Ам.5:21 . «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших». Объясн. Слова эти были сказаны в обличение иудеев, которые полагали, что совершенным бездельем всего лучше можно исполнять заповедь о седьмом дне, и которые, с другой стороны, обнаруживали потерю духа благочестия, «превратив суд в отраву и правду повергнув на землю»: ст. 11. При таком их беззаконии, само собой понятно, бесполезны были для них и неугодны Богу всякие их праздники. Таким образом, этими словами пророка Амоса вовсе не отменяется четвёртая заповедь о святости 7-го дня недели. Далее, пророчество того же пророка о возвращении скинии Давидовой падшей: Ам.9:11 , ясно показывает, что у нового Израиля, т.е. верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда сказано: «разрушенное восстановлю»: Ам.9:11 . Наконец, об учреждении новозаветных праздников Бог говорит ясно и чрез пророка Софонию: «Сетующих, – говорит Он, – о торжественных праздниках Я соберу»: Соф.3:18 . Ам.8:10 . «И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец её будет как горький день». Объясн. Здесь, как и в Ам.5:21 прор. Амоса, нет осуждения христианских праздников. Иудеи вместо дел милосердия: Лк.13:15–16 , в праздники занимались греховным бездельем, за что торжественные дни их превращены в дни сетования и плача. Господь через пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела: Ис.1:17 , удалите песни и, главным образом, идолопоклонство, тогда Я их (праздники) приму: Ис.1:18 , и как бы в подтверждение приведённой мысли в следующей 2-й главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3 . Затем пророчества Амоса: Ам.9:11:13 и Софонии: Соф.3:18 показывают нам, что праздники, уничтоженные беззаконием евреев, будут восстановлены для нового Израиля – верующих во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ам.5:17 .  и во всех виноградниках будет плач, ибо Я прой­ду среди тебя, говорит Го­с­по­дь. Не надеясь возбудить народ к добру одними увещаниями, пророк присоединяет и угрозу. Пророк возвещает наступление такого времени, когда будет всеобщий плач. Объясняя причину этого плача, пророк от имени Господа говорит: «Ибо Я пройду среди тебя» (ст. 17). Образ взят из Исх. 12:12–30 ; пророк желает напомнить им о десятой казни Египетской. Следовательно, по мысли пророка всеобщий плач будет вызван большим количеством умерших – и от болезней, и от войн. Ам.5:18 .  Горе жела­ю­щим дня Го­с­по­дня! для чего вам этот день Го­с­по­день? он тьма, а не свет, Ам.5:19 .  то же, как если бы кто убежал от льва, и по­пал­ся бы ему навстречу медведь, или если бы при­шел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Ам.5:20 .  Разве день Го­с­по­день не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.: Как видно из ст. 18-го, современники Амоса не только не боялись дня суда Божия, но, наоборот, с нетерпением его ожидали, надеясь, что для них, как для принадлежащих к народу избранному, день суда будет днем особенного благополучия. Пророк разрушает эти ложные надежды. По его изображению, день суда будет днем смертельных опасностей, так что если бы кто спасся от одной опасности, то попал бы в другую, а избавившись от этой, подвергся бы новой. Ам.5:21 .  Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Ложные надежды Израиля и упорство его опиралось на убеждение, что своими жертвами, исполнением обрядов он угождает Богу. Пророк раскрывает ошибочность такого убеждения и показывает недостаточность одного внешнего служения Богу, во время торжественных собраний ваших, слав. «в сонмех ваших»; евр. beazzerotheichem может быть понимаемо и в смысле праздничных собраний вообще ( 2Пар 7.9 ), и как название заключительных собраний в последний день великих праздников ( Втор 16.8 ; Лев. 23.36 ; Чис 29.35 ). Ам.5:22 .  Если воз­несете Мне всесожже­ние и хлебное при­ноше­ние, Я не при­му их и не при­зрю на бла­го­дар­с­т­вен­ную жертву из тучных тельцов ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему ! (Ам. 5, 21–27) Можно также обратить внимание на “угрозу” Амоса: И будет в тот день … обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач … (Ам. 8, 9–10) Выражение тот день синонимично выражению день Господень и используется в пророческих книгах намного чаще. Итак, если речь идет об одном и том же дне, то и контекст в обоих отрывках один и тот же. Ряд современных библеистов допускает, что под днем Господним Амос мог подразумевать некий литургической праздник, может быть, праздник Искупления (ср.: Лев. 16, 30) или другой большой праздник (Лев. 2 3) [ 9 ] . В отдельных текстах (Ос. 9, 5; Плач 2, 7, 22; Иез. 7, 7) день гнева Господня и день праздника Господня — один и тот же день. Но есть в современной библеистике и иное мнение: " Нельзя думать, что д ень Яхве " носит культовый характер, как, например, предполагаемый праздник восшествия Яхве на престол " [ 10 ] . Однако ни одной из этих двух не устраняет еще одна интерпретация — эсхатологическая, которая скорее может служить дополнением и завершением двух первых. Согласно отдельным библейским исследованиям, речь идет о " популярной эсхатологии " , " характеризуемой надеждой на эпоху, в которую Сам Бог установит Свое господство на земле и вверит его навсегда и пред всеми народами Своему избранному народу, совершит вечное спасение, которое историческими событиями раз за разом откладывалось " [ 11 ] . Таргум [ 12 ] тоже рассматривает выражение день Господень в эсхатологической перспективе, парафразируя начало стиха: Горе тем, которые желают дня, которому предназначено прийти в будущем от Господа (Ам. 5, 18). … как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукой о стену, и змея ужалила бы его (Ам 5, 19) . Этими тремя образами животных, встреча с которыми для человека смертельно опасна, пророк иллюстрирует абсолютную невозможность избежать дня Господня . Убежать от льва невозможно, но если бы даже так случилось, то это не означало бы спасения: гибель всё равно настигнет неотвратимо от медведя, от ядовитой змеи. И этой гибели Израилю не избежать (ср.: Ам. 9, 1).

http://e-vestnik.ru/analytics/prorok_amo...

б) Бог природы – Иегова есть вместе и единовластный Бог человеческой истории. В этом отношении мировая история не есть неразумный рок, она есть откровение величия и промыслительного могущества Иеговы. Иегова верховный Владыка судеб мира языческого и Своего народа. Жизнь языческих народов – не область бытия, лишь случайно и по временам останавливающая на себе внимание Иеговы; еще менее – это жизнь или история народов, затрагиваемые Иеговой попутно только потому, что Израиль неизбежно соприкасается с ними своею историей и жизнью. Это сфера самостоятельного владычества Иеговы. С этой стороны в очах всемогущего и всеобъемлющего Своею силою Правителя человечества равны и евреи, и арамеи и филистимляне. «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» ( Ам.9:7 ). Судьбы народов так же в руках Иеговы, как и судьба Израиля. «Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира?» Иегова, управляющий жизнью народов языческих, есть и высший Судия их нравственного поведения. Его правосудный взор строго наблюдает за исполнением и язычниками законов правды и человечности. Суду Иеговы подвергнутся: Дамаск, Газа, Азот, Тир, Едом, сыны Аммоновы и Моав ( Ам.1:3; 2:3 ). Наконец, мир языческих народов, соседних с Израилем, имеет в планах божественного мироправления и особенное назначение. Оба пророка сходятся одинаково в энергичном провозглашении истины, что в суде над Израилем мироправящею волею Иеговы народы языческие призываются быть орудиями осуществления божественного правосудия. «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народы против вас, дом Израилев, и будут теснить вас до входа в Емаф, до потока в пустыне» ( Ам.6:14 ). «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы ( Ос.10:10 ). «Ассур – он будет царем над ним» (Ефремом, Ос.11:5 срв. Ам. 5:9, 27 ; Ос.10:5–6, 13, 15 ). «Хотя они посылали дары народам, но Я соберу их; и они начнут страдать от бремени царя князей ( Ос.8:10 ). Завершение же свое история народов языческих получит в счастливом будущем, когда и среди язычников «возвещено будет имя Иеговы» ( Ам.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ам.3:6 .  Трубит ли в городе труба, – и народ не испугал­ся бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Го­с­по­дь по­пустил бы? Ст. 6 выражает ту мысль, что пророческая проповедь, как звук трубы, возвещающей об опасности, должна напомнить народу о приближающемся бедствии, и притом бедствии страшном, неотвратимом человеческими средствами, потому что это бедствие посылается Самим Богом. Ам.3:7 .  Ибо Го­с­по­дь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Сво­им, про­рокам. Ам.3:8 .  Лев начал рыкать, – кто не содрогнет­ся? Го­с­по­дь Бог сказал, – кто не будет про­роче­с­т­во­вать? В ст. 7–8 пророк поясняет употребленные им образы. Пророк дает понять, что он возвещает бедствие, которое открыто ему Господом, что он не может не возвещать, когда говорит Господь, – подобно тому как человек не может не устрашиться, когда зарыкает лев. Ам.3:9 .  Провоз­гласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и по­смотрите на великое бес­чин­ство в ней и на при­тесне­ния среди нее. С 9 ст. по Ам 4.3 содержатся обличения пророка, направляемые против вельмож самаринских. Чтобы придать более силы своим обличениям, пророк приглашает во свидетели творящихся в Самарии бесчинств жителей Азота и земли Египетской. Вместо слов beaschdod («в Азоте») LXX читают εν Ασσυριος (слав. «во ассирианех»); контексту чтение LXX не противоречит, но легче допустить, что из aschdod возникло aschur, чем наоборот. – «На горы Самарии»: у LXX π το ορος Σ, на гору Самарийскую; так как пророк говорит далее только о жителях города Самарии, то чтение LXX некоторые комментаторы предпочитают (Гоонакер). – «На великое бесчинство» (mehumoth): последнее слово, смысл которого не вполне ясен, передано у LXX θαυμαστ, (слав. «чудесная»), у Акилы – χορτασαν – несытость, ненасытность. Ам.3:10 .  Они не умеют по­ступать справедливо, говорит Го­с­по­дь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои. Преступность Самарийских вельмож достигла такой степени, что они как бы утеряли понятие справедливости. Вторая половина стиха в рус. передана свободно; с евр. должно бы быть: «насилием и грабежом они наполняют чертоги свои», у блаженного Иеронима : thesavrisantes iniquitatem et rapinas.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

но вам не придется в них жить; разведете отменный виноград, но не отведаете из него вина!.. (см. Ам 5:10–11). Выслушайте эти слова, вы, что жаждете поглотить бедняков и нищих вконец погубить; вы, что говорите так: вот новолуние пройдет — и мы станем продавать хлеб, пройдет суббота — и откроем амбар, убавим меру, поднимем сикль в цене, станем с неверными весами хитрить, покупать неимущих за серебро, и за пару сандалий — бедняков, а высевки из хлеба продавать! (см. Ам 8:4–6). …Не поколеблется ли от этого земля, не восплачет ли всяк живущий на ней?..” (см. Ам 8:8). “Избранный народ”, если он живет в неправде, имеет перед Яхве не больше прав, чем всякий другой народ. Всечеловеческий пафос Амоса заходит так далеко, что пророк отрицает принципиальную разницу между заботой Яхве об Израиле и о язычниках; история людей повсюду представляет аналогии к знаменитому “исходу” евреев из Египта. “Не таковы ли, как эфиопов сыны, и вы для Меня, Израиля сыны?” — говорит Яхве. “Не Я ли вывел Израиль из земли Мицраим, и филистимлян — из кипрской земли, и арамеев — из Кира?” (см. Ам 9:7). Это не значит, что для Амоса утрачивает силу идея избранничества потомков Авраама; но он видит в избранничестве не привилегию, а ответственность. Его Яхве говорит евреям: “Вас одних признал Я из всех племен земли — потому и взыщу с вас за все беззакония ваши!” (см. Ам 3:2). Младшими современниками Амоса были другие пророки: Осия (Хошеа), описывающий отношение Яхве к Своему народу в глубоко человечных образах любви мужа к неверной жене, и один из трех “великих пророков” — Исаия, сын Амоса (Йешай­аху бен-Амоц; не смешивать отца Исаии с его тезкой пророком Амосом!). Книга пророка Исаии в библейском каноне имеет объем 66 глав; из них только первые 35 глав принадлежат историческому Исаии, впервые выступившему с проповедью в 746 г. до Р. Х. Оглядываясь вокруг себя, Исаия видит тревожные и мрачные события второй половины VIII в. до Р. Х.: войну Сирии против израильского колена Ефраим (734–733), завоевание Израиля войсками ассирийского царя Саргона (721), поход Саргонова преемника Санхериба (Сеннахериба, Сеннахирима) под стены Иерусалима (701) — всюду вражда, убийство, страх.

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

Глава 3 1–8. Право пророка произносить обличения народу. 9–13. Обличение Израиля. 14–15. Возвещение наказания Израилю. Ам.3:1 .  Слушайте слово сие, которое Го­с­по­дь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: С гл. III начинается вторая часть кн. Амоса. Здесь содержатся речи пророка против Израиля, содержащие обличение преступлений народа и, затем, возвещение падения царства Израильского. Ам.3:2 .  только вас при­знал Я из всех племен земли, по­тому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Вопреки взгляду современников, что Израиль, как народ Иеговы не может подлежать суду Божию, пророк поставляет на вид неизбежность этого суда: Иегова признал только Израиля; следовательно, беззакония Израиля как бы особенно Ему известны, и Израиль более чем какой-либо другой народ, должен подлежать ответственности (ср. Лк 12.48 ). Гл. jadah ( «признал») означает не только простое знание народа, но и особенное попечение о нем Иеговы. Ам.3:3 .  Пойдут ли двое вместе, не сговорив­шись между собою? В ряде образов пророк объясняет свое выступление с проповедью. – «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» – пророк хочет сказать, что не выступил бы с речью от Лица Божия, если бы не имел на это повеления Божия (св. Ефрем Сирин ). Ам.3:4 .  Ревет ли лев в лесу, когда нет перед­ ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Смысл образов такой: как лев ревет только тогда, когда пред ним добыча, так и пророк выступает с грозными речами о судьбе Божием потому, что видит наступление этого суда, когда Израиль явится как бы добычей Божественного Правосудия. Как львенок (слав. «львичищь») начинает рычать, когда терзает добычу, так и пророк произносит речи потому, что суд над Израилем уже готов начаться. Ам.3:5 .  Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимет­ся ли с земли петля, когда ничего не по­пало в нее? Пророк хочет сказать, что как птица, попавшая в петлю, излавливается, так и Израильский народ за свои грехи неизбежно должен быть наказан и как бы уловлен судом Божиим. При этом суд Божий не прекратится, не погубив Израиля, как петля не поднимается с земли, не поймав птицы (Юнгеров, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Раскрытие этой мысли занимает у Амоса целое введение к его обличительной проповеди на Израиля. Божественному суду и наказанию подвергнутся Дамаск за то, что жители его «молотили Галаад железными молотилами» ( Ам.1:3 ); филистимляне ( Ам.1:6–8 ) – за то, что «вывели всех в плен, чтобы предать их Едому»; тиряне ( Ам.1:9 ) – за то, что предали всех пленных Едому, и не вспомнили братского союза»; Едом (Идумеи ст. 11) – за то, что «преследовал брата своего мечом, подавил чувство родства, свирепствовал постоянно во гневе своем, и всегда сохранял ярость свою»; сыны Аммоновы (ст. 13) – за то, что «рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои»; Моав ( Ам.2:1 ) – за то, что он «пережег кости царя Едомского в извести». Пусть нарушенная во всех этих случаях правда – общечеловеческая, основанная на естественном законе. Но требования ее обязательны для язычников, ибо все язычники подчинены власти праведного Иеговы и естественный закон в них – от Него и есть начало, обязывающее и их к нравственной жизни. Все эти истины не формулированы, конечно, пророком в такой логической связности, но тем не менее составляют необходимые предположения его нравственного учения. И по отношению к Израилю должное в нравственной области есть прежде всего правда в общечеловеческом значении, как требование, проистекающее из врожденного человеку чувства совести. – «Бегают ли кони по скале? Можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь ( Ам.6:12 )». Нарушение правды путем сознательного ее извращения есть и для Израиля нечто в такой же мере противоестественное, как бег коней по скалам или распахивание их волами. С другой стороны и потому же божественное правосудие, когда оно имеет целью наказание за нарушение законов справедливости, не полагает различия между народами: с точки зрения абсолютной в глазах правосудного Иеговы сыны Израилевы не лучше сынов филистимлян, арамеев и ефиоплян. Но божественная справедливость, как требование, обращенное специально к Израилю, обозначает несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

«И там повелю морскому змею уязвить их»: морской змей или левиафан чудовище, по народным представлениям обитавшее в морях (ср. Пс 103.26 ; Ис 27.1 ). Ам.9:4 .  И если пойдут в плен впереди врагов сво­их, то по­велю мечу и там убить их. Обращу на них очи Мои на беду им, а не во бла­го­. Спасшиеся от меча неприятелей пленом погибнут в плену. Ам.9:5 .  Ибо Го­с­по­дь Бог Саваоф коснет­ся земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимет­ся вся она как река, и опустит­ся как река Египетская. Как и в Ам 5.13 , возвещение суда заканчивается прославлением величия и всемогущества Божия. Образ речи в ст. 5 заимствован из воспоминания о недавнем землетрясении ( Ам 4.11 ). Отсюда же в Ам 8.8 пророк заимствует и форму для выражения угрозы. См. прим. к Ам 8.8 . Ам.9:6 .  Он устро­ил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, при­зывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Го­с­по­дь имя Ему. Пророк дает образное описание величия Божия. «Он устроил горние чертоги Свои (maalothav) на небесах»: maalah значит собственно восход или ступень на лестнице ( 3Цар 10.19 ; Пс 120.1 и др.); LXX перевели его словом νβασις, слав. «восход»; новейшие комментаторы обыкновенно отождествляют maalothav с евр. alijomh вышние обители, горние чертоги. «И свод Свой» (Vaaguddatho): евр. aguddah значит связь, ярмо, пояс ( Исх 12.22 ; Ис 58.6 ), толпа людей ( 2Цар 2.25 ); в приложении к зданию agguddah может означать свод, фундамент, в каковом смысле и употреблено это слово в ст. 6-м. Пророк называет фундаментом (сводом) чертогов вышних твердь или видимое небо. Все выражение пророка тождественно крепкому изречению Исаии: «небо – престол Мой, земля – подножие ног Мои " х ( Ис. 66:1 ): – LXX производили слово aguddah от гл. nagad и перевели – παγγελα – свидетельство, обещание; отсюда в слав. «обещание Свое на земли основаяй». Ам.9:7 .  Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Го­с­по­дь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира? У Израиля могла оставаться надежда, что он спасется от предстоящего суда Божия, как народ завета, избранный Богом из среды других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8: 7–8). Речь идет не просто о захвате Самарии войсками, но о событии мирового масштаба. Мы помним о землетрясении, которое было во время распятия, и о той всемирной катастрофе, которой нам представляется Второе пришествие Спасителя. Одним из признаков последних времен, о которых говорит пророк Амос, будет жажда Слова Божия: « Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8: 11–12). Пророк говорит, что Господь Бог коснется земли, и она растает, и восплачут все живущие на ней (Ам. 9: 5). « Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь» (Ам. 9: 8). Сохранится остаток, который спасется, несмотря на то что избранный народ осужден, и вот этот остаток и будет участником в радостном царстве Мессии. Заключительное благословение . В самом конце книги Господь обещает через пророка радость и благословение. Он говорит: « В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Ам. 9: 11–12). Здесь пророчество о возвещении имени Господня среди народов, об устроении Церкви новозаветной и о призвании в Церковь язычников, которые нередко в Писании называются Едомом. Блаженный Феодорит толкует это пророчество следующим образом: «Господь наш Иисус Христос, ведя род Свой по плоти от Давида, исполнил обетование, изреченное Давиду, потому что “ Слово плоть бысть и вселися в ны” (Ин. 1: 14), восприяв на Себя скинию от Давида. Посему, пророческое слово справедливо сказует, что Давиду возграждена будет скиния не на малое время, но на все дни века. Ибо таковые обетования даны были Богом всяческих блаженному Давиду: “ и положу во век семя его, и престол его яко дние неба” (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010