В 1818 г. помощник семинарского архитектора Яков Ант-ч Данкевич для пользы учащихся пожертвовал в библиотеку рисунки, планы и фасады всех числом 20, Стоит упомянуть еще о других жертвователях, именно об одном из питомцев троицкой семинарии архимандрите свияжского монастыря Назарие Романовском (1804 г.) и протоиерее Иоанне Бедринском (1816 г.) 2.Не мало книг приобретено для библиотеки и от покупки на библиотечную сумму. Из штатной десятитысячной суммы, отпускаемой с 1798 г. на содержание академии, по 300 руб. ежегодно отчислялось на улучшение библиотеки и покупку учебных книг. С 1807 г., когда сумма на содержание академии увеличена была вдвое, на библиотеку положено было 600 руб. Такая сумма выдавалась до преобразования академии в семинарию в 1818 году. Преосвящ. Амвросий Подобедов , Павел Зернов и Амвросий Протасов, для увеличения библиотеки, сверх штатной суммы, отделяли значительное количество из неокладной. С 1805 г. академия покупкою приобрела 15 книг у казанского вице-губернатора И. Ив. Ивановского; в 1814-м году до 80 книг у пр. Антония епископа воронежского, бывшего ректора академии. С требованием книг академическое правление обращалось в г. Москву к Н. Б. Бантыш-Каменскому, в комиссию дух. училищ, в книжный магазин главного правления училищ, московское или петербургское библейское общество. Академия ежегодно выписывала чрез казанскую газетную экспедицию периодические издания на сумму от 60 до 175 р. Б 1803 г. были выписаны: Вестник Европы, Патриот или журнал воспитания, Политический журнал, Друг просвещения, Северный вестник; в 1808 г. французская газета Северная пчела, московские и русские ведомости, Вестник Европы, Русский вестник. В 1818 году с легкою почтою были получаемы: 1) Московские ведомости за 28 руб., 2) Вестник Европы за 18 руб., 3) исторический журнал за 12 руб. 4) Сын отечества за 40 руб. и 5) Русский Инвалид за 45 руб. Библиотечные деньги расходуемы были также на переплет книг, иногда выдавались и воспитанникам на покупку книг. Так в 1808 г., по словесному распоряжению пр. Павла, 50 руб. послано в Петербург, отправленному из казанской академии, медико-хирургической академии студенту Д. Талиеву на покупку нужных для него книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не только о мне самом отечески пекся он, но и промышлял о устроении счастия в моем семействе; все мои просьбы, до сего касавшиеся, принимал и выполнял с отеческим благоснисхождением: я не знаю, в чем когд-нибудь он отказывал моим желаниям; мало того: какие мои таланты? какие труды мои? – и однако же кроме других лестных его отзывов, он представлял трижды обо мне высшему начальству с самыми похвальнейшими одобрениями. Не подумайте, почтенные слушатели, не подумайте, прошу вас, чтобы я из собственного тщеславия о сем объявлял вам; по такому низкому чувству я бы паче недостоин был его внимания; нет! – единая сердечная благодарность заставила меня возвестить это вам при гробе моего архипастыря и благодетеля, единая благодарность к рукоположившему и облагодетельствовавшему меня отцу; ибо чувствую во глубине души моея, что каждая минута моего счастия ему принадлежит; в каждую минуту радости, до последнего моего издыхания, не престану благословлять его имя со слезами признательности. Другого не имею воздаяния; сии же слезы, яко первые перлы к украшению его гроба, повергаю, моля Подателя всяческих, да воздаст он ему вместо земных небесная, вместо временных вечная и да упокоит душу его, идеже праведпики, идеже все великие и добрые иерархи, светила церкви, покоятся». Дела правления академического особенно усложнились с 1816 г., когда началась обстройка академических зданий, обгоревших во время всеобщего в Казани пожара 3 сентября 1815 года. Ректору и префекту, сосредоточивая в своих руках управление, должно было посвящать много времени на наблюдение за постройками. Посему в августе 1816 года, по особенному распоряжению пр. Амвросия Протасова, в помощь ректору и префекту назначен был инспектором архимандрит Богородицкого свияжского монастыря Израиль Звягинцев. В приказе пр. Амвросия по сему случаю было написано: «за неимением инспектора в академии и по известной мне опытности в хозяйственной части Богородицкаго свияжскаго монастыря архимандрита Израиля, назначается он инспектором академии как по сей части, так и по нравственной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Произнося при каждом богослужении проповеди, он старался изложить их как можно проще, чтобы они были понятны каждому слушателю, почему сходились слушать его жители Москвы с разных концов ее. Занимательность этих проповедей происходила, и от того, что проповедник раскрывал в них в систематическом виде полный курс христианского учения об известных предметах 80 . Слава о необычайной ревности к проповедническому делу священника Десницкого достигла, наконец, до Императорского Двора и он был определен в 1796 году, придворным пресвитером. По смерти детей и жены он поступил в монашество и в 1799 году посвящен в сан архимандрита и назначен членом Святейшего Синода. В 1801 году возведен был в сан епископа Старорусского, через год получил самостоятельную Черниговскую кафедру, а в 1818 году был переведен на кафедру С.-Петербургскую, где и оставался до самой своей смерти, последовавшей в 1821 году. От митрополита Михаила дошло до нас более 500 проповедей. В печати собрания проповедей митрополита Михаила носят различные названия. Кроме упомянутого выше катехизиса известны: «Труд, пища и покой духа человеческого», «Об истинном покаянии и разных степенях его», «О внутреннем человеке», беседы «О богослужении» и друг. Главным предметом его проповедей, написанных в форме бесед, служит возрождение внутреннего человека. По изложению они отличаются простотою и ясностью, некоторые только страдают растянутостью изложения. 24) Амвросий, архиепископ Тверской (в Мире Андрей Протасов), родился в Московской губернии в 1763 году, сначала учился в Троицкой семинарии, окончательное образование получил в Московской духовной академии и был в ней учителем. В 1794 году, по влиянию митрополита Платона, принял монашеский сан и был назначен на почетную должность проповедника в академии. По уважению к заслугам его в этой должности он был назначен ректором Петербургской академии, а в 1803 году был возведен в сан епископа Тульского. В продолжение 12-ти лет Амвросий с истинной пастырской ревностью управлял паствою Тульскою и назидал ее душеспасительными поучениями.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Проводив владыку, старец вышел, по обычаю, в хибарку преподать благословение ожидавшим, среди которых много было шамординских сестер. Обошел, благословил всех и, вернувшись, сел близ образа Божией Матери «Достойно есть», на комодик у шкафа, а ноги поставил на стул и начал говорить: «Небось вам хочется знать, что говорил мне владыка? Вот что: скажи, говорит, настоятельнице (шамординской), чтобы она спрашивала всех, вновь поступающих: зачем они пришли – спасаться и трудиться или хлеб даром есть? Спаситель сказал народу: «Вы не потому пришли и не потому радуетесь, что видели и слышали Меня, а потому что ели и насытились». Потом еще сказал владыка: не надо строптивых совсем принимать, а сначала испытать; а кого раньше приняли, не узнавши, и кто оказался таковым, того прогнать. А то в монастыре хотят все своей воли; а «своя воля царя боле». А про Оптину сказал владыка так: «Здесь я вижу, чуть что не так, сейчас сожмут, – не разойдется, не дадут воли, – кого в пекарню, кого в просфорню, кого в огород, – сейчас скрутит». А братия говорят про владыку, что он «прост, да тонок». А каков преосвященный в обращении, спросили старца. «Очень прост, но премудр», – ответил старец. «А как понравилось ему в Шамордино?» – еще спросили. «Владыка говорил с улыбкою, что хорошо поют, – отвечал батюшка и затем прибавил: – Он, как истинный монах, не корить и не хвалить». – Вот и вы, батюшка, никогда нас не хвалите», – сказала одна. «Да что ж вас хвалить, – ответил старец, – когда вы сами себя хвалите» 113 . Любил также старец побеседовать и с мирскими благочестивыми, в особенности с образованными людьми, каковых бывало у него немало. Посещали старца и светские писатели, как, например, Достоевский 114 и В.С.С. О первом из них старец, со свойственной ему проницательностью, отозвался: «Это кающийся»; и о втором дал неодобрительный отзыв. Были у старца Амвросия известный М.П. Погодин и Юркевич, профессор Московского университета. При старце проживал немалое время К.Н. Леонтьев . Нередко бывали у него покойная графиня Протасова, императорская фрейлина, и семейство князей О...

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Большое значение для авторитета епископа имел также его образ жизни. Среди архиереев синодального времени можно найти ряд подлинных аскетов. Некоторые из них, жившие в XVIII в., были даже канонизированы  . Из епископов XIX в. примером аскетической жизни может служить Феофан Затворник (1815–1894). Отшельником жил в 1825–1827 гг. епископ Амвросий Орнатский (1778–1827). После своего ухода на покой он поселился в Кирилло–Белозерском монастыре, где вел строгую подвижническую жизнь в полном уединении, так что и монах, приносивший ему скудную пищу (а питался он почти одними просфорами), не каждый день видел его. По ночам даже зимою его можно было видеть коленопреклоненным на каменных плитах церкви. Свою епископскую пенсию он раздавал в ответ на письма бедняков. Скончался Амвросий 27 февраля 1827 г.  Менее известен епископ Иеремия Соловьев (1799–1884). Он чувствовал себя очень несчастным в сане епархиального архиерея, так как судьба ученого монаха навязала ему карьеру, к которой он не чувствовал призвания. Лишь в монастыре он нашел желанный покой. В течение 27 лет он не покидал свою келью, до самой смерти ведя строго аскетическую жизнь в молитве и посте. Его сочинения «Предуказание свыше» и «Врачевство духовное» не были замечены, хотя заслуживали всяческого внимания. Скончался Иеремия 6 декабря 1884 г.  Подвижнической жизнью отличались Харьковский архиепископ Мелетий Леонтович (1835–1840) и его современник архиепископ соседней Воронежской епархии Антоний Смирницкий (1773–1846)  . Подлинное, монастырское, иночество и старчество высоко ценил и Филарет Амфитеатров (1779–1857). Не имея академического образования, он не был приверженцем ученого монашества и по иерархической лестнице поднимался медленно, став лишь в 1836 г. членом Святейшего Синода, а в 1837 г. — митрополитом Киевским. Из–за расхождений с Филаретом Дроздовым и обер–прокурором Протасовым он покинул Синод и удалился в свою епархию. В своих письмах он предстает аскетом и мистиком, мало интересующимся административными вопросами  . Эти немногие примеры показывают, что известная часть русских иерархов имела склонность к личному подвижничеству и была близка к настоящему монашеству, хотя не имела собственного опыта иноческой жизни. И напротив, самым настоящим иноком был не оставивший монашеского образа жизни и в сане епископа Игнатий Брянчанинов, наглядный пример того, что оба пути были все–таки совместимы  и не было никакой необходимости связывать судьбу епископата непременно с ученым монашеством, ибо при правильной организации монастыри были вполне в состоянии поставлять достойных кандидатов в епископы  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Об Алексии см.: РБС. Алексинский—Бестужев (1900). С. 20 и след. Источников по этому периоду, за исключением отчетов обер-прокуроров, почти нет; воспоминания иерархов и других современников, из которых можно было бы почерпнуть ясное представление об эпохе, редки. Возможно, именно это стало причиной отсутствия и специальных исследований. См. § 9. Никанор. 1. С. 60–66; Шомпулев В. Характеристика архиереев Саратовской епархии за шестьдесят лет, в: Русс. ст. 1912. 151. С. 252. В этой работе освещена деятельность и других епископов, начиная с Якова Вечеркова (1832–1847) и до начала XX в. Антоний Николаевский, епископ Енисейский (1873–1881) и Пензенский (1881–1889) (РБС. Алексинский—Бестужев (1900). С. 221); епископ Минский (1877–1880), а затем Астраханский (1880–1889) Евгений Шерешилов (ПБЭ. 2. Стб. 109 и след.); Дионисий Хитров, епископ Якутский (1867–1883) и Уфимский (1883–1896) (Савва. 6. С. 575; Барсуков Н. Дионисий Хитров. М., 1902); епископ Оренбургский (1866–1879) и Новочеркасский (1879–1887) Митрофан Винницкий (ПБЭ. 5. Стб. 5); Иоанникий Руднев, управлявший последовательно шестью епархиями (1864–1900) и скончавшийся митрополитом Киевским (ПБЭ. 6. Стб. 771–784; Шомпулев. Ук. соч. С. 252); Лаврентий Некрасов, епископ Курский (1898–1904) и Тульский (1904–1908) (Ист. в. 1908. 5. С. 778); Исидор Никольский, митрополит Петербургский (ПБЭ. 5. Стб. 1071–1074); Антоний Вадковский, митрополит Петербургский (см. библиогр. к § 9, прим. 461 к гл. 2). Этот список можно было бы продолжить, см.: Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 466. Anm. Среди епископов было немало талантливых проповедников. Проповеди на церковно-политические темы в XVIII в. говорили Феофан Прокопович и иногда Стефан Яворский, в XX в.— Антоний Храповицкий. Выдающимися мастерами чисто церковной проповеди в XVIII в. были Гедеон Криновский, Арсений Могилянский, Димитрий Сеченов, Иннокентий Нечаев, Амвросий Протасов и Анастасий Братановский; в XIX в. — Филарет Дроздов, Иннокентий Борисов, Михаил Десницкий, Амвросий Ключарев, Виссарион Нечаев, Кирилл Богословский-Платонов, Иоанн Доброзраков, Александр Светлаков, Никанор Бровкович, Иустин Вишневский и др. Подробно о проповеди см. соответствующую главу в т. 2.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Хотя в Уставе 1814 г. предусматривалась деятельность КазДА и Казанского духовно-учебного окр., преобразование КазДА так и не началось. По указу Синода от 11 марта и определению Комиссии духовных уч-щ от 29 июля 1818 г. «старая» КазДА была преобразована в семинарию с оставлением классов, соответствующих только семинарскому курсу. В качестве офиц. объяснения этому в указах был отмечен пожар, случившийся 3 сент. 1815 г., когда сгорели кремлевские постройки, кафедральный Благовещенский собор, неск. соборов и мон-рей, а также учительские покои, 3-этажный корпус для казеннокоштных студентов на 300 чел. и 3 класса, больница, зал собраний, помещения академического правления и проч. Пожар не затронул здание фундаментальной б-ки и почти весь фонд академической б-ки. Однако были и более основательные причины упразднения академии. После гибели 11-12 марта 1801 г. имп. Павла митр. Новгородский Амвросий (Подобедов), главный инициатор создания КазДА, утратил влияние на решения, принимаемые представителями власти. Его преемники на Казанской кафедре архиеп. Серапион (Александровский) и архиеп. Павел (Зернов) не проявили заинтересованности в сохранении академии, создание к-рой ассоциировалось с правлением предыдущего императора. Архиеп. Амвросий (Протасов; 1816-1826), напротив ревностно относившийся к духовному образованию, вступил в управление епархией к моменту, когда вопрос об упразднении академии уже был решен. Др. причина упразднения КазДА - кадровая и финансовая. На реформирование сразу 4 духовных академий не хватало денег и квалифицированных кадров. КазДА же требовала еще и средств для восстановления после пожара. 20 окт. 1818 г. в кафедральном Благовещенском соборе состоялся торжественный акт закрытия академии и открытия КазДС. Казанский духовно-учебный окр. был передан под надзор ректору МДА. «Новая» КазДА (1842-1921) действовала при разных академических уставах и Временных правилах, определивших 6 периодов истории академии: 1) дореформенный (1842-1869), при действии старого Устава 1814 г.; 2) пореформенный (1870-1884), после преобразования академии в 1870 г. в соответствии с Уставом 1869 г.; 3) при действии Устава 1884 г. (1884-1905); 4) при Временных правилах для духовных академий, получивших автономию (нояб. 1905 - февр. 1909); 5) при Уставе 1910-1911 гг. (1910-1917); 6) при Временных правилах и Временном уставе 1917 г. (1917-1921), хотя в последний период определяющее влияние на деятельность академии оказывал не устав, а внешние условия существования академии в атеистическом гос-ве. Возобновление деятельности КазДА

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Однако И. не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению И. были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского у., Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского у., Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого у., Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского у., Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого у., благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого у. и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына , 26 февр. 1823 г. И. был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в С.-Петербурге. Нек-рое время занимал должность вице-президента Российского Библейского об-ва, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. И. восторженно отзывался о переводах Российского Библейского об-ва, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» ( Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому , проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в С.-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения ж. «Сионский вестник» , сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга . Считался противником Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) , к-рый в 1824 г. предлагал императору вывести И. из состава Синода. Архим. Фотий (Спасский) обвинял И. в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиеп. Амвросия (Протасова) прот. В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что И., проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиеп. Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиеп. Иона (Василевский) .

http://pravenc.ru/text/578314.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010