ГНЕВ Познайте корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные. (преп. Макарий) Смущаетесь, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайтесь всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молитесь в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаетесь, не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию,- это происходит от гордости. А гнев мужа,- по слову святого апостола Иакова, — правды Божия не соделовает (Иак.1:20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. (преп. Амвросий) Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет никакой пользы. (преп. Амвросий) Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце. (преп. Иларион) ГОНЕНИЯ В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша Православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. Надо честью для себя считать такое отношение. Аще укоряема бываете о Христовом имени, блажени, яко слава и Дух Божий на вас почивает, — сказал апостол Петр (1Пет.4:14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы — не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует. (преп. Никон) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф.24:9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Если кто из приходящих в вашу обитель упомянет и мое грешное имя, что ему сказано простое благословение, по его желанию, отправиться в вашу общину. В принятии же приходящих сами усматривайте для вас и для обители. И к этому прибавлю, что недугующих пустою завистью и не следует принимать. В таких людей нужно всматриваться (преп. Амвросий). Пишешь, что мамаша и дедушка рады твоему желанию поступить в лик преподобных мудрых дев. И я радуюсь и утешаюсь твоим желанием. Да и как нам не радоваться о тебе, когда такому делу радуются даже Ангелы на небесах! Блажен, егоже избрал и приял еси Господь! Особенно в юности! (преп. Анатолий). Вновь желающим поступить в монастырь — в принятии весьма уклоняться из братий других монастырей, а из светского звания прямо поступающих с рассмотрением при­нимать и по довольном удостоверении в поведении хорошем определять советую (преп. Моисей). Потеря зрения Сожалею я о вашей сестрице, что она лишилась зрения одним глазом. И я тоже пользуюсь одним только глазом, но на Бога смотреть можно. Так и вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим на суету сует, чтобы не видеть их (преп. Антоний). Поучение других Вы пишете, что говорите сестрам некоторым о жизни духовной, о бранях и прочее. Я вас в этом не связую, в случае нужды почему не сказать? но помните и свою ни­щету, и слово Апостола: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2, 21) и: «не многие делайтесь учителями» (Иак.3, 1) и опасайтесь, как бы не попасть вам в наставницы в своем мнении и в ироническом мнении других, а келью свою (т. е. душу) засорить сором чуждым, хотя теперь еще и не много, но могут и умножиться. Я вам и прежде о сем писал: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10, 16)... (преп. Макарий). Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира (преп. Макарий). Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 29—30). Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись пути правого (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...В последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: «тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную» (Ср.: Мф.7, 14). Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11,28—29). И тогда «иго Мое» будет для вас «благо, и бремя Мое легко» (Мф.11, 30). Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение, на все победа (преп. Амвросий). Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божии хотения (преп. Амвросий). Вопрос: «Как спастись?» Ответ: «...Елико имаши силы уничижай себя нощь и день, понудися увидети себя под всяким человеком: сей есть истинный путь, кроме бо сего ин несть хотящему спастися, о укрепляющем его Христе» (преп. Макарий). Правда, после тех прыганий да выездов — нечего и ждать духовной радости, чуждой миролюбцам и совершенно им неведомой. Но все-таки на твоей стороне та выгода, что ты хоть и непричастна свету, но и тьма тебя не прельщает: ты уже чувствуешь сердцем бессмысленную мглу светских удовольствий. Но эту истину не всякий может понять, а ему же дано будет свыше. «Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец Мой привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 44). И разум этот, и чувство это даются не всем, а избранным, испрошенным, так сказать, Самим Спасом нашим у Бога: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне... Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17. 9, 11) (преп. Анатолий). ... «Иисус утверди лице Свое ити во Иерусалим...» (Лк. 9, 51), решил, приготовился идти во Иерусалим на подвиг Свой. В духовном смысле это означает, что всякий христианин, который, подобно Христу, решил идти в Горний Иерусалим, то есть проводить духовную жизнь ради Царства Небесного, должен «утвердить лице свое», приготовить себя к этому путешествию, решиться на прохождение подвижнической жизни. Надо уготовиться и решиться, ибо путешествие это требует именно подвига, понуждения себя на совершение всех добродетелей, коими достигается Царство Небесное. Надо уготовиться и решиться, ибо самому совершению добродетелей противодействуют и противостоят различные скорби, соблазны, препятствия, и прежде всего от людей, подущаемых врагом нашего спасения. Враг желает воспрепятствовать доброму намерению и внушает людям мира сего ненависть к рабам Божиим (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не напрасно в Писании сказано: «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 6) или в сей жизни, или в будущей. Праведен суд Божий. Хотя читаем во многих местах Пи­сания, что «Господь благ, преблаг, щедр и многомилостив» (Ср.: Пс.144, 8—9), но милосердие Свое растворяет и правдою, и правосудием. Господь помиловал разбойника на кресте, сознавшего свою вину и исповедавшего благость и праведность Господа, но разбойнику этому пришлось потерпеть, кроме крестных страданий, и то, что пришли и перебили ему голени, и он на одних руках висел три часа в ужасном томлении и мучении. Поэтому никто да не помышляет, что благоразумный разбойник легко наследовал рай. Правда, что получил это скоро, но не без великого страдания, и томления, и мучения. Немного таких людей, которые терпят скорби и томления за одну благочестивую жизнь, по сказанному от Апостола: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3, 12). — Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения (преп. Амвросий). ...Все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит Апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12, 6, 8). Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что чрез эту скорбь вы включены в число сынов Божиих, по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое сие достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ведь я — монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, как совершается чин пострижения на деле, а не унывать. Сказано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Ср.: Иак.1, 2). Помню я, когда еще был Николаем, батюшка Варсонофий сказал надо мной молит­венно такие слова: «Господи! Спаси сего раба Твоего! Буди ему Помощник! Защити его, когда он не будет иметь ни крова, ни приюта!..» (преп. Никон). «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле (преп. Варсонофий). Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру (преп. Никон). ...Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-му­чеников... Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят (преп. Варсонофий). ...Монастыри будут в великом притеснении и гонении... Истинные христиане будут ютиться в маленьких Церквочках... Не дай, Господи, дожить до этого времени... А вы доживете, будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потом и в лишении (преп. Варсонофий). Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно искушений скудельному сосуду. Будьте спокойные (преп. Лев). Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: «враги человеку домашние его» (Мф.10, 36). Терпи все и смиряй­ся, тогда будет хорошо и спокойно (преп. Амвросий). Ты указываешь на два лица... которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще Апостол говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Теперь нет Диоклитианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцев, делать добрые дела (преп. Никон). Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противни­ки плачут, верные же все радуются (преп. Иларион). ...Изволите вопрошать мою худость, что полезно ли вам ехать на Святках к родным для известного дела, или нет. Но как вы сами предчувствуете, гадательствуете, что может последовать неприятность, в таком случае прошу оставить сию поездку, ибо такие спасительные дни. Если будут сими-то упражнениями почитаться, то уже христианам несвойственно, а в такое время нам послушать пророка, глаголющего: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26, 4) (преп. Лев). По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т. п., то к вечеру можно поработать (преп. Амвросий). Святой апостол Павел пишет: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал.5, 25—26). И еще: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5, 16). И еще: «вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6, 1). Апостольские сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т. е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (преп. Амвросий). Празднословие ...Я писал не об уединении, а обуздании языка от празднословия и вредных от сего последствий, рассеяния и помрачения ума; уже не так будет приятно чтение после рассеянности (преп. Макарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И вот о.Тихон видит сон. Как будто спешно бежит он из Москвы. Вдруг на пути страшная пропасть. Обойти нельзя – надо прыгать. Он перекрестился и прыгнул на ту сторону. Но неудачно. Сил не хватило перепрыгнуть как надо. Руками он ухватился за какой-то кустик, а ногами повис над бездной. Кустик дрожит, того и гляди вот-вот обломается или вытащится с корнем. И в этот момент подходит к нему какая-то монахиня дивной красоты и хочет ему помочь. Но о.Тихон грубо ее отстранил и сказал: – Ну, ну, я только что бежал от такой же красавицы! – Я твоя заступница, – отвечает Та ему. Ухватила его за руку и вытащила совершенно из пропасти. О.Тихон очутился в каком-то чудном, прекрасном саду, словно в раю. Здесь оказался о.Амвросий, оптинский старец. Удивился, как он миновал страшную пропасть. А когда о.Тихон рассказал ему всю историю своих душевных страданий и то, как он был спасен Дивной Монахиней, о.Амвросий, как и в прежнее время, ударил его рукою по лбу и сказал: – Это Матерь Божия тебя спасает. Беги из Москвы. О.Тихон проснулся. Хотя это ему и не требовалось, но в подтверждение истинности сна и отвращения помыслов, что виденное – простое сцепление представлений на тему его мучений и желания избавиться от них, лоб чувствовал боль. Но в сердце его, наоборот, водворились такой покой, безмятежный мир, такая непередаваемая радость, каких он до сих пор не испытывал. И в этом настроении он встретил и провел Пасху. В таком же благодатном состоянии прошли вся весна и лето. Однако напрасно было бы думать, что диавол так легко и слабо сдает свои позиции. Сильному – и более сильное испытание. Когда я выслушивал от старца его повествование о своей несчастной любви – вернее, это слово здесь и не идет, – он чуть заметно благодушно улыбался одними глазами. Он любил природу, особенно цветы. Природа напоминала ему о Боге как Творце мира, цветы – о дарах Святого Духа, все вместе – о будущем рае, прекрасном саде, где течет «чистая река жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца… По ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» ( Откр.22:1–2 ). Вот когда наступит истинный мир и блаженство для человечества: когда Сам Бог их даст, а не когда люди собственными силами захотят их добиться посредством социализма. Земная жизнь что? Это пустяки, «как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает». Это еще за три с половиною тысячи лет до нас было сказано 73 . И земную жизнь можно устроить, как одно время она была устроена 74 , а единично и теперь устраивается, – в несчетное число раз лучше посредством Божиих заповедей, во Христе, чем с помощью политических человеко-бесовских измышлений. Но обращаюсь к прерванному изложению.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Конечно, монаху предстоит «идти тяжелым путем постоянного бодрствования над собой, путем неустанной борьбы с греховными помыслами и намерениями, путем очищения сердца своего от греховных и страстных навыков» . Монашеский подвиг неизбежно связан со скорбями. Тем не менее, этот подвиг уже в самом себе содержит и награду за понесенные труды и несет в себе постепенно растущее блаженство, достигающее своей полноты в жизни будущего века, но начинающееся уже здесь, когда отрекшийся от мира получает «ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10: 30). Поэтому архимандрит Иларион заключает свою речь выводом, что «путь христианина и особенно монаха есть путь, ведущий к радости», и призывает новопостриженного: «Когда на том пути, на котором ты ныне укрепляешься, ты достаточно постраждешь в борьбе со страстями, тогда радуйся…» . Эти рассуждения заставляют вспомнить высказывание о монашестве преподобного Амвросия Оптинского: «У батюшки отца Амвросия спросили… что такое монашество. “Блаженство”, – отвечал он» . Впрочем, священномученик Иларион не считал подвиг отречения от мира и борьбы со страстями прерогативой монахов. Все христиане отреклись от мира как от совокупности страстей , все призваны к совершенству: «Для христианина вообще не существует какой-либо определенной мерки, выше которой ему нет нужды расти духовно. Его мерка – бесконечное совершенство и вместе с ним бесконечное возрастающее блаженство, потому что мы утверждаем тождество добродетели и блаженства. “Мера полного возраста Христова” (Еф. 4: 13) – вот мера христианина. А вот его настроение: “Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать” (Лк. 17: 10). Что же могут прибавить здесь какие бы то ни было человеческие обеты, прибавить, разумею, в нравственно-идеальном смысле? Какой обет может возвысить “меру полного возраста Христова”?» . Всем христианам – и монахам, и мирянам – для нравственного совершенствования необходимо воздержание разного рода, которое и называется аскетизмом: «Слова “монах” и “аскет” у нас употребляются в качестве синонимов.

http://pravoslavie.ru/69130.html

Помощь Божия. Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: “Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие”, – это значит: если Господь не благословил что, то напрасно будут труды: “всуе бде стрегий”, и ничего не устережет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословения Божия. Помыслы. От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда. Если помысл будет говорить тебе: “Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?” – То скажи своему помыслу: “Теперь поздно говорить, – опоздал”. Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего; а другой в раз оцарапает, – тот и нужно говорить. Когда найдет день, что будто хорошо живешь – весело и покойно; а вдруг сделается беспокойство, и помыслы начнут тебя смущать; тогда скажи себе: что-ж ты теперь смущаешься? а помнишь, когда была покойна. Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания. Вопрос: “Что значит: “Повергни немощь свою пред Богом?” Ответ: “Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: “Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!” О. Амвросий говорил: “Помыслы самомнения непременно надо открывать. У нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию почему-то их не говорил, а кому-то из братии высказал, и те тоже батюшке не сказали. Он вышел из монастыря и застрелился”. Один говорил батюшке: “Бывают помыслы, что вы, батюшка, мне доверяете”. На это он ответил: “А я тебе притчу расскажу. Одного пустынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они настояли. Тогда он и подумал: я не знал, что я достоин, верно есть что-нибудь у меня хорошее. В это время явился ему ангел и говорит: “Рядниче (рядовой монах), что ты возносишься, там люди нагрешили и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже тебя не нашлось”. Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Придите вы к священнику в семью как знакомый; зачастую вы просидите целый вечер и не услышите ни слова о духовном, о церкви, о небе: все те же разговоры о мирском, что и у вас. Не так у старца. Пред ним всякий человек чувствовал себя только мирянином; княжеские титулы и графские достоинства, слава и богатства, и знатности, преимущество образования, – все оставалось за порогом его кельи: все одинаково видели в нем только Христова пастыря и становились на колена. Все говорили с ним, и он всем говорил лишь о духовном; сказанное им что-либо и житейское непременно истолковывалось как речь о чем-либо духовном. Се – знак того, что тут религия понималась, как Царство Божие, как царство совести, как нечто такое, что совершенно противоположно миру. На батюшку смотрели именно, как на служителя Бога. И он властительствовал над совестью; её он врачевал. – Чем и как умел покойный пастырь всех утешать и обновлять? Страдавшим казалось, что он будто сам облегчал их скорби и печали душевные, как бы беря их на себя. Кроме личного благочестия, кроме строгого и сурового аскетизма – чего нередко можно найти и у многих из наших пастырей – почивший имел то, без чего если я говорю языками человеческими и ангельскими, то я медь звенящая, или кимвал звучащий; если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы проставлять, то я ничто; и если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение – нет мне в том никакой пользы 424 . Он имел ту высочайшую христианскую любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине 425 . Эта-то любовь, не знавшая никакого самолюбия, о которой засвидетельствуют все, кто только знал почившего, любовь, которая заставляла его сливаться своей пастырской душой с пасомыми, она-то и давала ему такую силу в области их совести. Его самоотверженную любовь нельзя иначе описать, как именно приведёнными словами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010