Да и кто бы вполне изобразил все бедствия того времени и постигшее нас тогда наказание или испытание и огненное очищение? Разве сказать, что пройдохам сквозе огонь и воду ( Пс.65:12 ) и по благоволению спасающего Бога, внидохом в покой. Но да обратится слово к сказанному вначале. Нива эта была некогда мала и скудна, не походила на ниву не только Бога, который благими семенами и учениями благочестия возделал и возделывает целый мир, но даже на ниву недостаточного и малоимущего бедняка. Это вовсе не была нива, не стоила, может быть, ни житниц, ни гумна, ни серпа, на ней не было ни стогов, ни снопов, а только малые и незрелые колосья, какие вырастают на кровлях, которыми не исполнит руки своея жняй, который не призовут на себя благословения мимоходящих ( Пс.138:6–8 ). Такова была наша нива, такова жатва! Хотя она велика, доброкласна и тучна перед видящими сокровенное, прилична такому Земледелателю, и удолия душ хорошо возделываемых словом умножают ( Пс.64:14 ) ее, незнаемую для многих, не соединенную в одно место, но собираемую понемногу, яко слома на жатве и яко пародок во объимании винограда, не сущу гроздию ( Мих.7:1 ). Думаю же присовокупить это, даже весьма кстати: яко смоковницу в пустыни обретох Израиля ( Ос.9:10 ), как одну или две зрелые ягоды на незрелой кисти винограда, которые сохранены, правда, как благословение Господне, и освящены, как начатки ( Ис.65:8 ), но малочисленны и редки, не могут наполнить уста идущего, и яко знамя на холм и аки щогла на горе ( Ис.30:17 ) или что-нибудь другое, стоящее уединенно и немногими видимое. Такова была прежняя нищета и скорбь! Но как скоро Бог, Который убожит и богатит, мертвит и живит ( 1Цар.2:6–7 ), и единым хотением творит вся и претворяет ( Ам.5:8 ), творит из ночи день, из зимы весну, из бури тишину, из засухи обильный дождь, и все это часто по молитве одного праведника, весьма долго гонимого, – как скоро Бог, приемляй кроткия в высоту, и смиряяй грешники до земли ( Пс.146:6 ), изрек Сам в Себе это слово: видя видех озлобление Израиля ( Исх.3:7 ), и его не будут изнурять брением и плинфоделанием ( Исх.1:14 ), и изрекши посетил, и, посетив, спас, и извел народ Свой рукой крепкой и мышцей высокой, рукой Моисея и Аарона, избранных Его, – тогда что последует за этим, какие чудеса творятся? Они сохранены в книгах и памяти людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

поход Навуходоносора на Тир, малоуспешность осады и т. п. В отделе же 40–66 гл. встречаем мы полную общность изображения; и потому пророк Исаия, не живя в Вавилоне действительно, живя за долго до плена, мог написать все то, что мы видим в 40–66 главах. – Уже и в первой половине книги не только предполагается 274 и предсказывается плен (5:13; 6:13; 10:4; 39:5–8; ср. такие места, как Осии, 1:11; 6:11; Ам.9:14 ; Мих.4:10; 7:11 ), но отчасти встречается изображение «развалин» Иерусалима, его разорения, как бы уже наступившего. Напр. 3:8: «так рушился Иерусалим, и пал Иуда»; в 22-й главе осада Иерусалима вавилонянами представляется, как бы уже совершающаяся; в гл. 37:26, 27, ср. 32:14 ( – «навсегда»), мы видим как бы те «пустыни вековые» и развалины, о которых идет речь в 40–66 главах (58:12), тот же «трепет от притеснителя», как и в 51:13; в 1:7–8 встречаем картину опустошения страны, подобную 64:10–11; в 28:22 пророк грозит нечестивым правителям Иерусалима «узами» 275 . Следовательно, в 1-й части книги встречаются многие из тех общих черт, какими в 40–66 гл. описывается плен. С другой стороны, и во второй части книги плен не всегда представляется, как событие наступившее, но иногда, как событие будущее. Так, в 42:23 пророк призывает выслушать внимательно его речь о предстоящем плене (22, 24 стихи) 276 и получить отсюда назидание «для будущего» 277 : мысль о предстоящем плене должна вразумить и удержать от грехов; последствием их будет плен народа (24:25 ст.), тогда как Израиль не должен бы быть в плену, – ибо «Господу угодно было возвеличить и прославить данный Израилю закон» (21). Призыв пророка получить из его слов о плене (22 ст., 24 ст.) научение «для будущего» более естественен, если пророк, говоривший эти слова, жил еще до плена. То же следует сказать о словах пророка в 44:8: «не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?» Эти слова подходят более ко времени до плена, когда действительно мысль о плене могла внушать страх. – Указывается в 1-й части – правда, неясно – и на возвращение из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О как мы были богаты бедствиями! Огонь пожрал злачные пастбища (Иоил. 1:19); оставшееся от гусениц ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви (Иоил. 1:4), а потом не знаю уже, что было дальше, и как одно зло рождалось из другого. Да и кто бы вполне изобразил все бедствия того времени, и постигшее нас тогда наказание, или испытание и огненное очищение? Разве сказать, что прошли сквозь огонь и воду (Пс. 65:12) и по благоволению спасающего Бога вышли на свободу. Но да обратится слово к сказанному в самом начале. Нива эта была некогда мала и скудна, не походила на ниву не только Бога, который благими семенами и учениями благочестия возделал и возделывает целый мир, но даже на ниву недостаточного и малоимущего бедняка. Это вовсе не была нива, не стоила, может быть, ни житниц, ни гумна, ни серпа, на ней не было ни копны, ни снопов, а разве малые и незрелые полосы травы, какие вырастают на кровлях, которыми не наполнит руки своей жнец, которые не призовут на себя благословения мимоходящих (Пс. 128:6–8). Такова была наша нива, такова жатва! Хотя она велика, доброклассна и тучна перед видящим сокровенное, прилична таковому Земледелателю, и долины душ, хорошо возделываемых словом, умножают (Пс. 64:14) ее, неизвестную для многих, не соединенную в одно место, но собираемую понемногу, как по собрании летних плодов, как по уборке винограда (Мих. 7:1). Думаю же присовокупить это, даже весьма кстати: как виноград в пустыне, Я нашел Израиля (Ос. 9:10), как одну или две зрелые ягоды на незрелой кисти винограда, которые сохранены, правда, как благословение Господне, и освящены, как первые плоды (Ис. 65:8), но малочисленны и редки, не могут наполнить уста евшего, и как знамя на холме и как веха на горе (Ис. 30:17), или что–нибудь другое, стоящее уединенно и немногими видимое. Такова была прежняя нищета и скорбь! Но как скоро Бог, Который делает нищим и обогащет, умерщвляет и оживляет (1 Цар. 2:6.7), и единым хотением творит все и претворяет (Ам. 5:8), творит из ночи день, из зимы весну, из бури тишину, из засухи обильный дождь, и все это часто после молитвы одного праведника весьма долго гонимого, — как скоро Бог смиренных возвышает, а нечестивых унижает до земли (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

См. еще Втор 8:3, которое цитируется в Мф 4:4 и Лк 4:4. Иисус исполняет то, что должен был исполнить ветхий Израиль. В Ин 6:27,55 Он говорит о хлебе жизни вечной. В послушании творческой воле Божией — источник и поддержание жизни. Служение Иисуса отдельно от воли пославшего Его Отца не имеет смысла, оно — не какое-то независимое достижение, а плод послушания, см. 5:19–47. Не говорите ли вы — ударное местоимение Шme‹j ‘вы’ имеет значение подчеркивания: ‘вы же сами говорите’. Еще четыре месяца, и наступит жатва — паратактическая конструкция предполагает еврейский источник, ср. Иер 51:33. Время посева занимало половину месяца тишри, месяц мархешван и половину кислева, а первые плоды урожая снимались в пасхальное время (16 нисана). Отсчитывая от этой даты четыре месяца назад, мы получаем 16 кислева, то есть окончание посевного времени. Посмотрите на нивы, как они побелели — это означает, что жатва может начаться немедленно. Жнущий получает награду — слово misqTj в новозаветном греческом может означать и ‘награду’, и ‘плату’, но главным является второе значение, и здесь скорее представлено оно. Собирает плод — выражение из Лев 25:3. В жизнь вечную — имеется в виду не плата жнущего, а цель жатвы: урожай символизирует новообращенных, в данном случае — самарян, которые по вере получат вечную жизнь. И сеющий и жнущий вместе радоваться будут — ср. Ам 9:13. Наступило время урожая, обетованное время исполнения (см. синоптическое изречение Мф 9:37=Лк 10:2, к которому этот стих, возможно, является комментарием), и жнец сменяет сеятеля. Радость при сборе урожая упоминается во Втор 16:13–14 и также используется как эсхатологический символ в Ис 9:3; Пс 125:5–6. Один сеет, а другой жнет — пословица скорее греческая (Аристофан. Всадники 392), чем еврейская. В качестве ветхозаветных источников иногда упоминают Втор 20:6; 28:30; Мих 6:15 и Иов 15:28 в переводе Семидесяти, однако в каждом из этих случаев тот факт, что сеятель не жнет того, что посеял, рассматривается как несчастье или наказание.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Во втором пророчестве (7–15) слова о том, что остаток будет собран, не привносят оттенка надежды, как в остальных случаях (4:27; 5:10; ср.: Ис. 17:4–6 , где собирание – это акт суда). Весь отрывок звучит в этом тоне (10–15). Как развращенность народа была абсолютной, включая все слои общества (см.: 5:3–5), так и наказание будет всеобщим; отсюда ужас, звучащий в ст. 11–12. В ст. 13, прежде чем внимание будет обращено к пророкам и священникам, вновь обвиняется весь народ. Ст. 14 – это центральная часть обвинения против лживых вождей. Они полностью исказили истину, заставив других поверить лжи о Боге, будто Он не противник зла. Именно эта ложь стала раной целого общества; грех и скорби народа проистекают именно от этого. Народ остается неисцеленным. Люди не раскаялись и за это будут повержены (15б). Третье пророчество (16–20) начинается с призыва Господа искать пути древние, то есть именно тот стиль жизни, который был предписан Господом, известный с тех пор, как Он открыл Себя и Свои пути в завете на горе Синай ( Исх. 19 – 24 ). В них заключается жизнь ( Втор. 30:16 ). Тем не менее здесь этот призыв служит лишь тому, чтобы продемонстрировать человеческое упрямство. Они не станут ни идти путями древними, ни прислушиваться к стражам, то есть к истинным пророкам, которые понуждают их поступать по истине (16–17). Господь призывает свидетелей (в соответствии с представлением о завете как о договоре; ср.: Втор. 30:19; 32:1 ), чтобы они увидели, что судьба, постигшая этот народ, целиком дело их рук (19). Наконец, Он отвергает поклонение, которое совершается формально и не исходит из сердца. Здесь проявляется другая сторона лживости Иудеи: величайшим злом является не только поклонение другим богам, но и неискреннее поклонение Богу. Эта тема встречается у всех пророков ( Ис. 1 ; Ам. 5:21–25 ; Мих. 6:6–8 ). Краткое пророчество (21) вновь напоминает о тотальности грядущей катастрофы, которая коснется близких и друзей каждого человека. Затем Господь вновь обрисовывает ярость и силу приближающейся армии. В ст. 24 в уста людей вложены слова о мучительном страхе, напоминающие слова самого Иеремии (4:19). Страх охватывает их по мере того, как они осознают, что не существует способа избежать суда.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою сильно разостлал землю. Одно из самых выразительных и ясных мест Ветхого Завета, где с такой убедительностью и силой утверждается догмат о Боге-Творце. Подчеркнутое здесь указание на единство Творца направлено, разумеется, не против троичности Лиц Божества, но против сильно распространенного в языческой мифологии известия, что творцом мира был какой-то низший, второстепенный бог, ( δημιουργος), который не творил мир из ничего, а лишь преобразовывал, или устроял его из готового материала, да и эту упорядочивающую работу он производил не самостоятельно, а по чужой указке (высших богов) и при помощи различных других сотрудников (низких божеств). В противоположность таким языческим басням Господь устами пророка твердо провозглашает, что Он есть единый первовиновник всего Сущего ( Ис.45:6–7 ), истинный Творец неба и земли ( Ис.40:22 ; Ис.42:5 ), у которого не было при этом никаких советников и помощников ( Ис.40:14, 28 ). Самый образ «распростертия небес» хорошо нам знаком по известному выражению Псалмопевца: «простираешь небеса, как шатер» ( Пс.103.2 ). Ис.44:25 . Который делает ничтожными знаме­ния лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов про­гоняет назад и знание их делает глупостью, «Который делает ничтожными знамения лжепророков... безумие волшебников, мудрецов». Здесь можно, конечно, видеть исторический намек на египетских жрецов, состязавшихся с Моисеем и Аароном ( Исх.7:11–12, 22 ); но, пожалуй, лучше относить это к представителям вавилонской религии и науки, к халдейским жрецам, астрологам и мудрецам ( Ис.16:6 ; Ис.47:10 ; Иер.29:8–9 ), так как этими культами и этой наукой больше всего увлекались современные пророку Иудеи. Ис.44:26 . Который утверждает слово раба Своего и при­водит в исполне­ние изрече­ние Сво­их по­слан­ников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете по­строены, и раз­валины его Я восстановлю», «Который утверждает слово раба Своего... изречение своих посланников». Судя по всему контексту речи, под «словом» которое Господь утверждает, или оправдывает, должно разуметь пророчество о предстоящем вавилонском плене, которое имеет исполниться на глазах того же поколения. Отсюда под «рабом» Господа следует разуметь пророка Исаию, который, действительно, назывался так ( Ис.20:3 ); а под «посланниками» следует понимать и всех других пророков, говоривших о плене и возвращении из него: Иер.29:10–14 ; Иез.39:25–28 ; Иоил.3:1 ; Ам.9:11–15 ; Авд.1с.; Мих.4 и Соф.3:14–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

разгоряченные до болезни вином. Т.е. царский дом терял способность здравомыслия ( Притч. 31,4.5 ). кощунам. Вероятно, имеются в виду священники. 7 судей... цари. Даже в смуту, во время которой за двадцать лет было убито четыре царя ( 4Цар. 15,8–30 ), никто из вождей Израиля не воззвал к Богу. 7 смешался с народами. Указание на союзы, заключенные Израилем с Египтом, Филистией (землей филистимлян), Арамом и Ассирией. неповороченный хлеб. Лепешку из теста, положенную на золу или налепленную на стенку горячего очага, следовало переворачивать, чтобы она хорошо пропеклась. Но Израиль подобен негодному недопеченному или горелому хлебу, потому что он не обратился к Богу. Этот образ характеризует ложную политику Израильского царства. 7 пожирали. Путем взимания с Израиля дани. он не замечал... он не знает. Израиль пребывает в крайней степени ослабления и упадка. Незнание Бога влечет за собой и незнание самого себя. 7 гордость. Слепота Израиля происходит от его гордого упрямства. Возвращение к Господу было единственной надеждой Израиля (3,5; 5,4; Ам. 4,6–12 ). 7 голубь. Эта птица считалась глупой, потому что легко попадала в расставленные сети. Египтян... в Ассирию. Как неразумная птица, Израиль метался от одного союзника к другому в поисках безопасности и защиты. Менаим подчинился Ассирии и уплати огромную дань ( 4Цар. 15,19.20 ), Факей создавал коалицию с Сирией против Ассирии ( 4Цар. 15,29–37; 16,5 ), а Осия поменял союзника: Сирию на Египет ( 4Цар. 17,3.4 ). 7 сеть. Суд Господень, как сеть, падет на меняющий свои ориентиры Израиль. 7 спасал. Букв.: «выкупать» ( Лев. 27,27–31 ). Здесь подразумевается избавление Израиля от зла (13,14; Исх. 15,13 ; Втор. 7,8; 9,26 ; Мих. 6,4 и ком.). ложь. Имеются в виду либо ложные представления о Господе, которые проникли в израильскую религию, либо неискренние слова раскаяния (6,1–3), либо, в более общем смысле, нарушение обязательств завета. 7 сердцем своим. Эти слова, если сравнить их с параллельным по смыслу выражением в ассирийских трактатах того же времени, следует понимать как свидетельство внешней лояльности и покорности Богу, а не глубины раскаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5. И во-первых исследуем, для чего сошел Иисус? Здесь не на мою словоизобретательность обращай внимание. Ибо можно иногда обманутым быть мудрованием. Но если на каждый предмет не услышишь свидетельства пророков, не верь словам. Если и о Деве, и о месте, и о времени, и об образе рождения не узнаешь из Божественного Писания, не принимай свидетельства человеческого. Ибо на того, кто учит теперь, можно и подозрение иметь; но кто, имея рассудок, будет подозревать того, который прорек за тысячу и больше лет? Итак, если ты изыскиваешь причину пришествия Христова, обратись к первой книге Писания. Бог сотворил мир в шесть дней, но мир для человека. Солнце пресветлыми блистает лучами, однако же создано для того, чтобы человеку светило, да и все животные для служения нам существуют. Травы и деревья также для нашего употребления сотворены. Все твари добры, но ни одна из них не есть образ Божий, а только человек. Солнце одним повелением, а человек руками Божиими образован. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Вещественный образ земного Царя почитают, кольми паче духовный образ Божий? Но сие превосходнейшее творение, торжествовавшее в раю, зависть диавольская изгнала из оного (Прем. 2, 24). Враг радовался о падении того, которому он завидовал, и мог ли желать, чтобы враг его пребывал в веселии? Не осмелившись приступить к мужу по причине крепости его, он приступил к жене, как слабейшей, которая тогда была еще девою. Ибо Адам позна Еву жену свою (Быт. 4, 1) уже после изгнания из рая. 6. Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю (Быт. 6, 13); на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и сей развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял пред Богом, а народ вместо Бога покланялся тельцу. Тогда, как Законодатель, Моисей сказал: не прелюбы сотвориши (Исх. 20, 14), человек взойдя в блудилище (Чис. 25, 8), дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи сии плакали, не могши прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: У люте мне, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть (Мих. 7, 2)! и в другом месте: вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13, 3). Также: татьба и любодеяние, и убийство разлияся по земли (Ос. 4, 2). Пожроша сыны своя и дщери своя бесовом (Пс. 105, 37); гадали, чародействовали, предвещали и еще: ризы своя связующе ужами, завесы творяху, держащияся требища (Ам. 2, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Выражение седьмого стиха, часто повторяющееся в пророчествах Исаии (ср. Ис. 49:9; 9:2 ): чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы“ принадлежит к числу характернейших мест ветхозаветных мессианских откровений. Вторая половина первого стиха 49 главы: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей назвал имя Мое“ содержит совершенно новую мысль, не повторяемую и позднейшими пророками. Выражение второго стиха: и соделал уста Мои как острый меч... и соделал Меня стрелою изостренною“ отдаленную аналогию находят во Втор. 18:18 ; Иер. 23:5 . Учение о Рабе Иеговы, Отроке-Израиле, так подробно и глубоко раскрытое в пророчествах Исаии (40–66 гл.), хотя находится по содержанию в связи с общим учением Ветхого Завета о прообразовательном значении израильского народа, однако не имеет во всем откровении ясно выраженной параллели. Наиболее характерное из подобных мест выражение кн. Исход ( Исх. 4:22 ): сын Мой, первенец Мой Израиль“ говорит только об отеческой любви Господа Иеговы к избранному народу. Мысль четвертого стиха об отвержении Мессии евреями можно находить во многих ветхозаветных пророчествах, особенно у Захарии ( Зах. 11:4–14; 12:10 ), а также во многих выражениях 21 псалма ( Пс. 21:8, 13, 14, 17 ), в 9 и 10 стихах XL псалма, в 9 стихе 68 псалма. Пророчество пятого стиха о призвании Мессии для искупления Израиля является предсказанием, согласным с общим духом мессианских откровений. По смыслу всех мессианских предсказаний Мессия посылается на землю любящим Иеговой прежде всего для спасения заблудившихся и погибающих израильтян. Мессия по пророчествам есть Мессия евреев, слава Израиля. Идея следующего стиха о возвращении только остатка Израиля“ с особенною настойчивостью раскрывается в пророчествах Исаии ( Ис. 4:3; 6:13; 10:21, 23; 49:6 ср. Рим. 9:27 ) и нигде не проводится с такою ясностью и определённостью (см. Мих. 5:7–8; 7:18; 2:12 ; Соф. 2:7–9 ; Зах. 8:11; 13:9 ; Ам. 5:15; 9:8). Выражение: Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концев земли“ почти буквально аналогично откровениям Валаама о звезде, имеющей возсиять от Иакова“ ( Чис. 24:17 ), пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010