Второе толкование. Помимо понимания двух животных как двух херувимов, изготовлен­ных из золота и размещенных на очистилище ковчега Завета во Святом Святых, есть другое таинственное понимание их как двух серафимов, воспевших Трисвятую песнь в небесном храме вокруг престола Ягве Са­ваофа 425 . ...Видел я (Исаия) Господа, сидящего на престоле высоком и пре­вознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они ОДИН К ДРУГОМУ и говорили: Свят, Свят, Свят Ягве Саваоф! вся земля полна славы Его! 426 Кто такие серафимы? Это высшие ангельские существа, окружающие престол Господа славы. По ангельской иерархии св. Дионисия Ареопагита это высший, девятый ангельский чин. На херувимах Господь восседает, а серафимы окружают его. В иудейском и христианском Предании имеют­ся, кстати, и другие классификации ангельской иерархии (двенадцати-, де­сяти- и девятичинная). Свои классификации предлагали «Постановления апостольские» (херувимы, серафимы, зоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы), св. Григорий Богослов (ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения, разумения). (серафим) означает «огненные», «пламенеющие». На Древнем Ближнем Востоке серафимы представлялись в виде крылатых, неземных су­ществ. Это могли быть летучие змеи 427 , летучие драконы 428 , именуемые по-еврейски, (сараф). Видимо, эти параллели не случайны. Скорее всего, они порождены мистическими видениями восточных магов, которым могли являться падшие ангелы из серафимского чина. В 6-й главе Исаия видит, безусловно, серафимов в их первозданном совершенстве пла­менеющими любовью к Богу. Кстати, это единственный случай в Библии, где пророку являются серафимы. Херувимы упоминаются неоднократно в разных местах. Может быть, не случайно и сатана именуется «древним зми­ем», что является искаженным образом истинных серафимов?... Православ­ная традиция придает серафимам лики человеческие, то есть образ Божий, утраченный Люцифером.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 3: Ангелы в жизни мира Откровение св. Иоанна Богослова, в числе многих других, показывает и ту тайну, что человеческая история, имеющая духовным средоточием, конечно, историю Церкви, совершается при непрестанном и деятельном взаимодействии ангельского и человеческого мира. Человеческую историю делают ангелы и человеки, и образ этого делания раскрывается на протяжении всей этой пророческой книги. Остановимся кратко на отдельных видениях. Первое видение относится к семи церквам, заключая в себе, быть может, общую типологию церковной жизни. Сын Человеческий держит в руке семь звезд и семь золотых светильников, причем «семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников суть семь церквей» ( Откр. 1, 20 ). Уже этим установляется прямое соответствие между человеческою и ангельскою церковью 45 , причем в дальнейшем Христос обращается к церквам в лице их ангелов: «Ангелу Ефесской церкви напиши» (2,1) и «Ангелу Смирнской церкви напиши» (2,6), далее Пергамской (2,12), Фиатирской (2,18), Сардисской (3,1), Филадельфийской (3,14). Далее следует видение 4-й главы: сидящий на престоле и двадцать четыре старца. Они изображают полноту человеческого мира: двенадцать ветхозаветных родоначальников племен Израилевых вкупе с 12 апостолами, родоначальниками нового Израиля 46 . С ними соединяются перед престолом Агнца четыре животных, представляющих ангельские миры (причем и эти четыре ангельских животных нарочито со-человечны, ибо они же суть символические спутники четырех евангелистов, чудесно запечатлевших четверояко лик Христа). Далее «ангел сильный» (5,2) предваряет раскрытие книги свершения судеб мира и снятие с нее печатей, свидетельствуя о силе боговоплощения. «Никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть и читать сию книгу» (5,6). «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца (т. е. высшие представители ангельского и человеческого мира, неба и земли) пали пред Агнцем... и поют новую песнь, говоря: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати: ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и племени; и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Доколе будут нас занимать глыбы или кружки этих камней блестящих – золота, серебра, меди? Или глыбы этой сладкой дресвы 89 , называемые сахаром? Доколе будут занимать нас мелочи жизненные, эти игрушки? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф. 6, 33 ]. Как приложится? Так, как прилагалось это Пресвятой Деве Марии, Которой Ангел приносил пищу, пророку Илии, которому Ангелы и вороны приносили пищу, как израильскому народу в пустыне, как многим преподобным отцам, жившим в пустыне, как всем благочестивым людям, которые никогда не оставляются Богом в [житейских] потребностях. Когда надо удовлетворить нам своему вкусу, то не раз­бираем, дорога или нет вещь или сласть, велика или мала, и чем дороже, слаще, больше, тем лучше; отчего же этого не наблюдать, по возможности, и к нашим ближним, которые – одно тело с нами? Не слушай скупой плоти, говори: Бог, Отец наш Небесный, щедр – хочу и я быть щедрым, притом же вся земля со всем, что ее наполняет, Его собственность, как и все живущие на ней, всем людям она покорена. Господь есть огнь, Ангелы – огнь, святые – огнь: огненною, пламенною молитвою молись Господу и рабам Его и верным друзьям Его. Аллилуия – Ангельская песнь. Славословие простых духов просто, немногословно. Но сколько мысли, чув­ства, благоговения, удивления Божиим совершенствам в этом одном слове! Сколько признательности к благодея­ниям Божиим! О, если бы мы, подобно Ангелам, пламен­но могли славить Господа Всетворца! Успех в любви к Богу и ближнему виден из того, как ты борешься с злобою к ближнему, всеваемою от духов злобы, с похотями различными или пристрастиями мир­скими, изгоняющими из сердца Господа сердца нашего! Потому не малодушествуй, когда ощущаешь злобу на кого-либо, но борись мужественно и всем сердцем про­тив духов злобы; когда похоти усекают сердце твое – не ослабевай, но противодействуй им всеми силами, призывая в помощь Господа Иисуса. 9 июля. Боже мой! Как смутило, обеспокоило, поверг­ло в тесноту, скорбь, уничижение, уныние, мрак пожела­ние земной награды – камилавки, и какая-то зависть братии, получившей награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Есть больные, которые во время болезни бывают недовольны всем и всеми. Никто на них не угодит, на всех злятся. Люди близкие принимают в них участие, всячески стараются успокоить их своими услугами, а они ни мало не ценят этого участия и на услуги отвечают ругательствами, проклятиями, и случается, что так и помирают в этом немирном расположении. Никто из нас не может ручаться, что ему не грозит такая же опасность. Она грозит всякому, особенно же тем, которые в продолжение всей жизни не испытывали болезней, не научились искусству переносить их, не навыкли самообладанию. Предсмертная болезнь, даже легкая, с непривычки покажется им тяжелой и лишит их того спокойного настроения души, какое потребно в минуты переселения в вечность. Никому не дай Бог подвергнуться таковому искушению. Будем умолять Господа, да дарует нам кончину мирную не в том только смысле, чтобы иметь мир с Богом и совестью, но и в том, чтобы сохранить мир с ближними. И ближние с миром проводят на тот свет того, кто в мире с ними расстается. Аминь. Мир с Богом, с совестью и с ближними – Поучение в праздник Рождества Христова Внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога, и глаголющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк.2:13,14 ). Итак, событие, которое мы сегодня празднуем, составляет предмет радости и славословия не только людей, но и ангелов. Христос не для ангелов родился, а для одних людей; но ангелы по любви к нам еще прежде чем узнали люди о Рождестве Христовом, радуются о нем и прославляют его. «Слава в вышних Богу» – поют они вслух Вифлеемских пастырей, соединяя свою песнь на земле в минуту Рождества Христова с песнью ангелов, которая в то же время раздавалась в вышних, то есть на небесах. Что же именно было предметом ангельских славословий на земле и на небесах? «Мир на земли и к человекам благоволение» – вот за что славословили Бога ангельские Силы на земле и на небесах. Люди прогневали Бога своими грехами, между ними и Богом не было полного мира. Но Господь не до конца гневается, ниже в век враждует ( Пс.102:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Жизнь в себе… Но только Отец « имеет жизнь в себе » (Ин. 5:26), только Бог есть Жизнь и, потому, жизнь всякой жизни. Ужас и безысходность падения в том, что, захотев жизни в себе и для себя, человек отпадает от жизни. Грехом входит в мip смерть (Рим. 5:12) и сам мip становится « тьмой и сенью смертной ». Не претворяемый благодарением в «пищу бессмертия», в причащение жизни, он становится причащением смерти, а любовь к мipy, не претворяемая благодарением в знание Бога, — тусклой и самопожирающей « похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской » (1 Ин. 2:16). «L " homme est une passion, mais une passion inutile…». Сказавший это Ж.-П. Сартр не знает, конечно, что свершилось в отпадении человека, в том «первородном грехе», в котором, перестав быть таинством благодарения, умирает мip, и жизнь становится умиранием… IX Все это: страшное беззаконие и неправду греха, бездонную печаль и смертоносную силу Отпадения нашего от Бога, силу зла, воцарившегося в мipe, узнаем мы каждый раз, что с небесной высоты, на которую вознесло нас Христово благодарение, падают два эти слова: и отпадших восставил… Но узнаем потому, что восстановлены, потому что имеем доступ к Отцу и сделаны причастниками Царства будущего века: …и не отступил ecu вся творя, донеже нас на небо возвел ecu, И Царство даровал ecu будущее… Во Христе вознесено на небо, освящено, обожено человеческое естество. « Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии » (1 Кор. 2:9). Рай был на земле, а мы вознесены на небо, и наша жизнь уже теперь — « скрыта со Христом в Боге » (Кол. 3:3). Откровение этого последнего и высшего дара, его дарование, и есть Церковь, и совершается оно в таинстве благодарения, в котором исполняет себя Церковь как небо на земле… Об этом исполнении и свидетельствует sanctus, та ангельская хвала Свят, Свят, Свят.., которой почти во всех дошедших до нас гимнах Евхаристии завершается Praefatio и которой, как мы увидим дальше, таинство благодарения вводит нас в таинство воспоминания. Обо всем мы благодарим Тебя, И единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, О всех ведомых и неведомых благодеяниях, бывших на нас, Благодарим Тебя и об этой службе, Которую Ты изволил принять из наших рук, Хотя и предстоят Тебе Тысячи, архангелов и тьмыангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатые, многоочитые, Воспаряющие, окрыленные, Поющие, вопиющие, взывающие, глаголящие победную песнь Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, Наполняющий небо и землю славой Твоей! Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! О чем свидетельство этой извечной ангельской хвалы, если не о небе, которое мы видим и слышим, ибо сами вознесены на него? Что эти слова царского приветствия, если не икона: дар, видение, откровение Царства славы? Не встреча с Богом, благодарением исполняемая — за Его трапезой, в Его царстве?.. Глава 10. ТАИНСТВО ВОСПОМИНАНИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И конечно, нельзя забывать о соборной, храмовой молитве на богослужении. Не случайно Христос сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них (Мф 18:19-20). А высшей молитвой святые отцы считали славословие, в котором к Богу не обращаются ни с какими просьбами, а просто славят Его от избытка сердца. Образец такой молитвы — ангельская песнь Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! , которую передал нам пророк Исаия (Ис 6:3). В этой молитве говорится о величии Бога, Его мудрости, и о том, что все существа хотят пребывать с Ним в общении и единстве. Кому молятся христиане — Богу или Иисусу? В вопросе, кому молятся христиане — Богу или Иисусу, нет противоречия. Иисус Христос — второе Лицо Триединого Бога, единого по существу и троичного в лицах. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Это не три Бога, а один Бог. И в то же время это не одно лицо, а три Лица. Православный Символ веры говорит, что мы веруем «во единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося Человеком». Таким образом, когда мы молимся Иисусу Христу, мы молимся Богу. Самая известная молитва, обращенная к Сыну Божию — Иисусова молитва («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» или кратко «Господи, помилуй»). Читайте также: Почему Сам Иисус нигде и никогда прямо не говорит, что он Бог?  Православные христиане молятся иконам? Православные христиане почитают иконы, но не молятся им. Правильнее сказать, что христиане молятся перед иконой, задача которой — помочь человеку сосредоточиться на молитве, духовно соединиться с тем, кто изображен на ней. Благодаря иконам мы «через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному», как писал об этом святой Иоанн Дамаскин.

http://foma.ru/komu-moljatsja-hristiane....

«И Той есть прежде всех» . Не сказал Апостол: «Пришел в бытие прежде всех», но: «Той есть прежде всех. И всяческая в Нем состоятся» Ибо Он не только Создатель всего, но и промышляет о том, что сотворил, и правит тварию, и Его премудростию и силою стоит она. Кол.1:18.   И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. «И Той есть глава телу Церкви» . Апостол от богословия перешел к Домостроительству. Ибо Христос глава наша по человечеству. А глава единосущна с телом. Так и Он одной сущности с нами как человек. «Иже есть начаток» , то есть первый воскрес из мертвых; ибо сие и присовокупляет Апостол. «Перворожден из мертвых» . Он первый разрешил болезни смерти. Дает же разуметь слово сие и общее всех нас воскресение. «Яко да будет во всех Той первенствуя» . Ибо как Бог Он «прежде всех» и со Отцом, а как человек, «перворожден из мертвых» и глава телу. Кол.1:19.   Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая по­лнота «Яко в Нем благоизволи всему исполнению вселитися. Исполнением» Апостол в Послании к Ефесянам назвал Церковь, потому что исполнились Божественные дарования. О ней, сказал Апостол, «благоизволи Бог» , чтобы вселилась во Христе, то есть сочеталась с Ним, под Его была покровом, Его следовала законам. Кол.1:20.   И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. «И Тем примирити всяческая к Себе» . Указывает же Апостол и способ примирения. «Умиротворив кровию Креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная.» Он совершил наше примирение, претерпев спасительное страдание, излия кровь, принесши за нас жертву, и сочетал небесное с земным. Ибо и сонмы ангельские отвращались от нас по великому нашему лукавству, а потому и при рождении Христовом, составив лик, возгласили Богу песнь, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2:14). Так изобразив блага, дарованные всем, Апостол обращает речь к колоссянам и говорит: Кол.1:21.   И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела… ( Ис.9:6–7 ) Всенощная праздника начинается с Великого Повечерия с торжественным пением «С нами Бог» и стихами пророчества Исайи. На Повечерии также поётся тропарь и кондак праздника и, после длинных праздничных ектений, торжественно благословляются пять хлебов, пшеница и вино, которые потом раздаются молящимся, и елей, которым их помазует священник. Эта часть службы, как мы уже упоминали, называется «литией». В начале Рождественской Утрени, входящей вместе с Повечерием во Всенощную, шестопсалмие как всегда начинается словами: «Слава в вышних Богу, – на земли мир, в человецех благоволение…» ( Лк.2:14 ). Но на рождественских службах эти слова ангельского гимна поются, а не читаются, как обычно. Евангельское чтение от Матфея повествует о Рождестве Христовом, и все песнопения и стихиры прославляют Его. Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите  (т. е. встречайте Его). Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися . (1-я песнь канона) Рождественская Литургия тоже начинается с псалмов прославления и хвалы. Вместо «Трисвятого» поётся крещальный гимн из Послания к Галатам. Апостольское чтение тоже берётся из этого послания: Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. ( Гал.4:4–7 ) Следующие за Рождеством два дня посвящаются Божьей Матери и св. первомученику Стефану. А сам рождественский период продолжается до Богоявления, и всё это время поются праздничные песнопения, пост же и коленопреклонения отменяются. До IV века Рождество отмечалось Церковью вместе с Богоявлением как вообще одно великое торжество появления Бога на земле в облике Человека, Мессии Израиля. Затем оно было выделено в особый праздник, чтобы придать новый смысл отмечаемому в тот день языческому празднованию непобедимого Солнца. Это был сознательный шаг Церкви, направленный на победу над язычеством. Мы видим это и в тропаре праздника, который отвергает поклонение солнцу и звёздам и призывает к поклонению Христу, истинному «Солнцу Правды» ( Мал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк. 2:11 )». Вот преисполненные силы слова. И в то время, когда они, пораженные, слушали, внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее ( Лк. 2:13 ). Ибо хотя один ангел и объявил им о Рождении Господа, вместе с тем, чтобы [пастухам] не показалось, что лишь один из [числа ангельских сил] свидетельствует об этом, все [небесное] воинство в единстве воспело общую хвалебную песнь: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк. 2:14 ). Однако, если, по мнению заблуждающихся, на небесах разрушительный грех – это якобы повседневное явление, то разве может здесь, в вышних, [вместе с грехом] также пребывать и слава? 6 И если на земле [каждый день происходят войны,] то почему [ангелами] здесь провозглашается мир?. Но видите – сказано ясно! Слава в вышних; значит, здесь [на небесах] нет никакого противоборства, никакой распри. Но и на земле, где каждый день происходят войны, все же преобладает мир. Где же здесь мир? В человеках. Среди язычников нет мира, но почему? Среди иудеев нет мира, но почему? Потому что мир [пребывает] лишь среди тех людей, в ком благоволение, то есть среди тех, в ком родился Христос. Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем ( Лк. 2:15 ). Оставим наше пустынное святилище и отправимся в Вифлеем. И посмотрим, что там случилось [по тексту Вульгаты 7 буквально: И посмотрим, как исполнилось слово] ( Лк. 2:15 ). Подлинно [духовно] трезвящиеся, они не сказали «давайте посмотрим на Младенца, возвещенного [ангелами]», но сказали: «посмотрим на исполнившееся Слово. В начале было Слово… И Слово стало плотию ( Ин. 1:1:14 ). Это Слово, Которое всегда пребывало, теперь стало для нас зримым, сделавшись ради нас [плотью]. И посмотрим, как исполнилось это слово, о чем возвестил нам Господь. Это Слово исполнилось ныне, ведь Оно и есть Сам Господь. Так давайте посмотрим, как Слово, Которое есть Сам Господь, ныне открыло Себя, явившись во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Имеется у Господа сил и колесница ангельская. Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. 564 Херувимскую колесницу, на которой восседает Господь, творящий волю Свою, видел в своем видении и пророк Иезекииль 565 . Одухотворенные колеса этой Божественный колесницы – офанимы, особый ангельский чин небесной иерархии. Духи небесного мира и ветры земного – колесницы Гос­подни спасительные; кони, на которых восходит Ягве в ярости Своей. Пророк Аввакум, созерцая таинственное и страшное видение, видя, как восточным ветром в стороны разводится море перед израильтянами, зрит священную Меркабу (Колесницу) Ягве: ...Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. «И пал огонь с неба, и пламенем охватило все деревья кругом. И запели деревья хвалебную песнь: Хвалите Господа от лица земли, исполины морские и бездны все, огонь и град, снег и туман, буря, творящая волю Его, горы, холмы, дерева плодоносные и кедры все. Аллилуйя! 566 И голос ангельский зазвучал из пламени: – Воистину, таково, таково строение Колесницы (Меркабы)» Хаггада, трактат Хагига 567 Шекина – Шатер таинственного Божественного Присутствия. Меркаба-Колесница Его вечного ускользновения и восхождения на небо. Однако, незримо восседающий на херувимах, ездящий на офанимах, летающий на крыльях ветра, творит волю Свою в мире сем, и ярость Его настигает всякую неправду. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое... Эти слова песни пророка Аввакума, конечно же, приводят нас вместе с израильтянами, возглавляемыми Иисусом Навином, к берегам реки Иор­дан. От цели сорокалетнего странствования израильтян отделяла вышед­шая из берегов во время жатвы пшеницы река Иордан. И разгневался Бог. На реку? Внешне, как бы, да. Но то был гнев Ягве на идолопоклонство и нечестие хананеев. Должна была расступиться река, мешающая передвигать­ся народу Божию, и должны были исчезнуть хананейские племена, несшие на себе проклятие их праотца Ханаана.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010