—675— жения различных писателей о Таинстве Крещения, которые приводятся на с. 195, и, в частности, выражения св. Василия Великого , тогда как свойственный св. Василию, впрочем, как и многим другим писателям, взгляд на Крещение, как на изображение Смерти и Воскресения Христа, обходится молчанием, хотя господство этого взгляда в творениях Амвросия верно подмечается самими же автором. Можно, наконец, не соглашаться и с некоторыми, правда, весьма немногочисленными частными положениями автора при изложении нравственных воззрений св. Амвросия. Так, несколько сильным может показаться утверждение, что «обязанности или добродетели человека в отношении к самому себе носят у св. Амвросия ярко окрашенный аскетический характер пренебрежительного и даже презрительного отношения к плоти, миру и, вообще, чувственному и материальному» (с. 269). Если в подобных выражениях у св. Амвросия, действительно, нет недостатка, то они в значительной мере уравновешиваются выражениями противоположного характера, где миланский епископ признает дозволительными для своего мудреца удовольствия в здоровье тела, в детях, в отсутствии скорбей (De lacob et vita beata. I, 8, 33), где для совершенного блаженства (beamimudo) считаются необходимыми блага души, тела и блага внешние (De Abrah. II, 10, 68). В третьей части своего труда автор путем критики противоположных взглядов на отношение De offic. ministr. св. Амвросия к De officiis Цицерона и путем весьма тщательного и детального анализа, и сопоставления этих трактатов, устанавливает собственный взгляд на отношения св. Амвросия к Цицерону. При этом он не ограничивается внешним, механическим сопоставлением одноименных трактатов, но всюду руководствуется общим духом философии того и другого; если относительно этики св. Амвросия он мог основываться в этом случае на второй части своего исследования, то нравственное учение Цицерона он истолковывает на общем фоне учения стои, изученного им на основании специальной литературы и первоисточников. Переходя к общей оценке исследования, мы, несмотря на некоторые вышеизложенные пожелания, не можем не признать его в научном отношении работой очень ценной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 . АНТОНИЙ, 8 Августа 1788 года переведён из Зеленского монастыря, и, быв по 22 Мая 1793 года, скончался в Рязанском Солотчинском монастыре в 1803 году. 11 . АРСЕНИЙ Тодорский, Великороссиянин, с 23 Мая 1792 года по 1793 год. Скончался на Вологде Епископом в 1803 году. 12 . ДОСИФЕЙ Ильин, Великороссиянин, 1792, Декабря 16 определён из Игуменов и Наместников Сергиевой Лавры, а произведён 31 Января 1793 года. В 1795 году, Марта 13, переведён в Новгородский Антониев монастырь. Ныне Епископ Орловский и Севский. 13 . АНАСТАСИЙ Братановский, Малороссиянин, с 13 Марта 1795 года по 29 Мая 1796 года; наконец был Архиепископом Астраханским. 14 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, Великороссиянин, с 29 Мая 1796 года по 1798 год. Ныне Архиепископ Рязанский. 15 . АМВРОСИЙ Протасов, Великороссиянин, с 29 Ноября 1798 года по 8 Октября 1799 года. Ныне Епископ Тульский. 16 . ФЛАВИАН Паскин, Великороссиянин, Священнический сын, начал обучаться в Коломенской бывшей Семинарии с 1784 года; в 1792 году переведён в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Академию, и в оной до окончания ещё курса определён учителем Латинского нижнего класса в 1795 году, в Июне того же года – высшего; в 1796 году – учителем Поэзии и Математики; в 1797 году – Философии и Префектом. В Марте того же года пострижен в монашество. В Июле произведён в Иеродиакона и определён законоучителем при главном Лютеранском училище Св. Петра в Санкт–Петербурге; в Сентябре рукоположен в Иеромонаха; в Феврале 1798 года – в Архимандрита в Зеленецкий монастырь; 10 Ноября 1799 года переведён в эту пустынь и 18 Ноября – в Новгородский Антониев монастырь и тамошней Семинарии Ректором. На место его Настоятелем Сергиевой пустыни паки вступил Амвросий Протасов и был по 2 Мая 1800 года. 17 . ВЕНИАМИН Жуков, Великороссиянин, с 22 Апреля 1800 года по 1 Февраля 1803 года. Наконец был Архимандритом Иверского монастыря. Скончался в 1811 году. 18 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов, Великороссиянин, с 27 Января 1802 года по 1 Января 1804 года. Ныне, с 19 Июля 1813 года, Епископ Калужский и Боровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Амвросий написал: «в уважение того, что ученик Смирнов служил в архиерейском штате чиновщиком, а отец его священник крестовоздвиженской церкви С. Смирнов трудится по консистории присутствующим, священническое место за ним предоставить». Студенты, с дозволения начальства, имели вход в дворянские и купеческие дома для обучения детей. Студент философии Флегонт Веселицкий пр. Павлом на год был отпущен в Москву с казанским помещиком Толстым. Пр. Павел Зернов и Амвросий Протасов старались поддерживать единодушие, мирные взаимные отношения как между учениками, так и между начальниками и наставниками академии. Вот пример. Инспектор Израиль 33 заботился не только о нравственном совершенствовании академистов, но и о том, чтобы они по внешнему виду по приемам и обхождению походили на воспитанников военных и светских учебных заведений. Обучая учеников приемам людкости, светского обхождения и военной смелости, он иногда ставил их во фронт и учил по-солдатски. Под его командой ученики научились ходить в церковь и выходить из оной, входить в столовую и выходить из оной без шуму, чинно, по два в ряд, сперва малые, потом средние, а после всех большие. Израиль хотел, чтобы академисты и по внешнему виду, по костюму были похожи на воспитанников гимназии и школы военных кантонистов 34 . В 1816–1817 г., по его распоряжению, сшито было казеннокоштным ученикам платье по военной форме, именно серые сермяжные шинели с сборками назади, синего сукна сюртуки, четырех-угольные шапки. Весь этот костюм был обшит красным шнурком. Таким костюмом Израилю хотелось между прочим уничтожить неприязнь между кантонистами и академистами. Начальству академии странно было смотреть на заведение в академии фронтовой службы и военщины. Между начальством академии явился дух партий. Пр. Амвросий Протасов, проведав это, сам ездил в академию, спрашивал учеников, действительно ли их инспектор учит солдатству, и после в укор начальству от 25 сентября 1816 г. сдал в академическое правление такой приказ: «как о. ректору академии донесено каким то клеветником и бездельником, что о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Которых живопись во древности гремела! Картин их каждая была смесь ста других; То плод единственный воображенья их, Химера, пустота, ничтожество предмета. Достойно хощет кто, ко удивленью света, Все свойства начертать божественной души, На Александра зри – возьми кисть и пиши. Течением своим круг солнце совершая, Приятности не вдруг на землю к нам лиет: Где свет – где теплоту – где зорю воскрешая По месту, времени всем дары раздает. Круг дел твоих, монарх! обильнее дарами; Ты с трона своего льешь милость вдруг рекой. Не Феб животворит своими нас лучами; Но ты нам жизнь даешь, отраду и покой. Кроме штатной академической суммы содержание академии обеспечиваемо было неокладной суммой. Сумма эта составлялась: а) из остаточных экономических денег от штатной суммы, б) от пожертвований епархиальных иерархов, духовенства и монастырей и в) от разных местных случайных источников. а)      При умножении штатной суммы в 1798 и 1807 гг. и при содействии благотворителей, академия могла иметь остатки. Так от 1803 г. к 1804 г. остаточной суммы было 1323 р. 49 к., от 1804 г. к 1805 г. 716 р. 28 3 / 4 к., от 1807 г. 2002 р. 87 1 / 2 к., от 1811 г. 579 р. 58 к., от 1814 г. 1204 р. 72 к., от 1816 г. 1197 р. 91 1 / 2 к. б)      Преосвященные в некоторых случаях обращались к своим монастырям и духовенству и приглашали их жертвовать на содержание академии, кто сколько может по совести. Особенно склонялись к пожертвованиям в пользу сиротствующих питомцев монастыри. Так пр. Павел Зернов в 1806–1809 г. по случаю преобразования академии, пр. Амвросий Протасов в 1816 г. по случаю погорения академии в 1815 г. приглашали свою епархию помочь академии. Пр. Амвросий Протасов, «заботясь об обеспечении погорельцев бедных и сиротствующих академистов, в сентябре 1816 г. дал консистории приказание объявить во всеобщее сведение епархии такое свое воззвание к пожертвованию на академию: «из подаваемых ко мне во множестве прошений о принятии в академию церковников для обучения усматриваю, что многие по сиротству и бедности имеют необходимую нужду в помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 19 день июля сего года за 5467, консистория представляла ко мне прошение следующих лиц о желании их присоединиться из Римско-католического к Греко-униатскому исповеданию, именно: 1)звонаря Лебедзеевской Церкви Францишка Рабинского 22 лет, 2) его родного брата Петра 10 лет, 3) жены пономаря той же Церкви Юрия Юркевича Пелагии 41 года, 4) дочери того же пономаря Марианны 15 лет, о) дьячка Молодечнянской церкви Станислава Филипповича, 6) жены его Марианны, 7) их сына Леона Филипповича, 8) церковнослужителя Ильской церкви Феодора Барщевского 60 лет, 9) жены его Феклы 51 года, 10) церковнослужителя той же Церкви Иосифа Соколовского 48 лет, 11) жены его Варвары 45 лет, 12) церковнослужителя той же Церкви Францишка Ковалевский 38 лет, 13) жены его Марианны 38 лет, 14) церковнослужителя Крайской церкви Станислава Гринкевича 50 лет, 15) жены его Гертруды 41 года, 16) сына их Наполеон 18 лет, 17) дочери их Павлины 14 лет, 18) церковнослужителя той же церкви Амвросия Серафимовича 57 лет, 19) жена священника Радошковской Церкви Марциновского Розалии, 20) жены дьячка той же церкви Андрея Дзендзавицкого Анны, 21) дочери её Фортунаты Юзефовичевой, 22) пономаря той же церкви Михаила Немцевич, и 23) церковнослужителя Красносельской церкви Григория Яренкевича. По Высочайшему соизволению, последовавшему в истекшем году, женам и дочерям Греко-униатских священно и церковнослужителей дозволено обращаться к Греко-униатскому исповеданию; и затем я просил г. обер-прокурора Святейшего Синода об исходатайствовании Высочайшего соизволения Государя Императора на присоединение к тому же исповеданию и поименованных выше 12 церковнослужителей мужеского пола, соответственно их прошению. Ныне граф Протасов уведомляет меня к надлежащему исполнению, что, по всеподданнейшему его докладу, Государь Император Высочайше соизволил на присоединение помянутых лиц из Римско-католического к Греко-униатскому исповеданию. С тем вместе граф Протасов уведомил о таковой Высочайшей воле и г. министра внутренних дел, для сведения и надлежащего с его стороны распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Имел ордена св. Александра Невского и св. Анны 1 ст. Погребен на старом Лазаревском кладбище в Александроневской лавре 56 . Зверев в 1741 г. поступил в св. Синод архивариусом. – Об остальных в 1741 г. последовал Высочайший указ из Кабинета: «Понеже оставшиеся после бывшего Феофана архиепископа Новгородского семинаристы отосланы в Троицкий Александроневский монастырь, из которых, как известно, многие летами уросли и за тем уже их к дальнейшим наукам употреблять невозможно: того ради в Кабинет рассуждено этих семинаристов св. Синоду рассмотреть, и кого из них куда по способности определить надлежит, об этом представить в Кабинет.» Вследствие этого разбора трое, по нежеланию продолжать науки, отпущены на родину в Малороссию, где отцы их были мещанами; пять человек – Иван Львов и Сергей Львов Ростовцевы, Иван Дмитриев, Герасим Степанов, Антон и Иван Калмыковы, по собственному желанию продолжать науки и вступить в духовное звание, остались в Александроневской семинарии; Андрей Емельянов выпросился в Киевские школы, по близости к родине своей Миргороду; Алексей Соловьев, Нестор Дмитриев и Феодор Светлый отпущены, по их желанию, в дом синодального члена, Новгородского архиепископа Амвросия, для продолжения наук и поступления в духовное звание; Протасов и Котельников – дети рядовых, первый лейб-гвардии Семеновского, второй лейб-гвардии Преображенского полка, изъявили желание продолжать учение в Академии Наук и впоследствии оба были действительными членами Императорской Академии Наук и Российской Академии. Протасов Алексей Протасьевич, избранный в академики по физическому классу (с 1751 г.), заведовал выбором статей из иностранных газет для русских ведомостей и книг для перевода на русский язык и сам участвовал в переводе Естественной истории Бюффона; а по званию члена Российской Академии, учрежденной Императрицей Екатериной Великой в 1783 г., для составления Словопроизводного русского словаря, под председательством княгини Дашковой, занимался предварительным рассматриванием трудов сочинителей Словаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1) Алексей Иванович Войцехович получил образование в Благородном пансионе при московском университете и начал службу, в 1825 году, с департамента духовных дел иностранных исповеданий, но уже через год перешел в министерство внутренних дел, откуда в 1830 г. перемещен был в отделение духовных дел православного исповедания, для занятий по судной части, а в 1834 г. переименован в чиновника особых поручений. Настоящая его карьера началась собственно со времени поступления в синод Протасова. В первый же год обер-прокурорства последнего, именно в 1836 г., Войцехович был определен чиновником за обер-прокурорским столом, с заведованием канцелярией св. синода; на следующий год получил звание члена хозяйственного комитета и, наконец, в 1839 г. назначен директором синодальной канцелярии, которою управлял до 1855 года. Живой, огненный, одаренный быстрою сообразительностью, знаток канцелярских форм и законов, способный сообщать жизнь и энергию подчиненным, человек, у которого кипит дело, если только он захочет, оратор, решительный и смелый, изворотливый и ловкий, Войцехович мог почитаться, в некоторых отношениях, образцовым директором канцелярии. Его всегда, даже еще и до Протасова, употребляли в делах особенной важности, требовавших сметливости и сноровки. Так, он был послан синодом принимать Почаевский монастырь от базилиан и исполнил это поручение с особенною ловкостью. Волынский епископ Амвросий, в письме к князю Мещерскому, отозвался о Войцеховиче следующим образом: «Я, будучи весьма доволен неутомимыми его трудами, деятельным участием в сохранении строгого порядка и тишины с самого приезда сюда до последней минуты, отличным его усердием и благоразумием, основанными на самой расчётливой прозорливости и умных соображениях, в обязанность себе вменяю засвидетельствовать о том пред вашим сиятельством и, вместе с тем, приношу вам, милостивый государь, искреннюю мою благодарность за столь доброго человека». 246 Войцеховича же отправили принять в православное ведомство католический Пожайский камальдульский монастырь, 247 и он представил не только историческое описание этого монастыря, но и соображения свои о будущем, при обращении в православный, устройстве его – соображения, которыми вполне воспользовался св. синод. Вот некоторые из них, особенно любопытные. «По уважению – писал Войцехович – которое жители края имеют к монастырю сему, великолепию его церкви, обширности зданий, по значительности способов, которые фундуш представляет и представить может, возвести оный во 2-й класс православных монастырей и избрать в оный настоятелем архимандрита, известного св. синоду по своему образованию, трудолюбию и благочестию, а равно и монашествующих, если не столько образованных, то благочестивых, и именно из великороссийских губерний, дабы и образ жизни в монастыре, и чин служения были неослабно по правилам православного исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—670— на Самос, а в следующем году – в Миры Ликийские. В 1888 г. был избран митрополитом гераклийским. В 1890 г. получил назначение в синодальные члены и много потрудился в разных комиссиях. В этом же году он сыграл большую роль в столкновении патриархии с Портой; именно, он усиленно поддерживал патр. Дионисия в борьбе с правительством за прономии (права и привилегии) патриарха. По его совету Дионисий V издал энциклику, в которой объявил, что, в виде протеста против правительства, патриарх закрывается, богослужение в храмах прекращается, как приостанавливаются и все вообще церковные требы. Он участвовал и в переговорах с правительством об улаживании этого инцидента, что и удалось сделать как раз накануне Рождества Христова. Эта заслуга гераклийского митрополита Германа всегда вспоминается греками с признательностью. В следующие годы он тоже неоднократно присутствовал в Синоде, трудясь в комиссиях. В 1897 г. он был избран халкидонским митрополитом и с 1910 года снова состоял членом Синода до января 1912 г. При отправлении служебных обязанностей, в своих словах и делах, он всегда отличался твердостью и поэтому неоднократно сталкивался с почившим патриархом Иоакимом III. Из халкидонской митрополии митр. Герман и был избран на патриарший престол. Павел Златоустов Константинополь Адамов И.И. [Рец. на:] Прохоров Г.В. Нравственное учение св. Амвросия, еп. Медиоланского. СПб., 1912//Богословский вестник. 1913, т. 1, 3, с. с. 671–676 (4-я пагин.) —671— Вышедшее под таким заглавием исследование г-на Прохорова, кроме небольшого предисловия (III–VIII), заключает в себе три части: 1) часть первую (вводную) с кратким очерком жизни св. Амвросия Медиоланского и его литературной деятельности; 2) часть вторую с изложением нравственного учения св. Амвросия и 3) часть третью, специально занимающуюся выяснением отношений De officiis ministrorum св. Амвросия к De officiis Цицерона. К книге приложены 1) перечень источников и важнейших пособий, 2) тезисы, извлеченные из сочинения, и 3) алфавитный указатель собственных имен, упоминаемых в книге.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

87. Алексий 2, Патриарх Московский всея Руси. Слово Патриарха. СПб., 1991. – 56 с. 88. Августин (Сахаров), епископ. Поучительные слова. (В день Рождества Христова; на день св. ап. ев. Иоанна Богослова; на день Рождества Пресвятой Богородицы; 24 и 25 недели по Пятидесятнице; в день Усекновения главы Иоанна Крестителя; во св. Вел. Пяток). М., 1807. – 250 с. 89. Агафангел (Соловьев) , архимандрит. Слова. (На Новый год, Успение Божией Матери, обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, преставление прп. Сергия, в день Пресвятой Живоначальной Троицы, велмч. Георгия, в неделю о расслабленном, в неделю сыропустную, на Покров Божией Матери, об осуждении ближних). М., 1848. – 180 с. 90. Адоратский С., священник Собрание слов, поучений и речей с присовокуплением размышлений, кратких изъяснений и замечаний на отдельные тексты Свящ. Писания, и на некоторые изречения молитв церковных. Казань, 1863. – 507 с. 91. Александр (Кульчицкий), епископ. Несколько слов, поучений и речей. (В нед. Православия, день апл. Петра и Павла, ап. Иоанна Богослова, свв. Кирилла и Мефодия, мц. Софии и трёх её дщерей, в день Покрова Пресвятой Богородицы, на Новый год, в Вел. Пяток, арх. Михаила, Воздвижение Креста, в нед. о слепом). СПб., 1887. – 199 с. 92. Амвросий (Ключарев) , архиепископ, м. б. Полное собрание проповедей. В 5-ти томах. Харьков, 1902–1903. – (1832 с.). 93. Амвросий (Подобедов) , митрополит. Собрание поучительных слов. В 2–х частях. М., 1816. – (841 с.). 94. Амвросий (Протасов), архиепископ. Слова и речи на праздники Господни, Богородичные и святых; на дни недельные, на высокоторжественные дни; на разные случаи – речи и письма. СПб., 1856. – 327 с. 95. Амфитеатров В. , протоиерей. Воскресные Евангелия. Сборник проповедей. М., 1910. – 288 с. 96. Амфитеатров В. , протоиерей. Духовные поучения. М., 1916. – 255 с. 97. Анастасий (Братановский), архиепископ. Сочинения. Слова на праздники Господские, Богородичные» недельные, на праздники церковные, на торжественные дни и разные случаи. СПб., 1850. – 559 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Он состоял почетным членом Московского Университета, Общества любителей Российской Словесности, Общества истории и древностей Российских, Вольного Экономического Общества. Выход на покой им самим мотивирован в прошении и объяснен в автобиографии болезненностью. Но, между прочим, указывают и другую причину – недовольство им обер-прокурора Святейшего Синода, князя Александра Николаевича Голицына, которому он, на его «поучение», что Церковь должна быть в сердце, будто бы ответил: «то-то и беда, ваше сиятельство, что часто в сердце, вместо Церкви, находишь только колокольню; благовестят-благовестят, а как подойдешь, то ни Божией службы, ни того, кому бы совершать оную, не найдешь; одни колокола, в которые звонят мальчишки» 3888 . Глава вторая. Митрополит Амвросий (Подобедов). 1799–1818 Биографические сведения; назначение на Петербургскую кафедру; характеристика общеепархиальной деятельности; изменение титула; викарий; оставление Петербургской епархии и кончина; литературные труды. События из жизни Лавры. Наместники Лавры, архимандриты: Амвросий (Протасов). Израиль (Звегинцев), Вениамин (Весковский), Порфирий (Кириллов), Гедеон (Федотов). Усвоение наместникам звания архимандрита. Роспись собора и решетка. Перестройки в Лазаревской церкви: палатка и иконостас. Роспись Скорбященской церкви. Приспособлена Феодоровского Корпуса для Академии. Расположение помещений в Лавре. Постройка собственного здания для Академии и перемщение Академии из лаврского корпуса. Положение Лавры в отношении к городу. Богослужение в Лавре. Освящение медалей Двенадцатого года Погребения. Печатание проповедей. Освобождение лаврских служителей от повинностей. План земель. Земля за Невой. Лаврский приход Высочайшим указом Святейшему Синоду 16-го октября 1799-го года было повелено «Казанскому и Симбирскому архиепископу Амвросию быть архиепископом С.-Петербургским» 3889 . Митрополит Амвросий, в мире Андрей Подобедов, родился 30-го ноября 1742-го года в селе Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священником. С 1757-го года поступить в Троицкую Семинарию, где и получил образование. По окончании курса остался в Семинарии учителем. 12-го февраля 1768-го года принял монашество. В августе был переведен в Славяно-Греко-Латинскую Академию. Здесь сделался известен широким кругам просвещенного общества своим словом – «о пагубных действиях суеверия» – при погребении убитого Московской чернью Московского архиепископа Амвросия. Это слово было напечатано и переведено на Немецкий и Французский языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010