Эти факты, следовательно, должны быть признаны лишь случайными исключениями и отнюдь не таковы, чтобы по ним можно было составлять суждение об установленном в то время церковном учении. К разряду таких же исключений следует, по нашему мнению, отнести и тот документ, изданный на имя шотландца Моррисона, в котором мы видим единственное официальное разрешение на служение в англиканской церкви лицу пресвитерианского поставления, исходящее от власти церковной. Совершенно исключительный характер имеет этот документ прежде всего потому, что он единственный и ещё чего-либо подобного мы не находим, а затем исключителен он и по обстоятельствам своего происхождения. То было время, когда пуританствующая партия в Англии приобрела уже довольно значительную силу, что отразилось заметно и на настроении парламента, а с другой стороны в Кентерберийской епархии, где выдан был документ Моррисону, это была пора, так сказать, междуцарствия, так как архиепископ Гриндаль, хотя номинально и оставался на своей кафедре, в действительности находился под запрещением и от управления делами епархии был устранён. В виду таких обстоятельств документ Моррисона представляется нам отчасти уступкой притязаниям той партии, которая в данную минуту обнаружила заметную силу, а отчасти и продуктом некоторого нестроения, когда во главе епархиального правительства стоял не действительный представитель церковной власти, архиепископ; а его случайный и временный заместитель, генерал-викарий Обрэй, сам по себе совсем не обладавший таким авторитетом, чтобы выступать достойным выразителем церковных воззрений. Случайною уступкой обстоятельствам времени нужно, нам думается, признать и знаменитое определение статута 1571-го года (13 Eliz. ch. 12). Парламентская сессия этого года имела, как известно, особенный характер; она открылась после целого ряда таких событий, которые весьма сильно повлияли на общественное настроение. Чрезвычайный наплыв в Англию и настойчивая, тайная деятельность римско-католических патеров, в особенности иезуитов; учреждение на континенте специальных семинарий для воспитания английских эмигрантов к миссионерской деятельности, задача которой состояла в том, чтобы бороться против англиканской церкви и покорить её снова власти папы; обилие тайных заговоров, устроившихся папистами для ниспровержения существующего в Англии правительства; грозное вооружённое восстание на севере под предводительством графов Нортумберлэнда и Уэстморлэнда; отлучительная булла папы на английскую королеву с призывом её подданных – отказать ей в повиновении, а католических государей Европы – вооружённым вторжением лишить её престола; вести из Европы о действительно совершающихся будто бы приготовлениях к грозному нашествию на Англию для исполнения над ней папского приговора – всё это были такие явления, которые в конце шестидесятых годов вызвали в Англии сильное патриотическое возбуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Кранмер ввел в Англиканской Церкви причастие под двумя видами – хлебом и вином (у католиков – облаткой), разрешил духовенству вступать в брак и ввел в практику богослужения так называемый «Общий молитвенник», который употребляется у англикан и по настоящее время. Большую роль в деле реформации в Англии играла королева Елизавета I, дочь Генриха VIII. Воспитанная своей матерью, протестанткой Анной Болейн, Елизавета, вступив на королевский престол, сейчас же освободила всех узников совести. Как и ее отец – Генрих VIII, она объявила себя главой Англиканской Церкви и продолжила ее реформу. С помощью протестантских богословов она ввела церковный порядок, который и сегодня существует в англиканском исповедании, а именно: ритуал – в отношении многих обрядов и некоторых таинств – остается католическим, а вероучение вводится в основном кальвинистское, и излагается оно в 39 пунктах. Система управления остается епископальной. Эта смесь Католицизма и Протестантизма является характерной чертой Англиканской Церкви и сегодня. В 1570 году папа отлучает Елизавету от Церкви. Реформация в Швейцарии Третья ветвь ортодоксального Протестантизма – кальвинизм, зародился в Женеве. Жан Кальвин родился в 1509 г. во Франции в Нойоне. Изучал богословие, законоведение, был видным гуманистом. В 1536 г. Кальвин прибыл в Женеву и здесь приступил к работе над трехтомным трудом «Наставление в христианской вере». Кальвин находился под сильным влиянием Мартина Лютера, и все же он шел своим собственным путем. Характерным в учении Кальвина является учение о предопределении, на чем мы остановимся подробнее, когда будем говорить о «партикулярных» баптистах. Надо лишь заметить, что это учение Кальвин во многом заимствовал у блаженного Августина , но преломил и трансформировал его так, как переосмыслил его сам. Кальвин, как и Цвингли, действует совместно с городским Советом Женевы. Он вводит в жизнь граждан такую духовную дисциплину, что по своей строгости она не имела аналогий. Он ввел систему церковных наказаний буквально во все области жизни. Самое строгое наказание – смертельная казнь, полагалась за богохульство. Непочтение к родителям наказывалось также сурово. Строго наказывалось прелюбодеяние. Полагалось наказание за картежную игру, танцы, увеселительные мероприятия. Если человек не приносил покаяния в церковной общине, его предавали светскому суду, который приговаривал виновного к каторге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В резолюции по докладу «Об англиканской иерархии» решено признание действительности англиканской иерархии считать возможным, «если между православной и англиканской церквами предварительно установится формально выраженное единство веры и исповедания». По вопросу о церковном календаре совещание приняло решение праздновать пасху только по старому (юлианскому) стилю, а неподвижные праздники – по существующим в автокефальных церквях календарям Наблюдение за поведением прибывших на торжества делегаций и высказывания в конфиденциальных беседах отдельных глав и членов делегаций помогли установить, что экзарх Болгарский Стефан, хитрый, прожженный политикан, типичный хамелеон, поддерживал в Москве связи с Константинопольским экзархом митрополитом Германосом и главой Греческой делегации митрополитом Хризостомосом, с которыми вел конспиративные беседы. По мнению Совета, прибытие Константинопольской и Греческой делегаций вызвано желанием разведать силы, сплачивающиеся вокруг Московской Патриархии, крепость этого объединения и не собирается ли Московское совещание присвоить патриарху Алексию прерогативы Вселенского в ущерб Константинопольскому патриарху. Беспокойство это вызвано и тем, что американцы второй год шантажируют и вынуждают через греков и турок Константинопольского патриарха Максимоса уйти в отставку, чтобы посадить на его место Нью-Йоркского архиепископа Афиногораса-грека, намеревающегося переменить американское подданство на турецкое. Известная Совету близость митрополита Стефана к английской миссии в Софии заставляет думать, что прибытие на торжества в Москву этих делегаций организовано англо-американцами не без участия Стефана. Об антисоветских высказываниях Совет располагает только в отношении члена Сербской делегации митрополита Скоплянского Иосифа, который, касаясь достижений Советского правительства и благоустройства Москвы, заявил, что «все это построено на крови и страданиях народа». Митрополит Иосиф известен Совету с 1945 г., как ярый реакционер, находящийся в оппозиции к Сербскому патриарху Гавриилу и ориентирующийся на Запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При каноническом анализе «матфеевской» иерархии следует учитывать, что православное каноническое право знает исторический прецедент возникновения раскольнической иерархии от одного епископа. В начале IV века иерарх Александрийской Церкви епископ Ликополя Фиваидского Мелетий, уйдя в раскол, единолично совершил 29 архиерейских поставлений. При ликвидации «мелетианской схизмы», по решению отцов I Вселенского Собора, у вернувшихся из раскола иерархов не отрицалось их епископское звание, но и не признавалась действительность рукоположения, совершенного вне Церкви. Непременным условием их воссоединения с Церковью было прохождение процедуры руковозложения, которое воспринималось как новое поставление, устранявшее недостаточность рукоположения в схизме 274 . В случае с хиротонией епископа Спиридона (Пасиоса) наблюдается полное попрание канонических принципов, поскольку посвящение совершал только один архиерей, да и тот сомнительного канонического статуса, при полном отсутствии согласия на это не только со стороны канонической Церкви, но и от всех старостильных иерархов. Решением Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви хиротония первого «матфеевского» епископа была признана неканоничной и недействительной 275 . Давая оценку произошедшему, можно отметить, что основной причиной антицерковного деяния епископа Матфея (Карпафакиса) видится его извращённое экклезиологическое сознание и патологическая психология схизматика, которую, по слову протоиерея Владимира Воробьёва, характеризуют «накал страстей, демоническая гордыня, доходящая до фанатизма, побуждающая противопоставлять себя всем на свете и считать себя последним устоявшим в истине» 276 . В контексте канонического анализа достоинства «матфеевской» иерархии весьма примечательным является один из аргументов, выдвигаемых апологетами епископа Матфея (Карпафакиса). Указывая на решение о признании действительности англиканской иерархии, принятом Константинопольским Патриархатом в 1922 году, они вопрошают о том, каким образом для первой по чести Поместной Православной Церкви канонический статус Англиканской Церкви оказался более близким, чем статус православных ревнителей-старокалендаристов 277 . В данном случае со всей наглядной очевидностью демонстрируются негативные последствия политически ангажированной политики Фанара, приведшей к недопустимому, из-за несогласованности со всем православным миром, принятию решения о признании англиканской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый закон о религии, опубликованный в 1929 году, разрешал лишь безбожную пропаганду. Каждая попытка публично защищать веру в Бога теперь каралась, как уголовное преступление. Сталин на опыте убедился в ошибке Ленина, считавшего, что в споре между верующими и неверующими победа всегда обеспечена атеистам, и потому допускавшим в законодательстве как антирелигиозную, так и религиозную пропаганду. Началось повсеместное закрытие церквей и систематическое уничтожение верующих. На этот раз гонения на христиан вызвали протесты на Западе. Они раздались особенно громко в Англии. Архиепископ Кентерберийский Космо Ланг (1864–1945) призвал всех членов англиканской Церкви принять участие в молитве о жертвах преследования. 16 марта 1930 года был выбран днём всенародного моления. Главная служба была совершена самим архиепископом в Вестминстерском аббатстве. На ней присутствовал митрополит Евлогий, приехавший из Парижа. В тот день, знаменательно, вся Англия, как далёкая Россия, в первый раз в ту бесснежную зиму, оказалась занесённой снегом. Эти протесты не остались незамеченными Сталиным. Митрополиту Сергию было приказано принять иностранных журналистов и передать им заранее отпечатанную декларацию, в которой отрицалось гонение на верующих. При этом свидании митрополит Сергий уклонился от всяких объяснений. Интерес к Православной Церкви среди высшей иерархии англиканской Церкви отразился на нашем англо-православном Содружестве. На её четвертую конференцию, происходившую в Хай-Ли (25–30 апр.) приехал архиепископ Кентерберийский, был на ней и митрополит Евлогий. Этим было подчёркнуто значение нашей неофициальной и только что начинавшейся работы. Архиепископ, в своей лиловой рясе, с белоснежными волосами и с лицом английского аристократа казался старцем, но когда он заговорил о своей вере в возможность соединения наших двух Церквей-сестёр, его голос зазвучал с силой молодости. Митрополит Евлогий отвечал ему так же вдохновенно. На этом съезде смогла быть Милица. Епископ Фрир неоднократно беседовал с нами. Он внимательно расспрашивал меня о моих занятиях в Мерфильде и советовал продолжать изучение церковной истории. Был, упомянут Оксфорд, как одно из мест, где мне следовало бы заниматься. Всё это было так неожиданно, идея казалась прекрасной, но неосуществимой. У нас не было никаких средств и я не имел ни малейшего представления об условиях поступления в этот университет, труднодоступный даже для избранного английского меньшинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

—608— странице, двадцать восемь номеров приложений и предметный указатель. Труд докт. Лаундеса носит название «защита англиканского священства»; но, благодаря специальной цели, защита эта имеет некоторые свои особенности. Задача автора состоит не в исследовании вопроса об англиканском священстве вообще, но лишь в опровержении папской буллы «Apostolicae Curae», а потому в книге его, с точки зрения этого вопроса, не трудно заметить с одной стороны значительные пробелы, с другой же чрезмерную полноту. В защите англиканского священства имеет напр. существенную важность твердая установка исторического факта рукоположения архиеп. Паркэра и оправдание его подробностей, так как факт этот в противоангликанской полемике и до настоящего времени не перестает еще подвергаться возражениям. Лаундес совсем оставляет этот вопрос в стороне, потому что папская булла, по его мнению, уже признаёт факт рукоположения Паркэра доказанным и вопроса о нем не ставит. Насколько автор прав в этом случае по существу дела, – это еще вопрос, так как прямого признания факта в булле не имеется; она лишь обходит этот вопрос, не произнося по нему своего суждения, но раз он в булле не ставится, автор, при специальной задаче своей книги, имеет, конечно, право и со своей стороны оставить его без рассмотрения. – В защите англиканского священства весьма важно установить, какое число таинств признаётся англиканскою церковью и вводит ли она в круг их священство. С православной точки зрения, этот вопрос, по моему мнению, имеет даже исключительное значение. Между тем, папская булла его не ставит, а потому и в книге Лаундеса он оставлен без рассмотрения 1788 . С другой стороны, полемическая тенденция книги значительно расширила ее размеры. Автор поставил себе задачей разобрать папскую буллу, не только по существу затронутых в ней главных вопросов, но во всей ее полноте и подробностях. Он разделил ее на 113 отдель- —609— ных пунктов и рассматривает их шаг за шагом, как будто стараясь ни одной фразы не оставить без опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому возражения западных и восточных богословов и отрицательное отношение их Церквей к вопросу о действительности англиканских рукоположении вполне оправдываются самим содержанием «39 членов». При их толковании англиканские богословы сталкиваются с буквально трагическими обстоятельствами, в которых англиканское сознание не узнает самого себя, и поэтому приписывают этим статьям собственно не значение «членов веры» или символической книги, но придают им лишь характер упрощенного изложения религии, в котором фактически выражено не положительное, а скорее отрицательное учение. Другими словами, эти «39 членов» не представляют собой догматического документа, но имеют скорее исторический характер, в котором нашел себе выражение компромисс между католическим и кальвинистским течением в эпоху реформации. Их обязательность в отношении подробностей давно перестала быть абсолютной даже для кандидатов священства 88 и если еще не последовало их формального отменения, то это объясняется лишь чисто политическими соображениями, связанными с внутренним единством и сохранением мира в стране 89 . Обычно «39 членов» низводятся англиканами на степень «второразрядного» документа по сравнению с «общеупотребительной книгой молитв The Book of Common Prayer», которая считается авторитетным выразителем учения Англиканской Церкви, и поэтому-то смысл «39 членов» необходимо истолковывать только в согласии с вышеназванной книгой (молитвенником). Так, для того, чтобы доказать их веру в божественное происхождение священства,– и косвенным образом, что священство носит характер таинства,– англиканские теологи цитируют предисловие «Ординала», в котором все три иерархические степени предусмотрены, как таковые, и что полномочия, присущие каждой степени, сообщаются через рукоположение, совершаемое епископом во время литургии. Основываясь затем на Евхологии (Требнике), они утверждают, что не оставляются без внимания и значения остальные таинства, в заключениях же, которые формулируются при разных переговорах с православными богословами, англиканские представители заявляют, что они признают Вселенские Соборы в православном духе и смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дар-эс-Салам, Танзания, 16 февраля, Благовест-инфо. Встреча примасов англиканских Церквей со всего мира официально началась 15 февраля в окрестностях Дар-эс-Салама, экономической столицы Танзании, сообщает сайт Christian Today . В конференции, которая продлится до 19 февраля, принимают участие 35 из 38 англиканских примасов мира, включая духовного лидера Всемирного англиканского сообщества архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса. Встреча проходит за закрытыми дверями, однако известно, что первым же вопросом для обсуждения стала ситуация вокруг Епископальной Церкви США. В этой Церкви в 2003 году был рукоположен первый в англиканской истории епископ–гей, из-за чего многие консервативно настроенные Церкви Африки и Южного полушария разорвали с ЕЦ США  отношения. До начала конференции несколько консерваторов заявили, что не сядут за один стол с женщиной-примасом американской Церкви Катарин Джеффертс-Шори, которая открыто выступает за широкое принятие гомосексуалистов Церковью. Тем не менее, встреча началась с участием епископа Джеффертс-Шори, которая должна была выступать на первых двух сессиях заседания. «Ее присутствие на встрече не ставится под вопрос», -- подчеркнул пресс-секретарь Англиканского консультативного совета каноник Джеймс Розенталь. По словам Розенталя, Джеффертс-Шори находится в Дар-эс-Саламе «по праву», которое подтвердил архиепископ Уильямс. Известно, что за несколько дней до начала конференции, когда доктор Уильямс только прибыл в Танзанию, консервативные примасы во главе с нигерийским архиепископом Питером Акинолой вручили архиепископу Кентерберийскому письмо, в котором просили его не допускать Джеффертс-Шори на конференцию. Консерваторы также высказывались против допуска в Дар-эс-Салам в качестве гостя встречи архиепископа Йоркского Джона Сентаму – второго лица в иерархии Церкви Англии. Выступая перед журналистами, архиепископ Австралии Филлип Аспиналл опроверг опасения о том, что встреча в Дар-эс-Саламе может привести к расколу Англиканского сообщества. «Речь о схизме на нашей встрече вообще не идет», -- подчеркнул австралийский примас.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А.И. Булгаков По поводу «Защиты» папского определения, составленной Английскими католическими епископами в конце 1897 года (смотр. ниже). Вопрос об Англиканской иерархии в последние пять лет является одним из самых крупных и важных вопросов, обсуждаемых представителями богословской науки. Труды, посвященные обсуждению его учеными и публицистами в Англии, Италии, Франции и России, столь многочисленны, что простое перечисление их может составить объемистую брошюру 1 . Причина такого внимания к названному вопросу заключается в том, что от такого или иного решения его зависит решение вопроса о сущности англиканства и его отношении к тем христианским вероисповеданиям, которые в церковной иерархии видят Божественное учреждение, непрерывно и преемственно долженствующее существовать в Церкви Христовой во все времена её существования, т. е. до скончания века, следовательно, такое учреждение, без которого невозможно самое бытие Церкви Христовой. Вопрос об Англиканской иерархии возник с самого начала её существования, т. е. с XVI века, когда необходимо было решить вопрос об отношении её к римскому католицизму; но, – как это ни удивительно, – он не был удовлетворительно разрешен в течение трех веков; да, можно сказать, не решен удовлетворительно и окончательно и до настоящего времени. Мы не имеем в виду излагать подробно историю попыток к решению его, а хотим познакомить читателей нашего журнала с положением и постановкой этого вопроса в настоящее время. Для всех представителей христианских вероисповеданий, заинтересованных в окончательном решении вопроса об Англиканской иерархии, вопрос этот распадается на две половины: историко-каноническую и догматическую. Первая может быть формулирована так: «Имеет ли современная Англиканская иерархия непосредственную связь с иерархией Апостольской?» или другими словами: «Сохранилось ли в ней Апостольское преемственно-непрерывное рукоположение?» Вторая половина вопроса представляется в таком виде: «Имеет ли современная Англиканская иерархия те необходимые свойства и качества, без которых невозможно существование иерархии по мысли её Божественного Основателя?» или: «Такова ли современная Англиканская иерархия, каковою она должна быть с точки зрения св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/k-vo...

– Мы стараемся обсуждать эти вопросы в контексте формирования партнерства на всю жизнь, несмотря на то, что многие поступают по-другому. Мы стремимся к тому, чтобы дети понимали: люди могут делать различный выбор, но не наше дело их осуждать. Мы, безусловно, излагаем традиционное христианское учение о детях и родителях, браке между мужчиной и женщиной, но одновременно с уважением относимся к тому, что многие люди формируют отношения, находящиеся за рамками традиционного христианского понимания. В контексте учения Англиканской церкви мы, конечно, не говорим о поддержке однополых браков, но мы признаём, что учащиеся и сотрудники школы могут иметь различную ориентацию. При этом мы не рассуждаем в категориях «норма» и «отклонение», но говорим о традиционном учении христианства наряду со многими другими религиями. Мы объясняем, что, взрослея, приходится делать выбор, но у нас есть вера, и эта вера становится значительным фактором в определении того, какие формы отношений мы избираем. – В британской прессе появлялись сообщения, что в связи с легализацией однополых браков растет давление на церковные школы, – я не могу не обратить внимание собеседника на прочитанную мной информацию. – Выдвигаются требования, чтобы в школах учили о «равенстве», утверждающем, что однополые браки не отличаются от браков между мужчиной и женщиной. В то же время церковное учение, включая таковое Англиканской церкви, говорит по-другому. Как же вам удается справляться с вызовами, связанными с либерализацией британского законодательства в области семейных отношений? Наш подход такой: мы говорим: “Вот христианское вероучение – что вы об этом думаете?” – Наверное, это в большей степени вызов для Англиканской церкви , – отвечает Алан. – В школе мы объясняем, что говорит на эту тему Евангелие и христианская традиция. Но мы не учим ребят выносить однозначные суждения: «Это то, что я должен делать и говорить». Наш подход иной. Мы говорим: «Таково христианское вероучение – что вы об этом думаете? Внесены изменения в закон – что вы об этом думаете?» Мы хотим, чтобы учащиеся тщательно всё обдумывали, а не получали от нас готовые рецепты.

http://pravoslavie.ru/93415.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010