Глава 1. ОТРАСЛЬ БЛАГОГО КОРНЯ Я – странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю – гробом. Святитель Игнатий Ставропольский На берегу реки Сваны, в Кромском уезде Орловской губернии, на холмах раскинулось село Высокое, окруженное живописными лугами и перелесками. Все побывавшие в тех местах дивились необычайной красоте окрестностей и села с церковью в честь Покрова Божией Матери 1 . По местным преданиям, некогда там были разбойничьи станы, затем окрестности стали вотчинной собственностью одной из ветвей бояр Колычевых, из которых происходил священномученик Филипп (Феодор Степанович Колычев; 1507–1569), митрополит Московский. Здесь, в селе Высоком издревле нес свое служение древний священнический род Амфитеатровых; именно здесь родился и Валентин Николаевич Амфитеатров, будущий прославленный московский пастырь. Родоначальником Амфитеатровых был протопоп Никита, имевший сыновей – священников Георгия Амфитеатрова и Григория Монастырева. Различные фамилии, вероятно, были ими получены в духовной семинарии, где, как известно, было в обычае изменять фамилии учащихся на новые, связанные с какими-либо священными понятиями – Воскресенский, Антиминсов, Смирнов (то есть смиренный). Подобно тому, как в святом Крещении дается новое имя, это как бы символизировало начало новой жизни, служения Господу. Одним из сыновей священника Георгия Никитича Амфитеатрова был великий святитель, митрополит Киевский Филарет (Феодор Георгиевич Амфитеатров; 1779–1857), один из известнейших подвижников благочестия XVIII-XIX вв. ныне причисленный к ликам Украинских и Сибирских святых. Все исследователи, писавшие о представителях рода Амфитеатровых, отмечают редкое множество известных духовных лиц и церковных деятелей, явившихся в нем. К этому роду принадлежали: архиепископ Казанский Антоний (1815–1879), племянник и воспитанник свт. Филарета, Иоанн, архиепископ Полтавский, Виталий, епископ Томский, профессор Московской Духовной Академии Егор Васильевич Амфитеатров, профессор Киевской Духовной Академии, основоположник российской гомилетики Иаков Косьмич Амфитеатров. Несомненно, что в такой семье были не только глубоки традиции православия и церковности, но и силен дух благочестия. Дети жили и воспитывались в особо благодатной атмосфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Семен Раич Раич (Амфитеатров) Семен Егорович (1792–1855) – поэт, переводчик, педагог, журналист. Отец, получивший в семинарии фамилию Амфитеатров, и дед были священниками Покровской церкви в селе Высоком Орловской губернии; все пятеро сыновей окончили Севскую семинарию; старший из них – Феодор (1779–1857), принявший монашество с именем Филарет, был ректором севской, уфимской и тобольской семинарий; с 1813 – настоятель Иосифова Волоколамского монастыря; с 1819 – епископ Калужский, с 1837 до конца жизни – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской лавры, один из крупнейших церковных деятелей и проповедников того времени, доктор богословия. Прославился как выдающийся проповедник и духовный наставник. В 1841 году принял в Киево-Печерской лавре тайную схиму с именем Феодосия. Почитается как местный святой. Семен Амфитеатров в 1810 году окончил Орловскую духовную семинарию, с благодарностью вспоминал впоследствии «отличных преподавателей» риторики и пиитики, называя своими «путеводителями к Парнасу» Гавриила Державина, Ивана Дмитриева. По окончании семинарии решил выйти из духовного звания и поступить в университет, что было не так-то просто. «В мое время, – вспоминал он, – от духовного звания освобождали только неспособность к наукам, неисправимая леность, безнравственность и неизлечимая болезнь». Три первых пункта явно отпадали, освободили «по болезни». Новую жизнь пришлось начинать подканцеляристом в земском суде. Прослужил недолго, став домашним учителем таких же дворянских недорослей Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, которых в 1811 году родители привезли на экзамены в только что открытый Царскосельский лицей. Семен Амфитеатров в 1812 году приступил к занятиям с девятилетним Федором Тютчевым. Иван Аксаков отмечал в первой его биографии: «К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына и по десятому его году, немедленно «после французов», пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Москве состоялась премьера фильма о митрополите Филарете (Амфитеатрове) Москва, 8 июня 2009 г. Пресс-премьера нового документального фильма «Прикосновение» (часть 1. «Оптина») состоялась 4 июня в Центральном доме кино, сообщает Благовест-инфо . Фильм снят режиссером и сценаристом Игорем Яринских по благословению покойного Патриарха Алексия II. Задуманная кинотрилогия посвящена разным этапам жизни митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) (1779-1857) – известного пастыря, церковного ученого, духовного просветителя, устроителя монашеской жизни. Первый фильм трилогии, который был представлен продюсерским центром «Жемчужный экран», рассказывает об Оптиной пустыни – в этой обители святитель Филарет в 1820 г., будучи епископом Калужским и Боровским, основал Иоанно-Предтеченский скит и положил начало старчества. Как сообщил режиссер, вторая часть будет посвящена Киево-Печерской лавре, где митрополит Киевский и Галицкий жил несколько лет и «где он очень почитаем». Третью часть трилогии «Прикосновение» решено посвятить Афону как источнику старчества в России. Сами авторы определяют жанр картины «Оптина» как «художественно-документальный», как фильм-исследование, как «движение из настоящего времени в прошлое и будущее». Киноповествование рассказывает об однодневном путешествии съемочной группы в Оптину пустынь и о том, что удалось там обнаружить паломникам с кинокамерой. Использован эффект «реального времени»: вот группа собирается в Москве, вот приезжает перед началом литургии в праздник Преображения Господня в обитель, куда стекаются многочисленные паломники. Далее снимается литургия, во время которой звучит колокол на звоннице, устроенной на месте убийства оптинских монахов в 1993 г. Во время чина освящения плодов закадровый голос впервые упоминает о святителе Филарете, зачитывая трогательный рассказ его младшего современника о краже груш в монастырском саду и о добродушной реакции митрополита. Только к вечеру, ко второй половине фильма съемочная группа приближается к скиту, основному Филаретом, но подходит к нему не сразу, а через большую врезку кадров из Святой Земли, где повествуется евангельская история об Иоанне Предтече. Неспешная съемка не раз воспроизводит довольно продолжительные фрагменты богослужения, например, полностью поется «Символ веры», 40 раз произносится «Господи, помилуй». Как рассказал режиссер «Благовест-инфо», он принципиально не соглашался, когда один из центральных телеканалов предложил урезать в фильме полный текст долгих молитвословий, т.к. считал это кощунством.

http://pravoslavie.ru/30703.html

святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (17.04.1779–21.12.1857) Письма Проповеди и слова Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит Киевский и Галицкий Видный церковный деятель первой половины XIX века. Подвижник, храмоздатель, покровитель духовного просвещения, попечитель нуждающихся, основатель Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, Киево-Софийского духовного училища и пр. В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм.С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии 1 , которую окончил в 1797 г. Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета.Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем. 9 ноября 1798 г. рукоположен во иеродиакона, а 13 января 1799 г. – во иеромонаха.В первые годы служения на духовном поприще успех сопутствовал Филарету во всем. В 23 года (в 1802 г.) в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря. В 1804 г. возведен в сан архимандрита. Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея. Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Помимо прочего, весьма примечательной представляется воспроизведённая в книге резолюция архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) от 23 мая 1876 г., последовавшая на обращение игумении Анфии (Тюлькиной), в котором она сообщала ему об одном из свидетельств об исцелении по молитвам пред Казанской иконой Божией Матери, присовокупляя к этому следующую просьбу: «Так как о подобных чудотворных проявлениях, которых бывает немало, в нашей обители не записывается, то, донося об этом событии Вашему Высокопреосвященству, осмеливаюсь покорнейше просить Вас, милостивый архипастырь, дозволить во вверенном мне монастыре завести шнуровую книгу и вписывать в оную на память особенно замечательные события в монастырской и церковной жизни». с. XIX] На это правящий архиерей ответил, что «благословляется и даже вменяется в обязанность монастырю завести книгу, в которую тщательно вписывать все совершаемые в обители через чудотворную икону Богоматери явные знамения силы Божией; в записи точно обозначать имя, знание и место жительства лиц, по возможности брать при сём и от них рукоприкладство, а также и от бывших при совершении знамений свидетелей из сестёр обители». с. XIX] Кроме того, игумения Анфия (Тюлькина) оказала содействие в составлении книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние» тем, что, по словам Е.А. Малова, «при окончании печатания настоящей истории [...] доставила нам письма и копию с Высочайших указов, адресованные игумении Назарете, которые мы теперь и помещаем, как знаки особенного внимания Высочайших Особ к святой обители». с. (127)] В ней была также опубликована канта (кант), составленная архиепископом Казанским Филаретом (Ф.Г. Амфитеатровым) (1779 - 1857/1858) - родным дядей будущего архиепископа Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова). «Эта канта, - объяснял Е.А. Малов, - составлена Высокопреосвященнейшим Филаретом, Архиепископом Казанским. Монахини с любовию пели и до сих пор поют ещё эту канту, положенную впоследствии на ноты регентом хора преосвященнейшего Антония О[тцом] протоиереем П.Д. Миловидовым». с. 141] Канта гласила:

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

В 1930-х г.г. Голосеевская Свято-Покровская пустынь была ликвидирована, её помещения переданы различным учреждениям для хозяйственных нужд. Большую часть сооружений использовали сельскохозяйственный и лесотехнический институты, в 1950–19б0-х г.г. они были разобраны как не имевшие художественной ценности. До нашего времени дошел в искаженном виде только бывший Дом митрополита. В 1991 г. Голосеевскую пустынь передано церковной общине. В 1994-1995 г.г. институтом «Укрпроектреставрация» разработаны проектные предложения по регенерации ансамбля и восстановлению в первоначальном виде церкви «Живоносного источника» Пресвятой Богородицы (архитекторы В. Хромченков, А. Никитина). В 1997-1998 г.г. AT «Киевпроект» выполнило проект восстановления комплекса сооружений Голосеевской пустыни (архитектор Г. Гречина). Ансамбль Голосеевской пустыни был достаточно ценным архитектурно – художественным комплексом, а обитель - одним из известных центров духовной жизни Киева. Образцом и обучителем нравственности для современников был Иеросхимник Парфений, который много лет прожил в пустыне и был похоронен в 1855 г. в церкви «Живоносного источника». Сохранилась часть старинного монастырского кладбища рядом с фундаментами церкви «Живоносного источника» (с восточной стороны). «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. Дом митрополита, 1840 г. Дом митрополита ( http://sobory.ru/photo/159288, со светлой крышей в центре снимка ) - единственное сооружение, сохранившееся от архитектурного комплекса бывшей Голосеевской пустыни (монастыря), которая находится в центре Голосеево, на живописной, покрытой лесом, местности. Возведение митрополичьего дома относится ко времени самой интенсивной застройки и благоустройства пустыни, когда она превращается в летнюю резиденцию митрополита (1837-1857) Филарета (Амфитеатрова; 1779-1857). По его заказу проект дома был составлен киевским епархиальным архитектором П. Спарро, постройку возводили под руководством подрядчика К. Иванова.

http://sobory.ru/article/?object=02896

Любимов Гавриил Маркович (1899) – протоиерей Пантелей-моневской придворной церкви в Ораниенбауме; устроитель церквей, благотворительных учреждений – 119. Магомет (Мухаммед) (ок. 570–632) – основатель ислама – 370. Македонии (IV в) – ересиарх; был осужден II Вселенским Собором – 370. Мария – 29. Мария Александровна – 29. Мария Египетская (522) – преподобная – 91. Марфа и Мария – сестры Лазаря Четверодневного праведного, которого воскресил Господь накануне входа в Иерусалим – 480. Матфей Веселовский ((?) – священник с 1848 по 1855 г. Кронштадтского Андреевского собора; с 1855 по 1876 г. – ключарь, протоиерей там же; в дальнейшем – архимандрит Мел-хиседек, настоятель Оренбургского Свято-Глуховского монастыря – 383, 398. Митрофан Воронежский (1623–1703) – святитель, епископ Воронежский, в св. схиме – Макарий – 335. Моисей (1531 г. до Рождества Христова) – св. пророк, Бого-видец. На Синайской горе принял от Господа 10 заповедей – 120, 293, 350, 357, 433, 485. Нектарьевский Василий Кузьмич (1857) – протоиерей, настоятель Кронштадтского Андреевского собора – 107, 479. Нестор – соловецкий старец – 196. Николай (ок. 345) – святитель, архиепископ Мир Ликийс-ких, чудотворец – 48, 49, 313, 336. Николай I Павлович (1796–1855) – император с 14 декабря 1825 г., третий сын императора Павла I – 214, 215, 433. Онисим (ок. 109) – св. апостол от 70-ти, епископ Ефес-ский – 24. Павел (67) – св. первоверховный апостол, ревностный проповедник Евангелия, автор 14 посланий – 34, 72, 303, 321, 322, 359, 376, 455. Павел Васильевич Трачевский (1895) – настоятель Кронштадтского Андреевского собора с 1857 по 1895 г. – 383. Павловская Анна Андреевна – 29. Пелагея, малютка – 344. Петр (67) – св. первоверховный апостол; брат св. апостола Андрея Первозванного. Один из ближайших учеников Господа. Проповедник Евангелия. Автор двух Соборных посланий – 89, 156, 171, 308, 370, 384, 416, 419, 445. Савватий Соловецкий (1435) – преподобный, чудотворец – 274. Сергий (13141319–1392) – преподобный, игумен Радонежский, всея России чудотворец – 335. Соколов Ал. Ив. – священник – 118. Соломон – сын св. пророка и царя Давида; третий царь израильский; строитель Иерусалимского храма – 264, 405. Таратин Александр Иванович (1899) – диакон Кронштадтского Андреевского собора с 1842 по 1875 гг.; в 1875 г. рукоположен во священника; в 1897 г. возведен в сан протоиерея – 107. Тимофей (ок. 96) – св. апостол от 70-ти; епископ Ефесский – 483. Толстой Алексей Константинович (1817–1875) – граф, русский писатель, поэт, драматург – 75. Филарет (греческий). Вероятнее всего, Филарет Вафидис (кон. XIX в), митрополит Касторийский, профессор богословской школы на острове Халки в Мраморном море; в 1884–1886 гг. напечатал двухтомную историю Православной Церкви и учебник по тому же предмету – 368. Филарет (1779–1857) – митрополит Киевский и Галицкий. В схиме Феодосии. В миру Феодор Георгиевич Амфитеатров – 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После революции о. Павел Флоренский подвергался систематическим преследованиям со стороны советских властей. В 1933 году был арестован по ложному обвинению и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В экспозиции представлены немногие уцелевшие предметы, связанные с его заключением на Соловках. Среди них — терновый венец из колючей проволоки, страшный символ эпохи; миниатюрный тюремный иконостас, который можно спрятать в кармане — 12 икон деисусного чина, выполненных на фанерных пластинках; работа «О государственном устройстве в будущем», которую о. Павел написал в следственном изоляторе, — на выставку она попала из его архивного дела. И самый трагический экспонат — акт о том, что приговор «тройки» о расстреле о. Павла Флоренского приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Второй раздел выставки посвящен роду Амфитеатровых, который дал России целый ряд выдающихся священнослужителей и тружеников на ниве духовного просвещения — святителя Филарета (1779–1857), митрополита Киевского и Галицкого, архиепископа Казанского и Свияжского Антония, архиепископа Полтавского и Переяславского Иоанна, епископа Томского Виталия и др. В экспозиции представлено много книг, фотографий, принадлежащих членам этой семьи. Представителем этой знаменитой династии был известнейший московский пастырь и проповедник протоиерей Валентин Амфитеатров. Он закончил Московскую Духовную академию и стал священником в 1860 году. С 1874 года в течение 18 лет о. Валентин служил настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, что у подножия Кремлевского холма, а затем, с 1892 года, настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. Писал труды по истории богословия. О. Валентин умер в 1908 году, не дожив до революционных потрясений. «В этом году исполняется сто лет со дня ухода в вечность протоиерея Валентина Амфитеатрова, — рассказывает Николай Муратов. — Сегодня его подвижническое служение незаслуженно забыто. Однако еще святой праведный Иоанн Кронштадский называл о. Валентина “великим пастырем”. Выставка должна восстановить его память».

http://e-vestnik.ru/reviews/florenskie_i...

Первым был издан учебник догматики ректора Киевской духовной академии (КДА) архимандрита Антония (Амфитеатрова) 3 , впоследствии архиепископа Казанского, подготовленный на основе лекций, читавшихся им с 1841 по 1847 год. Данный труд был написан под руководством митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) (1779–1857), который в свою очередь обращался за советом к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) (1782–1867). По указанию святителя Филарета (Амфитеатрова) полный курс, рассчитанный на два учебных года и завершенный уже к 1843 году, в 1844–1845 учебных годах сравнивался с курсом протоиерея Петра Матвеевича Терновского (1798–1874), читавшимся в другом отделении семинарии, а в 1846–1847 учебных годах проходил апробацию различными преподавателями уже в обоих отделениях. После получения положительных отзывов « Догматическое богословие …» рассматривалось на 11 заседаниях Конференций Киевской и Санкт-Петербургской духовных академий. Получив полное одобрение, труд вышел из печати в 1848 году и до 1862 года выдержал 8 изданий, а его автор был удостоен степени доктора богословия. На протяжении 20 лет — с 1848 по 1867 год — «Догматическое богословие…» было главным учебным пособием в духовных учебных заведениях. Это пособие использовалось также для подготовки к экзаменам в академиях и различных светских учреждениях. Оно было переведено на французский и греческий языки и распространялось в Болгарии, Сербии и Молдавии. В 1849 году началась публикация «Православно-догматического богословия», составленного митрополитом Макарием (Булгаковым) 4 . Публикация была предварена изданием в 1847 году «Введения в православное богословие», представляющего собой переработку конспектов догматики для Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), составленных на основании руководства святителя Димитрия Ростовского (1651–1709). За этот труд автор удостоился степени доктора богословия. «Православно-догматическое богословие» вышло в 1849–1853 годах в пяти томах и к 1895 году выдержало пять изданий 5 . За эту догматическую систему автор был удостоен полной демидовской премии и благодарности государя императора. В 1867 году издается сокращенный вариант догматики под названием «Руководство к изучению Православного догматического богословия», ставший учебником для духовных семинарий.

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010