Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.   Святитель Филарет отличался глубочайшим смирением и нестяжательностью. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так прожил всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел, раздавал нуждающимся. Он обладал даром духовного видения и исцеления, даром дерзновенной молитвы и чудотворения.   Для нашего фильма самым важным является связь Филарета с Оптиной Пустынью, где он основал старчество. В тот момент он был епископом Калужским и Боровским. Будучи всю жизнь подвижником и молитвенником, он решил построить скит, удаленное место, где можно предаваться молитве. В помощь себе Филарет выбирает иноков Моисея и Антония (братьев Путил овых), а в дальнейшем и иеросхимонаха Леонида (старца Льва). Святитель благословил план скита, центром его стал храм Иоанна Предтечи (домовый храм Филарета).   - А расскажите, пожалуйста, о каких-нибудь чудесах, связанных со святителем.   - Чудеса происходили с ним с самого детства. Родился он слепым, а затем прозрел по молитвам деда-священника... Будучи младенцем, по средам и пятницам (в постные дни) не принимал даже материнского молока. В то время, когда Филарет был митрополитом Калужским и Боровским, в епархии, там, где он жил, однажды начался ужасный пожар, а владыка был в келье и молился до тех пор, пока пожар не ушел, и удивительно то, что огонь его не тронул.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Всё это в своей полноте, само собой, достигнуто и усвоено было им впоследствии, но несомненно воспринято ещё и на скамье школьной, особливо богословским наукам. После перемещения в Севскую семинарию в Богословский класс он слушал здесь уроки не менее трёх годов 55 , посвятив, таким образом, целую треть учебно-воспитательной жизни специально богословскому образованию, как соответствовавшему его душевному настроению, так и глубоко понимаемому в силе и значении его в деле общеобразовательном. Если мы не имеем на это свидетельств, прямо относящихся к лицу и состоянию в Бозе почившего на время его семинарского образования, зато ясно можно видеть это из следующего. Когда родной племянник Высокопреосв. Филарета Яков Козмич Амфитеатров обучался в двадцатых годах в Орловской семинарии и, всей душой полюбив науку, решился было остаться ещё на курсе в среднем отделении, иначе – Философском классе, тогда дядя-святитель (бывший в эту пору Епископом Калужским), писал к нему: «Мне очень приятно, что ты имеешь ревность к наукам. Просвещение истинное есть высочайший дар Божий человеку. Но мне не очень нравится желание твоё остаться на другой курс в Философском отделении. Лучше займись изучением богословия, как нужнейшим для всякого христианина, и особенно для тех, которые призываются на служение Алтарю Господню 56 . И далее, когда этот племянник его был уже воспитанником Киевской Академии, Архипастырь писал ему, между прочим: «Благодарю Господа Бога, помогающего тебе успевать в науках. Мне очень приятно, что ты в числе отличных студентов Академии по учению. Будь же отличнейшим и по благочестивой жизни и Господь Бог поможет тебе совершить подвиг учения и приготовить себя служителем Церкви Его Святой. Моё желание, чтобы ты готовил себя именно для служения Алтарю Господню, а потому книги нужны для тебя, более относящиеся к уразумению догматов. Ни Дежерандо, ни Теннеман столько для тебя не нужны, чтобы иметь их собственными. Довольно прочитать их. Старайся успеть в Греческом языке, яко в священном» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Поэтому под индивидуальностью известного лица мы подразумеваем не одни прирожденные ему качества, но и те наносные, которые его природой переработаны на свой оригинальный лад. Согласно с таким пониманием индивидуальности мы и представим очерк жизни Филарета Амфитеатрова . Предпринятый с целью уяснения проповедничества Филарета, он не будет полною биографиею проповедника, а только характеристикою его умственно-религиозного и нравственного настроения, как оно образовалось в его духовной натуре под влиянием элементов его времени и окружающей среды. Высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский, в светском звании Феодор Амфитеатров, родился в 1779 г. в селе Высоком, Орловской губернии, где отец его, Георгий Никитич, был священником. Первоначальное воспитание получил в доме своих родителей в строгом исполнении правил благочестия под бдительным надзором и руководством своего деда отца Никиты. Учение юного Федора шло довольно успешно. Будучи 10 лет от роду, он поступил прямо во второй класс духовного училища. По окончании курса в Орловской семинарии, он принял монашество 6 и, как даровитый воспитанник, был оставлен при семинарии учителем, а чрез четыре года назначен ее ректором; в 1804 г. мы видим уже его на должности ректора в Оренбургской семинарии 7 ; но здесь он пробыл недолго; в конце 1810 г. Филарета перемещают, совершенно для него неожиданно, в Тобольск опять па должность ректора духовной семинарии, а вместе с тем и настоятеля Знаменского монастыря. Чрез три года пребывания в Сибири, Филарет вызван был в 1814 г. в Петербург на чреду и пред самым окончанием первого курса в С.-Петербургской духовной академии определен в нее инспектором, а при окончании курса и при открытии академической конференции получил звание доктора богословия. При открытии в том же году Московской академии, Филарет определен в нее профессором богословских наук и инспектором, а в 1816 г. ректором. Ревизовавший Московскую академию, ректор С.-Петербургской академии, архимандрит Филарет (Дроздов) , в отзыве об инспекторе Московской академии Филарете (Амфитеатрове) представлял комиссии духовных училищ, что «благочестие и строгая жизнь дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих» 8 . Такой же отзыв Филарет (Дроздов) дал о нем после ревизии академии, уже как о ректоре, в 1818 году. «Свидетельство, данное о нем в прежнее обозрение, в бытность его инспектором, сугубо оправдывает, будучи ректором. Общий характер академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием его характера» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

88 В первое время о.Сергий особенно заботился о Батюшкиных духовных детях, о тех, кому особенно трудна была перемена. Прежним своим чадам он не раз говорил что теперь им надо потерпеть. Впоследствии он говорил еще, что тогда особенно рассчитывал на поддержку «своих», на помощь тех, кто были его учениками, на «интеллигенцию», но не получил ее на первых порах. 90 Митрополит Филарет (Амфитеатров, 1779 fS57), Киевский и Галицкий – сын священника Орловской губернии. Окончив семинарию, принял монашество. Ректор духовных семинарий. Настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря (1813). Доктор богословия. Ректор Московской духовной академии (1816). Хиротонисан во епископа Калужского (1819). Последовательно занимал кафедры: Рязанскую, Казанскую, Ярославскую. Митрополит Киевский (1837). Перед смертью принял схиму с именем Феодосии. Автор множества богословских сочинений, в том числе «Бесед на евангелие от Иоанна». 94 Игорь Эммануилович Грабарь (25.3.1871 – 16.5.1960) – живописец и искусствовед, один из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, один из основоположников музееведения и реставрационного дела. Вместе с Александром Ивановичем Анисимовым (1877–1932) реставрировали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Инициатор создания Центральных реставрационных мастерских (1918–1930 – директор). 95 Мария Николаевна Соколова (8.11.1899 – 3/16.2.1981) – родилась в семье священника Николая Александровича Соколова, настоятеля московского храма в честь Успения Пресв. Богородицы на Гончарной улице. Почувствовав необходимость духовного руководства, молилась, прося Свт.Николая указать ей ее путь. О. Алексий Мечев , к которому она пришла в 1913 г., встретил ее словами: «Давно я ждал эти глаза». На основе дневника, в который она вносила слова Батюшки со времени первой исповеди до его кончины, ею составлено изданное недавно «Жизнеописание старца о. Алексия Мечева ». После окончания V Московской женской гимназии (1917) она поступила учителем рисования сначала в советскую школу, а потом в частную студию Ф.И.Рерберга и А.П.Хотулева в Москве; позже устроилась художником-графиком в издательство «Энергия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

О размахе благотворительной деятельности всех вообще русских монастырей говорят такие статистические сведения: в 1887 г. монастыри содержали 94 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из этих учреждений приходилось на женские обители. И все-таки благотворительность не составляла и не могла составлять главного содержания иноческого подвижничества. В 19 в. монашество переживало подлинное духовное возрождение. После ряда катастроф, выпавших на долю монастырей при Петре I, Анне и Екатерине II, они вновь восставали из разрухи как очаги духовной жизни, как живые свидетели неотмирности и святости Церкви. Под духовным руководством учеников «чудного старца» Паисия аскетическое подвижничество возродилось в древней Валаамской обители, Саровской и Оптиной, в Глинской и Санаксарской пустынях, в Новоезерском и Николо-Бабаевском монастырях. Во многих монастырях укоренилось старчество, и влияние старцев выходило далеко за монастырские стены, оказывая благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества. Возрождению аскетического подвижничества в монастырях способствовали многие иерархи тех лет. Особенной любовью к монашеству отличался киевский митрополит Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров). Он родился в 1779 г. в семье священника Орловской епархии. Образование получил в Севской духовной семинарии. Приняв постриг, служил ректором сначала в Севской, потом в Уфимской и, наконец, Тобольской семинариях. В 1813 г. его назначили архимандритом древнего монастыря преподобного Иосифа Волоцкого . Сохраняя настоятельство в монастыре, он в 1814 г. стал инспектором Петербургской, где был удостоен степени доктора богословия, а затем Московской академии. В 1816 г. стал ректором преобразованной Московской духовной академии, а в 1819 г. был хиротонисан во епископа Калужского. После шести лет пребывания на этой кафедре Синод перевел его в Рязань. Преосвященный Филарет управлял потом Казанской и Ярославской епархиями. В 1837 г. он стал преемником почившего киевского митрополита Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

10 . За день до того, как мы должны были сразиться со зверями, я увидела в видении следующее 754 : к воротам тюрьмы пришел диакон Помпоний и громко стучал в них. 2. И я вышла к нему и открыла; он был в белой одежде без пояса и сложно зашнурованных сандалиях (multiplices galliculas) 755 . 3. И он сказал мне: «Перпетуя, мы ждем тебя, приди». И взял меня за руку, и мы пошли через угрюмую и труднопроходимую местность. 4. Наконец, с трудом, тяжело дыша, мы дошли до амфитеатра, и он вывел меня на середину арены и сказал мне: «Не бойся. Я здесь и помогаю тебе». И ушел. 5. И вот я вижу много удивленных людей, и так как я знаю, что приговорена к растерзанию зверями, то удивляюсь, почему на меня не выпускают животных. 6. И выходит против меня некий египтянин страшного вида со своими подручными, чтобы сражаться со мной 756 . Идут и ко мне прекрасные юноши, мои помощники и сторонники. 7. А я оказалась обнаженнной и превратилась в мужчину; и мои помощники начинают натирать меня маслом, как обычно это делается на состязаниях. И я вижу, как этот египтянин катается в пыли (in afa) 757 . 8. И выходит некий муж такого удивительного роста, что он возвышается даже над вершиной амфитеатра, в пурпурном одеянии без пояса, с двумя полосами через середину груди и в украшенных сандалиях 758 , сделанных из золота и серебра, и держит он жезл как наставник гладиаторов, и зеленую ветвь, на которой золотые яблоки 759 . 9. И он потребовал молчания и сказал: «Если победит этот египтянин, то он убьет ее мечом; если же она его победит, получит эту ветвь». 10. И ушел. А мы подошли друг к другу и начали обмениваться ударами. Египтянин хотел схватить мои ноги; я же его била пятками по лицу 760 . 11. И он поднял меня в воздух, а я начала его бить по лицу, хотя и не могла стоять на земле. И когда я почувствовала паузу, то соединила руки, пропустив пальцы между пальцами, и ударила его по голове; и он упал лицом вниз, а я наступила ему на голову. 12. И начал народ кричать, и помощники мои запели псалмы. И я подошла к наставнику гладиаторов и получила ветвь. 13. И он меня поцеловал и сказал: «Дочь, мир тебе». И я торжественно отправилась к воротам Жизни (ad portam Sanauiuariam) 761 . И я проснулась. 14. И я поняла, что буду биться не со зверями, а против дьявола, но одержу победу. 15. Это то, что я делала вплоть до дня перед играми; о том же, что произойдет на играх, пусть напишет тот, кто захочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12, 15 ). Самые лукавые фарисеи не могли не признать истинными слов Иисуса Христа, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. И кто бы не отдал справедливости тому человеколюбивому врачу, который видя одержимых смертельными болезнями без всякой мзды, и даже без приглашения со стороны больных, по единому чувству сострадания, сам приходит к ним? Для удобнейшего уврачевания болезней их, обращается с ними, снося смрад, происходящий от ран их? Находя их совершенно бедными, употребляет собственные для уврачевания их лекарства, и избавляет их от неминуемой смерти? Таковому благодетельному врачу уподобляет себя премилосердый Врач душ наших, Господь Иисус Христос. Движим будучи единым милосердием своим, видя души человеков грешников покрытые смертельными ранами беззаконий, сам приходит с неба для уврачевания их. Приняв на себя плоть человеческую, кроме греха, не гнушается обращаться с грешниками, дабы сообщить им силу, исцеляющую их от греховных язв их. И тако избавляет их от вечной смерти своею божественною, неоцененною кровию. Воистинну Той недуги наша прият, и болезни наши понесе ( Мф. 8:17 ). Но сего-то прямо божественного милосердия Его в обращении с мытарями и грешниками не могли видеть ослепленные фарисеи: – почему Иисус Христос обличая их в неведении Бога и Спасителя мира, отсылает их научиться, что значат слова Писания, сказанные Богом чрез Пророка Осию: милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ). Фарисеи поставляли всю праведность свою в одних только наружных жертвоприношениях, и ими одними думали благоугождать Богу, имея сердце немилосердое к собратии своей. А сим самым показывали, что они не знают Бога, ни силы закона Его; не знают того, что Бог любовь есть, и что елико есть величество Его, толика и милость Его и по сему свойству любви и милости требует и от человеков милосердия к собратии своей, паче всех жертв. Милости хощу, а не жертвы, глаголет Господь. По сему же свойству божественного милосердия и единородный Сын Божий, Господь и Спаситель наш, говорит о себе, что Он пришел на землю не праведников, но грешников призвать на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

(16) На это Иегова Бог отвечает так: Вот Я положил на Сионе в основание камень, Камень надежный, краеугольный, Драгоценный, крепко утвержденный: Кто опрется на него, будет непоколебим. (17) Я поставил суд мерилом И правду – отвесом, Буря с градом разрушит пристанище лжи, И убежище ее потопят воды. (18) И расторгнется союз ваш со смертью , И дружба с преисподнею не устоит; Когда разразится сокрушительный бич, Вы будете им попраны. (19) Всякий раз, вторгаясь, он не даст вам покоя; Ходить же будет от утра до утра, Днём и ночью; Один слух о нём будет ужасен. (20) Тогда коротко будет ложе, чтобы выпрямиться, И узок покров, чтобы свободно окутаться. (21) Тогда Иегова поднимется, как на горе Фарасине 154 , Воспылает гневом, как в долине Гаваона, Чтоб исполнить свое дело, дивное Дело, Чтобы совершить судьбы свои, Страшные судьбы свои. (22) Итак не подмывайтесь более, Чтобы не отягощались ваши узы, Ибо я слышу конец и разрушение От Господа Иеговы воинств на всю землю. (23) Напрягите слух и прислушайтесь к гласу моему, С вниманием выслушайте речь мою: (24) Во всякое ли время пашет пахарь для посева, Режет и боронит землю свою? (25) Не так ли, что, когда выровняет ее поверхность, Сеет он чернушку, или рассыпает тмин, Разбрасывает по борозде пшеницу, Также ячмень в особом месте, И полбу с краю его? (26) И такому порядку научил его Бог его, Он наставил его. (27) Ибо не молотят чернушки железным шестом, И колесо молотильни не катают по тмину, Но чернушку выбивают деревянным цепом, А тмин – палкою 155 . (28) Зерновой хлеб вымолачивают, Но не вытирают; Водят по нему колеса молотильни со конями ее, Но так чтобы не растереть его. (29) И это происходит от Иеговы воинств: Дивна премудрость Его, Велико могущество Его! XXII 156 150 Картина, поставленная здесь пророком, изображает внешней вид Самарии, главного города царства Ефремлян. Вот как описывают путешественники вид этого города: «он построен был на горе возвышенной и круглой, как яйцо, и цепь плодородных холмов, амфитеатром возвышающихся вокруг него, действительно представляет издали великолепный венок, охватывающей город» (Mandreii. Sammlung von Reisen in den orient, herausgeg. Von Paulus. p.I p.). К объяснению картины, представленной пророком, нужно еще иметь в виду и общий обычай древних народов, не безъизвестный и евреям ( Npeм. II, 7 8), во время праздничных увеселений украшать головы живыми венками; а при постоянно роскошной жизни ефремлян, венки никогда не сходили с их головы. Посему пророк под одним и тем же образом мог разуметь и местность и жителей Самарии. Что касается до пьянства, то неизвестно, чтобы оно было распространённым здесь пороком; вероятно пророк разумел вообще разврат, уклонение от истинной религии, как это он яснее показывает в следующей главе, 9-м стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

27 января. Призыв к покаянию уже начался с праздника Крещения Господня, а перед этим праздником Иоанн Креститель призывал к покаянию: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!» Говорю и я всем: «Покайтесь». Как каяться? Господь укажет. Зачем крестился Иисус Христос? Чтобы показать всем Свое смирение. Господь принял крещение, и каждый человек должен быть крещен. Вот третья неделя по Просвещении. Евангелие на литургии передает нам о том, что однажды Иисус Христос вошел в город Иерихон; в этом городе был начальник мытарей Закхей; он был богат, ему хотелось видеть Иисуса, но так как за Иисусом Христом ходило много народа, то Закхей влез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Когда же Иисус Христос пришел к нему в дом, то он сказал: «Половину имения моего раздам нищим, а если кого чем обидел, заплачу вчетверо». Вот нам великий пример для подражания; о, если бы и через наши сердца не проходило корыстолюбие и счеты! Еще следующая неделя по Просвещении. Воскресное Евангелие этой недели передает нам, что два человека вошли в храм помолиться. Один был гордый, надменный, богатый, он хвалился, что живет не так, как другие, что он и постится, и дает милостыню не так, как вошедший с ним мытарь. Но он и Бога обманывал, и себя обманывал. Другой же был грешник, но он проливал слезы и выказывал искреннее раскаяние. И что же! Лукавый богомолец был осужден, грешник же оправдан. Затем идет следующая неделя. Читается Евангелие о том, как недостойный сын не захотел жить с отцом и матерью, взял свою часть наследства, прожил в чужой стране, вернулся назад к отцу и просился быть хотя одним из его наемников. Это был блудный сын. Может быть, и вы блудные дети, а может быть, и я был такой же блудный сын, но да не помянет Господь старое. А там неделя мясопустная, покойников поминают, чтобы мы постоянно помнили, что мы земля и прах; а там сыропустная неделя и святая Четыредесятница. А после будем приготовляться и к великому празднику, но об этом, Бог даст, после поговорим. Аминь. 30 января. В прошлый раз я вам изложил краткое содержание каждой из последующих недель до святой Четыредесятницы, нынче же вы услышите проповедь о наступающем дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010