— Брату… — вздохнул он. — Как брату откажешь… — Во-о-о-от!.. И они не могут! — Ну так и селили бы к себе, — буркнул Беляш. — Почему в новые квартиры? Я вон сколько когда-то на очереди стоял — хрен да маленько я получил, а не квартиру! Так и жили с тещей, чтоб ей!.. — Лоб у него покраснел от обиды. — А тут сразу, что ли? — Врут, наверное… — безразлично сказал Камол. — Четыре тысячи! Это где же столько квартир взять! Это что же? Ну, допустим, четыре человека в квартиру… это сколько же? Это тысяча квартир, что ли? — он безнадежно присвистнул. — Врут как нанятые! Откуда столько квартир? Ну сам посуди — строят, строят, никак ничего не построят… А тут сразу тысяча! — А вот так и будет — что ни построят, то им и будут отдавать! А ты облизывайся! — сказал Хамид. Ватага парней — большинство в халатах, в тюбетейках — тесной гурьбой шагала по ряду — шагала размашисто, твердо, громко перекидываясь незначащими словами, ни с того ни сего взрываясь вдруг оглушительным хохотом, независимо и немного свысока посматривая на прижухнувшихся торговцев. Впереди всех шел высокий мужик… да, не парень, понял Беляш, присмотревшись, а довольно плотный, рослый, подтянутый мужик — в новом черном халате, блестящих сапогах и ослепительно-белой чалме. Беляш почувствовал, как вдруг заломило переносицу от нехорошего, знобящего предчувствия — точно перед серьезным мордобоем. — Кишлачные, что ли, — протянул Камол, щурясь. — Во раздухарились!.. — Эй, мусульмане! — закричал предводитель, неожиданно оказавшийся стоящим на одном из пустых прилавков. Беляш не заметил, сам он вспрыгнул или его подсадили. — Правители едят ваше мясо! Они едят ваше мясо и запивают вашей кровью! Им дела нет до того, что вы бедны, а дети ваши недоедают!.. Мало вам русских, которые устанавливают на вашей родине свои законы и запрещают вам жить по заветам предков! Теперь вам будут навязывать законы армян! Беженцам из Баку уже отдали все новые квартиры! Это только начало, мусульмане! Это только начало! Скоро им отдадут ваш хлеб и вашу работу!..

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/7/

В ходе войны 1967 года мусульманские святыни Иерусалима сно­ва получили значительные повреждения. Говоря об этих печальных фактах, иорданский министр по делам религии и ислама Абдул Хамид аль-Сайех заявил: “Во время оккупации большие ворота мечети Омара были поражены артиллерийским снарядом и полностью разрушены Обстрелу подвергся также один из минаретов мечети Омара. Бомбардировки также повредили здание мечети” 74 . В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена. 21 августа молодой религиозный фанатик из Австралии Денис Микаэль Рохан, действуя “по призыву свыше” с целью восстановления древнего иерусалимского храма, поджег мечеть аль-Акса; при этом были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восем ь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина 75 . Это преступление было совершено при неясных обстоятельствах. Обвиненный в поджоге с умышленной целью, этот австралиец вскоре был объявлен психически ненормальным и, после формального судебного разбирательства, был освобожден. Что касается арабской прессы, то она усматривала в этом деле аналогию с поджогом рейхстага в период прихода гитлеровцев к власти в Германии 76 . До 1967 г. почти четверть миллиона паломников заполняла двор мечети аль-Акса во время дневной службы в пятницу в священный месяц рамадан. А в 1973 г. в праздник рамадан сюда смогло прибыть всего несколько тысяч человек. 11 апреля 1982 г. в мечети аль-Акса снова произошли трагические события. Утром, около 9 часов, сюда проник человек лет тридцати в израильской военной форме с автоматом в руках. Он открыл огонь по молящимся мусульманам; в результате 2 человека были убиты и более 35 ранены; все пострадавшие были арабами 77 . Стрелявшего арестовали после того, как полицейским и солдатам удалось ворваться в мечеть и ранить его в ногу. Террористом оказался некий Элиот Гутман, прибывший в Израиль из Нью-Йорка в 1976 году. 14 апреля 1982 г. Совет Безопасности ООН приступил к рассмотрению жалобы группы арабских и мусульманских государств в связи с террористическим актом в мечети аль-Акса, который отнюдь не являлся изолированным явлением, но представлял собой очередное звено в цепи ближневосточного конфликта.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

миссионеров. Принятие И. Волжской Булгарией в качестве гос. религии в 922 г. последовало за приездом посольства халифа аль-Муктадира, описанным в дневниках Ибн Фадлана. Т. е. формально И. принесли в регион арабы, однако в халифате исповедовали И. шафиитского мазхаба, в то время как булгары придерживались ханафитской правовой школы, распространившейся в Ср. Азии. По мнению востоковеда В. А. Гордлевского, новая религия распространилась в этом регионе вслед за появлением здесь среднеазиат. купцов. И. утвердился в Волжской Булгарии и на подконтрольных этому гос-ву значительных территориях Волго-Уральского региона вслед. торговой и миссионерской деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные раскопки булгарских могильников, в которых трупоположение производилось по мусульм. обряду с учетом киблы. Благодаря интенсивным культурным контактам с высокоразвитыми мусульманскими центрами в Волжской Булгарии развивались культура, просвещение, наука и ремесла. Во всем мусульм. мире были известны такие ученые, как Ахмад аль-Булгари, Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Якуб ибн Нугмани, братья Тадж ад-Дин и Хасан ибн Юнус аль-Булгари и др.- авторы сочинений по богословию, риторике, медицине, фармакологии и истории. Во время монг. нашествия были разрушены булгарские города, однако религ. терпимость завоевателей, не стремившихся навязать покоренным народам шаманизм, способствовала сохранению в регионе ислам. духовной традиции. Путешественник XIII в. Гильом де Рубрук писал, что «булгары - самые злейшие сарацины [мусульмане], крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой» ( Халиков А. Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Каз., 1994. С. 143). Первым золотоордынским ханом, принявшим И., стал Берке-хан. При хане Узбеке И. стал гос. религией Золотой Орды, а в дальнейшем - основной религ. системой в Астраханском, Крымском, Казанском и др. татар. ханствах. Среди известных мусульм. поэтов и ученых Казанского ханства следует назвать Мухаммада-Амина, Мухаммадьяра, Кул Шарифа, Умми Камала.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Думать было не о чем. Душа успокоилась и терпеливо ждала намеченной развязки. Есть не хотелось, но все же он очистил картофелину, обмакнул в соль и стал сосредоточенно жевать. Нет, не прав Хамид. «Люди, люди…» На человека у него разве поднялась бы рука? Разве стал бы он сидеть в засаде, зная, что придется иметь дело с человеком? Нет, никогда. Ночь проходила, сопровождаемая звоном сверчков. С реки тянуло прохладой, иногда пробегал легкий ветер, и листва перешептывалась ему вслед. Когда поднялась луна, Ямнинов перешел на другую сторону дома и встал у раскрытого окна. Табачный дым уплывал и рассеивался в черном воздухе. Река шумела. Днем ее длинный зигзаг походил на коричневую змею, бурая глинистая чешуя сверкала на солнце, то сходясь в одно, то разбегаясь несколькими руслами. А сейчас течение казалось спокойным, вода серебрилась в лунном свете. Время текло медленно. Может быть, это последняя ночь в его жизни. Но все равно хотелось, чтобы она миновала скорее. Он хотел вспомнить их лица, чтобы ненависть приобрела конкретные очертания, но они ускользали. — Ах, сволочи, сволочи… — сказал Ямнинов. — Ладно. В общем, так: когда они окажутся близко — метрах в пятидесяти, в сорока; примерно у второго куста шиповника, — когда они окажутся близко, он неторопливо — главное не спешить, у него полно времени! — нажмет курок, поймав в прицел человека в первой машине. Стекло взорвется или просто станет похожим на растреснутый кусок льда. Он будет стрелять короткими очередями; когда по тому, как кровь заляпает изнутри остатки лобового стекла, станет понятно, что с первым кончено, он переведет ствол правее, чтобы и второй, ошеломленный встречей, не успел выбраться из своей машины… Главное — не спешить. У него достаточно времени, чтобы все сделать наверняка. А вот потом, когда все будет кончено… когда два человека в машинах станут неподвижны… и тишина ударит в уши громче выстрелов… и он снова услышит гул реки, шелестение листьев… вот тогда ему нужно будет торопиться, вот тогда. Эти сволочи поставили его в безвыходное положение. Раньше он строил дом. А теперь придется убивать. Жизнь повернулась другим боком — и ему, человеку, нужно делать звериное, кровавое дело. А дальше, как зверю, бежать, отрываться от погони, заметать следы.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/11/

Это была беспорядочная и кровавая война, каждый день которой убедительно доказывал, что автоматный патрон, который обходится приблизительно в четверть американского доллара, стоит значительно дороже человеческой жизни. Низом знал, что если он попадет в руки того же Кадыра-птицелова, за которым бригада остервенелого от ненависти Мирзо Хакимова из последних сил таскалась по бугристой знойной равнине, попутно сжигая мелкие кишлаки, чтобы лишить изнемогающую банду Кадыра последней поддержки, то ему вспорют живот, отрежут член и, мертвому, сунут в рот. Каждый из них в один прекрасный день мог оказаться лежащим в луже крови, со спущенными штанами и собственным срамом в окоченелом рту — как лежал на асфальте разрушенного города Курхон-Теппа Хамид, троюродный брат Низома, — и поэтому чувство элементарной справедливости требовало поступать так или примерно так с людьми Кадыра, если они попадали им в руки. К зиме, когда закрывались перевалы, затихали и военные действия. Пару раз он ненадолго приезжал домой, привозил консервы, однажды — мешок рису. Кишлак был тих и бел, поля тоже белы и безжизненны, и все труднее было вспомнить, что три или четыре года назад он был трактористом и любил свою работу. Когда наступала весна, опять становилось не до пахоты, потому что перевалы открывались и по дорогам снова можно было подвозить оружие и боеприпасы. Он был тяжело ранен во время июльского мятежа полковника Саидова и три месяца провалялся в армейском госпитале в Хуррамабаде. Говорили, что в районе Рухсора уже совсем спокойно — за три года войны оппозицию кое-как оттеснили к юго-востоку, и теперь где-то там, между Фарабадом и Дашти-Гургом, клокотали затяжные горные бои. Прихрамывая, он вышел из ворот госпиталя — без сигарет и без копейки денег, но зато с красивой желтой нашивкой на рукаве камуфляжной куртки. Автобус на Рухсор был полон, он кое-как протиснулся в середину и сел на какой-то тюк. — До Рухсора? Сорок… Эй, приятель! Платить будешь? Низом пожал плечами. — Слушай, брат, денег нет, — просительно сказал он. — Только что из госпиталя…

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/10/

На следующий день Посланник Аллаха сказал: " Всевышний ниспослал откровение: " Ни одному пророку не годилось иметь пленных, пока он не производил избиения [неверных] на земле " . Вот показательный урок свободы мнения, которому сподвижники научились от Посланника Аллаха. Этому примеру он всегда следовал при решении всех вопросов, показывая человечеству путь к добродетели и обучая людей свободе " (Хусейн Хамид Хасан, президент Всемирного исламского университета. Свобода научных исследований в исламе. Б.м., б.г. С. 35–37). Игнатенко А. Индустрия самоубийства/Независимая газета. 2004. 2 сентября. Игнатенко А. Миссия невыполнима? Власти Саудовской Аравии начали бороться против религиозного экстремизма/Независимая газета. 2003. 18 июня. См., например: Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга. Спб., 1999. С. 264. Свет священного Корана. Разъяснения и толкования. Т.1. Исфахан, Иран. С. 424. Там же. С. 425. " Аширов: Я думаю, что это может привести к тому, что другие народы задумаются над тем, а комфортно ли им жить в России? И мы получим уже не одну Чечню, а, может быть, больше " . Однако, господин Аширов на самой передаче получил от Шустера: " Наш уважаемый гость заговорил о Чечне... Вы понимаете, вот когда выговариваются такие слова " Вы получите еще одну Чечню " , в принципе " . Из зала: " Шантаж " . Шустер: " …Вот такие выражения вызывают межнациональные конфликты, я считаю. Нам надо забыть выражение " вы получите вторую Чечню " . Это высказывание надо вообще изъять из лексики " (http://www.svobodaslova.ru/svobodaslova). Сахих аль-Бухари. Мухтасар. Полный вариант. М., 2003. С. 486. http://www.koran.ru/pr/page009.html#038 См. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.2. СПб., 1996. С. 134–135. " Неверны те (кафара), которые говорят, что Мессия, сын Марии, есть Бог... Кто придумывает соучастников Богу, того Бог лишит рая, тому жилищем будет огонь: для беззаконников (лильзальмина) не будет защитников. Неверны те, которые говорят, что Бог есть третий в трех. Если они не отстанут от своих слов, то их, нечестивых (кафару) постигнет лютая казнь " (Коран 5, 76–77).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1032...

Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: “Выдающийся в этом мире”, благодаря Его служению пророчествами, Его роли Посредника и положению, ближайшему к Аллаху” 124 . Отметим и других мусульманских мыслителей, например, Ибн Хамид, Салама, Ибн Исхак и Мухаммеда бин Джафара, которые отмечали, что выражение сказанное в адрес Иисуса, как о “выдающейся личности” 125 означало, что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом. Аль-Рази сказал об Иисусе: “Он выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял слепых и прокаженных; и будет выдающимся в будущем, потому что Аллах хочет сделать Посредником для своего народа” 126 . У мусульманских богословов имеются разные толкования на слова “один из приближенных”: Таким образом Иисус Христос в Коране не третья Личность Бога, а всего лишь приближенный, но имеет больше привилегии, чем остальные пророки. Чудо, совершенное Исой Нам известно, что Вечеря Господа является символом искупительной жертвы Иисуса Христа ( Мф.26:26-28 ). В суре под названием “Трапеза” (5: 111-115) описывается о Вечере Господней как об одном из чудес, который совершил Иса, чтобы уверовали его ученики, но не как символ искупительной смерти Христа. 111 (111). И вот внушил Я апостолам: “ Уверуйте в Меня и в Моего посланника! ” Они сказали: “Мы уверовали, свидетельствуй, что мы предались (покорились)!” 112 (112). Вот сказали апостолы: “ О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба? “Он сказал: “Бойтесь Бога, если вы верующие!” 113 (113). Они сказали мы хотим поесть с нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями”. 114 (114). Сказал Иса, сын Марйам: “Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для первого из нас и для последнего и  знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты- лучший из дарующих уделы!” 115 (115). Сказал Аллах: “ Я ниспошлю его вам, но кто из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров!” Как комментирует И.Ю.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Аристоклес Спиру решил стать монахом. Но монахом не в монастыре, а в служении людям, как и его отец. Монахом и дьяконом, что значит слугой. Служителем этих христианских народов, чье будущее с этого времени казалось более обеспеченным в оттоманской империи. В 1908 году султан Абд–уль–Хамид под давлением Салоникской армии, поднятой реформаторами, вынужден был ввести в действие мертворожденную конституцию 1876 года, предоставлявшую равное достоинство в империи всем гражданам и общинам. В Стамбуле — взрыв ликования; все население высыпало на улицу: мусульмане, православные, армяне, католики — все братались, обнимались, плакали от радости, пели Марсельезу. Старый «красный султан», захотевший вскоре после этого установить автократию, был смещен, и империя как будто бесповоротно вступила на путь сознательного многонационального государства. После смерти отца Аристоклес Спиру, даже и при дяде–бакалейщике, столкнулся с трудностями. Его средства были весьма ограничены. По воскресеньям, когда его товарищи по учебе отправлялись в Стамбул, ему приходилось оставаться в Халки. Бедность научила его дисциплине. Человек Церкви, говорит он, должен уметь быть бедным. В марте 1910 года, после окончания занятий Аристоклес Спиру принес монашеские обеты и был посвящен в сан дьякона. При своем пострижении он выбрал имя Афинагор. Почему именно Афинагор? Я восхищался тогда архидьяконом на Фанаре, которого звали Афинагором. Я заинтересовался также апологетом, носившим это имя, одним из великих свидетелей ранней Церкви — он жил во II–oм веке — имевшим дар к слышанию Слова в древней мудрости и даже в поэтическом творчестве. Поскольку я не мог сохранить имени, данного мне при крещении, я выбрал имя Афинагор. Я познакомился с тем архидьяконом через общих друзей, и он проникся ко мне симпатией и духовным стал моим покровителем. Он полагал, что со дня на день будет назначен митрополитом и обещал взять меня в секретари. Но поскольку ничего подобного не происходило и ожидание затягивалось, я согласился стать помощником епископа города Монастир. А мой архидьякон стал–таки митрополитом, но через тринадцать лет после меня!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

В преданиях мусульманских тоже можно находить основания за буквальное понимание самим Мухаммедом описаний рая в Коране. Вот одно из них. „Однажды пророк – да будет благословенно имя его! намеревался войти в сирийскую столицу и уже почти сошел со своего верблюда, у южных ворот, но как раз в тот момент, когда одна из его благословенных ног ступила на землю, а другая готова была последовать за нею, возле него внезапно явился архангел Гавриил и сказал ему, что Бог предоставил ему на выбор рай земной или рай небесный и, следовательно, если Мухаммед настаивает на своем желании войти в Дамаск, то он может сделать это под условием отречения от садов и гурий неба. Услыхав такое предостережение, пророк изменил свое намерение, предпочитая вечное блаженство рощам и водам Бэрэды, снова взобрался на седло и воротился. К смущению всех скептиков мусульмане теперь показывают отпечаток ноги Мухаммеда, которою он коснулся скалистой почвы. „Я видел его в красивой, маленькой мечети“, – говорит английский путешественник 24 . По этому преданию Мухаммед не отличает рай от земного сада; сам архангел Гавриил земной сад называет раем, только земным, в отличие от такого же небесного. Всякому жителю лучшей страны понятно будет и то, как у Мухаммеда образовалось представление о своем рае, и то, как выработались такие предания. В этом отношении интересен факт, передаваемый Пальгрэвом, характеризующий сознание некоторых мусульман. Абд-Эль-Хамид, уроженец прекрасных стран Кашмира, выросший среди рощ, которые гораздо прекраснее садов Дамаска и у рек, в сравнении с которыми Бэрэда просто канава, терпеть не мог таких похвал сюннитскому городу, как приведенное предание. Раз, как рассказали при нем это предание, он вскричал с запальчивостью: „какой вздор вы мелете! Земной рай! Земной рай! и все это из-за нескольких чахлых деревьев и небольшого количества грязной воды! Как! Разве вы не знаете, что пророк и его товарищи были не что иное, как бедуины, привыкшие во всю свою жизнь видеть голое бесплодие Хеджаса и пустыни? И когда они в первый раз очутились перед группою садов и потоками Дамаска, то тотчас же заключили, что эта местность есть рай и дали ей такое название! Если бы они увидели мою родину, то, наверное, изменили бы свое мнение!“ Этот шиит, едва не поплатившийся жизнью за свою запальчивость, высказал, однако, глубокую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУР АЛЬ-МУХАММАДИ [Араб. свет Мухаммада], согласно шиитским представлениям, световой образ Мухаммада, к-рый предшествовал творению и передавался через божественных избранников. В конце концов вдохновленными от «Мухаммадова света» стали имамы из рода Али ибн Абу Талиба. Идея Н. а.-М. сформировалась на основе аллегорического толкования аята Корана XXIV 35: «Аллах - свет небес и земли. Подобие его света - столп, на котором светильник, светильник в стекле, а стекло - как ярко сияющая звезда; загорается от благословенного оливкового дерева - не восточного и не западного - и масло его дает свет, хоть и не касается его огонь: свет над светом. Аллах направляет к свету Своему тех, кого Он пожелает. И посылает Аллах людям притчи и ведает Аллах о всех вещах» (перевод А. Садецкого). Одновременно такие же представления о Н. а.-М. складывались и у суннитов среди суфиев. Мистическое восприятие личности Мухаммада восходит к нач. VIII в. Фарид ад-Дин Аттар (ум. в 1220) писал, что «душа происходит из абсолютного света, не из чего другого//А значит, она происходит из света Мухаммада, не из чего другого» ( Фаридуддин Аттар. Мусибатнаме/Ред.: Н. Фисал. Тегеран, 1959. С. 358 (на араб. языке)). Один из хадисов кудсий (богооткровенный хадис) гласит: «Если бы тебя не было, я бы не создал небеса». Т. о., складывалось представление о том, что мир был создан ради предвечной любви, проявившей себя в Мухаммаде. Самому пророку приписываются слова о его особом положении в мире: «Первое, что сотворил Аллах, был мой дух» и «Я уже был пророком, когда Адам пребывал между глиной и водой». Ок. 900 г. концепция Н. а.-М. приобретает законченную форму. Ее сформулировал Сахль ат-Тустари (ум. в 896), высказавший идею о 3 явлениях Божиего света: «Когда Он [Аллах] захотел сотворить Мухаммеда, Он явил свет от своего Света, и этот свет осветил все царство» ( Али ибн Ахмад Дайлами. Китаб ‘атф аль-алиф аль-ма " люф иля аль-лям аль-ма " туф/Ред. Ж.-К. Ваде. Каир, 1962. С. 33, § 123). Авторству Мухаммада в суфизме приписывают молитву о свете, ей обучал учеников знаменитый мыслитель и суфийский учитель Абу Хамид аль- Газали (1058-1111), а инд. поэт-суфий Ходжа Мир Дард (1720-1784) переписал ее перед смертью как последнюю молитву: «О Аллах, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Аллах, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветленным!». В комментарии к этой молитве Абу Талиб аль-Макки (ум. в 996) отметил, что «таковы светы, о которых просил пророк; воистину обладать всем этим светом может только тот, кого созерцает Свет Светов».

http://pravenc.ru/text/2577995.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010