Когда же Цареградский патриарх или царь Василий Порфирородный предписал проту Святой горы Афонской, чтобы во всех обителях там пели эту песнь после возгласа иерея: „Изрядно о Пресвятой, тогда не все афониты подчинились этому предписанию. Между ними нашлись ревнители старины. К числу таких ревнителей принадлежал и тот безмолвник. Ему нелюбо было литургическое нововведение. Однако совесть, надо полагать, упрекала его за непослушание Великой Церкви Христовой и за отщепенство от прочих собратий на Афоне, ублажавших во время литургии „Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Под влиянием такой внутренней борьбы он ночью, после долгой молитвы пред иконою Богоматери, стал как сам не свой и в таком возбужденном состоянии души увидел зрак архангела Гавриила, некогда благовествовавшего Пресвятой Марии радость велию, и услышал от него повеление петь древнюю песнь „Достойно есть, которая в видении его в ту же минуту писалась перстом архангела как бы на плите. „Называйте это событие как хотите: чудесным, сверхъестественным, или естественным, психическим. Но оно совершилось и повлияло на многих упрямых афонитов так, что они приняли литургическое нововведение ( Порфирий (Успенский) , еп. Афон. [История Афона: В 3 ч. Киев, 1877.) С. 168)» (Дневник студента. С. 85–87). Празднование в честь иконы «Достойно есть» совершается 11 (24) июня. 302 В печатном издании Дневника дается краткое описание: «Соборный храм во имя Преображения Господня. Стенная живопись довольно древняя, как это видно из надписи над главной дверью, ведущей из притвора в храм, – 7048 (1540) г.; но представляется еще довольно светлою. Прикладывались здесь к мощам. Между прочим здесь находится часть правой ноги праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; рука святого Евстратия; глава святого Алипия столпника, именем которого назывался некогда монастырь вблизи Котломуша, следов которого теперь не существует» (Дневник студента. С. 88). Более подробное описание мощей в монастыре Котломуш см.: Краткое описание монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В обители хранится чудотворная икона «Всемилостивая Заступница» («Страшное Представительство») (греч. Φοβερ Προστασα), она находится в одноимённом храме, частицы Животворящего Креста Господня. Икона была создана в 13-ом или 14-ом веке. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Когда пираты прибыли для того, чтобы ограбить монастырь, благодать иконы не разрешила. И в то время как болтовые отцы услышал шум и голоса за стенами, они поняли, что икона удивительным образом напугала пиратов и они бежали с пустыми руками. Также в монастыре хранятся мощей святых: часть правой ноги праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; рука Св. Евстратия; часть левой ноги и руки мученика Кирика; перст мученицы Марины; часть ноги Св. Евстафия Плакиды; глава преподобного Алипия Столпника; рука и часть челюсти Св. Харалампия; левая рука Григория Богослова; частица Животворящего Древа. Во владении Кутлумуша находится келья вмч. Георгия Победоносца, в которой подвизался отшельник Киприан, замученный турками в 1679 году в Константинополе за исповедание христианства и обличение магометанства. Особо ценным предметом искусства является резной деревянный иконостас храма, полом из мраморных плит и фресками XVI века знаменитной Критской школы. Паломники могут поклоняться иконе Преображения Господня и затем иконе Пресвятой Богородицы. Престольные праздники [ править править код ] Паломнику [ править править код ] Телефон: +30 23770 23226 (канцелярия отвечает на звонки с 12:00 до 14:30). Проезд: Монастырь находится посредине северо-восточного склона Афона , около Кареи. Паломники могут попасть в монастырь Кутлумуш от Дафни на автобусе. От монастыря Кутлумуш могут идти дальше в направлении: а)в монастырь Ставроникита (1час 15мин ходьбы); б)в монастырь Пантократор (1час 30мин ходьбы); в) в монастырь Ивирон (1час 30мин ходьбы); г)в монастырь Ксенофонт (2часа 30мин ходьбы); д)в монастырь Ксиропотам (2часа 30мин ходьбы); е)в монастырь св. Пантелеимона (3часа 15мин ходьбы).

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Кутл...

Старица часто вспоминала о своём чудесном избавлении, чтила день памяти Апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы Апостолов… Во время войны Агапия попала на принудительные работы в Германию… Из воспоминаний Марфы: – Рассказала мне Матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома остались дети или больные старики и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама Матушка еще до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев… Однажды нагнали ее на дороге несколько человек мужчин… Стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Невдалеке увидела стог соломы и побежала к нему, чтобы укрыться от бандитов… Добежала до стога, спиной к нему прижалась, и Матерь Божию со слезами и просила не оставлять ее. Бандиты вокруг стога бегали, ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а Матушка посмотрела на себя и увидела, что она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые… Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели. Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память. Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?» – 1916 – ответила я. – А я на 6 лет тебя старше. По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева. «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит… Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица. Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 . Прп. Алипия столпника; освящение церкви св. вкмч. Георгия, яже в Киеве у златых врат; прп. Иакова отшельника, свт. Иннокентия, первого еписк. Иркутского. Свт. Иннокентий Иркутский († 1731 г.) своими честными мощами убедительно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Церковь Христова, полная благодати Св. Духа. 27 . Вкмч. Иакова Персянина, прп. Палладия. Знамение Пресв. Богородицы, бывшее в Великом Новеграде; Свт. Иакова еписк., Ростов. чудотв., прп. Романа чудотв.; обретение мощей св. кн. Всеволода, во св. крещении Гавриила, Псков. чудотв. Св. Иаков Персянин († 421 г.) подвергнут был за исповедание христианской веры страшным мучениям. У него, по повелению Персидского царя Исдегерда, последовательно, один за другим, отрезали все члены тела, притом так, что каждый палец рук и ног отдельно. Не смотря на страшные мучения, св. Иаков немолчно прославлял Господа и, когда отрезали у него 4-й палец ноги, сказал: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, силою четвероконечнаго креста спасающаго мя». На чудотворной иконе Знамения Божией Матери, находящейся в Новгороде, Спаситель изображен с обращенною к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. 28 . Прпмч. Стефана Нового; мч. Иринарха и с ним 7 жен, мчч.: Василия, Стефана, двух Григориев, Иоанна и мн. др. 29 . Мч. Парамона и с ним 370 мчч.; прп. Акакия, иже в Лествице свидетельствованного; мч. Филумена, прп. Нектария Печерского. 30 . Св. ап. Андрея Первозванного; свт. Фрументия, архиеп. Индийского. Св. ап. Андрей Первозванный был распят на четвероконечном кресте, (на подобие буквы X), но, «пришел ко кресту, не поругался, яко ныне врази Христовы поругаются», а сказал: «благословен буде кресте, иже плотию Христовою освящен»; при этом «и инии велию честь и поклонение кресту сотвориша» (Кир. кн. л. 174 об. –175). Декабрь 1 . Прор. Наума, мч. Анании, свт. Филарета Милостивого. 2 . Прор. Аввакума, прп. Афанасия, затворника Печерского; прпп.: Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила; мц. Миронии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В 1822 году, когда все реставрационные и строительные работы успешно завершились, главный придел храма был переименован в честь Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме - Воскресения Словущего, а левый, Никольский - в честь святого апостола Филиппа. В 1849-1852 годы этот придел был перестроен и 20 сентября 1852 года торжественно освящён митрополитом московским Филаретом (Дроздовым). Сохранилась речь, произнесённая им в тот памятный день. В ней выдающийся иерарх Русской Православной Церкви подчеркнул, что это событие пронизано живой радостью «соединения Святых Божиих Церквей», ежедневно испрашиваемого нами в молитвах. Живым свидетельством этого соединения были и бесценные дары Иерусалимских Патриархов своей русской пастве. В 1853 году, когда настоятелем был архимандрит Филарет, храм принял в дар великую святыню - частицу мощей апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. После кончины архимандрита Филарета настоятелями Иерусалимского подворья были архимандрит Григорий (1868), а затем архимандрит Никодим (1877-1882), впоследствии ставший Иерусалимским Патриархом. Во второй год его настоятельства Патриарх Иерусалимский Иерофей прислал в дар подворью частицы мощей священномученика Харалампия, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары, великомученика Галактиона и мученика Трифона. В 1880 году Патриарх вновь приносит в дар русской пастве бесценные сокровища: частицы мощей святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров архимандрит Никодим специально устроил позолоченный ковчег. В нем они находятся и по сей день, и чудотворная благодать мученических мощей изливается на всякого, с верою к ним приступающего... В 1918 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. С 1930 годов здесь служил известный протодиакон Михаил (Холмогоров). В 1960-90 годах совершал свое служение многими почитаемый протоиерей Василий (Серебренников).

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Этот перечень агиографических произведений VI века, указывает, помимо выдающейся роли столицы в религиозной жизни и сосредоточия восточного благочестия в Палестине, также и на первое выступление в агиологии Балканского полуострова, с его житием преп. Давида Солунского. В VII столетии агиография переживает эпоху упадка. Утрата Сирии, Палестины и Египта, тяжёлое смутное время в столице, славянские погромы на Балканском полуострове – всё как будто ослабляют византийскую религиозность. В обществе, занятом внешними опасностями и внутренними бедствиями, как бы умирает прежний интерес к религиозной жизни, искание и интерес к подвигу, влечение к аскезе и монашеству, прославление выдающихся подвижников. Трулльский собор отмечает глубокое нравственное и религиозное падение империи и возврат к язычеству, ещё уцелевшему в жизни и обычаях народных масс. Самый грядущий рационализм иконоборчества в значительной степени объясняется этим падением высокой религиозности, которая ознаменовывалась в предшествующие столетия своими полумистическими влечениями, своим тяготением к монастырю, своей жаждой самоотречения, своим прославлением лиц, воплотивших идеалы умерщвления плоти и любви к ближнему. Седьмой век, точнее даже одна только первая половина его, представлен в агиографии лишь житиями препп. Максима Исповедника , Алипия Столпника, Анастасия Перса, Георгия Хозевита, Иоанна Лествичника и Иоанна Милостивого, константинопольскими чудесами вмч. Артемия, солунскими чудесами вмч. Димитрия, и константинопольской легендой о чуде Богородицы при осаде Константинополя аварами. К VIII веку относятся жития патриархов Германа и Павла, константинопольское собрание чудес муч. Фанурия и Ферапонта Кипрского, критское житие преп. Андрея, афонская легенда о преп. Петре, черноморские жития препп. Стефана Сурожского, Георгия Амастридского и Иоанна Готфийского, пафлагонское житие преп. Филарета Милостивого, сирийские жития препп. Иоанна Дамаскина , Стефана Савваита и Космы Майумского, мученичества 60 мучч. иерусалимских, Илии Нового, Вакха и монахов Савваитов. Наконец, жития исповедников, претерпевших гонения за иконы: мучч. константинопольских, муч. Феодосии, Андрея ν Κρσει, Стефана Нового и Павла Кайумского. Из этого перечня явствует, что в VIII веке византийская религиозность и почитание святых переживают новый подъём. Завоевание Святой Земли безбожными агарянами, гонения на христиан от калифов, а ещё более, иконоборческое гонение на православных внутри империи, пробудили давно забытую жажду мученичества и массовое прославление исповедников, стяжавших мученические венцы. Этим объясняется, как самый значительный прирост агиографии в VIII и последующем столетиях, так и одностороннее конфессиональное содержание большинства исповеднических житий, делающее их менее интересными, чем следовало бы ожидать, не только в бытовом, но даже и в церковно-историческом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, полутемнота храма не соответствовала его пламенному духу: Бог – есть Бог светов! Бог славы и блаженства! И потому о.Иоанн послал за свечами... Подошло время чтения канонов. По Уставу полагается читать два очередных канона дня недели, а сверх того, третий канон – в честь святого, память которого совершалась в этот день. Была среда. А праздновалась, как сейчас помню, память преподобного Алипия Столпника. После я осведомился о житии этого подвижника: он стоял на столпе 53 года; а скончался 118 лет. Из будничной же службы Октоиха полагается читать в среду первый канон Кресту, а второй– Богородице. Потом уже преп. Алипию. В тот же день, 26 ноября, есть особая служба в честь освящения киевского храма св. Георгия Победоносца и полагается праздник св. Иннокентию Иркутскому; но им службы не совершалось. Как известно, о.Иоанн всегда читал каноны сам. Так было и на этот раз. Но как он читал! Совсем не так, как читаем мы, обыкновенные священнослужители: то есть ровно, без «выражения», певучим речитативом. И это мы делаем совершенно правильно, по церковному учению с древних времен: благоговение наше пред Господом и сознание собственного недостоинства не позволяют нам быть дерзновенными и в чтении; «бесстрастность» ровного, спокойного, благоговейного, совершения богослужения– более пристойна для нашей скромности. Не случайно же подчиненные вообще разговаривают с начальствующими не развязно, не вольно, а «почтительно докладывают» ровным тоном. Особенно это заметно в военной среде, где воины отвечают начальникам подобно церковному речитативу, на одних «нотах». Но «праведнику, – говорит ап. Павел, – закон не лежит» ( 1Тим.1:9 ). И о.Иоанну – при его горящей энергии, гремящей вере; при тысячах людей, жаждущих его дерзновенной молитвы; при сознании им нужд, горя, скорбей, грехов этих простых чад Божиих; даже при огромности самого храма, требующего сильного голоса, – о.Иоанну нельзя было молиться так, как мы молимся. И он молился чрезвычайно громко, а главное – дерзновенно. Он «беседовал» с Господом, Божьей Матерью и святыми; беседовал со смелостью отца, просившего за детей; просил с несомненной верой в то, что Бог не только всемогущ, но без меры и милосерд. Бог есть любовь! А святые богоподобны. Вот почему о.Иоанн взывал к ним с твердым упованием, как именно, этого на бумаге не передашь. Можно себе лишь отчасти представить, как это было: «Слава Господи, Кресту Твоему честному!» «Пресвята-ая Богородице!!! Спаси-и нас!!» «Преподобие отче Алипие!!! Моли-и Бога о нас!» И потом следовало чтение тропаря канона с тою же громкостью, выразительностью, страшной силой. Да, я никогда в жизни еще не слышал подобной силы молитвы! И у Батюшки все это выходило совершенно естественно! Народ при этих возглашениях крестился, а о.Иоанн взывал и взывал: «Спаси!», «Моли Бога!»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Итак, подготовка св. столпников к нравственному совершенству давалась им в домашнем воспитании. «Отрок Симеон (1-ый) воспитывашеся не в книжном наказании, но в простоте и незлобии: обаче Духа Божия премудрость и в простыя вселятися обыче, и невежи избирати весть, да посрамится века сего мудрование» 861 . Святого Алипия воспитывала в страсе Божием вдова-мать, проводившая жизнь «в лощении и молитвах и возлагающи себе с сыном на промысл Христа, Иже есть Отец сиротам и вдовицам; она роздана по смерти мужа все свое имение и служила при церкви в чине диакониссы 862 . Родители святого Даниила желали его 5-летним оставить в монастыре, но по совету игумена взяли его обратно домой; когда же святой Даниил будучи 12 лет тайно ушел от родителей в монастырь, то они, узнав об этом, пришли к игумену и просили его постричь их сына в монахи в их присутствии 863 . Святой Симеон Дивногорец, испрошенный у Бога молитвами матери и посвященный Богу, в отрочестве отличался незлобием, кротостью и молчанием 864 . Домашнее воспитание имело громадное значение для будущих подвижников. Вот почему мать святого Симеона Дивногорца получила (в видении) такое повеление от Иоанна Предтечи: «подобает тебе Симеона в детстве со всяким опасством блюсти, яко сосуд свят быти имущего на службу Господу Богу 865 . Руководимые Промыслом Божиим, святые столпники свободно избирали себе путь шествия к нравственному совершенству. Когда святый Даниил 12 летний пришел сам в монастырь, то игумен долго не соглашался принять его, советуя ему возвратиться к родителям, но «егда не возможе от намерения его пременити и узре в нем велие к Богу тщание и усердную любовь», созвал монастырскую братию и советовался с нею – принять ли отрока Даниила в монастырь или нет? братия, подивившись великодушию и постоянству и Божие звание в нем познавающе, соизволиша прияту тому в сопребывание их быти»; и таким образом «отрок сам себе введе на службу Богу». Святой Симеон Дивногорец, водимый благодатью Божией, сам, будучи 6 лет, приходит в Пильский монастырь, где и поселяется на удивление братии и игумена Иоанна столпника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но оно совершилось и повлияло на многих упрямых афонитов так, что они приняли литургийное нововведение» . Вышли мы из собора с прискорбием, что соборная церковь всей горы афонской представляется такою запущенною. Из собора мы пошли в так называемую типикарницу. Типикарницею называется келья, устроенная еще св. Саввою сербским и снабженная от него особенным уставом . Он здесь хранится и показывается желающим видеть его. Он написан по-славянски на довольно длинном свитке из кожи и подписан собственноручно св. Саввою. Сама келья очень древняя, но со многими позднейшими переделками. При ней построен теперь конак Хилендарского монастыря. Подобие иконы Спасителя, Протатская. Конец XIX в. От Карей на 1/4 часа к югу находится монастырь греческий Котломуш, куда мы теперь и отправились пешком. Котломуш – турецкое слово (испорченное от куртурмуш) по-русски означает «освобожденный». Полагают, что он так назван вследствие чудесного избавления от разгрома варваров, разорявших другие монастыри. Монастырь этот основан еще в XII в. императором Алексеем Комненом. В настоящее время его полуразрушающиеся здания свидетельствуют о бедности монастыря. Одно только местоположение его завидное, такое же, как и Карей. Игумена не было дома; вместо него нас встретил один из эпитропов монастыря о. Харитон, очень представительный инок. Оказалось, что он кроме греческого языка знает еще и молдавский, на котором и я несколько говорю, и мы довольно долго беседовали. Он разумный человек и состоит антипросопом монастыря в Протате. О монастыре говорил, что он несколько раз подвергался пожарам и что он очень беден вследствие отсутствия поклонников и благодетелей (впрочем – это обычная жалоба у греческих иноков). Здесь соборный храм во имя Преображения Господня. Стенная живопись довольно древняя, как это видно из надписи над главною дверью, ведущею из притвора в храм – 7048 (1540); но представляется еще довольно светлою. Прикладывались здесь к мощам. Между прочим здесь находится часть правой ноги святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы; рука св. Евстратия; глава св. Алипия столпника, именем которого назывался некогда монастырь вблизи Кутлумуша, следов которого теперь и не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Котломуш, Кутлумуш (греч. Κουτλουμοσου) – греческий монастырь в честь Преображения Господня, основание которого относится разными исследователями к периоду с X по XIII вв. В 1393 г. патриарх Антоний провозгласил Кутлумуш патриаршим и ставропигиальным монастырем. Однако уже к середине XV в. монастырь пришел в упадок, а затем почти полностью выгорел в результате страшного пожара 1497 г. Восстановление монастыря совершилось при поддержке господарей дунайских княжеств, а позже – с помощью влиятельных греков. После нового пожара в 1767 г. монастырь был возрожден стараниями своего бывшего насельника, Александрийского патриарха Mamфeя III . В 1856 г. грамотой Константинопольского патриарха Кирилла VII в Кутлумуше был вновь введен общежительный устав. В монастыре – пятиглавый собор Преображения Господня (1540 г.), в котором сохранились фрески XVI в., и девять церквей. Среди монастырских реликвий – часть Животворяшего древа Креста Господня, частицы мощей; руки мч. Евстратия, левой стопы праведной Анны, матери Богородицы, главы прп. Алипия Столпника, руки сщмч. Харалампия, руки свт. Григория Богослова , главы св. Елевферия, глав вмц. Анастасии Узорешительницы и св. Параскевы и др. святыни. В библиотеке Кутлумуша около 600 древних рукописей и 3500 книг. К началу XXI в. братия насчитывала около 30 монахов. Ксенофонт Ксенофонт, Ксеноф (греч. Ξενοφντος) – монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и расположенный на юго-западной стороне Святой Горы. В XII–XV вв. монастырь многократно приходил в упадок от набегов сарацин, крестовых походов, поборов турок, однако каждый раз возрождался и перестраивался. В 1545 г. он снова был отстроен стараниями влахийского господаря Матфея Бесараба и его бояр Дуки и Радулы, так как в это время в монастыре подвизались болгары и сербы. К концу XVII в. все славяне из Ксенофонта были вытеснены греками, в 1784 г. в нем был вновь введен общежительный устав. Монастырь имеет два собора в честь вмч. Георгия: старый (начала XVI в.) с сохранившимися фресками и новый – один из красивейших на Афоне (1809–1819 гг. постройки), а также восемь параклисов. Среди святынь монастыря – частицы мощей вмч. Марины, св. Модеста, вмч. Иакова Персиянина и др. В монастырской библиотеке сохранилось более 300 рукописей и 4000 старинных книг. К началу XXI в. в Ксенофонте подвизалось около 40 монахов. Ксенофонту принадлежит Благовещенский скит, основанный в 1760 г. Ксиропотам

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010