3 . Ничто да не отторгнет тебя от Божест­венной Господней любви, ничто да не воспре­пятствует тебе, ничто да не прекратит ее в те­бе – ни огонь, ни меч, ни гладь, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни бу­дущая, но пусть она только одна пребывает всегда в душе твоей. 4 . Старайся, трезвись и прилагай всякий день усердие к усердию – да всегда восхо­дишь к Нему желанием и любовию, да всегда распаляешь к Нему сердце свое, да будешь весь в Боге и Бог в тебе, да обрящешь тихое пристанище душе своей и сподобишься веч­ных благ. 5 . Ищи Господа день и ночь всем сердцем твоим и всею душою твоею – да, обретши Его, найдешь вечное сокровище и богатство и исполнишься всех благ: «взыскающии Его не лишатся всякаго блага» ( Пс.33:11 ) и получат великую благодать и милость. 6 . Все свое упование, все сокровище, все богатство свое имей в Боге; всю славу и на­слаждение свое в Нем полагай. Это одно не обольстительно и не тщетно. Это одно пребу­дет с тобою в будущей вечной жизни, и ты по­лучишь благую часть, которая не отнимется от тебя вовеки. 7 . Всегда – день и ночь – непрестанно вопий к Богу, день и ночь утреннюй к Богу, денно и ночь взыскуй Бога – да обрящешь Его, да найдешь Искомого, " ищай бо, несо­мненно обрящет, и просяй, без сомнения при­мет и толкущему отверзется», сказал Господь ( Мф.7:8 ). Помни, что все святые имели великую ревность и неутолимую любовь к Богу. От сильной любви к Богу они даже за­бывали иногда: в теле ли они? Ты же и мало­го не имеешь, что бы мог сказать в день суда! 8 . Почему не сделается для тебя сладким пресвятое имя Господа Иисуса? Почему не раз­жжется и не распалится окамененное сердце твое? Почему предпочитаешь обольститель­ную мрачную суету радостному – пресладко­му – взыванию ко Господу? Зачем предпочи­таешь окаянную, расслабляющую леность усердному и теплому восклицанию к Богу? Во­пий, вопий, не ленись, восклицай к Нему тщательно – «не чувствуя усталости». Не давай сна очам твоим и зеницам дремания. Пока не об­рящешь Искомого, и не получишь желаемого, и не соединишься с Присносущным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6:25 )? Господь этими словами не говорит, что не нужно трудиться для снискания пищи или одежды. Со времени грехопадения прародителей, когда они изгнаны были из рая, заповедь о труде стала обязательной для всех: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3:19 ) и: кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес. 3:10 ). Но, увещевая не прилагать излишних попечений о пище и одеянии, Господь открывает неистощимое сокровище любви и милосердия Отца Небесного, Который хочет, чтобы сердце наше, утвердившись несомненной верою и упованием на Его щедрый Промысл, и в самом труде не обременялось и не рассеивалось суетной и безвременной о них заботливостью. Чтобы, трудясь, мы сохраняли внутреннее безмолвие и покой сердца, необходимый для всегдашнего нашего обращения к Нему. Если Отец Небесный даровал нам душу и тело, которые несравненно дороже и выше пищи и одежды, то разве не подаст Он для сохранения жизни нашей всё необходимое? Пища, которая пред Его очами составляет маловажный предмет, подается Им и тварям менее ценным, чем человек, как, например, птицам и зверям. Взгляните на птиц небесных, — говорит Спаситель, — они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их ( Мф. 6:26 )? Господь, указывая на малых птиц, которых Отец Небесный питает без труда их, этим самым являет нам как бы некий постоянный пример, взирая на который, мы не должны прилепляться сердцем к земле и земным попечениям, но постоянно должны преуспевать в вере и уповании на Господа. Если Бог питает таких малых и ничтожных птиц, то оставит ли Он без пищи Своих верных рабов, созданных по образу Его и по подобию, которых искупил Он Божественной кровию Сына Своего и для которых уготовал толикие неизреченные будущие блага! Да и, если будем мы убиваться заботами, сможем ли мы тем самым себе помочь? Нисколько! Напротив, заботами только лишь истощаем свои силы и сокращаем свою жизнь, и без того краткую. И далее говорит Господь: И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры ( Мф.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Будем и мы прибегать под сень мощей преподобного Сергия, прося его молитв, заступления и покрова от всех враг, видимых и невидимых, а главное — вечного спасения. Будем, благоговейно почитая, поклоняться святым мощам Преподобного, поклоняясь вместе с тем Духу Святому, в них обитающему. И не лишит нас Преподобный скорой своей помощи, потребной для нашего телесного и душевного спасения. И мы тогда с еще большим дерзновением будем взывать к нему с любовью: Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Аминь. Немилостив Господь к тем, кто не прощает ближних Господь немилостив бывает к нам, если мы сами немилостивы; что Он не прощает и согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним нашим их согрешений против нас. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, — вразумляет нас и в другом слове Своем Спаситель наш, — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14-15 ). И как, братия, не быть нам милостивыми к ближним нашим и не прощать их согрешений против нас, когда Сам Отец наш Небесный любит всех нас? Он благ и к неблагодарным и злым. Он повелевает солнцу светить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Лк. 6:35 ; ср. Мф. 5:45 ). Ясно, что и мы должны любить тех, кого Сам Господь любит; и мы должны быть так же милосерды, как милосерд Отец наш Небесный. Такой-то именно любви, то есть любви к добрым и злым, и такого-то милосердия по Своему великому человеколюбию и требует от нас Спаситель. Любите врагов ваших, — говорит Он, — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). И кто из христиан этой любви и милосердия ко всем, в том числе и к врагам своим, не имеет и не проявляет, тот, по учению Спасителя, не вправе считать себя и истинным христианином — членом христианского Царства любви и мира. О воздержании языка Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово — серебро, а молчание — золото», — гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

В стихотворении «Я не Тому молюсь» автор прямо заявляет, что он молится не Христу-Богу, а Христу-человеку. У Надсона дух противоцерковный чувствуется ясно. Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая дух с плотью и дьявола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверхчеловеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших слоев и высших для действительного подъема на духовную высоту низших слоев, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после всего опять спросить: может ли человек, не верующий в Бога или маловерный, уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответ на сей вопрос у святого апостола Павла: душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верой) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:1415 ). Святитель Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого, так и душа, не наученная от Бога чрез умное деланье, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божьему. Но, научившись от Бога Божественному, может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный. Ч. 2. Гл. 4). Таким образом, специалист греховных состояний и человек неверующий, безусловно, не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Воистину блаженно то тело, которое сохранит себя в непорочности и будет достойно прославления, имеющего последовать во время Всеобщего Воскресения из мертвых. И, напротив, достойно осуждения и оплакивания то тело, которое самоохотно предало себя этой нечистоте и, следовательно, погибели. Радуйтесь и веселитесь вы все, дорогие подвижники благочестия, ради сохранения чистоты подчас и испытывающие скорби, но борющиеся с нападением плотских вожделений, укрощающие их по любви к Господу, ибо великая награда уготована вам за это воздержание! В скорбях и трудностях, испытываемых во время сей лютой брани, да будут помощниками вашими Сам Подвигоположник Господь наш Иисус Христос, Путеводительница нашей жизни Пречистая Дева Мария, все святые и теплейший наш молитвенник и покровитель преподобный Сергий. Не отчаивайтесь и вы, которые почему-либо пали. Не унывайте, двери покаяния пока еще не заключены, милосердный Отец Небесный еще ждет обращения Своих блудных сынов. Вот наступает Великий пост, когда Господь особенно бывает близок к кающимся. Припадите со слезами к Нему, как припал блудный сын (см. Лк. 15:18-19 ), и скажите: «Согрешили мы, Господи, пред Тобою и недостойны называться детьми Твоими, но прими нас хотя в число наемников Твоих». И Он, Милосердный, простит грех и, очистив душу от скверны, убелит ее и напитает Агнцем, закланным за грехи всего мира. Таким образом, все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния. Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении себя от чувственных удовольствий, чистота вдовых — в воздержании от плотских наслаждений после кончины супруга или супруги до самой смерти своей, чистота лиц, находящихся в браке, — в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:11-13 ), Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и похвала ныне и во веки веков. Аминь. Веруй, что Господь всегда с тобой

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Господь не оставит тебя в твоем безнадежном состоянии, если ты только обратишься к Нему с молитвой и просьбой облегчить твое положение. Но в том-то и дело, что мы в это время — время искушения — часто забываем о Боге. Нас постигают бедствия, неудачи, скорби, так что одно несчастье приходит за другим. Мы не знаем, за что ухватиться среди этих скорбей и несчастий, и скоро впадаем в уныние духа, опускаем руки и думаем про себя: «Всё для меня кончено, не видать мне здесь, на земле, больше радости и утешения». И приходим в отчаяние, забывая в это время обратиться к Богу. Разве не Господь послал нам испытание? Но Он же может послать терпение, и подкрепление, и утешение. Господь накажет — Он же и помилует и утешит. У Него много средств для этого, ибо Он знает, как пролить утешение в сердце самого безотрадного страдальца. Да, не роптать и отчаиваться нужно в подобных трудных случаях, а скорее взывать к Господу: «Господи, спаси меня, я погибаю! Господи, подкрепи меня, пошли мне терпение, чем и как знаешь, утешь меня». Поверь: как явился Господь сомневающимся и устрашенным ученикам Своим, так явится духовно и тебе и, что потребно для истинного блага твоего, даст тебе. Внимание человека должно быть обращено на исполнение воли Божией Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит во святом Евангелии: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6:46 )? И еще: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 7:21 ). Этими изречениями Господь показывает нам, что всё внимание наше должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается и другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мф. 15:8-9 ). Но на исполнение каких христианских правил должно быть обращено всё наше усердие, чтобы подъятый подвиг действительно был угоден Богу, послужил к нашему духовному усовершенствованию и мы могли бы надеяться на спасение? Правила эти Спаситель преподал всем христианам в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях Блаженства, еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду. Вода живая учение Христово

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Другого ничего от нас и не требует Господь наш: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь ( Мф. 22:37-38 ). Итак, искренне благодарен Господу за все неисчислимые и неизреченные благодеяния Его тот, кто любит Его всем сердцем своим, кто не предает сердца своего во власть плотских страстей, кто готов всё плотское, земное принести в жертву ради славы имени Божия, за веру и благочестие христианское, за честь Евангелия и Креста Христова, не пощадить и собственной жизни за возлюбившего нас Господа. Ибо кто отлучит нас от любви Божией, — говорит святой апостол Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим. 8:35,37 ). Благословение Божие — как много оно значит Апостолы Христовы, как мы слышали из прочитанного ныне Евангелия, всю ночь трудились над ловлей рыбы. И, несмотря на утомительный труд и благоприятное для ловли время, они ничего не поймали и с горьким сожалением сказали Спасителю: Наставник, целую ночь трудились мы и ничего не поймали (ср. Лк. 5:5 ). Когда же по слову Господа они закинули сети, то поймали такое множество рыбы, что сети у них прорывались. Вот, дорогие братия и сестры, как много значит благословение Господне! Без него же все наши труды пропадают даром. А поэтому благоразумно поступает тот, кто при начале всякого дела призывает Господа на помощь. Немного усилий требуется, чтобы, принимаясь за какой-нибудь труд или занятие, оградить себя крестным знамением, сказать: «Господи, благослови!» или, если есть поблизости батюшка, взять у него благословение, а от этого весьма много зависит успех дел наших. Наверное, каждый из нас по опыту испытал на себе силу Божия благословения. Но вот еще один момент из прочитанного ныне Евангелия обращает на себя наше внимание. Апостолы Христовы, несмотря на то что всю ночь протрудились и ничего не поймали, тем не менее от безуспешной работы не пали духом, не предались унынию, но с терпением продолжали приготовление к рыболовству и на следующую ночь, и Господь, видя такое терпение, благословил их великим успехом.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Если ваши скорби и страдания будут продолжительны, и тогда не изнемогайте и не предавайтесь печали и унынию, но всё попечение возложите на Господа, по слову Его: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Утверждайтесь в надежде на Господа, помышляя всегда, что временные страдания и скорби скоро пройдут, а награда за терпение обещана вечная, великая и неизобразимая. Внимайте словам апостола Павла, который, обращаясь к христианам из евреев, когда они впадали в уныние от гонений, призывал их вспомнить веру ветхозаветных праведников, ибо они, благодаря своему твердому упованию на Господа, всегда во всем побеждали. Посему, — пишет он, — и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает ( Евр. 12:1-6 ). Заботы о насущном и искание правды Божией Забота о необходимом, насущном хлебе и одежде поглощает всё внимание человека и отвлекает его от самой главной заботы христианина — о стяжании будущего Царствия Небесного. Давно замечено мудрыми людьми, что природа наша сама по себе малым удовлетворяется, в то время как для прихотей недостанет и сокровищ целого мира. А как часто заботы о необходимом перерождаются в суетную многопопечительность об излишних яствах, праздных украшениях тленного тела, обременяют душу, отнимают у нас драгоценное время! Потому-то Господь по Своей любви, желая освободить от этой мучительной многозаботливости, и ободряет нас: Не заботьтесь… Душа не больше ли пищи, и тело одежды ( Мф.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Если говорить о юности, то это самая опасная пора в жизни человека. Святитель Иоанн Златоуст писал: «юность… нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется» 17 . Нашим молодежным лидерам поменьше надо подбрасывать сухих терний модернистских идей и ересей в сердца нашей молодежи, чтобы окончательно их не погубить. Святитель Иоанн Златоуст учил о необходимости воспитания юных: «Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний» 18 . Посему в слове Божием сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» ( Притч.22:6 ). Духовное обучение детей слову Божию начинается с 2-х, 3-х лет, когда дети учат славянский алфавит, чтобы с 5-ти лет обучаться чтению Псалтири и разумения Библии . Такие отроки и отроковицы охотнее посещают богослужение, ибо, имея навык чтения молитвенных текстов и узнавая их за службой, они чувствуют себя в храме как дома. И их поведение за службой выдает их благочестие. Сказано: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его» ( Притч.20:11 ). Причем, главным воспитателем отрока должны стать его домашние, а не случайные люди, проявляющие не совсем понятный повышенный интерес к нашей молодежи. Сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). Кто доверит воспитание своей жены постороннему? Так же и детей – уберегите их от всяких этих «православных психологов» и недорослей-катехизаторов и проповедников-скороспелок. Детьми и молодежью должны заниматься те, которые своих детей воспитали в правоверии, дома свои содержат в благочестии, ведь дети и молодежь наша – наиболее незащищенная часть народа Божия. Сказано об ответственных служителях в Церкви: «…должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» ( 1Тим.3:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая плоть с духом и диавола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверх человеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших и высших для действительного подъема на духовную высоту низших лиц, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после сего опять спросить: может ли человек неверующий в Бога или маловерный уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответа на сей вопрос у св. апостол Павла: «душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верою) судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор. 2:14, 15 ). Св. Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого; так и душа, не наученная от Бога чрез умное делание, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божиему. Но научившийся от Бога Божественному может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный, ч. 2, гл. 4). Таким образом специалист греховных состояний и человек не верующий безусловно не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни, хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010