7.8.1972. Тр оичность — довольно хорошо разработанный в православии догмат. Сейчас тут, конечно, всего важнее Булгаков Сергей Николаевич; у него есть философия троичности. Он богослов, который в равной мере и философ. Настоящий ученый. Я знаю, что он имел даже экземпляр Николая Кузанского лионского издания тысяча пятьсот восемьдесят какого-то года. Я как-то видел, продавали шесть томов Булгакова. Сколько стоит? Триста рублей. Бердяев написал сто книг, Булгаков много томов. Надо иметь их все, если хочешь заниматься по-настоящему. Я читал Булгакова «Лествица Иаковля». Иаков увидел во сне лестницу, ведущую с неба на землю; ангелы то восходили, то нисходили по ней. Ангелология собственно то же что демонология. Этот вопрос почти не разработан. Конечно, существует почитание архангела Михаила, ангела-хранителя, но богословски оно до сих пор было мало развито. А там у Булгакова целая диссертация. Все отцы, начиная с первых веков, вся католическая, вся протестантская литература у него под рукой. В предисловии он дает тропарь, или стихиру, которая посвящена ангелам. Я прочитал — Господи, ведь это же надо, какую надо иметь веру и вкус, чтобы привести этот тропарь! В нем in nuce содержится вся ангелология, хотя всего там строк пять-шесть. Интерес к вере есть у людей. Тут и религиозность врожденная, да и просто расширение кругозора.   15.8.1972. Семинарист отвечает на экзамене о чуде. Епископ напрямую спрашивает его, что такое чудо. Тот молчит. Епископ хочет ему помочь: если звонарь упал с колокольни и остался цел — это чудо? — Счастье, ваше преосвященство! — А если несколько раз падал и остается цел? — Случайность! — А если десять дней подряд? — Привычка! Родовая мифология складывается в порядке отражения земного устройства. Как на земле есть община, так и на небе. Эпическая мифология складывается в принципе так же, но она уже служит для удовлетворения потребностей того общества.   20.8.1972. По-старому 6 августа, по-новому 19 августа Преображение Господне. Потом целую неделю продолжается воспоминание об этом празднике. 28 августа Успение. 29-е третий Спас. Первый спас на воде, 1 августа, когда делали крестный ход на воду и освящали ее. Второй Спас на горе, Преображение. Третий Спас на полотне. Потому что дали Христу полотно, чтобы он приложился. Лик Христов и запечатлелся на нем. Это 29 августа, Спас на убрусе, на полотне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов 3-й триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества - это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик». «Ветхозаветная ангелология,- замечает по этому поводу протопресв. Иоанн Мейендорф , - сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства... однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии» (Мейендорф И.,прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 19852. С. 291). В отличие от автора «Ареопагитик» нек-рые отцы и учители Церкви приводят др. порядки перечисления ангельской иерархии и даже др. имена ангельских чинов, хотя в большинстве случаев число ступеней небесной иерархии также равняется 9. В 8-й книге Апостольских постановлений (Апост. Постановл. С. 269, 274) содержится 2 перечня чинов духовного мира. Как в 1-м, так и во 2-м приводится последовательность небесной иерархии, отличная от той, к-рая дана в «Ареопагитиках». Кроме того, в 1-м описании наряду с уже известными 9 наименованиями встречается 10-е - «вечное воинство». По мнению толкователей, оно используется не в качестве наименования отдельной иерархической ступени, а как общее имя для многих (или для всех) чинов. Во 2-м варианте небесной иерархии Постановления опускают «господства» и вместо «вечного воинства» включают «веки» (греч. ανες - эоны) и «воинства» как раздельные имена. В 7-й гл. Постановлений порядок иерархических ступеней открывается воинством ангелов и умных духов (С. 231), за к-рыми перечислены уже известные имена. Прежде чем приступить к описанию иерархических ступеней духовного мира, свт. Григорий Богослов указывает, что этот мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове» (Or. 28). Человеческий ум приходит в трепет, когда приступает к «небесным красотам» умной иерархии.

http://pravenc.ru/text/115092.html

Преп. Ефрем подчеркивает, что в тварной природе невозможно найти совершенного образа Божественной Троицы – Единого Бога. Возможные подобия – солнце, огонь, строение человеческой личности – это всего лишь слабые отображения, передающие тайну Святой Троицы в условной форме. 5. Библейское повествование о сотворении мира преп. Ефрем призывает понимать буквально, не допуская какого-либо иносказательного объяснения дней творения. Это суждение направлено как против тех, кто считал, что все сотворенное в продолжение шести дней сотворено мгновенно, так и против тех, кто под днями творения понимал какие-то неопределенно-долгие этапы истории бытия. 6. Ангелология преп. Ефрема, имеющая развернутый характер, интересна тем, что является типичной библейской ангелологией, господствовавшей в христианском богословии до тех пор, пока она не была вытеснена ангелологией Ареопагитского корпуса (см. о последней – II пер.. Отд. II.. гл. 6., §3., п. 3,5). Преп. Ефрем учит, что Ангелы – это духи, согласно с волей Божией исполняющие служение людям. Они являются бесплотными духами, существами разумными, превосходящими знаниями людей. Ангелы разделяются по достоинству на чины. Преп. Ефрем не говорит о каких-либо иных чинах небесных сил, кроме архангело-ангельских чинов, то есть не знает сложной системы небесной иерархии, которая была введена в богословие благодаря авторитету Ареопагитского корпуса. 7. В своей Христологии преп. Ефрем утверждает действительность Воплощения, с чем связано у него учение о Богоматери и Матери-Деве. Он также подчеркивает единство Лица Иисуса Христа. 8. Имеются у преп. Ефрема мысли, перекликающиеся с темой обожения. Например, его заключение о том, что Сын Божий сделался нам подобным, чтобы нас сделать Себе подобными. Нижеследующие слова преподобного являются своего рода гимном обожествляющему людей Богу Свету и доказывают ту мысль, что учение свят. Григория Паламы , как мы эго еще будем отмечать, прочно укоренено в православной традиции. Преп. Ефрем пишет: «Свет от Света пришел к нам и, озарив нас, привел к Свету. Сошел к нам, соделавшись подобным нам, чтобы нас соделать подобными Себе. Бессмертный сошел к смертным, и сделав их бессмертными, вошел опять к Отцу» ( Твор. Св. Ефрема, т. I. стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

По Библии он считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесен на Небо Архангел Гавриил  (с еврейского — муж Божий) Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести. Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля  (старый стиль). Упоминается в канонических книгах: Дан. 8:16 и 9:   21; Лк. 1:9 и 26. Благовещение Пресвятой Богородицы Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества. Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия . Читайте также: Задать вопрос священнику Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли в христианстве такие Архангелы: Архангел Чамуил, Архангел Задкиил, Архангел Иофиил? Спасибо. Надежда.   Отвечает священник Михаил Самохин: Здравствуйте. Надежда! В Православии Архангелов с такими именами нет. В канонических книгах Священного Писания упоминаются Архангелы Михаил и Гавриил. В апокрифе «книга Еноха» упоминаются Архангелы Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Рафаил, Уриил и Иеремиил. Имена Архангелов, которые приводите Вы относятся к каббалистической ангелологии, то есть в учении об Ангелах поздней иудейской традиции, существовавшей параллельно с христианством.

http://pravmir.ru/arxangel-gavriil/

В честь Архангелов Михаила и Гавриила освящено множество храмов и обителей по всему православному миру. К ним прибегают верующие с просьбой о молитвенном предстательстве перед Богом, помощи и защите. Молитвы, обращенные к Архангелам, не остаются без ответа – известно множество примеров их помощи и заступления. Представленный сборник предназначен для широкого круга православных читателей. Его открывает краткий рассказ о небесной иерархии. Далее следуют тексты, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, где повествуется о служении Архангелов и их явлениях, о почитании и иконографии Архангелов. Далее в сборнике содержатся рассказы о чудесах Архангелов. Кроме того, в сборник включены приложения, включающие проповеди, посвященные Архангелам Михаилу и Гавриилу, рассказ о храмах и обителях, освященных в честь святых Архангелов, а также акафисты и молитвы Архангелам. Анна Маркова Небесная иерархия Согласно Священному Преданию и Священному Писанию Православной Церкви, кроме физического, существует духовный мир, населенный разумными существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же, собственно, состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от материального мира. Тем не менее, один из разделов богословской науки содержит учение об ангелах и именуется ангелология (от греческого αγγελος – «ангел» и λογος – «учение»). В его основе лежит Божественное откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании Ветхого Завета. В Новом Завете также часто упоминается об ангелах. Кроме того, различные сведения об ангелах содержатся в творения святых отцов, особенно в этом плане выделяется труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». Ангелы сотворены до создания вещественного мира. По своей природе они относятся к невидимому миру – Священное Писание называет их духами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В ВЗ Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической лит-ре. В ангелологии эфиоп. версии Еноха книги Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, к-рые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, к-рые прельстили людей (Там же. 54). В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого м. Г.- одно из 4 имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света» (1QM IX 15, 16). В Таргуме на книгу псалмов Г. именуется «великим Сиона» («?»), согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Г.- тот ангел, к-рого Господь послал по молитве царя Езекии и прор. Исаии уничтожить военачальников ассир. войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21). Э. П. Б. Почитание В визант. традиции существовал общий культ архангелов Г. и Михаила, при этом Михаил пользовался особым почитанием. Одним из главных центров почитания Г. являлся Назарет, в к-ром над источником был построен храм в его честь. Согласно Протоевангелию Иакова, на этом месте произошло первое явление Г. Пресв. Деве во время Благовещения ( Pringle D . The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2. P. 140-144). В К-поле известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в мон-ре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином ( Janin . Églises et monastères. P. 66).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Они возвещают намерения Божии, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших. Святитель Дионисий Ареопагит сознает несовершенство такой систематизации. Он пишет: «Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя» 458 . Подобным образом рассуждает и Блаженный Августин : «Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы они и в чем различаются между собой, не знаю». Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке ( Еф. 1:21 ). Известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что для христианской традиции иерархическая структура ангельского мира, предложенная Дионисием Ареопагитом , представляет большие неудобства. «Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога (в системе Дионисия Серафим должен был бы использовать нижележащую иерархию). Церковь чтит Архангела Михаила как главу Небесного воинства (в Послании Апостола Иуды он сражается с сатаной), однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии». Это было замечено святыми отцами, поэтому они принимали иерархию Дионисия с оговорками. Так, святитель Григорий Палама утверждает, что Воплощение Христа нарушило первоначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал Архангела Гавриила, то есть одного из низших Ангелов, объявить Деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же мысль, песнопения праздников Вознесения и Успения провозглашают, что Ангелы удивились тому, что человеческая природа Христа и Богоматери «восходит от земли на небо» совершенно независимо от ангельской иерархии 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Епархия: Серафимы, Херувимы, Престолы Метархия: Господства, Силы, Власти Начала, Архангелы, Ангелы Отметим, где о различных ангельскых чинах говорится в Свщ. Писании: серафимы (Ис. 6, 2), херувимы упоминаются в Быт. 3, 24, Исх. 25, 18-22, неоднократно упоминаются херувимы в псалмах (Пс. 47, 79, 98), а также в Ис. 36, 16, Иез. 1, 10, Откр. 4, 6-8 и т. д. Силы упоминаются в Еф. 1, 22, Рим. 8, 38. Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (Кол. 1, 16), (Еф. 1, 21 и 3, 10). Архангелы упоминаются и 1 Фес. 4, 16 и Иуд. 9. Просто об ангелах говорится в Рим. 8, 38, 1 Пет. 3, 22. Неизвестно, исчерпываются ли все ангельские чины теми девятью чинами, которые упомянуты в Свщ. Писании, или существуют и другие ангельские лики, которые откроются в будущем веке. Сам Дионисий не претендовал на то, чтобы охватить своей системой все существующие ангельские лики. Он писал: " Сколько чинов неизвестных существ, какие они и каким образом совершается у них тайна священноначалия в точности знает один Бог, виновник их иерархии, знают и они сами, а нам можно сказать только сколько Бог открыл нам через них же самих, знающих себя " . Свт. Иоанн Златоуст высказывал уверенность в том, что те девять ангельских чинов, о которых говорит Свщ. Писание, не исчерпывают собой все чины ангельского мира. Тем не менее, схема Дионисия была принята Преданием Церкви, но учение Дионисия об ангельской иерархии всегда принималось с определенными оговорками, это учение находится под сильным влиянием неоплатонистской философии, для которой свойствен строго иерархический взгляд на мир, и поэтому оно не способно удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения. Прот. Иоанн Мейендорф замечает: " Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия " . С точки зрения Дионисия, все три иерархии находятся в жестком соподчинении, и низшие по иерархии ангелы могут общаться с Богом, получать от него просвещение только посредством вышестоящих. Соответственно, и человек может непосредственно общаться только с низшими ангелами, а с высшими ангелами через посредство низших. Некоторые факты Свщ. Писания этому противоречат, в частности, книга пророка Исайи, 6 гл. К пророку был непосредственно послан Серафим, который возвестил ему волю Божию. По идее, Серафим, посланный к пророку Исайе, должен бы был действовать по определенной инстанции: передать повеление Херувиму, тот — Престолу и т. д., пока дело не дошло бы до простого ангела. Дионисий, пытаясь выйти из этого затруднения, объясняет, что в действительности там был Серафим, но Исайе только казалось, что Серафим непосредственно с ним общается, но на самом деле это был кто-то из представителей низшей иерархии, через которого действовал Серафим.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Ангельские чины организованы в три триады. Первая высшая триада: херувимы, серафимы, престолы. Вторая триада: господства, силы, власти. Третья триада: начала, архангелы, ангелы. Использование излюбленных в философии триад может вызвать обвинение в некоторой искусственности ангелологии Ареопагитского корпуса. При сравнении ареопагитской ангелологии с ангелологией Священного Писания выявляются несоответствия. В частности, Церковь (основываясь, например, на послании св. апостола Иуды) считает архангела Михаила главой небесных сил, но в ареопагитской ангелологии архангельский чин – предпоследний снизу. Правда, свят. Григорий Палама объяснял подобные несоответствия тем, что Воплощение нарушило первоначальный порядок. Бог нарушает иерархию небесных сил, в соответствии со Своим Промыслом. Церковная иерархия, согласно автору Ареопагитского корпуса, есть продолжение небесной. Она также строится в виде триад. На трех разных уровнях три иерархии ведут к Богопознанию: ветхозаветная иерархия – на уровне символов; новозаветная иерархия (вероятно, до Пятидесятницы) – на уровне созерцания и символов, современная церковная иерархия – исключительно на уровне созерцания. В учении о церковной иерархии нет полной ясности, чувствуется привкус искусственных рационалистических построений. Если автором корпуса является священномуч. Дионисий Ареопагит , то можно сказать, что в учениях о космологии и церковно-иерархическом устройстве, он более проявил себя, как афинский философ, чем, как носитель апостольского предания. 4. Учение автора Ареопагитского корпуса о богослужении фактически легло в основу православного литургического богословия и мистагогии. Большая заслуга автора в том, что он детально и глубоко выясняет символический смысл обрядовой стороны богослужения и таинств, а следовательно, доказывает важность церковной символики и обрядности. Вместе с тем, увлекаясь выяснением символического смысла таинств и богослужения, автор зачастую проходит мимо их буквального смысла. Например. Евхаристия для него есть символ нравственного единства верующих – «таинство собрания и общения», в то время как самым главным в Евхаристии, безусловно, является буквальное вкушение (принятие в себя) Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны Октоиха, на 4. И Архангела Песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи: Стих: Благослови, душе моя, Господа: Апостол к Евреем, зачало 315. Аллилуия, глас 5: Хвалите Господа, вси Ангели Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Евангелие от Луки, зачало 51. Причастен: Творяй Ангелы Своя духи: Собор святого Архангела Гавриила , благовестника нашего спасения, празднуется Церковью дважды: 26 марта, на другой день после Благовещения Пресвятой Богородицы, и тринадцатого июля, по всей вероятности – в память освящения храма во имя Архангела Гавриила в Константинополе в IX веке. Кроме того, соборная память святого Архангела Гавриила совершается 8 ноября, в праздник Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Архангел Гавриил входит в сонм высших Ангелов – бессмертных бесплотных духов, служителей Божиих, сотворенных Богом раньше человека. Некоторые святые отцы и учители Церкви (святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , преподобный Иоанн Дамаскин , блаженный Иероним) полагают, что создание Ангелов Богом относится ко времени, предшествующему первому дню творения. Священное Писание не рассматривает особо жизни Ангелов, сообщая лишь об их явлениях людям; вера Христова, направляющая все силы человеческого ума и сердца к Богу, также не углубляется в область ангелологии. Ангелы были сотворены Богом свободными существами; часть ангелов воспользовалась даром свободы, чтобы отпасть от Бога (падшие ангелы, демоны). Прочие сохранили верность Творцу и остались Ангелами Света. Они как бы прозрачны для Божией воли, Божественного Света, поэтому в богослужебных текстах часто именуются «вторыми светами». Церковь учит, что ангельский мир состоит из девяти чинов ( Рим.8:38 ; Еф.1:21, 3:10 ), различающихся своей близостью к Богу и нисходящих от Бога к роду человеческому: Херувимы, Серафимы, Престолы, Начала, Господства, Силы, Власти, Архангелы и Ангелы. Постижение иерархического строения ангельского мира промыслительно сокрыто от людей в нынешнем веке, но откроется в будущем «сынам воскресения», которые, по слову Господа, будут «равны ангелам» ( Лк.20:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010