Вероятно, она составлена около XV века, если не ранее. Владимир называется еще преименитым градом, славным Владимиром. Хотя в летописях не говорится о чуде, бывшем на месте Боголюбимом с конями, но оно несомненно предполагается, иначе невозможно объяснение названия места сего чрез самого князя Боголюбимым или Боголюбым по самим летописям, если бы Бог каким-либо замечательным знамением свыше не показал, что это место ему любезно. А так как святой Андрей создал на этом месте великолепнейший, необыкновенно богато украшенный, храм во имя Рождества Богородицы, который всех приводил в удивление, то естественно чудо было от Богородицы или от иконы Богородицы 118 . В Ипатьевской летописи создание этого дивного храма, по которому св. Андрей уподобляется Соломону, поставляется прежде создание храма Успения Богородицы во Владимире. В Лаврентьевской летописи чудо от Богородицы во время войны с болгарами в 1164 году называется новым, что указывает на прежде бывшие от этой иконы чудеса. Сохранение Боголюбской обители в продолжение восьми веков, а также и храма Покрова Богоматери, благоговейное почитание христианами иконы Боголюбивой Богоматери, знамение, доселе совершающиеся в храме Покрова Богоматери, о чем скажем ниже, подтверждают, что это место действительно угодно Богу и что Пресв. Богородица Сама начала прославление его особым знамением. 3. Нельзя сомневаться в том, что Покровская церковь создана великим князем, на это указывает обилие изваянных львов как в ней, так и вне ее. Да и неизвестны белокаменные церкви, которые в этот период построены были бы частными лицами, кроме небольшой церкви Иоакима и Анны, построенной епископом Иоанном в 1196 и 1197 годах на вратах святыя Богородицы (вероятно, Владимирския). И притом зачем частному лицу созидать такую церковь на таком неудобном к населению месте. Совершенно справедливо замечает Проф. Голубинский, что кроме Боголюбского «некому было поставить тут каменной церкви». Если бы эту церковь создал великий князь Всеволод, как предполагается мнением Артлебена, то странно было бы, что монастырь Покровский забыл строителя ее и своего основателя также великого, чтобы забыли это последующие князи, епископы, иноки соседнего Боголюбова монастыря и жители Владимира. После того как митрополиты переселились в Москву, Владимир с частью его области остался в непосредственном управлении московских митрополитов и вот, как выше показано, в Степенной книге, в Москве составленной сначала митрополитом Киприаном и продолженной Макарием († 1564) написано, что св. Андрей создал на реке Клязьме, где остановились кони, две церкви во имя Богородицы. Для великого князя Всеволода не было оснований строить на Нерли храм у Боголюбова после убиения брата его св. князя Андрея и разгрома Боголюбова и притом храм Покрова Богородицы у места, исполненного горестных воспоминаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

 Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 9.   Нечволодов А.Н.  Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 54.  Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Казанская Духовная академия, 1996. Репр. с изд-ния 1908.   Карташев А.В . История Вселенских соборов. СПб.: Библиополис, 2002. С. 325–328.   Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, Репр. с изд-ия 1905 г. Ноябрь. С. 409.  Очерки по истории Русской Православной Церкви 988–1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 6.  Подробнее см.: Православная энциклопедия. М., 2000. Том II. С. 370–377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анатолий 3 июня 2022, 19:21 Хотелось бы узнать у автора где источник, в котором св. Ипполит говорит о благовестии ап. Андрея. Митр. Макарий ссылается на слова св. Ипполита, но в каких трудах еп. Портуенский об этом пишет? Лариса 13 декабря 2019, 11:50 Святой апостол Андрей, первый призванный Иисусом Христом к апостольскому служению, помоги мне, Ларисе, и моему сыну Олегу благодать Божию - достойную профессиональную работу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарю. Наталия 13 декабря 2019, 10:01 Святый Апостоле Андрее! Моли Христа Бога обо мне! Пусть Он дарует мне хорошего мужа и здравие, чтобы родить здоровых детей! Попроси Его простить и помиловать меня! р.Б. Александра 17 декабря 2017, 12:30 Святой Апостол Андрей Первозванный,покровитель Земли Русской,моли Бога о спасении страны нашей России, президента Владимира Путина,патриарха Кирилла и всех православных христиан. андрей 23 января 2017, 20:05 статья класс! Фаина 13 декабря 2015, 17:57 Святой Апостол Андрей Первозванный! Помолись, пожалуйста, Господу о крещенном в твою честь отроке Андрее! Аминь!

http://pravoslavie.ru/66668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО главное княжество Сев.-Вост. Руси в кон. 50-х гг. XII - нач. 60-х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3-му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что после поражений Юрия Долгорукого под Киевом и Переяславлем Русским в 1151 г. Андрей оставил отца и братьев «и иде в свою волость Володимерю». Очевидно, Владимир-на-Клязьме был центром его владений в Суздальской земле. Наделение кн. Андрея Владимирской «волостью» произошло, вероятнее всего, ок. лета 1149 г., когда от киевского кн. Изяслава Мстиславича в Суздаль вернулся старший сын Юрия Долгорукого Ростислав, за год до этого не получивший от него «части» в Суздальской земле, а потому ушедший к противнику отца в Киев. После возвращения Ростислава Юрий, по-видимому, чтобы не ссориться с сыновьями, выделил им владения в Сев.-Вост. Руси, в их числе и Владимир - кн. Андрею. Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Владимир и административно подчинявшаяся ему территория оставались за кн. Андреем и позднее. В 1155 г., окончательно разойдясь с отцом из-за его стремления закрепиться в Киеве и вообще в Юж. Руси, Андрей покинул киевский пригород Вышгород и ушел во Владимир. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич наследовал отцовские суздальские владения, но своей княжеской столицей он вместо Суздаля сделал Владимир. Так образовалось обширное Владимирское княжество, при Андрее Боголюбском ставшее единственным во всей Сев.-Вост. Руси. Оно было монолитным, поскольку Андрей изгнал большинство братьев и племянников, а оставшиеся с ним братья Ярослав, Святослав и Борис собственных владений во Владимирском княжестве не имели. Стремясь в своей политике единовластия опереться на Церковь, Андрей Боголюбский безуспешно пытался отделить Владимирское княжество от митрополии всея Руси и поставить во Владимире особого митрополита, а на Ростовской кафедре, единственной в то время в Сев.-Вост. Руси, иметь послушного своей воле епископа.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек, объят быв и скорбяше, обаче оную на Господа Бога полагаше и, благодаря его всемогущество, более на богоугодные дела поощряшеся; ибо близ Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного Ея Покрова, на устье реке Нерли, из собираемых и дволетием из болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже, по повелению его, на том месте отлагаемы бываху и помощию Пресвятыя Богоматере оную церковь единем летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Так как, по сему списку жития, св. Андрей создал Покровскую церковь по случаю скорби о кончине Изяслава, бывшей 28 октября в 1164 или в 1165 г. (в лето 6673 по летописям Лаврентьевской и Переславской Оболенского и в 6672 году по Ипатьевской), то построение этой церкви относят одни к 1165, а другие к 1166 году. Но выше приведенное место из жития св. Андрея нами приведено по выписке из него, сделанной Доброхотовым в его сочинении: Древний Боголюбов город и монастырь, изданном в 1852 (стр. 70). Доброхотов же имел под руками, как сам говорит (стр. 6), житие св. Андрея, хранившееся в Боголюбове монастыре. Но этого жития теперь уже нет. Однако имеется житие св. Андрея в рукописном сочинении иеромонаха Иоасафа: Церковно-Историческое и Статистическое Описание Владимирской епархии (часть II стр. 91), написанном в 1853 году и хранящемся во Владимирской Епархиальной библиотеке. Иеромонах Иоасаф, Владимирский археолог, жил в самом Боголюбове монастыре. По-видимому, он должен бы знать рукописное житие, которым пользовался Доброхотов. Однако в житии св. Андрея, находящемся в рукописном сочинении иеромонаха Иоасафа, о построении Покровской церкви говорится иначе, именно; «в лето шесть тысяч шестьсот семидесятое (1162-е) великий князь Андрей близ Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме в лугу нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго Ее Покрова, на устье реки Нерли, из собираемых и дволетием из болгар возимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкве и других десятыя части, яже, по повелению его, на том месте отлагаемы бываху, и помощию Пресвятыя Богоматери оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующих при ней содела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

19.02.2021 Умер известный актер театра и кино Андрей Мягков Известный отечественный актер театра и кино, театральный педагог и режиссер, Народный артист РСФСР Андрей Мягков умер в ночь на 18 февраля 2021 года в возрасте 82 лет. «Сегодня ночью не стало Андрея Васильевича Мягкова, великого артиста, любимого всенародно, театрального педагога и режиссера», – сообщается на сайте МХТ им. Чехова. Андрей Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде…. 18.02.2021 Умер скульптор Владимир Мокроусов, участвовавший в возрождении храма Христа Спасителя Во вторник 16 февраля, на 85-м году жизни, скончался скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, Народный художник России Владимир Мокроусов, который был одним из инициаторов и участников возрождения храма Христа Спасителя в Москве. «Творчество Владимира Петровича Мокроусова – значительный вклад в сокровищницу отечественной художественной культуры. Он создал свое направление в искусстве пластики, получившее широкое признание в… 17.02.2021 Преставился наместник калужского Боровского монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) В четверг 28 января, на 79-м году жизни, отошел ко Господу наместник Богородице-Рождественского Свято-Пафнутьева мужского монастыря города Боровск Калужской области иеромонах Пафнутий (Архипов). В субботу 30 января в калужском Лаврентьевом монастыре пройдет прощание и панихида по новопреставленному, сообщает сайт Калужской митрополии. «Многие годы отец Пафнутий занимался восстановлением Архиерейского подворья – Калужского Свято-Лаврентьева монастыря. Это древнейший… 29.01.2021 Умер известный актер театра и кино Василий Лановой Известный отечественный актер театра и кино Народный артист СССР Василий Лановой умер на 88-м году жизни. – Василий Семенович скончался, – сообщила ИА ТАСС его жена актриса Ирина Купченко в четверг 28 января. Отмечается, что 2 января 2021 года у Василия Ланового и его супруги был выявлен коронавирус. В силу возраста было принято решение о… 29.01.2021 Из-за коронавируса скончался настоятель храма в воронежских Лисках

http://foma.ru/tag/nekrolog

«Посмертная судьба» мощей Андрея Боголюбского Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский своей бурной деятельностью оставил заметный след в истории Древней Руси. Именно ему обязано Владимиро-Суздальское княжество своим возвышением и высоким статусом на Руси Трагическая гибель князя, последовавшая ночью 29 июня 1174 года на 63 году жизни, подробно описана в Ипатьевской с. 43–50] и Лаврентьевской летописях с. 50–54]. В церковную традицию Андрей Боголюбский вошёл как выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и мученик-страстотерпец. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град Владимирская икона Божьей Матери. Сведения о событиях, последовавших за убийством князя, весьма фрагментарны. Н.М. Карамзин указывает: «Тело Андреево лежало в огороде; киевлянин, именем Козма, усердный слуга несчастного государя, стоял над оным и плакал... Козма отнёс тело в церковь… на третий день отпели его и вложили в каменный гроб. Через 6 дней владимирский игумен Феодул привёз оное (тело) в Владимир и погрёб в Златоверхом храме Богоматери». Тело убитого князя Андрея Боголюбского через неделю «съ плачемъ великимъ» было перенесено в Успенский собор во Владимире и уложено в специально устроенную раку. Затем, при Всеволоде Большое Гнездо , рака была перемещена. Местное почитание Боголюбского началось сразу после погребения, получив новый стимул вслед за канонизацией, произошедшей 15 октября 1702 года. Мощи князя, обретённые нетленными, были перенесены из алтаря (где они, по-видимому, находились в захоронении, т.е. под спудом) в Знаменский придел Успенского собора. После этого было установлено местное церковное почитание Андрея Боголюбского. В феврале 1919 года его рака вскрыта, мощи осмотрены и кратко описаны с. 165]. 20 апреля 1930 года в Георгиевском приделе Успенского собора был создан антирелигиозный отдел Владимирского исторического музея, «главным экспонатом которого являлись мощи владимирских князей» (Георгия, Глеба и Андрея) с. 167].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Помогал ему и черниговский епископ Антоний, и князю черниговскому много раз возбранял есть мясо в Господские праздники; князь же Святослав сверг его с епископьи. Да внимаем мы себе каждый из нас и не противимся Божию закону!» (149, 150, 151). Не так излагает дело летописец киевский. Хотя он и приводит причину из суздальской летописи, что Леона выгнали за грабительство; но далее объясняет дело совершенно иначе: «выгнал Андрей епископа Леона из Суздаля и братьев своих и прежних мужей отца своего. Се же створи хотя самовластец быти всей суздальской земли. Леона епископа возвратил опять, покаявшись в грехе своем, но в Ростов, а в Суздали не дал ему место, и держал его четыре месяца на епископстве. Потом начал просить от воскресения Христова до всех святых есть мясо в среду и пяток; епископ дозволил ему есть мясо одну неделю праздную, а прочия добре хранити; он же прошу вину погнал его из своей земли» (82, 91). Потом высказывает об Андрее то, о чем умолчал суздальский летописец: «Андрей такой умник во всех делах, погубил смысл свой невоздержаньем, распалился гневом, нехвальное слово высказал. Это все от дьявола» и проч. (100, 109). Эти слова потому сказаны, что Андрей отверг, помощь южных князей. Очевидная приверженность к Андрею, желание объяснить в добрую сторону его поступки, постоянное объяснение, что известное событие случилось помощию владимирской иконы Богородицы, ясно показывают, что лаврентьевский летописец был из области суздальской или Владимирской. Это особенно ощутительно высказывается в подробном описании событий суздальского княжества, большем сочувствии к ним и старании возвысить их. Замечательно в этом отношении страница летописи, где летописец распространяется в пользу владимирцев и вооружается на их недоброжелателей, которые, по его словам, «противились Богу и св. Богородице и правде Божией, слушал и злых людей развратников»; а о первых говорит: «утешил их Бог и св. Богородица чудотворная Владимирская... Владимирцы прославлены Богом по всей земле за их правду при помощи Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М, Торшин Е. Н., Зыков П. А. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. СПб., 1995. С. 260; Комеч А. И. 1) Архитектура Владимира 1150–1180-х годов. Художественная природа и генезис русской «романики»//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 213; 2) Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы//Дмитриевский собор. С. 10). 561 См. подробнее: Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь... С. 59; Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы. С. 190 и сл. 562 До Андрея отношения князя с городом и с членами княжеской дружины основывались на ряде (договоре). Ряд сохранял взаимную ответственность и личную независимость дружинников и слуг, напоминая отношения западноевропейского вассалитета. Андрей, набирая своих приближенных «из холопов», стремился все общественные отношения выстроить на основе личной несвободы – «холопства» – от владельца сначала дружинника или слуги, а затем и общества в целом (см.: Кобрин В. Б., Юрганов А. Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси: К постановке проблемы//История СССР. 1991. 4. С. 53 и сл.; Флоря Б. Н. «Служебная организация» и её роль в развитии феодального общества у восточных и западных славян//Отечественная история. 1992. 2. С. 58). Параллельно происходит крепостное объединение людей с землей, именно во Владимирском княжестве определившее свои будущие формы (Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь... С. 157, 159, 168). Стремление к распространению крепостных отношений за пределы Владимирского княжества, по мнению Ю. А. Лимонова, лежит в основе расширения территории домена, а также тенденции к главенству над другими русскими землями. 563 Лаврентьевская летопись: «И Киев пограбиша, и церкви, и монастыри за три дни вси иконы поимаша и книги и ризы..., старец, младенец и жен побиша бес числа...» (ПСРЛ. СПб., 1863. T. 1. Стб. 354–355). 564 Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь... С. 58, 63; Воронин H. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг: Из истории русско-византийских отношений в XII в.//ВВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нина Миловидова . « Самый страшный день в моей жизни — утро после похорон Андрея » . Как я справлялась с болью потери любимого . [«Мы прожили с мужем семь прекрасных лет. Путешествовали, снимали фильмы, занимались журналистикой. Были по-настоящему счастливы и очень любили друг друга. В какой-то момент, через два года после рождения нашей дочери Серафимы, Андрей начал плохо себя чувствовать. Сделали обследования, и стало ясно, что у него серьезная болезнь. Сначала я не тревожилась очень сильно, думала, что у него-то точно все будет в порядке. Но состояние, к сожалению, быстро ухудшалось, возникла необходимость постоянного пребывания Андрея в больнице, а затем и операции. В день, когда была назначена операция, я поехала причаститься в монастырь Новый Иерусалим на Истре. Чувствовала, что это Причастие необходимо нам обоим. Я вышла из храма после службы и ощутила какое-то неземное спокойствие. Это сложно передать словами. Через несколько минут позвонила в реанимацию, чтобы узнать о состоянии мужа. Мне сказали, что Андрей умер от сердечной недостаточности после операции. Примерно в то же время, когда я вышла из храма после Причастия...»]. Подготовила Кира Лаврентьева . Фото из архива Нины Миловидовой//Фома. - — июль 2022. - С.64-67. - (раздел « Люди »). Имеются две информационные справки (С.67): Православная служба помощи «Милосердие» и Церковный штаб помощи беженцам . Три дела месяца: 3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-koды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]//Фома. - — июль 2022. - С.68-69. - (раздел « Люди », рубрика « Три дела месяца »). - Содержание рубрики: 1. Помогите людям с ментальными нарушениями не оказаться изолированными от мира. Людям с физическими особенностями или ментальными нарушениями очень сложно найти свое место в мире. Часто многие из них оказываются в полной изоляции — без работы и общения. И если для особенных детей еще можно найти школы, мастерские, центры, где с ними занимаются, то для взрослых людей подыскать что-то похожее очень сложно.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

3201 . – 9 марта. Об освобождении духовенства от обязанности хождения к рогаткам на караулы и на пожары По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал присланного из Московского синодального правления Канцелярии доношения, в котором объявлено: августа-де 31 дня 737 года поданным во оную Синодальную Канцелярию церкви Успения Пресвятой Богородицы, что за Москвою-рекою в Казачье, попа Андрея Фёдорова доношением показано: когда-де 15 дня того ж года по отпетии утрени из дома полковника Петра Вельяминова прислан был человек с требованием, чтоб он, поп Андрей, пошёл для исповеди и приобщения с запасными дарами больного человека, и как-де он по той присылке вышел из церкви со святыми запасными дарами и те святые дары нёс наруже в руках на антиминсном блюде, и тогда-де со оными святыми дарами его, попа, сотский и десятские, взяв, повели на съезжий двор, и хотя-де он, поп, у вышеозначенных сотского и десятских и просил, чтоб его отпустили те святые дары поставить в церковь или б церковника обождать (коего-де он послал в дом по требник и по епитрахиль), только-де оные сотский и десятские говорили: ещё-де будешь ты, поп, с нами и в полиции, и невзирая-де, что у него в руках святые дары, отвели его на Съезжий Двор; и шли-де оные сотский и десятские в шапках, а как-де его, попа, вели со святыми дарами, на то-де свидетели церкви Петра и Павла, что у Калужских ворот, диакон Андрей Иванов, тоя ж церкви попов сын Василий Лаврентьев да десятский Чудова монастыря крестьянин Пётр Борисов; и на помянутом-де Съезжем Дворе дежурный капрал объявлял ему, попу, чтоб он ходил на караул к рогатке, точию-де с теми святыми дарами освободил, а потом-де того ж месяца вторично означенный сотский и десятские после утрени взяли его ж, попа, на Съезжий Двор, а с Съезжего Двора отослан был в полицию с прочими священниками, и в той-де полиции полковник Оболдуев словесно объявил: что ежели-де на караул к рогаткам ходить он не будет, то-де взыщется штраф за каждый караул по полтине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010