Что не стяжала терпения, не унывай, а старайся стяжавать его понемножку. А что плоть томится – хорошо: Елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется по всяк день... Сестер милуй, если они тебе досаждают. А что они тебя считают, за твое молчание, сердящеюся – это ничего, ровно ничего. Мир тебе и благословение от Сладчайшего Иисуса. Нед. иером. Анатолий. 33. Чем больнее скорби, тем целительнее 1 декабря 1878 г. Т., не унывай! Пожди мало. И говорил, и говорю, что ты сама себе строишь скорби. Помни, что вси святии сим путем, т. е. путем скорбей шли и дошли до врат царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики: но это опять от неразумия твоего, скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце... А чем больнее, тем целительнее. Мир тебе. Остаюсь желатель здравия твоего и душевного, и телесного И. Анатолий. 34. Не ищи дружбы 24 ноября 1879 г. Скит. Мир твоему преподобию!.. Чтобы быть покойной – не ищи ничьей дружбы! Седи в своей келлии и та всему тебя научит! Всему, т. е. доброму. А чужие келлии учат всегда всякому злу. Благожелатель твой искренний многогр. И. Анатолий. 35. Земные скорби вознаградятся 4 января 1881 г. Скит. Преподобная матушка Т.! Что тебе больно, ей, верю! Но только ты, моя матушка, не чересчур, не доходи до безумия. Кому легко бремя искушений? На что велик пред Богом св. Исаак Сирин , и тот говорит: «кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?»... Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет, и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он? Как же благовонен? Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней. Каждая капля пота, каждый вздох тысячекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся, мир тебе! 36. Должно поклоняться Отцу духом и истиною Получил еще письмо твое, сестра о Господе Т.! От 25 августа. Вижу твое усердие ко мне недостойному и к обители нашей, верю и желанию твоему быть у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Будь же разумна и внимательна и Господь не оставит тебя. Мир тебе и благословение Божие! Многогр. И. Анатолий. 25. Все надо делать с благословения 11 августа 1875 г. Теперь я пишу тебе, Т. смиренная, именно по желанию твоему – строчку. Очень недосужно. Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя. Мир тебе. Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая и будешь со временем походить на монахиню, и Господь пребудет с тобою навсегда. Многогр. И. Анатолий. 26. В каком разуме должно принимать ангельский образ 22 февраля 1876 г. Получив первое твое письмо от 13 февраля, я утешился, что м. игумения тебя намерена облечь в ангельский образ. И задумал поминать под субботу, на обычной заздравной нашей ектении послушницу Тат., а в субботу под воскр. монахиню (бывш. Тат.). Но второе твое письмо от 14 февр., которое тебя огорчило, а вернее указало твое малодушие, и меня не порадовало. Апостол Павел пишет к своим ученикам: «кто есть любяй мя, точию приемляй от Мене скорбь». А ты стало быть не крепко любишь своего духовного отца, когда огорчилась до того, что упала духом, и заболела. Да что я написал-то? Не обличал, не укорял, а просто напомнил о необходимости искренней откровенности, в которой нуждаюсь и я и всякий другой. Но ты поняла в другую сторону. Но забудем это – мир. И верил, и верю твоим чувствам и искренности. И будь сим довольна. Приступая к принятию ангельского образа, иди на святое дело в разуме. Это не есть какое-либо земное отличие и честь, но вящее смирение. Образ истинного монашества есть искреннее смирение, а смирение св. Исаак Сирин называет одеянием Божества. Прочти сама его 53-е слово. Малый ангельский образ есть обручение Небесному нашему Жениху Сладчайшему Иисусу. И потому, как только оденут тебя в сию одежду смирения, ты обязана будешь иметь всегда на языке имя Иисусово, как обрученная невеста имеет пред глазами портрет своего жениха. Мир тебе. Прощаю твою неразумную и несправедливую скорбь, и буду поминать твое имя, как обещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Святой Анатолий Оптинский: Мудрость в простоте Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа, 2013 Молоденькая девушка, воодушевленная примером самоотверженного служения сестер милосердия, изо всех сил стремится на фронт. Идет Первая мировая…А для нее мечта о подвиге соединилась с мотивом личным: там, на фронте, он, тот, ради кого она готова оставить своих родных. 12 августа — память преподобного Анатолия Оптинского Небольшого роста, слегка сгорбленный отец Анатолий (Потапов) у всех, кому доводилось бывать в Оптиной Пустыни в начале XX в., оставлял впечатление радостное, светлое. Протоиерей Сергей Четвериков, побывав у старца несколько раз, отмечал в своих записках: «Около него создалась та особенная духовная атмосфера любви и почитания, которая окружает истинных старцев и в которой нет ни ханжества, ни истеричности… В нем чувствовался дух и сила первых оптинских старцев». На фотографиях тех лет его можно увидеть среди братии в обыкновенной поношенной ряске, без каких-либо признаков величия или особой аскетической сосредоточенности. Маленький, ясный с детской непосредственной улыбкой он воплощал в себе народность притекавших к нему из окрестных губерний орловских, тульских, белевских и калужских крестьян. В Оптиной батюшку так и прозвали — «Маленький», чтобы отличать его от о. Анатолия (Зерцалова) — начальника скита. Но с годами «Маленький» вырос в истинно всероссийского старца, утешавшего и укреплявшего народ перед ожидавшими Россию потрясениями. Невеста или «маму надо слушаться» Как часто порывы, по-видимому, благие, продиктованные лучшими намерениями, могут оказаться опасными. Особенно это случается в молодости, когда нет еще ни достаточного опыта, ни связанной с ним осторожности. Казалось бы, чего проще: поделись со старшими, поступи сообразно их совету, но самые простые решения тому, кто увлечен, кажутся не приводящими к цели.

http://pravmir.ru/anatolij-optinskij-mud...

Когда некоторые из духовных дочерей его спрашивали, к кому благословит он обращаться после его кончины, он одним указывал на о. Амвросия, другим на своего иеромонаха Илариона. Первый долго болел и сначала об его духовных дарованиях знали немногие посторонние лица. Посетители же о. Макария, встречая постоянно, около 20 лет, келейником при нем о. Илариона, по большей части, стали, по кончине о. Макария, относиться к о. Илариону, как к старцу. ( " Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита " .). Часть 3 О позднейшем скитоначальнике иеромонахе Иларионе известно, как о верном и опытном в духовной жизни ученике старца Макария. По кончине последнего он был духовным отцом Киреевской и был ею очень почитаем. Когда в 1874 г. о. Иларион скончался, начальником скита стал молодой еще иеромонах Анатолий (Зерцалов), учившийся в калужской духовной семинарии, ученик старцев Макария и Амвросия. Он — по словам прот. Четверикова — говорил о себе, что двадцать лет молил Бога дать ему простоту, и, наконец, вымолил ее. " Его " , пишет о. Четвериков, " считают опытным делателем Иисусовой молитвы. Когда впоследствии старцем Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община, о. Анатолий стал ближайшим помощником старца в деле устроения этой обители и в духовном руководительстве сестер. Имеются в печати его письма к монахиням, проникнутые особенным, восторженным, каким-то " пасхальным " одушевлением, и в этих письмах он постоянно напоминает о необходимости неустанной внутренней Иисусовой молитвы и указывает, как можно научиться и преуспеть в этой молитве. Будучи весьма скромным, он обладал чувством высокого личного достоинства и во всяком обществе умел быть одинаково общительным, занимательным и учительным. Шамординские сестры сохранили о нем самое светлое воспоминание, как о своем мудром и любвеобильном старце. Со старцем Амвросием у него всегда были самые искренние и близкие сыновние духовные отношения " . Отец Анатолий скончался в январе 1894 г. Старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) был сыном причетника тамбовской епархии; род.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Видя духовное возрастание о. Анатолия, о. Амвросий выпросил его сначала к себе в помощники, потом в благочинные скита. Это назначение последовало скоро по посвящении о. Анатолия во иеромонахи и, наконец, по просьбе о. Амвросия, о. Анатолий был назначен скитоначальником (1874). Будучи таковым, он входил во все нужды скитской братии и заботился о благосостоянии каждого. Все эти назначения о. Анатолий принимал из послушания своему старцу и нес их смиренно и трудолюбиво. Здесь мы приведем случай, отмеченный Нилусом в его оптинском дневнике, озаглавленном «На берегу Божьей Реки» (изданным в 1916 г. в Тр.-Серг. Лавре). Случай указывает на духовную бдительность, требуемую от скитоначальника. «11-го мая. Заходил сегодня к старцу о. Иосифу, и не дозвонился. Должно быть, пришел слишком рано, и келейники старца отдыхали послеобеденным сном. Подергал я раза три за ручку дверного колокольчика, подождал, прислушался к тишине внутри кельи батюшки… Никто не отозвался на мой звонок. Я уже собрался уходить, как, вдруг, взгляд мой остановился на изречениях подвижников духа, развешанных по стенам первой прихожей кельи старца. Стал читать и, к немалому для себя и даже, – не скрою, соблазну, прочел написанные четким полууставом слова: «Егда внидеши к старцу, то удержи сердце свое от соблазна. Аще даже узриши старца твоего и в блуд впадша, не ими веры и очесам твоим». Дословно ли так я записал эти смутившие меня слова, я не могу поручиться; за точность смысла ручаюсь. И было мне это изречение в соблазн немалый. Хотел я позвониться к отцу своему духовному и старцу Варсонофию, но поопасался потревожить и его послеобеденный отдых. Так и ушел из скита с соблазном в сердце. Хорош тот старец, которого глаза мои застигнут на блудодеянии!.. Очень удобное изречение для ханжей и лицемеров!.. И как только оно могло приютиться в таком месте, как келья наших чистых от всяких подозрений и праведных старцев? Горько мне было …И вдруг я вспомнил… Было это в прошлом октябре. На день памяти одного из великих ветхозаветных пророков были именины одного из старых, почитаемых скитских монахов, сподвижкика и помощника великого старца Амвросия по постройке Шамординского монастыря, отца Иоиля. Я был приглашен на чай к этому хранителю Оптинских преданий. Собралось нас в чистенькой и уютной келье именинника человек шесть монахов да я, мирской любитель их и почитатель. За весело кипящим самоварчиком, попивая чаек с медком от скитских пчелок, повели старцы, убеленные сединами, умудренные духовным опытом, свои тихие, исполненные премудрости и ведения, монашеские беседы…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Болеть можешь, сколько угодно, ибо это нам очень полезно, а скорбеть по времени – ибо причины не имеешь, а лучше благодари Бога за Его милости к нам немощным... Если тебя за уединение считают гордою – радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Многогр. И. Анатолий. 30. Иноку неполезно жить в покое 7 августа 1876 г. Мир тебе! Говорил я с батюшкою о твоих скорбных обстоятельствах, но он не очень соизволяет на жительство твое в покое. Общее послушание – есть великое ограждение от многих искушений иноку. Будь же мирна и благонадежна, памятуя, что о тебе помнят в Оптиной и стараются упрочить путь спасения твоего; только ты не спеши, а посиди у моря и подожди погодки. 31. Должно собирать помыслы в терпении 9 сентября 1876 г. Матушка Т., ты скорбишь, что развлекаешься – за чем же дело: собирай помыслы и будешь разумный купец. А если на молитве помыслы рассеваются, то это дело обыкновенное – новоначальным нельзя не рассеиваться. Что касается до смущения твоего от помыслов, то средство одно: терпение и смирение. Мир тебе! Многогр. И. Анатолий. 32. О молитве Иисусовой, ее действии и плодах 12/20 декабря 1876 г. Преподобная мать Т.! Ты меня истинно утешила, когда написала, что молитва для тебя уж не так трудна, как была прежде. Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам! Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ее. А главное – во время молитвы окаявай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли, ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище – ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящего имени Иисусова и направляющего на такого людей, даже и близких. Я видел девицу, которую отец родной так возненавидел, что хотел убить. Только та проходила умную, – чего тебе нельзя еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

У него была одна особенность: он без вопрошания никогда ничего не говорил, подражая в этом древним отцам. «На меня недовольны некоторые, что я мало говорю, – сказал он. – Но для того чтобы утешить скорбящую душу, много и не надо говорить, – надо только дать свободно самому высказаться, не перебивая, и, когда выскажет все свои скорби, уже этим самым и облегчит свою скорбь. К этому остается прибавить только несколько согретых любовью слов и пояснить кое-какие недоумения, и человек после этого видимо укрепляется верою, обновляется душой и снова готов все терпеть» 366 . Несколько слов, сказанных отцом Иосифом, успокаивали взволнованные, мятущиеся души. Здесь много значил его вид: тишина «хлада тонка» изобразилась на его внешности; лицо его излучало мир Христов (что видно даже и на его фотопортретах). Часто его взгляд бывал сильнее слов. Он, как истинный монах, не любил предпочитать одного человека другому, обласкивать кого-то больше другого. Строгость и даже непреклонность проявлялись у него по отношению и к самым близким, но они видели, что за этим стоит любовь во Христе, святая и всегда верная. Люди, жаждавшие простого человеческого утешения, случалось, отпадали от него, считая его равнодушным и холодным. Но со временем и таким открывалось настоящее положение дела – евангельская любовь старца к ближним. Так, отпал от старца один инок, поверив вражескому помыслу, что нет в его духовном отце никакой благодати. Однако этот инок пришел и сказал об этом старцу. Тот спокойно ответил: «Что же, сын мой, удивительного в твоем искушении? Святые апостолы и те усомнились было в вере в Бога и Спасителя, а после своего неверия еще сильнее укрепились в вере, так что уж ничто не могло их отлучить от любви Христовой» 367 . Нельзя было тут иноку не убедиться в правоте старца. Внутренняя жизнь отца Иосифа была сокровенна. Она явственно ощущалась, но в деталях своих мало была кому открыта. Единственно вот келейники его, отцы Севастиан и Анатолий, оба будущие преподобные старцы, знали, что он творит Иисусову молитву, косточками от маслин отмечая количество пройденных «вервиц» (коробочка с ними стояла на столике у его ложа). Он при малейшей возможности принимался читать какую-нибудь из святоотеческих книг, но только на церковнославянском языке. Учение великих аскетов древности сроднилось с его душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для каждой из своих духовных дочерей находит отец Анатолий свой тон, пишет письмо, сообразуясь со всеми особенностями характера, возраста. Вот характерное в этом смысле письмо: «Правда, правда, О., давно я не писал тебе. А все собирался. И даже спешил послать или письмо, или гостинчика, да все неподходящие случаи-то были... Что касается трех строчек, с любовью исполняю. Читал я письмо твое. И какое же множество там настрочено грехов! Подумал я: такая маленькая, а наскребла сколько грешищев! Да это не важное дело, что у грешного человека – грехи, все равно: у орешины – орехи, от репы – репа и прочее подобное. А вот странно: откуда может маленький человек набрать и туго напихать целый пехтерь скорбей? До того даже скорби велики, что О. уткнет главу в подушку и думает... Зачем я родилась? Вот в самом деле вопрос-то: зачем О. родилась? И живет? Еще и живет?! Вот вопрос-то! Да это у редкого философа заходит в голову такая мысль. А мне так, кажется, никогда и не приходила... Мудреная ты девочка! Одного ты, видно, не знаешь, что говорит святитель Златоуст, что здешнее земное тяжкое самое и нестерпимое не может даже и сравниться с тамошним самым легким. Спасайся! Мир тебе! А во всех исповеданных тобою грехах и немощах да простит тебя Господь... помни слово, что Богу любезнее грешник, кающийся и смиряющийся, чем праведник, сознающий свою правду. А ты вот мне и Богу каешься, и уничижаешь себя, и стыдишься за свои немощи: то Господь и помилует тя, и спасет тя. И узриши благая Иерусалима!». После кончины старца Амвросия силы отца Анатолия начали быстро убывать. Часто его видели в это время задумчивым и грустным. Тяжело пережил он и временное запрещение от преосвященного посещать Шамордино. Чувствуя ослабление здоровья, он в конце 1892 года ездил в Петербург и Кронштадт, желая посоветоваться с врачами, но, главное, повидаться с почитаемым им протоиереем Иоанном Кронштадтским . Врачи нашли у него слабость сердца и угрозу отека легких. У него давно уже начали опухать ноги. А с отцом Иоанном в эту поездку он служил 10 октября в память старца Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Иерусалим мне самому очень и очень хотелось бы, да есть пословица: на хотенье есть терпенье. А только тебе это прямо искушение. Зная твою немощь, диавол наткнет тебя на пику. И повиснешь, как пескарь на удочке... 126. Как избавляться от блудных помыслов Просишь меня сказать тебе средство, как избавиться от блудных помыслов? Разумеется, как учат св. отцы: 1-е дело – смириться, 2-е – не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное 3-е, – потерпеть. Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются святою Церковию невестами Христовыми. Св. Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет Ангел». А ты, сопливая девчонка, этого не понимаешь... Мир тебе и благословение Господне! Уныние – опять повторяю тебе – неизбежно для тебя, потому что никаких вольных скорбей не несешь, а на дьякона смотришь и молодых ребят любишь. А ведь в царство небесное ничто скверное не внидет, вот и очищает тебя милосердый Господь унынием и поношением. Многогр. И. Анатолий. Не вникай в чужие дела – мир потеряешь! 127. Смирение достигается терпением 9 декабря 1880 г. Получил я и последнее твое письмо, в котором ты удивляешься чужому смирению, а своего показать не хочешь. Впрочем, и то хорошо, что ты любишь, значит, и желаешь его. Но по неопытности, не знаешь, как отыскать его. Не хочешь ли, я научу? А? Желаешь? Перекрестясь обращаюсь к тебе и сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя. А со временем увидишь и ужаснешься. 128. Как проводить Рождество

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

А как же Саша-то? Маша-то? И иные больные? Это решил Сам Господь, когда апостолы услыхав о болезни Лазаря, стали горевать, т. е. приняли по-человечески. А вечная истина рекла: «Сие не к смерти, но к славе Божией. Радуюся вас ради». Служи с любовию больным. Иисус сказал: елика послужисте сим малым Мне послужисте! 19. Терпения надо просить у Бога. 24 октября. Я тебя урезониваю иметь терпение, а сам его тебе не даю. Да если у меня у самого то его нет? Ведь вот живу же: и тебя не укоряю, что ты не даешь его мне!.. Говорил сколько раз, чтоб просила у Бога; у Него всего много. И мне бы частичку выпросила. А то ни мне, ни себе. Пора исправляться. Познавый немощь свою лучше есть увидевшего Ангелов. 20. О терпеливом переношении болезни 6 марта. Матушка ты моя! Завалил я себя письмами: и никак до твоих не дороюсь... За шарф благодарю... Что молитву Иисусову держать стараешься, еще больше спасибо. Это тебе очень, очень пригодится. Только смиряйся, пожалуйста!.. Еще больше радуюсь, что болезнь твою несешь терпеливо. Конечно, не всегда, но за то каемся, смиряемся, осуждаем себя. Для нищеты нашей и сего довольно. Слава тебе, Господи, за Твои к нам милости и долготерпение. А на поклоны мы тебя и не ставим. Лежи себе да лежи, пока лежится; только Иисуса-то не забывай... Мир тебе, сестра! Терпи, жди милости Божией, молись и главное смиряйся. Твой искренний доброжелатель. Что тебя тревожат, т. е. туда беги, туда неси, – это тебе полезно; меньше поганить будут помыслы. 21. Еще о молитве Иисусовой 6 сентября. Мир тебе, сестра А.! Ты желаешь получить от меня строчку: вот тебе пять! Если хочешь быть благодарною, то воздай за них пятью словами: 1-е Господи, 2-е Иисусе, 3-е Христе, 4-е Сыне, 5-е Божий. И к ним прибавляй – «помилуй мя грешную». Так все и тверди. Этим и Богу угодишь, и меня отблагодаришь, и себя спасешь. Нед. И. Анатолий. 22. О терпении ради Родившегося Христа 24 декабря. Мир тебе! Христос рождается, славите! А славить повелевается, кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением, Христос приемлет и это тоже, как Ангельское хваление, которое они воздавали Рождшемуся, когда Он Царь царей и Господь господей лежал слабенький, только что рожденный в яслях на стуже в поле... А что еще ожидало Его впереди? Скорби, голод, жажда, поношения, язвы, биения, бичевания, и, наконец, пригвождение ко кресту и смерть поносная. Все это видел Господь, как человек-младенец лежа в яслях, повиваемый пеленами. Потерпим и мы малое время ради умершего за нас Господа, да с ним и спрославимся. Письма к Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010