составитель Терещенко Т. Н. ГОНЕНИЯ Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой (прп. Лев, 20). А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, то всечасно просим и молим Премилосердого Владыку нашего, Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам, бедным, разум для беспогрешительного обхождения с ними и в находящих [искушениях] дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения авву Кира, коего все братство выгоняли и хухнали 64 и из трапезы и пр. Но он при исходе из тела благодарил их, что они его искушали; вместо же того он от бесов пребыл неискушаем. Да еще вам припомню: батюшку, всеобщего нашего отца Феодора, скажите – где любили?.. И святой апостол пишет, что хотящие благочестно жить гонимы будут (см. 2Тим. 3, 12 ) (прп. Лев, 30). Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: враги человеку – домашние его ( Мф. 10, 36 ). Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо, и спокойно (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно – ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем евангельские слова Самого Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Возрадуйтесь в той день и взыграйте, ибо велика ваша награда на небесах и награда вечная ( Мф. 5, 11–12 ). На земле же все временно, и кратковременно, и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. АНТИХРИСТ Страшно будет Второе пришествие Христово, и ужасен последний Суд всего мира; но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Откр. 9, 6 ). Приидет же антихрист во времена безначалия, как говорит апостол: пока не будет взят от среды удерживающий теперь ( 2Фес. 2, 7 ), то есть когда не будет предержащей власти (прп. Амвросий, 1). Дух антихристов от времен апостольских действует через своих предтечей, как пишет апостол: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь ( 2Фес. 2, 7 ). Апостольские слова удерживающий теперь относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земле. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих. Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь , и особенно через злых ариан, 2 людей образованных и придворных, а потом действовал хитро через образованных масонов, а, наконец, теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь их на главу их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада, в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство (прп. Амвросий, 1). В Святом Писании, например в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово «острова». Например, острова будут уповать на Бога ( Ис. 51, 5 ). Как «острова» могут уповать? Под словом «острова» разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастыре еще сохранится вера (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ЧЕЛОВЕК Человек – как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!» (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Для простого человека сделаться чадом и наследником и земного царя велико есть. Кольми паче сделаться чадами и наследниками Царя Небесного превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческого, как свидетельствует об этом апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ) (прп. Амвросий, 31). На земле Бог сотворил человека, Адама плотяного, из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2, 7 ), т.е. душу разумную и бессмертную. Человека плотяного сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться; вовторых, для того, чтобы человека плотяного можно было помиловать, как немощного. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа. Но тот же змий, превращенный из светоносного ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут, как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3, 5 ). Обманутые праотцы наши, хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагой и Милосердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15 ). Но так как обещанный Избавитель не вскоре явился на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верой в грядущего Избавителя, или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах, и разных скорбях, и разных болезнях, а потом по смерти в темных заклепах ада, в продолжение пяти тысяч лет и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ежели сестры эти придут в Оптину, то постараюсь убеждать их, чтобы возвратились в обитель, если только согласятся, а тебе советую не отвергать их, если возвратятся в обитель. Варсануфий Великий пишет: «Ежели видишь юного текуща, разумей, что старец прельстил его, то есть старый осьмотысящелетний искуситель». Этот враг наш душевный искушает всех нас, кого чем может: одного грехом, другого нетерпением, а третьего осуждением, четвертого ропотом – словом, кого чем может... Святой апостол Павел согрешивших убеждает каяться, а мнящихся стояти предостерегает не падать, глаголя: Мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10, 12 ) 199 . – И паки: вы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать ( Рим. 15, 1 ), но исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ). Имеем две главные заповеди: Возлюби Господа… всею душею твоею… и ближнего, как самого себя ( Лк. 10, 27 ); и первая заповедь без второй не исполняется. Поэтому и сказано в старчестве: «От ближнего живот и смерть»; кто любит ближнего и заботится о нем, тот получит жизнь вечную, а кто презирает ближнего, о том и не знаю, что и сказать (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Тяжело бороться с немощами человеческими и терпеть недостатки окружающих нас, но зато понесением такой тяготы доказывается исполнение Закона Божия, как свидетельствует апостол: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов( Гал. 6, 2 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Из слов твоих видно, что ты понимаешь духовный смысл монашества, а на дело-то жидка. Ну, что ж делать нам? Смирись, зазри себя в немощах и спеши с прошением о помощи к Богу. Бог прибегающих к Нему никогда не оставит через силу на искушения (прп. Анатолий, 18). Порадовался духом за твое познание своих немощей. Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение это делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностью. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хоть малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Преподобный Амвросий уже не со своего легендарного диванчика в скитской хибарке, а из Небесного райского дворца напоминает нам, чтобы мы не губили свою жизнь, уподобляясь навозной мухе, которая собирает грязь, нечистоты и скверные слухи. Нам нужен мед и нектар! Крестьянин бросает в землю семена не просто так, а чтобы вырос колос, из которого можно испечь хлеб. Спортсмен напрягает свои мышцы, чтобы добиться рекорда. Художник готовит краски и холст, чтобы с их помощью родился восхитительный пейзаж. Мы постимся не для того, чтобы сбросить лишний вес и поправить фигуру. Приходим в храм не для того, чтобы наслаждаться красивым пением. Вся наша духовная жизнь, которую апостол Павел сравнивал с соревнованиями атлетов, – это не культурная программа! Это пот и кровь тех, кто бежит на ристалище! Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор.9:24).      Наши многочасовые службы, наши домашние молитвы, наши посты, все наши подвиги – всё это для того, чтобы в сердце родился плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). А это возможно лишь тогда, когда душа, по выражению преподобного Амвросия, «как колесо, лишь на секунду будет касаться земли, а потом снова будет воспарять вверх, к Небу!» Для преподобного старца Амвросия не было ни одного человека – ненужного, пустого, бесполезного, забытого, лишнего и никчемного. «Мрамор и металл – всё пойдет», – в шутку говорил он о людских душах. Он обещал не покидать нас, помогать своими молитвами, когда душой отойдет ко Господу. Через год после его успения, в 1892 году, Евгений Поселянин записал в своем дневнике: «Ночью на Введение я видел, что стою перед Чашею у открытых Царских врат, а у алтаря, лицом ко мне, в золотых ризах и в золотой шапочке, стоит он, сияя светом!» Преподобный Амвросий Оптинский и сегодня молитвенно предстоит пред Престолом Всевышнего за Россию и за весь мир, воздыхает за каждого из нас. «Золото прошло через огонь испытаний, – сказал один мыслитель о нем, – и не потускнело!»

http://pravoslavie.ru/124933.html

Всем потребен страх Божий к отражению козней супротивного 111 , кольми паче юным, когда легкомыслия в силе и опыта во вреде не приобретено (прп. Амвросий, 14). В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято? Сам Господь через апостола Петра указывает на это средство, глаголя: если называете Меня Отцом, нелицемерно судящим каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего ( 1Пет. 1, 17 ). Слова сии показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха с помощью Божией и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит ( Пс. 111, 1 ). А без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина , не получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали. Ежели и святым всем в Слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному: Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его ( Пс. 33, 10 ), то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти и Страшного Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждой наследовать Царствие Небесное, если будем, елико возможно, понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: Помни о конце твоем, и во век не согрешишь ( Сир. 7, 39 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Сказано еще в Ветхом Завете, что начало мудрости – страх Господень, доброе разумение у всех, водящихся им ( Притч. 1, 7 ), т.е. всем живущим по страху Божию дается благой разум духовный... Когда кто начинает забывать страх Божий, не подражая святому Давиду, глаголющему: Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня, дабы не поколебаться мне ( Пс. 15, 8 ), тогда такой человек помрачается и начинает устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах плотских, нечистых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В письме вспоминаешь о прежней твоей теплоте и усердии, коих теперь и следа в себе не видишь, а видишь во всем нерадение, охлаждение, леность и прочее. Тогда было призвание, и благодать Божия носила тебя, как на дланях рук носит мать младенца, а когда вступила в борьбу духовную, то и попущено, чтобы было искушено твое произволение, и тогдашние твои добродетели не стоят нынешних твоих скорбей, сокрушений, воздыханий, соболезнований и прочее… И если бы всегда ты была в таком упоении, то ничего не приобрела бы и не научилась искусу: тогда было действие благодатное, а твоего ничего не было, ты так же была преисполнена страстей, а надобно оные истребить борьбой, смирением и прочее. Теперь ты находишься в борьбе; очисти себя от страстей – благодать Божия на чистом сердце твоем напишет законы Духа, и Он в тебя вселится (прп. Макарий, 20). Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей (а не действовать оные), то по мере очищения благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного;блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5, 8 ), но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства (прп. Макарий, 20). Прочел все твои писания и скажу тебе о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, мы не признаем их такими. Отец Амвросий и мы все не видели примеров таких у святых отцов и у всех благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала их в худую сторону, все эти действия, твердо знаем, что не прогневался бы на тебя за это Господь, если бы это было бы и благодатное и ты сочла бы его за неблагодатное и отвергла бы его. Потому ты сделала бы это так из страха, боялась бы, чтобы не прельститься, и ты это твердо знаешь, что не велено верить самому себе (прп. Иларион, 20). Несомненно веруем, что… всем православным христианам при Крещении дана благодать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная – смирение. Сказано: По плодам их узнаете их ( Мф. 7, 16 ), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Мысленными разбойниками окрадается тот, кто принимает злые внушения, смешивая с ними свою волю; внушения этих мысленных татей 88 всегда беспорядочны и несообразны с делом, по слову Евангелия: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник... Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить ( Ин. 10, 1, 10 ). Святой авва Дорофей , объясняя козни диавола, пишет: он не столько неискусен в делании зла и знает, что человек не хочет согрешить, и потому не внушает ему какиелибо явные грехи и не говорит ему: «Иди сотвори блуд или пойди укради», но находит в нас одно мнимо благое пожелание или одно самооправдание и тем под видом доброго вредит (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Мужайся, и да крепится сердце твое ( Пс. 26, 14 ). Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами: верен Бог, оторый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ), – и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех . Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай к Господу, молясь псаломскими словами: Господи!Гонители мои ныне окружили меня ( Пс. 16, 11 ). Радость моя! Избавь меня от окруживших меня ( Пс. 31, 7 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Диаволу очень злобно, что ты избегла его когтей… ему и завидно, и от своих демонов стыдно, что упустил жертву и молоденькая девочка перехитрила его. Все это его раздражает. И он борется с тобой, жаждет поглотить тебя, но не сможет. Ибо Сам Господь сказал: Тот, то в вас, больше того, кто в мире ( 1Ин. 4, 4 ), т.е. Иисус, победитель ада и диавола, больше князя мир сего. Надеющийся на Господа – как гора Сион: не подвигнется во век ( Пс. 124, 1 ). Итак, оставь детское малодушие: дело идет серьезное – о душе твоей, о бесконечном Царстве, которое потерял враг твой диавол. Все Небесные силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Христос Спаситель наш рек о Себе: не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5, 30 ). И имея в виду горькую чашу страданий, преклони колена, молясь, глаголя: Отче, если возможно мимо Меня нести чашу сию, впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (ср. Мф. 26, 39 ). Сие да мудрствуется в вас, как и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвой смиренной: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (прп. Моисей, 20). Пусть будет всякий невинен или оправдан не только перед начальством и перед самим Богом, Который праведных любит и грешных милует, и не хочет смерти грешного, но еже обратитися и живу быти ему, и решительно всем человеком хочет спастися и в разум истины приити ( 1Тим. 2, 4 ). Будем и мы согласны с этой Божией волей. Помни того, который сказал: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? ( Пс. 117, 6 ). Уповая на Него, не изнемогай. Больше не знаю, что тебе сказать. Господь Всеблагой да вразумит тебя во всем творить волю Его, благую, и благоугодную, и совершенную (прп. Моисей, 20). Господь Бог глубиною мудрости Своей истинно человеколюбно все строит и полезное всем подает. И наш долг есть ничего не испытывать, почему бывает так, а не так, но с детской покорностью должны предать себя самих в святую волю Отца нашего Небесного и сказать из глубины души: «Отче наш, да будет воля Твоя!» (прп. Антоний, 20). Воле Божией противиться не следует, да и невозможно, по сказанному: Трудно … идти против рожна ( Деян. 9, 5 ) (прп. Амвросий, 1). Следует и мне, и тебе предаться воле Божией. Силен Господь устроить о нас полезное, и особенно пропитать по сказанному в Писании: Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает ( Пс. 54, 23 )… И в Писании говорится, что дело, только по воле человеческой устрояемое, разоряется; устрояемое же по воле Божией разориться не может (прп. Амвросий, 1). Что будет, то будет. А будет то, что Бог даст. Бог же устрояет все только полезное, и душеполезное, и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смиряясь перед Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать, чтобы и на нас сбылось евангельское слово Господне: Не судите, и не будете судимы ( Лк. 6, 37 ). И паки: претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). И паки: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы ( Мф. 6, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но апостол пишет, что всякий поступай по удостоверению своего ума ( Рим. 14, 5 ) (прп. Амвросий, 1). Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви (прп. Амвросий, 1). Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст (см. Мф. 15, 11 ), – дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобой, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб неомовенными руками. Тогда Господь в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой и сказал: ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека. То есть как бы так сказал Господь: как бы ни были нечисты твои руки, но если ты, не омыв их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним – душу. Если, говорит, внешний наш человек, т.е. тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как… сказано: Уты, утолсте, расшире, и оставил он Бога, создавшего его ( Втор. 32, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010