В частности, при решении вопроса о действительности англиканской иерархии следует различать двоякую сторону: историческую и догматическую. Что касается первой, то есть исторической стороны, то сущность ее сводится к решению вопроса об исторической несомненности хиротонии родоначальников англиканской иерархии: Паркера и Барлоу. Еще в 1604 году появился рассказ одного ирландского иезуита Голивуда, подхваченный за сим другими римско-католическими богословами, враждебными англиканству, Парсонсом, Келлисоном, Фриц – Симоном и Чампнеем, по которому (рассказу) яко бы никакой хиротонии Паркера в действительности не было, а за отказом всех римско-католических иерархов Англии совершить хиротонию над предложенным королевою Елизаветою кандидатом Паркером, несколько человек собралось в лондонской гостиннице под названием „Лошадиная голова“, и здесь один из них, монах Скори (позднее епископ Герефордский) возложил руки на других лиц, а последние на него и таким образом и появилась англиканская иерархия. Не взирая на то, что эта легенда с различными вариациями излагается несколькими лицами, она в настоящее время отвергается громадным большинством ученых не только англиканского, но и других исповеданий, в том числе даже римско-католического. Подробный обзор всех оснований, по коим эта легенда не может быть признана достоверной, на русском языке можно находить у проф. В. А. Соколова , вполне справедливо указывающего на то, что легенда несостоятельна и по существу своему, так как непонятным представляется то, для чего Паркер со своими сторонниками, пользуясь полным благоволением к нему тогдашнего правительства, для совершения хиротонии удаляется в какой-то кабачок, вместо того, чтобы совершить ее в храме. Несостоятельна легенда затем и по своим частным подробностям, так как у различных писателей передается с вариациями не только несходными, но и даже совсем противоположными; несостоятельна, наконец, легенда и по времени своего происхождения, так как в первый раз появилась спустя 45 лет после хиротонии Паркера. Значение указанной легенды в решении рассматриваемого нами вопроса, по взгляду ученых, является тем более шатким, что рядом с ней могут быть приведены свидетельства, подтверждающие несомненность хиротонии Паркера. В частности, эти свидетельства содержатся: а) в регистре Паркера, представляющем из себя ряд документов, относящихся к избранию, посвящению и церковному управлению его; б) в одном манускрипте, хранящемся в Кембриджском университете, где о хиротонии Паркера говорится тоже самое, что и в его регистре; в) в дневнике Г. Мачина, одного портного, современника посвящения Паркера; г) в письмах Джуэлля и Сампсона к протестантскому богослову П. Мартиру; д) в анналах Камдена и проч. 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Что касается далее действительности хиротонии Барлоу, главного совершителя посвящения Паркера, то относительно ее правда не сохрарилось таких несомненных документов официального характера, какие существуют относительно посвящения Паркера, но обстоятельство это, как вполне справедливо доказывает Стон, имело бы силу лишь в том случае, если бы древность сохранила нам документы относительно посвящения всех вообще англиканских иерархов рассматриваемого времени. Этого однако же не находим. Наш православный богослов проф. В. А. Соколов вполне согласно с указанным утверждением Стона находит, что регистры епископских посвящений, относящихся к рассматриваемому времени, не отличаются „безусловной полнотою и аккуратностью записей»... Из 26 посвящений, бывших при архиепископе Уоргэме, в регистре, напр., записано только 20; из 45 рукоположений, бывших при Кранмере, в регистре встречаются записи только о 36 и проч. Среди этих посвящений наблюдается отсутствие записей о таких лицах, в хиротонии коих нельзя, по мнению проф. В. А. Соколова , сомневаться, напр., канцлера Гардинера, епископа Уингестерского и кардинала Поля, самых видных представителей римско-католической церкви за рассматриваемый период 482 . Указанное возражение против действительности хиротонии Барлоу, по взгляду проф. В. А. Соколова , имеет тем меньшее значение, что существуют факты, решительно говорящие за действительность хиротонии, напр., тот факт, что Барлоу в течение многих лет в нескольких епархиях открыто „исполнял все обязанности епископского служения», участвовал в хиротонии других епископов, восседал в верхней палате английского парламента и проч. Все эти действия Барлоу должны были бы вызывать против себя противодействие, если бы хиротония его была не действительна, тем более, что у него было достаточно врагов, в особенности среди епископов, оставшихся верными римско-католической церкви 483 . Независимо от всего вышесказанного относительно Барлоу, в хиротонии Паркера, по мнению проф. В. А. Соколова , как и по мнению Стона, нельзя сомневаться и потому, что в его посвящении кроме Барлоу принимали участие и другие иерархи, епископское достоинство которых несомненно и которые поэтому были в состоянии сообщить благодать Паркеру, хотя бы Барлоу и не был действительным епископом. Таковы, напр., епископ суфраган Джон Годжкинс Бедфордский, получивший хиротонию по старому римско-католическому чину, Дж. Скори и Мило Ковердаль, получившие хиротонию по новому реформированному чину 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

е. оно необходимо в силу повеления Господа, узаконившего усвоение человеком этого таинства, потому что без него, без подаваемых в нем тела и крови Христовых, для лиц, получивших крещение, трудно поддерживать духовно-благодатную жизнь. Поэтому, по взгляду Персиваля, отщепенцы от церкви, которые не имеют евхаристии, но которые в состоянии удерживать благодать крещения, могут быть спасены при посредстве лишь той благодати, которую они получают в таинстве крещения 319 . Тоже самое разграничение таинств находим и у третьего богослова американско-епископальной церкви – Хэлля. И, по его мнению, таинства должны быть делимы на более или менее великие. К числу первых должны быть отнесены: крещение и евхаристия, называемые более великими таинствами, во-первых, по их внешней стороне, имеющей для себя основание в Евангелии, во 2-х по их общей необходимости для спасения. Остальные пять таинств должны быть признаны менее великими, потому что не имеют двух последних признаков, характеризующих два указанные таинства 320 . Кроме этого, деления все семь таинств, по мнению Хэлля, могут быть также разделены на общие: крещение, миропомазание и евхаристию, в том смысле, что они запечатлевают душу человека особым духовным отпечатком и потому необходимы для усвоения каждому человеку, и частные таинства: покаяние, священство, брак и елеосвящение, в том смысле, что они ограничены (suited) специальным состоянием или условиями жизни человека 321 . Имея в виду указанное разграничение таинств новозаветных, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, и следует оценивать учение англиканской церкви по рассматриваемому вопросу. Если в Катехизисе этой церкви на вопрос: „сколько таинств Христос установил в Его Церкви» дается ответ: „вообще необходимых для спасения только два» и если в Членах о религии говорится, что „миропомазание, покаяние, священство, брак и елеосвящение не таинства», то этим определением утверждается лишь указанное разграничение между общими и частными таинствами. Равным образом, если в Книге Гомилий (the two Books of Homilies) слово таинство приурочивается только к крещению и евхаристии, то этим лишь выражается высшее достоинство этих таинств по сравнению с другими таинствами, но отнюдь не отрицается за последними значение таинств 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Степень достоверности этого материала может, по-видимому подвергаться более или менее некоторому сомнению особенно там, где автор говорит о современном состоянии протестантской англиканской церкви. Во многих случаях с очевидностью обнаруживается, что Гаррисон был ярый протестант и весьма неблагосклонно относился ко всему тому, что напоминало времена папизма. В резких чертах он рисует напр. ненасытное честолюбие прежних Кантербурийских архиепископов. а канонизованного католиками архиепископа, Томаса Бекета, называет старым Кантербурийским петухом. Он издевается над роскошными разноцветными одеждами прежнего католического духовенства, говоря, что тогдашний священник похож был на павлина. когда тот, распуская хвост, кружится около своей самки. Церковные иконы он называет памятниками идолопоклонства. Такие и подобные отзывы Гаррисона дают, по-видимому, основание предполагать, что он, как ревностный протестант, не всегда был беспристрастен в описании современного ему состояния протестантской церкви Англии, видя в нём по сравнению с прежними временами католицизма, может быть более хорошего, чем было на самом деле. В большей или меньшей степени от такого упрека почти никто не может быть свободен, a слепым фанатиком Гаррисон вовсе себя не заявлял. Как ни враждебно напр. относился он к католическим монахам, однако восхваляет их за те постройки, какими они украсили Англию. С другой стороны, находя современное ему протестантское устройство английской церкви неизмеримо лучшим сравнительно с католическим, он всё-таки сильно восстаёт против многоразличных налогов, обременяющих теперь духовенство. и не скрывает страшных злоупотреблений, проистекающих из слишком свободного и бесцеремонного со стороны мирян пользования правом патроната. Достаточно беспристрастный в своих личных взглядах, Гаррисон и к заимствуемым от других сведениям относился с большою осторожностью. В своём предисловии он говорит, что ему стоило большого труда примирять иногда несогласные свидетельства об одном н том-же предмете различных письменных памятников, а собирая устные показания, он старательно замечал, в чем все свидетели согласны между собою и в чем противоречат друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

480 Williams G. Op. cit. P. XXII. 481 Ibid. P. XVIII. 482 Сочинение д–ра Базира «А Letter, Written by the Reverened Dr Basier [sic] Relating His Travels, and Endeavours to propagate the Knowledge of the Doctrine and Discipline, established in the Britannick Church, among the Greeks, Arabians, etc.» опубликовано как часть его книги «The Ancient Liberty of the Britannick Church» (1661) и в более доступном издании: «The Correspondence of Isaac Basire, D. D.»/Ed. N. Darnell. 1831. Я цитирую no последнему изданию, p. 115–116. См. также: Evelyn J. Diary, 10 November 1661/Everyman edition. Vol. I. P. 363; Williams G. Op. cit. P. XI, цитирует письмо Базира к Антуану Леже, в котором он говорит, что послал перевод на «ромейский язык» англиканского катехизиса четырем восточным патриархам. Александрийский патриарх, кажется, не ответил ему, но остальные трое высоко оценили его. 483 О полемике между Клодом и Арнольдом см.: Arnauld Α. La Perpetuite de la Foy, и ответ Клода: Reponse au livre de Mr. Arnauld entitule La Perpetuite de la Foy, а также: Аутоп J. Monuments authentiques de la religion des Grecs et de la faussete de plusieurs confessions de foi des Chretiens. P. 38 ff.; Smith T. An Account of the Greek Church. P. 277–279. Вероятно, гугеноты получали информацию от Мелетия Пантогалоса, ученика Лукариса, который провел несколько лет в Голландии и опубликовал там декларацию веры в поддержку «Исповедания» Лукариса; Клод цитирует его в доказательство своих утверждений (Op. cit. Р. 443–444). См.: Rozemond К. Op. cit. Р. 30–31. 484 Smith Т. Account of the Greek Church. P. 148–153. 485 Этот документ был выборкой из «Исповедания веры» Досифея (см. ниже) и подписан теми же лицами, которые подписывали и «Исповедание». Полностью он приводится в кн.: Williams G. Op. cit. P. 67–76. 486 Ricaut(Rycaut) P., sir. The Present State of the Greek and Armenian Churches, Anno Christi 1678 (1679); Сэр Пол написал также: Idem. The History of the Turkish Empire from 1623 to 1687; Idem. The Present State of the Ottoman Empire. Первое из этих произведений было опубликовано как продолжение второго тома Knolles R. The Turkish History (6 , h edition). 1679 и дополнительный том: The History of the Turks, 1679–1699 (1700).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Учение мормонов – это странная смесь всевозможных религий и верований, какие только существуют в мире. Это подтверждают сами мормоны: «Наш долг и призвание как служителей того же самого спасения и Евангелия – собирать каждую крупицу истины и отметать каждую ошибку. Если истина находится у явно неверующих, или у универсалистов, или в римской церкви, или у методистов, в англиканской церкви, у пресвитерианцев, баптистов, квакеров, шейкеров или в любой другой из многообразных и многочисленных сект и групп, каждая из которых имеет истину в большей или меньшей степени… » (1, с. 17). Дж. Смит мл. без обиняков говорит, что определённые «истины» для своего учения были им почерпнуты и в аду: «Я хочу сказать моим друзьям, что мы верим во всё доброе. Если вы сможете найти какую-нибудь истину на Небе, на Земле или в аду, то она принадлежит нашему учению» (1, с. 17). Странно искать истину и добро в аду, не правда ли? 4.4. «Учение и заветы» ЦИХСПД. Драгоценная Жемчужина» «Пророчества» руководителей ЦИХСПД собраны в книгу «Учение и заветы ЦИХСПД. Драгоценная Жемчужина». Согласно введению (16, с. эта книга есть не что иное, как: «современное Священное Писание , данное Богом через Его избранных пророков для восстановления Его святых трудов и для создания Царства Божия на Земле в эти дни» . Книга состоит из 137 разделов-откровений Джозефа Смита младшего, 138-го раздела – видения 6-го президента ЦИХСПД – Джозефа Ф. Смита , официального заявления 1 содержащего видение 4-го президента ЦИХСПД Уилфорда Вудраффа и официального заявления 2 – о полученном откровении 12-м президентом ЦИХСПД Спенсером В. Кимбеллом (сейчас у власти 15-й президент). Сразу же следует заметить, что, если на протяжении 1823–1847гг. (25 лет) было получено целых 138 «пророчеств», то за период 1848–2003гг (156 лет) «аж» целых три которые удостоились чести быть доктринальными: в 1890г., 1918 и 1978гг. По видимому, президенты-«пророки», которые возглавили ЦИХСПД после Дж. Смита мл., не говорили ничего такого своей пастве, что потянуло бы на пророчество.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

За судами последует период всеобщего блаженства для человеческого рода, а также для всей твари на земле, который кратко называется Тысячелетним Царством. Пришествие Христа произойдет либо до начала Тысячелетнего Царства, либо как раз при его наступлении. Великая пророческая эпоха длиной в 1 260 лет, начавшаяся во время правления Юстиниана, ко времени французской революции закончилась; после нее начнутся события, непосредственно связанные с будущей эпохой Христа и, очевидно, уже очень близкие. Поэтому на каждом, кто разделяет эти убеждения, лежит ответственность настоятельно напоминать миру об истине этих основополагающих учений (Roßteuscher 1928, 106). Помимо Генри Драммонда и Хью Мак-Нила к олберийской группе принадлежали и другие известные проповедники того времени. Одним из самых популярных был лондонский проповедник шотландской пресвитерианской церкви Эдвард Ирвинг (1792–1834). Его отношения с олберийцами не совсем однозначны (Eggenberger 1953, 15), однако этот человек, которого любили слушать, но так и не назначили апостолом, везде распространял процитированную выше информацию и ввел в своих богослужениях использование духовных даров. За это шотландский Генеральный Синод снял Ирвинга с поста. Параллельно развивались события в рядах шотландского движения возрождения, где часто просили Бога о новом излиянии Духа и усердно молились о возрождении духовных даров. Всплеск пробуждения с исцелением больных, говорением на языках и пророчествами произошел в Глазго. «Сутью пророчеств было провозглашение скорого пришествия Христа. Звучал и призыв к восстановлению служения апостолов» (Obst 1996, 13). С этим движением связывают имя пастора Кэмпбелла, который также был снят с должности Синодом. Ожидание скорого пришествия Христа все усиливалось. Люди чувствовали себя исполненными Духом Святым и ожидали Его дальнейшего излияния. Чудесное исцеление сестры Кэмпбелла, которая до исцеления говорила о предстоящем излиянии Духа, было воспринято как знамение начала нового времени. Молитвы о ниспослании Духа и апостолов, которые бы подготовили Невесту для грядущего Господа, начали исполняться. Эту весть из Шотландии привез в Англию юрист Джон Бэйт Кардэйл (1802–1877). В Англии также начались излияния Духа и проявления даров исцеления и пророчества. Олберийская группа, прежде причислявшая себя к англиканской церкви, отделилась от нее и образовала свои собственные общины. Вскоре в Лондоне уже было 7 общин. Центральной церковью руководил Ирвинг. Призывы к восстановлению первоапостольской церкви становились все громче. Общины считали себя «Невестой-Церковью Христа последнего времени» и ожидали восстановления изначальных, подлинных служений, перечисленных в Еф. 4:11 – апостолов, пророков, евангелистов и пасторов или учителей (13).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoapos...

Реформа или реформация? 1 Снова вопрос о церковной реформе становится «злобой дня»... Заговорили епископы, белое духовенство и миряне... Совсем, как десять дет назад! Разве записка думского духовенства – не то же, что «платформа», объединявшая когда-то «32-х священников»? 2 Будет ли и может ли быть какой-нибудь толк из всех этих «разговоров» о церковном обновлении?! Восемь лет тому назад в качестве ближайшего участника журнала «Век» (органа церковных обновленцев) я отдал дань оптимизму. Но с тех пор много воды утекло, и я больше не верю в возможность реформы Церкви. Больше того, я не верю, чтобы в это верил кто-нибудь искренно. Что же: лгут? Нет, не лгут, а сами себя обманывают. Столь резкие и категорические заявления – результат долгих, мучительных лет наблюдений и размышлений. «Реформа Церкви» – это «обман, нас усыпляющий». Иллюзия, которой мы себя тешим. Возможно новое религиозное движение, но это уже не реформа, а реформация. «Страшное слово» для всех, даже самых смелых церковных обновленцев. А между тем, или надо произнести это слово, или вообще отложить всякое попечение! 3 Но почему же невозможна церковная " реформа»? Обычно наши обновленцы рисуют дело очень просто: Один предлагает реформу учебных заведений... Другой – реформу прихода... Третий – реформу консисторий... Более смелые идут дальше: требуют созыва церковного Собора и даже отделения Церкви от государства! Но всех их объединяет наивная вера, так убийственно похожая на самообман: они верят, что достаточно Синоду «захотеть», – и явятся «реформы», и наступит церковное обновление. Но в том-то и суть, что Синод не может этого захотеть. Судьбами Церкви управляют не случайно «вызванные из епархий» архиереи, а силы более глубокие, более сложные, корни которых теряются в глубине истории. Назовите мне хоть одну религию, которую бы спасли «реформы»? Ведь и Лютер начал с «обновления» католицизма. И Гус сначала не думал о «реформации», а требовал «реформ». Попытки обновления англиканской церкви ведут лишь к усилению сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В другой раз я был дежурным офицером в штабе командования Северной Ирландии, и одной из моих обязанностей было с группой солдат проверить посреди ночи безопасность командующего армией, жившего в пригороде с небольшим отделением вооруженной охраны. Мы ехали на тентованном Лендровере. На пути к дому командующего мы подъехали к баррикаде: дорога была перегорожена бревнами. Мы все выпрыгнули из нашей машины с оружием наизготовку, вскоре с другой стороны подошел бронетранспортер и разрушил баррикаду. Когда бронетранспортер закончил работу, он остановился, и некто изнутри сказал, что их обстреляли из-за бревен. Я не видел лица того, кто говорил, но мы все слышали, что он сказал. Позже я разговаривал с водителем нашей машины, и тот сказал, что обычно мы подъезжали с той стороны, откуда прибыл бронетранспортер, но он решил поехать другим маршрутом в эту ночь. На нас устроили засаду! Я изложил все подробности в докладе дежурного офицера и забыл об этом до следующего дня, когда адъютант позвонил мне, чтобы я описал этот бронетранспортер и подробно все рассказал. Потом он сказал, что у них нет записей о том, что какой-либо бронетранспортер находился в этом районе в это время, и он не может объяснить случившееся. Потом я осознал интуитивно, что нас спасла не земная помощь. Я также читал о подобных случаях божественного вмешательства в других военных конфликтах. И вот, второй раз в этой командировке, я почувствовал, что благодать Божия была со мной. Мир окутал меня. И я пребывал в мире во время двух моих поездок в Северную Ирландию и на протяжении всей моей жизни. И по сей день я не могу понять, почему я выжил, а мой друг – нет. Я знаю только, что Бог коснулся моей жизни и даровал этот мир, превосходящий всякое разумение. И я постоянно вспоминаю эти события, когда мне плохо, чтобы напомнить самому себе, что Бог со мной, и у моей жизни есть цель. Проповедь Евангелия Мое пребывание в Британской армии продолжалось более 10 лет. Теперь я мог последовать своему призванию. Первое, что я сделал, – присоединился к миссионерскому отделу Христианского Союза Офицеров. Один из моих лучших друзей в свое время оставил службу в армии и присоединился к Ассоциации Христианских конференций Обучения и Служения . Он работал в Африке, Европе, объединял офицеров-христиан различных армий и родов войск, вдохновлял их. Это было замечательное служение, и я какое-то время путешествовал с ним по Европе.

http://azbyka.ru/way/put-anglikanskogo-p...

Офицеры представляли другую аудиторию, но в основном относились ко мне с уважением. Они знали, что у священника своя, особая роль на войне. В Первую мировую войну среди капелланов были наибольшие потери из всех родов войск, потому что они все время находились на передовой, с солдатами. Всего я прослужил в Австралийской армии 7 лет. Теперь я был готов вернуться к приходскому служению с большим пониманием Австралии и австралийцев, чем раньше. Кризис Меня направили служить в приход св. Луки в Мельбурне в пригороде Северный Спрингвэйл. Прослужив с молодыми людьми в течение 7 лет, я чувствовал призвание работать с молодежью. Мы служили англиканскую литургию, и я облачался в ризы во время службы. Также у нас был ряд программ для молодежи. У нас была музыкальная группа. Наш приход был первым в Австралии, где была введена программа Альфа-Евангелизма. Это удивительная программа, она помогала людям прийти к вере. Мы также ввели Призыв к служению – прекрасный курс обучения для прихожан. Мы возрастали. Дела шли весьма успешно в течение почти 10 лет. И вот, совершенно неожиданно, пошла навязчивая пропаганда рукоположения женщин. И здесь то, чему меня учил доктор Питер Тун, заставило меня остановиться и задуматься: «Что происходит? Церковная история насчитывает уже 2000 лет, и внезапно мы собираемся изменить такую важную вещь? Если это правильно, то почему Иисус не сказал нам об этом, и почему Дух Святой не поведал нам об этом за последние 200 лет?» Я попал в затруднительное положение, пытаясь понять, какую сторону мне избрать в этом вопросе. На том этапе у меня было два англиканских авторитета: Джон Стотт и Джи Ай Пэкер. Я решил, что буду придерживаться их позиции. Меня привело в смятение то, что Джон Стотт был за рукоположение женщин, а Паркер был решительно против. Мне не удалось спрятаться за их авторитет! Мне пришлось самому читать и размышлять, искать и испытывать обе стороны вопроса. Одна из книг, что я выбрал, называлась «Равные и различные» Майкла Харпера, священника Англиканской церкви.

http://azbyka.ru/way/put-anglikanskogo-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010