Важной заботой иноков было строительство и украшение храмов, написание икон, переписка богослужебных книг и ведение летописей. Учёных монахов приглашали для обучения детей. Как центры просвещения и культуры особенно славились Троице-Сергиев и Иосифо-Волоцкий монастыри недалеко от Москвы. В них были собраны огромные библиотеки. Преподобный Иосиф Волоцкий собственноручно переписывал книги и нам известен как выдающийся древнерусский писатель. В Троице-Сергиевом монастыре трудился книжник Епифаний Премудрый , написавший житие Сергия Радонежского. В Спасо-Андроникове монастыре в Москве создавали свои шедевры великие иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то люди начинали селиться вокруг него, и постепенно образовывался целый посёлок, или слобода, иначе называвшаяся «посадом». Так в Москве образовалась Данилова слобода вокруг Данилова монастыря на речке Даниловке, ныне исчезнувшей. Целые города выросли вокруг Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Новоиерусалимского монастырей. Монастыри всегда были идеалом и школой русской духовной культуры. В течение многих столетий они воспитывали неповторимый характер не только русского инока, но и русского человека. Не случайно борьба за свержение ордынского ига была одухотворена благословением из монастыря преподобного Сергия Радонежского, а на Куликовом поле плечом к плечу с русскими дружинниками стояли святые иноки Пересвет и Ослябя. Обитель Преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиева Лавра является, пожалуй, самым известным монастырём в России. И каждый слышал имя её святого основателя – преподобного Сергия Радонежского, память которого уже более шести столетий свято чтится в нашем народе. Сколь удивительны житие и подвиги святого Сергия, сколь богата история этой прославленной обители, такой драгоценной святыни, столько значившей в течение столетий для Русской земли! Поэтому ей принадлежит честь первого и самого обширного повествования, которое можно было бы продлевать сколько угодно. Ибо в её истории отразилась вся история России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

“Крепко сражайтесь с погаными, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство” По преданию, Сергий Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития, но к тому времени все возможности были уже исчерпаны. Вражеское войско надвигалось и хотело лишь одного: победы. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». И благословил двух своих монахов – бывших воинов – отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя . Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство». Лисснер Эрнест Эрнестович. Троице-Сергиева лавра (Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Ивановича, отправляющегося на битву с Мамаем)      Сражение проходило на Куликовом поле, между реками Дон и Непрядва, и началось (бывают ли в истории просто «совпадения»?) 8 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Дружина отговаривала князя Дмитрия Ивановича принимать непосредственное участие в сражении, потому что в то время это практически неминуемо означало его гибель. На это князь ответил: «Да како аз возглаголю: “Братья моя, да потягнем вси соодиного!” – а сам лице свое почну крыти и хоронитися назад? Не могу в том быти, но хощу яко же словом, такожде и делом напреди всех и пред всими главу свою положити за свою братью и за вся крестьяны, да и прочии, то видевше, приимут с усердием дерзновение». «Сказание о Мамаевом побоище» передает слова Дмитрия Ивановича войску перед сражением: «Отци и братиа моа, Господа ради подвизайтеся и святых ради церквей и веры христианскыа, сиа бо смерть… нъ живот вечный; и ничтоже, братие, земнаго помышляйте, не уклонимся убо на свое, о воини, да венци победными увяземся от Христа Бога и спаса душам нашим!»

http://pravoslavie.ru/82259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР Михайлович Покровский (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., 4 фев., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_6.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Александр (Пересвет) Радонежский, прп. Описания иконы Александр (Пересвет) Радонежский, прп. - житие Александр Радонежский, в миру Пересвет (+ 1380), схимонах, преподобный. Память вместе с прп. Андреем Ослябей 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр. 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им " вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя " . Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: " Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство " . По дороге на битву Александр-Пересвет остан[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Сергиева Лавра. 1949.] Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Монахиня Иулиания (Соколова). Роспись Серапионовой палаты. Троице - Сергиева Лавра. 1949 г. Файл 3552.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 178 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (339) , (18) . Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий благословляет прпп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Файл 3553.jpg:   Размер: 912x1200, 1.09 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (260) , (10) . Описание: [Москва. Ок. 2004.] Свв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Слободниченко П. (выпускник Иконописной школы 2004 г.) Икона. Сергиев Посад. Около 2004 года. Файл 3554.jpg:   Размер: 1200x1106, 1.33 MPix, 244 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (502) , (18) .

http://pravicon.com/icon-1086

С В. С. связано создание 2 икон Пресв. Богородицы. Согласно сказанию, преподобный перед кончиной описал свт. Алексию явление Пресв. Девы, бывшее при основании монастыря: «Когда я упал, то увидел, что монастырь держат святые ангелы, в дверях церковных стоит святой Захария, входит Пресвятая Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил Ее на третью ступень». Сразу после кончины В. С. свт. Алексий повелел написать образ «Введение Богородицы во Святая Святых», воспроизводивший это видение. Празднование иконе было установлено на Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.); богато украшенный драгоценными камнями образ находился близ гробницы преподобного. Прославление др. иконы Божией Матери - «Неупиваемая Чаша» - произошло в 1878 г. В. С. явился во сне некоему отставному солдату, страдавшему от недуга пьянства, повелел идти в серпуховской Владычный мон-рь, найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед ней молебен. Исполнив повеление, солдат исцелился. Арх.: [«О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове»] - ГИМ. Син. 85. Л. 73-76 (10-е гг. XVIII в.); РГБ. Ф. 256. 364. Л. 287-289 (1699-1700 гг.); Ф. 344. 33. Л. 137 об.-142 (10-е гг. XIX в.); [Дело об исцелении больных у гроба прп. Варлаама в Серпуховском Владычном мон-ре в 1849-1871 гг. (Копии)] - СГИХМ. Науч. арх. Ф. 1. Д. 58. КП 67; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 327. Д. 6-9; Оп. 328. Д. 47; Оп. 349. Д. 2. Лит.: Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего мон-ря. М., 1866. С. 114-118; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38-41. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154251.html

Над каждым полком христианские хоругви, как светильники, светятся и трепещут на ветру. А на холме, возле Дмитрия, развевается над всем русским войском огромный черный стяг. А на нем, будто тьму раздвигая, сверкает ярыми очами шитый золотом образ Спаса. — Братья мои! — громко и мощно крикнул Великий князь. — Примем, братья, время брани нашей! Преподобный Сергий благословляет нас в сей день на святую битву и велит, без всякого сомнения, с дерзновением идти против поганых, нисколько не ужасаясь. И обязательно поможет нам Бог! Восторженный рев и громкий стук мечами по щитам раскатился по Куликову полю, и ударились в передний ряд ордынского войска. Тотчас взвыли гнусавые половецкие трубы. Мамай, красный от гордыни, тоже что-то сипло крикнул на своем басурманском языке. Две смертоносные лавины с гулом начали сближаться, а когда остановились друг против друга, чуть не касаясь копьями о копья, прогнулось Куликово поле от страшной тяжести и реки выплеснулись из берегов. Внезапно, с диким воем отшвырнув в стороны надменных фрягов, из татарских рядов в узкий проход, на подрагивающем от тяжести вороном жеребце, вылетел зверовидный, меднорожий великан Челибей Тамир Мурза. — Эй вы, смерды!!! Выходи против меня!! Ну, кто смелая?! Что же ваша Исуса храбрости вам не дала?! Наша Аллах пяткой вашего Исуса раздавила! О, Алла Бесмелла! Нет бога сильней тебя! И так кричал он дерзко и весело и богохульствовал безнаказанно, и никто не выходил против: слишком силен был степной буйвол. И тогда с левого края крупной рысью примчался на белом коне и встал перед ним черный витязь — монах Александр Пересвет. Не было на нем ни кольчуги, ни железных доспехов, ни шлема на голове. Только черная монашеская схима с нашитыми на груди и спине белыми крестами — знаками воина Христова войска. — Этот печенег ищет подобного себе, — молвил Пересвет. — Я хочу с ним переведаться! Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение. — Бог тебе щит, — ответил Дмитрий. Поклонился богатырь всему войску, поцеловал тяжелое копье и тихо прошептал:

http://azbyka.ru/fiction/skoryj-pomoshhn...

Блаженнейший митрополит Онуфрий у лаврской святыни – иконы Успения Дух Святой руководствует этим человеком и сохраняет его для нашего вразумления. Это человек созидатель, кроткий, терпеливый, молитвенник и постник. Пример нам всем. Братия Киево-Печерской Лавры – В нашей святой обители вершина всех высот – смиренный батюшка Авраамий, которому уже за 90 лет, человек-затворник. Он всегда и всё знает про каждого брата. Его молитвами, молитвами отцов Нектария, Антония, Иеремии и других братий – тех, которых не достоин весь мир (ср.: Евр. 11: 38) – мир утверждается. Их молитвами Господь сохранит и нашу святую обитель. Крестовоздвижение в Лавре Схиархимандрит Авраамий Братия живут в центре столицы, мегаполиса, и никто никогда не увидит их праздно шатающимися, каждый занят своим делом, и всё совершается их трудами. Они встречают сотни тысяч, а может, за 25 лет моего наместничества и миллионы приходящих в святую обитель. Братия – настоящие труженики на ниве Христовой. И я повторю слова Блаженнейшего митрополита Владимира, который когда-то сказал мне и еще одному архиерею: «С вами можно идти в разведку!» С этой братией можно идти в сражение, как шли когда-то монахи – Александр Пересвет и Андрей Ослябя – на Куликово поле. Братия Киево-Печерской Лавры сегодня Братия – хранители чистоты святого Православия, Христовой веры и спасения человеческих душ. Придет время, и Господь спросит: «Ты пришел, а кого ты привел с собой?» Я думаю, что каждый из них сможет ответить: «Вот я и дети, Господи, Которых ты дал мне». Молитва несвятых на земле делает святыми на небе – Владыка, вы сейчас упоминали людей и почивших, и живущих рядом с нами на земле. Значит, границ для святости нет? – У Бога все живы, умерших у Бога нет. До воскресения Христова существовало разделение, поэтому Господь и сказал: между нами и вами пропасть. Но сейчас – время благодатное. Есть в истории Киево-Печерской Лавры рассказ: жил один брат, он был не очень порядочный. Когда он умер, его тело издавало ужасный запах. И наместник стал молиться. «Господи, услыши молитву преподобного отца нашего Феодосия: “Трость будешь, ветром колеблемая, и спасешься”». Наутро приходят: брат лежит нетленными мощами.

http://pravoslavie.ru/116998.html

Раздались, говорит сказание, восклицания с той и другой стороны, противники сошлись, крепко ударили друг друга копьями и - оба пали мертвыми. А инок Андрей - Ослябя остался жив и спустя 18 лет путешествовал по поручению князя Василия Дмитриевича в Царьград; но и для него была особенно памятна и дорога память о Куликовской битве и о собрате Пересвете: он погребен рядом с сим последним в церкви Рождества на Симонове. Так вот как совершил свой великий подвиг, великое послушание святому игумену Сергию славный инок Александр Пересвет. Он не вызывался на этот подвиг, но и не отказался от него: святой игумен не навязал его Великому Князю, а послал тогда, когда стал просить того сам князь. В монашестве нет ничего показного, самозваного, самочинного: пошлют - добрый инок идет, не посылают - делает в обители свое дело со тщанием. Но посылают на дело ратное иноков только в крайней нужде, когда по нужде и закону применение бывает. Вот еще исторический пример того, как наши предки - иноки смотрели на дело ратное. Всем известно, как защищала себя обитель преподобного Сергия в достопамятные дни 16-месячной осады от литовцев и поляков в 1608-1610 гг. Спустя девять лет после осады прибыл в Москву Иерусалимский патриарх Феофан. Он посетил Лавру Сергиеву. Святитель пожелал видеть старцев, защитников Лавры. Одобрив и благословив подвиг всей братии, в особенности он пожелал беседовать с теми иноками, которые во время беды ратной дерзнули возложить на себя броню и с оружием в руках сражались против врагов. Преподобный Дионисий, тогдашний настоятель Лавры, принял было это желание с недоумением; но подвижники брани добровольно вызвались: " Яви нас, отче, владыке нашему; буди все по воле его " . Ясно, что и тогда вопрос о том, может ли инок с оружием в руках защищать отечество, тревожил совесть строгих иноков. И были представлены патриарху более двадцати иноков, среди коих первым был Афанасий Ощерин, " зело стар сый и весь уже пожелтел в сединах " . Патриарх спросил его: " Ты ли ходил на войну и начальствовал над вои мученическими? " Афанасий ответствовал: " Ей, владыко святый, понужен был слезами кровными " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу. После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы ( " Федоров " ), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом. Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394). Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей - Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра. В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом. Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни: 1) " Всех Московских святых " - воскресенье перед 8 сентября; 2) " Всех Тульских святых " - 22 сентября н. ст.; 3) " Всех Брянских святых " - 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.); 4) " Всех Радонежских святых " -19 июля н.ст. Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его - 19 мая, также дня " Всех Российских святых " , его память еще в праздники 1), 2) и 4). О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-1392)

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 380 опубликовано: 21 сентября 2008г. АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Родион Ослябя) - см. Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские . Рубрики: Агиография Ключевые слова: Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) Андрей (Родион Ослябя) Радонежский - см. Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские См.также: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/115310.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010