Ам.5:21 . «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших». Объясн. Слова эти были сказаны в обличение иудеев, которые полагали, что совершенным бездельем всего лучше можно исполнять заповедь о седьмом дне, и которые, с другой стороны, обнаруживали потерю духа благочестия, «превратив суд в отраву и правду повергнув на землю»: ст. 11. При таком их беззаконии, само собой понятно, бесполезны были для них и неугодны Богу всякие их праздники. Таким образом, этими словами пророка Амоса вовсе не отменяется четвёртая заповедь о святости 7-го дня недели. Далее, пророчество того же пророка о возвращении скинии Давидовой падшей: Ам.9:11 , ясно показывает, что у нового Израиля, т.е. верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда сказано: «разрушенное восстановлю»: Ам.9:11 . Наконец, об учреждении новозаветных праздников Бог говорит ясно и чрез пророка Софонию: «Сетующих, – говорит Он, – о торжественных праздниках Я соберу»: Соф.3:18 . Ам.8:10 . «И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец её будет как горький день». Объясн. Здесь, как и в Ам.5:21 прор. Амоса, нет осуждения христианских праздников. Иудеи вместо дел милосердия: Лк.13:15–16 , в праздники занимались греховным бездельем, за что торжественные дни их превращены в дни сетования и плача. Господь через пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела: Ис.1:17 , удалите песни и, главным образом, идолопоклонство, тогда Я их (праздники) приму: Ис.1:18 , и как бы в подтверждение приведённой мысли в следующей 2-й главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3 . Затем пророчества Амоса: Ам.9:11:13 и Софонии: Соф.3:18 показывают нам, что праздники, уничтоженные беззаконием евреев, будут восстановлены для нового Израиля – верующих во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иоль. 3 :13. Пустите серпы, ибо созрела жатва 69 , наступила; выходите, топчите, потому что точило наполнилось и подточилия 70 переливаются, ибо умножилась злоба их. Иоль. 3 :14. Голоса раздаются в долине суда, ибо близок день Господень в долине суда. Иоль. 3 :15. Солнце и луна померкнут и звезды сокроют свет свой. Иоль. 3 :16. Господь же из Сиона воззовет и из Иерусалима даст глас Свой, и потрясутся небо и земля, но Господь пощадит народ Свой и укрепит (Господь) 71 сынов Израиля. Иоль. 3 :17. И узнаете, что Я — Господь Бог ваш, живущий в Сионе, на горе Моей святой, и будет Иерусалим святынею, и иноплеменники уже не будут проходить чрез него. Иоль. 3 :18. И будет в тот день: горы будут изливать сладость, и холмы источат молоко, и все источники Иудины источат воду, и из дома Господня выйдет источник и напоит долину сития 72 . Иоль. 3 :19. Египет погибнет и Идумея будет погибшим полем, за притеснение 73 сынов Иудиных, за то что проливали праведную 74 кровь на земле их. Иоль. 3 :20. Иудея же во веки будет обитаема и Иерусалим в роды родов. Иоль. 3 :21. И взыщу (за) кровь их и не прощу, и Господь будет обитать на Сионе. Книга пророка Амоса Глава 1 Ам. 1 :1. Слова Амоса из Фекуи, которые были в Кариафиариме 2 и которые он видел об Иерусалиме, во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года до землетрясения. Ам. 1 :2. И сказал он: Господь изрек с Сиона и из Иерусалима дал глас Свой, и опечалились пастбища пастухов, и высохла вершина Кармила. Ам. 1 :3. И сказал Господь: за три нечестия Дамаска и за четыре не отвращусь 3 от него, за то что они перепиливали железными пилами беременных женщин в Галааде. Ам. 1 :4. И пошлю огонь на дом Азаила и поест основание 4 сына Адерова. Ам. 1 :5. И сокрушу запоры Дамаска и истреблю жителей с поля Онова 5 , и посеку племя из мужей Харранскихъ 6 , и пойдет в плен народ Сирский избранный 7 , говорит Господь. Ам. 1 :6. Так говорит Господь: за три нечестия Газы и за четыре не отвращусь от них: за то, что они пленили плененных Соломоном, чтобы заключить (их) в Идумее 8 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 3 1–8. Право пророка произносить обличения народу. 9–13. Обличение Израиля. 14–15. Возвещение наказания Израилю. Ам.3:1 .  Слушайте слово сие, которое Го­с­по­дь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: С гл. III начинается вторая часть кн. Амоса. Здесь содержатся речи пророка против Израиля, содержащие обличение преступлений народа и, затем, возвещение падения царства Израильского. Ам.3:2 .  только вас при­знал Я из всех племен земли, по­тому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Вопреки взгляду современников, что Израиль, как народ Иеговы не может подлежать суду Божию, пророк поставляет на вид неизбежность этого суда: Иегова признал только Израиля; следовательно, беззакония Израиля как бы особенно Ему известны, и Израиль более чем какой-либо другой народ, должен подлежать ответственности (ср. Лк 12.48 ). Гл. jadah ( «признал») означает не только простое знание народа, но и особенное попечение о нем Иеговы. Ам.3:3 .  Пойдут ли двое вместе, не сговорив­шись между собою? В ряде образов пророк объясняет свое выступление с проповедью. – «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» – пророк хочет сказать, что не выступил бы с речью от Лица Божия, если бы не имел на это повеления Божия (св. Ефрем Сирин ). Ам.3:4 .  Ревет ли лев в лесу, когда нет перед­ ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Смысл образов такой: как лев ревет только тогда, когда пред ним добыча, так и пророк выступает с грозными речами о судьбе Божием потому, что видит наступление этого суда, когда Израиль явится как бы добычей Божественного Правосудия. Как львенок (слав. «львичищь») начинает рычать, когда терзает добычу, так и пророк произносит речи потому, что суд над Израилем уже готов начаться. Ам.3:5 .  Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимет­ся ли с земли петля, когда ничего не по­пало в нее? Пророк хочет сказать, что как птица, попавшая в петлю, излавливается, так и Израильский народ за свои грехи неизбежно должен быть наказан и как бы уловлен судом Божиим. При этом суд Божий не прекратится, не погубив Израиля, как петля не поднимается с земли, не поймав птицы (Юнгеров, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Раскрытие этой мысли занимает у Амоса целое введение к его обличительной проповеди на Израиля. Божественному суду и наказанию подвергнутся Дамаск за то, что жители его «молотили Галаад железными молотилами» ( Ам.1:3 ); филистимляне ( Ам.1:6–8 ) – за то, что «вывели всех в плен, чтобы предать их Едому»; тиряне ( Ам.1:9 ) – за то, что предали всех пленных Едому, и не вспомнили братского союза»; Едом (Идумеи ст. 11) – за то, что «преследовал брата своего мечом, подавил чувство родства, свирепствовал постоянно во гневе своем, и всегда сохранял ярость свою»; сыны Аммоновы (ст. 13) – за то, что «рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои»; Моав ( Ам.2:1 ) – за то, что он «пережег кости царя Едомского в извести». Пусть нарушенная во всех этих случаях правда – общечеловеческая, основанная на естественном законе. Но требования ее обязательны для язычников, ибо все язычники подчинены власти праведного Иеговы и естественный закон в них – от Него и есть начало, обязывающее и их к нравственной жизни. Все эти истины не формулированы, конечно, пророком в такой логической связности, но тем не менее составляют необходимые предположения его нравственного учения. И по отношению к Израилю должное в нравственной области есть прежде всего правда в общечеловеческом значении, как требование, проистекающее из врожденного человеку чувства совести. – «Бегают ли кони по скале? Можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь ( Ам.6:12 )». Нарушение правды путем сознательного ее извращения есть и для Израиля нечто в такой же мере противоестественное, как бег коней по скалам или распахивание их волами. С другой стороны и потому же божественное правосудие, когда оно имеет целью наказание за нарушение законов справедливости, не полагает различия между народами: с точки зрения абсолютной в глазах правосудного Иеговы сыны Израилевы не лучше сынов филистимлян, арамеев и ефиоплян. Но божественная справедливость, как требование, обращенное специально к Израилю, обозначает несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Поэтому в проповеди некоторых пророков звучат яростные обличения социальных язв своего времени. Обличая богачей, Миха продолжает проповедь Амоса, «пророка социальной справедливости». Пророчество Мих.2:1–5 (и ряд других стихов книги Михи, в которых также звучит критика в адрес богатых – Мих.3:1–3, 9–11, 7:2–4 и др.) вполне созвучно, например, таким пассажам Амоса «Так говорит Господь: за три преступления Исраэля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают» ( Ам.2:6–7 ); «Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь, насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» ( Ам.3:10 ); «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену шекеля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» ( Ам.8:4–6 ). Множество ярких параллелей к Мих.2:1–5 мы без труда найдём и в книге Йешайяну: Ис.1:2–26, 5:8–10, 10:1–3, 58:1–12 и др. Ср. также Иер.5:26–29 ; Иез.22:27–29 ; Ам.5:10–13 ; Авв.1:2–4, 13, 15, 2:9–12 ; Соф.3:3 ; Зах.7:9–12 116 . Горе злодеям, замышляющим преступление на постелях своих, и с рассветом совершающим его, ибо сила в руке их! Злодеи ( ) – это те, кто захватывают и отбирают поля и дома у других ( Мих.2:2 ). Им не спится по ночам, они обдумывают план совершения преступления ( – это грех, нечестие, беззаконие). Если праведники ночью размышляют о Божьей Торе ( Пс.1:2 ), то злодеи – о том, как завладеть чужим имуществом ( Пс.36 /35:5). Едва наступает утро ( ), как им уже не терпится осуществить свой преступный план, причём с насилием – для этого есть сила в их руке. – идиоматическое выражение, конструкция / + + (сила, способность) + (рука) встречается и в других книгах Танаха ( Быт.31:29 ; Втор.28:32 ; Притч.3:27 ; Неем.5:5 ), а также в еврейском тексте Бен-Сиры 117 ( Сир.5:1, 14:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Пример жестокости заимодавца по отношению к должнику, который ярко иллюстрирует речь Амоса, встречается в одном из библейских рассказов о пророке Елисее. Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар 4:1). Если бы не сострадание пророка, сотворившего ради бедной вдовы чудо умножения елея, её дети не смогли бы избавиться от долгового рабства. В иудейском синагогальном богослужении отрывок Ам 2:6–3:8 читается в качестве 10 после чтения недельной главы “Вайешев” (Быт 37:1–40:23). В комментарии Йосефа Герца 11 к этой в пояснении к тексту Ам 2:6 читаем: “Богатые продают в рабство бедных, которые не обманывали и не крали, а единственное их преступление состоит в том, что они вынуждены были брать в долг. Иногда размер одолженного из-за крайней нужды составлял стоимость пары башмаков. Эта продажа невинных людей — связующее звено между недельной главой и отрывком из книги Амоса” 12 . Действительно, главная тема главы “Вайешев”, включающей в себя 37–40 главы Бытия — продажа в рабство невинного Иосифа. Праведник в мире всегда тесним, гоним, угнетаем, его удел — страдания, вызванные притеснениями со стороны неправедных. Как поступили с праведным Иосифом его родные братья, продав беззащитного и ни в чём не виновного брата за двадцать сребреников (Быт 37:28), как поступали с праведниками во времена Амоса, продавая их за серебро и за пару сандалий (Ам 2:6) — так поступили в конце концов и с праведным Мессией: преданного взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян 2:23). Преподобный Ефрем Сирин усматривает совершенно ясную типологию: “Праведники, проданные за серебро, изображают тайну Господа нашего, Которого первосвященники иудейские купили за тридцать сребреников и предали на распятие” 13 . Богачи жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (даллим) (Ам 2:7). Герц комментирует это место так: “Жадность богатых настолько велика, что они стремятся присвоить даже то незначительное имущество, которое до сих пор остаётся в распоряжении должника. Даже ту пыль, которой бедный посыпал свою голову в знак траура, хотят они забрать. Так с горькой иронией описывает пророк отношения между людьми” 14 .

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

13 . Ибо на рабы Моя и рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего: и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. Солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному: и будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:2932 ). 14 . Я соберу, говорит Господь, все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд ( Иоил.3:2 ), там Я воссяду ( Иоил.3:12 ), близ день Господень ( Иоил.3:14 ). Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой ( Иоил.3:15 ). 15 . Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами ( Ам.5:14 ). 16 . Возненавидьте зло и возлюбите добро: и восстановите у ворот правосудие ( Ам.5:15 ). 17 . И будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (на Голгофе) ( Ам.8:9 ). 18 . Се, дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам.8:11 ). 19 . Гордым сердцам говорит Господь: Аще вознесешися якоже орел и аще положиши гнездо твое среде звезд, и оттуду свергу тя ( Авд.1:4 ). 20 . В горе же Сиони будет спасение, и будет свята ( Церковь Христова) ( Авд.1:17 ). 21 . И сказал Господь Ионе: Иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня ( Иона.1:2 ). 22 . И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и нашел корабль, но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря ( Иона.1:3, 4 ). 23 . И убояшася корабельницы... Иона же сниде во дно корабля и спаше ту и храпляше ( Иона.1:5 ). 24 . И паде жребий на Иону, и тогда сказала ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда, какое твое занятие, и откуду грядеши и камо идеши? Где твоя страна, и из какого ты народа? Что ты храплеши; востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем ( Иона.1:68 ). 25 . И рече к ним Иона: возьмите мя и вверзите в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря ( Иона.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В день бедствия всякая радость исчезнет и все как бы облекутся в траур. «И плешь на всякую голову»: указание на обычай брить голову в знак траура (ср. Ис 3:23, 15:2, 22:12 ; Мих 1.16 ). В конце стиха предстоящий стране плач сравнивается с плачем об умершем единственном сыне. В слав. конец стиха читается: «и положу его яко жалость любимаго, и сущыя с ним яко день болезни»; слова «сущыя с ним» соответствуют евр. aharithah, конец её. Ам.8:11 .  Вот наступают дни, говорит Го­с­по­дь Бог , когда Я по­шлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слы­шания слов Го­с­по­дних. Особенною тяжестью предстоящего Израилю суда, по изображению пророка, явится лишение слов Господних или божественных откровений. Обладание божественным откровением составляло преимущество Израиля пред языческими народами ( Втор. 18.13–22 ) и было доказательством его избрания Богом. Лишение божественного слова означает, поэтому, предстоящее народу отвержение Богом. Ам.8:12 .  И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Го­с­по­дня, и не найдут его. «И будут ходить от моря и до моря»: по мнению некоторых комментаторов, пророк имеет в виду в приведенном выражении Мертвое море и Средиземное (Гитциг, Мигель) или Восточный и Атлантический океан (Кейль); но лучше понимать выражение в неопределенном смысле – по всей земле. При этом евр. nua (рус. т. будут ходить) означает собственно качаться, шататься, ходить плавною походкой, т. е. выражает мысль о томлении по слову Божию. Вместо приведенных слов в слав. читается: «и поколеблются воды от моря до моря»; слово δατα, воды возникло у LXX из mijam (от моря), которое было прочитано дважды и в первый раз читалось как maim (воды). Поясняя чтение греч. текста, блаж. Феодорит добавляет пред словом воды союз «яко»; поколеблются яко вода, т. е. «подобно волнующимся водам будут израильтяне скитаться, устремляясь туда и сюда». Ам.8:13 .  В тот день истая­вать будут от жажды красивые девы и юноши, «В тот день» – в день суда, который понимается пророком в ст. 13, как продолжительный период. «От жажды»: как от физической, так и от духовной жажды слышания слова Божия. Называя дев и юношей, пророк хочет сказать, что если они, более сильные, будут истаивать от жажды, то как велики будут страдания других!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поить назореев вином означало заставлять их нарушать данный Богу обет, грубо и кощунственно прерывать само их назорейство, которое являлось живым свидетельством о Господе. Заставлять замолчать Господних пророков означало, конечно же, нежелание слышать голос Божий, нежелание слушаться Его. Пророка Илию, согласно Третьей книге Царств, власти не только заставляли молчать, но и стремились убить, как убили других современных ему пророков Господних (3 Цар 19:10). Не лучшее отношение было к пророкам и в Иудее. Пророк Исайя сетовал на своих современников: это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: “перестаньте провидеть”, и пророкам: “не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева” (Ис 30:9–11). Иеремия, пророчествовавший перед самой катастрофой и во время неё, всей своей жизнью явил противостояние царскому двору Иудеи, да и всем обитателям своей страны, злобившимся на него, непрестанно преследовавшим его, угрожавшим ему: не пророчест­вуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших (Иер 11:21) 67 . Самому Амосу скоро придётся выслушать приказ замолчать и удалиться (Ам 7:12–13). Таким образом, 11-й и 12-й стихи 2-й главы предваряют столкновение пророка с царским священником Амасией (Ам 7:10–17). …Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами (Ам 2:13). Здесь, как во многих других местах, пророк пользуется близкими ему образами сельской жизни. Речь идёт, конечно, не о боевой колеснице (меркава), а о простой транспортной повозке — используется слово агала ‘воз’, ‘арба’, ‘телега’. Именно так (‘телега’) , в отличие от Синодального перевода, переводили протоиерей Герасим Павский и преподобный Макарий (Глухарёв) 68 . Согласно традиционному иудейскому комментарию, груз означает грехи Израиля: “Как перегруженная повозка ломается под тяжестью груза, так люди, отягощённые грехами, не могут избегнуть наказания.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Если нравственный закон будет попираться, если правда, справедливость не будут восстановлены, то тогда нет спасения ни в чем, даже в жертвах и во внешнем поклонении Богу. Господь возвещает: « Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если принесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» (Ам. 5: 21–22). Здесь уместно вспомнить евангельскую притчу о Страшном Суде. Ведь там ничего не говорится ни о молитве, ни об исполнении каких-либо обрядов, ни о хождении в церковь, ни о чем таком, что обычно относят к религиозной сфере. Даже не говорится о том, верили вы в Бога или нет, поклонялись или не поклонялись. В притче требования лежат как будто исключительно в плане человеческого милосердия. Значит ли это, что на самом деле Господь не спросит потом, веруем мы в Него или не веруем? Господь, несомненно, спросит, но этот вопрос, совершенно очевидно, связан со всем вышеизложенным. Так же как Господь ответил на вопрос о главной заповеди двойным ответом: « Возлюби Господа Бога Твоего и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27). Апостол Иоанн Богослов говорит, что невозможно развести между собой эти две заповеди, поэтому в одном проявляется второе (1 Ин. 2: 9–11). Если бы поклонение израильтян Богу было истинным, то, несомненно, было бы праведным и их поведение, и наоборот. Только в том случае, если они праведны, если они достойны Бога своего, то в этом случае имеет цену и это их богослужение. В данном случае своей проповедью пророк должен был показать приоритет содержания перед формой, любви и ее плодов перед ее внешними символическими проявлениями, чем, собственно и являются обряды (ср. 1 Кор. 13: 1–3). «… За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь» (Ам. 5: 27). Это пророчество об Ассирийском и Вавилонском пленениях. Символические видения . Суд и погибель в этой книге также предрекаются посредством нескольких символических видений. Грядущая гибель и наказание изображаются, как и у Иоиля, в виде саранчи, которая идет, для того чтобы уничтожить всю траву (Ам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010