные нам пророками. Христиане, якобы, отказались поверить в смерть Иисуса Христа, стали пытаться по-новому истолковать библейские пророчества, допустили мысль о том, что Мессия может погибнуть, не принеся ожидавшегося Избавления. Древних христиан обвинили в фальсификации еврейского текста Библии с помощью тенденциозных переводов. Иудеи причисляют христиан к идолопоклонникам, на том основании, что для христиан Иисус Христос есть Богочеловек. Иудеи игнорируют факт Воскресения Господа Иисуса Христа. Они относят христианство к религиям, в которых люди поклоняются образам, «воплощающим Всевышнего». В иудаизме подобный тип религии называется «шитуф» (буквально «компаньонство», «сопутствие») и рассматривается как допустимый для не евреев вид монотеизма. Большинство религиозных еврейских авторитетов признают за христианами – не евреями статус монотеистов. Но евреев христиан они жестко относят к идолопоклонникам. Иудеи утверждают, что для Всевышнего поступки людей важнее, чем их вера. Они основывают свою позицию на словах пророка Иеремии: «тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили» ( Иер. 16, 11 ). Иудаизм зиждется на том, что именно дела, а не вера сама по себе, является, в конце концов, главным критерием, по которому оценивается человек. С точки зрения иудеев, иудаизм оценивает человека преимущественно по его делам, а христианство – якобы, главным образом по его вере.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010