Вавилон в данном памятнике, изображенный как царство змей, является символом враждебных языческих сил, а три вавилонских отрока символизируют вечное, неистребимое христианское начало. 575 ...тричисленое же слышание Исаию-пророку серафомовидцу... – Библейский пророк Исайя в видении лицезрел Бога, окруженного серафимами. 577 ...три же ученикы Христос постави на Фавор и преобразися пред ними... – Β Евангелии рассказывается, что Христос явился в божественном сиянии перед тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном (Преображение). 579 ...и понеже Иеремю пророка Богъ въ чрев матерни освяти... – Иеремия – библейский пророк. Β Книге Пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь κ нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя» ( Иер. 1:5 ). 582 Святый Николае чюдотворець... – Β тексте далее приводятся эпизоды, связанные с рождением целого ряда византийских святых: Николая Мирликийского (ум. в 343 г.), Ефрема Сирина (ок. 306–373 гг.), Алипия Столпника (VI–VII вв.), Симеона Столпника (ум. в 459 г.), Федора Сикеота (ум. в 613 г.), Евфимия Великого (376–477), Федора Едесского (IX в.), Федора Тирона (ум. ок. 306 г.). 584 ...отрока тшениа тяклоименита... – Обыгрывается имя Евфимия Великого, которое по-гречески означает «произносящий хорошие слова». 586 Пишет же в житии святого отца нашего Петра митрополита... – Приводится эпизод из «Жития митрополита Петра», написанного митрополитом Киприаном. 587 ...в лта... царя Андроника... при архиепископ... Калист... въ княжение великое тферьское при великомъ князи Димитрии Михайловиче, при архиепископ пресвященнмь Петре, митрополит всея Руси, егда рать Ахмулова. – Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.), так что здесь допущена явная хронологическая ошибка. Дмитрий Михайлович Грозные Очи был великим князем в 1322–1325 гг.; Петр занимал митрополичий престол в 1308–1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26     Пр. Алипий столпник. В славянской минее от Метафраста сокращенно «Основанием Метафрастову повествованию служило житие пр. Алиция, описанное одним из учеников его которое и помещено у Сурия 26 ноября. стр. 543. Житие пр. Плипия, описанное учеником его, ясно показывает в сочинитель современника и соотечественника святому; так наприм. описывая вопрощение Алипия в отечество (Адрианополь пафлогонский) поверит: Богу угодно было явит, нам такую милость, что он даровал спасительный плод тому самому городу, в котором он возрос; в конце жизнеописания молится ему: призря на нас и сжалься над нами, которых ты собрал и оставил сиротами и проя. «Св. Димитрий, М. ростовский стр. 146. На греч. языке Метфрастова жизнь его у Лямбеция (Т. VIII. 28З). Глава его находится в монастыре кутлумусинском на Афоне. (Моптапо. Paleogr. 48З»).     Пр. Стилиан. В Римском маратирологе несомненно Симлианом назван Алипий столпник (στυλτης). Может быть и в греч. прологах с XI в. из того же Алиния стилита сделали особое имя Стилиана, ибо 1. Стилиан также называется пафлогонянином; 2. Сказание об нем так общо, что обличает писателя позднейшего, почти ничего не знавшего о сем святом. Служба ему составлена поздно Стилианом Рикисом. См. Синакс. Никодима. 27     Св. муч. Иаков рассеченый. Страдания его описаны очевидцем. Акты его в русс. переводе в Хр- — 26 г. 8. Когда впоследствии издан был указ в Персии сожжен св. мощи мучеников, христиане отправили мощи его в Иерусали, откуда при импер. Маркиане они перенесены были едесским епископы Петром в Тавонцу в Египет. По другому сказанию Кирилл римский перенос св. мощи его из Персии в Италию, де глава его при Евгении папе IV (1431) кардиналом Иорданом Хрсином подарена ватиканской базилике, в коей и до ныне находится. (Ullmann Zeitschrift fur histor. 1861 I. 147). Есть мощи его в Враге в Португалии, где. принесение их празднуется 22 мая. 28     Пр. Стефан новый. В Деяниях св. (Oct. VIII, р. 131 в жизни св. Андрея критского) такова хронология жизни св. Стефана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря.    Ночва, или ночвы, — сосуд, имеющий форму корыта.    См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373—379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января.    См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября.    См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября.    См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля.    Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает «благодушный, веселый».    См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля.    Феодор по-гречески означает «Божий дар».    См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским.    Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322—1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г. Глава 3. О том, как Варфоломею было даровано познание грамот...    Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что Господь не оставит Своего Преподобного. По смотрению Божию, нужно было, чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось. Расскажем подробнее о том, как, благодаря Божественному явлению, он научился грамоте.    Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле, который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом обрел жребий высший по сравнению с обыденными делами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

25 . Иже во святых отец наших и спященномучеников Климента, папы Римскаго, и Петра Александрийскаго . Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы . 26 . Преподобнаго Алипия столпника. Освящение храма святаго великомученика Георгия, иже в Киеве, пред враты Святыя Софии. Преставление иже во святых отца нашего Иннокентия, перваго епископа Иркутскаго, чудотворца. 27. Празднование иконе Божия Матере, именуемой Знаменне . Знамение Пресвятыя Богородицы, бывшее в Великом Новеграде. Святаго мученика Иакова Персянина. Иже во святых отца нашего Иакова, епископа Ростовскаго, чудотворца. Преподобнаго Палладия. 28 . Святаго преподобномученика Стефана Новаго. Святаго мученика Иринарха. 29 . Святаго мученика Парамона. Святаго мученика Филумена. Преподобнаго Акакия, иже в Лествице свидетельствованнаго. 30. Святаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго. Декемврий 1 . Святаго пророка Наума. Святаго Филарета Милостиваго. 2 . Святаго пророка Аввакума. 3 . Святаго пророка Софонии. Преставление преподобнаго Саввы Сторожевскаго. 4. Святыя великомученицы Варвары . Преподобнаго Иоанна Дамаскина . 5. Преподобнаго Саввы Освященнаго . Иже во святых отца нашего Гурия, архиспископа Казанскаго. 6. Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 7 . Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланскаго. Преставление преподобнаго Антония, Сийскаго чудотворца. Преставление преподобнаго Нила, иже на озере Селигере, на острове, зовомом Столобное, новаго чудотворца. 8 . Преподобнаго Патапия. 9 . Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. 10 . Святых мученик Мины, Ермогена и Евграфа. Преставление иже во святых отца нашего Иоасафа, епископа Белгородскаго, чудотворца. 11 . Преподобнаго Даниила Столпника. 12. Преподобнаго Спиридона, чудотворца, епископа Тримифийскаго (Тримифунтскаго) . Преподобнаго Ферапонта Монзенскаго. 13 . Святых мученик Евстратия, Анксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Святыя мученицы Лукии девы. Преподобнаго Никодима, иже в Румынии. Неделя святых праотец

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преп. Петра молчальника. Из Понта. Подвизался в Антиохии, и скончался 90 лет. Пролог. Свв. двоих преподобномучч. от Авенира царя живо сожженных. Пострадали за то, что, вопреки повелению царя, не удалились из его владений в определенный для того трехдневный срок. Чет. Минея в Житии Иоасафа царевича, 19 ноября. 26 Преп . Алипия столпника. Из Адрианополя Пафлагонского. Взошел на столп, будучи 32 лет, и пробыл на нем 66 лет. Преставился в царствование Ираклия. В Чет. Минее Житие от Метафраста сокращенно. (apud Surium b. d. 346. Vita auct. discipulo Sancti. Vita Metaphr. gr. ined. in cod. Mosqu. XI. Acta SS. Martyrium. occid. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. II. p. 257). Мес. B. B службе канон Иосифа. Преп. Иакова отшельника. Ученик преп. Марона (14 февр.), современник Симеона столпника (1 сент.) и преп. Варадата (22 февр.). Подвизался в 30 стадиях от Кира. Имп. Лев спрашивал его мнения о соборе Хадкидонском и Тимофее Елуре. Преставился позже 457 года. Пролог. (Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 21). Освящение церкви св. великомученика Георгия, яже в Киеве пред вратами св. Софии . Освящена митр. Иларионом в 1037 г., при Ярославе Владимировиче, нареченном по св. крещении Георгием. Пролог. Есть служба. Память преставления святителя Иннокентия, первого еп. Иркутского. Посвящен во епископа для китайской миссии 1721 года. Не принятый китайцами, оставлен в Иркутске в знании викария Тобольского. Преставился в 1731 году. Слов. ист. о свв. Р. Ц. 27 Св. муч. Иакова Персянина. Пострадал во второй год царствования Варарана V, в 421 году. Прежнее свое отпадение от христианской веры искупил необыкновенной твердостью в самых лютых муках: он был изрезан по суставам. От сего в римском Мартирологе носит проименование изрезанного (intercisi). В Чет. Минее Страдание от Чет. блаженного Макария Московского и от Никифора (XIV. 20). (Аста Martyrium orient. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 242. Христ. Чт. 1822. VIII.) Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Романа чудотворца. Подвизался близ Антиохии, до старости не держал в своей храмине ни огня, ни светила.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

15 . Чтется чудо и мучение святых исповедников (каких не сказано). 16 . Евангелиста Матфея и мученика Варлаама. 17 . Григория чудотворца . 18 . Мучеников Платона и Романа. 20 . Предпразднство Введения Богородицы. 21 . Введение Богородицы. 22 . Попразднство Введения и преподобого Фаддея Студийского. 23 . Григория епископа Акрагантского. 25 . Священномученика Петра папы Александрийского и священномученика Климента папы Римского. 26 . Мученика Меркурия и преподобного Алипия столпника. 27 . Иакова Персянина. 28 . Стефана нового и иже с ним, Петра и Павла и дружины их. 30 . Апостола Андрея. Декабрь (листы 101 оборот – 121 оборот). 4 . Великомученицы Варвары и св. Иоанна Дамаскина . 5 . Преподобного Саввы. 6 . Преподобного отца нашего (sic) Николы. 7 . Преподобного отца нашего Амвросия. 9 . Зачатие св. Анны. 11 . Преподобного Даниила столпника. 12 . Преподобного (sic) Спиридона епископа. 13 . Мученика Евстратия и дружины его. 17 . Пророка Даниила и трёх отроков. 22–24. Предпразднство Рождества Христова. 25 . Рождество Христово. 27 . Первомученика Стефана. 28 . Мучеников дву тьму. 29 . Святых младенец и св. Маркелла. 30 . Апостола Тимофея. 31 . Попразднство Рождества Христова. Январь (листы 121 оборот – 140 оборот). 1 . Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и Василия Великого . 5 . Навечерие Богоявления. 6 . Богоявление. 7 . Собор Иоанна Крестителя и от Антиохии перенесение честный его руки. 9 . Св. Полиевкта. 10 . Св. Григория Нисского . 11 . Преподобного Феодосия. 12 . Мученицы Татианы. 13 . Попразднство Богоявления. 14 . Память отец убиенных на Синае и на (sic) Раифе. 15 . Иоанна Каливита и Павла Фивейского. 16 . Поклонение честным веригам ап. Петра. 17 . Преподобного Антония Великого . 18 . Возвращение от изгнания св. Афанасия (Александрийского) и память св. Кирилла Александрийского . 19 . Преподобного Макария Египетского . 20 . Евфимия Великого. 22 . Апостола Тимофея и мученика Анастасия («Анастаса») Персянина. 23 . Мученика Климента Анкирского. 24 . Преподобной Ксении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Остатки росписи нач. XI в. свидетельствуют о восстановлении мирной жизни на Кипре после окончательного освобождения от араб. нашествия. По своему качеству и красоте, по полноте программы и связи со всеми эпохами истории Кипра монументальные росписи этого храма могут претендовать на 1-е по значимости место среди местных памятников визант. фресковой живописи. Росписи покрывают храм внутри целиком. В 90-х гг. XX в. были проведены их расчистка и реставрация, поздние слои были удалены ради исследования первоначальной живописи. В алтаре были раскрыты: в конхе апсиды композиция - Богоматерь «Оранта», с предстоящими архангелами, на своде - «Вознесение Христа» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (фрески XIV в. с указанными композициями перемещены в Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия), а также неизвестные по др. памятникам поясные портреты священников - Деметрианоса (на сев. стороне юго-вост. столба; фреска XIV в. перемещена на юж. стену диаконника) и Филона (на юж. стороне сев.-вост. столба). На 2 сторонах юж. лопатки в алтаре - фигуры свт. Григория Нисского и прп. Симеона Столпника, на сев. лопатке - архидиак. первомч. Лаврентия и прп. Алипия Столпника. К числу древнейших принадлежат также фрески на зап. своде: «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» (на южном склоне), «Вход Господень в Иерусалим» (на сев. склоне), а также остатки композиции «Успение Пресв. Богородицы» в зап. люнете (верхнем полукруглом завершении рукава креста). На вост. поверхности сев.-зап. столба - поясной образ мч. Фалалея, в сев. люнете - фрагменты композиций «Положение во гроб» и «Оплакивание» (скрыты слоем XIV в. с изображением пустой гробницы). На склонах арки, между наосом и вимой, представлены портреты архиереев: на сев. стороне - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и свт. Игнатия, патриарха К-польского, на южной стороне - Германа, патриарха К-польского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. В арке, соединяющей зап. рукав с нефом, расположены поясные парные портреты мучеников Флора и Лавра, воинов Сергия и Вакха. Росписи этого времени отличаются яркостью в письме личного с преобладанием охр и киновари, но также и однообразием в расположении фигур и их движений, в разделке драпировок.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

Евстратия Авгаровского, Иоанникия Великого и Антония Нового, житие галатийского святого Феодора Сикеота и фригийское житие Агапита Синадского. Мизия представлена житиями преп. Парфения Лампсакского, Афанасия Адрамиттийского и Филофея Опсикианского. Юго-западное побережье М. Азии дало жития преп. Николая Мирликийского и Николая Сионита, Павла Латрского, Никифора Милетского и Лазаря Галезийского. Быт Пафлагонии отражён в житиях преп. Ипатия Гангрского, Евсевии Эвхаитской, Алипия Столпника, Георгия Амастридского и Филарета Милостивого. Северное побережье полуострова дало легенды о преп. Фоке Синопском и повесть о замученном турками Феодоре Гаврском. Отдалённая Каппадокия представлена житием преп. Евдокима. Менее числены, чем следовало бы ожидать, имея в виду значительную роль Сирии в культурной жизни V и VI столетий, греческие жития сирийских святых. Помимо сборника преп. Феодорита, сохранившего краткие биографии сирийских подвижников IV и V вв., мы имеем из Сирии лишь жития обоих Симеонов Столпников, и матери младшего из них – преп. Марфы, краткое сказание о преп. Ефреме Сирине , легенду о пресвитерах Павле и Иоанне и знаменитую биографию Симеона юродивого из Эмесы, написанную еп. Леонтием Неапольским. Эта сравнительная малочисленность греческих житий сирийских святых объясняется двояко. С одной стороны, греческий язык, несмотря на долгую эллинистическую культуру, был (как увидим ниже) сравнительно слабо распространён в народных кругах Сирии, а с другой, Сирия рано откололась от православного целого империи и вошла в круг монофизитского вероисповедания с его специальными святыми и написанными по-сирийски житиями. Наоборот, несколько любопытных агиографических произведений, рисующих быт острова на протяжении семи столетий, дал соседний с Сирией Кипр. Отсюда мы имеем: жития кипрских святителей Спиридона и Епифания, легенды о преп. Тихоне Амафунтском, житие преп. Димитриана и жития-похвалы кипрских угодников, составленные в конце века Нефитом. Многочисленны, хотя и не столь важны в отношении бытового содержания, жития Палестинских святых, повествующие главным образом об аскетической практике раннего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Столпники в православии кто такие 2 мин., 22.06.2022 В истории христианства есть много поразительных примеров подвигов. Их являли сильные духом люди — истинные подвижники веры. Древние христианские монахи, отшельники, труженики избирали особые виды служения. Были среди них те, кто почти все время находились в уединении на башне, вознося молитвы Богу. Это столпники в православии – кто такие удивительные люди? Древний подвиг столпничества впервые встречаем в жизнеописании святого Симеона, сирийского пустынника (V век). По описанию блаженного Феодорита Кирского, святой провел на вершине рукотворной башни — столпе — около 80 лет. Всего же он прожил 103 года. Симеон Столпник возвел сооружение своими руками, чтобы пребывать на нем в уединении и молитве, быть ближе к Богу. Сначала высота башни была около 3 метров, но позже святой достроил ее до 18 метров. Верующие постоянно приходили к Симеону Столпнику, и постепенно рядом вырос монастырь. Читайте также: Столпники: кто это такие и зачем они жили на «столбах»? Ученые полагают, что некоторые столпники выбирали такое служение, чтобы противопоставить истинную веру язычеству. Ведь во многих областях Сирии в первые века христианства еще жив был культ поклонения духам гор и исполинам. Подтверждением этой теории служат истории святого Алипия (VII век), который нес свой подвиг на месте капища идолов, или святого Даниила (V век) — он построил столп на месте языческого сооружения в Филимпоре. Всех этих древних христиан объединяет желание смирять плоть, жить уединенно, пребывать в созерцании и богообщении. По описаниям, святые проводили на башне большую часть дня. На короткое время спускались они на землю, чтобы дать наставление паломникам или участвовать в богослужении. Когда в Сирии и Палестине начались серьезные гонения на христиан, монахам пришлось отказаться от этого подвига. Интересно, что столь сложное изнурительное служение практиковали восточные отшельники, а позже — некоторые русские святые. На Западе подобная практика не прижилась. Всего можно найти 12 имен известных столпников, которые жили в V–XV веках. Среди них, например, преподобный Симеон Дивногорец, младший (VI век), Феодосий Едесский (VIII век). Из русских святых можно привести в пример преподобных Никиту Переяславского (XII век) и Савву Вишерского (XV век).

http://foma.ru/stolpniki-v-pravoslavii-k...

А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13896

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010