До октября 1917 года Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота, и вновь появился на них с 1994 года. Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе. Согласно русским преданиям, апостол, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «восхотел пойти в Рим»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева. При императоре Петре I Алексеевиче, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. Читайте также День апостола Андрея Первозванного всегда празднуется 13 декабря Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 декабря, 2021 2 декабря, 2021 8 мая, 2023 19 марта, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 20 февраля, 2022 28 декабря, 2021 2 декабря, 2021 8 мая, 2023 19 марта, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/den-andreya-pervozvann...

Герб дворян Кушелевых (Общий Российский Гербовник, часть II, 84): щит разделён горизонтально на две части; в нижней части, в красном поле, белый орёл, держащий в каждой лапе по серебряному мечу. Верхняя часть разделена перпендикулярно на две половины: в правой половине, в зелёном поле, серебряный полумесяц рогами вверх, и на нём белый флаг; в левой половине, в голубом поле, серебряная стрела острием вверх, и на ней два золотые бруска. На щите дворянские: шлем и корова с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный серебром. Герб графов Кушелевых (Общий Российский Гербовник, часть IV, 11): щит разделён крестообразно, на подобие Андреевского креста, на четыре части; нижняя часть подобна нижней части дворянского герба Кушелевых (см. выше); правая часть подобна правой половине верхней части дворянского герба; а левая часть подобна левой половине верхней части дворянского герба. В верхней же части графского герба, в золотом поле, российский двуглавый орёл, имеющий на груди красный щиток с вензелем Императора Павла I. На гербе графская корона, а на ней три серебряные шлема с золотыми обручами и с графскими коронами. На правом шлеме золотой крест, обвитый цветами; на среднем шлеме три строусовых пера, на коих сердце с пламенем и шестиугольная золотая звезда с изображением на ней ока; на левом шлеме серебряный якорь с анкер-штоком. Намет голубой, красный и зелёный, подложенный серебром. Щит держат, с правой стороны, Нептун с трезубцем в руке; с левой стороны лев с белым знаменем в лапе. Девиз: единому предан. Герб графов Безбородко: (Общий Российский Гербовник, часть I, 29) 177 : щит разделён на четыре части крестообразно, на подобие Андреевского креста. В верхней части, в золотом поле, выходят половины орлов: российского и германского, в золотых коронах, и вместе соединённые зелёным лавровым венком. В правой части, в голубом поле, орлиное крыло; в левой части, в голубом же поле, серебряная пчела, летящая вверх, а в нижней части, в чёрном поле, золотое пламя. Среди герба малый красный щиток, в коем, на право, два золотых знамени, одно над другим; а налево, между двумя золотыми полумесяцами, меч с золотым ефесом, острием вниз. На гербе графская корона, и на ней три шлема. Средний шлем золотой, и на нём графская корона, над коею германский орёл; правый шлем голубой, на нём корона дворянская, над коею золотое знамя; левый шлем также голубой, без короны, и на нём также золотое знамя. Намет справа – золотой, слева – серебряный, подложен голубом. Щит держат два Скифа, в красном верхнем платье и чёрном исподнем, с звериными кожами на плечах; правый Скиф держит золотую стрелу, острием вниз, а левый масличную ветвь. Девиз: labore et zelo.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К этой же серии относится бронзовый крест из Чико (Венгрия) 306 . Сохранность его не очень хорошая, тем не менее можно сказать, что крест построен по модели «латинского», а всю его лицевую часть занимает предельно затёртое изображение Иисуса, выполненное в уже охарактеризованной грубой манере (рис. 63). Достаточно оригинальным образцом крестов-тельников со схематично переданным изображением распятого Спасителя является изделие из Ольденбурга 307 , где крест как бы воплощён в саму фигуру Иисуса (рис. 64). Вместе с тем, при всей условности передачи тела, подтреугольной головы и конечностей, а также кистей рук, изделие производит впечатление образца современного модернистского искусства. То же самое можно сказать и о кресте X–XI веков из Канстейна 308 с той лишь разницей, что при большей, чем на кресте из Ольденбурга, стилизации (отсутствуют ноги Спасителя) гравировкой переданы черты его лица (рис. 65) и кисти рук. Таким образом, можно, по-видимому, говорить о существовании в X–XI веках не только в Скандинавии, но и в Северной Европе нательных крестов со схематично переданной фигурой распятого Иисуса, одетого уже в короткую, до колен, тунику. Во всяком случае, столь же схематичные (если не сказать небрежные) изображения Иисуса Христа имеют место и на роскошных энколпионах XI–XII 309 веков, и на напрестольных крестах этого же времени 310 , что, видимо, характерно для данной эпохи. Вместе с тем в Европе X–XI веков продолжают бытовать кресты простейших форм без изображения Распятия. В качестве примера можно привести золотой крестик из Англии 311 , исполненный по модели Петровского креста (рис. 66), при всём лаконизме этого изделия крест производит впечатление яркого и законченного произведения. К изделиям XII века относится миниатюрный золотой крестик, хранящийся в Национальном музее Копенгагена 312 (рис. 67). Изделие выполнено по модели «греческого» креста. Тонкие лопасти увенчаны округлыми шишечками, средокрестие, по отношению к лопастям, массивное, подчетырёхугольное. В особо выделенном квадрате – Андреевский крест. Абсолютные аналоги данного изделия, изготовленные из бронзы и серебра, были известны на Руси в XII–XIII веках 313 и в Скандинавии 314 . По-видимому, предметы данной формы были довольно широко распространены в означенное время на территории как Западной, так и Восточной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Продолжает бытовать в XI веке и традиция изготовления крестов «скандинавского» типа, которая идёт по пути усложнения и вычурности формы и орнаментации изделия. В качестве примера можно привести бронзовый нательный крест из Бондерупа (Дания) 289 (рис. 47). Все лопасти его переданы в виде ажурных трилистников, средокрестие ромбовидное. Поверхность лицевой части креста дополнительно украшена рельефным узором. Оформление оконечностей креста в виде декоративно выполненных трилистников имеет место и на напрестольных крестах XI века. В XI веке, по-видимому, своего наивысшего расцвета в Скандинавии достигает традиция крестов-тельников с грубым изображением Спасителя, причём выполненным по канонам, обозначенным В. В. Седовым 290 . В качестве примера можно привести нательный крест из Аллтённинга 291 . Серебряный крест выполнен по модели «латинского» и оконтурен по периметру рельефным валиком (рис. 48). Всю его лицевую сторону занимает сильно стилизованная фигура Иисуса в складчатой длиннополой тунике с косым крестом на груди, с нарочито увеличенными ладонями с гвоздями в них. Оборотная сторона креста украшена гравированной линией, дублирующей изделие и образующей ромб в средокрестии. Появляются кресты-тельники, где изображение Иисуса выполнено в упомянутом иконографическом стиле и помещено как на лицевой, так и на оборотной стороне. В качестве примеров можно привести серебряный крестик из Руд 292 , где фигуры распятого Спасителя выполнены почти тождественно, как на лицевой, так и на оборотной стороне креста (рис. 49), и крест-тельник из Сандегарда 293 (рис. 50), где фигура Спасителя выполнена в указанной манере и увенчана изображением креста, что повторено как с лицевой, так и с оборотной стороны изделия. Имеют место кресты, где наряду с изображением Иисуса на лицевой стороне креста на обороте помещалась другая, также распятая фигура. Примером такого креста XI века является серебряный тельник из Кфиле 294 . Изделие выполнено по модели «латинского» креста (рис. 51). На лицевой стороне изображена распятая фигура Спасителя, выполненная по уже отмеченным выше канонам, с той лишь разницей, что косой Андреевский крест на груди Иисуса отсутствует. Особо подчёркнута причёска и длинные усы. Фигура, помещённая на оборотной стороне, безуса, чем и отличается от главного персонажа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

А далее о нем, как и о большинстве из Двенадцати, в Евангелиях сказано крайне мало: это Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем). О дальнейшей жизни Андрея рассказывает его житие (разумеется, его статус совсем не таков, как у Священного Писания). Для проповеди Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Его берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем, – сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и дивился тамошним баням. Видимо, это все-таки вымысел – ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такое путешествие в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе, на месте будущего Севастополя. Есть и другой рассказ, как апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался. После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи – Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям. За проповедь Андрей был распят в городе Патрос на полуострове Пелопоннес, в Греции, причем для казни был выбран крест в виде буквы X (такой крест и называется теперь Андреевским). «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» – с такими словами, согласно житию, апостол взошел на этот крест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Они не допустили келью до падения, и она несколько устроилась и украсилась. Но начало собственно процветания кельи положил известный путешественник по востоку А. Н. Муравьев, который, путешествуя в 1849 году по Афону, обратил особенное внимание на эту келью, где и пробыл около шести недель. По его ходатайству пред монастырскими властями Ватопеда, в ведении которого находилась эта келья, келья серайская была переименована в скит. С этих-то пор и началось процветание скита, благодаря, с одной стороны, покровительству Муравьева, сделавшегося ктитором этой обители, а с другой стороны – благодаря стараниям игумена Феодорита и помощников его; так что скит скоро разросся и как по своей обширности, так равно и по числу братии, которой числится в скиту приблизительно до 250 человек, вполне не уступает монастырям. С большою признательностью и любовью вспоминают андреевцы о константинопольском патриархе Анфиме, занимавшем патриарший престол в 70-х годах. Он в особенности, по их словам, питал расположение к этому скиту, и это выразилось в следующем. В 1872 году (в этом году – или годом раньше, или позже, – сами иноки, рассказывавшие об этом, точно не припомнят) он прислал игумену Феодориту крест, архимандричью мантию и грамоту, в которой объявлял Андреевский скит ставропигиальным или патриаршим скитом. Отец Феодорит назван был в этой грамоте не дикеем, как обыкновенно называют настоятелей зависимых скитов, а игуменом. Одним словом, с этих пор упрочена самостоятельность скита. Все эти знаки патриаршего благоволения к отцу Феодориту и его обители не освобождали Андреевский скит от его зависимости от Ватопеда, но этим только отвращалась возможность от передачи его в ведение или наем другого монастыря. Ватопедское духовное начальство не замедлило сделать отца Феодорита архимандритом к великой радости всей братии. Расспрашивая о взаимных отношениях их к ватопедцам, я узнал, что между ними существуют самые прекрасные, братские отношения, не в пример напр. Ильинскому скиту, ведущему вечную тяжбу с греческим монастырем Пантократором, в ведении которого он находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Флаг с крестом – под запретом? В минувшую пятницу Минюст в очередной раз пополнил федеральный список экстремистских материалов, включив туда среди прочего и флаг с крестом. 18 августа, 2009 В минувшую пятницу Минюст в очередной раз пополнил федеральный список экстремистских материалов, включив туда среди прочего и флаг с крестом. В минувшую пятницу Минюст в очередной раз пополнил федеральный список экстремистских материалов (в нем уже 414 пунктов), включив туда среди прочего и флаг с крестом со ссылкой на судебное постановление Орджоникидзевского райсуда Уфы от 8 декабря 2008 года. Материалы из списка запрещено производить, распространять и хранить в целях распространения. Для граждан такие действия грозят арестом на 15 суток, для организаций – штрафом в 100 тыс. рублей с приостановлением деятельности на 90 дней. Вывешивать на доме флаг с крестом или идти с ним на демонстрацию можно – в России наказуема публичная демонстрация только нацистской символики. Никакие другие атрибуты флага в списке Минюста не указаны. Фраза «флаг с крестом» стоит через запятую между фразами «плакат с изображением представителей ку-клукс-клана» и «агитационный плакат, на котором изображена «азиатская саранча». Такая формулировка означает, что под запрет попадают любые флаги, на которых изображен крест. Флаг Норвегии Между тем крест присутствует на государственных флагах целого ряда стран, в том числе Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Швейцарии, Грузии, Доминиканской Республики и Ямайки. Флаг с красным крестом общепринят у медиков и является эмблемой международной организации Красный Крест. А флаг с косым синим крестом или Андреевский флаг – это официальный флаг Военно-морского флота России. Кресты изображены на флагах трех российских регионов – Удмуртии, Марий Эл и Белгородской области. Флаг Финляндии Есть кресты и на православных хоругвях, которые также можно счесть флагами. Следовательно, их производство, распространение и хранение в больших количествах тоже подпадает под запрет.

http://pravmir.ru/flag-s-krestom-pod-zap...

На них, кроме традиционно иудейского знака миноры, начинают появляться символы христианства: пальма, рыба, корабль, виноградная лоза, гроздь винограда, чаша, плуг, кирка-мотыга, Ноев ковчег или топор-секира. Кроме того, целый ряд изображений является образом завуалированного креста, что говорит о его первичном почитании либо в контексте иудейского писания как знаке Мессии (Тав), либо в контексте евангельских повествований-проповедей и притч пришедшего Мессии. Это крест-якорь, надутые паруса, мачта корабля, топорик-мастерок ascia, буква Тав. Леклерк приводит надпись 134 года, находящуюся на иудеохристианском надгробье из Пальмиры, обрамлённую с двух сторон буквой Тав в форме андреевского креста - Х . Она рассматривается ещё как печать Иезекииля и Апокалипсиса, обозначает знак Мессии, имя Яхве и славу Его. Первые изображения креста, как знака страдания(распятия), появляются на Востоке в конце 2-го - начале 3-го века в греко-римских погребениях. С этого времени они приобретают очень широкое применение и в катакомбах Рима 60 . Этот крест, как надгробный, погребальный знак в ранней Церкви чаще всего встречается в виде букты Т. Христиане из язычников, не зная языка Библии с её еврейским Тав, употребляли латино-греческий эквивалент этой буквы - Тау или Тэ. Это дало основание полагать, что восприятие знака Иезекииля и знака креста-распятия в ранней иудейской Церкви не осмыслялись как тождественные 61 . Иудеохристиане всё ещё видели в кресте знак обетованного Мессии с его призывами к духовному возрождению и свободе. В то время, как люди нееврейской культуры воспринимали крест (+ -Тав) как орудие страдания, передавая его знаками креста Т (Тау или Те). Другая же разновидность буквы Тав (Х) среди христиан из эллинистической культуры эволюционирует в новом направлении. Она становится знаком-носителем имени Мессии (Христограмма). Это было связано с самой формой изображения Тав в виде буквы икс - Х. Она стала восприниматься в значении греческой буквы χ «хи», что напоминало о первой букве греческого эквивалента еврейскому слову Мессия - Христос (ΧΡΙΣΤΟΣ) и что относилось к Иисусу из Назарета.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Напротив, в первые три века крест как «знак Мессии» претерпевает наиболее бурное развитие своей формы и образа. Исторические данные свидетельствуют о том, что первичным в этом развитии был не конкретный крест, который позднее обретёт императрица, а именно его сакрализованный библейский символ - «знак Мессии». То есть тот знак Тав-крест (печать), который ставился евреями на косяках дверей во время празднования первой Пасхи и которую ставили праведникам на чело в книге Иезекииля и Апокалипсиса. Среди иудеохристиан ранней Церкви он продолжал обозначать славу Божию, лицо Бога, печать Бога, знак Мессии, был символом духовного возрождения и свободы. Только этим можно объяснить возникновение почитания креста через образ, связанный с именем Мессии: христограммы, или хризмы. Христограмма (монограмма Христа) легко объясняется через образ знака Иезекииля и Мессии и только опосредственно имеет связь со знаком креста как орудия страданий. Археологические раскопки, осуществлённые императрицей Еленой в 326 году, отчасти унифицировали развитие формы и образа креста, пустив его в традиционное русло, соответствующее образу и форме самого обретённого орудия страданий. В то время как до его обретения его образ уже развился в трёх генеральных направлениях: как орудие страданий (победы), как знак имени Мессии и как символ (штантарт-знак) новой веры. Направления этой эволюции схематически можно обозначить тремя векторами развития: от исторической формы - тав - + (буквы тав) - в греческую Т (тау) и латинскую Т (те) (тип креста как печати Божьей и орудия казни); от тав - - «андреевского креста» к монограмме Христа (знаку имени Его), то есть от знака «имени Божия» до «знака Боговоплощения - Богоявления»; и от тав - +-креста - к выносному кресту и хризме (штандарту-знамени христианства). Кроме знака, буква «тав» -образ креста - в ранней Церкви был почитаем и через другие завуалированные символы, такие как якорь, плотницкий топор-мастерок ascia и др. Однако, это тема других исследований. Мы же постараемся рассмотреть первое из означенных направлений: от Тав-печати к Тау и Те как типу креста (орудию страданий и знака принадлежности Богу). И хотя мы будем приводить слова отцов и современников Константина, тем не менее постараемся рассмотреть в них практику апостольской и послеапостольской «древней» традиции Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Проводник хмуро зевнул. — Каждый день таскают. И не надоест, анафемам. В грузовиках волокуть, ночами. Рази сними выспишься? Здесь — кладбище отверженных, убиенных и замученных, здесь завершается вся фабрика Лубянки. Маркел шел, слегка сгибаясь под крестом. Да, вот она, Голгофа наша. — Дай… Я подошла, взяла у него крест. Маркел был красен, потен. Могильщик сковырнул лопатой мерзлый ком. — Тяжело будет, не донесть. Но крест мне показался даже легок. Было ощущенье — пусть еще потяжелей, пусть я иду, сгибаюсь, падаю под ним, так ведь и надо, и пора, давно пора мне взять на плечи слишком беззаботные сей крест. — Вот… сторож приостановился, у бугра, уже засыпанного снегом. — Тут их всех и закопали. Человек пятнадцать… молодежь все, барышни, мальчишки… Заступом своим разрыл, всковырял землю. Поставили крест, притоптали снегом. — По весне, как отойдет земля, поглубже закопаем. Получил, что нужно, и ушел. Одни остались мы. Одни стояли на коленях, в снегу, перед пустынным небом, пред свистками паровозов, перед Богом, так сурово, но уж значит, по заслугам, наказавшим нас. Трудно вспоминать то время. Но было бы несправедливо, еслиб умолчала я о Ниловой, о Саше Гликсмане, преданно и сердечно мне помогавших. Нилова не стеснялась предо мною огромного своего рта и нечистых зубов, продырявленных валенок — не стеснялась рыдать и оплакивать мое горе. А в промежутках таскала мне — то муки, то масла, то картошкою делилась. — Ай, — говорил Саша, скорбно шевеля семговыми губами, — и это жизнь! Наталья Николаевна, голубчик, это не жизнь, но это и хуже смерти. Если я не хочу умереть с голоду, я занимаюсь маленькими комбинациями. Губная помада сейчас не нужна, но… понадобится! Так я себе работаю по сахару, ну, там немножко спиртику, но надо мной всегда та же история висит, что и над бедным вашим мальчиком. И это называется жизнь! Да, одинаковость борьбы, и одинаковость гонимости сближали, отдаляли. И маленький «спекулянт» Саша Гликсман, вечно рисковавший жизнью, чтобы не погибнуть, мне был ближе давней подруги Андреевской, что служила теперь в музыкальном отделе, иногда летала на автомобиле по Волхонке.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010