После смерти в 1502 г. младшего сына св. деспота Иоанна А. с мощами родственников переехала в Валахию, где ее старший сын, принявший ок. 1499 г. монашество с именем Максим , был поставлен митрополитом в г. Тырговиште. Ок. 1509 г. мать и сын возвратились в венг. владения и митр. Максим получил кафедру в Белграде. После возвращения в Срем А. основала мон-рь Крушедол на Фрушка-Гора. Приступая к его строительству, А. в 1509 г. обратилась за денежной помощью к вел. кн. московскому Василию III , к-рому она вместе с грамотой направила доспехи (зброй) св. деспота Иоанна. А. также просила Василия III возобновить ктиторство рус. мон-ря св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Помощь из Москвы была получена, и строительство Крушедола, ставшего местом упокоения последних Бранковичей, успешно завершилось между 1512 и 1516 гг. (поддержку строительству оказал также валашский воевода Нягое Басараб , свояк Бранковичей по жене). А. пережила обоих сыновей. Она приняла постриг с прежним именем не ранее лета 1499 г. и последние годы находилась в Сретенском мон-ре, основанном ею неподалеку от Крушедола, где и была похоронена. А. питала любовь к духовному назидательному чтению и, вероятно, обладала даже книжным собранием. Ей принадлежал список «Шестоднева» (Бесед на книгу Бытия) св. Иоанна Златоуста, переписанный в 1451 г. для Сербского Патриарха Никодима (Белград. Патриаршая б-ка. 120); по свидетельству, относящемуся к 1-й пол. XIX в., ее владельческая подпись, позднее утраченная, читалась также на рукописи Крушедольского мон-ря (Палея историческая и «Хроника» Иоанна Зонары. 2-я четв. XV в. Музей Сербской Православной Церкви (МСПЦ). 42). Уже вскоре после кончины А. началось ее почитание как святой. После чудотворений, начавшихся от ее мощей, они были перенесены из Сретенского мон-ря в соседний Крушедол и помещены в одной раке с мощами св. деспота Иоанна. В 1716 г. турки, уходя из Срема, сожгли мон-рь Крушедол и мощи святых семейства Бранковичей. Уцелела только левая рука А., до наст. времени находящаяся в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/115058.html

Решающую роль в этом важном историческом событии сыграла деспотиса Сербии преп. Ангелина, чье имя на века вписалось в историю Русского Афона.   Краткое житие св. Ангелины Преп. Ангелина происходила из рода православных албанских князей и с детства воспитывалась в страхе Божием. Ей было суждено стать супругой Сербского деспота Стефана Бранковича, сына деспота Георгия Бранковича (1427-1456). Сербский деспот Георгий был одним из ктиторов Русского монастыря. В архивах обители сохранилась грамота, датируемая примерно 1430 г., и свидетельствующая о помощи, которую оказывал Георгий Бранкович Русику. В 1441 г. Стефан вместе с братом Гргуром отправились в Турцию, чтобы навестить и поддержать родную сестру, насильственно взятую в гарем султана. Оба брата были схвачены, обвинены в заговоре, заточены в темницу и ослеплены. В это время скончался их отец – деспот Георгий, и временным правителем стал самый младший его сын – Лазарь (1456-1458), уступивший затем престол вернувшемуся из заточения старшему брату Стефану. За два месяца до падения Сербии под ударами турок, некоторые придворные предали своего государя и тайно способствовали его свержению еще до начала турецкого нашествия. Они оклеветали деспота Стефана и изгнали его из Отечества. Прав. Стефан претерпел многие беды и нужды. Он отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого князя-страдальца Стефана и по благословению родителей вышла за него замуж. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. Плодом их благословенного брака стали два сына Георгий и Иоанн, а также дочь Мара. Однако счастье их продолжалось недолго – им вновь пришлось бежать от нашествия магометан и скрываться в Италии. 9 октября 1476 г. блаженный Стефан отошел ко Господу. Впоследствии он был причислен к лику святых.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=261...

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна. В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Память св. Ангелины отмечается трижды в год: 1 июля, 30 июля и 10 декабря. Роль преп. Ангелины Сербской в судьбе Русской обители на Афоне В 1502 г., как говорилось выше, св. Ангелина сподвигла валашского воеводу Иоанна Радула активизировать помощь Пантелеимонову монастырю, терпевшему крайнюю нужду. В 1508 г. преп. Ангелина написала письмо Великому князю Московскому Василию III, в котором ходатайствовала о Русском монастыре на Афоне, построенном прадедами князя и фактически являвшегося его отчиной. Св. Ангелина просила государя принять ктиторство над сродственной ему обителью, поскольку о ней более некому было позаботится, кроме его царственности. Вот текст этого исторического послания: " Благочестивому и христолюбивому, и свише от вишнаго промисла изабраному, и Богом хранимому господину, великому кнезу Восилию всеи Рушкие земле и више. Смерена монахиа Аггелина, бивша деспотица, челом бию твоей милости лицем земли и прошу твою милость, що ест монастир у Святои Горе святого Паньтелеимона, твое милости отчина. Инши монастири имают своего хтитора, некотори Иверского цара, а други Власкога воеводу, а монастир святого Пантелеимона иншего хтитора не има, котори жалует святи монастир, тачию твое царство. И всеблаги Бог да умножит лета мноха твоему царству. Аминь " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=261...

Представители рода Бранковичей стали ктиторами П. м., а сама обитель - важным центром серб. монашества на Св. Горе. Известны серб. дарственные грамоты П. м.: от имени братьев Григория и Лазаря от 14 окт. 1410 г. (ко времени издания акта Лазарь уже был казнен, но в акте особо указано, что решение соответствует его предсмертной воле); от имени Георгия Бранковича (15 нояб. 1419) и от имени Марии (Мары) Бранкович (21 мая 1466; Medieval Slavic Acts. 2018. P. 164-172, 192-199). Среди др. серб. покровителей мон-ря был приближенный визант. имп. Иоанна VII Палеолога Радослав Сабля (PLP, N 24781). Имп. хрисовул от июня 1405 г. подтвердил передачу Антонию (Багашу) и П. м. половину прав на 2 деревни в р-не Каламарии, ранее дарованные Радославу имп. Андроником III (RegImp, N 3205; Каждан. 1949. С. 314-315). После смерти Радослава дарение было еще раз подтверждено особым имп. распоряжением в окт. 1406 г. (RegImp, N 3206). Оригиналы обоих документов хранятся в б-ке П. м. ( Χρυσοχοδης. 1981. Σ. 256-259). Ок. 1429-1430 гг. мон-рю поступили дарения от великого чельника Радича, вельможи при дворе деспота Георгия Бранковича (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 173-175). 15 апр. 1479 г. датирована грамота Марии (Мары) Бранкович, вдовы султана Мурада II, о ежегодном дарении Хиландару и П. м. 1 тыс. дукатов ( D ö lger. 1948. Bd. 1. S. 341-342). Нояб. 1495 г. датирована ктиторская грамота деспотиссы Ангелины Бранкович, в к-рой она устанавливала ежегодную помощь мон-рю в 500 золотых монет (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 200-203). На рубеже XV и XVI вв. ктиторами П. м. стали валашские и молдавские господари ( N sturel. 1986. P. 241-251). Косвенные сведения позволяют предполагать, что первым валашским покровителем П. м. был господарь Влад IV Монах (1481, 1482-1495). В 1499-1501 гг. молдав. господарь Штефан III Великий и его сын Богдан обновили систему водоснабжения мон-ря. Наиболее ранний сохранившийся документ, в к-ром идет речь о покровительстве П. м. со стороны валашских бояр,- грамота о ежегодной помощи в 2 тыс.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Завещано было им на этот предмет пятьдесят тысяч гульденов. Сумма эта оставалась нетронутою и возросла к 1892 г. до 250 тыс. гульд. Новый дворец торжественно освящен 30 июля 1895 г. 199 – Нынешний патриарх Георгий Бранкович (бывший епископ Темишварский), избранный на патриаршую кафедру 19 апреля 1890 г. на место скончавшегося патриарха Германа Ангелича, 200 родился в селе Кулпине в 1830 г. где отец его был приходским священником, перемещенный в 1833 г. в Сенту. В вербасской гимназии Георгий окончил четыре класса, а два – в Большой Кикинде; здесь застал его бурный 1848 год, который воспрепятствовал ему до 1852 г. продолжать свое образование; в это время он был в Сенте поднотариусом. В 1852 г. Бранкович вступил в карловицкую семинарию, которую окончил в 1855 году. Женившись, он вступил в консисторскую канцелярию в Новом Саде, где епископ Платон посвятил его в диаконы и священники (1856 г.), назначив его к отцу капелланом. В 1859 г. он был назначен приходским священником в Сенте, потом сомборским протоиереем; а в 1882 г. Св. Синод избрал его, уже вдовца, в епископы; для этого он вступил в монахи в Ковильский монастырь, где скоро был назначен архимандритом, а за тем в 1883 г. посвящен в епископа Темишварского. С 1861 г. был членом на всех конгрессах 201 … Патриарх Георгий Бранкович известен, как крупный жертвователь на пользу просвещения. Так, в 1894 г. ко дню сербского просветителя и покровителя св. Савы он пожертвовал в фонд учащейся сербской молодежи капитал в сто тысяч гульденов, со взносом этой суммы в несколько лет. На первый раз патриарх внес в этот «фонд св. Савы» десять тыс. гульденов. 202 Впрочем и доходы карловицкого патриарха – очень большие. По поводу избрания Георгия Бранковича в патриархи, местные сербские газеты поместили список доходам карловицкого патриархата. Вот этот список в общих чертах: имения Даль, Борово и Белобрдо приносят ежегодно чистого дохода 220,000 гульд.; рыбная ловля в Живе дает 30,000 гульд.; с приречных лесов получается 5000 гульд.; 3,600 ютаров земли – 15000 гульд.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Сохранившаяся часть мощей преподобной Ангелины почивает сейчас в монастыре Крушедол, куда можно приехать и поклониться этой великой святой. 12 августа, когда Сербская Православная Церковь празднует память святой, в Крушедоле бывает значительное торжество, на которое стекается верующий православный народ. Память святой Ангелины совершается также 10/23 декабря вместе с другими святыми Бранковичами. Рейтинг: 9.9 Голосов: 746 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Деспот Георгий Бранкович, правитель Сербии, сын Вука Бранковича и внук царя Лазаря. Представитель династии Бранковичей и последний правитель независимой Сербской деспотовины (1427–1456).   Полувассальное сербское государство, занимавшее в XVI в. в основном Сремскую область.   В настоящее время село Купиново. Известно по храму св. апостола Луки, который является памятником культуры Сербии особого значения. Храм воздвигнут в 1450–1455 гг. деспотом Георгием Бранковичем, упоминается как место захоронения Стефана и Иоанна Бранковичей. В 1521 г. турки подвергли Купиново разорению, и церковь сильно пострадала и пришла в запустение. Храм был восстановлен в нач. XVIII в. В 1952 г. здание церкви частично реконструировано.   Срем   – историко-географическая область между реками Дунай и Сава. В настоящее время большая часть находится в Сербии (Сремский округ), а часть в Хорватии. Получила название от древнего города Сирмий (сейчас здесь расположен город Сремская Митровица). В XV в. управлялась сербскими правителями-деспотами из рода Бранковичей.   Монастырь посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Был основан в 1496 г., в 1564 г. закончилась роспись храма. Ктитором монастыря был архиепископ Максим (Бранкович), которому помогала его мать святая Ангелина, а также русские князья и валашские воеводы. Долгое время был центром восстановленной сербской Сремской епархии. В нем подвизалось многочисленное братство. В конце XVII–XVIII вв. был резиденцией Сербских патриархов, а затем митрополитов Крушедолской митрополии, ставшей церковным центром для сербов, поселившихся на южных границах Габсбургской монархии. В 1716 г. был сожжен и разорен турками. Монастырь дважды посещал патриарх Иерусалимский Паисий.   Монастырь стал усыпальницей сербской династии Бранковичей. Здесь были похоронены все святые Бранковичи: Стефан Слепой, его супруга прп. Ангелина и их сыновья свт. Максим и св. деспот Иоанн. Их мощи были сожжены турками и до нашего времени сохранились фрагментарно. В обители также похоронены и другие известные личности сербской истории: княгиня Любица Обренович, Сербские патриархи Арсений III (Чарноевич) и Арсений IV (Йованович-Шакабенда), митрополит Исаия (Джакович) и др. В настоящее время действующий мужской монастырь.

http://pravoslavie.ru/126609.html

Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Вдове пришлось вкусить горечь сиротской доли на чужбине. Движимая заботой о детях, она обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые земли, но Георгий вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн. Святая Ангелина с Максимом, взяв с собой мощи Стефана и Иоанна, переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел. Ковчег с частью мощей прп. Ангелины и других Бранковичей в монастыре Крушедол. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Несколько лет спустя Ангелина вернулась вместе с сыном в Сремскую область, где блаженный Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых. Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ей неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Семья сербских властителей Бранковичей разделила с православным народом Сербии всю тяжесть турецкого ига. Святая Ангелина была дочерью знаменитого Албанского героя Георгия Скандер-бега (1414–1467 гг.). Она вышла замуж за Сербского властителя Стефана, носившего титул деспота, сына князя Георгия Бранковича. Святой Стефан, правивший страной в 1458–1459 гг, встал на защиту Сербии в последние годы ее независимого существования. Стефан Бранкович, лишенный зрения султаном Муратом, прожил мученическую жизнь. После окончательного захвата Сербии турками он был вынужден скитаться с семьей на чужбине. Среди лишений и испытаний святые супруги воспитали двух своих сыновей в благочестии и подвиге: святого архиепископа Максима и святого Иоанна – последнего властителя Сербии (с 1493 г.) перед долгим периодом ее порабощения. Свой земной путь святой Стефан закончил в 1476 г. в Италии, в возрасте 56-ти лет. Его супруга Ангелина осталась одна с детьми на чужбине, но с кротостью и стойкостью переносила все лишения. В дни радости и в дни невзгод она жила в благочестии, помогала нуждающимся, наставляла детей в вере. В 1486 г. преподобная Ангелина перевезла из Италии на родину, в Купиново, тело супруга (святые мощи праведного Стефана были обретены в Фурланском Белграде после знамения в храме, когда над гробницей святого воссиял свет). По возвращении семьи на родину в 1486 г. сын святых Стефана и Ангелины – блаженный Георгий – вступил на престол деспота Сербского в Среме (область на северо-востоке современной Югославии). Спустя 9 лет, оставив мирские заботы на попечение младшего брата Иоанна, он принял монашеский постриг с именем Максим. (С 1513 г. до своей кончины в 1516 г. блаженный Максим был митрополитом Белградским и Сремским. Его нетленное и благоухающее тело было обретено в церкви святого Луки в Купиново около 1522 г.). Впоследствии святой Максим стал архиепископом Влашским. Его трудами в Среме воздвигнуты монастыри Хопово и Крушедол. В этих трудах ему активно помогала мать. После кончины мужа святая Ангелина приняла монашество и была известна своими подвигами и благотворительностью. Особенно известна ее забота о сербских и русских монастырях. Будучи уже не в силах помогать всем обителям, она обратилась с трогательным посланием к московскому великому князю Василию III: «Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали». В мрачное время турецкого владычества эти монастыри были хранителями православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В 1441 году турки взяли Стефана в качестве заложника вместе с его старшим братом и ослепили. По смерти Георгия Сербией два года правил их младший брат Лазарь, а затем деспотом стал сам Стефан. Произошло это незадолго до того, как под натиском турок пала сербская столица Смередево и прекратила существование Сербская деспотовина . Одной из причин поражения была разобщенность сербов, а некие диаволом наученные люди оклеветали Стефана. В результате навета он был изгнан из своего отечества и терпел на чужбине многие беды и скорби. Сначала Стефан отправился к своей сестре графине Цельской Катарине, затем искал пристанища в городе Дубровник в Далмации, а уже оттуда перебрался в Албанию. Князь Арианит с любовью принял Стефана. Пребывание в гостях затянулось настолько, что Стефан стал для всей семьи как родной, а Ангелина всем сердцем полюбила его и попросила у родителей благословения на брак. Родители благословили молодых, и Ангелина обвенчалась со Стефаном в 1461 году в Скадаре. Святой Стефан Слепой, Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)      Стоит отметить, что родственные связи сербских и албанских династий уходят в глубь веков и прослеживаются со времен первых правителей династии Неманичей. Так, одна из дочерей Стефана Первовенчанного была выдана замуж за албанского господаря Димитрия. Существуют и другие примеры, так что между ветвями сербских правителей и албанских вождей немало кровных связей, в первую очередь благодаря православной вере. В браке у супругов родились сыновья Георгий, Иоанн и дочь Мара, или Мария. Старший сын родился в Албании, но родители вскоре вынуждены были покинуть эти края: турки начали вторгаться в их земли, разоряя и опустошая все на своем пути. Поэтому Стефан и Ангелина перебрались в Италию, где поселились в старом замке в Фурландии на берегу реки Тальяменто. В большом, но уже запущенном замке был храм святителя Николая и несколько вспомогательных зданий. Семья жила здесь очень скромно, принимая помощь из Дубровника и Венеции.

http://pravoslavie.ru/126609.html

И. был похоронен в ц. во имя св. ап. Луки в Купинове, но через 3 года после смерти (1505/06), согласно сообщению попа Пейо в Житии мч. Георгия Нового Кратовского, его мощи «объявились» целыми. Тогда мать и брат перевезли их в Валахию, а в 1509 г. вернули в Срем и в 1512 г. положили в основанный ими мон-рь Крушедол . Развитию почитания И. способствовала его мать, к-рая считала сына святым и в 1509 г. даже направила в дар рус. вел. кн. Василию III его доспехи (зброй) ( М. Документа koja се тичу односа српске цркве и Pycuje у XVI в.//ССКА. 1903. 34. С. 18; Россия и греч. мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1. С. 141-142; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сборник док-тов и мат-лов. Београд; М., 2009. Т. 1. С. 206, 4). После смерти Ангелины и начала чудотворений на ее могиле мощи деспотицы были перенесены в Крушедол и положены в одну раку с мощами И. В 1716 г., после поражения от принца Евгения Савойского при Петроварадине (ныне Нови-Сад), турки осквернили Крушедол, изрубили и подожгли мощи Бранковичей ( Записи. 2. Бр. 2890); сохранились лишь фрагменты мощей св. Стефана и прп. Ангелины. Не вполне ясны следы почитания И. на Руси (при отсутствии здесь агиографических и гимнографических текстов в его честь) в сер. XVII в., впервые его память встречается под 21 нояб. в рукописи 1621 г. ( Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 201). Посвящения во имя Иоанна храмов неизвестны. Агиография О пространном Житии И. ничего не известно, существует лишь проложное в Сербляке 1861 г. (Л. 92), написанное, вероятно, непосредственно для этого издания. В лит-ре иногда ошибочно указывается на существование его Жития (см.: Руварац Д. Манастир Крушедол. Сремски Карловци, 1918. С. 13; 1965. С. 137) или Похвалы ему ( В. Рец. на: С. С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914//Jyжhocлobehcku филолог. 1922-1923. Бр. 3. С. 167; 1957. С. 253; Он же. 1958. С. 187-189; 1965. С. 137), написанной на форзаце рукописи мон-ря Крушедол 44 (Минея служебная на окт.; ныне в МСПЦ. 125); в действительности речь идет о стихирах И. Отсутствие Жития компенсируется отчасти обилием житийных мотивов и известий о чудесах в службах в честь святого. Известия об И. (как и о др. святых семейства Бранковичей) содержатся также в начальной части Жития мч. Георгия Нового Кратовского, написанного попом Пейо ( Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 105). Гимнография

http://pravenc.ru/text/468971.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010