Закрыть Церковь не может отделить себя от боли мира Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти преподобного Амвросия Оптинского 23.10.2021 1662 Время на чтение 5 минут Фото: Pravoslavie.ru Мы приходим в храм Божий, потому что в мире существует грех и существует смерть. Сколько плача и горя во всем мире, сколько слез — наверное, больше, чем где бы то ни было, — во все времена, и особенно сегодня, в нашей многоскорбной России! Среди Церкви всегда — воскресший и всем владычествующий Христос, первый вестник всеобщего благодатного дня Воскресения. Тем не менее и с этим чудом мы можем остаться подобными утешителям Иова. Хотя мир в горе и недоумении вопрошает: «Если есть Бог, то почему Он допускает такие страдания?» — это совсем не поиск теоретического ответа. Никакой ответ, как бы он ни был глубок и полон, не облегчит ничьей боли. Люди ищут исцеления — не просто знания. Наше сердце — там, где надежда на исцеление, на возвращение дорогого человека, который физически или духовно умер. Недостаточно сказать: «Страдания и смерть — наказание за грех». Божий ответ на главный вопрос неверия, вопрос зла — практического характера. Смысл его — сделать что-нибудь для человека, а не просто все объяснить ему. Своим служением исцеления и воскрешения мертвых Господь не одобряет пассивной сдачи перед фактом страданий. Чудеса, которые Он совершает, подчеркивают со всей силой, что страдания должны быть преодолены. «Мне должно делать дела Пославшего Меня» , — говорит Господь. И все же самое великое из этих дел Божиих было явлено в распятии, когда руки Спасителя, которыми Он исцелял и воскрешал, были пригвождены в бессилии, и Он Сам стал, сострадая тем, кто был рядом с Ним, жертвою. Бог не просто коснулся края наших страданий, но вошел в самую их сердцевину. Он дал ответ тем, кто был там в предельном отчаянии, и всем, кого задела смерть, явив самое полное с ними единство. И теперь Христос в человечестве Церкви снова и снова сходит в глубины ужаса и горя, чтобы быть там, где Его, как говорит слово Божие, братья и сестры терпят страдания, болезни и смерть. Эта Церковь, которая называется Телом Христовым, не может отделить себя от боли мира. Проповедь Христа распятого, таинство Его присутствия во тьме мира означают для нас возможность восполнить, как говорит апостол Павел, то, что не достает Христовым страданиям. И только такой проповедью мы можем приносить утешение.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/23/ce...

Икона свв. прпп. Оптинских старцев. Фото: hram-dimitria.ru Перед канонизацией Оптинских старцев мне дали послушание – собирать материалы о чудотворениях, свершившихся по их молитвам уже в наши дни. – Да этих чудотворений столько, – сказала мне тут же экскурсовод Татьяна, – что я никогда не пользуюсь примерами из книг, но рассказываю лишь о том, что произошло в нашей группе, и при этом у всех на глазах. Вот неделю назад был случай. И Татьяна рассказала историю про старушку, рабу Божью Галину. Была эта Галина некогда знаменитой ткачихой и ставила рекорды, потому что с детства была быстроногой и требовала выхода удаль души. А потом с быстроногой Галиной случилось то, что случается со всеми: молодость ушла – не простилась, старость пришла – не поздоровалась. Ноги у бабы Гали теперь бугрились узлами варикозных вен и отекали так сильно, что из всей обуви она могла носить лишь домашние тапочки. Однажды в магазине бывшая ткачиха перемеряла, кажется, всю обувь, но в любой обувке ногам было больно. – Попробуйте примерить вот это, – предложила ей продавщица итальянские сапоги из мягкой кожи и с нежным овечьим мехом внутри. Обулась в них бабушка и себе не поверила: мягонько, удобно и тепло ногам. – Беру, заверните, – растаяла она от счастья. А потом посмотрела на ценник и поняла: эти сапоги не из её полунищей пенсионерской жизни, но из жизни, скажем, принцессы Дианы. Так началось то искушение, когда бывшая ударница коммунистического труда дала себе клятву – разобьётся в лепёшку, а купит сапоги. Жила она теперь впроголодь, экономя каждую копейку. А ещё устроилась консьержкой в дом для новорусских, где давали щедрые чаевые за услуги того рода, когда надо дотащить до лифта пьяную в хлам старшеклассницу и прибрать непотребства за ней. Девица, протрезвев, совала консьержке доллары и, матерясь, обещала, что обломает бабке рога, если та «стукнет» родителям о её похождениях. Горек был этот лакейский хлеб, зато удалось купить сапоги. Именно в этих итальянских сапогах раба Божья Галина приехала на экскурсию в Оптину пустынь и летала здесь на крыльях счастья. А перед отъездом из монастыря сапоги пропали. Случилось это так. Ночевали тогда паломники в помещении, где народу было, как в бочке сельдей: трёхэтажные нары, а в узком проходе множество обуви и вещей. Просыпались паломники ещё затемно, чтобы, наспех побывав в храме, ехать потом дальше по другим монастырям. Первой в то утро проснулась студентка из Вологды и, перепутав спросонья обувь, сунула ноги в бабушкины сапоги и убежала в них на автобус или, может быть, в храм. Словом, пенсионерке достались сапоги студентки – точно такие же, итальянские, но на несколько размеров меньше. Как старушка втиснула в них свои больные ноги и со стоном доковыляла до автобуса, об этом лучше не рассказывать. Но в автобусе она расплакалась так горько, что экскурсовод Татьяна отложила отъезд на полчаса и велела Галине идти к мощам преподобного Амвросия Оптинского и просить его о помощи.

http://pravoslavie.ru/37175.html

Искушения Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры и надежды и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горé ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы (2, ч. 1, с. 40). ...Не помню, чтобы я кого-либо видел без недоумения и недоразумения, потому что всех враг искушает и не хочет никого оставить в покое. Преподобный Макарий Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы через искушения смирялись и не высокоумствовали, чему без борения и искушения вражеского люди легко подвергаются. В-третьих, люди через искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: Не мир пришел Я принести на землю, но меч (см. Мф. 10, 34 ) (2, ч. 1, с. 48). ...Где бы ты ни жила, нигде нельзя прожить без искушений или через бесов, или через людей, или от собственных привычек, или от неукрощенного еще самолюбия. Не без причины сказано во Святом Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ) и паки: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ) и Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). А знаю, что в N. есть тебе что потерпеть... Будь благоразумна и старайся понести резкие и неуместные выходки и получишь пользу душевную и духовную. В таких случаях поминай: «Человек неискушен – неискусен» и паки: Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную ( Прем. 3, 6 ). Бесовские же искушения проявляются в разных смущениях и недоумениях, но все должно препобеждать верой и упованием и благой надеждой (2, ч. 1, с. 29–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Карта-схема маршрута ЖМП 4 апрель 2019 /  7 июня 2019 г. 16:50 Паломничество из Тамани в Дивноморское Это путешествие на автомобиле можно уместить в единственный выезд — тем более летний (когда световой день долог), да еще и разнообразить его отдыхом на пляже. А можно растянуть на несколько суток, посещая каждый из пунктов отдельно. Все храмы по пути следования легкодоступны и фактически стоят на одной автотрассе Е-97. А начнем мы наш путь с древней Тьмутаракани — с Таманского полуострова. Покровский храм (станица Тамань) Первый православный храм на Тамани и старейший вообще (из сохранившихся) на Кубани основан высадившимися здесь в 1792 году казаками Запорожской Сечи по Высочайшему повелению Екатерины II. В этом году исполняется 225 лет освящения таманской Покровской церкви. В заложенном на месте живописного турецкого сада храме молились Пушкин и Лермонтов, служил поправлявший здоровье на юге святитель Игнатий (Брянчанинов), бывал святой праведный воин Феодор Ушаков. По легенде, прославленный фельдмаршал Суворов участвовал в освящении колоколов таманской церкви... К сожалению, все внутреннее убранство было утрачено в годы Великой Отечественной войны. Поэто­му история многочисленных редких здешних икон не подтверждена документально и начинается с осторожной оговорки «по преданию». Так, местная легенда связывает две алтарные иконы — Спасителя и Божией Матери (с выбитой на богатом серебряном окладе датой «1834») — с подарками августейших особ. Научное исследование по атрибуции и полному описанию икон таманской церкви, если подобное когда-либо удастся предпринять, наверняка подарит не одну сенсацию. Святыни икона Успения Божией Матери из Киево-Печерской лавры (1809) с мощами святых угодников Дальних пещер; чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери; иконы с частицами мощей святителя Николая Мирликийского, равноапостольной Марии Магдалины, преподобных Сергия Радонежского, Никона Печерского, летописца тмутараканского, святого праведного Феодора Ушакова, святителей Игнатия (Брянчанинова), Тихона, Патриарха Всероссийского, святой блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Луки Крымского;

http://e-vestnik.ru/society/taman_-_divn...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II перед всенощным бдением в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни 26 июля 1996 года Возлюбленные о Господе архипастыри и пастыри, Ваше Высокопреподобие всечестной отец наместник, боголюбивые иноки святой обители, дорогие братья и сестры! По милости Божией восемь лет минуло с того времени, когда Господь, “дивный во святых Своих”, благоволил воздвигнуть на свещник общецерковного почитания великого подвижника земли Русской – преподобного Амвросия, старца Оптинского, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. И вот сегодня мы с вами являемся свидетелями большого церковного события, участниками прославления в ряду местночтимых святых еще тринадцати Оптинских старцев. На божественном небосводе воссияли новые великие молитвенники и заступники за всех живущих, которые вместе со всеми небожителями будут предстоять у Престола Божия в молитве за нас, поддерживая корабль души нашей в шествии по волнам житейского моря. Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста ( Лк 6:45 ) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом. В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов. Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов. Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Курск. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая Нижняя церковь Карта и ближайшие объекты Храм расположен на месте ранее существовавшего мужского Троицкого монастыря, основанного еще при Борисе Годунове. Сначала Троицкая церковь была деревянной. Каменную двухэтажную построили в 1742 году, и несколько раз потом перестраивали и достраивали. Таким образом нижний храм стал зимним, а на втором этаже, в более просторном и светлом помещении, располагалась летняя церковь. Троицкая церковь - одна из древнейших церквей города Курска. При советской власти в 1940 году храм был закрыт, в начале Великой Отечественной войны была снята колокольня, на месте которой был оборудован пост ПВО. Во время немецкой оккупации храм был открыт для богослужений. Храм продолжал действовать до 1961 года. В 1989 здание было отремонтировано, и в нем разместился планетарий. Первый этаж церкви возвратили епархии в 1992 году, второй - в 1995 году. В настоящее время храм имеет престолы Святой Троицы, преподобного Амвросия Оптинского, благоверных князей Бориса и Глеба в нижнем храме. Престол Святого Духа и святителя Николая Чудотворца в верхнем храме. Из обнаруженной грамоты царя Михаила Федоровича от 17 июля 1612 года известно, что Троицкий монастырь, на месте которого ныне располагается Свято-Троицкий (Нижний) храм с приходом, построен по указу Бориса Годунова. Указ последовал в 1597 г., монастырь был построен к 1608 г., а в 1612 г. его уже разорили войска польского гетмана Жолкевского (по другим данным, монастырь разорен литовцами, расположившими свои войска в том самом месте, где сейчас находится Литовская улица). Это произошло после передачи по вкладной записи Закурной слободы, принадлежащей Курскому Богородицкому монастырю. К Троицкому монастырю была еще приписана слобода Очаковская, которая быстро слилась с городом и название ее утратилось. В 1634 г. польское войско вновь разоряет Троицкий монастырь. После этого, судя по документам 1634 г., в которых речь идет уже не о монастыре, а только о Троицкой церкви, монастырь уже не смог вернуть себе прежний статус.

http://sobory.ru/article/?object=03560

Любовь Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ) и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 12, 7 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ) (2, ч. 2, с. 57). ...Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближняго, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (2, ч. 2, с. 42). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (1, ч. 1, с. 101). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, радуется же о истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (2, ч. 2, с. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 21. Создание Шамординского монастыря. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) – автор книг об Оптинских старцах. Некрополь 1890-х годов Начиная с 1871 года заботами отца Амвросия постепенно складывалась женская община в Шамордине, селе, расположенном в двенадцати верстах от Оптиной пустыни на реке Серене. Все происходившее в связи с этим делом шло скорее по Промыслу Божию, чем по решениям человеческого ума. В 1860-е – начале 70-х годов старца посещали супруги Калягины, старичок со старушкой. Эти небогатые дворяне имели близ Шамордина поместье с усадебным домом. В то же время один московский богач просил отца Амвросия подыскать ему неподалеку от обители «дачку», где бы можно было ему проводить с семьей лето. Те старички привыкли к Оптиной, не могли обходиться без отца Амвросия, а им уже и двенадцать верст ехать было трудно... И вот старец предложил им свое имение продать и поселиться в монастырской гостинице. От заботившегося о «дачке» богача денег пока не поступало, и отец Амвросий благословил внести за него плату монахиню Амвросию (Ключарёву), бывшую помещицу и имевшую еще средства (она постоянно жила в Оптинской гостинице). Так было куплено имение, где и возник потом монастырь. Старец послал своего келейника иеромонаха Михаила осмотреть купленную усадьбу. Тот увидел весьма скромный дом, стоявший на вершине холма, довольно большой, но похожий на крестьянскую избу. Окна в ней были небольшие, а внутри находилась русская печь. Часть дома была жилая, а часть использовалась как амбар – для хранения зерна. Поблизости были ветхие службы, среди них рига (для сушения снопов) и скотный двор. Все строения, не исключая господского дома, крыты были соломой. Но при усадьбе было двести десятин земли, что, собственно, и составляло ее немалую ценность. Дом-то был плоховат, но с холма, где он стоял, открывался дивный по красоте вид на окрестности – на леса, луга, дальние деревни, на речку Серену... В левой стороне за крестьянскими полями был виден Оптинский хутор на Жиздре, а за ним – вековой бор, скрывавший Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 29. Оптинская смута. Схима отца Варсонофия. Смерть Толстого – отец Варсонофий на станции Астапово Старец Варсонофий настойчиво советовал своему послушнику, письмоводителю Николаю Беляеву , всякую свободную минуту посвящать чтению писаний святых отцов. «Придет время, – говорил он, – когда уже не будет у вас этой возможности. Обогащайте свой ум познаниями и нисходите во глубину смирения, считая себя хуже всех». И снова о том же: «Читайте книги теперь по праздникам, пока имеете возможность. Потом придет время, нельзя вам будет читать книги, попомните мое слово. Да, лет через пять-шесть... Тогда вам надо будет читать книгу жизни». «Непонятными и таинственными мне показались эти слова, – пишет отец Николай, – но спрашивать далее батюшку я не посмел» 459 . Сбылось это предсказание старца Варсонофия... В начале 1910 года произошло вторжение мирского духа в жизнь Оптиной пустыни. В Летописи скита 28 марта записано: «Сего числа, после литургии, совершенной отцом скитоначальником с иеромонахом отцом Адрианом, была им же отслужена соборне с иеромонахами отцами Адрианом, Ираклием и Кукшею панихида по усопшим старцам Оптинским: архимандритам Моисее , Исаакии и Досифее, игуменам Антонии и Авраамии, иеросхимонахам Льве, Макарии, Амвросии, Иларионе и Анатолии. Побудительною причиною к сему, по сообщению отца скитоначальника, послужило следующее: до сего времени, за молитвы усопших старцев Оптинских, мирное житие братии Оптиной пустыни не нарушалось никакою смутою. В настоящее же, поистине “злое” время, когда враг нашего спасения усиливается сеять смуту в православной России, им внесено смущение и в нашу обитель. Четверо из старших братий оптинских – иеромонахи Моисей и Иезекииль, иеродиакон Георгий и монах Михей позволили себе сделать донос преосвященному Калужскому на честнейшего настоятеля Оптинского архимандрита Ксенофонта, обвиняя его пред владыкою в нанесении ущерба обители нерасчетливым ведением монастырского хозяйства. Это прискорбное выступление упомянутых братий против своего аввы, нарушившее мирную жизнь обители, и побудило искать поминовением усопших старцев Оптинских их загробных молитв об умиротворении братства. В монастыре после ранней литургии, отцом настоятелем со всеми иеромонахами была также отслужена панихида по почившим старцам, а после поздней служился молебен о ниспослании мира братии обители» 460 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 39. Духовная деятельность отца Никона в Козельске. Его арест Незадолго перед тем как закрыт был последний храм в Оптиной пустыни, освободилось место настоятеля в Козельском Георгиевском соборе. Архимандрит Исаакий по просьбе местной общины благословил сюда настоятелем бывшего оптинского старшего рухольного иеромонаха Макария (Чельцова), диаконом – Лаврентия (вскоре иеромонаха), псаломщиком – иеромонаха Савватия, пономарем – монаха Клеопу, его же звонарем и сторожем. Уставщик иеромонах Феодот (бывший благочинный Оптиной пустыни) составил хор, регентом которого стал сам архимандрит Исаакий, которого никто из монахов не считал «бывшим» настоятелем монастыря: у него на все брали благословение, авторитет его во всем как был, так и остался высоким. В храме святого великомученика Георгия начались настоящие монастырские службы при большом стечении народа. Мать Амвросия писала, что «самым близким по духу батюшке был Оптинский архимандрит Исаакий. Он жил в Козельске в уединенном домике с двумя послушниками. Это был замечательный человек и идеальный монах. Он обладал особенными способностями к пению и даже составлял ноты. Большого роста, мудрый, но в то же время простой и искренний как дитя. Эта простота и искренность и, наконец, любовь к пению сближали его с нашим батюшкой [отцом Никоном]. Придет, бывало, батюшка благословиться или посоветоваться к отцу архимандриту и там задержится непременно: побеседуют и попоют где-нибудь в саду» 612 . Отец Исаакий благословил отца Никона и нескольких других оптинских монахов петь в другом козельском храме Успенском. В хор этого храма вошли иеромонах Геронтий (Ермаков), отец Родион (Шейченко, впоследствии иеромонах Рафаил), отец Василий (Белоградский, оптинский канонарх), отцы Акакий, Игнатий и другие. Хорошо пели из них только отец Никон и отец Василий, но слабость других голосов не нарушала красоты оптинских напевов. Иногда настоятель храма протоиерей отец Сергий и второй священник отец Григорий просили отца Никона служить вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010