О сем и блаженный Павел возопил и сказал: мне не буди хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа 200 . Ибо Крестный образ на четыре стороны разделяем, от среднего знамения показывает, что всё Божественным естеством содержимо суть: вышняя убо вышним рогом содержима суть, нижняя же нижним, посредине же двумя сторонами, то есть руками. Ибо даже покажет Господь Иисус, как он собирает и содержит всяческих; сего ради крестную смерть принять изволив 201 . И снова блаженный Павел, знаменуя к Ефесянам, пишет: да возможете, говорит, разуметь со всеми святыми, что есть широта, и долгота, и глубина, и высота 202 , знаменуя высотой небесное, глубиной же преисподнюю, широтой же и долготой и средними концами, всесильной державой содержима. Ибо этот образ и Божественный Давид воспел, глаголя: камо иду Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу 203 ? Аще взыду на небо, се есть высота; аще сниду во ад, се есть глубина, аще возму криле мои рано, еже есть солнечное восхождение, се есть широта; аще вселюся в последних моря, Западные страны так именует, сие есть долгота 204 ! Сего ради все дела наши Божественным Крестом совершаем, и покланяясь вознёсшемуся на нём Христу, величаем Его и прославляем. Ибо хвалящий Крест, Распнувшегося на нём почитает и славит и кланяется. Ибо Крестом мучитель попран бывает и смерть отбегает, и ад пленён бывает. Ибо Тот честной и животворящий Крест Господень вселенной слава и радование, благочестивых Царей непобедимое оружие, бессильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, доброчестивых воинов дерзновение, путешественникам спутник, обуреваемых победа, бедствуемых избавление трижелаемый и пречистый, плавающих наставление, обуреваемым тишина, монахов сила, мирских хранило, мучеников похвала, постников радование, Апостолов проповедание, Пророков пророчество, учителей помощь, всех Святых святое и честное украшение, хранитель благочестивых Христиан, его же и тень разоряет многоковарственные сети вражие. Тому мы, благословенные Христиане, да поклонимся; Того да облобызаем; Того вседушно целуем со страхом и радостью: со страхом ибо за недостоинство наше, с радостью же, за благодать, что нам дарует; но непрестанно сладости его наслаждаясь: ибо честным Крестом врата райские затворённые паки отверзаются, смерти держава разрушена, ад сокрушён, умершие жизни сподобились, небесное с земным соединилось, оставление грехов нам даровано, сыновьями Божьими и наследниками царства небесного называться сподобились.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Буди же известно Архимандриту Исаии, что по чину чести его во обрядовых употреблениях определяется, что же и запрещается, а именно: иметь и носить ему крест, и мантию просто монашеские и в алтарь царскими вратами без фелони и епитрахили не входить, ни же исходить; во время же священнослужения иметь ему Архимандриту одежду: стихарь и епитрахиль, пояс, нарукавницы, фелонь, набедренник, палицу и шапку, Архимандритом данную, также в служении и в хождении, где приличествует, иметь ковёр и посох Архимандрический в отмену Игуменского с четырьмя яблоками сребропозлащёнными, и тем довольствоваться, а ино сверх сего ничто же деяти, ни же осеняльные свечи иметь, ни же по первом входе на Литургии кадить, ни же трисвятое в алтаре гласно петь ни же на горнее место восходить; сидеть же во чтении Апостола по стороне горнего места и мир всем оттуда подавать, ни же в великий вход оставаться в алтаре, ни же у Иереев Святое в царских вратах принимать; но самому, держащему св. потир, купно с прочими Иереями исходить и входить; прочее же всё священнодействовать и царские врата отверзать и затворять по Литургиарию, яко Иереи священнодействуют; ни же в вечернее и утреннее пение, паче же на Божественной Литургии же служащему, отнюдь не дерзать мир всем глаголати: сие бо есть Архиерея или служащего Иерея, иже в оно время носит образ Христов. В духовность же себе он Архимандрит мирских людей всякого чина и возраста без нашего особливого благословения и своего монастыря из братии никого и прочих монастырей монахов и монахинь да не приемлет, и прочего по званию его неприличного отнюдь да не творит; но да поступает в звании своём благоговейно и умеренно, и по силе Духовного Регламента непременно, ни мало оного не забывая; церковное же всё да управляет по правилам св. Апостол и св. Отец и по нашему благословению, а в недоумеваемых нашего Архиерейского рассуждения и повеления да имеет ожидать. Жительствующие же в оной обители Иеромонахи, Иеродиаконы, монахи и все тому монастырю подчинённые да приемлют отца своего и предводителя Архимандрита Исаака по достоинству, и да повинуются ему, яко наместное спасения их приставничество от самого Господа чрез мерность Нашу преемшему; да предпочитают же его и слушают во всём, яко не оному сего хотящу, но Христу, рекшу ко Апостолам: слушаяй вас, мене слушает, и отметаяйся вас, мене отметается; отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя; тем же и тии подчиненнии и оному Архимандриту да не будут отметники, но яко самому Христу в лице Его повинующиеся послушники, от Него же да обрящут милость в день судный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

правила и церковные предания повелевают. Подобает убо ему Архимандриту Исаакию быть боголюбиву, братолюбиву, кротку, смиренну, трезву, целомудренну, благоговейну, страннолюбиву, учительну, не пьянице, не сварливу, не мздоимцу, смотреливу, не завистливу, не сребролюбиву, церковному и монастырскому исправлению безленостно прилежать, и опасну стражу иметь и радеть о сущих под ним, яко истинному отцу и наставнику, с добрым всегда и неусыпным вручённой ему обители надзиранием еже есть неведущих наставлять, претыкающися исправлять, и добре подвизающаяся утверждать; мысленных же волков от вручённого ему Христова стада отгонять пращой Божественных, Пророческих и Апостольских словес; и отеческих преданий; не токмо же учением, но и самым делом, самым благочестного по Богу жития своего образом свет проявлять подчинённым себе по слову Господню: вы есте свет мира, и да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех. Наипаче же да не мечтают монашествующие о чине своём иное нечто, паче надлежащего им долженства. Подобает ему испытно и известно самому ведать и подчинённым часто внушать что иноческого жития сила вся состоит в непрестающем подвиге, еже како бы день от дня умерщвлять в себе душевредные страсти, и день от дня возрастать в богоугодных добродетелях; и того ради внимая себе и своему стаду, содержать оное в присном покаянии, богомыслии и молитвах, и яже к тем способствуют, в трезвости, пощении и трудолюбии, отнюдь не допуская их до объедения и пьянства и всякому злу виновного празднования. И понеже к таковому душеполезному подвигу действительное могущество подаётся человеку свыше Богом и Господом нашим Иисусом Христом; того ради должен монашеский Настоятель увещевать братию свою, да вседетельной себе благодати от Бога непрестанно и всежелательно просят; подаваемую же себе благодать небрежением и леностью своей да не тщу и бесплодну творят; аще же кто и исправен в таковом пребудет, и тому накрепко внушать, да о исправлении своём отнюдь не возносится, и от этой фарисейской льсти да хранит себе всячески, бегая оной, яко крайне гибельной отравы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) Крест благословящий обложен серебром резным золочёным, а на кресте распятие Господне литое. 3) Книга Минея общая печатная в десть. 4) Сосуды церковные серебряные белые и 5) Кадило серебряное белое. 6) Воздух и два Покровца, у которых середины атласа золотного, а опушки атласа по серебряной земле. Кресты нашиты из кружева (сетки) кованого, серебряного; подложены воздух и покровцы тафтой зелёной. 7) Воздух же, да два покровца, у которых середины камки червчатой, опушки камки зелёной мелкотравчатой; кресты нашиты тафтяные белые; подкладка из дорогих червчатых Гилянских. 8) К местным образам две пелены; середины у них атласа золотного по червчатой земле, опушки атласа золотного по серебряной земле; кресты нашиты из кружева (сетки) кованого серебряного, подложен тафтой зелёной. 9) Покров на раку Св. Артемия; средина оного из бархата червчатого, каймы атласа зелёного, по атласу вышит Артемию Чудотворцу тропарь и кондак, да повеление Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руссии, да сестры Его Государыни Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны; на покрове нашит крест с дробницами серебряными золочёными, около дробницы обнизано жемчугом средним, около средины и по краям покрова верёвки шиты серебряные; подложен покров тафтой лазоревой. 10) Две ризы из камки куфтер белого, подложены киндяком лазоревым, опушены камкой червчатой, подпушены дорогами рудожёлтыми, на одних ризах у оплечья по бархату чёрному, шиты золотом и серебром травы, а на других ризах у оплечья шито по бархату золотому по червчатой земле. 11) Стихарь Диаконский из камки белой куфтер, подложен киндяком лазоревым, опушен камкой червчатой, подпушен дорогами рудожёлтыми, на оплечье и зарукавьях по бархату чёрному шиты травы золотом и серебром. 12) Два стихаря подризных (подризники) из тафты белой, подложены крашениной лазоревой, опушены тафтой зелёной, подпушены дорогами рудожёлтыми, оплечья и зарукавья из бархату червчатого по белой земле морх червчатый. 13) Две епитрахили, да три поручи да орарь из бархата золотого Кизалбаского полосатого по серебряной земле, подложены дорогами рудожёлтыми, опушены атласом червчатым; на епитрахилях и на поручах пуговицы серебряные белые, у епитрахилей и орарей кисти шёлковые с золотом, варворки канительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По которому его Архимандрита прошению, вручая ему, Архимандриту Никифору, сию, о сане его свидетельствующую грамоту, Архипастырски заповедуем, дабы он, Архимандрит, пребывая в означенном Ставропигиальном Спасо-Преображенском Пыскорском монастыре, в возложенном на него звании поступал с достодолжным в оном благоговением и умеренностью, и находящуюся в оном монастыре братию и прочих подчинённых, каковых и ныне там есть и впредь быть имеют, содержал и управлял, как Священное писание, святых отцов правила, Духовный Регламент, и Её Императорского Величества Высочайшие Указы повелевают, со всяким тщанием; вкупе же и сам, подвизая себя на всякое дело благое, к чему наипаче одолжает сан его, бодрственно наблюдал, дабы как означенная братия, так и прочие подручные не были в нужном себе наставлении скудны, но был бы им присно показуемый путь спасения; смотрел бы опасно, всяк ли в той обители пребывает в звании своём так, как должно есть, и по усмотрению добре ходящих утверждал, ленивых возбуждал, нерадивых наказывал и во всём бы самого себя представлял образом всяких благодеяний; к сим же да не мечтают монахи иное нечто о чине своём паче надлежащего им долженства. Чего ради подобает ему Архимандриту испытно и известно как самому ведать, так и подчинённым часто о сем внушать, как иноческого жития сила вся состоит в непрестающем подвиге, еже как бы умерщвлять плоть свою и порабощать духу, и день от дня возрастать в, богоугодных добродетелях, и, которые к тем способствуют пребывать в трезвости, пощении и трудолюбии, с опасным от объедения и пьянства себя воздержанием и удалением в праздности бытия, как всему злу виновного. А понеже к таковому душеполезному подвигу действительное могущество подаётся человеку свыше Господом Богом нашим Иисусом Христом; того ради Настоятель монашеский должен увещевать братию свою, да вседетельной себе благодати от Бога непрестанно и всежелательно просят, подаваемую же себе благодать небрежением и леностью своей да не тщу и бесплодну творят. Если же бы кто исправен в таком подвиге явился, и тому накрепко внушать, да и о правлении своём отнюдь не возносится, и сей Фарисейской льсти да хранит себя, всячески бегая оной, как крайней гибельной отравы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

127  Древнее присловье, давать в стену деньги или собирать деньги в стену, не вышло ещё из памяти Холмогорских поселян, старожилов около посадных волостей. Сими словами означается у них оклад денежный или тягло, относимое на счёт Государственной казны, что надлежит взыскать без упущения и заплатить непременно. 128  Год, месяц и день, когда сия грамота была совершена, не показаны в той грамоте, по старинному обыкновению древних письмоводителей. 129  Всё сие рассуждение взято из записок Академика Лепехина, напечатанных в СПб., в 1805 году, части IV. 130  Г. Ломоносов в поэме своей: Пётр Великий в 1 песне приписывает сооружение этой стены Царю Иоанну Васильевичу. 131  Бе-Дзин на Китайском языке значит скверный город: а Бе-Джин на Монгольском значит город, повинующийся небу. Китайское Государство Россияне называли сначала Камбалыком, неизвестно почему. Потом, получив подробнейшее о Китайцах понятие от Монголов, назвали Китаем, от Монгольского слова Китат, коим Монголы их называют. Сами же Китайцы именуют себя Хан-Жинь и Ман-Дзы, а Маньчжуры Никан. См. Фишерово Рассуждение о разных именах Китайского Государства и о Ханских их титулах, в Ежемесячных сочинениях 1756 года, Октября месяца. 134  Он отправился в Китай с караваном первой раз в 1705 году, и возвратился оттуда в 1706 году. В другой раз поехал туда в 1713 году и, возвращаясь оттуда, в 1715 году, умер на дороге. О сем пишется в Иркутском Летописце. 136  Католические Миссионеры поселились в Кантоне с 1581 года, а в Пекине с 1601 года, и ныне там имеют три монастыря Иезуитских, четвёртый Августинский, семь Епископов, несколько Семинарий, библиотеки, свою Китайскую типографию, И по всем почти Провинциям Китайским своих проповедников. Ныне обращенников их из Китайцев, а Частью и из Маньчжуров, считается более миллиона. В 1805 году всё сии Миссионеры подпали было в Китае гонению, которое хотя и утишилось, но доверенность их при Китайском Дворе ещё доныне не восстановилась, и все из Европы присылаемые к ним бумаги прочитываются Министрами, а также вольность их ограничена во многом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1351 . Бухаркин П. Е. Старчество и смена писательского типа в русской литературе//Вестник С.-Петерб. ун-та. СПб. 1993. 2: История, языкознание, литературоведение. 2. 70–78. 1352 . Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М. 1995. 638. 1353 . Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Н. Новгород 1995. 1. 476. О трех степенях Богопознания; 2: О предметах религиозного познания; 3: «Душевный человек» в борьбе со страстями (начало)]. 1996. 2. 456. «Душевный человек» в борьбе со страстями (продолжение)]. 1997. 3. 539. «Душевный человек» в борьбе со страстями (продолжение)]. 1998. 4. 411. «Душевный человек» в борьбе со страстями (окончание). Жизненный путь епископа Варнавы (биогр. очерк)]. 1354 . Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама //ЖМП 1960. 10. 33–44. 1355 . Власова А. А. Трансформация аскетического идеала святогорцев-славян в русской культуре//Агиологическое древо русской культуры. М. 2000. 46–59. 1356 . Глушкова В. Люди и монастыри. Воронеж 1997. 478. 1357 . Голейзовский Н. К. Заметки о творчестве Феофана Грека//ВВ 1964. 24. 139–149. 1358 . Голейзовский Н. К. «Послание иконописцу» и отголоски исихазма в русской живописи//ВВ 1965. 26. 219–238. 1359 . Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв.//ВВ 1968/1969. 29. 196–210. 1359-а. Голейзовский Н. К. «Послание о рае» и русско-византийские отношения в середине XIV века//Искусствознание. Ж-л по истории и теории искусства. М. 2001. 2. 82–114. 1З60. Гролимунд Василий. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток и Запад/Ред. Водолазкин Е. Г. СПб. 1999. 122–135. 1361 . Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1972. 172. [С анализом исихастских влияний ( Исаак Сирин , Палама и др.)]. 1362 . Денисенко А. Студииний статут Печерського монастиря//Kuib. старовина. Kuib 1996. 1. 125–126. 1З6З. Древнерусские иноческие уставы. Уставы российских монастыреначальников/Сост. еп. Амвросий (Орнатский) . М. 2001. 293.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Слово (9) О последующем хранении себя Когда же сподобит нас Господь своей благодатью обрести слёзы и плакать или чисто помолиться, тогда всячески подобает сохраниться от духа гневного и прочих неподобных помыслов. Ибо тогда или внутренними помыслами тщится смутить нас враг, или извне мятеж и брань навести замышляет, стараясь сотворить дело наше порочным, как говорит Лествичник: когда трезвенно помолишься, вскоре гневом борим будешь, ибо от врага это. Тем же, говорит, всякую добродетель, особенно молитву, всегда сотворяем со многим чувством. Также подобает отстраняться от ярости, гнева и прочего, вредного душе, а после молитвы быть лучше, поскольку безгневие связано со слезами как некими браздами, и если отпустим те бразды или недобро управляем, тотчас бесчинствует. Так же и Нил Постник говорит: сильно завидует бес молящемуся человеку, и всякой пакостью тщится затмить того разум, всё время подвигает память к помышлениям о посторонних вещах, все страсти плотские воздвигая, дабы воспрепятствовать доброму его настроению и движению к Богу. Когда же лукавейший бес, много сотворив, не сможет забавить 115 , усердного в молитве, тогда даст некую слабину, но потом отмщается от того помолившегося 116 : или же в гневе того разожжёт и погубляет всё доброе устроение, бывающее в нём от молитвы; или омрачает ум, раздражив к некой бессловесной сласти. Для того, говорит, помолившись как подобает, ожидай чего не подобает, и держись мужественно, храня плод свой, ибо на то изначально и поставлен был, еже делати и хранити, дабы делая, не оставить несохранным сделанное. А если не так, – никакой от молитвы пользы. А слова еже делати и хранити святой сей от Ветхого Завета привёл. Ибо написано, еже сътвори Бог Адама, и положи его в раи делати и хранити рай 117 . И здесь нарёк молитву райским делом, хранение же, что после молитвы – соблюдение от помыслов неподобных. И когда застанет нас Господь в таковом, всячески бережём себя от неподобных помыслов, тем более от слов и дел, и тогда с осторожностью соблюдаем чувства, дабы от сих не пришла на нас брань. Если же вдруг впадёт душа в помышление, тотчас прибегает к Творцу с мольбой, и Он разорит сие всё. Нет лучше и беспечальнее сего делания. И так Богу, подающему силу, душу нашу в страхе Его сохраним, не позволяя ей от помыслов по слабости ума рассыпаться. Да не восхитит ума суетное веселье, и слабый помысел не погубит душу, приобрётшую умиление. Но после слёз и молитв в том же состоянии себя сохраняем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И в другом месте: блага, говорит Писание, два паче единого 122 . Иными словами, благо отцу с сыном содействием Божественного Духа к делам приступать. И дальше: если кто без помощи против духов бороться начинает, – погибает от них. Перечислив добрые нравы некоторых, говорит: таким всяческое человеческое общежитие вредно, ибо могут с одним наставником от безмолвия, как от пристани, на небо восходить; пребывать же в общежительных разговорах и соблазнах им нет нужды. Неискусным же и побеждаемым душевными страстями ни касаться безмолвия, ни, тем паче, уединения Отцы не велят. Страсти же душевные – тщеславие, мнение, лукавство, и прочие, от них происходящие. Недужный ими и безмолвие начинающий подобен спрыгнувшему с корабля и на доске безопасно к земле добраться хотящему, говорит Лествичник. Те же, кто с мерзостями борются, т. е. с телесными страстями, и им не просто, не по случаю, но во время, и без уединения же, но если только имеют наставника, ибо уединение требует ангельской крепости. И ещё некие от душевных страстей помянув, говорит: сими мучимый, и тени безмолвия видеть не дерзает, дабы не впасть в исступление. И многих иных дивных и великих Отцов, так научавших и так творивших, находим в Святых Писаниях. Святой Исаак, паче всего безмолвие уважал, и Великого Арсения называет совершенным безмолвником; хотя и тот служителя имел и учеников. Так же и Нил Синайский и Даниил Скитский учеников имели, как написано о них в Писаниях и говорят многие другие. И повсюду в Святых Писаниях находятся похвальные слова безмолвию, что с одним или двумя. Мы сами были очевидцами в святей горе Афонской и в странах Царьграда, и в иных местах многих такого пребывания, если найдётся где духовный старец, – имеет ученика одного или двух, а если имеет когда нужду, то третьего. И если кто поблизости безмолвствует, приходя в подобающее время, просвещаются беседами духовными. Мы же, новоначальные и неразумные, один от другого вразумляемся, и утверждаемся, как написано: брат братом помогаем яко град тверд 123 ; и имеем непрелестного учителя – Боговдохновенные Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Если и в настоящее время не видится нам полезным, то после же окажется полезным, как Бог устроит, а не как мы хотим. Сего ради не подобает отвлекаться человеческими помыслами, но всей душой веровать, как всевидящее око всё видит, и без Его воли ничего не может нам быть, и ради милости своей посылает нам это, да искусившись в сих и претерпев, венчаны будем от Него. Поскольку без искушений никто и никогда не был венчан. Того ради о сих всех благодарение Господу воссылать, как благодетелю и Спасителю нашему. Ибо уста, всегда благодарящие, примут благословение от Бога, и в сердце благодарящее впадает благодать, говорит святой Исаак. Удержитесь же от роптания на оскорбивших. Поскольку он же говорит: все немощи даёт человеку Бог, повсегда же ропщущего не терпит, если не научит его. Подобает же нам иметь полезную скорбь о грехах с надеждой благой и с покаянием к Богу, осознавая, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божье, но всё прощает Бог кающимся и молящимся. Ибо сия скорбь с радостью смешана бывает, и сотворяет человека ко всякому благу усердным, терпеливым ко всякой болезни. Скорбь бо по Бозе, говорит Апостол, покаяние в спасение неотложно сдевает 88 . Скорбь же противную, от бесов нам приносимую, тщательно подобает от сердца отметать, как и прочие злые страсти, и молитвой и чтением, общением и беседами с духовными людьми упразднять её. Поскольку всему злу виновницей бывает: если удержится в нас, вдруг обернётся отчаянием, сотворит душу пустой и унылой, некрепкой и нетерпеливой, к молитвам и чтению ленивой. Шестой помысел Уныния Когда же великое уныние ополчится на нас, – в великий подвиг душа возводится, ибо лют сей дух и тяжек, содействует и помогает духу скорбному. Борьба сия сильно притесняет безмолвников; когда волны её жестокие восстанут на душу, – не чует человек в тот час, как избавиться от них тогда. И такие помыслы влагает в него враг, что ныне ещё не зло, но потом, в прочие дни горше будет, и шепчет ему, что оставил его Бог, и не заботится о нём. Или что так происходит без промысла Божьего, и ему одному только так, прочим же не было и не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010