Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (9.08.1871, Орёл - 12.09.1919, дер. Нейвола, Финляндия), писатель антихрист. направления, драматург, публицист. Род. в семье землемера, в 1891 г. окончил орловскую гимназию. В 1891-1897 гг. учился на юридическом фак-те сначала С.-Петербургского, затем Московского ун-тов. Начинал лит. путь в газ. «Орловский вестник». С окт. 1897 г. работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, выступал защитником в суде, работал судебным репортером в «Московском вестнике», сотрудничал в газ. «Курьер»: с нояб. 1897 г. печатал судебные отчеты, с 1900 г.- фельетоны, с дек. 1901 г. заведовал беллетристическим отделом. С янв. 1903 г. член ОЛРС. В февр. 1905 г. находился в тюремном заключении за поддержку революционеров, освобожден под залог. С нояб. 1905 г. жил в Германии, в Швейцарии, в Финляндии, на Капри. В мае 1907 г. вернулся в Россию. С авг. 1916 г. заведовал отделом беллетристики, критики и театра в газ. «Русская воля» и жил в Петрограде. Февральскую революцию 1917 г . встретил восторженно, Октябрьскую революцию воспринял отрицательно и в кон. окт. 1917 г. вернулся в Финляндию. В февр. 1919 г. написал ст. «S.O.S.», где призывал правительства США, Англии и Франции не сотрудничать с Советской Россией. Незадолго до смерти собирался совершить поездку по США с лекциями против большевиков. Л. Н. Андреев (ГЦММК) Л. Н. Андреев (ГЦММК) На протяжении жизни А. был тесно связан с оппозиционными политическими течениями и кругами: в молодости - с революционно настроенным студенчеством, в эпоху революции 1905 г.- с социал-демократами. Известность ему принес рассказ на пасхальную тему «Баргамот и Гараська» (1898), к-рый был замечен М. Горьким, издавшим на свои средства первый сб. А. «Рассказы» в изд-ве «Знание» (1901). До 1907 г. А. активно печатался в Сборниках товарищества «Знание», его даже причисляли к «подмаксимникам» (эпигонам М. Горького) - писателям обличительного направления, близким к социал-демократическим и большевистским кругам, к-рые видели в борьбе с религией гражданскую доблесть; о влиянии Горького на А. говорит их многолетняя переписка (Литературное наследство. М., 1965. Т. 72).

http://pravenc.ru/text/115178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕНСКИЙ А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК) Антон Степанович (30.06.1861, Новгород - 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г. Зеленогорск Ленинградской обл.)), рус. композитор, дирижер, педагог. Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1882 г. преподаватель Московской консерватории, с 1889 г.- профессор по классу свободного сочинения. В 1888-1895 гг. дирижер Русского хорового об-ва . В 1895-1901 гг.- управляющий Придворной певч. капеллой . Способствовал повышению художественного уровня капеллы, включая в ее репертуар хоровые сочинения П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, С. И. Танеева . Фактура духовных песнопений А. детально разработана: развиты партии всех голосов, часто применяется divisi, большое значение имеют имитационные построения, особенно в начале строк или строф песнопения. В мелодике ощутимы ариозные и романсовые интонации. Прот. Михаил Лисицын , признавая достоинства церковных сочинений А., в т. ч. внимательное отношение к тексту, находил их стиль западноевроп., не церковным. Он считал, что А. как директор капеллы должен поддержать новое направление в рус. духовной музыке, основанное на использовании древнерус. распевов. Муз. соч.: Op. 40: Херувимская песнь (в т. ч. вариант для 3-голосного хора), «Тебе поем», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес». 1897; «Христос воскресе». М., 1897; Херувимская песнь 2. М., 1897; Херувимская песнь 3. М., 1903. Лит.: Лисицын М. А. , прот. А. Аренский как духовный композитор//РМГ. 1898. 5/6. С. 455-459; он же. Обзор. С. 23-25; А. С. Аренский - С. И. Танееву [переписка], 1891-1905//П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. М., 1951. С. 448-477; Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957. С. 68-69. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЦЕВ Михаил Васильевич (30.09.1865, Смоленск - 21.07.1945, Москва), композитор, педагог, муз. критик. В 1894 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподавал пение в Елизаветинском ин-те в С.-Петербурге. С 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 г. организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Гос. хор и кружок белорус. песни. В 1936-1938 гг. член Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств в Москве. В стиле духовных сочинений А. преобладает гармоническое изложение, но в экспозиционных разделах иногда используются имитационные формы, в т. ч. каноны. Литургию А. трактует как единый муз. цикл, объединяя песнопения в группы по тематическому или тональному признаку (ектении, песнопения евхаристического канона). Муз. соч.: «Литургия св. Иоанна Златоуста». Соч. 15. М., 1903 (Херувимские песни 8 и 9 опубл. также в сб.: Песнопения рус. литургии: Партитура/Сост. Б. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 2); «Милость мира». СПб., 1909 (прил. к журн. «Баян»); Херувимская песнь. М., 1911; «Достойно есть». М., 1911; ГЦММК. Ф. 290. 14 «Символ веры» (2 февр. 1917. Ркп.). Соч.: Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения: Руководство для учеб. заведений, приспособленных к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. М.; СПб., 1897; Краткие сведения для певцов-хористов: Пособие для сельских нар. и церковноприходских школ, а также городских и духовных училищ. М., [б. г.]; Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений. Курс 1 (младший). Курс 2 (старший). Витебск, 1903; Нотная терминология: Справ. словарь для регентов, учителей и всех музыкантов. Витебск, 1904. Лит.: А. Б. Анцев М. Херувимская песнь. Достойно есть: [Рец.]//Хоровое и регентское дело. 1912. 5/6. С. 121; Н. Ф. Б[укреев]. «Литургия св. Иоанна Златоустого» ... муз. М. Анцева: [Рец.]//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собраний. 1903. Окт.-нояб. С. 1. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/75554.html

Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 97. 41: ркп.; стеклогр. Муз. соч.: «Блажен муж» (бас соло); «Ныне отпущаеши» (баритон соло); «Величания» (альт соло), 16 номеров: На Рождество Пресв. Богородицы, На Воздвижение Честнаго Креста, На Введение Пресв. Богородицы, На Рождество Христово, На Богоявление Господне, На Сретение Господне, В Неделю ваий, На Вознесение Господне, На Св. Троицу, На Преображение Господне, На Успение Пресв. Богородицы, На Рождество Иоанна Предтечи, Свт. Николаю Чудотворцу и др. святителем, Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу и др. преподобным, Св. блгв. кн. Александру Невскому, Сорока севастийским мученикам; «От юности моея» 1//Сборник духовно-музыкальных сочинений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. 15; «Благослови, душе моя, Господа»//«Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Сб. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 7-9; «Во царствии Твоем»; «Милость мира» и «Тебе поем» (сопрано соло); «Тебе поем»; «Отче наш» (сопрано соло); «Помилуй мя, Боже» (концерт, тенор соло; 12 янв. 1926); «Разбойника благоразумнаго» 1 (альт соло); «Разбойника благоразумнаго» 2//Сб. СПб.: изд. Киреева, гг.]. Стеклогр.; Поэма для солистов, хора, оркестра и органа «Христос Воскресе» (1921, местонахожд. неизв.). Лит.: А. В. Александров: Нотобиблиогр. справочник/Сост. Ю. А. Александров. М., 1980; Поляновский Г. А. А. В. Александров. М., 19832. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/64472.html

Многие концертные композиции «Н. о.» являются анонимными: на 3 голоса (ГИМ. Син. певч. 1045 - для баса и 2 дискантов; ГЦММК. Ф. 283. 752, 931 - партии 1-го и 2-го дисканта), на 4 голоса (ГИМ. Син. певч. 854, 860 - из ярославского Успенского собора; ГИМ. Син. певч. 1051 - из ярославской Златоусто-Кремлевской ц.; ГИМ. Епарх. певч. 9 - 2 песнопения: 5, 84; ГЦММК. Ф. 283. 141 - из Ниловой пуст.), на 5 голосов (ГИМ. Син. певч. 663 - из Николо-Вяжищского мон-ря; ГЦММК. Ф. 283. 494. Л. 8 об.- 10 - партия баса в составе Вечерни, из «Ярославской Предтечевской церкви»; РНБ. Тит. 860), на 6 голосов (ГИМ. Син. певч. 527), на 8 голосов (ГИМ. Син. певч. 110, 709, 851; ГЦММК. Ф. 283. 401-402, 1731 г.- Москва; 1013 - партия баса; РГБ. Ф. 272. 333; БАН. Лукьян. 167), на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 1317; ГИМ. Епарх. певч. 1; ГЦММК. Ф. 283. 174-175, 437-440, 455 - «препорцыалного напеву» (в размере 3/4), из Костромы; 719. Л. 2 - партия 2-го дисканта, из Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря; РНБ. ОЛДрП. 656 - партия 1-го баса, в составе Вечерни). Рус. композиторы эпохи классицизма редко избирали текст «Н. о.» для своих муз. произведений. Известны пять 4-голосных сочинений А. Л. Веделя (a-moll в составе Всенощной, «малое» F-dur, g-moll 2), A-dur, «малое» B-dur), А. В. Новикова (a-moll в составе Всенощной «из простого распева и украинского»), а также анонимное сочинение (ГЦММК. Ф. 283. 768-770 - 2 тенора и бас) ( Лебедева-Емелина. 2004. С. 228, 297-299, 479, 613). В XIX-XX вв. композиторы нередко обращались к многоголосной обработке киевского распева «Н. о.», среди них - А. И. Рожнов , Г. Ф. Львовский (1-е из 2 сочинений), А. Д. Кастальский 3, «по киевскому роспеву», 1904), С. В. Панченко («Пение на Всенощной», ор. 45, 4), Н. Н. Кедров-младший (см. в ст. Кедровы ), С. В. Рахманинов («Всенощное бдение», 5, 1915), П. Г. Чесноков («Всенощное бдение» ор. 50, 4, 1917), Б. М. Ледковский , прот. А. С. Правдолюбов 2), С. З. Трубачёв . Н. А. Потёмкина показала, что некоторые особенности киевского распева (минорный лад, распределение акцентов и кульминаций) делают его «архетипом», «моделью» как для монастырских (киево-печерский, симоновский напевы), так и для авторских (А.

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

е. куплетного типа, как и «Анзерка» 26), «Скитская» 31, о скитских напевах см.: Герасимова. 2013), а также 3-голосная «Донская» 38) с характерным кантовым многоголосием ( Плотникова. 2015. С. 182). В этот Обиход включена и херувимская «Варсунофьевская» на 8 голосов 16), возможно происходившая из Варсонофьевского жен. мон-ря в Москве. «Симоновская» херувимская также помещена в сборниках ГИМ. Син. певч. 670 (вкладная ркп. в новгородскую ц. Знамение) и 1417, «Киевопечерская большая и малая» на 6 голосов - в ГИМ. Син. певч. 664. В 3 партиях из 4-голосного Обихода (ГЦММК. Ф. 283. 441-443) содержатся «Достойно есть» «Тихвинская» и «Кирилловская» и херувимская «Невская». Невский распев, связанный происхождением с Александро-Невской лаврой, встречается как отдельно в херувимской (также в ГЦММК. Ф. 283. 691), так и в названии «Литоргии невскаго роспева» (ГЦММК. Ф. 283. 519. Л. 89) и в ряде песнопений Обихода внутри одной певч. книги (ГЦММК. Ф. 283. 536): херувимская «невская» (Л. 36 об.), «болшая невская» (Л. 46), «Достойно есть» «невская» (Л. 55 об.), «Во всю землю» «невский» (Л. 110), «Хвалите Господа» «невский» (Л. 113). В 1-й пол. XVIII в. появляются многохорные (12-голосные) обработки херувимской невского распева и ее вариантов (возможно, их автором является архим. Герасим (Завадовский) , уставщик и головщик Александро-Невской лавры): «Александро-невская», «болшая александроневская», «средняя александроневская» (ГЦММК. Ф. 283. 719. Л. 14 об., 28, 29) и 3 варианта с названием «невская» (ГИМ. Син. певч. 355. 14, 15, 18). В традициях развитого многохорного письма выполнена и херувимская «чудовская» на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 87. 11). В таких случаях речь идет уже скорее об авторских сочинениях, чем о собственно монастырских распевах. Лит: Скребков С. Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в.: Очерки. М., 1969; Городецкая Н. В. О различных подходах к гармонизации херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. XVIII вв.: На мат-ле ркп. ГИМ. Син. певч. собр. 657//Гимнология.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Литургию (Обедню) П. можно отнести к кон. 80-х гг. XVIII в. Ее партитура была найдена в сер. 80-х гг. XX в. Т. Б. Гавриловой в ГЦММК. Это комплект поголосников, принадлежавший ярославскому помещику Ивану Борноволокову и переданный им в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . В рукописи указаны год создания (1790), цена (2 р. 50 к.) и вклеена марка муз. магазина Х. Б. Гене (ср. объявление о продаже этого сочинения: Моск. ведомости. 1793. 54, 6 июля. Л. 5). Первоначально она была написана для двойного хора: в альтовой партии есть указание «Альт первый». «Слава. Единородный» упоминается в реестре певческой б-ки, к-рый датирован янв. 1793 г. (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 25. «Каталог певческой ноте», в качестве автора ошибочно указан С. А. Дегтярёв ). Рыцарева пишет о близости музыки П. к старинному полународному-полуцерковному стилю, что отличает ее от галантно-распевной лирики Д. С. Бортнянского , указывает на арочные связи в цикле и рондальность общей структуры ( Рыцарева. 2006. С. 160-164; характеристику литургии см. также в работах: Тетерина. 1986. С. 61-63; Лебедева-Емелина. 2018. С. 77-81). После кончины Екатерины II имп. Павел I сразу же уволил П. из придворного штата, выплатив ему «единовременное вознаграждение», но не назначив пенсии после 35-летней службы (РГИА. Ф. 469. Оп. 4. Д. 2229). Из письма Д. С. Бортнянского гр. Н. П. Шереметеву следует, что П. еще в нач. 1797 г. числился учителем малолетних певчих в капелле наряду с Ф. Ф. Макаровым . Бортнянский пытался отстоять П. накануне сокращения капеллы, задуманного Павлом I ( Рыцарева. 2015. С. 152-154). По предположению Рыцаревой, увольнение П. произошло в нач. февр. 1797 г. и еще до коронации нового самодержца П. скончался. После смерти П. осталась его вдова Афимья с годовалой дочерью Анной, их судьба неизвестна. Муз. соч.: Арх.: ГЦММК. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 903–906 (Литургия целиком); Ед. хр. 25: «Каталог певческой ноте». 1793 г., 89. Ед. хр. 39 («Приидите, поклонимся», альт). Ед. хр. 918–821. 5 («Приидите, поклонимся», без авторства); МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. Х–41782. 7 (Херувимская, атрибутирована С. А. Дегтярёву); Хоровой концерт «Приидите, взыдем»//ГЦММК. Ф. 283. 996. Л. 24 (тенор); 879. Л. 79 (бас); 944. Л. 66 (бас); изд.: Литургия// Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура 2-й пол. XVIII в.: Канд. дис. М., 1993. Т. 7: Нот. Прил. С. 38-55.

http://pravenc.ru/text/2579880.html

Кастальского к X. Н. Гроздову от 12 октября 1911 года. ГЦММК, ф. 370, 614, л. 12–12 об.) 186 В сохранившемся фрагменте автографа статьи дана несколько иная характеристика Данилина: «С назначением меня на должность директора Синодального училища (в 1910 году) заведование хором перешло в руки выдающегося регента, свободного художника Московского Филармонического училища Н. М. Данилина, ранее окончившего Синодальное училище» (ГЦММК, ф. 12, 439). 187 Упомянутые концерты состоялись 26 ноября 1910 года в зале училища, 16 и 21 декабря того же года – в Большом зале консерватории. 188 Всенощная ор. 44 В. И. Ребикова была написана в 1911 году. Ее возникновению предшествовало письмо Кастальского, который писал Ребикову 6 октября 1910 года: «Рахманинов написал целую Литургию, – мы ее учим – это событие в музыкальном мире. Да и вещь в общем весьма симпатичная, хотя стиль и пестроватый... Знаете, было бы очень недурно, если бы и наши новаторы вроде Ребикова, Скрябина и прочих изобразили бы что-нибудь сногсшибательное на церковный текст – воевать, так воевать. Нет, серьезно, вы попробуйте» (ГЦММК, ф. 68, 276, л. 2). Результат был действительно «сногсшибательным»: в стремлении воссоздать «подлинное» древнехристианское пение Ребиков довел принцип стилизации до абсурда. Почти все сочинение написано параллельными созвучиями, в каждой части своими – октавами, секстаккордами и даже квартами и квинтами. Выдержанные в «ориентальных» ладах сольные эпизоды также весьма оригинальны. Так, песнь Симеона Богоприимца предназначена для «старческого тембра», приветствие Архангела Гавриила Богоматери «Богородице Дево, радуйся» – для «молодого тембра» и т. п. 189 Первая часть Обихода церковного пения под редакцией А. Кастальского – Всенощное бдение – была опубликована в литографии В. Гроссе в Москве в 1912 году; вторая часть – Литургия, архиерейское служение, молебны, панихида, отпевание, праздничные прокимны и антифоны – в 1914 году. 190 О гастролях Синодального хора 1911 года см. в заграничных письмах Кастальского и Н. Н. Сокольского, опубликованных в настоящей книге. 191 Концерт Синодального хора в зале петербургского Дворянского собрания состоялся 10 марта 1911 года. В его первом отделении исполнялись шесть номеров из Литургии Рахманинова, второе отделение было посвящено сочинениям Кастальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

C кон. XVII в. в партесных гармонизациях «Н. о.» чаще всего использовался киевский распев ; они создавались преимущественно для 4 голосов (дискант, альт, тенор, бас). В Обиходах кон. XVII - 1-й трети XVIII в. «Н. о.» входит в циклы песнопений всенощного бдения: ГИМ. Син. певч. 342 (киевского распева), 486 (2 песнопения, 1-е - «киевскаго напеву», из Богословской ц. при костромском Ипатиевском мон-ре), 658 (из новгородского Знаменского собора), 757 (из Ниловой пуст.); ГИМ. Епарх. певч. 5; ГЦММК. Ф. 283. 527 (из Переславского духовного правления). В рукописи РГБ. Ф. 218. 343 рубежа XVII и XVIII вв. 4-голосное «Н. о.», записанное казанской нотацией , является обработкой напева в партесном стиле. В это же время «Н. о.» киевского распева появляется в одноголосных нотолинейных Обиходах, хотя встречается довольно редко (ГИМ. Син. певч. 547. Л. 14). Кроме того, «Н. о.» входит в циклы песнопений всенощного бдения на 6 голосов (ГИМ. Син. певч. 248), на 8 голосов (Там же. 1048 - из ярославской Сретенской ц.; 1067 - из ярославской Петропавловской ц. на берегу Волги; 1097 - из Мологского Афанасиевского мон-ря; 1288 - из кинешемского Успенского собора; ГЦММК. Ф. 283. 481-483 - из «ярославской градской Предтечевской церкви»); в 2-хорных песнопениях обычно отсутствует первоисточник, они являются свободными композициями. Среди «Н. о.» в стиле партесного концерта (с контрастом гомофонной и имитационной фактуры, ансамблей и хорового tutti, 2-дольных и 3-дольных метров и т. п.) выделяются немногочисленные авторские композиции, принадлежащие выдающимся мастерам эпохи рус. барокко. Это сочинения: Н. П. Дилецкого - Вечерня на 4 голоса (ГПНТБ СО РАН. Тих. 503; БАН. Осн. 16.9.25), Вечерня на 8 голосов (РГБ. Ф. 272. 333 5)); В. Титова - Вечерня на 3 голоса (ГИМ. Син. певч. 1312), Вечерня на 8 голосов (Там же. 610; РГБ. Ф. 272. 333), Всенощное бдение на 12 голосов (ГИМ. Епарх. певч. 1-и. Л. 1); ростовского протодиак. Андрея Гаврилова - Всенощное бдение на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 355; ГЦММК. Ф. 283. 575-576).

http://pravenc.ru/text/ Ныне отпущаеши ...

1-я рукопись - ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 15 - содержит многолетие патриарху Ермогену , что в совокупности с водяными знаками позволяет датировать ее 1606-1612 гг. Рукопись имеет заголовок: «Книга, глаголемая демественник, творение преп[одобного] от[ца] Романа, певца кондакареви». В приведенном заголовке традиция демественного пения впервые связывается с именем прп. Романа Сладкопевца и с жанром кондака , который составляет значительную часть содержания древнерус. Кондакарей . Вероятно, создатель рукописи хотел отразить в заголовке известные ему параллели между кондакарным пением и демественным. Эти параллели можно усмотреть как в мелизматической природе демества, в наличии словообрывов, аненаек , хабув (редких в знаменном распеве, но постоянно встречающихся в кондакарных записях), так и в структурной общности указанных книг, начальные части к-рых отведены записям кондаков, после них следуют песнопения др. типов (взаимосвязь кондакарного пения с демественным пока совершенно не изучена). 2-я рукопись - РГБ. Ф. 37. 364 - датируется 1645-1652 гг. на основании многолетий царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу , ее самоназвание - «Книга демественник, сиречь четверогласного пения». В рукописи ГЦММК. Ф. 283. 15 в поголосной записи даны партии демества , низа , верха и пути ; в рукописи РГБ. Ф. 37. 364 - только партия низа. Т. о., Д. отражает многоголосную традицию пения. В конце обеих книг имеется чин пещного действа , в к-ром участвовали государевы и патриаршие певчие дьяки. Обе книги могли быть написаны в Москве кем-то из певчих дьяков, поскольку в книгах отражена традиция высокой певч. культуры. Рукописи 1-го этапа, озаглавленные «Д.», отличаются по содержанию и представляют 2 редакции этой певч. книги. В состав рукописи Д. ГЦММК. Ф. 283. 15 входят избранные кондаки, неск. пасхальных песнопений, избранные песнопения всенощного бдения (вечерни и утрени); Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста (в к-рой отсутствуют песнопения евхаристического канона); последование песнопений пещного действа.

http://pravenc.ru/text/171654.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010