( < < back) разумеется Соломония, мать свв. мучеников Маккавеев: Анима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алина и Маркелла. Память их совершается 1 августа. ( < < back) разумеются три отрока еврейские: Анания, Азария и Мисаил, не сгоревшие в разожженной вавилонской печи. См. Дан 1:3. ( < < back) Климент сравнивается здесь со св. пророком Даниилом. ( < < back) разумеются свв. апостолы Петр и Павел, и из лика семидесяти апостолов: Климент, папа Римский (память празднуется 25 ноября) и Онисим (память отмечается 15 февраля). ( < < back) Галерий, зять и соправитель императора Диоклитиана до 305 г., самостоятельно царствовавший затем до 311 г. ( < < back) большой остров в юго-западной части Эгейского моря (Архипелага), отделяющийся от южного берега малоазийской области Карии только довольно узким проливом. ( < < back) в Понте, на севере Малой Азии. ( < < back) или Бахус (у греков Дионис) почитался древними греками и римлянами богом винограда и виноделия, даром вина, радующим сердце людей и разгоняющим печаль и заботы. ( < < back) Максимин Даза царствовал в восточной половине Римской империи с 305 по 313 г., сначала одновременно с Makcuмuahoм II Галерием, умершим в 311 году. ( < < back) Климент скончался 23 января 312 г. Мощи его долго находились в Константинополе, где во имя его были две церкви. Стефан Новгородец (в 1342 г.) и иеродиакон Зосима (в 1420 г.) видели мощи его в монастыре Константина в Константинополе. ( < < back) Каллист — греческий церковный историк XIV века. ( < < back) Житие святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского западная часть древней Галлии (нынешней Франции). ( < < back) крещение святой Павлин принял на 26 году, в 389 г. ( < < back) древняя область средней Италии, на юге от Рима, около Тирренского моря. ( < < back) один из древнейших городов Кампании, существует и поныне. ( < < back) его празднуется 25 января. ( < < back) было в 409 году. Ранее он был пресвитером (с 393 года) в Барселоне, в Испании. ( < < back) взято из притчи Спасителя о верном и благоразумном домостроителе, заботящемся о слугах и всегда готовом дать отчет пред господином своим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Он изучил риторику, грамматику и пиитику, математику и астрономию, музыку и литературу, богословские науки, превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и итальянским языками и удивлял современников своими познаниями и обширными знаниями. Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили Алексия — его влекла жизнь христианских подвижников. И после смерти отца он постригся в рясофор с именем Анания в одном из солунских монастырей, откуда позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне, где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Вскоре святой Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. В 1626 году святой Афанасий был назначен учителем в Валахию. Ему было поручено перевести с еврейского на новогреческий язык Псалтирь. Псалтирь в его переводе впоследствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмосе, а списки с нее — в разных монастырях Святой горы Афон. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божьего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры. Своими трудами в славянских землях и духовными дарованиями св. Афанасий привлек благосклонное внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I Лукариса (был патриархом с перерывами с 1621 по 1638 гг.), который, призвав святого подвижника в Константинополь, назначил проповедником при своей кафедре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского Патриархата — Фессалоникийскую (Солунскую).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Посему дальше и сказано: «а в прочее время благоухати добродетельми, уже нашего тщания есть потребно». 132 Что касается свидетельств приводимых безпоповцами, то они не доказывают, что крещение вообще позволено совершать мирянину, наравне с лицами хиротонисанными. 1) Христос многим апостолам, священства неимущим, «повеле крестити» (Номок. при Иоасаф. Потребн. л. 65), 133 говорят безпоповцы. Но на это им еще Ив. Пешехонов, в своих Ответах, остроумно заметил: «сие правило, от вас показуемое, ясно обличает ваше растление самого правила, а именно: первое то, что вы не апостолы; второе то, что от Христа не посланы». 134 Затем, апостолы крестили по повелению Господню, т. е. получили от Бога власть совершать крещение: безпоповщинские же наставники такого повеления не имеют, а самовольно присвояют себе право крестителей. «Восхищающии же недарованная им, говорится в Кормчей, раздражают Бога, якоже сыны Кореовы и Озиа царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно, ни крестити кого... Дерзнувый таковая не с нами борется, но с великим архиереом Христом. Аще бо Филипп скопца крестил и Анания мене Павла; но от Бога прияста власть, от несочтеннаго Архиерея» (Кормч., л. 30). След., пример апостолов не может служить основанием для учения безпоповцев. 2) «Крещение и не зело доблий муж может сотворити», говорит св. И. Златоуст (Бес. на 14 посл., стр. 531). Значит, для совершения крещения не требуется непременно епископ или пресвитер; совершить его может и «не зело доблий муж», т. е. мирянин. 135 Но, как видно из связи речи, «не зело доблий» означает здесь не слишком доблестного в нравственном отношении, а не мирянина, которому св. Златоуст не усвоял права совершать крещение, так как дальше говорит: «Благовествовать предоставлено было не многим, а крестить мог всякий, имевший священство» (Твор. Злат. т. X, стр. 24, а в Бес. на 14 посл. ст. 532). 3) Св. Григорий Богослов прямо повелевает не обращаться с священнику за совершением крещения, а принимать оное от мирянина, говоря: «Ты же, человече, не рцы, да мя крестит епископ, или иерей иерусалимлянин, или неженат, и не испытай о житии крестителеве, но точию да бы христианин был яве».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Нашего же Наставника слово не ограничилось пределами только Иудеи, подобно тому как эллинская философия распространена была в пределах лишь Эллады. Разлившись по всему миру, наше учение одновременно и одинаково движения вызвало между племенами и в селениях из среды как Эллинов, так и варваров; к послушанию себе стало обращать сполна города, целые дома, и из отдельных личностей побеждало собой всех, кто внимал ему; но и из самих философов оно привело к истине немалое число. Эллинская мудрость, если какой властитель на нее запрет налагал, тотчас же замирала. Наше же учение с самого того времени, как впервые начало быть проповедуемо, подавить стараются цари и тираны, отдельные правители, должностные лица с целой армией состоящих них на жаловании соучастников. Они объявили формальную войну нам, чтобы, насколько на это есть силы у них, стереть нас с лица земли. И что же? Святое учение наше со дня на день все более и больше расцветает. Не как учения человеческие, оно заглохнуть не может, ни зачахнуть, как если б это был дар какой внутренно-дряблый и гнилой, нет. Даров Божиих скудных нет. И вот почему не может быть ему препон поставлено или оно быть остановлено в своем движении, хотя впрочем ему и другое обетование дано: «Постоянно ты будешь терпеть преследования». Св. Иустин с соблюдением не только всей внешности, но и сущности дела, говорит об единородном Сыне Божием, что «Он есть верховный Разум, в котором часть имеет весь род человеческий. Все, кто жил согласно с этим Разумом, суть христиане. Таковыми были у древних Эллинов Сократ, Гераклит и им подобные. Таковыми были между варварами Авраам, Анания, Азария, Мисаил, Илия и многие другие, имена и дела коих перечислять было бы слишком долго». Без сомнения, никто и никогда не мог достигнуть спасения без усвоения заслуг и крови Христа Спасителя. И все же вовсе не было необходимости в том, чтобы все люди, жившие до воплощения Христова, имели полное и точное познание о Божественном Ходатае и Посреднике. Послушаем, что говорит на этот счет блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

20), и письмо было действительно лучшим средством, чтобы постановления собора дошли по назначению в подлинном виде и точном смысле для отстранения всякого подозрения от Варнавы и Павла в неточной передаче их. С сей же последней целью письмо вручается избранным Иуде и Силе, а не Павлу и Варнаве – мудрая предосторожность для успокоения смущенных антиохийцев. Письмо, вероятно, писано на греческом языке: об этом свидетельствует самая форма письма с обычными у греков приветствиями в начале и конце письма; это сообразно и с назначением его в Антиохию для христиан по преимуществу из язычников, говоривших несомненно по-гречески. Вероятно посему, что дееписатель приводит самый подлинник письма. Кто писал его, он не говорит, но не лишена вероятности догадка, что писал его сам местный предстоятель – епископ иерусалимской церкви апостол Иаков, брат Господень, писатель сходного с ним по духу и характеру соборного послания, известного под именем сего апостола. – Апостолы и пресвитеры и братия: этим последним словом заменено здесь выражение самого дееписателя (выше, ст. 22) – со всею церковью, и равнозначительно сему. – В Антиохии (городе), Сирии (области целой, в которой Антиохия была главным городом) и Киликии (соседней с Сирией малоазийской области); это предполагает, что иудействующими внесено смущение не только в антиохийскую, но и в сирийскую, и киликийскую церкви. Не упоминается о недавно основанных Павлом и Варнавой церквях в других областях малоазийских и в Кипре (гл. 13–14); туда, вероятно, не успели еще проникнуть эти иудействующие со своим лжеучением. – Братиям из язычников: письмо адресовано собственно к ним для их успокоения, так как против них направлено было лжеучение; но оно относится, без сомнения, и к братиям из иудеев, так как и они в своих мнениях и действиях должны руководствоваться определениями собора. Обратившихся из язычников письмо любвеобильно приветствует братиями, чем указывается на их равенство и равноправность с обратившимися из иудеев, без всякого различия, о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пособие послано через тех же Варнаву и Савла, которые так много и долго трудились в учреждении антиохийского христианского общества из иудеев и преимущественно из язычников, может быть и для того, чтобы они могли лично свидетельствовать перед церквями из иудеев о великой благодати Божией, действующей в Церкви из язычников, для предупреждения и разрешения недоразумений, могущих возникнуть относительно принятия в Церковь Христову язычников и относительно дальнейшего распространения Церкви Христовой между язычниками. – Пресвитерам: в первый раз в апостольской истории встречается это слово здесь. Как видно из дальнейших сказаний ( Деян.15:2 ; Деян.15:4 ; Деян.15:6 ; Деян.15:22 ; Деян.15:23 ; Деян.20:17 и др.) и из посланий апостольских ( Тит.1:4 ; 1Тим.5:17 ; 1Тим.5:19 и парал.), это были должностные лица в апостольской Церкви, руководители отдельных христианских общин, пастыри и учителя, и совершители тайн (ср. Деян.20:17 ; Деян.20:28 ; Еф.4:11 ; 1Пет.5:1 и парал. Иак.5:14–15 ). Посвящались они в свое служение через возложение рук от апостолов ( Деян.14:23 ) и епископов ( 1Тим.5:22 ). В некоторых городах, где многочисленны были христианские общества, например, в Иерусалиме, Эфесе, пресвитеров было несколько ( Деян.15:1 ; Деян.15:4 и д. Деян.20:17 ). О первоначальном учреждении этой должности в Церкви нет такого прямого известия, как, например, об учреждении диаконов ( Деян.6:1 и дал.), но обычай рукополагать пресвитеров в новоучрежденные общества христианские или частные церкви видим установившимся в апостольской Церкви очень рано ( Деян.14:27 ), и надобно полагать, что учреждение этой должности относится к самому началу апостольской Церкви, так как необходимость требовала, при учреждении частных христианских обществ сначала в разных местах Палестины, а потом и вне Палестины, не оставлять этих новоустраивавшихся обществ без должностных руководителей во всех христианских потребностях обществ. Такими руководителями и назначались, кроме епископов, пресвитеры, которые и были пастырями и учителями и совершителями тайн, предстоятелями и представителями отдельных общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Братья мои, отрезвитесь же однажды, как должно, и не грешите , ибо Христос воскрес из гроба. О воскресший и живый Господи, помоги нам отрезвиться от греховной жизни раз и навсегда. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 17 апреля 1. Священномученик Симеон, епископ Персидский . В правление злого и коварного царя [также: порочного царя. – Ред.] Савория, или Сапора, Симеон был подвергнут мукам за Христа, вместе с двумя своими пресвитерами: Авделаем и Ананией. После них был умерщвлен и царский евнух Усфазан, сначала было отрекшийся от Христа, а затем, тронутый упреком из уст святого Симеона, вновь исповедавший пред царем истинную веру. На место казни вместе с Симеоном была выведена еще тысяча [по другому источнику – сотня. – Пер.] христиан. Симеон преднамеренно встал позади, чтобы быть усеченным последним и чтобы мог он поддерживать христиан до конца, дабы ни один [из них] не поколебался от страха смертного. Пресвитер Анания, положив голову на плаху, вострепетал всем телом. Тогда царский пристав, Фусик, тайный христианин, начал подбадривать Ананию, говоря: «Не бойся, старец, закрой глаза и будь мужественным, чтобы увидеть Божественный свет!» Как только произнес он эти слова, тотчас был обвинен в христианстве, и об этом донесли царю. Царь умертвил и его в жестоких мучениях, а также и его дочь, девицу Аскитрею. После всех, препроводив свое стадо в иной, был усечен и святой Симеон. На следующий год, в Великую Пятницу, был убит за Христа и любимый царский евнух Азат, а вместе с ним – и тысяча других верующих. После этого царь стал весьма сожалеть о своем евнухе и прекратил дальнейшее истребление христиан. Все они благочестно пострадали за Христа, Царя и Господа, в 341 или в 344 году. 2. Св. Акакий, епископ Мелитинский . Подвизался в городе, в котором и родился, то есть в Мелитине Армянской. Блаженный Отрий, епископ того града, участвовавший в работе Второго Вселенского Собора, рукоположил его во пресвитера. По кончине Отрия Акакий стал епископом. Заседал на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе, осудившем Несториево злохуление Богоматери. Там вместе со святителем Кириллом Александрийским он весьма ревновал о чистоте православной веры. Св[ятитель] Акакий имел великую благодать от Бога и творил много чудес. После долгого и ревностного служения Богу мирно преставился в 435 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава XLIV И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получив совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом еще установили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и, притом, в течение долгого времени, от всех получили одобрение. И немалый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения, безукоризненно ими проходимого. Глава XLV Вы, братья, спорите и ревнуете в том, что нимало не относится ко спасению. Загляните в Писание, в эти истинные глаголы Духа Святого. Заметьте, что в них ничего несправедливого и превратного не написано. Вы не найдете, чтобы люди праведные были низвергаемы людьми святыми. Были гонимы праведные, но беззаконными; были заключаемы в темницу, но нечестивыми; были побиваемы камнями злодеями; были убиваемы порочными, увлекавшимися преступною завистью. Все эти страдания они перенесли со славою. Ибо, что скажем, братья? Даниил богобоязненными ли людьми был брошен в ров львиный ( Дан.6:16 )? Анания, Азария и Мисаил чтителями ли благолепного и славного служения Всевышнему были ввержены в пещь огненную ( Дан.3:20 )? Отнюдь нет. Кто же сделал это? Люди порочные, полные всякого зла, дошли до такого неистовства, что святою и непорочною волею служащих Богу подвергли мучениям: они не знали того, что Вышний есть заступник и защитник тех, которые с чистою совестью чтут всесовершенное имя Его. Ему слава во веки веков. Аминь. А они, терпя во уповании, наследовали славу и честь, и были превознесены Богом, и сделались достолюбезными в памяти их во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

таинства евхаристии 222 ; 3) не нарушать поста в навечерие Рождества Христова и Пасхи и воздерживаться от рыбы и масла. «Если вы это сделаете, – говорит Конрад Леону, – то не заботьтесь о подарках и приношениях императору и папе взамен короны. Если же откажетесь, то я имею приказ взыскать с вас много золота и серебра и драгоценных камней». По этому случаю Леон вошел в совещание с епископами. Епископы, по словам Киракоса, отказались принять условия, но Леон убедил их согласиться для виду и заявил послу: «то, что требуют император и папа, мы неопустительно исполним». Вслед затем 12 армянских епископов, между которымв были Нерсес Лампронский, Иоаннес, бывший потом католикосом, Анания, анти-католикос севастийский, клятвенно подтвердили это обязательство (1198 г.). Император Алексей Ангел и багдадский халиф, услыхав о короновании Леона латинским архиепископом, чтобы привлечь к себе дружбу армянского царя, также послали ему царские короны. Но отношения армян к грекам от этого не изменились, между тем как отношения к латинянам крепли все больше. Католикос Григорий писал в 1198 г. папе Иннокентию III благодарственное письмо, в котором называл его главою католической церкви, римскую церковь называл матерью всех церквей, основанием всего христианского закона, а себя именовал ее сыном. Он писал, что он и все его архиепископы, епископы, пресвитеры и клирики молят Бога, чтобы Он сохранил папу и находящихся при нем от всяких бед, «потому что – писал он, – когда вы, которые есте глава, здравы, то и мы, которые составляем тело, хорошо здравствуем по вашему благословению». Он заявлял от лица всей армянской церкви, что желает закона и братства верховной римской церкви в желает быть в распоряжении папы (ad vestrum mandatum). «Просим вас, – писал католикос в заключение, – чтобы вы молили Бога о нас, потому что мы находимся в пасти дракона среди врагов креста и между теми, которые по природе враги наши». – Иннокентий в своем ответном письме выражал удовольствие, что католикос со всеми своими епископами признает римскую церковь матерью всех церквей, папу главою ее и наместником Христа, себя и всех своих епископов членами тела римской церкви, увещевал пребывать в единении с телом, и давал понять, что не должно, чтобы дела католикоса противоречили его словам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010