Быт.22:15–16 . И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] Лучшее объяснение этих слов дано в послании Апостола Павла к Евреям, где апостол обстоятельно доказывает, что эта божественная клятва есть человекообразное выражение мысли о безусловной непреложности божественных обетований ( Евр 6.16–18 ). Примеры подобных клятв можно находить и во многих др. местах Библии ( Быт. 24:7, 26:3, 50:24 ; Исх. 13:5, 11, 32:13 ; Ис. 45:23 ; Иер. 44:26 ; Ам. 4:2 ; Евр. 6:13 и др.). Быт.22:17–18 . то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительным семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т.е. на Христа, Сына Божия ( Гал. 3:16 ). Исчисление родов от Нахора до Ревекки Быт.22:20 . После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Цель этого указания та, чтобы показать происхождение Ревекки, будущей жены Исаака и, следовательно матери избранного потомства ( Быт. 24:15 ). Быт.22:21–24 . Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исполнилось и пророчество об окончании Вавилонского плена и возвращении народа в Иудею: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» ( Ам.9:14 ), а также пророчество о восстановлении Храма: «Но опять Бог помилует их и возвратит их в земню; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века» ( Тов.14:5 ), о разрушении Ниневии (вся книга пророка Наума, Иона3:4 , Тов.14:8 ), и многое другое. Вторая группа пророчеств также относится к историческим событиям, свершение которых для большинства представляется очевидным, но об исполнении которых нет документальных данных – или их слишком мало. Это относится, например, к пророчествам о переселении потомков Авраама в Египет и последующем Исходе ( Быт.15:13–14 ). В настоящее время нет документальных или археологических подтверждений пребывания потомков Иакова в Египте и их исходе из «земли обетованной, из дома рабства» ( Исх.20:2 ). К этой же группе относится пророчество Нафана о возведении Храма Господня Соломоном, сыном Давида ( 2Цар.7:13 ). Для верующих людей подтверждающим документом является сама Библия. Но для некоторых историков Ветхий Завет не обладает авторитетом исторического источника. Например, современный английский исследователь G. Davies считает, что «события, относящиеся к истории древнего Израиля до прибытия группы переселенцев непонятного этнического происхождения, в Иерусалим, совершенно неизвестны, а вся героическая «ранняя история» Израиля, от Авраама до Соломона, была придумана, чтобы обосновать легитимность нового государства». Разумеется, логика типа «если нет документированного подтверждения определенного события, то этого события не было» крайне неубедительна. Нет достаточных логических оснований для отвержения этого события. Настоящий исследователь должен быть гораздо осторожнее в своих суждениях, принимая за основу что-то вроде «презумпции невиновности» для пока еще недокументированного исторического события. Но для его принятия необходима вера, что оно могло произойти, или хотя бы доверие к тем или иным текстам, где это событие упоминается.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

На протяжении всего отдела Ос.6:4–11:7 обличительная речь пророка, с каждым стихом как бы все более и более повышающаяся в гневных тонах и наконец разрастающаяся в беспощадный почти обвинительный акт против безумного и неблагодарного народа, по-видимому, с неизбежностью предуказывает на полную гибель народа. Но в момент высшего своего напряжения она прерывается благовестием: Иегова – милосерд; несмотря на все преступления Израиля, Он не может совершенно оттолкнуть его от Себя: Он не истребит Ефрема и не только не истребит, но, по Своей любви к Израилю, некогда соберет его со всех стран мира («от моря», «из Египта» и «из Ассирии»). Хотя Израиль, избранный сын Иеговы ( Ос.11:1 ), оказался недостойным любви Отца Своего, Бога ( Ос.11:2–7 ), хотя он справедливо заслужил наказание, но в конце концов он все же пребывает в милости у Иеговы: когда окончатся дни наказания, Израильтяне, по гласу Иеговы соберутся с быстротою птиц к Нему (срв. Ис. 60:8 ; Пс. 54:7 ) т. е. засвидетельствуют делом свою отныне непоколебимую верность Ему, и будут наделены благами мирной жизни «в своих домах» («вселю их в домы их» срв. Ам. 9:15 ), притом не просто, как прощенные грешники, но как восстановленные в утерянных правах сыны Божии: «встрепенутся к нему сыны с запада» (ст. 10) 250 . Третий круг пророческих угроз, начинающийся с 11:12, простирается до 13:13 и заканчивается, как и предыдущие два, пророчеством – в таких выражениях: от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня» (ст. 14). Как и в предыдущих отделах, и здесь речь пророка о милости Божией к Израилю является завершением гневных обличений и грозных предсказаний, развивающихся у пророка в обычной форме постепенного повышения негодования до крайнего, по-видимому, предела, разрешающегося (негодования), в конце концов, однако ж, обетованием божественного снисхождения и любви, т. е. и здесь пророком строго выдержано обычное у него расположение мыслей по основной формуле его религиозного мировоззрения, хотя Израиль согрешил и непременно будет наказан (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

У детей царя тоже были особые дома. „И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего“, читаем в 2 кн. Царств (13: 7). Это первое упоминание о том, что дети царя имели особое жилище и имущество. Как были особые дома для жен и сыновей царя, так были у богатых евреев и особые дома зимние. „И поражу дом зимний вместе с домом летним, читаем в пророчестве Амоса, и исчезнут дома с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов“ ( Ам. 3:15 ). В 4 кн. Царств читаем, что „Ахав бежал через садовой дом“. Этот дом, вероятно, был загородный, ибо в городах садов не было. Теперь познакомимся с устройством и украшением каждой комнаты еврейского дома в частности. Двери, ведущие в комнату, обычно были низки. Соломон предупреждает тех, кто делает в своем доме высокие двери, что они подвергаются большей опасности во время нападения врагов. „Кто высоко поднимает ворота свои, говорит он, тот ищет падения“. ( Притч. 17:19 ). По той же вероятно причине даже в христианские времена в больших зданиях в Палестине входные двери делались очень узкие, вроде калитки. Таков, например, доселе вход в Крестный монастырь в Иерусалиме, или вход в Вифлеемский храм Рождества Христова. Дверь навешивалась на петлях. „Дверь ворочается на крючках своих, а ленивец на постели своей“, говорит Соломон. ( Притч. 26: 14 ). При описании великолепия Соломонова храма говорится, что в нем эти петли у дверей были из золота. „И петли у дверей внутреннего храма во Святом Святых и у дверей в храм из золота же“ ( 3Цар. 7:50 ). Изнутри дверь запиралась задвижкой, но снаружи было отверстие, чрез которое можно было просунуть руку. „Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину“, читаем в кн. Песнь Песней. Но иногда скважина была так мала, что чрез нее мог пройти только ключ, и без ключа нельзя было отпереть комнату. Поэтому Аод убив Еглона и заперев комнату, где он был, лишил слуг Еглона возможности скоро проникнуть в комнату. Они думали, что Еглон заперся изнутри, и ждали, пока он отопрет. „Пока они недоумевали, Аод между тем ушел (и никто о нем не думал), прошел мимо истуканов и спасся в Сеираф“. ( Суд. 3:26 ). Запоры и замки, а также ключи были обыкновенно деревянные, говорит Мунк, какие в употреблении до сих пор на востоке; металлические запоры упоминаются как редкость ( Втор. 33:25 ) и употреблялись преимущественно для городских ворот ( 3Цар. 4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Чужие – Сирияне ( 4Цар.13:7 ), Филистимляне ( Ис.9:11 ), Ассирияне ( 4Цар.15:19:20 ) пожирали силу его и он не замечал; седина покрывала его и он не знает ( Ос.7:9 ); все возвещает ему близкую смерть его, а он нисколько не остерегается. Отчаянный больной ( Ам.6:6:11 ), он упорствует в своем гордом уповании на самого себя, и его высокомерия свидетельствует против него (V, 5). Как глупый голубь, который не избегает никаких силков и бросается в сети, расставленные ему, он ищет помощи у своих врагов в Египте ( 4Цар.17:4 ), в Ассирии (Менаим, 4Цар.15:19 ). Но когда он направит полет к этим странам, я накину на него сеть Мою (V, 1; Иез.12:13; 17:20 и пр.) и я низвергну его как птицу, которую поразила стрела на воздухе, когда она считала себя в безопасности. Я накажу его сообразно с тем, чему он научен книгами Моисея и пророков в своем собрании (VII, 8–12) 44 . Горе им, что они удалились от Меня, гибель им, что они отпали от меня. Я спасал их из Египта рукою Моисея в древние времена ( Втор.7:8 и пр.; Мих.6:4 ), от Сириян при Иеровоаме 11 в недавние времена; а они ложь говорили на Меня ( Oc. VI 113); они хотят скрыть от Меня свое идолослужение (IV цар. XVII, 9), они не прямодушны в отношении ко Мне ( Пс.87:36 ), они окружают меня ложью (XII, 1–2) и следуют лжи своих отцов ( Aмoc. II. 4 ). Когда они вопят от горя на ложах своих, они взывают ко мне (VII, 14; Cyд. III, 9, 15 и пр.: 1Цap. XII, 10 и пр.). Собираются из-за хлеба и вина, а от меня удаляются. Я даю им временные благословения. Я укрепляю их мышцы (при Иеровоаме II), а они умышляют злое против Меня. Когда один путь привел к погибели, они оставляют его, чтобы искать другого, но никогда не избирают того, который один приводит ко мне. Они стали как неверный лук, который негоден ни для чего ( Пс.77:57 ); иногда можно бы сказать, что они хотят обратиться ко Мне, но их благочестие подобно утренней росе (VI, 4). По этому падут от меча князья их, а другие будут покрыты посмеянием в новом доме рабства, куда будут отведены (VII, 13–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

На кровлю вела лестница иногда изнутри дома; иногда (чаще) со двора. На кровлю восходили для прогулки ( 2Цар.11:2 ), иногда, в теплое время, спали на ней: «И постлали Саулу на кровле, и он спал» (Цар.9:25). На кровле находились различные предметы хозяйства: «А сама отвела их на кровлю, и скрыла их в снопах, разложенных у ней на кровле» ( Нав.2:6 ). На кровле иногда устраивались особые помещения: «Сделаем небольшую горницу над стеною, и поставим ему там постелю, и стол и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда» ( 4Цар.4:10 ). Внутри дома были комнаты летние и зимние ( Ам.3:15 ). Зимние комнаты отапливались жаровнею, которая ставилась по средине комнаты ( Иер.36:32 ). Окна домов выходили и во двор, и на улицу ( Нав.2:15 ); они закрывались решетками: «В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку» ( Суд.5:28 ); их можно было открывать по желанию: «И сказал: отвори окно на восток. И он отворил» ( 4Цар.13:17 ). Двери домов были небольших размеров ( Прит.17:19 ); они запирались засовами и замками (деревянными): «Ждали долго, но видя, что никто не отпирает, взяли ключ и отперли» ( Суд.3:25 ). Засовы металлические упоминаются в Библии как редкость ( Втор.33:25 ); они употреблялись только для городских ворот. К передней стороне дома примыкал двор. Он был открытый и огораживался стеною. Посреди двора устраивалась цистерна: «Пришли в Вахурим в дом одного человека, у которого во дворе был колодезь, и спустились туда» ( 2Цар.17:18 ); иногда во дворе была и купальня: «Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину» ( 2Цар.11:2 ). – Таким устройством домов объясняются, между прочим, следующие выражения Св. Писания: «И не могши дойти до Него, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и проломав, спустили одр» ( Мк.2:4 ); «И кто на кровле, да не сходит взять что-нибудь из дома своего» ( Мф.24:17 ), потому что лестница, ведущая с кровли прямо во двор, могла служить ближайшим путем для поспешного бегства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6. Нравственные условия спасения. Само имя пророка   означает «Господь спасает» или «Господь есть спасение». Мысль о «спасении правдою» звучит лейтмотивом в проповеди Исаии. «Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою» (1. 27; ср.: 1. 17, 26; 9. 7; 11. 3-4). Термины «правда» (  ), «правосудие» (  ) (1. 21, 26, 27; 5. 7, 16, 23; 9. 7; 10. 22; 28. 17) - ключевые в богословии Исаии ( Rad. 1975. P. 149). Бог вершит Свой нелицеприятный суд по тому, как человек относится к правде и правосудию. «И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи...» - говорит Господь (Ис 28. 17). Из-за небрежения к правде и попрания правосудия народ лишится Божественной милости (5. 5-7). Реальному положению дел Исаия противопоставляет правду и справедливый Суд обетованного Мессии (11. 3-4; 16. 5). Но очевидно и то, что условием спасения человека является его отношение к ближнему. Так, совершенно по-евангельски звучат слова пророка: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите- и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю» (1. 17-18; ср.: Мф 25. 31-46). II. Эсхатология. Ряд аспектов библейской эсхатологии получил освещение в проповеди Исаии: наступление дня Господня ; приход Мессии; собрание рассеянных изгнанников в Иерусалиме; Суд над народами; спасение остатка; воскресение мертвых ; обновление природы. Для обозначения Судного дня пророк использует неск. терминов, напр. «тот день» («И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно» (Ис 10. 20)). Кроме того, Исаия говорит о «последнем дне»: «...будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (2. 2). Чаще всего пророк использует выражение «день Господень» (ок. 40 раз), обозначающее день решающего действия Бога в истории. В представлении Исаии и его современника прор. Амоса (Ам 5. 18-20) день Господень - это день Божественного Суда, когда Господь «…будет… судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы...» (Ис 2. 4; ср.: 11. 4). В день Господень справедливая божественная кара настигнет всех виновных: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено…» (2. 12; ср.: 13. 6, 9).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Если так поступишь, то смотри, какие получишь блага: во-первых, вечную жизнь и обещанные любящим Бога блага; не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2: 9); потом, – постоянное жительство с прекрасным твоим… и избавишься от здешних забот, опасений, опасностей, козней, вражды и ненависти. (1, с. 251.) Слова Христовы, которые Он сказал ученикам, определяя совершенную любовь: нет больше той любви, говорил Он, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). (2, с. 266.) Богу никто не может ни порицанием повредить, ни славословием доставить большую славу, но Он всегда остается в Своей славе, не возвеличиваясь от славословий и не умаляясь от хулений; и те из людей, которые прославляют Его по достоинству, – впрочем, никто не может прославлять Его по достоинству, а только по своей силе, – получают себе пользу от этого славословия; те же, которые хулят и уничижают Его, вредят собственному спасению. (2, с. 313.) Когда просто брат твой имеет что-нибудь против тебя, Христос не дозволяет тебе принести жертву, доколе не помиришься с братом. (2, с. 395.) Бог желает, чтобы мы были солью, светом и закваскою, так чтобы и другие могли получать от нас пользу. (1, с. 189.) Немалая будет нам награда за… воздыхания и слезы, равно как немалое осуждение от Бога будет тем, которые без сожаления смотрят на бедствия собственных членов. Первое можно узнать от терпеливейшего мужа Иезекииля, а второе от блаженного Михея. Так, первый говорит, что, когда иудеи достигли крайнего нечестия и уклонились к идолопоклонству, то Бог повелел сделать знак на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него (Иез. 9: 4); ибо не только нужно воздыхать, но и болезновать; и хотя они ничего не сказали и не сделали для исправления совершавшихся грехов, но когда они только оказали должное со своей стороны, то и были почтены такою честью от человеколюбивого Бога, что удостоились и безопасности, и великой славы. А Михей между прочими грехами, как то: чревоугодием, пьянством, пристрастием к намащению ароматами, – привел и этот грех – несострадание, сказав так: не болезнуете о бедствии Иосифа! (Ам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010