Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРОНТИСИУ Св. Фанурий. Икона. Ангелос Акотантос. XV в. (мон-рь Вронтисиу, Крит) Св. Фанурий. Икона. Ангелос Акотантос. XV в. (мон-рь Вронтисиу, Крит) [Врондисиу; греч. Βροντησου], действующий муж. мон-рь, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии К-польского Патриархата. Расположен на о-ве Крит, на юго-востоке горного массива Псилоритис (Ида), между селами Воризия и Зарос. Возник в XIV в. (по др. данным, основание мон-ря относится к XIII в.). Мон-рь процветал в XVI в., особенно в последние десятилетия, при игум. Лаврентии Мариносе, переписывавшемся с К-польскими Патриархами Мелетием Пигасом и Кириллом I Лукарисом. В это время во В. жили и работали каллиграфы, иконописцы, дидаскалы (напр., ученый мон. Никифор Венедзас - библиограф, писатель и кодикограф), иконописец Михаил Дамаскин († 1592), представитель критского возрождения. 6 его икон («Поклонение волхвов», «Явление Христа Марии Магдалине», «Первый Вселенский Собор», «Тайная вечеря», «Неопалимая Купина» и «Божественная литургия») хранились во В. до 1800 г., когда Критский митр. Герасим перенес их в Ираклион, в храм вмч. Мины (в наст. время находятся в ц. вмц. Екатерины в Ираклионе). В этот период В. принадлежали многочисленные подворья и часовни. В 1-й пол. XVII в. здесь действовала школа и существовала богатая б-ка. В XVIII-XIX вв. мон-рь пришел в упадок. Во время Критского восстания (1866) за участие в освободительной борьбе он был разрушен турками. На рубеже XIX-XX вв. монашеская жизнь во В. снова возродилась. На месте старых стен-укреплений были построены новые келлии. Соборный храм, посвященный прп. Антонию Великому, представляет собой 2-нефную базилику. 2-й престол освящен во имя ап. Фомы. В юж. приделе сохранились фрагменты росписей XIV в. («Причащение апостолов», «Служба святых отцов», «Тайная вечеря», изображения пророков и др. святых, напр. прав. Симеона Богоприимца). К венецианскому периоду относятся колокольня и мраморный фонтан со скульптурными изображениями Адама и Евы. Во В. хранится икона св. Фанурия, написанная критским иконописцем Ангелосом Акотантосом († 1457).

http://pravenc.ru/text/155446.html

Одновременно использовали изобразительные мотивы и живописные приемы зап. искусства. Живопись критян «in maniera latina» - итало-критский стиль - основывалась на повторении произведений венецианской готики, при этом в свои работы греч. художники привносили нек-рые художественные приемы визант. искусства. Ведущие критские мастера XV-XVII вв. являлись создателями новых иконографических канонов и самостоятельного стиля, распространялся метод копирования написанных ими икон. Тиражирование образцов порождало стандартизацию художественных приемов. Однако от снижения качества работ художников уберегало строгое соблюдение технологии письма, за чем следили и представители гильдии. Роспись церквей на Крите, в основном сельских (от 2-й пол. XV-XVI в. сохр. неск. сот живописных ансамблей), исполнялась др. категорией художников, среди к-рых были приезжие, как, напр., Ксенос Дигенис, прибывший с Пелопоннеса в 1462 г. Стиль этой живописи нередко имел сходство с палеологовскими фресками Мистры, хотя в него все чаще проникала иконная техника письма. На первом этапе развития критской школы иконописи во 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в., совпавшем с ее расцветом, работали такие критские художники, как Ангелос Акотантос (известен с 1436, † 1457), творчество к-рого отражает процесс образования критской школы живописи; Андреас Рицос (1421-1492) - классический представитель школы, стиль его живописи стал определяющим для творчества современников; его сын Николаос Рицос († до 1507). Богоматерь с Младенцем. Икона. 2-я пол. XV в. Мастер Н. Зафурис (коллекция П. Канелопулоса. Афины) Богоматерь с Младенцем. Икона. 2-я пол. XV в. Мастер Н. Зафурис (коллекция П. Канелопулоса. Афины) На исполнении произведений, ориентированных на итал. готику XIV-XV вв., специализировался Николаос Зафурис († до 1501). Художник и его мастерская воспроизводили чтимые в Италии изображения Мадонны. Особенно широко известны вышедшие из мастерской Зафуриса иконы Богоматери «Madre della Consolazione» - «Богоматерь Утешение» (напр., из коллекции П.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Явление Льву Макелле Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день (в соврем. церковном календаре РПЦ память отсутствует), а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоёме. У водоёма, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления. Икона Божией Матери " Живоносный Источник " . Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит. Молитвословия Тропарь, глас 4 Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою,/река бо всем предтечет, Пречистая Царица Богородица,/источающи нам чудную воду/и измывающи сердец черности,/греховныя струпы очищающи,/души же освящающи верных//Божественною благодатию. Тропарь, греческий, глас 3 Пресущный дождь заченшая,/источник животочный, Дево, явилася еси,/источивши нам нектар бессмертия,/воду, скачущую в живот вечный,/потоки сладкоструйныя/от источника Твоего всегда./Имиже накслаждающеся, вопием://радуйся, Источниче живоносный. Кондак, глас 8 От неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный,/подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати,/приснотекущий паче слова,/яко бо Слово рождшая паче смысла,/молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Кондак греческий, глас 8 От неистощимаго Твоего Источника, Богоблагодатная,/подаеши ми, точащи неиссякаемо потоки Твоея благодати, паче Слова./Яко рождшую паче помышления, молю Тя:/оросити мя Твоею благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Источники Текст анонима X века о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула , написанного между 1306 и 1328 годом (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо. Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился. Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия. Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

http://pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon...

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире. В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон. Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon...

искусстве известен как «Преображение Господне со всходники», см., напр., храмовую икону Никольской ц. казанского Спасо-Преображенского монастыря в изд.: Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877. С. 26). Неклассические тенденции проявляются в композиции «Воскрешение прав. Лазаря»: острые концы драпировок, невесомые, летящие фигуры, оторванные от позема; симметрия и гармония нарушаются избыточным количеством фигур апостолов и жителей Иерусалима. К этим иконам стилистически близки иконы «Рождество Пресв. Богородицы», «Вход Господень в Иерусалим» и «Христос Пантократор» (кон. XV - нач. XVI в.). В 1538 г. по заказу прота Серафима в Сев. Греции или на Афоне были выполнены иконы «Христос Пантократор» и Божия Матерь (типа «Киккская») (Αγιον Ορος. 2006. Σ. 95, N 41); при этом иконографический извод и художественные особенности на иконе Спасителя восходят к образцам критских изографов XV в.- Ангелоса Акотантоса, Андреаса Рицоса, Андреаса Павии. Как и во многих мон-рях Св. Горы, критские иконописцы создавали для храма Протата в К. иконописные ансамбли. Напр., деисусный чин (1542), состоящий из 7 икон большого размера (Ibid. Σ. 124-125, N 2. 47 - 2. 53; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 90-91, N 32-36), который предназначался для иконостаса храма Протата, искусствоведы единодушно приписывают Феофану Критскому и его сыновьям. Поясные изображения производят монументальное впечатление, а сплавленное вохрение личного без резких белильных оживок напоминает образы классического визант. искусства до эпохи исихазма. Еще М. Хадзидакис отметил в исполнении икон деисусного чина из храма Протата приметы стиля мастера Зорзиса Критского, писавшего иконы для кафоликонов Большого Метеорского монастыря, афонских монастырей Дохиар и прп. Дионисия ок. сер. XVI в. Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) Христос Царь царем (Великий Архиерей) со святыми. Икона. XVI, XVIII вв. Иконописец Феофан Критский (Протат) В этот же период XVI в., когда интенсивно украшалось большинство монастырей Св.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена). Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий). На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»). На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне). В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Мн. памятники раннего XV в. продолжают традиции позднего палеологовского искусства, напр. икона «Богоматерь «Пелагонитисса»» (рубеж XIV и XVI вв.), по мнению Н. Драндакиса выполненная в Македонии. Икона 1-й трети XV в. «Положение во гроб» принадлежит к другой группе памятников, охарактеризованных Драндакисом как начало итало-критской живописи. Манера письма и особенности обработки доски указывают на ее принадлежность к синайской митрополичьей мастерской. Еще одно произведение этой мастерской 2-й пол. XV в.- икона «Деисус, с избранными святыми»: вверху разделенной на 5 регистров иконы помещен Деисус, остальное пространство занято изображениями особо почитавшихся на Синае святых. Из икон поствизант. периода в научный оборот введена лишь малая часть. Самые значительные произведения, находящиеся в храме и парекклисионах, связаны с деятельностью критских мастеров. Известно, что критские иконописцы работали по заказам крупных мон-рей, в т. ч. и Е. в. м., с к-рым имели особенно тесные контакты (в Ираклионе процветало подворье мон-ря). Новый резной иконостас для кафоликона Е. в. м. был выполнен в 1612 г. критянином Иеремией Палладасом. В искусстве этого периода появляются как новые сюжеты, так и новые элементы в традиц. иконографии, отчасти под влиянием контактов с зап. миром. Сохранился ряд подписных произведений худож. Ангелоса, которого отождествляют с жителем Ираклиона Ангелосом Акотантосом († 1457). К числу его работ принадлежат небольшого размера подписной «Деисус» и неподписная икона Христа с предстоящими в молении святыми Иоанном Предтечей и Фанурием. Еще одна икона без подписи, «Введение во храм Пресв. Богородицы», следует иконографическому изводу Ангелоса и имеет сходство с подписной иконой мастера, хранящейся в Византийском музее в Афинах. Неск. икон атрибутируются кисти Андреаса Рицоса (1421-1492), напр. икона «Арх. Михаил» (кон. XV в.) из иконостаса кафоликона. Из его же мастерской происходит «Богоматерь Одигитрия, со святыми на полях» (2-я пол. XV в.). Среди икон позднего XV в.- «Прп. Антоний Великий?», выполненная свящ. Димитрием, а также «Успение свт. Василия Великого» (ок. 1500). Сохранились работы и др. критских иконописцев: Георгиоса Клондзаса («О Тебе радуется, со сценами из Акафиста» (1604), «Сцены из монашеской жизни» (1603)), Эммануила Цанеса («Богоматерь с Младенцем, с пророками (Похвала)» (ок. 1651)), свящ. Виктора (складень с образом Христа Великого Архиерея в центре, с Богоматерью на троне и со св. Иоанном Предтечей по сторонам, складень с изображением Христа Великого Архиерея в центре, вмц. Екатерины и с композицией «Благовещение» по сторонам, икона «Христос Великий Архиерей, со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим» (все между 1651 и 1657)). Иконы (кон. XV - нач. XIX в.) из России

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

П. Троицкий Собрание икон В соответствии с предназначением иконы К. можно отнести к 2 типам: храмовые (из иконостаса) и поклонные. Древнейшая сохранившаяся икона из К.- «Христос Пантократор» датируется посл. четв. XIV в. ( Τσιγαρδας. Εκνες π τ δετερο μισ το 14ου. 2011. 1) и представляет собой классический тип образа: прекрасный лик и мощная, сильная фигура, пластичная лепка объема с яркой подрумянкой на губах и щеках и широкими высветлениями, направленный взгляд; насыщенные темные пурпурный, почти фиолетовый цвет хитона и синий гиматия. Эта икона - пример живописи палеологовского периода, сродни образу из деисусного чина мон-ря Ватопед. Необычным для моленной иконы форматом, характерным для именных икон позднего русского средневековья, отличается узкая по ширине икона стоящего свт. Афанасия Александрийского (2-я пол. XV в.; Ibid. N 2). Малое количество икон палеологовского времени Е. Цигаридас склонен объяснять хозяйственным упадком монастырского быта К. (Ibid. Σ. 59). Христос Пантократор. Фрагмент иконы. Посл. четв. XIV в. Христос Пантократор. Фрагмент иконы. Посл. четв. XIV в. Среди икон К. интересна рус. (балканская?) икона «Гостеприимство Авраама» (2-я пол. XV в.; Ibid. N 3; надпись: «Стая Троица»), где представлена трапеза трех Ангелов (без праотцев Авраама и Сарры). Схема ее композиции восходит к широко распространенному в древнерусской иконографии образу прп. Андрея Рублёва, хотя и манера исполнения, и цветовое решение упрощены. В качестве аналогии Цигаридас указывает икону московской школы 1-й трети XV в. из Троице-Сергиевой лавры. Гостеприимство Авраама. Икона. 2-я пол. XV в. Гостеприимство Авраама. Икона. 2-я пол. XV в. Среди привозных произведений интересна икона «Целование апостолов Петра и Павла» с поясными фигурами святых (кон. XV - нач. XVI в.; Ibid. N 4). Ее иконография характерна для настроений эпохи, которая наступила после Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439); по красоте исполнения произведение неизвестного критского иконописца близко работам Ангелоса Акотантоса, Николаоса и Андреаса Рицосов. К критским образцам восходит и икона «Христос на троне, с апостолами и престолом уготованным (Етимасией)» (сер. XVI в.; Ibid. 5). Апостолы изображены погрудно, со свитками, кодексами, в разнообразных подвижных позах беседующими, как бы образуя своеобразный Собор. Лики и приемы письма близки манере Феофана Критского, написавшего в 40-50-х гг. XVI в. много икон для разных мон-рей Св. Горы, к-рые повлияли на иконописцев-афонитов.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Когда глава полиции Греции генерал СС Струп выяснил, кто стоял за письмом, и начал угрожать архиепископу расстрелом, тот сказал Струпу: «Согласно традиции Православной церкви, наших иерархов вешают, а не расстреливают. Я прошу уважать эту традицию». Митрополит Хризостом Митрополит Хризостом (1890 – 1958) – епископ Греческой Православной церкви, митрополит Трифилийский и Олимпийский. За спасение еврейской общины Закинфа признан израильским Яд ва-Шемом «Праведником мира». Митрополит так же, как и архиепископ Дамаскин, рисковал своей жизнью ради спасения жизни евреев. В 1943 году командир немецкого гарнизона острова Беренс позвал в свой кабинет мэра Закинфа Лукаса Каррера и, приставив револьвер к его груди, потребовал предоставить список всех еврейских семей Закинфа. В то время еврейская община острова насчитывала 275 человек. Каррер отказался давать этот список и срочно отправился к Хризостому. Митрополит ответил: «Я беру это дело на себя». Митрополит Хризостом и мэр тайно инструктировали евреев записываться в группы добровольных работ, а затем их подменяли греки. Тем временем самих евреев рассеивали по горным деревням острова. Ангелос Эверт Когда пришло время отдать немцам список евреев, митрополит отдал им документ, в котором были две фамилии: самого Хризостома и мэра Каррера. Оба они получили награду «Праведник мира» в 1978 году. Архиепископ Дамаскин также дал негласное распоряжение своему духовенству выдавать беженцам фальшивые свидетельства о крещении с христианскими именами (всего было выдано несколько тысяч), а шеф греческой полиции Ангелос Эверт (1894-1970) выдавал им соответствующие удостоверения личности (около 27 тысяч). Есть сведения о том, что архиепископ лично выдавал ложные свидетельства о крещении греческим евреям, спасая их таким образом от смерти. Ангелос Эверт стал «Праведником мира» в 1969 году. Князь Константин Караджа Князь Константин Караджа (1889-1950) – румынский дипломат. Во время Холокоста лично спас десятки тысяч жизней. Используя все свои возможности, Караджа сделал все, чтобы спасти жизни румынских евреев. Он требовал отправки в Румынию ее граждан, проживавших на территории Германии, Франции и других оккупированных нацистами стран.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-pravedni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010