Ибо говорит Лествичник, якобы от лица тщеславия и гордыни, – если сам себя пред Господом часто укоряешь нас, – считай нас за паутину. Гордыня же, говорит святой Исаак, не то, когда в ум придёт помысел, не то, если кто побеждается от той по времени. Ибо от единого, говорит, движения помысла невольного не казнит, не осудит Бог человека; даже когда на время согласимся с ним, но тотчас победим страсть. Не за такое нерадение судит и осуждает нас Господь, но за то, если умом примет человек тот помысел за истину, как приличный и полезный для себя, а не почитает за люто вредящего ему. Более же всего осудится тот, кто словом и делом изобразит страсть. Так и о тщеславии и о каждой страсти говорится у Отцов. Слово Общее обо всех помыслах На все же помыслы злые подобает призывать Бога на помощь; поскольку не всегда имеем силу сопротивляться лукавым помыслам, как говорит святой Исаак, но нет иной такой помощи, как Бог . Того ради молиться Владыке Христу прилежно с воздыханием и слезами так, говорит Нил Синайский: помилуй мя Господи, и не дай же погибнуть мне! помилуй мя Господи, яко немощен есм! посрами Господи борющего мя беса упования! осени над главою моею в день брани бесовской! борющего мя врага побори, Господи! обуревающие мя помыслы укроти тишиной твоей, Слове Божий! Феодор же Студит, от Давида приняв, так повелел против нечистых помыслов молиться: Суди, Господи, обидящим мя, и взбрани борющим мя! 95 и далее из того же Псалма. Как пишут песнописцы: рассеянного ми ума собери, Господи! Олядевшее 96 ми сердце очисти! Как Петру ми дай покаяние! Как Мытарю воздыхание! Как блуднице слёзы, да зову Ти: помоги ми! От скверных помыслов избави мя! Ибо яко волны морские восстают на меня беззакония мои, и яко корабль в пучине погружаюсь помышлениями моими. Но в тихое пристанище наставь мя, Господи, покаянием, и спаси мя! Ибо зело скорблю по немощи ума моего, как ненамеренно страдаю по воистину невольному изменению. Сего ради вопию Ти: Богоначальная Троица Святая помоги мне! В стоянии мя дел добрых учини! Говоря так и тому подобное от Святых Писаний своевременно и согласно с каждым помыслом, обо всех призываем Бога на помощь, и Он упразднит их. Если же будет когда в нас, немощных, нечто похожее, когда нужно запретить и противоречить беспокоящим нас лукавым помыслам; то сие не просто так делается, но также именем Божьим, по слову Божественных Писаний и по подобию Святых Отцов говорим каждому помыслу так: Господь да запретит ти 97 и снова: отступите от мене вси творящии беззаконие, и уклонитеся от мене вси лукавнующие 98 , да поучусь в заповедях Бога моего; и по образу того старца, что говорит: отойди, окаянный, и приди возлюбленный! И брату, слышавшему это, полагающему что с некими беседует, и спросившему его: с кем беседуешь, Отче? Он же говорит: злые помыслы отгонял, и благие призывал. И если с нами случится такое, говорим же так и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Если же не можешь в безмолвии сердца из-за помыслов молиться, но видишь сих, множащихся в уме своём, – не малодушествуй об этом, но продолжай пребывать в молитве. Ибо блаженный Григорий Синаит, знающий, как невозможно нам страстным победить лукавые помыслы, говорит так: никто из новоначальных не удержит ум и не отгонит помыслы, если Бог не удержит его и не прогонит помыслы. Только сильным можно удерживать ум и отгонять помыслы. Но и эти не сами по себе отгоняют их; но с Богом подвигаются на брань их, как облечённые благодатью и во всеоружии Его. Ты же, если видишь, говорит, нечистоту лукавых духов, т. е. помыслы, всеваемые в уме твоём, не ужасайся, ни дивись; даже если и благие мысли явятся о вещах неких, не внемли тем, но, как можно, удержи дыхание, и ум в сердце затворяя, вместо оружия призывай Господа Иисуса часто и прилежно. И отбегут, как невидимо огнём палимые Божественным именем. Если же досаждают многие помыслы, тогда, встав, помолись на них, и снова примись за своё делание, крепко держась его. Как же помолиться на помыслы, об этом, даст Бог , после скажем. Если же и по молитве на помыслы, они продолжают бесстыдствовать и только умножаются по немощи нашей умом сердце блюсти; говори молитву вслух беспрестанно, много, крепко и терпеливо. Если ли леность и немочь объемлют тебя, призывай Бога на помощь и заставляй себя, что есть мочи, не отступай от молитвы; и всячески отойдут все помыслы, Божьей помощью отогнаны. Когда же утишится ум от помыслов, снова, внемля сердцу, делай молитву душевную или умную. Ибо сколь ни добродетельно делание, но недостаточно; сердечная же молитва всякому благу источник, и как сады душу напояет, говорит Григорий Синаит . И вот блаженный сей, вобрав в себя писания всех духоносных Отцов, последуя прочим, повелевает иметь прилежное попечение о молитве, от всех в ней помыслов как можно отдаляться; не только от злых, но и от на первый взгляд благих. Ибо безмолвие, говорит, есть временное отложение помышлений, дабы, не внемля им как добрым, большего не погубить; и искать в сердце Господа, то есть умом блюсти сердце в молитве и внутрь его всегда обращаться, как говорит Симеон новый Богослов. Есть же сие делание, говорит, чтобы ум блюсти в сердце вместо всех помыслов. Это нужно не только не навыкшим, не только новоначальным, но и закосневшим делателям, кои от действия благодати не приняли ещё и не удержали внутри сердца сладость молитвы. По опыту ведомо, как немощным сие делание неудобным и весьма жестоким кажется. Когда же кто обрящет благодать, тогда легко и с любовью молится, утешаемый от благодати: ибо, когда придёт действо молитвы, тогда воистину держит ум у себя, и веселит, и освобождает из плена, говорит Синаит. Ради этого претерпевать подобает, отвращаясь в молитве от всех помыслов, сколь можно, и не вставая петь до времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На это подлинно указывают нам святые, и вынимают сомнение из души нашей, дабы в борении мысленном, неослабном душевном, во время смущения, наносимого скверными помыслами, не уклониться нам в отчаяние. И снова, когда бывает милость благодати, – не будь беспечен, не возвышайся, но исповедуйся Богу, и благодари его, и вспомни о согрешениях своих, во время попущений, на тебя бывших: где падаешь тогда? как обретаешь ум скотский? И помяни окаянство естества своего, и прими 69 в себе нечистые помыслы и срамные идолы 70 , во время зимы 71 всеянные в душе твоей, и час смущения, и бесчиния помысел, чуть ранее восставших на тебя во мраке неведения; как быстро уклонился к страстям и собеседовал им, в помрачении души? И поминая сие, кайся и укоряй себя. Разумей же, что всё это промысел Божий наводит на нас, дабы смириться нам. Ибо, говорит блаженный Григорий Синаит, если не оставлен будет человек, – побеждён будет и в плен захвачен, поработится всякой страстью, помыслом и духом побеждаем, и помощь не получая ни от дел, ни от Бога, ни от иного чего, если недалёко и до от чаяния, насилуем во всём, не может сокрушиться и видеть себя под всеми, и последнейшим, и раба всем, и самых бесов горше, и вовсе насилуемым и побеждаемым. И это есть действие промысла, научение к смирению, коим второе и высокое от Бога даётся – Божественная сила, действующая и творящая всё её ради, сосудом своим всегда того видя, и той ради чудеса Божии делающим. Внимай же со страхом сие, если не смиришь мудрование своё – оставляет тебя благодать, и совершенно падаешь в вещах, в коих помыслами лишь искушаешься. Но если же стоять в добродетелях – не твоя в том заслуга, но благодати, носящей тебя в ладонях рук своих, оберегая от всего супротивного. Внимать же сему подобает нам с осторожностью, дабы не было нашей вины в укреплении лукавых на нас помыслов из-за неправильного нашего шествования по пути Божьему, но превратно и неосмотрительно. Со многим усердием и тщательно внимая всем Божественным Писаниям, жительство проводить, сколько есть сил, всё творя в благочестном смирении, хотящему находиться в любви Божьей и истинно спастись, и без разленения и без небрежения всегда делать дело Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Говоря так и подобно тому, и помышляя, что Божьей благодатью обрящем в том слёзы, подобает плакать, сколько есть сил, дабы, говорят Отцы, плачем избавиться от огня вечного и прочих будущих мук. Если же не сможем плакать много, – с трудом понудим себя хоть малую каплю выплакать, ибо всё судится от доброго нашего Судии, говорит Лествичник, как во всём, так и в слезах по естественной силе. Ибо видел, говорит, малые капли, как кровь с болью изливаемые; и видел источники без боли происходящие. Аз же, думаю, по Богу судил, больше по боли, а не по слезам трудящихся. Если же не можем обрести даже ни одной слезы малой, по слабости и небрежению нашему или иной какой причине, – не прекратим, не малодушествуем, но скорбим и воздыхаем, сетуем и печалимся о взыскании сем с благой надеждой. Ибо скорбь ума все дела телесные дополняет, говорит Святой Исаак. И снова Лествичник говорит: кто в слёзном взыскании себя окаянным считает, и, воздыхая, осуждает себя, скорбью и печалью душевной, глубоким сетованием и недоумением – тем может вполне заменить слёзы, ни во что вменяя их. Бывает, когда у иных по немощи не бывает слёз, как говорит святой Исаак, не только кому, ищущему того, но и обрётшему и принявшему дар слёз, слёзы перестанут и теплота остынет из-за телесной немощи. И Семён новый Богослов, говоря о слезах, и повелевая всегда плакать, если и не по смотрению некоему неизреченному, то по иной какой причине, говорит, что у некоторых будет мало слёз. И снова, из Писаний взяв, так вещал: вот и Давид говорил: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смирено Бог не уничижит 110 , и красиво сказал. Оттого духом и сердцем сокрушённым и смирённым скорбеть умом, печалиться и искать слёзы; искать, ежели воистину хотим, так подобает, как повелевает Святое Писание. Больше всего Симеон новый Богослов о сих до тонкости описывает, и Давида слова вспоминает, и писание Лествичника в пример приведя, говорит: а хотящий навыкнуть, в самую книгу да вникнет, но не до изнеможения телесного. Ибо не полезно бороть естество, понуждать тело сверх сил его; тогда помраченье на помраченье души наносишь, и смущенье её больше налагаешь, говорит святой Исаак, и прочие Отцы согласны с этим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В жительстве нашем должно иметь ввиду, что всегда и во всём, во всяком начинании душой и телом, словом, делом и помышлением посильно в деле Божьем пребывать. Ибо как вначале, живя в миру (мipy), в суете его, всем умом и чувствами поработились прелести греховной, говорит блаженный Филофей, так же подобает нам, по Богу к житию приступившим, всем умом и чувствами работать Богу живому и истинному, по Божьей правде и хотению, и творить святые его заповеди, и от всего, неугодного Богу, всячески удаляться, по Писанию, глаголющему: сего ради ко всем заповедем твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех 72 . Посему, от сна восстав, прежде прославить Бога; исповедавшись Ему, и потом лишь делания: молитва, пение, чтение, рукоделие, и другое какое поделье. Всегда же иметь ум во многом благоговении и в надежде на Бога, и всё творить к благоугождению Его, а не ни к тщеславию, ни к человекоугодию, зная, что Бог всегда с нами, иже везде сый и вся исполняяй. Поскольку насадивший ухо всё слышит, и создавший око видит везде. И если случится беседа, – беседуй по Богу, сохраняясь от роптания и осуждения и празднословия и любопрения; также и в пище и в питии, – всё прими со страхом Божьим. Наипаче же во время сна будь благоговейным, внутри – мысленно, снаружи – всех членов благосложенно. Ибо сон этот есть кратковременный образ вечного сна, т. е. смерти, и на одре возлежание в гроб положению подобно; и во всём этом Бога всегда пред глазами иметь, как говорит Давид: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть да не подвижуся 73 . Потому, кто так поступает, тот всегда в молитве; и если кто тело здравое имеет, – подобает утомлять его постом и бдением и деланием трудным, поклоны или рукоделие через силу подобает творить, да порабощается тело душе, и от страстей избавляется благодатью Христовой. Если же тело немощно, по силе утруждать его. О молитве же радеть всегда, и здравому, и немощному. Даже и при испражнении ум сокровенно да поучается, и это со страхом подобает совершать. Ибо телесное делание спросится от здравых телом и крепких, по силе каждого; мысленное же, если ум иметь в благоговении и в надежде Божьей, и любви его прилежать, всем должно делать, даже и в великой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Что же сотворим мы, страстные и немощные, как деланию сему научимся, дабы, по крайней мере, хоть немного сей помысел в сердцах своих водрузим? Ибо совершенно стяжать в себе эту память есть дарование Божие и дивная благодать, как говорит святой Исаак. Нам же парение ума нашего и омраченное забытье не дают пребывать и поучаться в сих. Ибо много думая об этом, и беседуя друг с другом о смерти, внутри же сердца слова сии углубить и утвердить не можем. Но сего ради не малодушествуем, не отступаем от делания сего, поскольку Божьей помощью, трудом и временем входим в сие. И если кто произволяет, да творит так, и да поминает прежде писаные слова, уразумевая, сколь нужно и полезно делание сие. Ибо как из всех кушаний нужнейший есть хлеб, так и память смерти важнее прочих добродетелей: и как невозможно алчущему не вспомнить о хлебе, так и хотящему спастись невозможно не вспоминать о смерти, говорят Отцы. Далее, вперить ум на то, как говорят в писаниях святые о различных страшных смертях, как блаженный Григорий Беседовник и иные многие. Полезно же, так думаю, чтобы воспоминать нам различные смерти, виденные и слышанные, и в наши дни бывшие. Ибо многие не только мирские (мipckue), но и иноки, в благоденствии пребывая и любя житие века сего, надеясь на долготу дней своих, не дожив до старости, внезапной смертью пожаты были. Некоторые из них в тот смертный час не могли дать никакого ответа; но так просто, стоя или сидя, восхищены были; иные же во время еды или питья испустили дух; иные в пути умерли, иные же, на ложа возлегши, надеясь малым сим и временным сном успокоить тело, так и уснули сном вечным. Известно, что иным из них мучения сильные, содрогания грозные и устрашения бедственные были в тот последний час. Одни лишь воспоминания о них могут немало устрашить нас. И приведя на память всё это, размыслим – где же друзья наши и знакомые? И какая от того польза, если иные из них честными и славными и властителями в мире (мipe) сем были, или богатство и питание великое телесное имели? Не всё ли сие тленом, смрадом и прахом стало? И помянем Песнописцев, об этом говорящих: какая житейская пища пребывает непричастна печали? Или какая слава стоит на земле непреложно? Но всё сие бессильней тени, сна обманчивей, сиюминутно, и всё сие смерть заберёт. Ибо воистину, всяческая суета, что в житии сем, не пребудет с нами по смерти. Не перейдёт туда богатство жития сего, не сойдёт с нами слава века сего. Но смерть, придя, всё сие погубит. Уразумев таким образом суету века сего, что мятёмся всуе упражняясь в житейском? Ибо краток путь, по которому идём. Дым есть житие сие, пар, персть, пепел, едва появится и вскоре погибает, и худший из путей, как говорит Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1788 году Высочайшим Рескриптом, данным Мая 10 Новгородскому Преосвященному Митрополиту, велено было соединить Новгородскую Семинарию с Александро-Невской в единую, и вытребовать в оную для образования к учительским званиям студентов из Семинарий Епархиальных. На сей конец распространён в Александро-Невской Семинарии курс учения несколькими лишними науками. В 1793 году Преосвященный Виктор, Архиепископ Минский, учредил Семинарию Минскую, и тогда же положено на содержание оной жалованья по 2.000 рублей; в 1798 году – по 3.000 рублей; и в 1799 году отделено из сей суммы на Волынскую Семинарию 1.000 рублей, но с 1800 года опять производится по 3.000 рублей. В 1797 году Преосвященный Иоанникий, Епископ Подольский, учредил Семинарию Подольскую, и тогда же положено на содержание оной по 3.000 рублей. В том же 1797 году Преосвященный Платон, Митрополит Московский, учредил Семинарию Вифанскую; и 1 Мая того же года положено на содержание оной суммы по 4.000 рублей. В 1797 году, Декабря 18, Именным Высочайшим Указом, последовавшим при утверждении новых духовных штатов, повелено, сверх двух прежних духовных Академий, Киевской и Московской, учредить таковые же духовные Академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре и в Казани вместо бывших там Семинарий, снабдив их всем, званию сему соответствующим, и для преподавания наук потребным. А при том в Киево-Печерской и Александро-Невской Лаврах, и в Московском Ставропигиальном Донском монастыре повелено иметь в каждом месте по десяти Соборных из Иеромонахов, определяя на сии места по дозволению Синода из монашествующих, учение своё в Семинариях и Академиях с успехом и пользой окончавших, и занимая их переводами, сочинениями, проповедью слова Божия, и преподаванием наук по Академиям и Семинариям, а также и соборным служением в праздники по тем местам, где они состоят соборными. На все же духовные училища, по состоявшимся новым штатам, назначено ежегодно жалованья 143.000 рублей. В следующем 1798 году, Января 11, Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Новгородским, объявлен Св. Синоду Именной Высочайший Указ, «что ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ему Преосвященному Высочайше повелеть соизволил, потребный для благоустройства духовных Академий и Семинарий порядок учредить во-первых в Невской Академии с тем, чтоб, применяясь уже к оному, и в прочих Академиях и Семинариях происходило таким же образом учение, и чтобы во все показанные четыре Академии были присылаемы из Епаршеских Семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук, и образования к учительским должностям; а в светские училища духовных учеников для обучения не увольнять». Вследствие того представлено было Св. Синоду от помянутого Преосвященного постановление, каким порядком должно впредь преподаваемо быть в Академиях и Семинариях учение; а по оному от Св. Синода и учинено всем Епархиальным Преосвященным предписание Указами от 31 Октября того же 1798 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Творящим же, или глаголющим православной Нашей восточной Вере и церковным преданиям противное, Нашего царствия всякого чина иностранным и иноверным людям, здесь живущим, за достоверным свидетельством блюстителя училищ и учителей, давая из во оном веру, Нашим Царским повелением запрещать и смирять, и достойным городским судом таковых, как хулителей Нашей восточной святой Веры и церковных преданий целость терзателей, без всякого помилования судить; дабы всякому было ведомо Наше Царское крепкое в православной Нашей, Вере и в преданиях церковных утверждение, и о защите той присное, усердное, крепкое промышление, никто же, никогда никоим-либо образом восхотел оной делом и словом противен быть, и укоризну каковую той приносить. Тринадцатое Из разных вер и ересей к Нашей православной восточной Вере приходящих, и её приемлющих, всех вписать в книги, и отдать блюстителю училищ с учителями, дабы они в хранении Нашей православный Веры и церковных преданий наблюдали; и кто из них как житие своё в ней препровождает, и крепко ли и цело оную и церковные предания содержит, известие имели. Если же кто из новопросвещённых не цело хранящим православную Нашу веру и церковные предания явится; и такового в дальние наши грады, на Терек и в Сибирь ссылать. Если же кто явится в держании своей прежней веры или ереси, из которой пришёл к православной Вере, а Нашей Веры в хулении; и таковой да сожжётся без всякого милосердия. Четырнадцатое И о сем их блюстителю с учителями заботиться крепко, чтобы всякого чина Духовным и мирским людям волшебных, и чародейных, и гадательных, и всяких, от Церкви возбраняемых богохульных и богоненавистных книг и писаний у себя никому весьма не держать, и по оным не действовать, и иных тому не учить. А у них же таковые книги или писания ныне суть, и оным таковые книги и писания сожигать, и никаких бы волхвований и чародеяний и гаданий впредь не держать. Также и неучёным людям свободных учений никому Польских и Латинских, и Немецких, и Лютерских, и Кальвинских, и прочих еретических книг у себя в доме не держать, в их за неимением довольного рассуждения и ради в Вере Нашей сомнения не читать, и нигде никому из оных еретических книг, и их восточной Нашей православной Вере, и церковным преданиям противных толкований, состязаний не иметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А иже имут в Наше царствие из Литовской страны, и из Малой России и из иных стран учёные люди, хотящие здесь, в Наших училищах, блюстителем и учителями быть, приезжать и о себе поведать, яко они благочестивые, и от благочестивых родителей рождены, и воспитаны в православной Восточной вере: и оным без подлинного об них известия и достоверных благочестивых людей свидетельства словесам их не верить, и в блюстители и в учители их не устроять, аще бы кто из них и писанием правду веры Нашей Восточной удостоверял, а не правды на ону Нашу православную веру от Римлян и от Лютеров и от Кальвинов и от иных ересей наносимые обличал и укорял: того ради что обычай есть таковыми способами прелестникам в верах замешание творить; прежде таковые являются, якобы совершенно благочестивые, и по благочестию ревнители крепкие, а потом, когда уверятся быть благочестивыми, тогда помалу развратные словеса вере Нашей всевать, и оной непорочную целость терзать начинают. Четвёртое В лучшую же крепость и вящшее утверждение православной Восточной Нашей веры Церкви установляем: блюстителю училищ и учителям в крепком и нерушимом содержании Восточной православной Христианской веры, и той от всяких иных вер и ересей в охранение и защиту творить крестное целование по чину, иже от Нас Великого Государя с советом Святейшего Патриарха постановлен и утверждён имать быти в уставе Академическом; а кто из них того по своей клятве цело не содержит, и начнёт каковые толкования, или подлоги к усумнению Нашей Восточной веры подлагать, или начнёт оную иных верам, или ересям во всём равенстве совершенном полагать; паче же аще кто из Них начнёт чуждую веру Римскую или ереси Лютерские и Кальвинские, и иные какие похвалять, а Нашу православную веру укорять, или каковые порочные на неё словеса произносить, и в таковых своих делах или словах достоверными свидетелями освидетельствуется, и таковый за усумнение родящие подлоги, или толкования, или чужих вер и ересей похваление, по вине да накажется, и от чина своего учительского да извержется; а за хуление Православной восточной веры, аще он в таковом хулительстве пребудет, без всякого милосердия да сожжётся. Аще же покается, и той да накажется, и от чина своего учительского да извержется. Пятое

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4) НОВГОРОДСКОЕ ДОМОВОЕ, при Митрополичьем доме, учреждённое в 1805 году, Марта 18, и того же месяца 25 открытое. В нём, кроме чтения и чистописания, преподаются ученикам: 1 . пение простое и партесное по нотам; 2 . правила церковного устава; 3 . Арифметика с Пасхалией; 4 . Грамматика Российская и начатки Латинской; 5 . История Священная, Всеобщая и Российская с Географией Всеобщей и Российской; 6 . Катехизис краткий и пространный с книгой о должности человека и гражданина; 7 . для ставленников сверх того преподаётся Руководство к чтению Св. Писания, должности приходского Священники и формы писания разных церковных записных книг, просьб, донесений, рапортов и проч. С будущего 1808 года откроется ещё преподавание краткой Логики и Риторики. Для сего училища отделан при доме старый корпус, так называемых Греческих покоев, строенных Греками Лихудами для заведения в оных ещё первоначальной Новгородской Семинарии. В сих покоях ныне помещаются квартирой все ученики, а 20 человек из оных по штату, сего года, Сентября 28, утверждённому его Высокопреосвященством Амвросием, Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, содержатся на полном иждивении неокладной домовой Архиерейской суммы, коей на них с учителями и производиться будет отныне ежегодно по 1.256 рублей 25 коп. Всех учеников казённокоштных и своекоштных со ставленниками ныне в сем училище находится 115 человек. Ставленникам, на своей пище содержащимся, даётся в училищном корпусе квартира без всякой платы. 5) СТАРОРУССКОЕ, при Старорусском Спасском монастыре, в 1805 году, Декабря 4, открытое. В оном преподаются предметы учения те же, какие и в Новгородском домовом училище, кроме особенных для ставленников. Учеников ныне в сем училище 68 человек, из коих 6 – на монастырском содержании. На жалованье учителей, на покупку книг и прочие по училищу надобности ежегодно собирается с уездных церквей из остальных церковных доходов десятая деньга. 6) КАРГОПОЛЬСКОЕ, в 1806 году, Января 30 открытое в Спасо-Каргопольском монастыре; где преподаются только ещё начатки наук. Ныне там учеников 46, из коих 2 человека на монастырском содержании. На жалованье учителей и прочие надобности по училищу положено 100 рублей с 2.000, положенных в Ломбард, и сверх того собирается от остальных церковных доходов ежегодно по десятой деньге.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010