Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Икона Икону принесли вечером. Утром позвонили, потом в храм пришли. Все уши прожужжали рассказами о древности, красоте и дороговизне этого образа. Один из коробейников, шмыгая носом, с придыханием, пыхнув мне в лицо вечным перегаром, объяснил: — На дереве, батя, под золотом. Бог нарисован и дом его рядом, в лесу… — В раю, что ли, Бог? — Да в каком раю? В лесу! Сколько стоить будет? — Да откуда ж я знаю? Может, она ворованная. — Да старуха моя мне оставила. Померла. Вот те крест! — Продавец попытался изобразить крестное знамение левой рукой. — Так сколько стоить будет? Семнадцатый век, отец, она у нас по наследству передавалась. — Так уж и семнадцатый? — Точно. Мне митрофановский поп сказал, что ей триста пятьдесят лет. Священника из Митрофановки я знаю. В древних иконах он вряд ли разбирается, хотя… отличить старую от современных, написанных в годы хрущевские и брежневские, сможет. — Ладно, приносите. Посмотрим. Не прошло и двух часов, как постучали. В полосатой «базарной» сумке, завернутая в ветхое серое полотенце, уместилась большая икона. Судя по размеру, аналойная. Разворачиваю. И… не могу сдержаться, так и выдохнулось: — Ух ты, Серафим! Соединенная с тыльной стороны шпонками, двухчастная, с ковчегом и тонкой позолотой, созданная с соблюдением всех канонов икона преподобного Серафима Саровского была чудо как хороша. Есть свойство у некоторых образов: они призывают не любоваться их красотой, а молиться. Так и говорят — намоленная икона. Передо мной лежала именно такая. Причем было абсолютно ясно, что храмовая; в торцах доски остались отверстия от креплений для установки в киоте. — Так откуда икона? — сверля взглядом пришедшее трио продавцов, еще раз вопросил я. — Бабка оставила или из храма уведена? — Ты что, батя? Обижаешь! Моя икона, — ответствовал самый «интеллигентный» коробейник. — Точно старуха оставила. Наследство. Вот уезжаем в Россию, с собой забирать не хотим, пусть на Родине останется. Такого пафоса я не ожидал, хотя действительно, если уезжают, то с такой иконой на таможне проблемы обязательно возникнут.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Словарь иконописных терминов А АБРИС - 1. линейный контурный рисунок вспомогательного характера. 2. то же, что контур. АДОРАЦИЯ - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: раскрытые ладони с отставленным большим пальцем. В иконографии Богородицы - у икон типа . АЗУРИТ - краска тёмно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась . В России использовалась под общим именованием . АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - лак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации для покрытия масляной живописи и желтковой темперы. АЛАВАСТР - узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых. АЛЕБАСТР - минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса. АЛЛАПРИМА - приём, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою. АНАЛОЙНАЯ ИКОНА - икона небольшого размера, посвящённая какому-либо празднику или святому. Возлагают в храме на аналой в дни этих праздников. АССИСТ - 1. клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи. 2. не совсем правильно употребляется в значении - лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос, которые символизируют присутствие Божественного света. АУРИПИГМЕНТ, АВРЕПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, УРИПИГМЕНТ, ЖЕЛТЬ, РАУШГЕЛЬБ, РАЖГИЛЬ - минерал золотистого цвета и ярко-жёлтая краска, приготовляемая из него. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами. Б БАГОР, БАГР, БОГОР (от багровый - тёмно-красный) - краска вишнёво-коричневого цвета. БАГРЯНИЦА - нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение. БАКАН, БОКАН - неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска тёмно-красных оттенков. БАЛЬЗАМ - сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.

http://pravicon.com/text-24

Берлин. Кафедральный собор Воскресения Христова. Christi-Auferstehungs-Kathedrale Карта и ближайшие объекты Когда в 1718 в Берлине открылась первая русская церковь, город был столицей королевской Пруссии. Церковь с переносным антиминсом была устроена первым российским послом гр. А. Г. Головкиным и размещалась в его доме. Так было и позднее — храм перемещался с послом из одного наемного дома в другой. В 1744 он был освящен во имя св. Владимира. Священников присылали из России, и они оставались в Берлине на несколько лет. Какое-то время богослужений по разным причинам вообще не было, и потому в феврале 1763 посланник кн. В. С. Долгорукий просил «о присылке священника с походною церковью». В конце года таковая церковь была доставлена из Голландии. В 1774 она размещалась в посольском доме на Вильгельмштрасе и ее настоятелем был о. Трифон Кедрин. После его смерти, почти двадцать лет, начиная с 1783, прослужил в берлинской церкви о. Гавриил Симеонович Данков. При нем из Петербурга была прислана плащаница, написанная известным живописцем А. П. Антроповым. Данкова сменил в 1800 о. Иоанн Чудовский, окончивший в Петербурге Духовную академию. При нем дважды, в 1807 и 1812, богослужения прекращались из-за войны с французами. Умер этот долголетний настоятель в 1834 и был похоронен около русской церкви в Потсдаме. В конце 1837 Император Николай 1 купил за 93 тыс. талеров у герцогини Саган особняк на Унтер ден Линден, главной улице Берлина. В нем разместились российская дипломатическая миссия и домовая церковь св. Владимира. Площадь этой посольской церкви в пять окон была 50 кв. м, и она находилась на первом этаже дворового флигеля, вмещая всего 150–175 человек. На ней не было «ни купола, ни креста, ни звона, вообще никакого внешнего признака православного храма». В дни праздников в церкви было «так тесно и душно, что многие не могли выстоять всей службы до конца». В хоре по-церковнославянски пели немцы и немки. В 1855 Троице-Сергиева лавра подарила берлинскому храму иконы «высокого древнерусского письма» для нового иконостаса из полированного дуба. Их написал иконописец Малышев по золотому фону. Часть образов взяли из прежнего иконостаса. Митрополит Московский Филарет пожертвовал древний аналойный образ «Воскресения Христова». Изменением убранства занимался настоятель прот. Василий Полисадов, который считал в те годы свой храм «лучшим из наших заграничных домовых церквей». Около левого клироса была укреплена золоченая бронзовая доска о том, что в Покров 1889 на этом месте молились Император Александр III и Цесаревич Георгий. В резном киоте с инкрустацией находилась икона свт. Николая, перед которой стояли ажурные подсвечники, подаренные П. И. Харитоненко в память о спасении Цесаревича Николая Александровича при покушении в 1891 в японском городе Отсу.

http://sobory.ru/article/?object=24490

Григорьевское. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Особое место в жизни Григорьевского занимали храмы, построенные и опекаемые владельцами усадьбы. В 1794-1795 годах на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели большую каменную церковь в честь Преображения Господня. Она имела приделы: северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный - во имя Архистратига Михаила. В храме устроили резные двухъярусные иконостасы. На многие иконы заказали серебряные оклады. Своды и стены храма расписали фресками на Евангельские сюжеты. Их сохранившиеся фрагменты в центральной части, свидетельствуют о привлечении к работе столичных мастеров. По архивным документам и воспоминаниям местных жителей в храме было множество богослужебных книг, пожертвованных Лыкошиными. К западу, одновременно с Преображенским храмом, построили небольшую трехъярусную колокольню (взорвана). Всю церковную территорию обнесли каменной оградой с четырьмя богадельнями. В 1795 году на сельском кладбище, отстоящем в полуверсте от села, на средства Богдана Михайловича Лыкошина построили небольшой каменный храм в честь Всех Святых. В конце 1940 годов его разобрали. Сохранилась только часть заросшего кустарником фундамента в центре кладбища. В 1998 году в память об этом храме силами жителей Григорьевского установлен деревянный поклонный крест. В 1910 году Преображенский храм согласно страховой оценке снаружи был оштукатурен и побелен, кровля окрашена зеленой краской. По воспоминаниям местных жителей служба в храме совершалась до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Известна фотография храма, сделанная в 1947 году местным учителем Александром Яковлевичем Лагутенковым, где стены его еще полностью целы. Затем его приделы и алтарная часть были разобраны. Сохранились руины самого храма, частично восстановленного в конце 1980 годов и руины колокольни, взорванной в годы войны. Готовится проект для проведения реставрационных работ. В память о владельцах усадьбы Лыкошиных, строителях и ктиторах храмов, в центральной части Преображенского храма по инициативе Сергея Артамоновича Лыкошина установлен деревянный двухметровый крест. 19 августа 2003 года в день Преображения Господня, по окончании праздничного молебна он был освящен. В 2007 году к северу от храма стараниями потомков восстановлена родовая могила Лыкошиных, установлена ограда и памятный крест. Для Федоровского храма в д. Мартюхи написана аналойная икона новомученицы Анны (Лыкошиной), расстрелянной в 1925 году в Петрограде, память 28 сентября/11 октября.

http://sobory.ru/article/?object=10057

Реставрация в Казанском соборе июля 2016 В Казанском кафедральном соборе восстановлены четыре иконы в исторических окладах в южном нефе собора, по обеим сторонам Голгофы. Прежние иконы, как и многое из внутреннего убранства собора, в годы гонений на Церковь были утеряны. По благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова были написаны три новые иконы - Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и священномученика Философа Орнатского. Четвертая икона - образ святого праведного Иоанна Кронштадтского - находится в процессе написания и вскоре вместе с остальными будет размещена на местах утерянных икон. Первые две иконы - Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - были освящены настоятелем 16 апреля. Над написанием икон трудился художник Казанского кафедрального собора Иван Москвин, преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Весомую помощь по нахождению и восстановлению подлинных чертежей Константина Тона, касающихся оформления иконостасов, оказал начальник научно-исследовательской части Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения имени императора Александра I доктор технических наук, профессор Анатолий Лялинов.  Внутреннее убранство собора было разорено в 1922 году, и все иконы, которые находились в храме, были переданы в разные музеи, в частности, в Русский музей, где сейчас хранятся все подлинные иконы из главного и двух боковых иконостасов. Эти иконы написаны знаменитыми русскими живописцами, особую ценность представляют работы кисти Владимира Боровиковского.  " По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было решено написать на пилонах, которые расположены по всему периметру собора, иконы двунадесятых праздники большого размера в золоченных рамах. Раньше там располагались подаренные прихожанами небольшие аналойные иконы, - рассказал протоиерей Павел Красноцветов. - На сегодня единственным не до конца оформленным участком собора осталась ниша у Голгофы. Историческое распятие было написано в академическом стиле, сейчас здесь стоит Голгофа, написанная в древнерусском стиле, но без предстоящих. Согласно исторической справке, раньше с правой стороны стояла предстоящая Божия Матерь, а слева - святой апостол Иоанн Богослов. Мы восстановили эти иконы, написав их в том же академическом стиле, в каком был написан весь иконостас " . 

http://mitropolia.spb.ru/docs/zavershaet...

Семигорск. Церковь Николая Чудотворца в с. Мукском. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1864. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, п.Семигорск Координаты: 56.675435, 104.642151 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Путь из России на восток к Лене в XVII веке приводил к Илимскому острогу и шел далее по единственной дороге, получившей название " Ленский волок " . Он начинался от острога и заканчивался на реке Муке, где было плотбище: отсюда на плотах спускались до Лены. Поскольку этот участок пути был самым тяжелым и мучительным, первопроходцы назвали реку и возникшее на ней поселение " Мука " . В 1760 году здесь была построеная деревянная часовня. Возможно, ей предшествовала более древняя, но сведений о ней не осталось. Народное предание повествует, что возведена она была для явленной иконы Святого Николая, о котором рассказывали, что куда бы не пытались унести ее, она возвращалась назад. Икона была небольшая, размером вершков 7-8, аналойная. Местное население чтило ее как чудотворную, и к празднику святого Николая 6 (19) декабря сюда собирались богомольцы (иногда из очень отдаленных сел, верст за 200-300 и более). Об этой иконе существовало еще одно предание, согласно которому она была вывезена в конце XVII века из Албазина, куда была принесена русскими первопроходцами из северных губерний Европейской России. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. В 1864 году вместо ветхой часовни на средства, пожертвованные киренским окружным судьей П.М. Петровым и его братом В.М. Петровым, была построена небольшая деревянная церковь, приписная к Спасской церкви г.Илимска. Храм возвели на месте обретения иконы, освятили его 30 августа 1864 года и перенесли в него особо чтимую икону св.Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была типична для этого времени в северных районах области. Кубический объем храма под четырехскатной кровлей с одной главой дополнялся с восточной и западной сторон более низкими одинаковыми выступами апсиды и притвора. В симметричной композиции и убранстве фасадов ощутимо влияние классицизма. Пристроенная в 1892 году массивная ярусная колокольня, соединенная с церковью узким переходом, внесла в пространственную композицию некоторую дисгармонию. До наших дней здание не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=39450

Храм Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В 1822 году при входе на кладбище были построены два каменных корпуса, в одном из которых затем расположился храм апостола Андрея Первозванного. В 1839 году в левом каменном флигеле была открыта богадельня для престарелых женщин. В 1916 году в этом корпусе на средства благотворителя Андрея Логинова был оборудован и освящен второй храм Ваганьковского кладбища в честь святого апостола Андрея Первозванного, способный вместить до 350 молящихся. Апостол Андрей был первым, кто, по преданию, проповедовал веру Христову в землях наших предков. Престольный праздник храма отмечается 13 декабря. Ввиду того, что с 1923 по 1943 годы храм Воскресения Словущего находился в руках обновленцев, богослужение каноническими священниками приходской общины совершалось в Андреевском храме до тех пор пока он не был закрыт в 1925 году. Сначала в помещении Андреевского храма размещалось общежитие, а затем магазин похоронных принадлежностей. В июне 1989 года Моссоветом было принято решение о возвращении Русской Православной Церкви здания бывшей Ваганьковской церковно-приходской школы. В это же время Патриарх Пимен (Извеков) благословил восстановление в переданном здании храма апостола Андрея Первозванного. Воссоздание поруганной святыни происходило общими усилиями благотворителей и прихожан. 21 октября 1989 года церковь была освящена архиепископом Зарайским Алексием (Кутеповым), при этом владыка преподнес в дар новооткрытому приходу икону апостола Андрея Первозванного и святителя Алексия Московского. Сейчас эта аналойная икона – главная святыня Андреевского храма. В 1991 году в северо-восточном, Андреевском, флигеле, где когда-то располагалась церковно-приходская школа, помимо Андреевского храма был оборудован ещё один небольшой храм, предназначенный для совершения таинства Крещения. 6 мая 1991 года епископ Истринский Арсений (Епифанов) этот храм освятил.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Андрея_Пе...

Это заключительная часть воспоминаний о настоятеле храма Рождества Христова в Измайлове митрофорном протоиерее Леониде Ролдугине . 9 января исполнилось 40 дней, как батюшка отошел ко Господу. Настоятеля вспоминает Алексей Александрович Герасимов, староста храма Рождества Христова в Измайлове, который на протяжении нескольких последних лет являлся «правой рукой» отца Леонида практически во всех делах, касающихся жизни храма. Протоиерей Леонид Ролдугин в алтаре храма Рождества Христова в Измайлове на престольный праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября 2022 года С отцом Леонидом для меня сугубо связаны две иконы. Во время своей последней болезни батюшка вдруг позвонил из больницы и сказал, что у него есть предложение. 1 января все празднуют Новый год, у нас стараются придать благочестие этому празднику, а мы забываем, что это день памяти нашего русского святого – Ильи Муромца. И, учитывая нынешнюю сложную обстановку, было бы очень уместно сугубо ему молиться. Отец Леонид предложил написать аналойную икону и 1 января совершать в храме службу в честь этого святого. Я спросил у него, какой должна быть икона, ведь Илья Муромец прославлен в лике преподобных. Батюшка ответил: «Напишите его как воина». Такое вот последнее благословение отца-настоятеля. Крестился он до последнего; было видно, что вся внутренность его просила осенить себя крестом Я заказал икону, мы согласовали с ним эскиз. А появилась она уже в те тяжелые дни, когда батюшка начал отходить. Мы с отцом Евгением (протоиерей Евгений Зуев, священник храма Рождества Христова в Измайлове. – Прим. ред. ) приехали его причащать, привезли этот образ с собой. Отец Леонид на него посмотрел (он уже не говорил) и только глазами и мимикой показал: да. Перекреститься ему было очень тяжело, но ему помогали, и он перекрестился. Крестился он, кстати, до последнего; было видно, что вся внутренность его просила осенить себя крестом… Он попросил приложиться к иконе, губы у него были еще живые, до этого он причащался… Батюшка приложился, и мы почему-то у него спросили: «Оставить ее здесь?» Перед ним как раз был шкаф с полочками, где стояла икона святого мученика Леонида, которая прежде всегда была в храме, а к нему домой попала буквально недавно, когда наши батюшки вместе ездили его соборовать. Справа от нее место было свободно. Мы поставили новонаписанную икону туда, и получилось, что перед этим образом он преставился. Теперь эта икона хранится у нас в алтаре.

http://pravoslavie.ru/158132.html

Интерьеры Царских комнат впервые после 1917 года представлены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга июля 2013 Особое место в экспозиции занимают реликвии из ризницы собора.    Новая экспозиция - " Царские комнаты " - открылась в Императорском Петропавловском соборе северной столицы в преддверии дня памяти семьи Романовых. Интерьеры Царских комнат воссозданы впервые после 1917 года. В них можно увидеть экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), которые раскрывают значимость собора как одного из самых главных храмов страны и символа российской государственности.     Царские комнаты располагаются в галерее, соединяющей Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу. Они были устроены в начале ХХ века по проекту Леонтия Бенуа и предназначались для отдыха императорской семьи в дни посещения собора. Четыре помещения были оформлены в стиле Людовика XV и обставлены мебельными гарнитурами, изготовленными на знаменитой петербургской фабрике Фридриха Мельцера. В советское время комнатам был нанесен значительный ущерб. До наших дней их обстановка и декоративная отделка не сохранились. В 2011-2013 годах они частично восстановлены по сохранившемуся авторскому проекту.   Интерьеры оформлены живописными портретами российских императоров и императриц: Петра I, Екатерины I, Елизаветы I , Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Николая II. Рядом экспонируются панорамные виды Санкт-Петербурга XIX века, запечатлевшие главные символы имперской столицы - Петропавловскую крепость и Петропавловский собор, Зимний дворец и Дворцовую набережную, Адмиралтейство и Кунсткамеру, Летний сад. Особое место в экспозиции занимают реликвии из ризницы Петропавловского собора: облачение диакона и детали облачения священника, аналойный покров и запрестольный крест, икона " Избранные святые " , написанная в Палехе в 1903 году в память 200-летия основания Санкт-Петербурга и икона на ткани середины XIX века " Спаситель в терновом венце " . Целый раздел посвящен предметам, связанным с церемониями захоронения и почитания памяти усопших членов семьи Романовых. Среди экспонатов - створка катафалка императора Александра I, предположительно созданная по рисунку Карла Росси, и могильные венки XIX века из дерева, стекла, бисквита, воска.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=344...

" Святые Николаи " собрались в сестрорецком храме мая 2020 Ко дню памяти перенесения мощей святителя, 22 мая, икона, подаренная настоятелю архимандриту Гавриилу (Коневиченко) его духовником, была отреставрирована. С темной поверхности были сняты настроения времени: в те давние годы образы покрывали олифой, которая, как губка, впитывала кадильный дым и чад свечей. Святитель Николай занял место в первом ряду иконостаса рядом с копией образа святого государя Николая II, написанного в США и явленного чудесным мироточением в 1998 году в прославление царской семьи в России. В сестрорецком храме икона появилась к 152-летию со дня рождения императора. По словам отца Гавриила, умилительно было петь акафист перед двумя образами, памятуя, что святитель Николай Чудотворец является небесным ангелом, в честь которого было наречено имя государю Николаю II. " Не хватало соборной молитвы прихожан, но чувство соприкосновения с вечностью при молитве перед такими иконами я ощутил в полной мере, - рассказал настоятель. - Благодатно ощущать на себе регентство святого и, подавляя свои грехи и страсти, подчиняться Божией воле, которая через святой образ, как окно в Божий мир, незримо, но явно источает божественный свет " .  Еще раньше рядом с образом святителя Николая Чудотворца у иконостаса нашел место и деревянный резной Николай Можайский, с мечом и храмом в руках, подаренный казаком конвоя памяти императора Николая II Николаем Цветковым. Из Молдавии привезли в дар святой образ, где Божия Матерь вручает святителю Николаю свой омофор, из Белоруссии в храм пришел образ святителя Николая с вышитым окладом, в иконостас был написал еще один образ святителя, а несколько небольших аналойных икон святого со старинными окладами были подарены прихожанами. Так собрались вместе " святые Николаи " . По словам настоятеля, любимый в России святой помог ему укрепиться в необходимости строительства храма. Это произошло в 2004 году во время паломничества в Бари у мощей святителя, где, еще будучи алтарником, он сослужил в базилике святого Николая духовному наставнику - протоиерею Сергию Коломийцу.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010